Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ИТИНСОН Кристина Сергеевна ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНСКОМ...
УДК 004.9:378.147:61 |@ ф® та"2« an
DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0026 In— (https://creat1vecQmmQns.0rg/i1censes/by-nc/4.o/)
ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 777287 SPIN: 5121-8467 ORCID: 0000-0003-3039-9609
ИТИНСОН Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
иностранных языков Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: bkristina89@gmail.com) Аннотация. Цифровизация уже давно играет существенную роль в системе образования, однако быстрое распространение коронавирусной инфекции COVID-19 привело к закрытию средних и высших учебных заведений и переходу на дистанционное обучение, что стало причиной новых возможностей для преподавателей и студентов, а также вызвало немалое число проблем. Автор утверждает, что именно коронавирусная инфекция стала катализатором для учебных заведений по всему миру для поиска инновационных технических и педагогических решений за короткий период времени. Автор статьи отмечает, что эффективное использование цифровых технологий и учебных ресурсов в сфере образования считается ключевым фактором в достижении поставленных стандартом целей. Роль цифровых технологий и электронных ресурсов заключается в совершенствовании и повышении качества процессов обучения и преподавания. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. Автор статьи предлагает изменение рабочей программы по дисциплине «Иностранный язык» для студентов стоматологического факультета медицинского вуза в условиях существующих тенденций непрерывного процесса цифро-визации образования. В статье автор более подробно изучает информационные технологии, предлагаемые к использованию в процессе обучения студентов стоматологического факультета на занятиях по английскому языку (Miro, Mentimeter, CAT-программы). В заключение автор доказывает, что высшие учебные заведения, в том числе медицинские университеты, должны сосредоточиться на совершенствовании своей традиционной миссии преподавания и обучения, университеты должны вносить больший вклад в развитие цифровых навыков студентов, что требует незамедлительного изменения рабочих программ по большинству дисциплин в рамках цифровизации образования.
Ключевые слова: цифровизация, медицинское образование, COVID-19, высшие учебные заведения, дистанционное обучение, иностранный язык, цифровая платформа, рабочая программа, цифровые технологии, информационная образовательная среда, подкаст, средства цифровизации.
DIGITAL REVOLUTION IN MEDICAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE
"FOREIGN LANGUAGE"
© Author(s) 2021
ITINSON Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of
foreign languages Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: bkristina89@gmail.com) Abstract. Digitalization has played a significant role in the education system, but the rapid spread of coronavirus infection COVID-19 has led to the closure of secondary and higher education institutions and the transition to distance learning, which has caused new opportunities for teachers and students, as well as caused a considerable number of problems. The author claims that it was coronavirus infection that became a catalyst for educational institutions around the world to find innovative technical and pedagogical solutions in a short period of time. The author of the article notes that the effective use of digital technologies and educational resources is considered as a key factor in achieving the goals set by the standards. The role of digital technologies and e-resources is to improve learning and teaching processes. The article uses methods of complex theoretical and descriptive analysis. The author of the article proposes a change in the working program in the discipline «Foreign Language» for students of the dental faculty of a medical university in the current trends in the continuous process of digitalization of education. In the article, the author examines the information technologies in details offered for use in the process of teaching of dental students in English language classes (Miro, Mentimer, CAT programs). In conclusion, the author argues that higher education institutions, including medical universities, should focus on improving their traditional mission of teaching and learning, universities should contribute to the development of digital skills of students, which requires an immediate change in the work programs in most disciplines as part of the digitalization of education.
Keywords: digitalization, medical education, COVID-19, higher educational institutions, distance learning, foreign language, digital platform, work program, digital technologies, information educational environment, podcast, means of digi-talization.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Цифровизация уже давно играет существенную роль в системе образования, однако быстрое распространение коронавирусной инфекции COVID-19 привело к закрытию средних и высших учебных заведений и переходу на дистанционное обучение. COVID-19 способствовал ускоренному эксперименту над образовательным процессом школ, колледжей, вузов, что стало причиной новых возможностей для преподавателей и студентов, а также вызвало немалое число проблем.
Всего за несколько месяцев пандемия перевернула повседневную жизнь людей во всем мире. Государственное образование можно отнести к числу секторов, которые были затронуты в наибольшей степени, поскольку педа-
гогика стала «цифровой». Для миллионов студентов образовательный процесс стал базироваться на цифровых платформах, программах и устройствах. Именно коро-навирусная инфекция стала катализатором для учебных заведений по всему миру для поиска инновационных технических и педагогических решений за короткий период времени.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. COVID-19 привел к тому, что сложившиеся обстоятельства требуют определённого принятия цифровизации как разрушительной силы без возврата назад, направив все силы на улучшение качества процесса обучения и ориентацию образования на учащихся, расширение возможностей преподавателей
ITINSON Kristina Sergeevna
DIGITAL REVOLUTION IN MEDICAL EDUCATION..
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-S474
и учителей. Вопросами цифровизации в образовании, в том числе медицинском, занимается не малое число авторов и исследователей [1-14].
Обосновывается актуальность исследования. В настоящее время эффективное использование цифровых технологий и учебных ресурсов в сфере образования считается ключевым фактором в достижении поставленных стандартом целей. Роль цифровых технологий и электронных ресурсов заключается в совершенствовании и повышении качества процессов обучения и преподавания. Исследование является актуальным, так как преподаватели и студенты могут получать доступ к растущему числу цифровых технологий и ресурсов, и более того, использовать совместные платформы для совершенствования методов преподавания и обучения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи состоит в разработке измененной рабочей программы по дисциплине «Иностранный язык» для студентов стоматологического факультета в рамках цифровизации медицинского вуза.
Используемые методы, методики и технологии. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. Автор статьи предлагает изменение рабочей программы по иностранному языку для студентов медицинского вуза стоматологического факультета в условиях существующих тенденций непрерывного процесса цифровизации образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Главная задача вузов заключается в решении вопроса, как именно они должны готовиться к глобальной цифро-визации, так как на этом этапе возникает проблема соединения традиционной системы с будущей «цифровой» системой. Адаптация вузов к глобальной цифровизации требует переосмысления и обновления их миссий и стратегий [15, 16].
Процесс цифровизации в образовании является серьезной тенденцией с точки зрения модернизации единой информационной образовательной среды. Цифровизация в учебном процессе включает перевод текста, изображений, видео и аудио в цифровой формат, который может воспроизводиться компьютером. С одной стороны, средствами цифровизации могут выступать компьютер, интернет, смартфон, цифровая камера, проектор и т.д. [17]. С другой стороны, средствами цифровизации являются различные информационные ресурсы и технологии, которые эффективно используются в образовательном процессе.
В Курском государственном медицинском университете дисциплина «Иностранный язык» изучается студентами первого курса стоматологического факультета в первом семестре. В таблице 1 приведен фрагмент измененной рабочей программы по дисциплине «Иностранный язык» для студентов стоматологического факультета. Новые предложенные фрагменты выделены желтым цветом.
Таблица 1 - Фрагмент измененной рабочей программы по дисциплине «Иностранный язык» для студентов стоматологического факультета
Стоматологическое образование в России и за рубежом.
Стоматологические заболевания и их лечение.
КГМУ Учеба на стоматологическом факультете. Моя будущая профессия. Мой рабочий день. Применение инструментов Web 2.0 (социальные сети, вики, блоги) для презентации своей будущей профессии. Стоматология сегодня. Стоматологическое образование в России и за рубежом. Представление научных докладов на английском языке «Стоматологическое образование в Италии/ Франции/Испании/Великобритании/Бразилии/Израиле/Китае» в
формате PechaKucha. Чтение текстов с профессионально-ориентированного характера с аннотированием. Реферирование и перевод текстов \ статей профессионального характера. Представление реферированных статей в Mentimeter. Контроль умений представления монологических и диалогических сообщений по темам.
Анатомия и структура зуба. Медицинский стоматологический глоссарий в CAT-программах. Типы зубов. Заболевания зубов. Работа с современными подкастами о системе здравоохранения, медицинской науке. Обучающие аудио и видео подкасты на английском языке о заболеваниях зубов. Заболевания ротовой полости. Периодонтальные заболевания. Профилактическая стоматология. Базовые навыки работы в Power Point. Создание научных проектов в Power Point. Чтение текстов с профессионально-ориентированного характера с аннотированием. Контроль умений представления монологических и диалогических сообщений по темам. На стоматологической конференции. Работа студентов на стоматологической конференции с помощью сервиса Miro.
Методы стоматологического лечения в России и за рубежом.
Стоматологическая поликлиника. Обучение работе с медицинской документацией с помощью системы Google-документов. Посещение стоматолога. Заполнение истории болезни. Овладение медицинской стоматологической лексикой с помощью приложений дополненной реальности Anatome 4D, ImmersiveView™ VR, MITK pille, Human Heart 3D, Quiz anatomy, 3D-атласов (Anatomy 3D Atlas). Эндодонтия. Протезирование. Ортодонтия. Стоматологическое обслуживание в России и за рубежом. Реферирование и перевод текстов \ статей профессионального характера. Контроль умений представления монологических и диалогических сообщений по темам. Работа студентов с сервисом Quiz Online Learning Management (quizzes.com). Современная стоматология в России и за рубежом.
Рассмотрим более подробно информационные технологии, предлагаемые к использованию в процессе обучения студентов стоматологического факультета на занятиях по английскому языку.
Miro представляет собой платформу, предназначенную для совместной работы в сети Интернет, которая позволяет студентам эффективно работать вместе, планируя и управляя гибкими рабочими процессами. С помощью Miro студенты и преподаватели имеют большой набор возможностей для совместной работы, просмотра видео, работы с чатами и презентациями, что делает групповую работу более простой, удобной и эффективной [18-20].
Выполняя различные проекты, студенты работают с программами Power Point и Mentimeter, которые позволяют создавать презентации. Причем если Power Point представляет собой оффлайн инструмент, то Mentimeter работает с презентациями онлайн. Программа Mentimeter предоставляет широкий спектр возможностей, благодаря которым преподаватель проводит увлекательные учебные занятия. Преподаватели создают интерактивные презентации благодаря удобному пользовательскому интерфейсу и простому созданию викторин, тестов, опросов [21-23]. Студенты могут использовать собственные мобильные устройства без предварительной установки программы Mentimeter, что упрощает настройку и снижает нагрузку на преподавателей. С помощью Mentimeter преподаватель может создавать петли обратной связи между ним и студентами на занятии, которые предоставляют мгновенный анализ ответов студентов. Примером проекта в программе Mentimeter на занятиях по английскому языку является реферирование и перевод статей профессионального характера, и представление реферированных статей в виде докладов Mentimeter.
Уже в 80-х годах технологическая революция заставила лингвистов предпринять попытку написания программ для автоматического перевода текста, что в настоящее время привело к созданию CAT-программ. CAT-программы представляют собой сложные программы, объединяющие многочисленные функции, которые имеют одинаковую цель - сделать деятельность переводчика более эффективной [24]. Такие программы автоматически выполняют поиск всех загруженных модулей памяти переводов и сигнализируют о наличии какого-либо сходства между новым текстом и старым сегментом, которые могут в дальнейшем использоваться переводчиком в его работе. Знакомство студентов с CAT-программами предполагает изучение медицинской лексики на английском языке, заучивание фраз, а также отработка диалогов «В поликлинике», «В больнице», «В аптеке», «На конференции».
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Цифровизация в настоящее время является одной из важнейших тенденций, которая меняет общество и сферу образования на всех уровнях: административном, образовательном, контрольно-измерительном, научно-исследовательском. Цифровизация безусловно привносит преимущества, такие как экономия времени, преодоление географических барьеров, организация непрерывного процесса обучения, но и приводит к высокой степени зависимости от информационных технологий, а также умалению значимости человеческого труда. Однако применение информационных технологий на занятиях по английскому языку способствует развитию коммуникативных компетенций студентов, ко-
104
OECD: 5.G3 Educational sciences; ASJC: 33G4; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ИТИНСОН Кристина Сергеевна ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНСКОМ...
торые необходимы для будущей работы врача на международном уровне.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Персональные компьютеры и Интернет стали важными элементами повседневной жизни в XXI веке. Эта технологическая революция, которая влияет на различные сферы нашей жизни (как частные, так и профессиональные), привела к полному отказу от определенных профессий и к резкому изменению в многочисленных профессиональных практиках. Поэтому невозможно уменьшать значимость цифровых технологий, и, более того, важно направлять курс на внедрение информационных технологий и электронных ресурсов в процесс обучения с целью повышения качества образовательного процесса.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Высшие учебные заведения, в том числе медицинские университеты, должны сосредоточиться на совершенствовании своей традиционной миссии преподавания и обучения. Сегодня общество требует гораздо больше от университетов, в этом контексте университеты должны вносить больший вклад в развитие цифровых навыков студентов, что требует незамедлительного изменения рабочих программ по большинству дисциплин в рамках цифровизации образования. Необходимо провести соответствующий отбор цифровых платформ и электронных ресурсов для их использования на занятиях в медицинском вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баржанов А.Б. Цифровизация в отрасли: вызовы, ключевые сдерживающие факторы, направления цифровизации // Школа науки. 2021. №5(42). С. 15-16.
2. Пономарев А.О. Сущность цифровизации, пути, этапы и цели внедрения //материалы студенческой научно-практической конференции «Институты, формы и методы в государственном и муниципальном управлении». 2020. С. 65-67.
3. ЧирковаВ.М. Современные технологии в медицинском образовании как средство обучения студентов нового поколения // Карельский научный журнал. 2020. № 1(30). Т.9. С. 40-42.
4. Подвойский Г. Л. Роль новых технологий в экономике XXI века // Мир новой экономики. 2016. № 4. С. 6-15.
5. Китайгородский М.Д. Цифровые технологии в содержании магистерских образовательных программ подготовки учителей технологии //Информатика и образование. 2019. № 1(300). С. 56-64.
6. Самчик Н. Н. Использование мультимедийных технологий для повышения эффективности изучения русского языка как иностранного //Региональный вестник. 2019. № 7 (22). С. 26-27.
7. Итинсон К. С. Влияние Интернета вещей на современное общество //Наука и практика регионов. 2019. № 3 (16). С. 58-60.
8. Ковалева А.Л. Обзор современных образовательных технологий. Примеры использования облачных технологий // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2017. С. 101-110.
9. Тимохина Т.В. К вопросу о цифровой революции в инклюзивном образовании // сборник материалов XI учебно-методической конференции «Педагогическое образование и цифровая революция: теоретические и практические аспекты». 2018. С.121-128.
10. Вилдинг И. Проблема цифровой грамотности в условиях четвертой промышленной революции //Актуальные проблемы контекстуального анализа ситуационно-регионального многообразия социального развития России в XXI веке. 2017. С.95-99.
11. Иванов А.А. Синергетика дистанционного образования // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. 2020. № 17. С. 124-130.
12. Филиппова О.А., Долгополова Л.Ю. Проблемы формирования электронной информационно-образовательной среды университета // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2017. № 3 (49). С. 161-165.
13. Горелик О.М., Григорова К., Малышева Е.Ю. Моделирование процесса обучения по интегрированным образовательным программам // Информационные системы и технологии: управление и безопасность. 2016. № 4. С. 7-16.
14. Пец К.А., ЖихареваЕ.А., Мустафаева С.Н. Эволюция формирования и развития образовательного потенциала в России // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. № 11. С. 187-191.
15. 11Patrycja Karpinska Computer Aided Translation — possibilities, limitations and changes in the field of professional translation // Journal of Education Culture and Society. 2017. No. 2. pp. 133-142.
16. Ruxandra Bejinary Impact of digitalization in the knowledge economy // Management dynamics in the knowledge economy. 2019. Vol. 7. pp. 367-380.
17. Mattsson L.G., Andersson P. Private-public interaction in public service innovation processes-business model challenges for a start-up Ed-Tech firm // Journal of Business & Industrial Marketing. 2019. pp. 1106-1118.
18. Baker M. The Changing Landscape of Translation and Interpreting Studies //S. Bermann, & C. Porter (Eds.), A Companion to Translation Studies. 2016. pp.15-27.
19. Folaron D. A. Translation tools // Y. Gambier, & L. van Doorslaer (Eds.), Handbook of Translation Studies. 2018. Vol. 1. pp. 429—436.
20. Cathrine Edelhard T0mte, Trine Fossland, Per Olaf Aamodt & Lise Degn Digitalisation in higher education: mapping institutional approaches for teaching and learning // Quality in Higher Education. 2019. Vol. 25, No. 1.pp. 98-114.
21. Allen E.I. & Seaman J. Digital Learning Compass: Distance education enrollment report. 2017. Available at: https://onlinelearningsur vey.com/reports/digtiallearningcompassenrollment2017.pdf
22. Bates T. Teaching in a Digital Age (Open Textbook). 2015. Available at: http://opentextbc.ca/teachinginadigitalage.
23. Bates, T., 2015, Teaching in a Digital Age (Open Textbook). 2018. Available at: http://opentextbc.ca/teachinginadigitalage.
24. Degn, L., Sorensen, M.P. From collegial governance to conduct of conduct: Danish universities set free in the service of the state // Higher Education. 2015. No. 69(6). pp. 931-46.
Статья поступила в редакцию 05.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021