Научная статья на тему 'Педагогические технологии в учебном процессе кафедры медицинского вуза'

Педагогические технологии в учебном процессе кафедры медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / HIGHER MEDICAL EDUCATION / CONTEXTUAL EDUCATION / CLINICAL THINKING / MODULAR EDUCATION / PROBLEM EDUCATION / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / BUSINESS SIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Лариса Ивановна, Князева Лариса Александровна, Горяйнов Игорь Иванович, Степченко Марина Александровна, Мещерина Наталья Сергеевна

Статья посвящена обсуждению роли современных образовательных технологий в формировании у студентов клинического мышления на основе компетентностно-ориентированного подхода. Проанализированы инновации, сопровождающие современную концепцию модульного обучения. Авторами представлены возможности использования контекстного и проблемного обучения в подготовке студентов старших курсов. Рассмотрены наиболее перспективные образовательные технологии, имитирующие будущую профессиональную деятельность врача, реализуемые на кафедре внутренних болезней № 1 Курского государственного медицинского университета. Сделано заключение о целесообразности применения инновационных технологий в обучении для достижения основной цели формирование у студентов профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Князева Лариса Ивановна, Князева Лариса Александровна, Горяйнов Игорь Иванович, Степченко Марина Александровна, Мещерина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING MEDICAL STUDENTS

The article discusses of the role of modern educational technologies in pedagogical activity of the medical university department, perspectives of formation students' clinical thinking on the basis of competence-oriented approach. The authors analyze innovations accompanying the modern concept of modular education, and propose variants of modern technology usage as a part of education of future doctors. The authors present possibilities of context and problem education when teaching senior students. The article contains the information on the most advanced educational technologies imitating the future occupational activity of medical students and implemented at the department of internal diseases No. 1 of Kursk State Medical University. It is concluded that innovative educational technologies should be certainly used as they enable to organize an educational process so that it is possible to achieve the main purpose formation of students' professional competences.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в учебном процессе кафедры медицинского вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

КНЯЗЕВА Лариса Ивановна - д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой внутренних болезней № 1. E-mail: kafedra_n1@bk.ru

КНЯЗЕВА Лариса Александровна - д-р мед. наук, проф. E-mail: kafedra_n1@bk.ru ГОРЯЙНОВ Игорь Иванович - д-р мед. наук, проф. E-mail: kafedra_n1@bk.ru СТЕПЧЕНКО Марина Александровна - д-р мед. наук, доцент. E-mail: clemenso@yandex.ru МЕЩЕРИНА Наталья Сергеевна - д-р мед. наук, доцент. E-mail: n.mescherina@yandex.ru БОРИСОВА Наталья Александровна - канд. мед. наук, доцент. E-mail: nat7@inbox.ru Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3

Аннотация. Статья посвящена обсуждению роли современных образовательных технологий в формировании у студентов клинического мышления на основе компе-тентностно-ориентированного подхода. Проанализированы инновации, сопровождающие современную концепцию модульного обучения. Авторами представлены возможности использования контекстного и проблемного обучения в подготовке студентов старших курсов. Рассмотрены наиболее перспективные образовательные технологии, имитирующие будущую профессиональную деятельность врача, реализуемые на кафедре внутренних болезней № 1 Курского государственного медицинского университета. Сделано заключение о целесообразности применения инновационных технологий в обучении для достижения основной цели - формирование у студентов профессиональной компетенции.

Ключевые слова: обучение в медицинском вузе, контекстное обучение, клиническое мышление, модульное обучение, проблемное обучение, современные образовательные технологии, деловая игра

Для цитирования:КнязеваЛ.И, КнязеваЛ.А., Горяйнов И.И, Степченко М.А, Ме-щерина Н.С, Борисова Н.А. Педагогические технологии в учебном процессе кафедры медицинского вуза // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 146-150.

Обучение будущих врачей в медицинском вузе должно обеспечивать полноценное развитие личности и профессионального мастерства на основе использования компетентностного подхода, который позволяет оптимизировать учебный процесс и сформировать у выпускника способности действовать в различных профессиональных ситуациях [1]. Одним из важных факторов, способствующих решению этих проблем, являются современные педагогические технологии, которые подразделяются на модульные, проблемные, контекстные и др. Использование инновационных технологий обучения оказывает

существенное влияние на качество педагогической деятельности преподавателя, поскольку позволяет перейти от монологического изложения учебного материала к педагогике творческого сотрудничества, создает условия для развития диалога преподавателя и обучающегося. Важно подчеркнуть, что технологическое обеспечение образовательного процесса должно основываться на опыте и достижениях классической русской медицинской школы в сочетании с инновационными педагогическими приёмами, что позволяет наиболее полно реализовать принципы совместной деятельности и творческого взаимодей-

ствия педагога и студентов, способствует достижению единства познавательной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности обучающихся.

На кафедре внутренних болезней № 1 технология модульного обучения используется в учебном процессе на лечебном, педиатрическом и международном факультетах и является одной из тактик обучения, позволяющей обеспечить его целостность в достижении целей, совместить управление познавательной деятельностью обучающихся с развитием их личностной сферы с одновременным представлением возможности для самореализации. При этом организация педагогического процесса на нашей кафедре заключается в делении всего объёма учебной информации, необходимого для изучения, на отдельные модули, совокупность которых позволяет раскрыть содержание как отдельной учебной темы, так и учебной дисциплины в целом, что соответствует требованиям ФГОС ВО и закреплено в рабочих программах дисциплин «Госпитальная терапия», «Факультетская терапия», разработанных на кафедре. По нашему мнению, модульная технология обучения имеет ряд достоинств, включающих возможность при оценке успеваемости студентов отследить динамику и охарактеризовать эффективность их работы в течение всего периода обучения, а также своевременно выявлять и корректировать недостатки, устранять причины снижения успеваемости. В результате обучающиеся могут более качественно освоить тот или иной модуль дисциплины. Кроме того, применение модульного подхода позволяет в максимальной степени решить проблему личностно-ориентированного обучения, поскольку студентам предлагается программа, индивидуальная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, составленная на основе учёта возможностей учебно-познавательной деятельности студентов старших курсов, что способствует качественному изменению

педагогического процесса и успешной реализации его главной цели - подготовке высокопрофессионального специалиста [2].

В этой связи следует отметить значимость проблемного обучения, которое рассматривается сегодня в качестве одной из ведущих составляющих учебного процесса, поскольку способствует развитию творческого мышления и познавательной активности обучающихся. На кафедре внутренних болезней достаточно широко используются методы проблемного обучения, в том числе при чтении лекций (проблемные лекции, посвящённые вопросам дифференциальной диагностики заболеваний внутренних органов), а также на практических занятиях, при проведении элективных курсов и производственной практики, при выполнении самостоятельной (участие обучающихся во внутривузовских и межвузовских конференциях, олимпиадах; выполнение эссе, слайд-фильмов и др.) и научно-исследовательской (курсовые, дипломные проекты, научные публикации) работ. Создаваемые проблемные ситуации предметного содержания вносят качественные изменения в организацию процесса обучения, поскольку позволяют обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной работы студентов и регулирующей деятельности преподавателя. Это очень важно с позиций развития творческого потенциала будущих врачей, рационального подхода к решению поставленных проблем. Введение проблемного обучения приводит к достижению основной цели - развитию клинического мышления.

Этой же цели служит и метод исследовательских заданий (сбор фактов на основе работы с больными или с историями болезни, подготовка и выступления с докладами, научные публикации), которые позволяют ставить перед обучающимися теоретические и практические исследовательские задачи, имеющие высокий уровень проблемности, что организует сту-

дентов на выполнение логических операций. На нашей кафедре в течение 20 лет научно-исследовательская работа студентов (НИРС) представлена подготовкой курсовых и дипломных работ, выполняемых в соответствии с тематикой научной школы кафедры «Иммунологические и гемодина-мические аспекты внутренней патологии». Ежегодно на кафедре защищается 4-9 дипломных и не менее 30 курсовых работ. Проведение НИРС является важным разделом проблемного обучения, поскольку базируется на непосредственной работе студентов с больными, проведении анализа базы данных историй болезни, что, безусловно, способствует совершенствованию навыков клинического обследования больных, формированию клинического мышления, приобретению умений работы с медицинской документацией, развитию навыков лабораторной и инструментальной диагностики заболеваний внутренних органов и трактовки результатов исследования, приобретению дополнительного объема знаний более высокого качества, основанного на анализе и синтезе не только литературных данных, но и результатов собственных исследований.

Обсуждая методы проблемного обучения, нельзя не остановиться ещё на одной педагогической технологии - контекстном обучении. Базируясь на традиционных и инновационных педагогических технологиях, она позволяет воссоздать формы учебной деятельности студентов, имитирующие профессиональные, полностью отражающие предметное и социальное содержание профессионального труда будущего врача. В сравнении с традиционным обучением, предметное содержание которого базируется на соответствующей научной дисциплине, в контекстном обучении, наряду с дидактически преобразованным содержанием научных дисциплин, используется ещё один источник - будущая профессиональная деятельность обучающихся. Она представляется в виде модели деятельности

специалиста, включающей описание основных функций, проблем и задач, которые он должен компетентно решать с использованием системы накопленных теоретических знаний. Овладевая нормами компетентных предметных действий и отношений в ходе индивидуального и совместного анализа и разрешения «профессионально подобных» ситуаций, студент развивается как профессионал, личность, член общества. Тем самым реализуется проблема единства обучения и воспитания [4].

При этом формирование профессиональных компетенций студентов на клинической кафедре осуществляется в двух контекстах - предметном (содержание профессиональной деятельности) и социальном (социальные профессиональные взаимодействия). Эти контексты выступают как маркеры качества образования, поэтому организованный на их основе процесс обучения способствует развитию и совершенствованию деятельности студента, начиная с традиционной академической учебной активности (усвоение знаний) на основе квазипрофессиональной (деловые игры и другие имитации) и учебно-профессиональной деятельности (курация больных на производственной практике, ночные дежурства в клинике) и заканчивая собственно профессиональной врачебной деятельностью. Таким образом, в контекстном обучении на основе сочетания различных форм, методов (традиционных и инновационных) и средств обучения моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности будущего врача, что стимулирует творческую активность студента на всех уровнях - от индивидуального восприятия до социальной активности по принятию совместных решений.

В педагогическом процессе на нашей кафедре в рамках контекстного обучения довольно активно используются ролевые игры, основанные на применении имитационной учебной модели, представляющей

отдельные разделы будущей профессиональной деятельности. Это создаёт широкие возможности для формирования не только познавательной, но и профессиональной мотивации, обеспечивает постепенную трансформацию учебной деятельности студента в профессиональную деятельность врача. Существенная позитивная роль деловых игр в педагогическом процессе заключается в обеспечении максимального приближения работы студентов на практическом занятии к алгоритму врачебной деятельности. Важным достоинством деловой игры является возможность активного проявления у студента личностных качеств, таких как инициативность, организованность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом и больным и т.д. В организации педагогического процесса на нашей кафедре наиболее широко используются игры, посвящённые решению дифференциально-диагностических проблем при заболеваниях внутренних органов, проблем диагностики и дифференцированной терапии редких заболеваний внутренних органов (кардиомиопатий, системных васкулитов, дерматополимиозитов, системной склеродермии и др.). Отметим также наличие обучающего эффекта от совместных действий студентов в группе, поскольку здесь участникам предлагается занять определённую позицию (больного, лечащего доктора, врача-функционалиста, врача лабораторной диагностики, морфолога, клинического фармаколога и др.) и выбрать правильный вариант действий.

Применение инновационных технологий в обучении позволяет на качественно более высоком уровне организовать процесс обучения, сделать его более ярким, динамичным, что способствует достижению основной цели - формированию у студентов профессиональной компетенции. Но при этом надо помнить, что базисом подготовки студентов на клинической кафедре является методология классической отечественной медицинской школы, включающая постоянную работу с больным, проведение клинических разборов, обходов, лекций и т.д., формирующих навыки работы с больным, основы клинического мышления.

Литература

1. Старкова Н.М. Компетентностный подход - конкретно-научный уровень методологии формирования профессиональ-но-компетентностной культуры будущего специалиста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2010. № 36. С. 24-32.

2. Гаргай В.Б. Идея кредитно-модульного обучения в России: опыт надежд и поражений // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6(25). С. 121-145.

3. Пилипец Л.В., Клименко Е.В., Буслова Н.С. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные науки. 2014. № 5. С. 860-864.

4. Вербицкий А.А. Контекстно-компетент-ностный подход к модернизации образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С. 3-6.

Статья поступила в редакцию 16.01.17.

THE ROLE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING

MEDICAL STUDENTS

Larisa I. KNYAZEVA - Dr. Sci. (Medicine), Prof., Head of the Department of internal diseases No. 1. E-mail: kafedra_n1@bk.ru

Larisa A. KNYAZEVA - Dr. Sci. (Medicine), Prof., e-mail: kafedra_n1@bk.ru

Igor I. GORYAINOV - Dr. Sci. (Medicine), Prof., e -mail: kafedra_n1@bk.ru

Marina A. STEPCHENKO - Dr. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., e -mail: clemenso@yandex.ru

150

Bbicrnee oQpmoeame e Poccuu • № 3, 2017

Natalia S. MESCHERINA - Dr. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., e-mail: n.mescherina@ yandex.ru

Natalia A. BORISOVA - Cand. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., e -mail: nat7@inbox.ru

Kursk State Medical University, Kursk, Russia

Address: 3, K. Marx str., Kursk, 305041, Russian Federation

Abstract. The article discusses of the role of modern educational technologies in pedagogical activity of the medical university department, perspectives of formation students' clinical thinking on the basis of competence-oriented approach. The authors analyze innovations accompanying the modern concept of modular education, and propose variants of modern technology usage as a part of education of future doctors. The authors present possibilities of context and problem education when teaching senior students. The article contains the information on the most advanced educational technologies imitating the future occupational activity of medical students and implemented at the department of internal diseases No. 1 of Kursk State Medical University. It is concluded that innovative educational technologies should be certainly used as they enable to organize an educational process so that it is possible to achieve the main purpose - formation of students' professional competences.

Keywords: higher medical education, contextual education, clinical thinking, modular education, problem education, modern educational technologies, business simulation

Cite as: Knyazeva, L.I., Knyazeva, L.A., Goryainov, 1.1., Stepchenko, M.A., Mescheri-na, N.S., Borisova, N.A. (2017). [The Role of Modern Educational Technologies in Teaching Medical Students]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3 (210), pp. 146-150. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Starkova, N.M. (2010). [Competence Approach as a Specific and Scientific Level of Methodology for Forming Future Expert's Occupational and Competence Culture]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosu-darstvennogo universiteta [South Ural State University Bulletin]. No. 36, pp. 24-32. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Gargai, V.B. (2010). [The Idea of Credit-Modular Training in Russia: Experience of Hopes and Defeats]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World ofScience, Culture and Education]. No. 6 (25), pp. 121-145. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Pilipets, L.V., Klimenko, E.V., Buslova, N.S. (2014). [Problem-Based Learning: From Socrates to Competence Forming]. Fundamental'nye nauki [Fundamental Research]. No. 5, pp. 860-864. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Verbitskiy, A.A. (2011). [Context-Competence Approach to the Modernization of Education]. Inno-vatsionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative Projects and Programs in Education]. No. 4, pp. 3-6. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 16.01.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.