Научная статья на тему 'Самооценка младших школьников из многодетных семей'

Самооценка младших школьников из многодетных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
491
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасенко Л.С.

В статье представлены материалы исследования самооценки младших школьников из многодетных семей. Выборка исследования составила 33 человека, учащихся вторых-третьих классов общеобразовательной школы. Возраст детей составляет 8-10 лет. В работе были использованы методики «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейн, «Лесенка» В.Г. Щур. Анализ результатов показал качественное своеобразие самооценки младших школьников из многодетных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самооценка младших школьников из многодетных семей»

туемые с этими типами акцентуаций имеют установку на конфликт с окружающими, они подсознательно настроены на враждебное отношение к своим сверстникам, педагогам, родителям и прочему окружению.

Также обнаружены взаимосвязи между индексом агрессивности и застревающим типом акцентуации (r = 0,405, при p = 0,05) и возбудимым типом акцентуации (r = 0,287, при p = 0,05), то есть подростки с застревающим и возбудимым типом акцентуации склонны к мотивированному деструктивному поведению, противоречащему нормам существования людей. Между остальными показателями взаимосвязи обнаружено не было.

Таким образом, мы можем сделать вывод о влиянии акцентуаций характера (гипертимный, демонстративный, возбудимый, застревающий) на развитие агрессивности в подростковом возрасте.

Список литературы:

1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Речь, 2013. - 256 с.

2. Ракович Н.К. Практикум по психодиагностике личности. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. - 248 с.

3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 3-18.

4. Рубанова Е.Ю. Агрессивное поведение: социальная норма или социальная патология // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 10-21.

САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

© Афанасенко Л.С.*

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

В статье представлены материалы исследования самооценки младших школьников из многодетных семей. Выборка исследования составила 33 человека, учащихся вторых-третьих классов общеобразовательной школы. Возраст детей составляет 8-10 лет. В работе были использованы методики «Исследование самооценки» Дембо-Рубинш-тейн, «Лесенка» В.Г. Щур. Анализ результатов показал качественное своеобразие самооценки младших школьников из многодетных семей.

Ключевые слова: самооценка, младшие школьники, многодетная семья.

На современном этапе развития российского общества особую актуальность приобретает изучение многодетных семей. За последний период бла-

* Студент.

годаря политике государства в области материнства и детства увеличивается количество семей, имеющих трех и более детей. Каждая семья по-своему уникальна. Однако существуют определенные тенденции, раскрывающие общие проблемы, свойственные большинству этих семей. К таким нерешенным проблемам и относится формирование самооценки ребенка в условиях многодетной семьи. Особенно сензитивен в этом плане младший школьный возраст. Это и объясняет актуальность нашего исследования.

Цель исследования: изучить самооценку младших школьников из многодетных семей.

Объектом нашего исследования является самооценка как психологический феномен.

Предмет исследования: самооценка учащихся младшего школьного возраста из многодетных семей.

Задачи исследования:

1. рассмотреть современные подходы к изучению самооценки;

2. выявить особенности самооценки младших школьников и влияние семьи на ее формирование;

3. изучить самооценку учащихся младшего школьного возраста из многодетных семей.

Методы исследования:

1. теоретический (анализ психолого-педагогической литературы);

2. эмпирический (методика «Исследование самооценки» Дембо-Ру-бинштейн; «Лесенка» В.Г. Щур);

3. качественной и количественной обработки данных

Адекватная самооценка формируется у ребенка через такие личностные качества как уверенность в себе, своих возможностях. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития самооценки, поэтому очень важно на данном возрастном этапе сформировать положительную самооценку у детей, что обеспечит их творческую самореализацию, саморазвитие в дальнейшем.

Такие психологи, как Б.Г. Ананьев [1], С.Л. Рубинштейн [2] рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью.

Ананьев Б.Г. [1] подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку. Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека.

Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому себе.

Кон И.С. [2] считает, что наши самооценки - это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта «Я».

По А.И. Липкиной [3], самооценка - отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

Самооценка - результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие.

Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.

Очень важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации. Сформированные у ребенка представления о себе определяют его ожидания в отношении своего собственного будущего. Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих и наоборот.

Семья - это главный институт воспитания. Те качества, которые формируются у ребенка в семье, сохраняются в течение всей его жизни.

В семьях, где дети растут с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

На жизнь младшего школьника его здоровье и развитие у него личностных качеств большое влияние оказывает структура семьи и характер семейных взаимоотношений. К сожалению, воспитание детей в многодетной семье не всегда успешно. Негативное влияние на него могут оказать неполная семья, неудовлетворительные бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность семьи.

На воспитание и развитие детей в многодетной семье негативно влияют жилищные условия. Согласно данным специальных исследований в России

более половины молодых семей не имеют отдельного жилья даже после десяти лет совместной жизни, почти половина семей проживает с родителями в неудовлетворительных жилищных условиях. В таких семьях родители не могут обеспечить своих детей постоянным рабочим местом, поэтому им трудно сосредоточиться над заданием, они становятся раздражительными, проявляют свое недовольство всем, а со временем и нежелание делать домашнее задание.

Также влияет и низкая материальная обеспеченность многодетной семьи. Дети из семей с низкими доходами чувствуют себя среди одноклассников менее значимыми, так как отличаются от общей массы стилем и качеством одеждой, отсутствием денег на обеды, сладости, игрушки или экскурсию. Это угнетает их, озлобляет против родителей, которых они считают неудачниками. Со временем эта агрессия переноситься на одноклассников, друзей, педагогов, близких людей.

Большую роль играет уровень образования родителей. У родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью втрое выше, чем в семьях с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети занимаются самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.

Таким образом, в многодетной семье социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь детей. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают детям родители, на них воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Эффект этого воздействия накапливается с возрастом, отражаясь в структуре личности.

У детей из многодетной семьи часто бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего «я».

Наше исследование проводилось в НОУ «Лесосибирская православная гимназия» г. Лесосибирска Красноярского края во 2-3 классах. Возраст детей составляет 8-10 лет.

Всего было обследовано 33 учащихся. Из них 15 человек из многодетных семей составили экспериментальную, а остальные школьники - контрольную группу исследования.

Для изучения особенностей самооценки младших школьников из многодетных семей использовались следующие методики: «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейн, «Лесенка» В.Г. Щур.

Анализ результатов диагностики самооценки по методике Дембо-Рубин-штейн показал, что в экспериментальной группе из 15 детей у трех завышенная самооценка (20 %), у 4 - адекватная (27 %), у 8 - низкая (53 %).

У детей с завышенной самооценкой проявляются такие качества как личностная незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам.

Адекватная самооценка детей говорит нам о реалистичной оценке ребенком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Низкая самооценка (свидетельствует о недооценке себя, неуверенности в себе, т.е. отношение к себе как к никчемному, никому не нужному, что позволяет не прилагать никаких усилий.

Анализируя полученные результаты по данной методике, можно сделать следующий вывод: большинству младших школьников из многодетных семей свойственна низкая самооценка.

Анализ результатов контрольной группы показал, что из 18 учащихся у 14 - завышенная самооценка (78 %), у 3 - адекватная (17 %), у одного - низкая (5 %). По данным результатам можно сделать следующий вывод, что у детей из малодетных и однодетных семей самооценка носит завышенный характер.

Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп, можно сделать вывод, что у детей из многодетных семей самооценка ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. значительно ниже, чем у детей из малодетных и однодетных семей.

Анализ результатов диагностики самооценки по методике «Лесенка» В.Г. Щур показал, что в экспериментальной группе из 15 детей у трех - высокая самооценка (20 %), у 4 - адекватная (27 %), у 6 - заниженная (40 %), у 2 - низкая (13 %). Результаты отражены в диаграмме.

Школьники с высокой самооценкой переоценивают себя и свои возможности. В беседе дети объясняли свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я самая хорошая в классе», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Дети с адекватной самооценкой имеют положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю». У младших школьников с заниженной самооценкой разрушены ситуация успеха и положительное отношение к себе, нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми. Например: «Я бываю и хорошим и плохим», «Я не знаю, я плохой или хороший». О низкой самооценке говорит неуверенность, нелюбовь к себе. Такие дети зависят от мнения других, боятся, что их не так поймут и осудят: «Я считаю себя плохим», «Со мной никто не дружит».

По результатам исследования самооценки по методике «Лесенка», можно сделать вывод, что у большинства младших школьников из многодетных семей самооценка занижена.

Для сравнения представим результаты исследования детей из малодет-ных и однодетных семей. Анализ результатов контрольной группы по методике «Лесенка» показал, что у 50 % детей из малодетных и однодетных семей высокая самооценка, у 39 % - адекватная, и у 11 % - заниженная.

Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп можно сделать следующий вывод, что у детей из малодетных и одно-

детных семей самооценка значительно выше, чем у младших школьников из многодетных семей.

Таким образом, исследование показало, что дети младшего школьного возраста из многодетных семей имеют более низкие показатели самооценки, чем их сверстники из малодетных или однодетных семей. Причиной этого может быть недостаточное внимание и одобрение поступков и выборов детей в многодетной семье. Также может быть недостаточное материальное положение семьи, многодетная мать-одиночка не способна оказать должное внимание своим детям, за необходимостью решать материальные проблемы, и много других семейных проблем, которые могут повлиять на самооценку младшего школьника.

Можно сказать, что очень важно с раннего детства в условиях семьи формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации. Сформировавшиеся представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_ananiev-man-refle-ction.pdf.

2. Кон И.С. Открытие «Я» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://qame.ru/book/common_psychology/otkritie_ya.pdf.

3. Липкина А.И. Самооценка школьника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voppsy.ru/issues/1981/813/813079.htm.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document55.pdf.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСЕВДОСАМОРАСКРЫТИЯ В ВЫБОРКАХ НИЗКОРЕФЛЕКСИВНЫХ И ВЫСОКОРЕФЛЕКСИВНЫХ СТУДЕНТОВ

© Каратеев О.В.*

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ, г. Уфа

Данная статья посвящена проблеме псевдосамораскрытия. В двух выборках студентов (с низкорефлексивной и высокорефлексивной) исследуется объем псевдосамораскрытия и его средняя частота.

Ключевые слова псевдосамораскрытие, рефлексия, студенты.

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.