Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ / MOODLE / ZOOM / FACEBOOK / WHATSAPP / TELEGRAM / ВИРТУАЛЬНЫЙ КЛАСС / ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕДОСТАТКИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Итинсон Кристина Сергеевна

Цель данной статьи - изучение средств информатизации, которые активно используются преподавателями медицинского вуза в работе со студентами, а также анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения по мнению студентов медицинского вуза. Пандемия коронавирусной инфекции повлияла на современную жизнь общества и на все сферы образовательного процесса в средних образовательных и высших профессиональных учреждениях. Чрезвычайная ситуация оказала огромное влияние на медицинское образование, так как для многих клинических кафедр переход полностью на дистанционное обучение практически невозможен в силу того, что студенты должны обязательно заниматься в стационарных и амбулаторных условиях. Автор статьи подтверждает, что преподаватели вышей школы в Курском государственном медицинском университете успешно и в сжатые сроки перевели традиционный учебный процесс на платформы для дистанционного обучения. Важно отметить, что преподаватели Курского государственного медицинского университета успешно разрабатывают задания и тесты для системы Moodle, используют учебные материалы веб-сайтов других университетов, а также инструменты и социальные сети, которые позволяют совместно обсуждать насущные вопросы и проблемы образовательного процесса. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. Научная новизна работы состоит в том, что автором было установлено: видеоконференции, телеконференции, заранее записанные видео-лекции, социальные сети и различные приложения являются популярными информационными инструментами, которые используются и преподавателями вузов, и студентами из-за доступности и широких возможностей. Практическая значимость работы обусловлена тем, что автор в рамках исследования провел анкетирование студентов медицинского вуза с целью оценки недостатков и преимуществ вынужденного удаленного обучения в условиях пандемии. Автор доказывает, что главные преимущества дистанционного обучения для студентов - его доступность и гибкость, а приоритетными проблемами отмечаются: снижение качества обучения и недостаточное общение с преподавателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Итинсон Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO DISTANCE LEARNING IN THE MODERN PANDEMIC CONDITIONS

The purpose of this article is to study the means of informatization, which are actively used by teachers of a medical university in working with students, as well as an analysis of the advantages and disadvantages of distance learning in the opinion of students of a medical university. The coronavirus pandemic has affected the modern life of society and all areas of the educational process in secondary educational and higher professional institutions. The emergency situation had a huge impact on medical education, since for many clinical departments the transition to distance learning is almost impossible due to the fact that students must necessarily study in inpatient and outpatient conditions. The author of the article confirms that the teachers of the higher school at Kursk State Medical University successfully and in a short time transferred the traditional educational process to platforms for distance learning. It is important to note that the teachers of Kursk State Medical University successfully develop tasks and tests for the Moodle system, use educational materials on the web - sites of other universities, as well as tools and social networks that allow us to jointly discuss pressing issues and problems of the educational process. The article uses the methods of complex theoretical and descriptive analysis. The scientific novelty of the work lies in the fact that the author established: video conferencing, teleconferencing, pre-recorded video lectures, social networks and various applications are popular information tools that are used by both university teachers and students due to their availability and wide opportunities. The practical significance of the work is due to the fact that the author, within the framework of the study, conducted a survey of medical students in order to assess the disadvantages and advantages of forced remote learning in a pandemic. The author proves that the main advantages of distance learning for students are its accessibility and flexibility, and priority problems are noted: a decrease in the quality of education and insufficient communication with the teacher.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

ITINSON Kristina Sergeevna

ATTITUDE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VJTK" 14.7004 r~\ IT\ Ie>2021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

•УД14 J IO.I-* I .VV-* |(сс) (jjCS) Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0032 https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 777287 SPIN: 5121-8467

ИТИНСОН Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

иностранных языков Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель данной статьи - изучение средств информатизации, которые активно используются преподавателями медицинского вуза в работе со студентами, а также анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения по мнению студентов медицинского вуза. Пандемия коронавирусной инфекции повлияла на современную жизнь общества и на все сферы образовательного процесса в средних образовательных и высших профессиональных учреждениях. Чрезвычайная ситуация оказала огромное влияние на медицинское образование, так как для многих клинических кафедр переход полностью на дистанционное обучение практически невозможен в силу того, что студенты должны обязательно заниматься в стационарных и амбулаторных условиях. Автор статьи подтверждает, что преподаватели вышей школы в Курском государственном медицинском университете успешно и в сжатые сроки перевели традиционный учебный процесс на платформы для дистанционного обучения. Важно отметить, что преподаватели Курского государственного медицинского университета успешно разрабатывают задания и тесты для системы Moodle, используют учебные материалы веб-сайтов других университетов, а также инструменты и социальные сети, которые позволяют совместно обсуждать насущные вопросы и проблемы образовательного процесса. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. Научная новизна работы состоит в том, что автором было установлено: видеоконференции, телеконференции, заранее записанные видео-лекции, социальные сети и различные приложения являются популярными информационными инструментами, которые используются и преподавателями вузов, и студентами из-за доступности и широких возможностей. Практическая значимость работы обусловлена тем, что автор в рамках исследования провел анкетирование студентов медицинского вуза с целью оценки недостатков и преимуществ вынужденного удаленного обучения в условиях пандемии. Автор доказывает, что главные преимущества дистанционного обучения для студентов - его доступность и гибкость, а приоритетными проблемами отмечаются: снижение качества обучения и недостаточное общение с преподавателем.

Ключевые слова: дистанционное обучение, очное обучение, пандемия, коронавирусная инфекция, образовательный процесс, высшее профессиональное учреждение, медицинское образование, социальное дистанцирование, Moodle, Zoom, Facebook, Whatsapp, Telegram, виртуальный класс, преимущества, недостатки, электронная платформа, социальная сеть.

ATTITUDE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO DISTANCE LEARNING IN THE MODERN

PANDEMIC CONDITIONS

© Author(s) 2021

ITINSON Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of

foreign languages Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) Abstract. The purpose of this article is to study the means of informatization, which are actively used by teachers of a medical university in working with students, as well as an analysis of the advantages and disadvantages of distance learning in the opinion of students of a medical university. The coronavirus pandemic has affected the modern life of society and all areas of the educational process in secondary educational and higher professional institutions. The emergency situation had a huge impact on medical education, since for many clinical departments the transition to distance learning is almost impossible due to the fact that students must necessarily study in inpatient and outpatient conditions. The author of the article confirms that the teachers of the higher school at Kursk State Medical University successfully and in a short time transferred the traditional educational process to platforms for distance learning. It is important to note that the teachers of Kursk State Medical University successfully develop tasks and tests for the Moodle system, use educational materials on the web - sites of other universities, as well as tools and social networks that allow us to jointly discuss pressing issues and problems of the educational process. The article uses the methods of complex theoretical and descriptive analysis. The scientific novelty of the work lies in the fact that the author established: video conferencing, teleconferencing, pre-recorded video lectures, social networks and various applications are popular information tools that are used by both university teachers and students due to their availability and wide opportunities. The practical significance of the work is due to the fact that the author, within the framework of the study, conducted a survey of medical students in order to assess the disadvantages and advantages of forced remote learning in a pandemic. The author proves that the main advantages of distance learning for students are its accessibility and flexibility, and priority problems are noted: a decrease in the quality of education and insufficient communication with the teacher.

Keywords: distance learning, face-to-face training, pandemic, coronavirus infection, educational process, higher professional institution, medical education, social distancing, Moodle, Zoom, Facebook, Whatsapp, Telegram, virtual classroom, advantages, disadvantages, electronic platform, social network.

ВВЕДЕНИЕ.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Пандемия коронавирусной инфекции повлияла на современную жизнь общества и на все сферы образовательного процесса в средних образовательных и высших профессиональных учреждениях. Чрезвычайная

ситуация оказала огромное влияние на медицинское образование, так как для многих клинических кафедр переход полностью на дистанционное обучение практически невозможен в силу того, что студенты должны обязательно заниматься в стационарных и амбулаторных условиях. Пандемия COVID-19 нарушила важный компонент медицинского образования, который

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ИТИНСОН Кристина Сергеевна ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА...

заключается в учебном процессе студентов-медиков на клинических базах вуза (в поликлиниках и больницах) [1-4].

Требования социального дистанцирования привели к отмене привычного очного обучения, контактной работы на занятиях и в симуляционных лабораториях. Пациентам было рекомендовано отложить, если это возможно, посещения больниц и поликлиник, а студенты-медики начали работу в медицинских учреждениях, оказывая помощь в борьбе с коронавирусом.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Вопросом анализа преимуществ, недостатков и проблем дистанционного обучения в современных условиях коронавирусной инфекции занимаются следующие авторы: Купешова А.Ж., Исраилова М.К. [5], Романова М.Н., Филиппова С.Ф. [6], Поняева Т.А. [7], Прокубовская А.О., Чубаркова Е.А. [8], Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. [9], Акбаева Х.Б. [10], Василюк Н.Н. [11].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Формирование целей статьи. Постановка задания. Пандемия коронавирусной инфекции вытеснила студентов-медиков из клинической среды, перераспределила жителей в системе здравоохранения и заставила перейти медицинское образование на обучение в режиме онлайн [12]. Однако преподаватели вышей школы в Курском государственном медицинском университете успешно и в сжатые сроки перевели традиционный учебный процесс на платформы для дистанционного обучения.

Конечно же, важно отметить, что преподаватели медицинского вуза используют широкий спектр информационных инструментов для обеспечения непрерывного процесса обучения в условиях пандемии, применяя платформу Moodle и организуя групповые занятия на платформе Zoom.

Большинство преподавателей Курского государственного медицинского университета разрабатывают задания и тесты для системы Moodle, используют учебные материалы веб-сайтов других университетов, а также инструменты и социальные сети, которые позволяют совместно обсуждать насущные вопросы и проблемы образовательного процесса. Преподаватели создают группы в Facebook, Whatsapp, Telegram для обеспечения непрерывной поддержки студентов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Цель данной статьи - рассмотреть средства информатизации, которые активно используются преподавателями медицинского вуза в работе со студентами, а также изучить преимущества и недостатки дистанционного обучения по мнению студентов медицинского вуза.

В сложившейся ситуации пандемии COVID-19 преподавателям доступен широкий спектр средств информатизации, многие из которых играют ключевую роль в обеспечении непрерывного образовательного процесса студентов-медиков [13-16]. Преподаватели медицинских вузов используют видеоконференции, телеконференции, заранее записанные видео-лекции, социальные сети и различные приложения.

Видеоконференции, например в Zoom, обеспечивают высокую степень сотрудничества в реальном времени между преподавателями и студентами. Занятия в виртуальном классе позволяют студентам подключаться с помощью мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков или ПК в удобном для них месте [17-23]. Преподаватели на занятиях в виртуальном классе могут использовать заранее подготовленные презентации, различные приложения и даже читать лекции, обсуждать их содержание со студентами в режиме онлайн, а также записывать лекции и рассылать их студентам, чтобы они подключались в виртуальные

классы теоретически подкованными. Платформа Moodle также позволяет преподавателям публиковать учебные материалы, интересные задания, загружать лекции.

Социальные сети в настоящее время являются популярным информационным инструментом, который используется и преподавателями вузов, и студентами из-за доступности и широких возможностей, так как мобильный телефон сейчас не является предметом роскоши и имеется в наличии у каждого студента [24]. Специально созданные группы в Facebook позволяют легко организовать совместную работу по теоретическому лекционному материалу, а также разбирать необходимые клинические задачи. WhatsApp также используется для обмена мгновенными сообщениями между отдельными пользователями или группой (преподаватель и студенты) бесплатно через Интернет.

Twitter - это общедоступная платформа, которая способствует общению преподавателей и студентов с коллегами, пациентами, профессорами и известными лидерами в области медицинского образования и системы здравоохранения в целом [25]. Популярная общедоступная платформа LinkedIn предоставляет инструменты для профессионального общения и непрерывного профессионального развития в сети Интернет. Instagram еще одна социальная сеть, которая направлена в большей мере на обмен фотографиями и видео, однако преподаватели находят блоги выдающихся врачей и педагогов и делятся ими со студентами [26]. С помощью приложения Instagram можно осуществлять потоковую передачу видео, которая обеспечивает быстрый и безопасный доступ к онлайн демонстрациям врачей в клинических условиях. Также многие преподаватели в Instagram создают прямые трансляции, взаимодействуя со студентами в режиме реального времени, с помощью текстовых или устных ответов.

В рамках исследования было проведено анкетирование студентов медицинского вуза с целью оценки недостатков и преимуществ вынужденного удаленного обучения в условиях пандемии (рисунок 1).

Преимущества дистанционного обучения

27% 13%

Доступность ■ Параллельность ■ Гибкость IАсинхронность "Модульность ■ Мобильность

Рисунок 1 - Преимущества дистанционного обучения по результатам опроса студентов-медиков Большая часть студентов отметили, что главным преимуществом дистанционного обучения является его доступность (34%) и гибкость (27%), которые заключают в себя тот факт, что преподаватели и студенты могут работать в любом месте в удобном темпе. Некоторые студенты выделяют такие плюсы, как параллельность (13%) и мобильность (12%), что позволяет одновременно получать профессиональную или образовательную подготовку в нескольких учреждениях. И, наконец, небольшой процент студентов считают, что дистанционное обучение характеризуется модульностью (9%) и асинхронностью (5%), так как обучение в медицинском вузе осуществляется по строгому расписанию с 2оош-занятиями.

Конечно же студенты отмечают и недостатки дистанционной формы обучения (рисунок 2)._

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

133

ITINSON Kristina Sergeevna

ATTITUDE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Недостатки дистанционного обучения

22% 25%

31%

™ Снижение качества обучения

■ Недостаточное общение с преподавателем

■ Сложности в оценки успеваемости

■ Низкая мотивация

" Негативное влияние на здоровье

Рисунок 2 - Недостатки дистанционного обучения по результатам опроса студентов-медиков

Очень многие студенты считают, что самыми важными недостатками дистанционного обучения являются снижение качества обучения (25%) и недостаточное общение с преподавателем (31%). Студенты отмечают, что процесс изучения новых тем и отработка практических навыков на очных занятиях являются более интересным и эмоциально окрашенным. Часть студентов отмечают негативное влияние онлайн обучения на здоровье учащихся (22%), 13% процентов студентов указывают на несправедливую оценку некоторых преподавателей, так как у преподавателей возникают сложности в оценке знаний и навыков студентов в онлайн режиме, и только 9% студентов утверждают о наличии низкой мотивации, трудностях в самоорганизации.

ВЫВОДЫ.

Коронавирусная инфекция COVID-19 внесла свои коррективы во все аспекты образования. Рассматривая медицинского образование, важно отметить, что многие преподаватели и студенты были выдернуты из процесса обучения и добровольно направлены на борьбу с пандемией COVID-19 на передовой. Пандемия показала, что процесс обучения студентов медицинских вузов должен быть качественным, чтобы будущие врачи имели достаточно знаний и умений, чтобы бороться с возникающими подобными инфекциями.

Важно отметить, что в условиях социального дистанцирования именно средства информатизации, социальные сети, приложения стали незаменимым для медицинского образования. Широкий спектр информационных технологий, необходимых для проведения занятий и лекций, для онлайн-сотрудничества и видеоконференций, оказались эффективными средствами обеспечения эффективности и непрерывности образовательного процесса будущих врачей. Пандемия COVID-19 заставляет переосмыслить парадигмы образования, особенно в контексте медицинского образования и внедрения информационных технологий в долгосрочной перспективе. Преподаватели и специалисты в области медицины пересматривают использование информационных технологий, чтобы обеспечить эффективные и безопасные способы обучения в обозримом будущем во время пандемии и в последующий период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) //Вестник науки и образования. 2020. №9-1(87). С. 53-56.

2. Комарова Ю.А. Дистанционное обучение: отношение студентов 4 курса бакалавриата к современной тенденции обучения // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. №9 (43). С. 174-176.

3. Ермакова Т.А., Печень В.С., Кубрак А.Н. Дистанционное обучение в колледже: выбор модели организации обучения // сборник статей II Международной научно-технической конференции «Минские научные чтения — 2019». 2020. С. 105-108.

4. Кудрявцева Н.В. Дистанционное обучение как одно из самых свободных и простых методов обучения // материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Химическая наука и образование Красноярья». 2020. С. 143-149.

5. Купешова А.Ж., Исраилова М.К. Дистанционное обучение —

важный вид обучения при чрезвычайном положении //Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века. 2020. С. 213219.

6. Романова М.Н., Филиппова С.Ф. Дистанционное обучение студентов очного обучения // Современное образование: традиции и инновации. 2020. №3. - С. 41-44.

7. Поняева Т.А. Использование системы Moodle в дистанционном обучении как основа непрерывного обучения в вузе в условиях пандемии // Успехи гуманитарных наук. 2020. №8. С. 161-163.

8. Прокубовская А.О., Чубаркова Е.А. Особенности подготовки педагогов профессионального обучения в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // материалы 25-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». 2020. С. 300-303.

9. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. №3(140). С. 75-83.

10. Акбаева Х.Б. Дистанционное обучение как эффективная форма обучения иностранному языку // Мировая наука. 2020. №4(37). - С. 138-139.

11. Василюк Н.Н. Организация дистанционного обучения с использованием сервисов Blogger и Google диска (на примере обучения информатике студентов вуза) // Тенденции развития науки и образования. 2020. №61-12. С. 97-101.

12. Макушина О.И., Осипова А.В. Организация обучения студентов по дистанционной форме обучения // сборник статей Международной научно-практической конференции «Психология, педагогика и образование в условиях международного сотрудничества и интеграции». 2020. С. 101-105.

13. Петрова С.Д. Применение различных форм и методов обучения в условиях дистанционного обучения // Тенденции развития науки и образования. 2020. №66-4. С. 82-85.

14. Якобюк Л.И. Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результаты обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. №5(84). С. 179-181.

15. Березина А.С. Организация дистанционного обучения с использованием системы электронного обучения //Цифровые технологии в образовании. 2020. С. 25-29.

16. Асаткина Я.А., Кондратьева А.В. К вопросу о различиях между экстренным дистанционным обучением и онлайн-обучени-ем // Актуальные технологии преподавания в высшей школе. 2020. С. 62-67.

17. Кафтулина Ю.А. Сетевое обучение как модель дистанционного обучения // сборник материалов XI научно-практической конференции «Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение». 2020. С. 268-273.

18. Кириллова А.В., Усатова И.Ю. Влияние COVID-19 на психологический комфорт обучающихся иностранному языку в дистанционном формате в вузе //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 29-32.

19. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коростелев А.А. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 21-24.

20. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 15-17.

21. Невраева Н.Ю., Быстрай Е.Б., Кабанов А.М., Савельева Н.Х., Сорокина Н.И. Методика организации учебных занятий у аспирантов для сдачи экзамена по английскому языку //Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 38-42.

22. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXIвек: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (39-40). С. 163-168.

23. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.

24. Муцурова З.М. Дистанционное обучение как новая форма обучения // Научные исследования по приоритетным направлениям как основа инновационного прорыва. 2020. №1. С. 29-34.

25. Рзаева Е.И. Дистанционное обучение как современная форма обучения студентов в педагогическом вузе // сборник материалов научно-практической конференции «Наука и образование в современном вузе: вектор развития». 2020. С. 147-149.

26.Горемыкина Т.К. Особенности дистанционного обучения как современного способа получения образования // сборник статей «Некоторые аспекты экономики и управления на предприятиях и в организациях России». 2020. С. 106-114.

Статья поступила в редакцию 30.12.2020 Статья принята к публикации 20.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.