Научная статья на тему 'Участие студентов в мультидисциплинарном подходе к обучению (практическая подготовка, воспитательные аспекты, эффективность)'

Участие студентов в мультидисциплинарном подходе к обучению (практическая подготовка, воспитательные аспекты, эффективность) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Innova
Область наук
Ключевые слова
мультидисциплинарный подход / динамика мотивации студентов / практическая подготовка / воспитательные аспекты / multidisciplinary approach / dynamics of student's motivation / practical training / educational aspects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погосов Альберт Вазгенович, Богушевская Юлия Владимировна, Заплатина Яна Сергеевна

В настоящей статье обобщен многолетний опыт приобщения студентов разных факультетов, обучающихся на кафедре психиатрии и психосоматики КГМУ, к реализации мультидисциплинарного подхода. Проведена оценка эффективности предложенного авторами метода, подчеркивается его роль в практической подготовке будущих специалистов и воспитательные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погосов Альберт Вазгенович, Богушевская Юлия Владимировна, Заплатина Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF STUDENTS IN MULTIDISCIPLINARY APPROACH TO TRAINING (PRACTICAL TRAINING, EDUCATIONAL ASPECTS, EFFICIENCY)

This article summarizes many years of experience of familiarizing students from different faculties, studying in the department of psychiatry and psychosomatic medicine KSMU, to the implementation of a multidisciplinary approach. The efficacy of the method proposed by the authors emphasizes its role in the practical training of future professionals and educational aspects.

Текст научной работы на тему «Участие студентов в мультидисциплинарном подходе к обучению (практическая подготовка, воспитательные аспекты, эффективность)»

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ (ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ)

PARTICIPATION OF STUDENTS IN MULTIDISCIPLINARY APPROACH TO TRAINING (PRACTICAL TRAINING, EDUCATIONAL ASPECTS, EFFICIENCY)

Резюме

В настоящей статье обобщен многолетний опыт приобщения студентов разных факультетов, обучающихся на кафедре психиатрии и психосоматики КГМУ, к реализации мультидисциплинарного подхода. Проведена оценка эффективности предложенного авторами метода, подчеркивается его роль в практической подготовке будущих специалистов и воспитательные аспекты. Ключевые слова

мультидисциплинарный подход, динамика мотивации студентов, практическая подготовка, воспитательные аспекты

Summary

This article summarizes many years of experience of familiarizing students from different faculties, studying in the department of psychiatry and psychosomatic medicine KSMU, to the implementation of a multidisciplinar^ approach. The efficacy of the method proposed by the authors emphasizes its role in the practical training of future professionals and educational aspects. Keywords

multidisciplinary approach, dynamics of student's motivation, practical training, educational aspects

Погосов Альберт Вазгенович1, доктор медицинских наук

Богушевская Юлия Владимировна1, кандидат медицинских наук Заплатина Яна Сергеевна1

Pogosov Albert Vazgenovich1, Doctor of Medical Sciences

Bogushevskaya Yuliya Vladimirovna1, Candidate of Medical Sciences Zaplatina Yana Sergeevna1

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно!

Толстой Л.Н.

Кафедра психиатрии и психосоматики является многодисциплинарной: преподавание ведется по 37 дисциплинам на факультетах клинической психологии, педиатрическом, медико-профилактическом, стоматологическом, проводятся занятия с клиническими интернами и ординаторами, курсантами факультета последипломного образования.

Основной клинической базой кафедры психиатрии и психосоматики является дневной стационар №1 Курского клинического психоневрологического диспансера. Помощь больным здесь оказывается с позиций био-психосоциального подхода мультидисциплинарными (полипрофессиональными) бригадами

УДК: 378.147.156

URL: http://innomaga7ine.ru/issues/1-2015-4/innova1-2015(4).pdf ГОСТ: Погосов, А.В. Участие студентов в мультидисциплинарном подходе к обучению (практическая подготовка, воспитательные аспекты, эффективность) / А.В. Погосов, Ю.В. Богушевская, Я.С. Заплатина // Иннова. 2015. №1 (4). URL: http://innnmaga7ine.ru/issues/1-2015-4/innnva1-2015(4).pdf Статья поступила в редакцию 03.06.2015

Для корреспонденции: Я.С. Заплатина, yana.zaplatina@yandex.ru

I1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

специалистов различного профиля (врачи-психиатры, клинические психологи, специалисты по социальной работе) [7,8]. Кроме психофармакотерапии, групповой психосоциальной терапии, индивидуального консультирования основными лечебно-реабилитационными подходами являются различные виды психосоциальной работы с больными и их родственниками.

Мультидисциплинарный метод отличается от традиционных возможностью осуществления координированного, интенсивного, многомерного подхода к решению проблем психического здоровья в терапевтическом процессе. Приведенные обстоятельства способствовали внедрению в образовательный процессе кафедры указанной формы практического взаимодействия на уровне студентов разных факультетов [3, 4, 6]. Задача мультидис-циплинарного подхода состоит не только в том, чтобы показать работу различных специалистов в практическом здравоохранении, но и предоставить возможность студентам участвовать в этом процессе, что позволит еще на этапе обучения понять свои задачи в практическом здравоохранении, востребованность будущей специальности.

Реализация мультидисциплинарного подхода проходит несколько этапов, в каждом из которых участвуют обучающиеся

разных факультетов, занимающиеся на кафедре. Преподаватель создает группы, которые дифференцированно обследуют больного: студенты педиатрического факультета применяют клинические методы, студенты факультета клинической психологии осуществляют экспериментально-психологическое и нейропсихологическое исследования, социально-психологические тренинги (формирование навыков устойчивости к стрессу, когнитивных и социальных навыков), диагностику уровня нейро-когнитивного дефицита при поступлении и выписке, нейрокогнитивные тренинги, участвуют в психо-образовательной программе для больных, консультируют семьи больных (выработка копинг-стратегий), организуют работу лечебно-драматической арт-студии «Инсайт» [10]. Студенты медико-профилактического факультета разрабатывают и предлагают программы профилактики для больных. Врачи-психиатры, психиатры-наркологи, психотерапевты-слушатели факультета последипломного образования, интерны и ординаторы кафедры активно реализуют терапевтические мероприятия для больных, осуществляют медикаментозную коррекциию проявлений психической дезадаптации у родственников больных — депрессивных, невротических расстройств. Студенты-участники этого поэтапного процесса заранее получают задание в зависимости от специфики изучаемой дисциплины. Например, студентам, обучающимся на цикле «Практикум по патопсихологии» следует провести психодиагностическое исследование когнитивной сферы (исследовать особенности внимания, памяти, мышления), эмоционально-личностных особенностей больного; при изучении «Нейропсихологии» студентам необходимо составить заключение о состоянии высших корковых функций больного, наличии симптомов локального поражения головного мозга и др. Задачи клинических интернов и курсантов ФПО состоят в тщательном анализе анамнестических сведений о больном, подготовке докладов о клиническом развитии болезненного процесса. Во время конференций обсуждаются результаты, подготовленные разными специалистами. Таким образом, реализуется комплексный подход в каждом отдельном клиническом случае, что очень важно для дифференциальной диагностики, оптимизации медикаментозной терапии и, прежде всего, оказания более адекватной помощи больному.

Многопрофильное обследование больного, подготовка сведений о нем разными специалистами позволяет более качественно подойти к вопросам дифференциальной диагностики и грамотному построению программы медикосоциальной реабилитации.

Целью настоящего исследования было изучение мотивов учебной деятельности и волевой саморегуляции у студентов-медиков, принимающих участие в реализации мультидисциплинарного подхода. Мы предположили, что включение студентов в реальную полипрофессиональную практическую среду оказывает существенное влияние на становление профессиональной мотивации будущих специалистов [2, 9].

В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том, что участие студентов, обучающихся на кафедре психиатрии и психосоматики, в реализации мульдисциплинаркого подхода будет способствовать повышению их мотивации к обучению и оптимизирует уровень саморегуляции; между уровнем саморегуляции и определенными мотивами обучения в вузе существует взаимосвязь.

В исследовании приняли участие 25 студентов педиатрического факультета 5 курса и 15 студентов факультета клинической психологии 4 курса. Для диагностики особенностей саморегуляции учебной деятельности и мотивации обучения в вузе были использованы методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной. Уровни саморегуляции и разновидности мотивации у студентов изучались до включения в реализацию мультидисци-плинарного подхода и в конце учебного года.

В результате проведенного исследования нами были получены данные, характеризующие динамику уровня волевой саморегуляции студентов-медиков и мотивации обучения в вузе. Данные качественного анализа показывают, что наиболее высокие показатели и способность к саморегуляции, а также удовлетворенность

выбранной профессией, отмечаются у обучающихся, участвовавших в реализации мультидисциплинарного подхода. Для статистической обработки данных, полученных при исследовании, нами был использован и-критерий Манна-Уитни. В результате проведенной статистической обработки данных мы получили следующие результаты:

Таблица 1. Результаты исследования стиля саморегуляции пове-

дения и мотивации студентов, участвующих в

мультидисциплинарном подходе

Показатели значимых различий p-level

Приобретение знаний р=0,000697*

Овладение профессией р=0,000023*

Получение диплома р=0,002570*

Уровень волевой саморегуляции р=0,003900*

Примечание: *-статистические значимые различия

Представленные данные свидетельствуют о том, что у студентов, получивших опыт участия в мультидисциплинарном подходе в течение одного семестра, выявлен высокий уровень волевой саморегуляции (методика Моросановой). Это свидетельствует о формировании навыков работы в полипрофессиональной бригаде, легкости принятия решений, гибкости и адекватности реагирования на изменение условий. В отношении уровня мотивации у них выявлено преобладание по шкалам «Овладение профессией» и «Приобретение знаний», что характеризует будущих специалистов как целеустремленных, любознательных, самостоятельных, эмоционально зрелых, уверенных в себе и в своем выборе.

У студентов с высоким показателем саморегуляции, имеющих опыт участия в мултидисциплинарном подходе, преобладающими становятся мотивы на приобретение знаний и овладение профессией. Студенты, имеющие низкий уровень саморегуляции, не принимавшие участие в предложенных формах работы, более ориентированы на получение диплома.

Мультидисциплинарный подход оправдал себя на протяжении ряда лет как эффективный воспитательный метод [1, 2, 5]. Процесс такого интенсивного взаимодействия, участие во внутренних процессах профессионального сообщества, многостороннего изучения больного способствует не только формированию общекультурных и профессиональных компетенций, но и личностному росту студентов, развитию гуманного отношения к больным. У студентов происходит не только накапливание опыта работы с больными, но и формируется видение клинических проявлений заболевания, понимание того, что пациенты чувствуют, на что направлены их интересы в условиях болезни. Сформировавшаяся эмпатия в ходе реализации мультидисциплинарного подхода ведет к установлению доверительных отношений между участниками и руководителями группы, повышению социальной адаптации больных психическими и поведенческими расстройствами и эффективности терапевтических и реабилитационных мероприятий.

Таким образом, подтвердилась наша гипотеза об эффективности участия студентов разных факультетов в реализации мультидисциплинарного подхода. Нельзя категорично утверждать, что это единственный фактор, влияющий на формирование высокой саморегуляции и мотивации. Для обучающихся молодых специалистов опыт работы в полипрофессиональном сообществе — это хорошая возможность не только приобрести знания по дисциплинам, но и сформировать практические навыки профессионального общения. Результаты обучения проявляются в развитии творческого мышления, систематизации полученных знаний. Если студент сам осознает значимость приобретаемой им профессии, он может ставить перед собой учебные цели и добиваться их исполнения, видеть возможности дальнейшего профессионального совершенствования и развития. Указанная форма со студенческих лет учит взаимодействию, интеграции будущих специалистов различного профиля, способствует

формированию общекультурных и профессиональных компетенций. Трудоустройство выпускников предполагает работу в различных организациях системы здравоохранения, поэтому целесообразно включение студентов в практическую работу со студенческой скамьи. При подготовке специалистов в высших медицинских учреждениях требуются не только высокий уровень знаний, но и умение работать в составе команды профессионалов,

взаимодействовать с представителями разных социальных групп. Следовательно, процесс формирования профессиональных качеств у студентов медицинских вузов протекает не только при общении и взаимодействии преподавателя и студента, студента и студенческих групп, но и будущего специалиста с субъектами своей профессиональной деятельности.

| Список литературы

1. Василенко, Т. Д. Система воспитания студентов Курского государственного медицинского университета: социологический анализ / Т.Д. Василенко, В.А. Ла-заренко, А.И. Конопля, Н.С. Степашов. - Курск: КГМУ, 2011. - 132 с.

2. Василенко, Т. Д. Значение психологической удовлетворенности в профессиональном становлении студентов медицинского вуза /Т.Д. Василенко, А.И. Блюм, Н. Ю. Есенкова // Инновации и традиции в модернизации современного учебно-воспитательного процесса в медицинских вузах / Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 77-летию Курского государственного медицинского университета / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, О.О. Куриловой, Т.А. Шульгиной, Н.С. Степашова. В 3-х томах. — Том II. Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. — 388 с. (с. 23-27).

3. Погосов, А.В. Обучение мультидисциплинарному подходу оказания медицинской помощи как инновационная образовательная технология / А. В. Погосов, Ю. В. Богушевская, И. А. Пастух // От качества преподавания к качеству образования: современные тенденции и новации в подготовке преподавателей высшей школы / Материалы Российской научно-методической конференции с международным участием (Курск, 14-16 мая 2012 года) Под ред. В.А. Лазаренко, О.И. Охотникова,

Н.Б. Дремовой, Н.С. Степашова. — Курск: Изд-во КГМУ, 2012. — с.146-147.

4. Погосов, А.В. Использование мультидисциплинарного подхода в учебном процессе кафедры психиатрии и психосоматики Курского государственного медицинского университета / А.В. Погосов, Ю.В. Богушевская, И.А. Пастух // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы пограничной психической патологии (биопсихосоциальный подход)» - Курск: КГМУ, 2013. — С. 7-12.

5. Погосов, А.В. К вопросу воспитания в учебном процессе профессиональной культуры делового общения / А.В. Погосов, Ю.В. Богушевская / Сборник материалов ежегодной учебно-методической конференции (30-31 января 2006г.). — Курск: КГМУ, 2006. — С.384-386.

6. Погосов, А.В. Роль интегративной модели обучения в повышении качества образовательного процесса / А.В. Погосов, Ю.В. Богушевская // Традиционные и инновационные подходы к модернизации медицинского образования / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию КГМУ (28 февраля 2010 года) / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, О.О. Куриловой, Н.С. Степашева. В 3 томах. — Том I. — Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. — С.277279.

7. Погосов, А.В. Новые подходы к образовательному процессу на кафедре психиатрии и клинической психологии / А.В. Погосов, Ю.В. Богушевская // К 75- летию Курского государственного медицинского университета: традиции и новации в педагогической деятельности кафедр / Ред. коллегия В.А. Лазаренко, А.И. Конопля, Н.Б. Дремова, Н.С. Степашов. — Мат. Всерос. Научно-метод. Конф. С межд. Участием, посв. 75-летию КГМУ, 2 февраля 2010, г. Курск. — Курск: ГОУ ВПО КГМУ, 2010. — С.270-276.

8. Севостьянов, В.Г. Полипрофессиональный подход в работе клиники первого психотического эпизода / В.Г. Севостьянов, А.В. Погосов // XV съезд психиатров России. — М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2010. — С.85.

9. Ткаченко, Н.С. Взаимосвязь стиля саморегуляции учебной деятельности студентов и их мотивации обучения в вузе / Н.С. Ткаченко // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С.382-384.

10. Погосов, А.В. Опыт использования лечебнодраматической студии «Инсайт» в обучении и воспитании студентов факультета клинической психологии / А.В. Погосов, Ю.В. Богушевская, Т.А. Филатова, Т.Д. Василенко, И.Н. Земзюлина // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сборник статей XXII Международной научно-методической конференции. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. — С. 82-84.

| References

1. Vasilenko T. D. Sistema vospitaniya studentov Kurskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta: sociologicheskii analiz [System of upbringing work in students of Kursk State Medical University: sociological analysis] / T. D. Vasilenko, V. A. Lazarenko, A. I. Konoplya, N. S. Stepashov. — Kursk, KGMU. — 2011. — P.132 [in Russian].

2. Vasilenko T. D. Znachenie psihologicheskoi udovletvorennosti v professionalnom stanovlenii studentov medicinskogo vuza [The significance of psychological satisfaction in the professional development of medical students] / T. D. Vasilenko, A. I. Blyum, N. Yu. Esenkova // Materiali Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferencii s mejdunarodnim uchastiem- posvyaschènnoi 77-letiyu Kurskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta «Innovacii i tradicii v modernizacii sovremennogo uchebno-vospi-tatelnogo processa v medicinskih vuzah » / Pod red. V. A. Lazarenko, A. I. Konopli, O. O. Kurilovoi, T. A. Shulginoi, N. S. Stepashova. V 3 h tomah. — Tom II. Kursk. GBOU VPO KGMU Minzdravsocrazvitiya Rossii. - 2012. — P. 23-27. [in Russian].

3. Pogosov A. V. Obuchenie multidisciplinarnomu podhodu okazaniya medicinskoi pomoschi kak innovacionnaya obrazovatelnaya tehnologiya [Multidisciplinary approach to provision of medical care as innovative educational technology] / A. V. Pogosov, Yu. V. Bogushevskaya, I. A. Pastuh // Ot kachestva prepodavaniya k kachestvu obrazovaniya- sovremennie tendencii i novacii v podgotovke prepodavatelei visshei shkoli / Materiali Rossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferencii s mejdunarodnim uchastiem. — Kursk. 14-16 maya 2012 goda, Pod red. V. A. Lazarenko, O. I. Ohotnikova, N. B. Dremovoi, N. S. Stepashova. — Kursk. Izd-vo KGMU. - 2012. — P.146-147. [in Russian].

4. Pogosov A. V. Ispolzovanie multidisciplinarnogo podhoda v uchebnom processe kafedri psihiatrii i psihosomatiki Kurskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta [The usage of multidisciplinary approach in the studying process of the department of psychiatry and psychosomatic medicine of Kursk State Medical University] / A.

V. Pogosov, Yu. V. Bogushevskaya, I. A. Pastuh // Materiali Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferencii s mejdunarodnim uchastiem «Aktualnie voprosi pogranichnoi psihicheskoi patologii -biopsihosocialnii podhod,» - Kursk. KGMU. - 2013. — P. 7-12. [in Russian].

5. Pogosov A. V. K voprosu vospitaniya v uchebnom processe professionalnoi kulturi delovogo obscheniya [On the issue of development of professional culture of business communication] / A. V. Pogosov- Yu. V. Bogushevskaya / Sbornik materialov ejegodnoi uchebno-metodicheskoi konferencii, 30-31 yanvarya 2006g. — Kursk. KGMU. -2006. — P.384-386. [in Russian].

6. Pogosov A. V. Rol integrativnoi modeli obucheniya v povishenii kachestva obrazovatelnogo processa [The role of integrative educational model in upgrading educational process] / A. V. Pogosov, Yu. V. Bogushevskaya // Tradicionnie i innovacionnie podhodi k modernizacii medicinskogo obrazovaniya / Materiali Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferencii s mejdunarodnim uchastiem- posvyaschennoi 75-letiyu KGMU. 2-8 fevralya 2010 goda / Pod red. V. A. Lazarenko, A. I. Konopli, O. O. Kurilovoi, N. S. Ste-pasheva. V 3 tomah. — Tom I. — Kursk. GOU VPO KGMU Roszdrava. - 2010. — P.277-279. [in Russian].

7. Pogosov A. V. Novie podhodi k obrazovatelnomu processu na kafedre psihiatrii i klinicheskoi psihologii [Modern approach to educational process in the department of psychiatry and medical psychology] / A. V. Pogosov, Yu. V. Bogushevskaya // K 75-letiyu Kurskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta tradicii i novacii v pedagog-icheskoi deyatelnosti kafedr/ Red. kollegiya V. A. Lazarenko, A. I. Konoplya, N. B. Dremova, N. S. Stepashov. — Mat. Vseros. Nauchno-metod. Konf. S mejd. Uchastiem- posv. 75-letiyu KGMU.- 2 fevralya 2010.- g. Kursk. — Kursk. GOU VPO KGMU.- 2010. — P.270-276. [in Russian].

8. Sevostyanov V. G. Poliprofessionalnii podhod v rabote kliniki pervogo psihoticheskogo epizoda [Multiprofessional approach in the clinic of first psychotic episode]/ V. G. Sevostyanov, A. V. Pogosov // XV sezd psihiatrov Rossii. — Moscow.- ID «MEDPRAKTIKA-M».- 2010. — P.85. [in Russian].

9. Tkachenko N. S. Vzaimosvyaz stilya samoregulyacii uchebnoi deyatelnosti studentov i ih motivacii obucheniya v vuze [The relationship between the style of self-learning activities of students and their learning motivation in medical university]/ N. S. Tkachenko // Molodoi uchenii —Young scientist. — 2012. — № 4. — P.382-384. [in Russian].

10. Pogosov A. V. Opit ispolzovaniya lechebno-dramaticheskoi studii «Insait» v obuchenii i vospitanii studentov fakulteta klinicheskoi psihologii [The experience of usage of drammatical studio «Insite» in upbringing students from faculty of clinical psychology] / A. V. Pogosov, Yu. V. Bogushevskaya, T. A. Filatova, T. D. Vasilenko, I.

N. Zemzyulina // Pedagogicheskii menedjment i progressivnie tehnologii v obrazovanii- sbornik statei XXII Mejdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferencii. — Penza. -Privoljskii Dom znanii.- 2011. — P. 82-84. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.