Научная статья на тему 'К вопросу о специфике преподавания неврологии иностранным студентам в Курском государственном медицинском университете'

К вопросу о специфике преподавания неврологии иностранным студентам в Курском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / НЕВРОЛОГИЯ / NEUROLOGY / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачева Е.А., Шутеева Т.В.

Основным требованием к профессионально-личностному становлению студента-медика при обучении в высшем учебном заведении является формирование личностной самостоятельности, инициативности, творческого начала, конкурентоспособности. Доля иностранных студентов является важной составляющей, которая отражает международный статус и конкурентоспособность учебного заведения на мировом рынке. Количество иностранных студентов в Курском государственном медицинском университете возрастает из года в год. В связи с этим представляет интерес положительный опыт и особенности преподавания неврологии студентам из различных стран. Освещены факторы оптимизации учебного процесса с использованием инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логачева Е.А., Шутеева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о специфике преподавания неврологии иностранным студентам в Курском государственном медицинском университете»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

18

УДК: 378.147:616.8

ББК: 74 484 4 Педагогические науки

К вопросу о специфике преподавания неврологии иностранным студентам в Курском государственном медицинском университете.

© Е.А. Логачева, Т.В. Шутеева

Логачева Е.А. - к.м.н., доцент кафедры неврологии и нейрохирургии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Шутеева Т.В. - к.м.н., доцент кафедры неврологии и нейрохирургии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: ShuteevaTV@kursksmu.net

Адрес: ул. К. Маркса, 3, г. Курск, 305041, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

Основным требованием к профессионально-личностному становлению студента-медика при обучении в высшем учебном заведении является формирование личностной самостоятельности, инициативности, творческого начала, конкурентоспособности. Доля иностранных студентов является важной составляющей, которая отражает международный статус и конкурентоспособность учебного заведения на мировом рынке. Количество иностранных студентов в Курском государственном медицинском университете возрастает из года в год. В связи с этим представляет интерес положительный опыт и особенности преподавания неврологии студентам из различных стран. Освещены факторы оптимизации учебного процесса с использованием инновационных технологий.

№1 (10) 2018

www.j-chr.com Ключевые слова: преподавание, неврология, иностранные

студенты.

На сегодняшний день самой важнейшей задачей и конечной целью, стоящими перед высшей школой, является улучшение качества подготовки специалистов [1]. Важным требованием к профессионально-личностному становлению студента-медика при обучении в высшем учебном заведении является формирование личностной самостоятельности, инициативности, творческого начала, конкурентоспособности. При наличии таких качеств личность может адекватно реализоваться в профессии, на рынке труда, имея очень высокий уровень мотивации достижения профессиональных успехов

[4].

Процессы глобализации в значительной мере касаются и системы образования. Доля иностранных студентов является важной составляющей, которая отражает международный статус и конкурентоспособность учебного заведения на мировом рынке. Для российской системы образования характерны фундаментальность и высокое качество[3]. Студенты медицинских вузов должны получать знания по программным предметам, уметь активно применять эти знания, овладевать различными методиками исследовательской работы, также быть в курсе новых научных разработок, повышая свой образовательный уровень, соответствуя развитию современных методик и технологических направлений в медицине [1, 3, 4]. Изучение дисциплин в высших учебных заведениях подразумевает различные виды подачи материала. Компьютеризация, использование видеотехнологий являются средствами улучшения качества образования[2].

В процессе обучения студент-медик должен быть готов к работе с различными пациентами, поэтому необходимо изыскивать возможности взаимодействия с пациентами, страдающими различными неврологическими заболеваниями, в реальных условиях. Работа с больными способствует формированию навыков анализа полученной информации, обобщения. При изучении неврологии уделя-

ется большое внимание обучению студентов необходимым практическим навыкам и клиническому мышлению.

В связи с этим необходимым является использование активных форм обучения. На кафедре неврологии используются традиционно применяемые и активные технологии преподавания. Традиционно используют лекционный курс, тестирование, проверку знаний на практических занятиях. Современные методики обучения в виде проработки конкретных практических ситуаций, где ставится задача диагностического поиска,выбора методов решения проблемы, метод дискуссионных и деловых игр также применяют на практических занятиях. Использование кейс-метода предполагает определенный уровень базовых знаний по анатомии, нормальной физиологии, патофизиологии, фармакологии. На занятиях по общей неврологии преподаватель проводит опрос, неврологический осмотр пациентов с различными нозологиями с дальнейшим анализом симптомов, выявленных у пациента, и постановкой соответствующего топического диагноза. Занятия с использованием активных форм обучения чаще проводятся при изучении блоков вопросов по частной неврологии. Перед студентами формулируется конкретная задача, которую предлагают решить. При этом создается соревновательная среда для студентов группы. В студенческой группе выделяют 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе дается ситуационная задача, в которой описывается клиническая ситуация, содержащая информацию о жалобах, условиях возникновения этих жалоб, динамических изменениях в состоянии пациента, данных объективного клинического (неврологического) обследования. Студентам необходимо поставить и обосновать клинический диагноз, провести дифференциальный диагноз, определить тактику деятельности врача в данной ситуации. В конце обсуждения представителями каждой из подгрупп делается доклад о работе и результатах. Преподаватель направляет дискуссию,

19

20

обобщает и резюмирует результаты обсуждения, подводит итоги.

Активно применяется метод деловой игры. Во время игры создается модель ситуации, и студенты должны правильно собрать информацию о жалобах пациента, анамнезе его заболевания, постараться выделить основополагающие симптомы, проанализировать имеющиеся данные дополнительных инструментальных обследований. Причем в качестве пациентов и лечащих докторов выступают сами студенты. Однако студент-медик должен иметь возможность работы с реальным пациентом для развития способности обобщения, анализа ситуации и формирования навыков работы в реальных условиях. С учетом языкового барьера при общении иностранных студентов и пациентов могут наблюдаться некоторые трудности при сборе жалоб, анамнеза, поэтому преподаватель приходит на помощь и часто исполняет функцию переводчика.

Существенную помощь при обучении иностранных студентов на кафедре неврологии оказывают современные компьютерные технологии, которые стали обязательной составляющей педагоги-

ческого процесса. Мультимедийные ресурсы позволяют студентам уже на этапе подготовки к практическому занятию ознакомиться не только с устным материалом, но и увидеть методики проведения неврологического и инструментального обследования, проведение диагностических тестов, лечебных мероприятий у пациентов с различной неврологической патологией. Также иностранные студенты самостоятельно готовят тематические выступления в виде мультимедийных презентаций по различным разделам неврологии.

Широкий спектр обучающих методик, сочетающих классические и инновационные направления обучения иностранных студентов на кафедре неврологии в Курском государственном медицинском университете, способствует рациональному использованию различных способов оптимизации учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развитию клинически ориентированного мышления у студентов, что обеспечивает достижение конечной цели обучения - подготовке высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьева Е.С., Быкова В.А. Использование методов проблемного обучения в ходе изучения дисциплины «неврология» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLП междунар. науч.-практ. конф. № 7(42). - Новосибирск: СибАК, 2014 С.29-34.

2. Природова О.Ф., Никишина В.Б. Модульные видеолекции: оценка эффективности // Коллекция гуманитарных исследований - N4 (7) - 2017, - С.17-23.

3. Сидоров Г.А. Особенности преподавания правоведения иностранным студентам в российском медицинском вузе // Коллекция гуманитарных исследований - N2 (2) - 2016, - С.13-18.

4. Третьякова Е.Е., Шутеева Т.В. Динамика профессиональной мотивации и субъективной успешности у студентов на разных этапах обучения в вузе // Коллекция гуманитарных исследований - N1 (1) -2016, - С.46-50.

ON THE QUESTION OF THE SPECIFICITY OF TEACHING NEUROLOGY TO FOREIGN STUDENTS IN THE KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

© Elena A. Logacheva, Tatyana V. Shuteeva

Logacheva Elena A. — Assistant professor Department of Neurology and Neurosurgery, Kursk State Medical University.

Shuteeva Tatyana V. — Assistant professor Department of Neurology and Neurosurgery, Kursk State Medical University. E-mail: ShuteevaTV@kursksmu.net

Address: K. Marks-st, 3, Kursk, 305041, Russian Federation.

Abstract

An important requirement for the professional-personal formation of a medical student in training in a higher educational institution is the formation of 21

personal independence, initiative, creativity, competitiveness. The share of foreign students is an important component that reflects the international status and competitiveness of an educational institution in the world market. The number of foreign students in the Kursk State Medical University increases from year to year. In this regard, the positive experience and features of teaching neurology to students from different countries are of interest. Factors of optimization of the educational process with the use of innovative technologies are highlighted.

Keywords: teaching, neurology, foreign students.

REFERENCE

1.Anan'yeva Ye.S., Bykova V.A. Ispol'zovaniye metodov problemnogo obucheniya v khode izucheniya distsipliny «nevrologiya» // Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: sb. st. po mater. XLII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 7(42). - Novosibirsk: SibAK, 2014 S.29-34.

2. Prirodova O.F., Nikishina V.B. Modul'nyye videolektsii: otsenka effektivnosti // Kollektsiya gumanitarnykh issledovaniy - N4 (7) - 2017, - S.17-23.

3. Sidorov G.A. Osobennosti prepodavaniya pravovedeniya inostrannym studentam v rossiyskom meditsinskom vuze // Kollektsiya gumanitarnykh issledovaniy - N2 (2) - 2016, -S.13-18.

4. Tret'yakova Ye.Ye., Shuteyeva T.V. Dinamika professional'noy motivatsii i sub»yektivnoy uspeshnosti u studentov na raznykh etapakh obucheniya v vuze // Kollektsiya gumanitarnykh issledovaniy - N1 (1) - 2016, - S.46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.