Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ЧИРКОВА Вера Михайловна ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ...
VTTK" [7^ ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
■> А14 ■ |(сс) VXJ С5у TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0076 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ПОСЕЩАЕМОСТЬ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 538937 SPIN: 1324-6140
ЧИРКОВА Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
«Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение возможных последствий, касающихся эффективности процесса обучения в дистанционном формате. После объявления пандемии Covid-19 Всемирной организацией здравоохранения образовательные учреждения по всему миру столкнулись со множеством проблем, связанных с переходом на дистанционный режим обучения, который следовало организовать в очень короткие сроки. Наиболее важные вопросы касались определения уровня готовности образовательных учреждений к преодолению кризиса, а также качества онлайн-образования. В Курском государственном медицинском университете весной 2020 года был осуществлен переход на полностью дистанционное обучение с использованием среды синхронного обучения. В условиях пандемии для обучения иностранных граждан, обучающихся в Курском государственном медицинском университете, были выбраны платформы Zoom и Moodle. Автор статьи отмечает, что выбор данных платформ для осуществления дистанционного обучения не случаен, так как они обладают большим набором инструментов и опций, необходимых для обеспечения эффективного и непрерывного образовательного процесса. В данной статье автором проводится анализ успеваемости и посещаемости студентов международного факультета, изучающих русский язык как иностранный, начиная с 2016 года по настоящее время. Приведенные в статье таблицы показывают, что эти важные составляющие учебного процесса не только не упали в условиях пандемии, но и имеет тенденцию к росту. Однако опасения автора связаны с тем, что повышение данных успеваемости не говорит о качественном усвоении материала и самоорганизации студентов. В заключение автор приходит к выводу, что существующая форма дистанционного обучения нуждается в реформировании системы контроля качества успеваемости учащихся.
Ключевые слова: образовательные учреждения, дистанционное образование, иностранные студенты, Moodle, Zoom, успеваемость, посещаемость, пандемия, синхронное обучение, асинхронная среда обучения, непрерывность процесса обучения, система контроля качества, анализ, традиционная форма, онлайн-режим.
INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING ON THE ACHIEVEMENT AND ATTENDANCE OF FOREIGN
STUDENTS DURING THE PANDEMIC PERIOD
© Author(s) 2021
ChIRkOVA Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of
"Russian language and speech culture" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) Abstract. The purpose of this article is to consider the possible consequences regarding the effectiveness of the distance learning process. Since the announcement of the Covid-19 pandemic by the World Health Organization, educational institutions around the world have faced many challenges associated with the transition to distance learning, which should have been organized in a very short period. The most important questions related to determining the level of preparedness of educational institutions to overcome the crisis, as well as the quality of online education. At Kursk State Medical University, in the spring of 2020, a transition was made to fully distance learning using a synchronous learning environment. In the context of a pandemic, Zoom and Moodle platforms were chosen for training foreign students studying at Kursk State Medical University. The author of the article notes that the choice of these platforms for the implementation of distance learning is not accidental, as they have a large set of tools and options necessary to ensure an effective and continuous educational process. In this article, the author analyzes the progress and attendance of students of the international faculty who study Russian as a foreign language, starting from 2016 to the present. The tables presented in the article show that these important components of the educational process not only did not fall in the context of a pandemic, but also tend to grow. However, the author's fears are related to the fact that an increase in academic performance data does not indicate a high-quality assimilation of the material and self-organization of students. Finally, the author comes to the conclusion that the existing form of distance learning needs to reform the quality control system for student progress.
Keywords: educational institutions, distance education, international students, Moodle, Zoom, academic performance, attendance, pandemic, synchronous learning, asynchronous learning environment, continuity of the learning process, quality control system, analysis, traditional form, online mode.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Согласно статистике ЮНЕСКО, более 1,5 миллиарда детей и учащейся молодежи из 188 стран по всему миру вынуждены были остаться дома из-за закрытия школ и высших учебных заведений после вспышки инфекционного заболевания, известного как Covid-19 весной 2020 года. Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию. Данная ситуация бросила вызов системе образования во всем мире и вынудила преподавателей мгновенно перейти с традиционной формы обучения к онлайн-режиму, причем в очень короткие сроки. Самая важная и сложная проблема проистекает из определения уровня готовности образовательных учреждений к преодолению кризиса, аналогичного тому, который вызван
этой пандемией. Еще одна первостепенная проблема связана с опасениями по поводу качества онлайн-обра-зования. Студенты и их родители считают, что многие варианты онлайн-обучения дороже, чем обычная учебная среда в колледжах и университетах, и думают, что онлайн-варианты не обеспечивают эффективных результатов с учетом их вложений. В проведенных в последнее время зарубежных исследованиях сообщается, что только около 50% университетов оснащены необходимыми техническими средствами, а профессорско-преподавательский состав имеет опыт онлайн-преподавания [1]. Что касается российских высших учебных заведений, то процент может быть гораздо ниже. Нет сомнений в том, что онлайн-обучение является достойным выходом из сложившейся ситуации, однако образовательные учреж-
CHIRKOVA Vera Michailovna
INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING ON THE...
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
дения должны провести обоснованную оценку навыков, знаний и способностей, которые они считают необходимым привить своим учащимся, находящимся на дистанционном обучении, учитывая при этом последствия данного вида обучения с точки зрения качества и востребованности в дальнейшем на рынка труда специалистов, получивших дипломы о высшем образовании онлайн, ввиду того, что окончание срока пандемии не известно.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. К настоящему моменту в научной литературе накоплен значительный опыт, касающийся проблем реализации программ дистанционного образования [1-8], а так же связанных с ним вопросов, касающихся внедрения новых информационно-коммуникационных технологий [9-15]. Как отмечает большинство авторов научных исследований, быстрое развитие технологий облегчило дистанционное обучение, сделало его более эффективным и доступным. За последний год было опубликовано множество исследований, как отечественных, так и зарубежных, связанных с вынужденным переходом на дистанционное образование, так как эта проблема вызвала огромный общественный резонанс среди людей тем или иным образом задействованных в процессе образования и особый резонанс в научных кругах [15-25].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи состоит в рассмотрении возможных последствий, касающихся эффективности процесса обучения в дистанционном формате, а также его результативности на примере осуществления образовательного процесса в Курском государственном медицинском университете.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В марте 2020 года в Курском государственном медицинском университете, как и в других университетах страны, был осуществлен переход на полностью дистанционное обучение с использованием среды синхронного обучения. Данная среда имеет существенные отличия от асинхронной среды обучения, заключающиеся в том, что студенты имеют возможность посещать лекции в реальном времени, между преподавателями и учащимися происходит взаимодействие в режиме реального времени и существует возможность мгновенной обратной связи, тогда как среды асинхронного обучения, хотя и осуществляются с использованием различных персональных мобильных устройств, имеющих доступ в Интернет, не структурированы должным образом. В такой учебной среде учебный контент недоступен в форме живых лекций или занятий; он доступен в различных учебных системах и на форумах. Мгновенная обратная связь и немедленный ответ невозможны в такой среде [26]. Синхронное обучение предоставляет множество возможностей для социального взаимодействия, что было особенно важно для иностранных студентов, оказавшихся в сложной нестандартной ситуации вдали от дома и своих близких.
В условиях пандемии для обучения иностранных граждан в Курском государственном медицинском университете были выбраны платформы Zoom и Moodle. Эти две платформы были выбраны для осуществления дистанционного обучения, так как имеют множество инструментов и опций, необходимых для обеспечения эффективного и непрерывного образовательного процесса. Разработанные преподавателями задания и тесты, а также подробные инструкции и методические рекомендации, загружаются в систему Moodle, там же осуществляется контроль качества успеваемости, а для объяснения новых тем, коллективного обсуждения изложенного материала используются видеоконференции Zoom, обеспечивающие взаимодействие студентов и преподавателей в режиме реального времени. Возможность посещать занятия по своему обычному расписанию и быть на связи 304
со своими сокурсниками и преподавателями была особенно важна для иностранных учащихся, получающих высшее образование в КГМУ, оказавшихся в условиях самоизоляции вдали от своего дома и родственников. В этой связи вырос процент посещаемости занятий, что впоследствии повлияло и на возросшую успеваемость. На кафедре русского языка и культуры речи каждый семестр проводится анализ посещаемости и успеваемости иностранных учащихся, что позволило проследить, как ситуация с вынужденным переходом на дистанционное обучение повлияла на эти две важные составляющие учебного процесса. В таблице 1 представлены данные учета посещаемости и успеваемости иностранных студентов-медиков, изучающих следующие дисциплины на кафедре русского языка и культуры речи: «Иностранный язык (русский)» - 1 курс, «Иностранный язык как средство профессиональной коммуникации» - 2 курс, «Языковая подготовка к клинической практике» - 3 курс.
Таблица 1 - Анализ успеваемости и посещаемости студентов международного факультета с 2016 по 2019 гг.
Учебный год 2016-2017 Учебный год 2017-2018 Учебный год 2018-2019
курс Средних балл Посе щаемость Средний балл Посе щаемость Средний балл Посе шаемосгь
1 3,9 80% 4,1 90% 4,3 95%
2 3,6 72% 3,5 75% 3,8 85%
3 3,5 75% 3,5 65% 3,6 80%
4 3,8 65% 3,7 65% 3,8 75%
Общие 3,7 73% 3,7 74% 3,8 84%
Учебная посещаемость, под которой понимается присутствие студентов на занятиях в целях усвоения образовательной программы, является важной проблемой образовательного процесса, особенно если речь идет об иностранных учащихся. Существует несколько ключевых факторов, оказывающих влияние на посещаемость и успеваемость иностранных учащихся в российском вузе, к которым относятся преодоление языкового барьера, освоение нового социокультурного пространства, психоэмоциональные трудности, климатически-географический фактор, медленная адаптация к учебному процессу в высшей школе. Таким образом, посещение учебных занятий как социально-педагогическое явление определяет академическую успеваемость и организованность студентов. Посещаемость занятий иностранными студентами связана с усвоением учебного материала и умением планировать и организовывать свою учебную деятельность, поэтому необходимо постоянно осуществлять ее мониторинг и контроль.
В весеннем семестре 2020 года, который был осуществлен на 90% в дистанционном режиме, а также в осеннем семестре 2020 года полностью дистанционном, так же был проведен анализ успеваемости и посещаемости студентов международного факультета, изучающих русский язык как иностранный. Эти данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ успеваемости и посещаемости студентов международного факультета, находящихся на дистанционном обучении в 2020 г.
курс Посещаемость Средний балл
1 93% 4,2
2 85% 4
3 70% 3,9
Общие показатели 82% 4
В данном случае под посещаемостью понимается присутствие иностранных студентов на онлайн занятиях, проводимых при помощи платформы Zoom. Несмотря на негативные факторы, которые могут оказывать влияние на посещаемость онлайн занятий, а именно проблемы с подключением к сети Интернет, что характерно для студентов из Индии, существенная разница во времени для студентов из Бразилии, плохое техническое оснащение у ряда студентов, оказывающее влияние на качество звука при устном ответе и на качество картинки при демонстрации экрана, посещаемость занятий, в условиях карантина, не снизилась. Из приведенных дан-
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ЧИРКОВА Вера Михайловна ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ...
ных мы видим, что посещаемость не только не упала, но если сравнивать с предыдущим докарантинным годом, а анализируя данные последних трех лет, даже возросла. Соответственно возросла и успеваемость студентов. Однако повышение данных успеваемости не говорит о возросшем уровне усвоении материала и самоорганизации студентов. Напротив, пользуясь ситуацией, в которой трудно осуществить контроль за качеством выполняемых заданий, а также отследить сам процесс его выполнения, студенты часто прибегают к недобросовестным способам выполнения заданий и решения тестов, вовлекая в процесс своих родителей, знакомых или просто копируя ответы более ответственных однокурсников. К сожалению, полученные высокие проценты за компьютерное тестирование и высокие баллы за выполненные задания на дистанционной платформе гарантируют, что студент и дальше будет осуществлять свое обучение, но не наличие реальных знаний и умений.
Выводы. В ситуации глобального карантина и повсеместной самоизоляции переход к дистанционной форме обучения в школах и вузах, несмотря на сложности, возникающие при работе с новым инструментарием, оказался единственным верным решением для сохранения непрерывности процесса обучения. Возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными средствами, помогли организовать дистанционный режим обучения таким образом, что главные составляющие учебного процесса, а именно посещаемость и успеваемость студентов остались на прежнем уровне и даже имеют тенденцию к возрастанию. Несмотря на прекрасные дидактические возможности платформ Zoom и Moodle, применяемых при обучении, нельзя гарантировать результативность образовательного процесса с точки зрения качества выполняемых заданий учащимися. Существующая форма дистанционного обучения нуждается в реформировании системы контроля качества успеваемости учащихся. Она должна быть выстроена на базе специально созданных форм и методов, применимых к процессу освоения любой дисциплины, с обязательной функцией идентификации личности учащегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Никифорова Е.И. От портала дистанционного образования к электронной системе дистанционной поддержки обучения //Novalnfo. Ru. 2015. Т. 1. № 39. С. 250-253.
2. Богданов С.И. Обоснование легитимности дистанционного образования в рамках осуществления непрерывного медицинского образования (обзор законодательства и подзаконных актов) //Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2018. № 2. С. 64-69.
3. Халиков А.А., Мусамедова К.А., Ибрагимова О.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях // Вестник научных конференций. 2017. № 3-6 (19). С. 171-173.
4. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения //Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 89-92.
5. Башина О.Э., Николенко В.Н. Онлайн образование: вызов современности (вызовы и перспективы в сфере российского образования) // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T5. С. 28-32.
6. Егоров В.Н., Шахова И.Ю., Тихомирова В.П. Применение дистанционных образовательных технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2017. № 13 (29). С. 71-79.
7. Осипова О.П. Бизнес-проектирование модели дистанционного сопровождения образовательной программы профессиональной переподготовки «менеджмент в образовании» как инструмент конкурентоспособности педагогического вуза // Открытое и дистанционное образование. 2018. № 2 (70). С. 18-28.
8. Котенко П.К., Шевцов В.И. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации программ дополнительного профессионального образования врачей во всероссийском центре экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2018. № S1. С. 86-89.
9. Петрова С.Д. Применение различных форм и методов обучения в условиях дистанционного обучения // Тенденции развития науки и образования. 2020. №66-4. С. 82-85.
10. Рубцова Е.В. Повышение качества образовательного процесса (коммуникативной направленности обучения) иностранных учащихся с помощью информационных компьютерных технологий //Карельский
научный журнал. 2017. Т. 6 №4. С.76-81.
11. Дмитриева Д.Д. Организация проектной деятельности иностранных студентов в процессе обучения русскому языку // Региональный вестник. 2019. № 9 (24). С. 41-42.
12. Итинсон К.С. Мобильное обучение как способ непрерывного образования студентов и практикующих врачей // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 85-87.
13. Девдариани Н.В. Междисциплинарные связи и новые технологии в практике преподавания русского языка как иностранного в медицинском вузе //Региональный вестник. 2019. № 7 (22). С. 23-24.
14. Самчик Н.Н. Использование мультимедийных технологий для повышения эффективности изучения русского языка как иностранного //Региональный вестник. 2019. № 7 (22). С. 26-27.
15. Итинсон К.С., Чиркова В.М. К вопросу об эффективности использования электронных ресурсов в процессе обучения иностранных студентов в медицинском вузе // Балтийский гуманитарный журнал 2019. № 1 (26). С. 233-236.
16. Леонидова Г.В., Валиахметов Р.М., Баймурзина Г.Р., Бабич Л.В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 202-219.
17. Крапивник Л.Ф. Изучение русского языка в Японии в период пандемии: современные педагогические технологии // Мир педагогики и психологии. 2020. № 9 (50). С. 9-14.
18. Борисова В.П. Организация дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе в условиях пандемии короновируса // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 12-1 (17). С. 28-31.
19. Гузуева Э.Р., Зияудинова С.М., Жамборов АА.Роль дистанционного обучения в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 242-243.
20. Кириллова А.В., Усатова И.Ю. Влияние СОУЮ-19 на психологический комфорт обучающихся иностранному языку в дистанционном формате в вузе // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 29-32.
21. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коростелев А.А. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 21-24.
22. Невраева Н.Ю., Быстрай Е.Б., Кабанов А.М., Савельева Н.Х., Сорокина Н.И. Методика организации учебных занятий у аспирантов для сдачи экзамена по английскому языку //Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 38-42.
23. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.
24. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.
25. Павличева Е.Н. Развитие информационных ресурсов для обеспечения непрерывного образования и передачи знаний в технических университетах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 3 (51). С. 50-55.
26. Литтлфилд, Дж. Разница между синхронным и асинхронным дистанционным обучением. 2018. https://www.oughttco.com/ synchronous-distance-learning-asynchronous-distance-learning-1097959
Статья поступила в редакцию 26.01.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021