Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585
УДК: 378.147
ББК: 74 480 25 Педагогические науки
Современные подходы к обучению студентов на кафедре неврологии и нейрохирургии КГМУ.
© И.О. Масалева, Е.Е. Третьякова, Т.В. Шутеева
Масалева И. О. - ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии, к.м.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
Третьякова Е. Е. - доцент кафедры неврологии и нейрохирургии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
Шутеева Т. В.- доцент кафедры неврологии и нейрохирургии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация.
43
АННОТАЦИЯ
Основной целью высшего профессионального образования является подготовка квалифицированных, конкурентоспособных молодых специалистов. На сегодняшний день к становлению студентов-медиков как профессионалов предъявляется целый перечень требований, главными из которых считаются инициативность, формирование личностной самостоятельности, наличие творческого подхода, конкурентоспособность. Процесс обучения в высшем учебном заведении должен создавать такие условия, в которых студент сможет выработать вышеописанные качества, которые позволят ему иметь определенные возможности на рынке труда и успешно войти в профессию. Этому способствуют самые разнообразные виды обучения: активные формы, методика деловой игры, научно-исследовательская деятельность, подготовка курсовых и дипломных работ. Все формы обучения при правильном использовании приводят к более совершенному профессионально-нравственному формированию будущих специалистов
№3 (18) 2019
Ключевые слова: образование, воспитательная работа, субъ- www.j-chr.com ектность, формы обучения, научно-исследовательская деятельность.
44
На сегодняшний день совершенствование подготовки специалистов высшей квалификации - важнейшая задача, стоящая перед высшими учебными заведениями [1]. К становлению студентов-медиков как профессионалов предъявляется целый перечень требований, главными из которых считаются инициативность, формирование личностной самостоятельности, наличие творческого подхода, конкурентоспособность. Процесс обучения в высшем учебном заведении должен создавать такие условия, в которых студент сможет выработать вышеописанные качества, которые позволят ему иметь определенные возможности на рынке труда и успешно войти в профессию, целенаправленно достигая высоких уровней профессионального роста [2].
В педагогических научных исследованиях вопрос о базовых характеристиках современного студента высшего учебного заведения определяется (по А. Маслоу) как:
- стремление выпускника к реализации себя как профессионала, что побуждает его к формированию определенных целей, что, в свою очередь, ведёт к поиску и освоению новых навыков, компетенций;
- сочетание автономности и субъективизма с командной работой и коллективизмом;
- способность к сотрудничеству, работе в команде, поддержанию и созданию творческой атмосферы;
- максимальная ответственность;
- способность к самообучению;
- сформированный базис моральных ценностей, основанный на социальных целях и этике;
стремление к совершенствованию и прогрессу, в основе которых лежит фундаментальный анализ настоящего и его противоречий, что позволяет своевременно реагировать на внешние условия и модернизировать их [2, 3].
В соответствии с перечисленными выше характеристиками для успешного профессионального формирования студента высшая школа способствует развитию студента как профессионала,
его автономности, самостоятельности и организованности, развитию умения организовывать собственные действия с учётом внутренних и внешних задач, а также критично оценивать себя. Передовую роль в формировании перечисленных качеств и навыков играет психологический комфорт в коллективе, в котором обучается студент [2]. Поэтому, одной из основных целей образовательного и воспитательного процесса является создание устойчивых гуманистических отношений, формированию которых благоприятствует коллективная проектная деятельность. Главным условием успешной проектной деятельности является активное межличностное взаимодействие профессорско-преподавательского состава и студентов, а также студентов между собой. Подобное сотрудничество должно строиться на основах профессиональной и корпоративной этики, социальной культуры. Оно способствует развитию прочных доверительных отношений между различными субъектами - преподаватель-студент, студент-студент, а также обеспечивает стабильное и продуктивное сотрудничество, спокойную творческую атмосферу. Комфортная психологическая обстановка при коллективной проектной деятельности определяет позитивное настроение студента, его взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, пациентами [2, 3]. Формируются его жизненные позиции, мировоззрение, личностная и профессиональная активность, духовный потенциал, определенный набор нравственных качеств. Однако достижение всех этих целей при большом многообразии методик обучения не всегда происходило на высоком уровне.
Решение данной проблемы включает в себя несколько важных этапов: совершенствование содержания программ высшего профессионального образования при помощи компетентностного подхода, оптимизация системы и способов организации воспитательного и образовательного процесса, адекватная оценка и переосмысление результата обучения [3]. Методики воспитания и обучения
должны полностью соответствовать основным особенностям студентов, возрастным и индивидуальным. В таком случае процесс обучения в высшем учебном заведении будет развивать нравственную и профессиональную составляющие будущих специалистов. Воспитание студентов в медицинских вузах - это основное и важнейшее условие формирования личности будущего врача и подготовки квалифицированного специалиста [3, 4].
В дальнейшем успешное развитие высшей медицинской школы невозможно без постоянного активного поиска совершенно новых направлений и методик, позволяющих наиболее качественно совершенствовать и оптимизировать процесс обучения [3]. Предмет неврологии предназначен для обучения будущих врачей различных медицинских специальностей, а преподавание неврологии является важным звеном в системе обучения.
В процессе изучения неврологии решаются следующие задачи:
1) развитие практических навыков обследования неврологического пациента, формирование навыка выявления патологических признаков и определение их значения с целью уточнения характера патологического процесса и его локализации;
2) обучение правильной трактовке результатов, получаемых при помощи различных методов исследования (инструментальных, электронейрофизиологических, нейровизуализационных и пр.);
3) развитие клинического мышления, которое лежит в основе понимания формирования различных процессов, позволит объяснить патологические состояния, помочь постановке правильного диагноза и подбору адекватных методов терапии, реабилитации, профилактики болезней нервной системы [2, 4].
Студентам медицинских вузов необходимо овладеть достаточным объемом знаний и навыков по программным дисциплинам на высочайшем уровне, иметь навык активно и адекватно использовать эти знания. Помимо этого, в процессе обучения студенты должны освоить
различные виды исследовательской деятельности, быть в курсе новых научных открытий, развития инновационных методик и направлений в области медицины [1, 2, 4]. Процесс изучения дисциплин в высших учебных заведениях представляет собой разнообразные формы подачи необходимого для освоения материала. Видеотехнологии и компьютеризация являются основой повышения качества образования [3].
В процессе обучения студент-медик должен в реальных условиях активно взаимодействовать с пациентами, страдающими различными неврологическими заболеваниями. Такое взаимодействие оказывает положительное влияние на формирование навыков сбора, анализа и обобщения получаемых данных. В процессе преподавания дисциплины огромное внимание уделяется овладению перечнем необходимых практических навыков и формированию клинического мышления с целью адекватного диагностического поиска [5].
На кафедре неврологии и нейрохирургии в ходе учебного процесса широко применяются самые разнообразные методики усвоения знаний: и традиционно используемые, и активные технологии. Традиционно на кафедре проводятся курс лекций, промежуточное и итоговое тестирование, практические занятия. Современные способы обучения также широко используются в процессе преподавания и включают в себя разбор клинических ситуаций, метод дискуссий и деловых игр. Кейс-метод требует от студентов наличие конкретного объема знаний по анатомии, нормальной физиологии, патофизиологии, фармакологии. На практических занятиях в рамках курса общей неврологии проводят опрос со сбором жалоб и анамнеза и исследование неврологического статуса пациентов с различными неврологическими заболеваниями. В дальнейшем производится анализ симптоматики и постановка соответствующего топического диагноза.
Практические занятия с применением активных форм обучения более
45
46
часто проводятся на курсе частной неврологии. Перед студентами ставится конкретная клиническая ситуация, обсуждаются различные пути и способы ее решения. При этом организуется соревновательная атмосфера. Студенческая группа разделяется на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе необходимо решить ситуационную задачу, представляющую собой клиническую ситуацию с описанием жалоб, условиями и описанием про-грессирования клинических симптомов, динамикой состояния больного, данными объективного неврологического обследования. Подгруппе необходимо установить и обосновать предварительный диагноз, провести дифференциальную диагностику, определить тактику дальнейших действий врача в данном конкретном случае. По завершению разбора участником каждой из подгрупп делается сообщение о результатах работы. Преподаватель ведет со студентами дискуссию, обобщает и подводит итоги обсуждения.
В процессе обучения на кафедре активно внедряется методика деловой игры. В период игры моделируется конкретная ситуация. Требуется внимательно выслушать жалобы пациента, собрать анамнез его заболевания, анамнез жизни, обозначить основные симптомы и синдромы, проанализировать данные неврологического осмотра и дополнительных исследований. Причем, в ролях пациентов и лечащих врачей выступают сами студенты. Студенту-медику нужно научиться работать с реальным пациентом для формирования навыков работы в реальных условиях. Важным звеном в обучении на кафедре неврологии и нейрохирургии являются современные компьютерные технологии, которые на сегодняшний момент становятся необходимой частью процесса обучения. Мультимедийные ресурсы помогают студентам во время самостоятельной подготовки к занятию изучать не только устный материал или литературу, но наглядно освоить методики проведения неврологического и инструментального осмотра, методику разных диагностических тестов, комплекс
лечебно-профилактических мероприятий у больных с определенной неврологической симптоматикой. Помимо этого, студенты в рамках самостоятельной работы готовят к практическим занятиям доклады по соответствующей теме в виде мультимедийных презентаций.
Подготовка дипломных и курсовых работ, несмотря на то, что не является обязательной формой обучения на кафедре, способствует развитию новых навыков у студентов, углублению и расширению их знаний и умений в определенной области. В этом направлении существует целый перечень современных педагогических методик, основанных на принципах профессионально-ситуативной направленности, сотрудничества преподавателя кафедры и студентов, проблемности, интерактивности, практической и социальной рациональности. Проблемный подход представляет собой получение новых знаний и развития определенных навыков у студентов при помощи решения теоретических и практических задач и выполнения проблемных заданий. Проектная технология при выполнении работ представляет собой целенаправленный поиск дополнительной научной информации, проявление творческой активности, индивидуализация обучения, и сопровождается положительной эмоциональной реакцией при успешном завершении курсовой или дипломной работы. При этом те знания, умения и навыки, которые студент приобрел в процессе выполнения данной работы, впоследствии переносятся на решение новой определенной задачи. Цель работы на кафедре, которая ставится перед студентом, формируется так, чтобы её можно было достичь при помощи уже имеющихся знаний и навыков. К примеру, курсовая или дипломная работа посвящена анализу клинического случая, типичного или атипичного, или нескольких однотипных случаев с целью их анализа и корреляции. Выполнение такой задачи связано с определенными трудностями, которые необходимо преодолеть, вследствие чего мобилизуется познавательная активность и творческая мыслительная
деятельность. В результате этого студент овладевает не только новыми знаниями и умениями, но и технологией их поиска, развитием своих творческих способностей. Студенту необходимо понимать, как и где он может использовать приобретенные знания для решения определенных профессиональных проблем, и привести доводы в пользу своего решения. Он должен провести подробный анализ и изучить различные точки зрения и подходы к решению проблемной ситуации, активно работая с имеющейся информацией. В ходе самостоятельных наблюдений, практической и теоретической деятельности, экспериментальной и клинической работы ему необходимо определить и сформировать собственное знание о клинической картине, симптомокомплексах, методах диагностики и верификации диагноза, лечения, профилактики болезни или реабилитации больного. При этом новое знание становится его собственной базой, на которую он будет накладывать реальный опыт в процессе самостоятельной профессиональной деятельности. Проектная деятельность на кафедре в виде выполнения дипломной или курсовой работы может стать существенным и важным дополнением к самостоятельной форме обучения. Современный специалист обязан активно, продуктивно и качественно участвовать в процессе общей производственной деятельности, принимать правильные и взвешенные решения, уметь брать на себя ответственность за свои решения и давать прогноз возможным последствиям своих решений. Это активизирует интеллектуальную деятельность, потребность в познании, формирует критическое мышление, способствует развитию логики и самообразования в целом. Реализация данного метода на кафедре неврологии позволяет научить самостоятельному мышлению, умению работать с полученными данными, анализировать факты и научные закономерности и на этой основе делать обоснованные самостоятельные выводы, не забывая при этом при необходимости работать в команде.
Важной составляющей процесса повышения качества усвоения учебной про-
граммы и навыков является научно-исследовательская работа студентов, которая проходит в рамках работы научного студенческого кружка. Это можно считать значительным элементом для формирования автономности студентов. Научить тому, как написать, обосновать, объяснить, решить - это основные задачи деятельности научного студенческого кружка. Помимо этого, научить предлагать и вносить что-то свое - крайне важный навык для будущих специалистов. Занятия студентов в кружке способствуют развитию научного критического мышления. В кружке при кафедре неврологии и нейрохирургии студенты осваивают навыки научно-исследовательской деятельности, формирует правильный подход к методологическим вопросам неврологии. Особое внимание уделяется качеству и тематике научных исследований, выполняемых студентами самостоятельно. Большинство работ кружковцев выносится на обсуждение на науч- 47 ные студенческие конференции.
Одним из важных составляющих в процессе улучшения качества обучения является изменение материалов преподавания и постоянное развитие. Содержательная часть обучения, особенности изучаемого материала зависят в первую очередь от востребованности специалистов различных специальностей и в будущем вероятного изменения модели специалиста данного профиля.
Многообразие спектра различных обучающих методик, сочетающих в себе традиционные и современные технологии обучения студентов на кафедре неврологии и нейрохирургии в Курском государственном медицинском университете, различное их сочетание способствует весомому улучшению качества учебного процесса, активизирует познавательную деятельность, способствует развитию клинического мышления у будущих враче. Все эти методики служат достижению конечной цели образовательного процесса -подготовке квалифицированного, инициативного, конкурентоспособного молодого №3 (18) 2019 специалиста. те^-^.^
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьева Е.С., Быкова В.А Использование методов проблемного обучения в ходе изучения дисциплины «неврология» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск: СибАК, 2014.- № 7(42). - С.29-34.
2. Логачева Е.А., Шутеева Т.В. К вопросу о специфике преподавания неврологии иностранным студентам в курском государственном медицинском университете // Коллекция гуманитарных исследований. - 2018. - N1 (10).- С.18-21.
3. Природова О.Ф., Никишина В.Б. Модульные видеолекции: оценка эффективности // Кол-
лекция гуманитарных исследований. - 2017. - N4 (6).- С.17-23.
4. Третьякова Е.Е., Логачева Е.А., Ласков В.Б. и др. Компьютерные технологии в лекциях и практических занятиях // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т. 2. - С. 106-111. - 2002. - Т. 133, № 5. - С. 504-506.
5. Третьякова Е.Е., Шутеева Т.В. Динамика профессиональной мотивации и субъективной успешности у студентов на разных этапах обучения в вузе // Коллекция гуманитарных исследований .- 2016. - N1 (1). - С.46-50.
48
MODERN APPROACHES TO TEACHING STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF NEUROLOGY AND NEUROSURGERY OF KSMU
© Irina O. Masaleva, Evgenia E. Tretyakova, Tatyana V. Shuteeva
Masaleva Irina O. - Assistant of the Neurology and Neurosurgery Department, MD, Kursk State Medical University (KSMU).
Tretyakova Evgenia E. - Associate Professor of the Neurology and Neurosurgery Department, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).
Shuteyeva Tatyana V. - Associate Professor, Neurology and Neurosurgery Department, MD, Kursk State Medical University (KSMU).
Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3, Russian Federation.
Abstract
The main purpose of higher vocational education is to train qualified, competitive young professionals. Today, the formation of medical students as professionals presents a whole list of requirements, the main of which are initiative, the formation of personal independence, the presence of a creative approach, competitiveness. The process of learning in higher education should create such conditions in which the student will be able to develop the above-described qualities that will allow him to have certain opportunities in the labor market and successfully enter the profession. This is facilitated by a variety of types of training: active forms, methods of business games, research activities, preparation of term papers and dissertations. All forms of training with proper use lead to a more perfect professional and moral formation of future specialists.
Keywords: education, educational work, subjectivity, forms of education, research activities.
49
REFERENCE
1. Anan'yeva Ye.S., Bykova V.A. Ispol'zovaniye metodov problemnogo obucheniya v khode izucheni-ya distsipliny «nevrologiya» // Lichnost', sem'ya i ob-shchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: sb. st. po mater. XLII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Novosibirsk: SibAK, 2014.- № 7(42). - S.29-34.
2. Logacheva Ye.A., Shuteyeva T.V. K voprosu o spet-sifike prepodavaniya nevrologii inostrannym studen-tam v kurskom gosudarstvennom meditsinskom uni-versitete // Kollektsiya gumanitarnykh issledovaniy. - 2018. - N1 (10).- S.18-21.
3. Prirodova O.F., Nikishina V.B. Modul'nyye vid-eolektsii: otsenka effektivnosti // Kollektsiya gumani
tarnykh issledovaniy. - 2017. - N4 (6).- S.17-23.
4. Tret'yakova Ye.Ye., Logacheva Ye.A., Laskov V.B. i dr. Komp'yuternyye tekhnologii v lektsiyakh i prak-ticheskikh zanyatiyakh // Integrativnyye tendentsii v meditsine i obrazovanii. - 2015. - T. 2. - S. 106-111. - 2002. - T. 133, № 5. - S. 504-506.
5. Tret'yakova Ye.Ye., Shuteyeva T.V. Dinamika professional'noy motivatsii i sub"yektivnoy uspesh-nosti u studentov na raznykh etapakh obucheniya v vuze // Kollektsiya gumanitarnykh issledovaniy .2016. - N1 (1). - S.46-50.