Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К РАБОТЕ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К РАБОТЕ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коняева Елена Александровна, Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна

Развитие дистанционной формы обучения в связи с переходом во втором семестре 2020-2021 года обучения актуализировало исследование проблемы готовности преподавателей вуза в работе в данном формате. Определено, что дистанционной работой является осуществление определенной трудовым договором образовательной деятельности вне места нахождения работодателя, его образовательного учреждения, при условии использования информационных и телекоммуникационных сетей всеобщего пользования, а также сети «Интернет». Большинство образовательных учреждений России отреагировали мгновенно и смогли внести изменения в учебные планы и перевели учебные занятия обучающихся и преподавателей в онлайн-режим. В процессе исследования анализ деятельности преподавателей проводился на факультете управления и социально-технических сервисов, кафедре профессионального образования и управления образовательными системами по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профили: Экономика и управление, Финансы, Менеджмент организации, Правоведение и правоохранительная деятельность, по очной форме обучения, среди студентов первых - четвертых курсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коняева Елена Александровна, Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE READINESS OF UNIVERSITY TEACHERS TO WORK IN A DISTANCE FORM

The development of distance learning in connection with the transition in the second semester of the 2020-2021 year of study has updated the study of the problem of readiness of university teachers to work in this format. It has been determined that distance work is the implementation of educational activities defined by an employment contract outside the location of the employer, his educational institution, subject to the use of public information and telecommunication networks, as well as the Internet. Most educational institutions in Russia responded instantly and were able to make changes to the curriculum and transferred the training sessions of students and teachers online. In the course of the research, the analysis of the activities of teachers was carried out at the Faculty of Management and Social and Technical Services, the Department of Professional Education and Management of Educational Systems in the direction of training 44.03.04 Professional training (by industry), profiles: Economics and Management, Finance, Organization Management, Jurisprudence and Law Enforcement full-time activity among first - fourth year students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К РАБОТЕ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ»

- как можно раньше начинать коррекционно-развивающую деятельность с с ребенком (наиболее раннее выявление нарушений развития);

- начиная процесс коррекции с ребенком необходима непрерывная работа всех специалистов;

- при работе с ребенком вести психолого-педагогическое сопровождение в рамках комплексного междисциплинарного подхода;

- необходимо обязательное включение в коррекционно-развивающую работу родителей ребенка.

Литература:

1. Аршатская О.О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 63-70.

2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. -М.: Теревинф, 2011. - С. 5-9

3. Балашова В.П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. - 2018. - №46. - С. 247-249.

4. Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе / под общ. ред. Т.Г. Неретиной. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 276 с.

5. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2017. - 208 с.

6. Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. - СПб.: Питер, 2016. - 216 с.

7. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Эко-Вектор, 2014. - 335 с.

8. Метляева Ю.В. Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). - СПб.: Свое издательство, 2019. - С. 59-63.

9. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 2010. - 76 с.

10. Феденко Е.Н. Особенности взаимодействия дошкольников с расстройствами аутистического спектра со сверстниками // Проблемы педагогики. - №7. - 2018. - С. 61-66.

11. Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - 2012. - №1. - С. 1-16.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск);

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К РАБОТЕ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ

Аннотация. Развитие дистанционной формы обучения в связи с переходом во втором семестре 2020-2021 года обучения актуализировало исследование проблемы готовности преподавателей вуза в работе в данном формате. Определено, что дистанционной работой является осуществление определенной трудовым договором образовательной деятельности вне места нахождения работодателя, его образовательного учреждения, при условии использования информационных и телекоммуникационных сетей всеобщего пользования, а также сети «Интернет». Большинство образовательных учреждений России отреагировали мгновенно и смогли внести изменения в учебные планы и перевели учебные занятия обучающихся и преподавателей в онлайн-режим. В процессе исследования анализ деятельности преподавателей проводился на факультете управления и социально-технических сервисов, кафедре профессионального образования и управления образовательными системами по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профили: Экономика и управление, Финансы, Менеджмент организации, Правоведение и правоохранительная деятельность, по очной форме обучения, среди студентов первых - четвертых курсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, готовность, профессиональное обучение, профессиональное образование.

Annotation. The development of distance learning in connection with the transition in the second semester of the 2020-2021 year of study has updated the study of the problem of readiness of university teachers to work in this format. It has been determined that distance work is the implementation of educational activities defined by an employment contract outside the location of the employer, his educational institution, subject to the use of public information and telecommunication networks, as well as the Internet. Most educational institutions in Russia responded instantly and were able to make changes to the curriculum and transferred the training sessions of students and teachers online. In the course of the research, the analysis of the activities of teachers was carried out at the Faculty of Management and Social and Technical Services, the Department of Professional Education and Management of Educational Systems in the direction of training 44.03.04 Professional training (by industry), profiles: Economics and Management, Finance, Organization Management, Jurisprudence and Law Enforcement full-time activity among first - fourth year students.

Keywords: distance learning, readiness, vocational training, vocational education.

Введение. В последние годы дистанционный формат обучения получил широкое распространение во всех образовательных учреждениях, где несомненным плюсом является взаимодействие преподавателей и обучающихся между собой на расстоянии. Но в 2020 году из-за распространения инфекции Covid-19 переход на дистанционное обучение стал единственной возможностью проведения занятий. Именно поэтому, в настоящее время растут требования к деятельности преподавателя. Он должен знать не только свой предмет, но и владеть информационными технологиями для осуществления качественного обучения вне зависимости от различных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является осуществление определенной трудовым договором образовательной деятельности вне места нахождения работодателя, его образовательного учреждения, при условии использования информационных и телекоммуникационных сетей всеобщего пользования, а также сети «Интернет». При этом за работником должны обязательно сохраняться все социальные и трудовые права и гарантии, в том числе уровень заработной платы.

Изложение основного материала статьи. Эпидемиологическая обстановка оказала огромное влияние не только на повседневную жизнь людей, но и на образование в целом. По всей стране учебные и образовательные учреждения были вынуждены переходить на дистанционный режим обучения. Кроме этого им необходимо было решить важные вопросы, которые касались реализации самого обучения: в каких формах проводить дистанционное обучение; какие технические средства для этого использовать; как оценивать усвоение студентами полученного материала; как проводить выпускные экзамены и каким образом осуществлять набор на следующий академический год. Данная ситуация показала, на сколько педагогические работники и образовательные учреждения были готовы к экстренному переходу на онлайн-обучение.

Большинство образовательных учреждений России отреагировали мгновенно и смогли внести изменения в учебные планы и перевели учебные занятия обучающихся и преподавателей в онлайн-режим.

Именно поэтому была проанализирована ситуация, тематикой которой была готовность и способность преподавателей обучать в дистанционном формате. В процессе исследования было опрошено девяносто обучающихся Мининского университета и двадцать преподавателей.

К началу 2020 года, на который пришелся удар пандемии, в Мининском университете была уже разработанная и четко работающая электронная информационно-образовательная среда, включающая в себя сервисы, необходимые студентам и преподавателям для организации деятельности, такие как: Электронное расписание, Электронная зачетная книжка, Окно справок, Электронное портфолио для сбора и подтверждения рейтинга студентов, Учебный процесс, с разработанными электронными учебными курсами на базе платформы Moodle, открытые он-лайн курсы на базе платформы MOOC. Так же для обеспечения связи между всеми структурными подразделениями вуза и студентами используется корпоративная почта на базе Яндекса.

В процессе исследования анализ деятельности преподавателей проводился на факультете управления и социально-технических сервисов, кафедре профессионального образования и управления образовательными системами по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профили: Экономика и управление, Финансы, Менеджмент организации, Правоведение и правоохранительная деятельность, по очной форме обучения, среди студентов первых - четвертых курсов.

Основная профессиональная образовательная программа по данному направлению подготовки включается в себя шестьдесят учебных дисциплин, восемь практик и одну факультативную дисциплину. Анализ данной образовательной программы показал, что на начало второго семестра 2020-2021 года было разработано тридцать процентов электронных курсов. В начале сентября 2021-2022 учебного года по данной образовательной программе зафиксировано восемьдесят процентов разработанных и прошедших апробацию электронных курсов по дисциплинам учебного плана и сто процентов разработанных электронных курсов по практикам.

Далее был проведен опрос обучающихся, респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Удовлетворены ли Вы процессом преподавания в дистанционном режиме?

2. Какие инструменты для работы в дистанционном формате Вам предлагались к работе?

3. Какие формы проведения занятий предлагались для организации работы в дистанционном формате?

4. Возрос ли уровень нагрузки преподавателей в период пандемии?

5. Как вы думаете, с какими трудностями преподаватели столкнулись в процессе дистанционной работы?

При ответе на вопрос: «Удовлетворены ли Вы процессом обучения» - 17,1% ответило - «да», 69,4% - «скорее да, чем нет», 7,2% - «нет», 6,3 % - «скорее нет, чем да».

Так же нами задан был вопрос об удобстве проведения занятий в онлайн-режиме педагогическими работниками. Мнение большинства (78,3%) ответили: «Удобно, но сложно».

Далее респондентам был предложен вопрос с несколькими вариантами ответа о том, какие дистанционные инструменты преподаватель применяет в процессе обучения. Абсолютно все ответили, что преподаватель применял в процессе обучения электронную информационно-образовательную среду Мининского университета и Zoom конференции, сорок два студента из девяносто ответили - «Сайт Центра дистанционного обучения», а так же «презентации», а за «Online лекции (YouTube)» и «Вебинары» проголосовало двенадцать и шестнадцать респондента.

Следующий вопрос был связан с формами организации занятий. При анализе опроса мы выявили две основных формы проведения занятия: централизованно по видеосвязи и размещение плана занятия в электронной среде.

При ответе на следующий вопрос мы решили узнать у респондентов мнение о нагрузке на преподавателей в период карантина. Выявили мы ожидаемый результат, что 83,3% ответили - «в целом увеличилась», 8,3% - «в целом уменьшилось» и 8,3% опрошенных затруднились ответить.

На вопрос «Как вы думаете, с какими трудностями преподаватели столкнулись в процессе дистанционной работы?» 60% студентов ответило, что проверка большого объема выполненных работ студентов, 26% - «Неудобство пользования сайтом дистанционного обучения», 14% - «Подготовка большого объема материалов, заданий, тестов», 12% -«Несвоевременное выполнение студентами домашних заданий».

По мнению студентов, преподаватели в процессе дистанционного обучения чаще всего сталкиваются с такими техническими проблемами, как «Технические перебои в процессе воспроизведения материала» - ответило 61% респондентов, шесть голосов было за плохую скорость интернета, сложность выставить материалы на сайт и недостатки знаний в цифровых технологиях.

Далее респондентам было предложено ответить на следующий вопрос: «Какую бы Вы выбрали форму обучения в учебном процессе, если бы у Вас был выбор?». Результаты оказались таковыми: 58,3% предпочли бы «Традиционную форму с элементами дистанционного обучения», 33,3% - «Традиционную форму» и лишь 8,3% опрошенных хотели бы оставить "Дистанционную форму обучения".

Следствием данных положений является то, что уровень мотивации к обучению у студентов сильно уменьшается, так показали 66,7% опрошенных.

Так же в процессе исследования было опрошено двадцать преподавателей осуществляющих преподавательскую и методическую деятельности на данном направлении подготовки. Возрастной состав данной группы респондентов от двадцати шести до семидесяти пяти лет.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1. Удовлетворены ли Вы процессом преподавания в дистанционном режиме?

2. Какие инструменты для работы в дистанционном формате Вы использовали в своей работе?

3. Возрос ли уровень Вашей нагрузки в период пандемии?

4. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе дистанционной работы?

На первый вопрос утвердительно ответило семьдесят пять процентов опрошенных.

Отвечая на второй вопрос сто процентов респондентов отметило работу в электронной образовательной среде Мининского университета. Часть респондентов, а именно двенадцать человек ответили, что использовали и сторонние ресурсы, такие как Zoom, google класс, discord, ВКонтакте, мессенджеры Viber и Whatsapp и другие.

Общий уровень нагрузки в период пандемии возрос, что было отмечено всеми преподавателями, однако это было связано с тем, что в достаточно короткие сроки необходимо было разработать электронные курсы, которые на период первого семестра 2020-2021 года были еще в стадии планирования или разработки.

К основным трудностям отмеченными преподавателями относятся - техническая часть работы (куда относились скорость интернета, плохая домашняя техника, т.к. не у всех была возможность работать из вуза, данную проблему отметили преподаватели 60+, которые по приказу губернатора Нижегородской области должны были работать на удаленной работе), низкая мотивация студентов к обучению, пропуски занятия, «черные квадраты», когда студенты подключались к конференции без своего видео.

Таким образом можно говорить о том, что к работе в дистанционном формате в целом преподаватели были готовы.

Выводы. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что преподавателю, по мнению обучающихся, довольно тяжело объяснить материал в дистанционном формате обучения. У преподавателей возникают проблемы при объяснении материала, а именно: технические перебои в процессе воспроизведения материала, наличие плохой скорости сети Интернет, а так же недостаточные знания в цифровых технологиях.

Так же на основе выводов социологического опроса, выявлено, что преподавателю сложно осуществлять стандартный учебный процесс в дистанционном формате, и вносить творческие мероприятия в процесс обучения, но это не является непреодолимым фактором, которые бы влиял на невозможность проведения занятий. Существуют плюсы в том, что необходимый материал можно найти в интернете, разместить видео записи с пояснениями к различным темам, можно открыть для студентов доступ к электронно-информационной образовательной среде на курс лекций для самостоятельного изучения, а так же для проверки усвоенных знаний провести электронное тестирование. Студенты так же могут пройти открытые онлайн курсы, большинство из которых при наличии сертификата об успешном прохождении курса засчитываются как итоговая аттестация по результатам изучения дисциплины. Однако, весь процесс освещения, подготовки информации занимает много времени, как учебного, так и внеучебного.

Таким образом, дистанционный режим обучения показал реальную готовность преподавателей обучать в онлайн-формате. Необходимая смена режима работы, а так же потребность овладения новыми цифровыми технологиями не оказались непреодолимыми стрессовыми факторами, а наоборот сподвигло к профессиональному развитию преподавателей. Достаточно в короткие сроки большинство преподавателей освоили работу в электронных сервисах, и прошли повышения квалификации по информационным технологиям. Разработка электронных курсов, которые до пандемии били лишь требованиями некоторых высших учебных заведений, оказалась необходимостью для организации качественного процесса обучения в условиях дистанционного формата проведения занятий.

Литература:

1. Воронина И.Р., Козлова А.Д., Барабина И.Е., Лапшина И.А., Ваганова О.И. Интерактивные технологии обучения при изучении дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» // В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. - 2019. - С. 198-200.

2. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Максимова К.А. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса // Карельский научный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 2 (27). - С. 11-14.

3. Максимова К.А., Барабина И.Е., Лапшина И.А. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // В сборнике: Будущее науки-2020 Сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции. В 5-ти томах. - 2020. - С. 46-48.

4. Ваганова О.И., Воронина И.Р., Лошкарева Д.А. Интерактивные средства обучения как эффективный инструмент образовательной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 135-139.

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Мониторинг качества профессионального обучения // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. - 2015. - № 5 (72). - С. 57.

6. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 167-170.

7. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1 (26). - С. 2.

8. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2 (35).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.