Научная статья на тему 'Обратная связь в образовательном процессе: мнение студентов о качестве преподавания'

Обратная связь в образовательном процессе: мнение студентов о качестве преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АНКЕТИРОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ОЦЕНКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ласков В. Б., Алексеенко Ю. В., Третьякова Е. Е., Логачева Е. А.

В статье обсуждаются принципы системы менеджмента качества в университетском образовании. Авторами изучены возможности, которые дает оценка удовлетворенности студентов качеством преподавания на кафедрах. Обсуждаются результаты анкетирования студентов, которые обучались на кафедре неврологии. Мнения студентов о качестве преподавания были не всегда обоснованными. Однако результаты анкетирования могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEEDBACK IN EDUCATIONAL PROCESS: OPINION OF STUDENTS ON QUALITY OF TEACHING

Authors discuss pluses and minuses of a quality management system in university education. Authors studied a chance which assessment of satisfaction of students with quality of teaching at departments gives. Results of questioning of students which studied at department of neurology are discussed. Opinions of students on quality of teaching were not always reasonable. However results of questioning can be used for enhancement of educational process.

Текст научной работы на тему «Обратная связь в образовательном процессе: мнение студентов о качестве преподавания»

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ О КАЧЕСТВЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Ласков В.Б.

Курский государственный медицинский университет (КГМУ),

д.м.н., профессор, Курск, Россия Алексеенко Ю.В.

Витебский государственный медицинский университет, д.м.н., профессор, Витебск, Белоруссия

Третьякова Е.Е.

КГМУ, к.м.н., доцент, Курск, Россия Логачева Е.А.

КГМУ, д.м.н., доцент, Курск, Россия

FEEDBACK IN EDUCATIONAL PROCESS: OPINION OF STUDENTS ON QUALITY OF TEACHING

Laskov V.B.,

Kursk State Medical University (KSMU), MD, professor, Kursk, Russia

Alekseenko Y. V.,

Vitebsk state medical university, MD, professor, Vitebsk, Belarus

Tretyakova E.E.,

KGMU, PhDs in Medicine., associate professor, Kursk, Russia

Logacheva E.A., KGMU, MD, associate professor, Kursk, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждаются принципы системы менеджмента качества в университетском образовании. Авторами изучены возможности, которые дает оценка удовлетворенности студентов качеством преподавания на кафедрах. Обсуждаются результаты анкетирования студентов, которые обучались на кафедре неврологии. Мнения студентов о качестве преподавания были не всегда обоснованными. Однако результаты анкетирования могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса.

ABSTRACT

Authors discuss pluses and minuses of a quality management system in university education. Authors studied a chance which assessment of satisfaction of students with quality of teaching at departments gives. Results of questioning of students which studied at department of neurology are discussed. Opinions of students on quality of teaching were not always reasonable. However results of questioning can be used for enhancement of educational process.

Ключевые слова: менеджмент качества, образовательный процесс, анкетирование, удовлетворенность студентов, обратная связь, оценка, совершенствование педагогического процесса.

Keywords: quality management, educational process, questioning, satisfaction of students, feedback, assessment, enhancement of pedagogical process.

Требования к организации образования в высшей школе в различных странах в значительной степени унифицированы и имеют системный характер; они предполагают наличие современных интерактивных методик обучения, квалифицированных преподавателей, электронных образовательных ресурсов, дистанционных образовательных технологий [1, 3]. При этом важным компонентом организации образовательного процесса служит постоянная обратная связь между преподавателем и обучаемым в целях объективной оценки эффективности используемых методов и средств обучения, а также их коррекции в случае необходимости [2].

Одним из принципов менеджмента качества образовательного процесса в университете является ориентация на запросы потребителя, которая

предполагает мониторирование степени удовлетворенности студентов, ординаторов и интернов уровнем образовательных услуг [1, 4, 5]. Для ректората и руководства кафедр оценка удовлетворенности студентов уровнем обучения служит одним из важных ориентиров эффективности образовательной и культурно-воспитательной деятельности. Знание степени удовлетворенности студентов организацией и реализацией образовательного процесса во всех его аспектах и причин их неудовлетворенности необходимо для корректировки действий преподавательского коллектива, внесения необходимых изменений в управление университетом, его образовательные программы и технологии обучения [2, 6].

Приближение российского и белорусского университетского образования к европейским стандартам и реализация части принципов Болонской

SCIENCES OF EUROPE # 10 (10), 2016 | MEDICAL SCIENCES

34

декларации диктует необходимость дальнейшего повышения качества педагогического процесса [1, 2]. Оценка деятельности профессорско-преподавательского состава позволяет получать объективную информацию о его профессиональном уровне, устанавливать степень соответствия возрастающих требований к подготовке учащегося содержанию и качеству педагогического процесса, выявлять его положительные и отрицательные тенденции, а также устанавливать причины повышения или снижения качества работы преподавателей [3, 6].

Трудность оценки качества деятельности преподавателя вуза обусловлена ее компллексным характером, заключающим в себе такие сферы, как педагогическая, научно-исследовательская, методическая, организационно-управленческая, общественная.

В этом плане в университетах на протяжении последних 10 лет реализуются мероприятия системы менеджмента качества образовательного процесса, сформирован механизм корректировки регионального вузовского компонента основных образовательных программ по специальностям на основе мнений потребителей-работодателей, бывших выпускников, преподавателей и студентов.

Анкетирование студентов силами кафедры, осуществляющей их обучение, позволяет повлиять на уровень качества подготовки будущего специалиста. Полученные данные влекут за собой перестройку информационно-методического обеспечения образовательного процесса [2, 5]. По результатам потребительского мониторинга составляются планы корректирующих и предупреждающих мероприятий для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги.

Изложенное обусловило актуальность исследования удовлетворенности студентов образовательным процессом на кафедре неврологии и нейрохирургии Курского государственного медицинского университета.

Цель исследования: оценка степени удовлетворенности качеством обучения по специальности «неврология» студентов лечебного факультета на кафедре неврологии и нейрохирургии Курского государственного медицинского университета для коррекции учебно-воспитательного процесса на кафедре.

Задачи: оценка уровня удовлетворенности студентов образовательным процессом на кафедре: 1) качеством лекций и лекторами; 2) организацией и проведением практических занятий; 3) культурой общения на кафедре со студентами; 4) организацией индивидуальной работы со студентами и самостоятельной работы студентов; 5) обеспеченностью учебной литературой и электронными пособиями. Также планировалось выявить причины возможной недостаточной удовлетворенности студентов реализацией образовательной программы и разработать мероприятия по их устранению.

Объект исследования - студенты 4 курса лечебного факультета КГМУ.

Предмет исследования - удовлетворенность студентов качеством обучения на факультете.

Концепция исследования определялась необходимостью получить объективные данные о степени удовлетворенности потребителей - студентов 4 курса лечебного факультета. Лечебный факультет является ведущим как по численности студентов, так и по подготовки по неврологии для будущей профессии.

Дизайном предусматривалось выполнение работ в 3 этапа:

1) получение данных по информационным блокам об основных слагаемых образовательного процесса с помощью анкет Центра менеджмента качества;

2) анализ, статистическая обработка полученных данных по блокам и сведение результатов в единый комплекс с оценкой качества и эффективности учебно-воспитательного процесса на кафедре;

3) разработка плана корректирующих мероприятий по совершенствованию образовательного процесса на кафедре.

Материал представлен выборкой из 80 студентов 8 групп 4 курса лечебного факультета КГМУ (доля опрошенных - 31% от числа студентов на курсе).

Сроки исследования по отношению к этапам образовательного процесса: последние два дня весеннего цикла практических занятий, что позволяет утверждать, что студенты в основном смогли к этому этапу составить представление об организации и эффективности лекционного курса и практических занятий, компетентности преподавателей, их профессиональной этике, а также об организации индивидуальной и самостоятельной работы на кафедре.

Методы исследования: анкетирование с помощью опросника Центра менеджмента качества КГМУ - Анкеты удовлетворенности студентов качеством преподавания дисциплины неврология. Анкета включала в себя 5 блоков вопросов.

Первый блок - удовлетворенность студентов качеством лекций, включая их наглядность, доступность и понятность изложения, полноту и актуальность предлагаемого материала, уровень соблюдения этики лекторами.

Второй блок позволяет оценить удовлетворенность практическими занятиями, уровнем соблюдения этики преподавателями на практических занятиях

Третий блок отражает удовлетворенность тестовыми заданиями и ситуационными задачами.

Четвертый блок включает вопросы по оценке доступности литературы и электронных пособий по предмету.

Пятый блок отражает организацию индивидуальной работы со студентами и самостоятельной работы студентов.

Полученные данные подвергались комплексному анализу и обобщению полученных данных. Полученные результаты подверглись статистической обработке с помощью прикладного пакета программ Statistica 6.0.

Результаты. Исследование позволило объективизировать оценку студентами - потребителями эффективность образовательного процесса на кафедре, как бы «увидеть глазами студента» преподавательский процесс, его организацию и оснащение. Полученные данные обеспечили канал обратной связи с потребителем и возможность внесения изменений по некоторым аспектам педагогического процесса (рис. 1).

Из числа опрошенных 3,8% (3 чел.) сообщили о неполной удовлетворенности актуальностью лекционного материала и достаточностью объема лекции. С учетом общей высокой оценки качества лекций и их содержания данный упрек может быть обусловлен несколькими причинами. Во-первых, он может свидетельствовать о высокой мотивированности и высоких творческих потенциях к обучению у критически настроенных студентов; они хотели бы слышать еще более емкие и широкие по спектру представленных вопросов лекции, чем те, которые ориентированы нами на средний и хороший уровень подготовки, свойственный для большинства аудитории.

Во-вторых, критическая оценка может быть обусловлена отсутствием адекватной ориентации студента в тех требованиях к освещению вопросов лекционного курса, которые предписываются учебной программой. Наконец, в-третьих, наиболее вероятен все же вариант личностно, субъективно мотивированной позиции, так как количество негативных оценок ничтожно мало. Причиной могут быть замечания от лектора в связи с шумным поведением.

Касаясь проведения дальнейших опросов, следует предлагать студентам, негативно оценивающим те или иные аспекты образовательного процесса на кафедре, указать причину своего решения.

Для этого нужно доработать использованную нами анкету.

То же касается и анкетирования удовлетворенности практическими занятиями: расхождение между высокой и очень высокой удовлетворенностью у подавляющего большинства студентов, с одной стороны, и низкой удовлетворенностью у единиц из них слишком велико, чтобы недовольство имело объективную основу. Столь большое расхождение между положительными оценками и негативом позволяет предполагать необъективный характер последнего.

Так, 3,8% респондентов с невысокой оценкой уровня лекций и практических занятий представлены в нашей выборке всего лишь 3 студентами из 80. Столь незначительная доля критических настроений, вероятнее всего, необъективна и обусловлена отсутствием реальных представлений о соотношении объемов преподаваемого материала и выделяемых на это по программе лекционных часов. Вместе с тем лекционный материал может быть критически пересмотрен.

Требуют совершенствования аспекты учебного процесса, связанные с тестовыми заданиями, доступность учебной литературы и электронных пособий.

В связи с наличием в библиотеке университета достаточного количества изданий, вышедших из печати за последние 5 лет, следует констатировать неумение студентов пользоваться средствами решения задач, которыми располагает университет. Вместе с тем следует заказать дополнительные пособия и учебники и расширить число электронных пособий для обучения.

На кафедральных совещаниях следует не реже одного раза в квартал обсуждать вопросы удовлетворенности потребителей - студентов различными аспектами учебного процесса.

Рис. 1. Комплексная оценка удовлетворенности студентов 4 курса лечебного факультета учебно-воспитательным процессом на кафедре неврологии и нейрохирургии (в % к оптимальному уровню)

Доступность л итературы

Наглядность материала лекции

Достаточность электронных пособий

Уровень ситуационных задач

Уровень тестового контроля

Культура общения преподавателя

Этика общения лектора

Возможность общени; преподавателем

ктуальность материала

Ч4

Достаточность объема лекции

V

оступность изложения

Культура речи лектора

Оснащение практического занятия

оответствие полученных знаний ожиданиям ганизация индивидуальной работы

•Удовлетворены полностью и в основном

-н— Норматив

Целесообразно продолжить практику изучения удовлетворенности студентов качеством и эффективностью образовательного процесса на кафедре и распространить ее на студентов других факультетов, обучение которых ведется на кафедре, а также клинических ординаторов и интернов, слушателей ФПК.

ВЫВОДЫ. Организация и проведение опроса с целью определения удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса на кафедре неврологии и нейрохирургии обеспечивает обратную связь с потребителем и способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса на кафедре. Результаты опроса свидетельствуют в основном о высоком и достаточно высоком уровнях образовательного процесса на кафедре и удовлетворенности подавляющего числа респондентов-студентов.

Полученные в результате опроса данные позволяют корректировать некоторые аспекты образовательного процесса на кафедре: совершенствовать лекционный материал, увеличить число ситуационных заданий, пересмотреть тестовые задания, улучшить оснащенность учебного процесса.

При анализе анкет удовлетворенности студентов преподаванием дисциплины необходима оценка степени объективности оценок, на которых могли оказывать влияние личностные, психологические особенности восприятия, скрытые и явные конфликтные ситуации в учебном процессе, непо-

сещение практических занятий и/или лекций, некомпетентность студента в оценке аспектов учебного процесса в силу незнания условий и требований Министерства к образовательной программе и объема часов на ее реализацию, а также реальных условий будущей профессиональной деятельности.

На кафедральных совещаниях не реже одного раза в год следует обсуждать вопросы удовлетворенности студентов различными аспектами учебного процесса в целях его коррекции. Целесообразно продолжить практику изучения удовлетворенности студентов качеством и эффективностью образовательного процесса на кафедре и распространить ее в дальнейшем на другие факультеты, обучение которых ведется на кафедре.

Литература

1. Власова Е.З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования // Universum: Вестник Герценовского университета, 2014. - № 1. - С. 43-49.

2. Ворожцова Л.А., Крылов А.С., Кудряшов Ю.В., Рудюк Е.В., Шестаков Л.Н. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности внутренних потребителей образовательного процесса / Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2011. URL: http: //www.pomorsu.ru/_doc/quality/books/publish/way/

vorojcov_kydrjawov.pdf.

Ерохина Ю.В., Косякин Ю.В. Требования, предъявляемые к преподавателям в системе дистанционного обучения// Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения /Материалы XII Международной научно-практической конференции (Москва, 02 декабря 2010 г.). - М.: МГИУ. - 2010. - С. 116-119.

3. Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2000. -

37 № 1.

4. Мониторинг удовлетворенности внутренних потребителей качеством обучения на кафедре внутренних болезней № 1 с курсами клинической фармакологии и эндокринологии УГМА. URL: http: //do.teleclinica.ru/375055/.

5. Федоськина Л.А., Новокрещенова Н.А. О методике процесса исследования удовлетворенности преподавателей вуза //Социология образования. - 2011. - № 6. - С. 129-134.

ВЛИЯНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛАКТОБАЦИЛЛ

Засорин Б.В.

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г.

Актобе, доктор медицинских наук, профессор

Зевалкина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г.

Актобе, преподаватель Мусабаева С.Ж.

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г.

Актобе, кандидат медицинских наук, доцент

Кеулимжаева А.Е.

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г.

Актобе, магистр, преподаватель

EFFECTS OF CHEMICAL FACTORS OF THE ENVIRONMENT ON THE BIOLOGICAL PROPERTIES LACTOBACILLI

Zasorin B. V.,

West Kazakhstan State Medical University named after Marat Ospanov in Aktobe, Doctor of Medical

Sciences, professor Zevalkina E. V.,

West Kazakhstan State Medical University named after Marat Ospanov in Aktobe, Lecturer

Musabaeva S.Z.,

West Kazakhstan State Medical University named after Marat Ospanov in Aktobe, Candidate of Medical

Sciences, docent Keulimzhaeva A.E.,

West Kazakhstan State Medical University named after Marat Ospanov in Aktobe, Master, lecturer АННОТАЦИЯ

Методом агаровых слоев из фекалий детей выделены высоко-антагонистические по отношению к ряду патогенных и условно -патогенных бактерий штаммы лактобацилл. установлены высокая чувствительность культур к антибиотикам широкого спектра действия и достаточная степень адгезивности. выявлены ингибирующие и стимулирующие концентрации соляной кислоты и желчи. считают, что комплекс биологических свойств выделенных лактобацилл открывает перспективы поиска лактобацилл-пробиоти-ков.

ABSTRACT

The method of agar layers of the children of faeces allocated highly antagonistic against a number of pathogenic and conditionally pathogenic bacteria strains of lactobacilli. Established a high sensitivity to the cultures of broad-spectrum antibiotics, and a sufficient degree of adhesiveness. Revealed inhibitory and stimulatory concentration of hydrochloric acid and bile. It is believed that the complex of the biological properties of lactobacilli isolated perspective opens search probiotic lactobacilli. Ключевые слова: лактобациллы, экология, пробиотики Keywords: lactobacilli, ecology, probiotics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.