Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / HUMANITARIAN AND NATURAL SCIENCE EDUCATION / METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF EDUCATION / PHILOSOPHY OF EDUCATION / MEANING OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутеева Т.В.

На сегодняшний момент перед вузами стоит задача подготовки высокообразованных специалистов [1]. К процессу обучения студентов медицинских вузов как профессионалов высокого класса предъявляют соответствующие требования. В условиях пандемии Covid-19 в Курском медицинском университете были определены условия работы, подразумевающие акцент на активном внедрении в педагогический процесс дистанционных форм обучения (в том числе для обеспечения безопасности здоровья студентов и преподавателей, профилактики ковидной инфекции). Не смотря на специфику дистанционного образования, которая не предполагает активного очного взаимодействия “студент-преподаватель-пациент “, опыт работы показал, что дистанционная форма обучения студентов - медиков может активно использоваться в образовательном процессе как альтернативная форма обучения в условиях пандемии и других чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутеева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

At the moment, universities are faced with the task of training highly educated specialists [1]. The process of teaching medical students as high-class professionals is subject to corresponding requirements. In the context of the Covid-19 pandemic, working conditions were defined at Kursk Medical University, implying an emphasis on the active introduction of distance learning into the pedagogical process (including to ensure the safety of the health of students and teachers, and the prevention of covid infection). Despite the specificity of distance education, which does not imply active face-to-face interaction “student-teacher-patient”, work experience has shown that distance learning for medical students can be actively used in the educational process as an alternative form of education in a pandemic and other emergency situations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 2500-3585

peer-reviewed • open access journal

DOI: 10.21626/j-chr/2020-3(24)/6 УДК: 378.147

Педаогические науки

Особенности образовательного процесса в условиях пандемии Covid-19.

40

© Т.В. Шутеева

Шутеева Т. В.- доцент кафедры неврологии и нейрохирургии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация.

На сегодняшний момент перед вузами стоит задача подготовки высокообразованных специалистов [1]. К процессу обучения студентов медицинских вузов как профессионалов высокого класса предъявляют соответствующие требования. В условиях пандемии Covid-19 в Курском медицинском университете были определены условия работы, подразумевающие акцент на активном внедрении в педагогический процесс дистанционных форм обучения (в том числе для обеспечения безопасности здоровья студентов и преподавателей, профилактики ковидной инфекции). Не смотря на специфику дистанционного образования, которая не предполагает активного очного взаимодействия "студент-преподаватель-пациент ", опыт работы показал, что дистанционная форма обучения студентов - медиков может активно использоваться в образовательном процессе как альтернативная форма обучения в условиях пандемии и других чрезвычайных ситуаций.

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова: гуманитарное и естественнонаучное образование, методология и технология образования, философия образования, смысл жизни.

На сегодняшний момент перед вузами стоит задача подготовки высокообразованных специалистов [1]. К процессу обучения студентов медицинских вузов как профессионалов высокого класса предъявляют соответствующие требования. Основополагающими из них считаются конкурентный профессионализм, инициативность в решении многих вопросов, творческое начало. Получение образования в высшем учебном заведении медицинского направления должно происходить в условиях, которые могут гарантировать существенные возможности на рынке труда и обеспечивать постоянный профессиональный рост [2].

На сегодняшний момент медицинские высшие учебные заведения работают и развиваются в особых и сложных условиях. Медицинский ВУЗ функционирует в среде смежных взаимодействий.

С одной стороны, его профессиональная деятельность должна подчиняться требованиям государственного контроля в области образования, с другой - медицинское учебное заведение не может существовать вне влияния здравоохранения, которое на сегодняшний момент находится в режиме динамичной перестройки, оптимизации и реструктуризации в нашей стране. В этом состоят отличительные особенности работы медицинского вуза от других высших учебных заведений. Перед высшими образовательными учреждениями медицинской специфики ставится задача обеспечения условий для проведения фундаментального и высококачественного образовательного процесса в сочетании с комплексом научных изысканий. В этом случае компетенции выпускников медицинского вуза способствуют выбору любой врачебной специальности, карьеры преподавателя или пути ученого-исследователя [1].

В образовательной среде заданные направления предполагают активацию процессов клинического мышления студентов, уделяя при этом большое внимание междисциплинарным взаимодействиям при обучении. Будущий доктор должен быть готов к систематической

переработке мощных информационных потоков, интегрированию знаний из различных дисциплин. Не только учебные программы и планы, но и педагогические методики обучения должны быть разработаны с учетом этих требований [2]. Совершенствование процессов высшего медицинского образования нельзя представить без использования новых педагогических и информационных методик, инновационных методических приемов. Но необходимо понимать, что образовательный процесс в медицинском вузе нельзя полностью универсализировать и противопоставить существующей системе образования.

Студентам медицинских вузов в процессе обучения необходимо овладеть знаниями в большом объеме по многочисленным разделам в рамках и вне рамок учебных программ, необходимо уметь применять и сочетать полученные знания в процессе обучения и трудовой деятельности. Также в процессе обучение в вузах медицинской направленности важным является приобретение и применение навыков научно-исследовательской деятельности. Сегодня в основе изучения дисциплин лежит сочетание различных форм подачи учебного материала. Использование видеотехнологий, компьютеризации, дистанционных форм обучения способствует повышению качества образования [3]. Но мы не должны забывать, что отличительным и одним из самых важных составляющих процесса образования в медицинском высшем учебном заведении является тесное взаимодействие студента и больного в реальных ситуациях. Это взаимодействие закладывает основы клинико-диагностического мышления, диагностического поиска, формирования индивидуальных схем лечения пациента [3].

В соответствии с перечисленными выше условиями успешного профессионального роста студента - медика ВУЗ формирует студента как профессионала во всех проявлений этого статуса (самостоятельность, организованность, критичность). Основную роль в данном

41

42

процессе играет психологический комфорт, в котором существует студент [2]. Следуя этому, одной из важнейших целей образования можно обозначить создание гуманистических отношений в коллективе, основой которых служит успешное коллективное взаимодействие преподавателей и студентов. В основе такого взаимодействия должны лежать принципы профессиональной и корпоративной этики, медицинской деонтологии и общественной культуры. Атмосфера психологического комфорта формирует позитивное настроение студента, определяет характер его взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями, пациентами [1]. Характер и качество взаимодействия студента-медика в различных сферах и средах определяется методиками воспитания и обучения, которые должны полностью определятся особенностям студентов (возрастным и индивидуальным). В этом случае обучение в высшем учебном заведении будет формировать нравственную и профессиональную составляющие будущих врачей.

На сегодняшний день медицинское образование во всем мире можно получить только посредством очного обучения [4] . Однако, сегодня мы живем в условиях масштабной пандемией Covid - 19, которая парализовала все сферы жизни человечества (экономическою, социальную, культурную, образовательную). Но учебный процесс нельзя остановить. Администрацией Курской области было принято решение об объявлении режима повышенной готовности. В ответ на это, в

Курском медицинском университете были определены условия работы, подразумевающие акцент на активном внедрении в педагогический процесс дистанционных форм обучения (в том числе для обеспечения безопасности здоровья студентов и преподавателей, профилактики ковидной инфекции).

Интерактивное взаимодействие студента и преподавателя осуществляется в информационно-образовательной среде, в основе которой лежат платформы дистанционного обучения Moodle и Zoom [4]. В самом начале работы отмечались определенные проблемы с подключением, качеством слышимости, низкокачественной интернет-связью, но в процессе обучения студенты, преподаватели освоили варианты работы с инструментами дистанционного обучения. Надо указать, что при дистанционной форме обучения в медицинском вузе выявляются недостатки, которые заключаются в отсутствии возможности овладения и отработки мануально-практических навыков, освоения врачебных манипуляций под контролем и при содействии преподавателя, что отрицательно сказывается на качестве подготовки будущих врачей и специалистов среднего звена. Но на своем примере Курский медицинский университет продемонстрировал, что дистанционная форма обучения студентов - медиков может активно использоваться в образовательном процессе как альтернативная форма обучения в условиях пандемии и других чрезвычайных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Логачева Е.А. К вопросу о специфике преподавания неврологии иностранным студентам в Курском государственном медицинском университете/ Е.А. Логачева, Т.В.Шутеева // Коллекция гуманитарных исследований. - 2018. - Т.10, №1. - С 18-21.

2. Масалева И.О. Современные подходы к обучению студентов на кафедре неврологии и нейрохирургии КГМУ / И.О. Масалева, Е.Е. Третьякова, Т.В. Шутеева // Коллекция гуманитарных исследований. - 2019. - Т.18, №3. - С 43-49.

3. Третьякова Е.Е. Обучение в малых

группах - способ формирования профессиональных компетенций/ Е.Е. Третьякова, И.О. Масалева, Т.В. Шутееева, Е.А. Логачева // Коллекция гуманитарных исследований. - 2019. - Т.21, №6. - С 42-46.

4. Музычина А.А. Внедрение дистанционной формы обучения в медицинском университете в условиях военного времени и активных боевых действий /А.А. Му-зычина, Т.Н. Хахилева, Д.К. Калиновский, Е.О. Золотаренко // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. - 2017. -Т.3, №1.- С.52-55.

43

FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

© Tatyana V. Shuteeva

Shuteyeva Tatyana V. - Associate Professor, Neurology and Neurosurgery Department, MD, Kursk State Medical University (KSMU).

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3, Russian Federation.

Abstract

44

At the moment, universities are faced with the task of training highly educated specialists [1]. The process of teaching medical students as high-class professionals is subject to corresponding requirements. In the context of the Covid-19 pandemic, working conditions were defined at Kursk Medical University, implying an emphasis on the active introduction of distance learning into the pedagogical process (including to ensure the safety of the health of students and teachers, and the prevention of covid infection). Despite the specificity of distance education, which does not imply active face-to-face interaction "student-teacher-patient", work experience has shown that distance learning for medical students can be actively used in the educational process as an alternative form of education in a pandemic and other emergency situations.

Keywords: humanitarian and natural science education, methodology and technology of education, philosophy of education, meaning of life.

REFERENCE

1. Logacheva E.A. Logacheva E.A., Shuteeva T.V. On the specifics of teaching neurology to foreign students at the Kursk State Medical University // Collection of humanitarian research. - 2018. - T.10, No. 1. - From 18-21.

2. Masaleva I.O. Modern approaches to teaching students at the Department of Neurology and Neurosurgery of KSMU / I.O. Masaleva, E.E. Tretyakova, T.V. Shute-eva // Collection of Humanitarian Studies. - 2019. - T.18, No. 3. - From 43-49.

3. Tretyakova E.E. Small group teaching -

a way to form a profession sional competences / E.E. Tretyakova, I.O. Masaleva, T.V. Shuteeva, E.A. Logacheva // Collection of humanitarian studies. - 2019. - T.21, №6. - From 42-46.

4. Muzychina A.A. The introduction of distance learning at a medical university in wartime and active hostilities / A.A. Muzychina, T.N. Khakhileva, D.K. Kalin-ovsky, E.O. Zolotarenko // Journal of Tele-medicine and Electronic Health. - 2017. - Vol. 3, No. 1. - P.52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.