ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ СОУШ-19
Газизов И.М., Еремеева О.Н., Файзрахманова А.Н.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 420012, г. Казань, Российская Федерация
Пандемия COVID-19 создала серьезные проблемы для медицинского образования, которое на законодательном уровне в РФ было возможно только в очной форме. В весеннем семестре 2019/2020 учебного года обучение анатомии человека в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России было практически полностью переведено в дистанционную форму. Начиная с осеннего семестра 2020/2021 учебного года и по настоящее время обучение проводится в смешанной (очной и дистанционной) форме. Кафедрой были разработаны и внедрены дистанционные образовательные курсы лекций и практических занятий для студентов всех факультетов, активно применяются занятия в онлайн-режиме в приложении Zoom. Анкетирование студентов показало, что 92% студентов оценивают разработанные кафедрой дистанционные образовательные курсы «очень полезными» либо «полезными». Анализ творческих эссе обучающихся и экспертный опрос преподавателей выявили преимущества и недостатки дистанционного обучения предмета «анатомия человека». Наши результаты указывают на то, что дистанционные лекционные курсы могут эффективно заменить очные лекции. Однако практические навыки, получаемые студентами в ходе контактного обучения с естественными анатомическими препаратами, заменить дистанционным обучением гораздо сложнее. Таким образом, преподавание практических занятий по дисциплине «анатомия человека» с применением дистанционных методов является вынужденной, временной мерой.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Газизов И.М., Еремеева О.Н., Файзрахманова А.Н. Опыт преподавания анатомии человека в Казанском государственном медицинском уни-вертите в условиях противоэпидемических ограничений в связи с пандемией COVID-19 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 123-133. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-123-133 Статья поступила в редакцию 28.02.2022. Принята в печать 25.05.2022.
EXPERIENCE IN TEACHING HUMAN ANATOMY AT THE KAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY UNDER ANTI-EPIDEMIC COVID-19 RESTRICTIONS
Gazizov I.M., Eremeeva O.N., Faizrahmanova A.N.
Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 420012, Kazan, Russian Federation
The COVID-19 pandemic has created serious problems for medical education, which, at the legislative level in the Russian Federation, was only possible in person. In the spring semester of the 2019/2020 academic year, teaching human anatomy at
Ключевые слова:
COVID-19; анатомия; методы преподавания; е-образование; пандемия
the Kazan State Medical University was almost completely transferred to distance Keywords:
learning. Starting from the fall semester of the 2020/2021 academic year and up COVID-19; anatomy;
to the present, teaching is conducted in a mixed (offline and online) forms. The teaching methods;
department has developed and implemented distance learning courses of lectures e-learning; pandemic
and practical classes for students of all faculties, online classes are actively used in
the Zoom application. Questioning of students showed that 92% of students rate the
distance learning courses developed by the department as «very useful» or «useful».
An analysis of students' creative essays and an expert survey of teachers revealed
the advantages and disadvantages of distance learning «Human Anatomy». Our
results indicate that distance lecture courses can effectively replace face-to-face
lectures. However, the practical skills acquired by students in the course of contact
training with natural anatomical preparations are much more difficult to replace
with distance learning. Thus, the teaching of practical classes in the discipline
«human anatomy» using remote methods is a forced, temporary measure.
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Gazizov I.M., Eremeeva O.N., Faizrahmanova A.N. Experience in teaching human anatomy at the Kazan State Medical University under anti-epidemic COVID-19 restrictions. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2022; 13 (2): 123-33. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-123-133 (in Russian) Received 28.02.2022. Accepted for publication 25.05.2022.
Пандемия ССМО-19 создала серьезные проблемы для медицинского образования, которое на законодательном уровне, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), в РФ было возможно только в очной форме. В связи с пандемией во всем мире наблюдался беспрецедентный переход на онлайн-обучение медицинского образования [1]. Преподавание в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России не стало исключением. В весеннем семестре 2019/2020 учебного года студенты 1-11 курса (более 800 обучающихся), изучающие анатомию человека, в связи с проводимыми противоэпидемическими мерами были полностью переведены на дистанционное обучение. К началу пандемии COVID-19 кафедра нормальной анатомии имела функционирующие электронные ресурсы в виде образовательных курсов для отработки лекций студентами, обучающимися на всех факульте-
тах на внутренней онлайн-платформе университета на базе МооС1е с ограниченным доступом. Ограниченный доступ обеспечивался 1Т-отделом, выдающим логины и пароли для входа на онлайн-платформу только обучающимся и преподавателям университета. Практические занятия до пандемии проводились только в очной форме и не имели электронных форм сопровождения. Таким образом, перед кафедрой нормальной анатомии стояла задача по организации дистанционного образовательного процесса в условиях противоэпидемических ограничений в связи с пандемией COVID-19.
Ключом к решению проблемы преподавания в медицинских университетах во время пандемии ССУЮ-19 стали образовательные платформы и программы для проведения онлайн-видеоконференций на основе 1Т-технологий [2]. Набор выбранных методов в преподавании дисциплины «анатомия человека» во время пандемии
Газизов И.М., Еремеева О.Н., Файзрахманова А.Н. Опыт преподавания анатомии человека в Казанском государственном медицинском университете в условиях противоэпидемических ограничений
в связи с пандемией СОУШ-19
в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России в общих чертах соответствовал мировой практике. Нами были использованы образовательные курсы на базе Moodle. База Moodle также была успешно применена во время пандемии в медицинском факультете университета Магдебурга им. Отто фон Герике (Германия) [3] и в медицинском факультете Лейпцигского университета (Германия) [4]. Применение нами приложений Zoom либо Microsoft Teams для проведения практических занятий и лекций также являлось универсальным. Так, в Университете Виттена/Хердекке (Германия) [5] на кафедре анатомии Национального университета Сингапура [6], в медицинском факультете Иорданского университета науки и технологий [7] занятия преимущественно проходили в приложении Zoom. В университете им. Бен Гуриона (Израиль) курс патологии применял приложение Zoom для лекций и части практических занятий [8]. В Медицинском университете Ганновера только практические занятия проходили в виде вебинаров, лекции предоставлялись в виде видеофайлов [9]. В медицинском колледже Университета им. Мухаммеда бин Рашида (ОАЭ) практические занятия проводили в программе Microsoft Teams и WhatsApp [10].
В 2020/2021 и 2021/2022 учебных годах преподавание анатомии человека на кафедре нормальной анатомии Иорданского университета науки и технологий осуществляется в режиме смешанного - очного и дистанционного - обучения. Все лекции читаются дистанционно, практические занятия проводятся очно либо дистанционно. Дистанционное преподавание практических занятий проводится в следующих случаях: 1) у части иностранных студентов, которые не могут въехать на территорию РФ из-
за закрытых границ; 2) фактическое подтверждение ССМО у преподавателя либо у студентов; 3) соответствующий приказ ректора Иорданского университета науки и технологий.
Цель данной статьи - представление профессиональному сообществу преподавателей медицинских университетов опыта преподавания «анатомии человека» в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России в условиях противоэпидемических ограничений в связи с пандемией ССУЮ-19.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Учебно-методический отдел ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России с самого начала пандемии ССУЮ-19 направлял всем подразделениям вуза рекомендации по реализации дистанционных занятий. Рекомендации еженедельно обновлялись и совершенствовались. При этом рекомендации сохраняли определенную степень свободы в выборе подходов преподавания, что позволяло кафедрам определить свой индивидуальный набор методов преподавания.
Организация дистанционного образования
Кафедра нормальной анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России при организации дистанционного образования актуализировала и дополнила образовательные лекционные курсы на внутренней онлайн-платформе университета на базе МоосНе, которые до пандемии использовались для отработки пропущенных лекций, и создала новые образовательные курсы практических занятий.
Лекции
Образовательные лекционные курсы к началу пандемии имели прикрепленный файл презентации лекции и тестовые вопросы для
оценки усвоения материалов лекции. В условиях дистанционного образования все лекции проводились в приложении Zoom, лекторы осуществляли запись, сохраняли ее в облачных хранилищах и добавляли гиперссылку к лекции на образовательном лекционном курсе на образовательном портале.
Практические занятия
Быстрое и эффективное введение дистанционного образования для практических занятий оказалось невозможно. Практические занятия первые 2 нед локдауна проводились в виде индивидуальных заданий от преподавателя, которые студенты после выполнения пересылали по электронной почте преподавателям и в виде видеосвязи/ сотовой связи на базе приложений Skype и WhatsApp.
К 3-й неделе локдауна кафедра нормальной анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России запустила образовательные курсы на внутренней онлайн-платформе университета на базе Moodle, которые дорабатывались каждую неделю к предстоящим занятиям. Образовательные курсы практических занятий к каждой теме содержали файлы с текстовой информацией - учебно-методические пособия кафедры, собственные видеофайлы - записи разбора анатомических органов, выполненных на кафедре нормальной анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, и ссылки на видеофайлы сторонних источников (другие медицинские вузы), тестовые задания для самоконтроля по теме текущего занятия, индивидуальные задания для каждой академической группы.
Практические занятия проводились в приложении Zoom либо в виде «задания» на образовательном курсе. При обучении
через приложение Zoom проводились все этапы занятия, анатомические препараты заменялись схемами, рисунками из атласов по анатомии человека, презентациями по теме занятия. При обучении в виде «задания» на образовательном курсе на базе Moodle студенты получали индивидуальное задание на занятие, на которое они составляли развернутый ответ с применением анатомической терминологии на латинском языке в пределах времени практического занятия академической группы по расписанию. Ответ каждого студента оценивался преподавателем от 0 до 100 баллов, для обеспечения обратной связи преподаватель оставлял комментарии с разъяснением ошибок и недочетов в ответе.
Модульное занятие организовывалось в образовательном курсе в виде тестов «с коротким ответом», требующих написания студентами ответов,- анатомических терминов на латинском языке в режиме онлайн. В виду наличия различий в анатомической терминологии для ряда терминов, зависящих от года издания и автора учебника, при создании тестовых вопросов было необходимо указать все возможные верные варианты ответов для каждого отдельно взятого вопроса. Сотрудниками кафедры были разработаны от 300 до 1000 тестовых вопросов для каждого из 6 модулей по дисциплине «анатомия человека».
Преподавание «анатомии человека» у иностранных студентов, обучающихся на языке-носителе (английский язык) проводилось по тем же принципам, что и у русскоязычных студентов. Для них к имеющимся 2 образовательным лекционным курсам были созданы отдельные 3 образовательных курса практических занятий: для студентов I курса лечебного факультета [Distant education of Human Anatomy Locomotion
Газизов И.М., Еремеева О.Н., Файзрахманова А.Н. Опыт преподавания анатомии человека в Казанском государственном медицинском университете в условиях противоэпидемических ограничений
в связи с пандемией COVID-19
Apparatus (coronavirus)], II курса лечебного факультета [Distant education of Human Anatomy 2nd term dentistry (coronovirus)] и I курса стоматологического факультета [Distant education of Human Anatomy 2nd term dentistry (coronovirus)]. В осеннем семестре 2020/2021 учебного года 2 образовательных курса по анатомии человека для студентов лечебного факультета, обучающихся на английском языке, были объединены в один курс, а семестровый курс для студентов стоматологического факультета был расширен до полного курса дисциплины.
Подготовка видеоматериала
Запись видеоматериала проводилась камерой Fujifilm XT-30 со стабилизатором Zhiyun Crane plus и микрофоном boya by ml. Видеоматериал загружали на облачные хранилища, ссылку к которым размещали на образовательных курсах дисциплины.
Социологические исследования
С целью оценки преимуществ и недостатков дистанционного образования со стороны обучающихся и со стороны преподавателей нами был проведен количественный социологический метод исследования - анкетирование на основе анкеты «Кафедра глазами студента», ежегодно предоставляемой отделом менеджмента качества ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, дополненной вопросами о дистанционных образовательных курсах. Результаты анкетирования подвергали статистической обработке с помощью программы Microsoft Excel. Также нами были проведены качественные социологические исследования: экспертный опрос среди преподавателей кафедры нормальной анатомии и творческое эссе среди студентов ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В результате учебно-методической работы коллективом кафедры нормальной анатомии человека ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России были актуализированы дистанционные лекционные образовательные курсы (табл. 1) и созданы дистанционные образовательные курсы практических занятий (табл. 2) по дисциплине «анатомия человека» для студентов, обучающихся по всем специальностям. Таким образом, образовательные курсы на данный момент содержат созданные на кафедре обучающие видеоматериалы по различным темам, тестовый контроль знаний по каждой теме дисциплины, ссылки на внешние источники, содержащие видеоматериалы, ссылки к учебно-методическим пособиям кафедры.
Анкетирование студентов показало, что для 92% студентов разработанные кафедрой дистанционные образовательные курсы лекций и практических занятий были «очень полезными» либо «полезными». Для стимуляции создания дистанционных образовательных курсов ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России весной 2020 г. объявил внутренний конкурс на лучший дистанционный курс. В результате конкурса кафедра нормальной анатомии заняла 2-е место в конкурсе «Лучшая практика дистанционного обучения в условиях распространения коронавирусной инфекции». При этом мы считаем, что переход на дистанционное образование в 2019/2020 учебном году и на смешанное образование (очное и дистанционное) в 2020/2021, 2021/2022 учебных годах не снизил эффективность усвоения знаний по дисциплине «анатомия человека» на кафедре нормальной анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России. Данное предположение мы делаем на основе пока-
Таблица 1. Лекционные курсы по анатомии человека на образовательном портале ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России
Название лекционного курса Краткое описание курса
«Анатомия человека» (отработка лекций для лечебного факультета) Лекционный курс «Анатомия человека» для студентов I-II курса, обучающихся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Курс включает в себя 30 лекций (по 10 лекций на каждый семестр обучения)
«Анатомия человека» (отработка лекций для педиатрического факультета) Лекционный курс «Анатомия человека» для студентов I-II курса, обучающихся по специальности 31.05.02 «Педиатрия». Курс включает в себя 30 лекций (по 10 лекций на каждый семестр обучения)
«Анатомия человека» (отработка лекций для стоматологического факультета) Лекционный курс «Анатомия человека: анатомия головы и шеи» для студентов I курса, обучающихся по специальности 31.05.03 «Стоматология». Курс включает в себя 22 лекции (по 11 лекций на каждый семестр обучения)
«Анатомия человека» (отработка лекций для медико-профилактического факультета) Лекционный курс «Анатомия человека» для студентов I-II курса, обучающихся по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело». Курс включает в себя 20 лекций (по 5 лекций в I и II семестре, 10 лекций в III семестре обучения)
«Анатомия человека» (отработка лекций для медико-биологического факультета) Лекционный курс «Анатомия человека» для студентов I-II курса, обучающихся по специальности 30.05.02 «Медицинская биофизика» и 30.05.01 «Медицинская биохимия». Курс включает в себя 24 лекции (по 12 лекций на каждый семестр обучения)
«Анатомия человека для высшего сестринского образования» Лекционный курс «Анатомия человека» для студентов I курса, обучающихся по специальности 34.03.01 «Сестринское дело». Курс включает в себя 16 лекций (по 8 лекций на каждый семестр обучения)
Lectures of Human Anatomy for foreign students Лекционный курс «Анатомия человека» на английском языке для студентов I-II курса, обучающихся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Курс включает в себя 30 лекций (по 10 лекций на каждый семестр обучения)
Lectures of Human Anatomy for foreign dentistry students Лекционный курс «Анатомия человека: анатомия головы и шеи» на английском языке для студентов I курса, обучающихся по специальности 31.05.03 «Стоматология». Курс включает в себя 22 лекции (по 11 лекций на каждый семестр обучения)
зателей успеваемости студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов по результатам основной сессии в период с 2014/2015 по 2021/2022 учебный год (неопубликованные данные, материал для будущей публикации).
Анализ творческих эссе обучающихся на тему «Преимущества и недостатки дистанционного образования анатомии человека» выявил результаты, представленные в табл. 3. Экспертный опрос преподавателей кафедры нормальной анатомии показал результаты, представленные в табл. 4.
Газизов И.М., Еремеева О.Н., Файзрахманова А.Н. Опыт преподавания анатомии человека в Казанском государственном медицинском университете в условиях противоэпидемических ограничений
в связи с пандемией COVID-19
Таблица 2. Образовательные курсы практических занятий по анатомии человека, согласно рабочей программе дисциплины, на образовательном портале ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России
п/п Название курса Краткое описание курса
№ 1 «Анатомия человека» (для лечебного факультета) Курс включает в себя необходимые для подготовки к практическим занятиям презентации, видеоматериалы кафедры, контрольные вопросы и тестовые задания к каждой теме, ссылки на учебно-методические разработки кафедры, внешние полезные ресурсы, ссылки на внешние видеолекции, список основной и дополнительной литературы. Курс рассчитан на 144 ч практических занятий, 120 ч самостоятельной работы
Курс разделен на 6 модулей, состоящие из тем - отдельные практические занятия (всего 48). Каждая тема имеет необходимые для «Анатомия подготовки к практическим занятиям презентации, видеоматериалы № 2 человека» (для кафедры, контрольные вопросы и тестовые задания, ссылки на учебно" педиатрического методические разработки кафедры, внешние полезные ресурсы, ссылки факультета) на внешние видеолекции. В курсе представлены особенности анатомии детского возраста. Курс рассчитан на 144 ч практических занятий, 120 ч самостоятельной работы
№ 3 «Анатомия человека»(для стоматологического факультета) Курс разделен на 6 модулей, состоящих из 34 тем. Каждая тема имеет необходимые для подготовки к практическим занятиям презентации, видеоматериалы кафедры, контрольные вопросы и тестовые задания, ссылки на учебно-методические разработки кафедры, внешние полезные ресурсы, ссылки на внешние видеолекции. Акцент курса сделан на анатомические области головы и шеи. Курс рассчитан на 136 ч практических занятий, 108 ч самостоятельной работы
«Анатомия Курс разделен на 4 модуля, состоящих из 34 тем. Каждая тема имеет необходимые для подготовки к практическим занятиям презентации, человека» № 4 (ля ме ико видеоматериалы кафедры, контрольные вопросы и тестовые задания, ссылки на учебно-методические разработки кафедры, внешние профилактического факультета) полезные ресурсы, ссылки на внешние видеолекции. Курс рассчитан на ф у ) 102 ч практических занятий, 74 ч самостоятельной работы
№ 5 «Анатомия человека» (для медико-биологического факультета) Курс разделен на 6 модулей, состоящих из 32 тем. Каждая тема имеет необходимые для подготовки к практическим занятиям презентации, видеоматериалы кафедры, контрольные вопросы и тестовые задания, ссылки на учебно-методические разработки кафедры, внешние полезные ресурсы, ссылки на внешние видеолекции. Курс рассчитан на 128 ч практических занятий, 76 ч самостоятельной работы
Курс разделен на 2 модуля, состоящих из 16 тем. Каждая тема имеет необходимые для подготовки к практическим занятиям ссылки Distant education к учебной и учебно-методической литературе, задания к практическим № 6 of Human Anatomy занятиям, контрольные вопросы и тестовый контроль знаний. Курс " Locomotion Apparatus рассчитан на изучение «Анатомии человека» на английском языке по (Coronavirus) специальности 31.05.01 «Лечебное дело» в течение I семестра обучения. На данный момент курс не функционирует (материалы перенесены в курс № 8, табл. 2)
№ 7 Distant education of Human Anatomy for dentistry students (coronovirus) Курс соответствует англоязычной версии курса № 3 в табл. 2. В данном курсе более широко использована опция «Задание» для проведения практических занятий, так как многие студенты в связи с противоэпидемическими мерами находятся за рубежом
. . , .. , Курс соответствует англоязычной версии курса № 1 в табл. 2. Distant education of № 8 Human Anatom for В данном курсе более широко использована опция «Задание» для " st an(j 2nd ear проведения практических занятий, так как многие студенты в связи an year с противоэпидемическими мерами находятся за рубежом
Таблица 3. Преимущества и недостатки дистанционного образования анатомии человека, по мнению обучающихся
Преимущества Недостатки
• Экономия времени и денег на дорогу. • Комфорт домашних условий. • Можно подсмотреть ответ в учебнике. • Меньше стресса. • Меньше вероятность заболеть ООУЮ, ОРВИ. • Самый удобный вариант лекций • Отсутствие тактильного и визуального восприятия естественных анатомических препаратов. • Отсутствие развития практических навыков. • Возможные проблемы с Интернетом или техникой ведут к отсутствию на занятии (лишают возможности присутствовать на занятии). • Отсутствие живого контакта с преподавателем. • Отсутствие взаимодействия с одногруппниками. • Отсутствие полного погружения в занятие. • К дистанционным занятиям можно готовиться хуже, недолжным образом. • Отсутствие атмосферы обучения в анатомическом театре. • Неудобство долго сидеть перед экраном, нарушение зрения и осанки
Таблица 4. Преимущества и недостатки дистанционного образования анатомии человека, по мнению преподавателей кафедры нормальной анатомии человека ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России
Преимущества Недостатки
• Возможность демонстрировать и детально обсуждать иллюстрации атласов. • Возможность демонстрировать видеоматериалы. • Эффективное и качественное проведение лекций. • Возможность работать с болеющими студентами. • Возможность работать болеющим преподавателям. • Хорошее противоэпидемическое мероприятие. • Экономия времени на дорогу. • Комфорт • Студенты не видят и не работают с естественными анатомическими препаратами. • Студенты не приобретают практические навыки. • Любой вопрос приходится обсуждать и объяснять дольше, так как отсутствует возможность работать на препаратах. • Общение вслепую, отсутствие визуального контакта, так как часто у студентов отсутствует либо не работает видеокамера. • Невозможность оценить степень заинтересованности у студентов и уровень понимания материала студентами. • Тяжело сконцентрировать на себе внимание студентов. • Сложно контролировать присутствие студентов в течение занятия. • Объективность оценки знаний страдает, так как при ответе студенты могут смотреть в учебник или иное учебное пособие. • Устный опрос затруднен из-за часто возникающих технических проблем. • Сниженная мотивация студентов к подготовке к занятиям. • Не всегда стабильно работает Интернет, плохое качество Интернета. • Отсутствие дисциплины обучающихся. • Отсутствие личного контакта. • Студенты быстро устают
Газизов И.М., Еремеева О.Н., Файзрахманова А.Н. Опыт преподавания анатомии человека в Казанском государственном медицинском университете в условиях противоэпидемических ограничений
в связи с пандемией COVID-19
В целом, обращает на себя внимание факт достаточно объективной оценки дистанционного обучения «анатомии человека» преподавателями и студентами. Обе группы респондентов указали на то, что проведение онлайн-лекций является эффективным образовательным процессом. Данное обстоятельство, хоть и ретроспективно, может являться дополнительным аргументом в пользу правильности решения ученого совета ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России о проведении всех потоковых лекций в 2021/2022 учебном году в онлайн-режиме. Таким образом, мы сделали вывод, что онлайн-лекции по дисциплине «анатомия человека» практически осуществимы, эффективны и могут быть рекомендованы и после окончания пандемии ССУЮ-19. Респонденты также сошлись во мнении, что к преимуществам дистанционного образования стоит отнести экономию времени и денег на транспорт, отмеченные в других исследованиях [5, 7]. Следует отметить, что экономический эффект от внедрения дистанционного образования на снижение стоимости обучения был ранее опубликован в ряде статей [11, 12] и косвенно согласуется с наблюдениями наших респондентов. И студенты, и преподаватели указали, что дистанционное обучение в качестве противоэпидемической меры против COVID-19 является значимой и действенной мерой, что согласуется с результатами схожего опроса, проведенного после дистанционного курса «анатомии человека» в университете Магдебурга [3]. Другим преимуществом дистанционного образования, с которым согласились респонденты, является комфорт домашних условий, что, по мнению некоторых авторов, может улучшать внимание обучающихся и результаты учебы [13]. Однако комфорт
домашних условий мы не рассматриваем в качестве весомого фактора, влияющего на эффективность обучения. Мы разделяем с другими исследованиями убежденность в том, что на эффективность онлайн-об-учения больше влияют такие параметры, как возраст, отношение, удовлетворенность и уровень вовлеченности [14]. Онлайн-об-учение можно также рассматривать как элемент подготовки к будущей профессии, которая все больше и больше подвергается цифровой трансформации [15].
Обе группы респондентов также сошлись по многим пунктам во мнениях о недостатках дистанционного обучения. Самым важным и объективным недостатком является отсутствие естественных анатомических препаратов, позволяющих формировать практические навыки на основе визуального, тактильного, пространственного восприятия и инструментального подхода. Подобные недостатки дистанционного обучения были отмечены многими авторами [3, 7, 16]. Вторым по значимости недостатком дистанционного обучения, по нашему мнению, являются технические проблемы, связанные с подключением к Интернету, наличием компьютера либо смартфона и установкой приложений, выявленные и в других исследованиях [1, 7-9]. Третью группу недостатков дистанционного обучения мы характеризуем как «коммуникативные» недостатки, в основе которых лежит отсутствие личного социального, психологического контакта между участниками образовательного процесса, отмеченное и в других исследованиях [3, 7, 9]. К третьей группе также можно отнести следующие отмеченные респондентами недостатки: отсутствие живого контакта с преподавателем; отсутствие взаимодействия с одногруппниками; отсутствие полного погружения в занятие; невозможность оце-
нить степень заинтересованности и уровень понимания материала студентами, проблемы с концентрацией внимания студентов на преподавателе.
ВЫВОДЫ
Наши результаты указывают на то, что дистанционные лекционные курсы могут эффективно заменить очные лекции. Однако практические навыки, получаемые студентами в ходе контактного обучения с естественными анатомическими препаратами, заменить дистанционным обучением
гораздо сложнее. Таким образом, преподавание практических занятий по дисциплине «анатомия человека» с применением дистанционных методов является вынужденной, временной мерой.
Кафедра анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России получила большой опыт преподавания в условиях пандемии COVID-19 и продолжит работу по разработке новых подходов и оптимизации существующих методов преподавания анатомии в условиях продолжающегося смешанного (очного и дистанционного) режима обучения.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Газизов Ильназ Марселевич (Ilnaz M. Gazizov)* - кандидат медицинских наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой нормальной анатомии человека ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, Российская Федерация E-mail: ilnazaziz0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3396-8643
Еремеева Ольга Николаевна (Olga N. Eremeeva) - доцент кафедры нормальной анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-8224-9912
Файзрахманова Алина Наильевна (Alina N. Fayzrakhmanova) - ассистент кафедры нормальной анатомии человека ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-4307-8487
flMTEPATyPA/REFERENCES
1. Gill D., Whitehead C., Wondimagegn D. Challenges to medical education at a time of physical distancing. Lancet. 2020; 396 (10 244]: 77-9.
2. Bruns C., Herrmann T., Bockmann-Barthel M., Rothkotter H.J., Bernarding J., Plaumann M. IT support in emergency remote teaching in response to COVID-19. GMS J Med Educ. 2021; 38 (1]: Doc16. DOI: https://www.doi.org/10.3205/zma001412. PMID: 33659621; PMCID: PMC7899103.
3. Wolniczak E., Roskoden T., Rothkotter H.J., Storsberg S.D. Course of macroscopic anatomy in Magdeburg under pandemic conditions. GMS J Med Educ. 2020; 37 (7]: Doc65. DOI: https://www.doi.org/10.3205/zma001358. PMID: 33364344; PMCID: PMC7740037.
4. Rohle A., Horneff H., Willemer M.C. Practical teaching in undergraduate human and dental medical training during the COVID-19 crisis. Report on the COVID-19-related transformation of peer-based teaching in the Skills Lab using an Inverted Classroom Model. GMS J Med Educ. 2021; 38 (1]: Doc2. DOI: https://www.doi.org/10.3205/zma001398. PMID: 33659607; PMCID: PMC7899122.
'Автор для корреспонденции.
Газизов И.М., Еремеева О.Н., Файзрахманова А.Н. Опыт преподавания анатомии человека в Казанском государственном медицинском университете в условиях противоэпидемических ограничений
в связи с пандемией COVID-19
5. Knie K., Schwarz L., Frehle C., Schulte H., Taetz-Harrer A., Kiessling C. To zoom or not to zoom - the training of communicative competencies in times of COVID-19 at Witten/Herdecke University illustrated by the example of «sharing information». GMS J Med Educ. 2020; 37 (7): Doc83. DOI: https://www.doi.org/10.3205/zma001376. PMID: 33364362; PMCID: PMC7740036.
6. Srinivasan D.K. Medical Students' Perceptions and an Anatomy Teacher's Personal Experience Using an e-Learning Platform for Tutorials During the Covid-19 Crisis. Anat Sci Educ. 2020; 13 (3): 318-9. DOI: https://www.doi.org/10.1002/ ase.1970. Epub 2020 May 13. PMID: 32374937.
7. Sindiani A.M., Obeidat N., Alshdaifat E., Elsalem L., Alwani M.M., Rawashdeh H., Fares A.S., Alalawne T., Tawalbeh L.I. Distance education during the COVID-19 outbreak: A cross-sectional study among medical students in North of Jordan. Ann Med Surg (Lond). 2020; 59: 186-94. DOI: https://www.doi.org/10.1016/j.amsu.2020.09.036. Epub 2020 Oct 2. PMID: 33042535; PMCID: PMC7531436.
8. Samueli B., Sror N., Jotkowitz A., Taragin B. Remote pathology education during the COVID-19 era: Crisis converted to opportunity. Ann Diagn Pathol. 2020; 49: 151612. DOI: https://www.doi.org/10.1016/j.anndiagpath.2020.151612. Epub 2020 Aug 29. PMID: 32891922; PMCID: PMC7455795.
9. Mikuteit M., Steffens S., Grigull L., Kühnle L., Behrends M., Schmidt R., Mücke U. Rapid development of a digital module during the COVID-19 pandemic in undergraduate medical education of pediatrics by teachers and students. GMS J Med Educ. 2020; 37 (7): Doc66. DOI: https://www.doi.org/10.3205/zma001359. PMID: 33364345; PMCID: PMC7740020.
10. Naidoo N., Akhras A., Banerjee Y. Confronting the Challenges of Anatomy Education in a Competency-Based Medical Curriculum During Normal and Unprecedented Times (COVID-19 Pandemic): Pedagogical Framework Development and Implementation. JMIR Med Educ. 2020; 6 (2): e21701. Published 2020 Oct 7. DOI: https://www.doi.org/10.2196/21701
11. Deming D., Goldin C., Katz L., et al. Can online learning bend the higher education cost curve? Am. Econ. Rev. 2015; 105 (5): 496-501. DOI: https://doi.org/10.1257/aer. p20151024
12. 100 Essential E-Learning Statistics for 2020, E-student.org. URL: https://e-student.org/e-learning-statistics/. (Accessed 22 June 2020). Published 2020.
13. Kay D., Pasarica M. Using technology to increase student (and faculty satisfaction with) engagement in medical education, Adv. Physiol. Educ. 2019; 43 (3): 408-13. DOI: https://doi.org/10.1152/advan.00033.2019
14. Pei L., Wu H. Does online learning work better than offline learning in undergraduate medical education? A systematic review and meta-analysis, Med. Educ. Online 24. 2019 (1): 1666538. DOI: https://doi.org/10.1080/
15. Friedman C.P., Donaldson K.M., Vantsevich A.V. Educating medical students in the era of ubiquitous information, Med. Teach. 2016; 38 (5): 504-9. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2016.1 150990
16. Dosher B., Lu Z.-L. Visual perceptual learning and models. Annu Rev Vis Sci 2017; 3: 343-63. DOI: https://doi. org/10.1146/annurev-vision-102016-061249