Научная статья на тему 'Обучение в малых группах - способ формирования профессиональных компетенций'

Обучение в малых группах - способ формирования профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МАЛЫЕ ГРУППЫ / HIGHER EDUCATION / NEW TECHNOLOGIES / COMPETENCY-BASED APPROACH / SMALL GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Е.Е., Масалева И.О., Шутеева Т.В., Логачева Е.А.

В статье представлен анализ технологии формирования профессиональных компетенций у студентов клинических специальностей с позиций компетентностного подхода. Малая группа рассмотрена как условие и способ развития личностных и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Е.Е., Масалева И.О., Шутеева Т.В., Логачева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN SMALL GROUPS - A METHOD FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES

The article presents an analysis of the technology for the formation of professional competencies in students of clinical specialties from the standpoint of the competency-based approach. A small group is considered as a condition and a way of developing personal and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Обучение в малых группах - способ формирования профессиональных компетенций»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 250-3585

УДК: 378.147.114 Педагогические науки

ББК: 74.480.27

Обучение в малых группах - способ формирования профессиональных компетенций.

42 © Е.Е. Третьякова, И.О. Масалева, Т.В. Шутеева, Е.А. Логачева

Третьякова Е.Е. - доцент кафедры неврологии и нейрохирургии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Масалева И.О. - ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии, к.м.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Шутеева Т.В.- доцент кафедры неврологии и нейрохирургии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Логачева Е.А. - доцент кафедры неврологии и нейрохирургии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ технологии формирования профессиональных компетенций у студентов клинических специальностей с позиций компетентностного подхода. Малая группа №5 (20) 2019 рассмотрена как условие и способ развития личностных и профес-tJw.j-.chr.am сиональных компетенций.

Ключевые слова: высшее образование, новые технологии, компетентностный подход, малые группы.

С^ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:

кС'йк! клинико-психологический подход

СМ ^ КУРС К ix всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Государственные стандарты высшего образования требуют подготовку конкурентоспособного выпускника медицинского ВУЗа, формирование его профессиональных компетенций, которые формируются в процессе обучения в ВУЗе и являются продуктом коллективного труда. Они имеют социальное значение и включают не только знания, но и личностные отношения в коллективе[5].

Ярким проявлением конкурентоспособности специалистов выступает их умение работать в команде. Работодатели отводят значительное место личностным компетенциям (умение брать на себя ответственность, стремиться к самообразованию) и социальным (способность общаться с пациентом, его родственниками, коллегами), наряду с профессиональными [3]. В связи с этим возникает необходимость применения в ВУЗе инновационных методов, способствующих формированию положительных взаимоотношений в команде, умение качественно выполнять свои профессиональные задачи.

Среди современных методов обучения наиболее часто встречается и заслуживает внимания «Обучение в сотрудничестве» - обучение в малых группах, который обеспечивает достижения высоких результатов в учебе, более ответственное и внимательное отношение студентов друг к другу, чем обучение большими группами [4 , 3]. Этот метод формирует научное мышление, тем самым являясь важным инструментом педагогики. Обучение в малых группах способствует развитию совместной деятельности студентов в различных ситуациях, формированию их профессиональных навыков, развитию коммуникативных и интеллектуальных умений мышления. Студенты приобретают навыки работы в коллективе [1]. Преимущества обучения в малых группах основывается на принципах взаимодействия в группе, взаимозависимости, участия каждого члена группы

[5]. Преподаватель должен соблюдать на занятиях важнейшие элементы обучения в сотрудничестве, а именно, положительное взаимодействие в коллективе, которое формирует ответственность, как за личный успех, так и за успех своих товарищей.

Вторым важным элементом этого метода является индивидуальная и коллективная ответственность. Для групп, вовлеченных в процесс обучения, характерны два уровня ответственности: группа несет ответственность за достижение поставленной перед ней цели и каждый член группы отвечает за свою часть работы, а это значит, что никто не останется не задействованным [3].

Третьей особенностью данной методики является обучению студентов тесному общению друг с другом, предпочтение отдается личным контактам. Учащиеся вместе выполняют конкретную работу, они заинтересованы в своих успехах и успехах товарищей по группе, стимулируют и поддерживают друг друга. В процессе совместного обучения повышается успеваемость всех членов группы.

Четвертой немаловажной особенностью обучения в сотрудничестве является социальное поведение, в частности навыки поведения в коллективах. Совместный труд позволяет достичь высоких результатов только тогда, когда люди владеют навыками социального поведения и у них есть мотивация для их использования.

Организация совместной работы составляет пятый этап обучения в сотрудничестве. Она включает в себя поддержание нормальных рабочих отношений, своевременное разрешение конфликтов, возможность и способы достижения целей, стоящих перед коллективом. Тщательный анализ результатов совместной работы обучающихся - непременные условия успешного и долговременного

43

№5 (20) 2019 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

клинико-психологический подход ^^Ьйй^о

ix всероссийская научно-практическая конференция с международным участием КУРС Кем С\1

44

существования студенческих групп.

Обучение в сотрудничестве может быть плодотворным при выполнении перечисленных выше пяти важнейших элементов и соблюдении строгой дисциплины в группе. Члены группы являются одной командой, имеют общие цели, стремятся к их реализации и добиваются максимально возможных успехов в учебе. Преподаватель, в свою очередь, должен правильно организовать работу в группах, чтобы избежать ошибок, например, излишней пассивности, или чрезмерной активности отдельных учащихся. Неправильное распределение обязанностей в группе может привести к выполнению всего объема работы одним членом команды - лидером, исключению им других членов группы из деятельности [1, 4]. Студенты должны понимать, что обучение -это их личная работа, которая выполняется ими самостоятельно.

При формировании групп преподаватель должен быть советчиком и консультантом, чтобы правильно организовать работу студентов. Группы могут формироваться лидером, по желанию самих студентов, результатам жеребьевки [3, 1]. Для плодотворной работы и удобства общения оптимальным считается группа из 3-5 человек, что позволяет всем активно участвовать в работе [2]. Также необходимо, чтобы группа была разнородной по знаниям, тогда слабые учащиеся подтягиваются до уровня средних, а это в свою очередь стимулирует учебный процесс средних и сильных студентов.

Таким образом, основными элементами, без которых невозможна плодот-

ворная коллективная работа, являются: положительная взаимозависимость, межличностные отношения в группе, персональная и коллективная ответственность членов группы, использование социальных навыков, правильная организация коллективного труда.

Внедрение инновационных технологий в образовании тесно связано с подбором адекватных методов обучения, использование которых определяет формирование нового качества образования.

Результаты обучения студентов в малых группах значительно выше, чем в больших группах, так как члены малой группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за результаты деятельности отдельных членов группы. Однако обучение в малых группах даёт положительные результаты только в совокупности с классическими методами преподавания.

Таким образом, во время занятий в малых группах формируются компетенции студентов, необходимые для практической деятельности, осуществляется подготовка к лечебной практике. В ходе этой работы студент каждой группы выступает в качестве консультанта, оценивает сои знания, знания других членов группы, тем самым обучает других и себя. Все это способствует реализации своих сил, возможности утвердить себя, проявить собственную инициативу. Этот метод обучения позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс образования, тем самым способствуя его дальнейшему профессиональному развитию.

№5 (20) 2019 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА:

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: клинико-психологический подход

¡КУРСК |х всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

ЛИТЕРАТУРА

1. Бояринцева С.Л. Обучение в малых группах сотрудничества в курсе иностранного языка на среднем этапе общеобразовательной школы: на материале английского языка: дис. канд. пед. наук. - Москва, 2007. - 223 с.

2. Корзюк Н.Н. Лингвистическая теория и образовательная практика: сб. науч. ст. // Обучение в малых группах: теория и практика. - Минск, 2013.-166 с.

3. Ласков В.Б., Логачева Е.А., Третьякова Е.Е., Масалева И.О. и др. Совершенствование системы обеспечения качества образования: создание и развитие в контексте ориентации на потребителей // Традиционные и инновационные подходы к модернизации медицинского образования, материалы Всероссийской научно-методической конференции

с международным участием, КГМУ. - Курск, 2010. - С. 236 -239. '

4. Третьякова Е.Е.,Масалева И.О., Логачева Е.А., Ласков В.Б. и др. Компьютерные технологии в лекциях и практических занятиях //Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т. 2. - С. 106-111. - 2002. - Т. 133, № 5. - С. 504-506.

5. Шутеева Т.В., Ласкова И.В., Масалева И.О. и др. Дипломные и курсовые работы на кафедре неврологии и нейрохирургии как элемент проблемного обучения и проектных технологий // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сб. Тр. Всерос. науч.-учеб. конф. с междунар. участием, посвящ. 82-й годовщине КГМУ.- Курск, 2017.- С. 663 - 666.

45

№5 (20) 2019 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА:

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: клинико-психологический подход

ix всероссийская научно-практическая конференция с международным участием КУРСКс

46

TRAINING IN SMALL GROUPS - A METHOD FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES

© Evgenia E. Tretyakova, Irina O. Masaleva, Tatyana V. Shuteeva, Elena A. Logacheva

Tretyakova Evgenia E. - Associate Professor of the Neurology and Neurosurgery Department, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).

Masaleva Irina O. - Assistant of the Neurology and Neurosurgery Department, MD, Kursk State Medical University (KSMU).

Shuteyeva Tatyana V. - Associate Professor, of the Neurology and Neurosurgery Department, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).

Logacheva Elena A. - Associate Professor of the Neurology and Neurosurgery Department, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3, Russian Federation.

Abstract

The article presents an analysis of the technology for the formation of professional competencies in students of clinical specialties from the standpoint of the competency-based approach. A small group is considered as a condition and a way of developing personal and professional competencies.

Keywords: higher education, new technologies, competency-based approach, small groups.

№5 (20) 2019 www.j-chr.com

REFERENCE

1. Boyarintseva S.L. Education in small groups of cooperation in a foreign language course at the middle stage of a comprehensive school: on the material of the English language: dis. Cand. ped sciences. - Moscow, 2007 .-- 223 p.

2. Korzyuk N.N. Linguistic theory and educational practice: Sat. scientific Art. // Training in small groups: theory and practice. - Minsk, 2013. - 166 p.

3. Laskov VB, Logacheva EA Tretyakova EE, Masaleva I.O. et al. Improving the system of ensuring the quality of education: creation and development in the context of consumer orientation // Traditional and innovative approaches to the modernization of medical education, materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference with international participation,

KSMU. - Kursk, 2010 .-- Pp. 236 -239.

4. Tretyakova EE, Masaleva I.O., Logacheva EA, Laskov VB and other Computer technologies in lectures and practical classes // Integrative trends in medicine and education. - 2015. - T. 2. - Pp. 106-111.

- 2002. - T. 133, No. 5. - Pp. 504-506.

5. Shuteyeva T.V., Laskova I.V., Masaleva I.O. et al. Theses and term papers at the Department of Neurology and Neurosurgery as an element of problem-based learning and design technologies // Educational Process: Search for Effective Forms and Mechanisms: Sat. Tr. Vseros. scientific. conf. from the international participation dedicated. 82nd anniversary of KSMU.- Kursk, 2017.- Pp. 663

- 666.

С^ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:

гсЬ^ЙИ! клинико-психологический подход

СМ ^ КУРС К ix всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.