Научная статья на тему 'Информационно-сообщающая и моделирующая методология обучения на кафедре дерматовенерологии УО «ВГМУ»'

Информационно-сообщающая и моделирующая методология обучения на кафедре дерматовенерологии УО «ВГМУ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ / КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / METHODOLOGY / TRAINING / ACTIVE FORMS / CLINICAL CASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адаскевич В. П., Катина М. А., Зыкова О. С.

Моделирующая (имитационная) система обучения в условиях современного медицинского образования ориентирована на активную деятельность самого обучаемого при решении профессиональных задач (реальных или моделируемых) [1, 2]. На кафедре дерматовенерологии используются следующие формы активного обучения студентов: решение клинических ситуационных задач; учебные ролевые игры; занятие – конференция; выполнение перевода научной статьи с английского языка; составление карт дифференциальной диагностики кожных заболеваний. Ситуационные задачи применяются как в виде картзадач на бумажном и электронных носителях, так и в виде фотозадач. Применение фотозадач обусловлено необходимостью наглядного изучения предмета дерматологии, необходимостью изучения редко или нечасто встречающейся дерматологической патологии, спецификой размещения клинической базы кафедры. В ходе проведения ролевых игр студенты «исполняют» как роль «больного», так и «роли врача», привлекаемых для обследования «пациента» и постановки диагноза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modeling (simulating) educational system in modern medical training is focused on the most productive student activities in solving professional problems (real or simulated). The following forms of active education are provided for students at the Chair of Dermatovenereology: solving clinical situational problems, educational role-playing games, conference lessons, translation of scientific articles from English, mapping of the differential diagnosis of skin diseases. Case studies are organized as tasks in both paper and electronic formats with addition of photos of clinical cases. Photos of clinical cases are the most helpful visual aids, especially for studying rare dermatological diseases. Playing role games, students «perform» both the part of a «patient» and that of a «doctor» engaged to examine the «patient» and to make the diagnosis.

Текст научной работы на тему «Информационно-сообщающая и моделирующая методология обучения на кафедре дерматовенерологии УО «ВГМУ»»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013

ИНФОРМАЦИОННО-СООБЩАЮЩАЯ И МОДЕЛИРУЮЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ УО «ВГМУ»

АДАСКЕВИЧ В.П., КАТИНА М.А., ЗЫКОВА О.С.

УО ««Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра дерматовенерологии

Резюме. Моделирующая (имитационная) система обучения в условиях современного медицинского образования ориентирована на активную деятельность самого обучаемого при решении профессиональных задач (реальных или моделируемых) [1, 2]. На кафедре дерматовенерологии используются следующие формы активного обучения студентов: решение клинических ситуационных задач; учебные ролевые игры; занятие - конференция; выполнение перевода научной статьи с английского языка; составление карт дифференциальной диагностики кожных заболеваний. Ситуационные задачи применяются как в виде карт-задач на бумажном и электронных носителях, так и в виде фотозадач. Применение фотозадач обусловлено необходимостью наглядного изучения предмета дерматологии, необходимостью изучения редко или нечасто встречающейся дерматологической патологии, спецификой размещения клинической базы кафедры. В ходе проведения ролевых игр студенты «исполняют» как роль «больного», так и «роли врача», привлекаемых для обследования «пациента» и постановки диагноза.

Ключевые слова: методология, обучение, активные формы, клинические задачи.

Abstract. The modeling (simulating) educational system in modern medical training is focused on the most productive student activities in solving professional problems (real or simulated). The following forms of active education are provided for students at the Chair of Dermatovenereology: solving clinical situational problems, educational role-playing games, conference lessons, translation of scientific articles from English, mapping of the differential diagnosis of skin diseases. Case studies are organized as tasks in both paper and electronic formats with addition of photos of clinical cases. Photos of clinical cases are the most helpful visual aids, especially for studying rare dermatological diseases. Playing role games, students «perform» both the part of a «patient» and that of a «doctor» engaged to examine the «patient» and to make the diagnosis.

Key words: methodology, training, active forms, clinical cases.

Моделирующая (имитационная) система обучения в условиях современного медицинского образования ориентирована на активную деятельность самого обучаемого при решении

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра дерматовенерологии. E-mail: uladas@ hotmail.com., моб.тел.: +375 (29) 659-83-91 - Адаске-вич Владимир Петрович.

профессиональных задач (реальных или моделируемых) [1, 2]. Согласно такому подходу, теоретические знания усваиваются одновременно с практическим освоением профессиональных норм и способов деятельности. Эта теория предусматривает практику подготовки специалиста на основе овладения конкретными профессиональными действиями (диагностикой, лечением, профилактикой,реабилитацией) и концептуальными знаниями и навыками (профессиональным мышлением, способа-

ми общения, мануальными клиническими навыками) [1]. При этом концептуальные знания становятся условием и залогом точного выполнения практических действий.

Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и неподготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Формальные приемы оценки (например, тесты) превращаются только в инструмент выявления степени освоения необходимой информации, знаний. Упор делается на решении реальных врачебных или моделируемых ситуаций (совместное обследование пациентов и клинический разбор случаев из практики), максимально приближенных к профессиональной жизни (решение конкретизированных клинических и психологических задач) [1, 2].

На кафедре дерматовенерологии используются следующие формы активного обучения студентов:

- решение клинических ситуационных задач;

- учебные ролевые игры;

- занятие - конференция;

- выполнение перевода научной статьи с английского языка;

- составление карт дифференциальной диагностики кожных заболеваний;

- учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) и научно-исследовательская работа студентов (НИРС); выполнение дипломных работ;

- составление учебной истории болезни.

Ситуационные задачи применяются как в виде карт-задач на бумажном и электронных носителях, так и в виде фотозадач. Фотозадачи по дерматовенерологии были изданы в качестве наглядных учебных пособий для студентов 3, 4 курсов лечебного, стоматологического факультетов и ФПИГ с обучением на русском языке в количестве

40 штук. Карты-задачи составлены на основе реальных клинических ситуаций, которые предлагают студенту самостоятельно проанализировать клинический случай, провести дифференциальный диагноз, самостоятельно или под руководством преподавателя составить индивидуальный план обследования, лечения и диспансерного наблюдения за больным. Это вносит элемент новизны, живой заинтересованности как в процесс решения задачи, так и в оценку результатов этой работы, так как основой задачи является реальная иллюстрированная ситуация.

Применение фотозадач обусловлено необходимостью наглядного изучения предмета дерматологии, необходимостью изучения редко встречающейся дерматологической патологии, спецификой размещения клинической базы кафедры. В этих условиях проблемные методы обучения, и в частности задачный, с использованием иллюстрированных пособий, является одним из методов выбора. В результате анализа опыта работы с использованием карт-задач можно утверждать, что активизация познавательной деятельности студентов достигается за счёт следующих факторов:

- клиника представленного на фотоснимке поражения кожи подробно описана в тексте задачи - обучающий момент, который иллюстрирует теоретические знания и навыки, полученные студентами на лекциях, во время самостоятельной теоретической подготовки к занятию;

- студенту предлагается описать представленную на фотографии клинику поражения кожи, что способствует отработке и закреплению практических навыков по пропедевтике дерматологических болезней и формированию у студентов навыка применения специальной терминологии и употребления профессионального медицинского языка;

- задание на дифференциальную диагностику представленной клинической картины активизирует абстрактное мышление, процессы анализа и синтеза имеющихся теоретических и практических знаний и навыков;

- задания на составления плана обследования, лечения и диспансерного наблюдения конкретного пациента способствуют формированию навыка практического применения знаний об этиологии, патогенезе, морфологической сущности заболевания, вопросов применения лекарственных препаратов; способствует формированию представления об осуществлении принципов индивидуального подхода к лечению пациента на основе закономерностей и особенностей заболевания с учётом клинической формы, стадии, характера течения, наличия осложнений и сопутствующей патологии;

- возможности сравнивать клинические симптомы и варианты течения заболевания у курируемых и представленных в фотозадачах пациентов;

- возможности иллюстрировать дифференциальный диагноз изучаемой на занятии патологии с применением карт-задач.

Разработаны и изданы 20 карт-задач на английском языке для работы в группах с английским языком обучения.

На каждом занятии студенты 3 и 4 курсов лечебного факультета и ФПИГ в обязательном порядке курируют пациентов, находящихся на стационарном лечении в отделениях УЗ «ВОККВД». При этом формируется несколько групп студентов, каждая из которых курирует пациентов с разной патологией. В ходе ку-рации студенты должны собрать анамнез жизни пациента, заболевания, определить первичные и вторичные элементы кожи, поставить диагноз и его обосновать, наметить план лабораторно-инструментальных исследований для подтверждения диагноза и план лечебных мероприятий с учетом тяжести кожной патологии, наличия сопутствующей патологии. Студенты при таком виде деятельности сталкиваются с реальной клинической ситуацией, учатся не только распознавать заболевание и составлять план обследования и лечения пациента, но и, что немаловажно, учатся общаться с пациентами, учитывать их психоэмоциальные особенности. Каж-

дый студент докладывает результаты проделанной работы в аудитории.

В ходе проведения ролевых игр студенты «исполняют» как роль «больного», так и «роли врача», привлекаемых для обследования «пациента» и постановки диагноза. Во время игры закрепляются теоретические знания и формируются навыки общения врача с пациентом (характер речи, интонация, манера поведения будущего врача), основанных на деонтологи-ческих принципах и профессиональной компетенции. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность всем студентам ознакомиться с функциями разных действующих лиц. Эксперты-студенты проводят анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры. Каждый из студентов также может изложить свою точку зрения на проигранные ситуации.

Если большой объём материала, а студенты в группе слабые и нет уверенности, что все осилят заданное, то целесообразно провести занятие в формате конференции. В качестве домашнего задания каждому студенту даётся тема для выступления (время регламентировано), причём сведения должны быть взяты не из учебника, а из научных публикаций, монографий. Занятие имитирует научную конференцию: выступления, вопросы, заключение, выбор лучшего сообщения.

Выполнение перевода научной статьи с английского языка позволяет студенту не только пополнить знания по предмету, но и ощутить свою включённость в мировое научное сообщество. Студенту предоставляется выбор: использовать предлагаемую преподавателем статью или ту, что заинтересовала его самого по данной проблеме.

На практических занятиях по дерматологии и венерологии студентам предлагается самостоятельно составить карты по дифференциальной диагностике клинически схожих нозологий с учетом различий в этиопатогенезе, клинических проявлениях заболевания, диагностических и лечебных мероприятиях. Проверка и дополнение проводится с участием всех студентов под

контролем преподавателя. Данный вид самостоятельной работы студентов способствует развитию клинического мышления у студентов, способности выделять главное и сопоставлять полученные данные.

На кафедре дерматовенерологии активно используются информационные технологии: видеофильмы по самым значимым дерматовенерологическим проблемам (Псориаз, Сифилис, Грибковые заболевания кожи), активно используются мультимедийные презентации на практических занятиях для наглядного усвоения текущего и предыдущего материала с демонстрацией фотографий пациентов. Проведено 2 телемоста с участием профессора Сергеева Ю.С. (г. Москва) и доцента Козловской В.В (г. Нью-Йорк) в рамках научно-практических конференций с международным участием, где студенты в виде УИРС ознакомились с современными достижениями диагностики и лечения некоторых кожных заболеваний и инфекций, передаваемых половым путем. С осеннего семестра 2012 года на кафедре дерматовенерологии проводится дистанционная проверка учебных историй болезни, пересылаемых студентами на адрес электронной почты кафедры.

Заключение

На кафедре дерматовенерологии осуществляется использование современных активных форм обучения согласно требованиям образовательных программ. В результате чего процесс обучения ориентирован не только на то, чтобы давать сумму знаний, а для того, чтобы способствовать усвоению теоретического материала в ходе его практического применения. При такой форме подготовки учитываются индивидуальные особенности студентов, поощряется активная деятельность каждого обучаемого, вносится элемент новизны, живой заинтересованности при изучении дисциплины.

Литература

1. Торшина, И.В. Социально-коммуникативные методологии и правовые аспекты компе-тентностного обучения дерматовенерологии : учеб.-метод. Пособие / И. В. Торшина. - Смоленск : ГБОН ВПО СГМА, 2012. - 72 с.

2. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс / Э. П. Вялых [и др.] // Среднее проф. образование. - 2006. - № 8. - С. 8-10.

Поступила 27.03.2013 г. Принята в печать 07.06.2013 г.

Сведения об авторах:

Адаскевич В.П. - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой дерматовенерологии УО «ВГМУ», Катина М.А. - к.м.н., доцент кафедры дерматовенерологии УО «ВГМУ»,

Зыкова О.С. - к.м.н., доцент кафедры дерматовенерологии УО «ВГМУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.