Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРЕ НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОХИРУРГИИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ СТУДЕНТОВ'

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРЕ НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОХИРУРГИИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ / ОБЪЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ / СУБЪЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ласков В.Б.

Цель данного исследования: оценить степень удовлетворенности качеством обучения по неврологии на кафедре у студентов лечебного факультета университета для коррекции учебно-воспитательного процесса. Материал и методы исследования - анонимное анкетирование 100 студентов 4 курса лечебного факультета с помощью опросника Центра менеджмента качества университета. Сроки исследования - последние два дня цикла практических занятий. Результаты оценки степени удовлетворенности студентов практическими занятиями на кафедре оцениваются как весьма высокие. Внесено предложение о продолжении практики изучения удовлетворенности внутренних потребителей - студентов, качеством и эффективностью образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ласков В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРЕ НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОХИРУРГИИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ СТУДЕНТОВ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Studies. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

УДК: 159.9.018:179.7-053.6

ВВК: 88 42-8 Педагогические науки

39

Учебно-воспитательный процесс на кафедре неврологии и нейрохирургии: объективные и субъективные аспекты оценочных суждений студентов

© В.Б. Ласков

Ласков В.Б. - зав. каф. неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, д.м.н., профессор E-mail: laskov_1953@mail.ru Адрес: г. Курск, ул. К. Маркса, 3

РЕЗЮМЕ

Цель данного исследования: оценить степень удовлетворенности качеством обучения по неврологии на кафедре у студентов лечебного факультета университета для коррекции учебно-воспитательного процесса. Материал и методы исследования - анонимное анкетирование 100 студентов 4 курса лечебного факультета с помощью опросника Центра менеджмента качества университета. Сроки исследования - последние два дня цикла практических занятий.

Результаты оценки степени удовлетворенности студентов практическими занятиями на кафедре оцениваются как весьма высокие. Внесено предложение о продолжении практики изучения удовлетворенности внутренних потребителей - студентов, качеством и эффективностью образовательного процесса.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, 2016. №1 (1) оценочные суждения, объективный аспект, субъективный аспект, студенты.

40

Организация современного

образования предполагает наличие постоянной обратной связи между преподавателем и обучаемым в целях объективного мониторинга эффективности используемых методов и средств обучения [2, 3]. Принципом менеджмента качества служит

ориентация на потребителя, и управление качеством учебного процесса и деятельностью преподавателя возможно на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг [7]. Одна из задач системы менеджмента качества университета - определение степени удовлетворенности внутренних потребителей, студентов, что создает возможность для корректировки действий преподавательского коллектива, управления кафедрой, совершенствования образовательных технологий [4].

В Курском государственном медицинском университете внедряется механизм корректировки технологии преподавания на основе учета мнений работодателей, бывших выпускников, преподавателей и студентов, что предполагает создание системы взаимодействия кафедры со студентами [1, 5, 8]. В связи с изложенным актуальна оценка удовлетворенности студентов образовательным процессом на кафедре.

Цель исследования: оценить степень удовлетворенности качеством обучения по неврологии на кафедре у студентов лечебного факультета университета для коррекции учебно-воспитательного процесса.

В задачи работы вошли:

1. Оценка (по десятибалльной шкале) удовлетворенности студентов: уровнем организации учебно-воспитательного процесса на кафедре; лекционной программой и лекторами; организацией и проведением практических занятий и преподавателями; культурой общения на кафедре со студентами; организацией индивидуальной работы со студентами и их самостоятельной работы; обеспеченностью учебными пособиями.

2. Анализ причин недостаточной удовлетворенностистудентовреализацией образовательной программы и - при объективном обосновании недостатков -разработка рекомендаций по улучшению качества учебно-воспитательного

процесса.

Материал и методы исследования. Предпринято анонимное анкетирование 100 студентов 4 курса лечебного факультета (28% от общего числа) с помощью опросника Центра менеджмента качества университета [1]. Сроки исследования - последние два дня цикла практических занятий.

Анкета включала в себя вопросы, объединенные в 5 блоков. Ответы на вопросы первого блока отражали удовлетворенность качеством лекций, второго - практических занятий, третьего

- тестовых заданий и ситуационных задач, четвертого - доступностью учебной литературы и пособий. Вопросы пятого блока касались мнения об организации индивидуальной работы со студентами и их самостоятельной работы.

Полученные данные подвергались статистической обработке с помощью прикладного пакета программ Sta-ШУса 10.0. Оценка свыше 9 баллов соответствовала оптимальному уровню качества («полностью удовлетворен»), 7-8 баллов - достаточному качеству («в основном удовлетворен»), 6 баллов

- удовлетворительному качеству («удовлетворен не полностью»), 5 и менее баллов - неудовлетворительному качеству («полностью не удовлетворен») [6, 9].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Итоги опроса о качестве лекционного курса по неврологии в обобщенном виде представлены на рис. 1.

Анализ диаграммы на рис. 1 указывает на высокую степень удовлетворенности студентов

лекционным курсом по неврологии и лектором. Так, наглядность материала как оптимальная получила оценку у 94%

Рисунок 1. Долевое распределение уровней удовлетворенности студентов 4 курса лечебного факультета лекциями по дисциплине «неврология» на кафедре неврологии и нейрохирургии (в %).

респондентов,какхорошая-востальных6%.

Актуальностью представленного в лекциях материала были удовлетворены полностью 81% студентов, в основном -15%; удовлетворены не - 4% студентов. Причина этого может быть связана с тем, что лекции по неврологии начитываются в течение всего учебного года в условиях циклового проведения практических занятий. Поэтому для некоторых студенческих групп, имеющих циклы в начале семестра, материал ряда лекций по семиотике не является новым. Изменение ситуации возможно лишь при взаимозависимом планировании лекций и практических занятий учебно-методическим управлением.

Достаточность объема материала в лекции как оптимальную и хорошую оценили 94% студентов; вместе с тем 6% студентов не были удовлетворены этим аспектом. Это может свидетельствовать о потребности данных студентов в более объемной и глубокой информации. Альтернативной причиной может служить отсутствие адекватной ориентации студентов в требованиях к программе лекционного курса. Не исключены и личностноокрашенныемотивыкритичной

оценки со стороны отдельных студентов, получавших замечания лектора в связи с шумным поведением или вообще не посещавших лекции. Следует учитывать и неоправданно низкий объем лекционных часов по современному учебному плану.

Доступность и наглядность изложения удовлетворяла студентов в 100% случаев, что свидетельствует о высоком уровне презентаций и лекторского мастерства сотрудников кафедры. Культура речи лекторов получила оптимальную оценку у 94% респондентов и у 4% - как в основном удовлетворительную. Тем более алогичным на подобном фоне выглядит мнение 2% студентов, не удовлетворенных этим параметром; возможно, дело или в недобросовестном отношении к заполнению анкеты, или в наличии каких-то личностных особенностей критически настроенных респондентов.

Оценка этических и культурных аспектов общения лекторов и преподавателей со студентами

была весьма высокой (рис. 2).

Таким образом, в основном потребители дали высокую и очень высокую оценку по блоку,

41

Рисунок 2. Оценка удовлетворенности студентов этическими и культурными аспектами общения с лекторами и преподавателями (в %).

42

характеризующему лекционный курс.

Оснащенность практических

занятий признана оптимальной и хорошей 92% студентов; 8% были не полностью удовлетворены или не удовлетворены (рис. 3). Следует указать, что табличный фонд постоянно обновляется сотрудниками кафедры, студенты пользуются разработанными на кафедре учебными пособиями (по практическим навыкам, самоподготовке к занятию, пособием по предмету, электронными изданиями, таблицами проводящих путей, пособием по топической диагностике); широко представлены наборы рентгенограмм и компьютерных томограмм. В связи с этим обоснованность низкой оценки у 8% респондентов вызывает резонные возражения и не может быть принята как объективная.

Соответствие полученных знаний ожидаемым имеет место у 98% студентов; в этой связи не полная удовлетворенность в 2% случаев можно объяснить личностными психологическими

особенностями респондента. Вместе с тем приходится констатировать расхождение между высокой и очень высокой удовлетворенностью подавляющего большинства, с одной стороны, и низкой удовлетворенностью 2% студентов, с другой

стороны. Полная удовлетворенность потребителей возможностью общения с преподавателем на занятиях отмечена в 92% случаев.

Во время прохождения цикла практических занятий по неврологии и при его завершении, в период экзаменационных испытаний, студенты 4 курса лечебного факультета подвергаются тестовому контролю (входному, рубежному и экзаменационному), а также участвуют в решении ситуационных задач с моделированием клинических ситуаций. Результаты анкетирования указывают на преобладающую позитивную оценку тестовых заданий и ситуационных задач (94% и 98% соответственно).

Доступностью литературы и электронных изданий удовлетворены 90% студентов. Организацию самостоятельной работы оптимальной считали 94% опрошенных, индивидуальной

работы - 92%; остальные были в основном удовлетворены этим аспектом образовательного процесса. Итоги исследования позволили взглянуть «глазами студента» на процесс преподавания на кафедре, его организацию и оснащение и выделить аспекты, нуждающиеся в совершенствовании (рис. 3).

Рисунок 3. Комплексная оценка удовлетворенности студентов учебно-воспитательным процессом на кафедре неврологии и нейрохирургии (оптимальный уровень принят за 100%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Результаты оценки степени удовлетворенности студентов

практическими занятиями на кафедре можно оценить как весьма высокие. Как и при попытке интерпретации результатов анкетирования по удовлетворенности лекциями, так и в случае с оценкой практических занятий однозначно определить степень обоснованности критических ответов крайне сложно, поскольку их мотивация может иметь разный характер. Резкое расхождение между подавляющим большинством высоких оценок и минимум негативных позволяет предполагать необъективный характер последних.

Полученные данные создают дополнительный канал обратной связи с потребителем и внести при необходимости коррекцию в ряд аспектов педагогического процесса. Так, требуют дальнейшего совершенствования

аспекты учебного процесса, связанные с тестовыми заданиями, а также доступность и обеспеченность учебной литературой и электронными пособиями. Вместе с этим в библиотеке университета и в электронном доступе имеется достаточное, если не избыточное количество учебных изданий; следует констатировать недостаточное умение студентов пользоваться обширными

средствами решения образовательных задач, которыми располагает университет.

При анализе анкет

удовлетворенности студентов

преподаванием дисциплины необходима оценка степени объективности оценок студентов, на которых могли оказывать влияние:

1) личностные, психологические особенности восприятия процесса потребителем;

2) скрытые и явные конфликтные ситуации в учебном процессе;

3) непосещение практических занятий и/или лекций потребителем

4) некомпетентность респондентов в оценке аспектов учебного процесса в силу незнания условий и требований Минздрава России и Министерства образования и науки к образовательной программе, объема аудиторных часов на ее реализацию, а также реальных условий будущей профессиональной деятельности. На кафедральных совещаниях следует не реже одного раза в квартал контролировать и обсуждать вопросы удовлетворенности студентов различными аспектами учебного процесса.

Целесообразно продолжить

практику изучения удовлетворенности внутренних потребителей - студентов качеством и эффективностью образовательного процесса на кафедре и

43

44

распространить ее на студентов других факультетов, а также клинических ординаторов и интернов, слушателей

ЛИТЕРАТУРА

1. Анкета удовлетворенности студентов качеством преподавания дисциплины в КГМУ / Курский государственный медицинский университет. Центр менеджмента качества. 2011. URL: http://www.kurskmed. com/smk/view/ankets. html.

2. Ворожцова Л.А. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности внутренних потребителей образовательного процесса / Л.А. Ворожцова, А.С. Крылов, Ю.В. Кудряшов, Е.В. Рудюк, Л.Н. Шестаков // Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2011. URL: http: //www.pomorsu.ru/_doc/quality/ books/publish/way/ vorojcov_kydrjawov.pdf.

3. Интегративные процессы в образовании и медицине - 2015: Сборник научных трудов. Том 4 / Редакторы Иванов В.А., Ласков В.Б., Игнатьева С.А. Курск: Издательский центр «Юмэкс». 2015. - 116 с.

4. Лебедева Е.А. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг / Е.А. Лебедева , Г.Б. Скок //Управление качеством высшего образования. -2005.- № 1. С. 104-108.

5. Логачева Е.А. Система менеджмента качества образования, ориентированная на потребителей /Нейрокогнитивные функции и их нарушения (преподавание, диагностика, лечение, профилактика). 1-я межрегиональная конф. с

факультета образования.

последипломного

международным участием (Курск, 11 января 2011 г.) / Е.А. Логачева, Е.Е. Третьякова, В.Б. Ласков, И.О. Масалева //Сборник учебно-методических, научных и научно-методических статей / Под ред. проф. В.Б. Ласкова. - Курск: Изд-во КГМУ. 2011. С.24-25.

6. Бордовская Н.В. Методика оценка качества деятельности преподавателей вуза: Методические рекомендации / Н.В. Бордовская, Е.В.Титова // СПб-Архангельск: издательский центр Поморского государственного университета, 2003. 73 с.

7. Мониторинг удовлетворенности внутренних потребителей качеством обучения на кафедре внутренних болезней № 1 с курсами клинической фармакологии и эндокринологии УГМА. URL: http: //do.teleclinica.ru/375055/

8. Третьякова Е.Е. Методика «обучения в сотрудничестве» как залог качества подготовки конкурентоспособных специалистов / Е.Е. Третьякова, Е.А. Логачева, И.О. Масалева, А.А. Шульгинова, И.В. Ласкова // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. Курск. 2013. С. 139-140.

9. Федоськина Л.А. О методике процесса исследования удовлетворенности преподавателей вуза / Л.А. Федоськина, Н.А. Новокрещенова // Социология образования. - 2011. - № 6. С. 129-134.

THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF NEUROLOGY AND NEUROSURGERY: OBJECTIVE AND SUBJECTIVE ASPECTS OF THE VALUE JUDGMENTS OF STUDENTS

Laskov Vitaliy B.

Laskov Vitaliy B.— Head of Neurology and Neurosurgery Department, Kursk State Medical University.

E-mail: laskov_1953@mail.ru

Address: K. Marks-st, 3, Kursk, 305041, Russian Federation

Abstract

The purpose of this study is to evaluate the degree of satisfaction with the quality of training in neurology at the Department of the students of medical faculty of the University for the correction of the educational process. Material and methods - anonymous survey of 100 students of 4th year medical faculty using a questionnaire Quality Management Center of the University. Study period - the last two days practical training cycle.

The results of assessment of students' practical training at the Department of satisfaction rated as very high. It is proposed to continue the practice of internal customer satisfaction study - students, the quality and efficiency of the educational process.

Keywords: educational process, value judgments, the objective aspect, the subjective aspect, students.

45

REFERENCE

1. Anketa udovletvorennosti studentov kachest-vom prepodavaniya distsiplinyi v KGMU / Kurskiy gosudarstvennyiy meditsinskiy universitet. Tsentr menedzhmenta kachestva. 2011. URL: http://www. kurskmed. com/smk/view/ankets.html.

2. Vorozhtsova L.A Anketirovanie kak meha-nizm monitoringa udovletvorennosti vnutrennih potrebiteley obrazovatelnogo protsessa / L.A. Vorozhtsova , AS. Kryilov, Yu.V. Kudryashov, E.V. Rudyuk, L.N. Shestakov // Pomorskiy gosudarstvennyiy uni-versitet im. M.V. Lomonosova. 2011. URL: http: //www. pomorsu.ru/_doc/quality/books/publish/way/ voro-jcov_kydrjawov.pdf.

3. Integrativnyie protsessyi v obrazovanii i medit-sine - 2015: Sbornik nauchnyih trudov. Tom 4 / Re-daktoryi Ivanov V.A., Laskov V.B., Ignateva S.A. Kursk: Izdatelskiy tsentr «Yumeks». 2015. - 116 s.

4. Lebedeva E.A. Upravlenie kachestvom uchebno-go protsessa i deyatelnosti prepodavatelya na osnove ucheta udovletvorennosti potrebiteley obrazovatel-nyih uslug / E.A Lebedeva , G.B. Skok //Upravlenie kachestvom vyisshego obrazovaniya. - 2005.- # 1. S. 104-108.

5. Logacheva E.A. Sistema menedzhmenta kachestva obrazovaniya, orientirovannaya na potrebiteley /Neyrokognitivnyie funktsii i ih na-rusheniya (prepodavanie, diagnostika, lechenie,

profilaktika). 1-ya mezhregionalnaya konf. s mezh-dunarodnyim uchastiem (Kursk, 11 yanvarya 2011 g.) / E.A. Logacheva, E.E. Tretyakova, V.B. Laskov, I.O. Ma-saleva //Sbornik uchebno-metodicheskih, nauchnyih i nauchno-metodicheskih statey / Pod red. prof. V.B. Laskova. - Kursk: Izd-vo KGMU. 2011. S.24-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bordovskaya N.V. Metodika otsenka kachestva deyatelnosti prepodavateley vuza: Metodicheskie rekomendatsii / N.V. Bordovskaya, E.V.Titova // SPb-Arhangelsk: izdatelskiy tsentr Pomorskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2003. 73 s.

7. Monitoring udovletvorennosti vnutrennih potrebiteley kachestvom obucheniya na kafedre vnutrennih bolezney # 1 s kursami klinicheskoy farmakologii i endokrinologii UGMA. URL: http: // do.teleclinica.ru/375055/

8. Tretyakova E.E. Metodika «obucheniya v sotrudnichestve» kak zalog kachestva podgotovki konkurentosposobnyih spetsialistov / E.E. Tretyako-va, E.A. Logacheva, I.O. Masaleva, A.A. Shulginova, I.V. Laskova // Aktualnyie voprosyi v nauchnoy rabote i obrazovatelnoy deyatelnosti: Sbornik nauchnyih tru-dov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii: v 13 chastyah. Kursk. 2013. S. 139-140.

9. Fedoskina L.A. 0 metodike protsessa issledo-vaniya udovletvorennosti prepodavateley vuza / Fedoskina L.A., N.A. Novokreschenova //Sotsiologiya obrazovaniya. - 2011. - # 6. S. 129-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.