Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЖНЫЕ БОЛЕЗНИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силина Л.В., Попов В.Е., Харченко В.В., Овод А.И.

Традиционное обучение, проводимое медицинскими вузами страны, эффективно и своевременно трансформировалось под новые стандарты, вызванные требованиями самой жизни в нестандартных условиях. В статье представлен весьма успешно проводимый вариант обучения студентов, проходящих обучение на клинической кафедре на современных интернет-платформах; выделены разделы каждого занятия, обозначены варианты замены историй болезни на интернет-вариант, демонстрации практических навыков на манекенах в виде видеороликов. Очень эффективен метод проведения заседаний студенческих научных кружков в виде совместных круглых столов и конференций с привлечением коллег других кафедр. Следовательно, использование дистанционного обучения на клинической кафедре весьма эффективно и требует дальнейшего развития, но оно также находится в прямой зависимости от сложившейся ситуации (эпидемиологического состояния в стране).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силина Л.В., Попов В.Е., Харченко В.В., Овод А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING AT THE DEPARTMENT OF CLINICAL PROFILE

The traditional training conducted by the country's medical universities was effectively and timely transformed to meet the new standards caused by the requirements of life itself in non-standard conditions. The article presents a very successful version of teaching students who are studying at the clinical department on modern Internet platforms, highlights the sections of each lesson, identifies options for replacing medical records on the Internet version and demonstrating practical skills on dummies in the form of videos. The method of holding meetings of student scientific circles in the form of joint round tables and conferences with the involvement of colleagues from other departments is very effective. Therefore, the use of distance learning at the clinical department is very effective and requires further development, but it is also directly dependent on the current situation (the epidemiological state in the country).

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 378.147:004:61 DOI:10.37903/SMA.2021.2.25

□ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Силина Л.В., Попов В.Е., Харченко В.В., Овод А.И.

ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет МЗ Российской Федерации, г. Курск

КГМУ, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.https://kurskmed. com/ Силина Л.В.

Курский государственный медицинский университет, Россия, 117418, г.Москва, ул.Новочеремушкинская 60, корп. 1, кв. 174. si11 ar@mail. ru Попов В.Е.

Курский государственный медицинский университет, Россия, 305029, г.Курск, ул.Хуторская 12-В, кв. 25. vepopov@rambler. ru Харченко В.В.

Курский государственный медицинский университет, Россия, 305019, г.Курск, ул. Малых, 103. kharchenkovv@kursksmu.net Овод А.И.

Курский государственный медицинский университет, Россия, 305502,Курская область, Курский район, пос. им. М.Жукова, 1 квартал, д.6, кв.9.aovod@mail.ru

Резюме: Традиционное обучение, проводимое медицинскими вузами страны, эффективно и своевременно трансформировалось под новые стандарты, вызванные требованиями самой жизни в нестандартных условиях. В статье представлен весьма успешно проводимый вариант обучения студентов, проходящих обучение на клинической кафедре на современных интернет-платформах; выделены разделы каждого занятия, обозначены варианты замены историй болезни на интернет-вариант, демонстрации практических навыков на манекенах в виде видеороликов. Очень эффективен метод проведения заседаний студенческих научных кружков в виде совместных круглых столов и конференций с привлечением коллег других кафедр. Следовательно, использование дистанционного обучения на клинической кафедре весьма эффективно и требует дальнейшего развития, но оно также находится в прямой зависимости от сложившейся ситуации (эпидемиологического состояния в стране).

Ключевые слова: высшее образование, кожные болезни, методы обучения, информационные технологии.

□ ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING AT THE DEPARTMENT OF CLINICAL PROFILE

Silina L.V., Popov V.E., Kharchenko V.V., Ovod A.I. FSBEI HE Kursk State Medical University Ministry of Health of the Russian Federation, Kursk KSMU, Kursk, st. K. Marx, 3. https://kurskmed. com/ Silina L.V.

Kursk State Medical University, Russia, 117418, Moscow, Novocheremushkinskaya str. 60, bldg. 1, apt. 174si11ar@mail.ru Popov V.E.

Kursk State Medical University, Russia, 305029, Kursk, Khutorskaya str. 12-V, apt. 25. vepopov@rambler. ru V. V. Kharchenko

Kursk State Medical University, Russia, 305019, Kursk, st. Malykh, 103.

kharchenkovv@kursksmu.net

Ovod A.I.

Kursk State Medical University, Russia, 305502, Kursk region, Kursk district, pos. them. M. Zhukova, 1 quarter, 6, apt. 9. aovod@mail.ru

- Ill -

Summary: The traditional training conducted by the country's medical universities was effectively and timely transformed to meet the new standards caused by the requirements of life itself in non-standard conditions. The article presents a very successful version of teaching students who are studying at the clinical department on modern Internet platforms, highlights the sections of each lesson, identifies options for replacing medical records on the Internet version and demonstrating practical skills on dummies in the form of videos. The method of holding meetings of student scientific circles in the form of joint round tables and conferences with the involvement of colleagues from other departments is very effective. Therefore, the use of distance learning at the clinical department is very effective and requires further development, but it is also directly dependent on the current situation (the epidemiological state in the country).

Keywords: higher education, skin diseases, teaching methods, information technologies.

Настоящее время, связанное с внезапно возникшей новой коронавирусной инфекцией COVID-19, поставило перед преподавателями высшей школы весьма непростые задачи, решение которых потребовало специальной подготовки, дополнительных знаний и умений, которые надо было приобрести, и следовало овладеть ими в кратчайшие сроки [2, 3,5]. Все высшие учебные заведения страны медицинского профиля с успехом выполнили и продолжают выполнять данные задачи, совершенствуя уже наработанный материал, и приобретают новые знания по своим специальностям, адаптируя их к интернет-условиям обучения [1, 2, 4].

На кафедре дерматовенерологии Курского государственного медицинского университета дистантные технологии обучения были начаты своевременно и в полном объеме. Эти события не застали сотрудников кафедры внезапно, потому что более десяти лет в процессе организации учебного процесса уже использовались тестовые оценочные средства разного уровня, на занятиях прослушивались лекции сотрудников кафедры и ведущих лекторов страны, применялись материалы с национального сервера Dermatology.ru [6], внедрены фотоматериалы пациентов собственного фотобанка кафедры. Перед началом обучения учебно-методическое управление университета и центр информационных технологий разработали соответствующие инструкции по созданию видов учебных занятий («лекция», «практические занятия» и др.), а также оценочных средств («тестовые задания», «задания» «ситуационные задачи») для работы на дистанционной платформе Moodle, в соответствии с которыми и были подготовлены учебные материалы [1,4].

Сотрудники кафедры дерматовенерологии также использовали платформу обучения Moodle и электронный сервис Zoomдля проведения интернет-занятий различного вида и конференций в качестве базовых. В соответствии с программой дисциплин были заполнены все разделы модулейна платформ Moodle. Каждое практическое занятие включало в себя следующую информацию (рис. 1):

- видеолекции в онлайн-формате ZOOM или записанные в ISPRING;

- ссылки на видеолекции ведущих профессоров центральных клинических баз;

- презентации по теме занятия, текстовый файл для самоподготовки;

- текстовые ситуационные задачи и задания с фотографией - в количестве трех-четырех каждого вида;

- тестовый контроль.

Рис. 1. Содержание учебного модуля практического задания для студентов 4 курса лечебного факультета

На странице сайта кафедры для каждой образовательной программы, включающую дисциплину дерматовенерологию, также представлены актуализированные клинические рекомендации по дерматовенерологии Российского общества дерматовенерологов и косметологов, как обновленные, так и принятые к практической работе ранее и утвержденные Минздравом России, стандарты оказания медицинской помощи по кожным и венерическим заболеваниям, методические рекомендации центральных клинических и научных баз, приказы (рис. 2).

Протоколы и стандарты оказания медицинской помощи, клинические рекомендации

1_I ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ДЕРМАТОЛОГИИ

I_I ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ВЕНЕРОЛОГИИ

I_I Стандарты медицинской помощи дерматологическим

больным

И Профессиональный стандарт врач-дерматовенеролог

I_I Приказы, положения и протоколы

'и ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ БОЛЬНЫХ ПОЛИМОРФНЫМ ФОТОДЕРМАТОЗОМ

Рис. 2. Раздел «Протоколы, стандарты и клинические рекомендации» на сайте кафедры дерматовенерологии

Отдельно была выделена информация по диагностике, лечению, профилактике новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 -документы Роспотребнадзора, протоколы и обновленные методические рекомендации (например, версия 10 от 08.02.2021г.), атлас фотографий дерматологических проявлений коронавирусной инфекции, рекомендации по клинической диагностике и лечению СОУШ - 19 у детей, научные статьи ведущих ученых страны, материалы по лабораторной диагностике вируса (рис. 3).

МАТЕРИАЛЫ ПО COVID-19

ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ (ОРВИ)

1а о ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И СНИЖЕНИЮ РИСКОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID 19

'и ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АЛГОРИТМОВ ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ОРВИ И COVID-19 'И ПРИКАЗ № 355

ф' ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О СОУШ-19Гиперссылка

#' ДОКУМЕНТЫ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО COVIN-19Гиперссылка

ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗВАННОГО НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ (COVID-19) У ДЕТЕЙ

™ Систематический обзор актуальных научных сведений о применении лекарственных препаратов в терапии новой коронавирусной инфекции СОУШ-19

% КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ СОУШ-19, ВЫЗВАННОЙ БАЯБ-СоУ-г Научно-практический журнал КЛИНИЧЕСКАЯ ДЕРМАТОЛОГИЯ И ВЕНЕРОЛОГИЯ Том 21. 3" 2020

*Ц КЛАССИФИКАЦИЯ КОЖНЫХ ПРОВЛЕНИЙ СОУШ-19: КРАТКОЕ ПРОСПЕКТИВНОЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ОСНОВЕ КОНСЕНСУСА В ИСПАНИИ НА ПРИМЕРЕ 375 ПАЦИЕНТОВ

Интерпретация диагностических тестов 5А1?5-СоУ-2

в

Полезное по коронавирусной инфекции

u Протокол лечения критических состояний COVID-19 11.05.2020

Алгоритмы работы при ведении пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в военном

Рис. 3. Методические материалы по СОУТО-19

Большое внимание сотрудниками кафедры придается доступности понимания и демонстративности практических навыков для формирования профессиональных компетенций. С этой целью в мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре КГМУ были записаны видеоролики по взятию анализов у манекенов обеих гендерных групп на инфекции, передаваемые половым путем, и их дальнейшему лабораторному исследованию (рис. 4).

"И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Ъ ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Рис. 4. Перечень практических навыков на сайте кафедры

С написанием электронной клинической истории болезни у студентов также не возникло трудностей - каждому из них был предложен отдельный клинический случай: фотография пациента с дерматологическим или венерическим заболеванием, вопросами, на которые необходимо дать ответы и написать историю болезни в соответствии с планом ее написания, который также представлен на этом же сайте, в соответствующем разделе.

Рис. 5. Видеозаписи станций по венерологиив мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре при отработке практических навыков

Цикловые занятия по дерматовенерологии заканчиваются традиционно: сдача практических навыков (решение ситуационных задач), проведение итогового компьютерного тестирования.

Ежемесячно на кафедре проводятся заседания студенческого научного кружка. Кафедра проводит междисциплинарные заседания - совместно с другими кафедрами в виде конференций. К примеру, в этом учебном году были проведены заседания, посвященные

традиционным темам - борьбе со СПИДом (совместно с кафедрами инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ, Курским областным кожно-венерологическим диспансером); дню борьбы с туберкулезом (совместно с кафедрами фтизиатрии, фармакологии);совместная конференция с кафедрой онкологии, приуроченная ко дню борьбы с меланомой «Euromelanoma Day»^ актуальной тематике - «Коронавирусная инфекция COVID-19 -глазами дерматолога» (совместно с кафедрами инфекционных болезней и эпидемиологии и кафедрой фармакологии КГМУ).

Такие совместные заседания весьма интересны студентам как четвертого, так и старших курсов, которые присоединяются к ZOOM-конференциям с сообщениями по теме мероприятия (рис. 5). Информация о проведении данных мероприятий размещаются на сайте кафедры и главной Интернет-странице университета.

В прошедшем учебном году кафедра дерматовенерологии приобрела опыт онлайн-проведения итогового секционного заседания ежегодной университетской студенческой научной конференции. Опыт оказался положительным - было организовано два симпозиума по направлениям дерматовенерология и косметология. Мероприятия были проведены на достойном уровне, докладчиками продемонстрированы интересные научные сообщения с презентациями на платформе ZOOM.

Студенты медицинских вузов в процессе дистанционного обучения должны приобрести всесторонние знания, необходимые в будущей практике, большую часть которых, не найти в классических учебниках. Чтобы полностью постичь предметную область изучения, студентам необходимо освоение различных дополнительных ресурсов. Современные дистанционные технологиипозволяют создать информационные инструменты, расширяют возможности обучающихся, и устраняют проблемы при освоении дисциплин учебного плана.

Рис. 6. Пример объявления на сайте кафедры дерматологии о совместном заседание студенческого научного кружка

Большим интересом у студентов пользуются лекции ведущих профессоров -дерматологов страны, ссылки на которые представлены на платформе Moodle практически к каждому занятию. На сайте имеется большая база фотографий пациентов, которые были проконсультированы сотрудниками кафедры в амбулаторных условиях, а также больных, получавших стационарное лечение. Все фотографии были сделаны с ведома пациентов или их законных представителей, с заполнением ими добровольного информированного согласия на опубликование фотоматериалов. На основании этих данных сформирован «Фотобанк», в котором находится иллюстративный материал к каждому занятию. Кроме того, студенты интересуются фотографиями пациентов с редкими формами дерматозов, тропическими заболеваниями кожи, больных с коморбидной патологией. На занятиях обучающимся

предлагается просмотреть на дерматологическом сайте случаи «Prodiagnosi», после чего проводится клинический разбор с обсуждением имеющихся комментариев.

Сопоставляя очное и дистанционное обучение можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного образования. Кроме отрицательного опыта дистанционного обучения (большие затраты времени преподавателей, по сравнению с очным обучением; отсутствие возможности развивать коммуникативные способности при общении с пациентами, получения клинических навыков «у постели больного» и т.д.), есть и положительные моменты, которые стали очевидными после практической работы дистанционно.

Организация дистанционного обучения с применением модульной технологии программы Moodle является удобной формой управления образовательным процессом. Имеется возможность установления временных рамок прохождения того или иного раздела курса с последующим тестовым контролем качества усвоения учебного материала, что позволяет сформировать алгоритм последовательности изучения разделов дисциплины. Программа позволяет контролировать процесс обучения по анализу времени, затраченному на изучение лекционного материала и мультимедийных презентаций, а также формируется итоговый рейтинг прохождения всего курса. Мы считаем, что наличие большого количества клинического и теоретического материала, а также задач, заданий и тестов будет прекрасным дополнением на практических занятиях при очном/контактном способе обучения. Преподаватель будет проводить опрос, разбор и курацию больных, сочетая очные учебные часы в клинике с решением задач и проведением тестового контроля в аудитории во время занятий, используя базу учебно-методических материалов, представленных на платформе Moodle.

Представление лекционного материала в записях позволяет студентам просматривать его в удобное для них время и при необходимости обращаться повторно к материалу, вызывающего особый интерес или не совсем понятному для определенного студента.

Таким образом, дистанционная форма обучения, имея отрицательные и положительные факторы, в случае необходимости, непредвиденной ситуации, может широко применяться в образовательном процессе. При возвращении к очной форме обучения элементы дистанционного обучения будут эффективно использоваться для широкого внедрения цифровизации образовательного процесса.

Литература

1. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения. // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2018. - №2. - С. 102-110.

2. Баринов Э.Ф., Николенко О.И., Балыкина А.О., Твердохлеб Т.А. Использование платформ электронного обучения для управления внеаудиторной самостоятельной работы студентов в медицинских университетах. // Научный электронный журнал Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - Выпуск 3 (11). - С. 1-13.

3. Гогицава О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - №4. - С. 10-12.

4. Гранитов В.М., Никулина М.А., Бобровский Е.А. Использование платформы Moodle для дистанционного обучения на кафедре инфекционных болезней // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. - 2013. - №1. - С. 28-30.

5. Пенькова Л.В., Дилдабекова Н.Т., Асмагабетова М.Т., Романова А.Р. Дистанционный метод образования в медицине - перспективы, достоиства и недостатки. Особенности в условиях самоизоляции и карантина. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2020. - №5. - С. 73-76.

6. http://www.dermatology.ru/ Дерматология в России - национальный сервер дерматологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.