Научная статья на тему 'Особенности самооценки младших школьников'

Особенности самооценки младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4934
651
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / SELF-ASSESSMENT / ВИДЫ / TYPES / ФУНКЦИИ САМООЦЕНКИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FUNCTIONS OF SELF-ASSESSMENT IN LEARNING ACTIVITIES / ОСОБЕННОСТИ / ESPECIALLY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна, Дмитриевских Светлана Сергеевна

В статье дан анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, выделены характеристики самооценки младших школьников, структура самооценки, выявлены уровни самооценки в первом и втором классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features self-assessment of Junior schoolchildren

In the article the analysis of domestic and foreign literature on the research problem, highlighted characteristics self younger students, the structure of the self-assessment identified levels of self-esteem in first and second grades

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки младших школьников»

Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Обладателями всех этих качеств в ближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые начали происходить в нашем обществе, закрепились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для того чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л. С. Психология и учитель / Л.С. Выготский // Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М. : Просвещение, 1991. - С. 358-372.

2. Кузьмина, Н. В. Структура педагогических способностей / Н.В. Кузьмина // Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л. : Знание, 1985. - С. 14—17.

3. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. - М. : Просвещение, 1987. -190 с.

УДК 159.9.07

О.А. Самылова, С.С. Дмитриевских, г. Шадринск

Особенности самооценки младших школьников

В статье дан анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, выделены характеристики самооценки младших школьников, структура самооценки, выявлены уровни самооценки в первом и втором классах.

Самооценка, виды, функции самооценки в учебной деятельности, особенности.

O. A. Samylova,

S. S. Demetrius, Shadrinsk

Features self-assessment of Junior schoolchildren

In the article the analysis of domestic and foreign literature on the research problem, highlighted characteristics self younger students, the structure of the self-assessment identified levels of self-esteem in first and second grades.

Keywords: Self-assessment, types, functions of self-assessment in learning activities, especially

Известно, что самооценка как важная личностная инстанция оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности личности. Она регулирует деятельность, способствует

саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности, а так же взаимоотношения с окружающими людьми.

Одной из самых актуальных тем в психологии можно считать проблему самооценки. Самооценку рассматривают как показатель индивидуального уровня развития, и отводят ей ведущую роль.

Благодаря самооценке индивид становится личностью. Она формирует потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.

В психолого - педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражается в трудах как отечественных психологов, так и зарубежных (Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, X. Хекхаузен, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон) [5, с 50].

Формирование самооценки у младших школьников связано с самонаблюдением и самоконтролем, а так же с их активными действиями. Игры, занятия, увлечения постоянно обращают внимание ребенка на самого себя. Таким образом, ставят школьника в ситуации, в которых он должен как - то относить к себе свои умения, оценить свою деятельность, продумать как поступить в дальнейшем.

Самооценка - важная личностная инстанция, которая позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

И.С. Кон понимает самооценку как когнитивную подструктуру, функция которой заключается в обобщении опыта личности и структурировании новой информации о «Я», то есть фиксировании, расширении знаний о себе.

В известных теориях личности самооценка рассматривается, как сторона процессов осознания себя (У.Джемс), как проявление Эго (З.Фрейд, Э.Эриксон, А.Фрейд) [2, с. 120].

Анализ литературы позволяет констатировать, что ни в зарубежных, ни в отечественных источниках нет единой общепринятой трактовки самооценки.

В отечественной литературе Э.В.Витушкина выделила следующие характеристики самооценки по различным параметрам:

- по уровню - высокая, средняя низкая самооценка;

- по соотношению с реальной успешностью - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);

- по особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная (причем конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер);

- по степени стабильности - устойчивая и неустойчивая;

- по характеру временной отнесенности - прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

Зачатки самооценки формируются примерно к трем годам жизни ребенка.

Считается, что в целом самооценка младшего школьника должна быть довольно высокой. Это поможет ребенку пробовать свои силы в новых видах деятельности, без сомнения и страха включаться в учебные занятия.

В младшем школьном возрасте наблюдаются разнообразные виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в строну неадекватного завышения или занижения и др. Можно проследить изменении самооценки от класса к классу. Развивается умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя [6, с.178].

В середине XX века педагогами В.А.Сухомлинским, Ш.А.Амонашвили, Л.М.Фридманом были выделены функции самооценки в учебной деятельности. Они заключаются в следующем:

- информировать ученика о качестве выполнения им заданий, предоставлять ему обратную связь, чтобы предметом освоения стали трудные для ребенка вопросы.

- создавать ситуации успеха на каждом уроке. Это поможет стимулировать процесс учения [3, с. 16].

В обучении самооценка очень важна. Каждый ученик желает уважения, а уважение напрямую зависит от самооценки.

Оценка школьной успеваемости имеет большое влияние на развитие самооценки ребенка. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами разделяют себя и своих сверстников на группы отличников, двоечников и т.п., наделяют каждого определенными качествами, которые соответствуют данной группе.

Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным.

Когнитивный компонент - это комплекс убеждений о себе, которые могут быть как необоснованными, так и обоснованными.

Показатели когнитивного компонента самооценки: реалистичность, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе. Эмоциональный компонент - эмоциональное отношение к сформировавшемуся комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ним переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания [1, с. 55].

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, уверенным, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку.

Дети с отрицательной самооценкой находят чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Такие дети имеют высокий уровень тревожности, они плохо приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением.

Проанализировав литературу, мы выяснили, что самооценка имеет свои особенности, взаимодействует с мышлением, познавательной активностью, мотивационной и нравственной сферами.

Так же самооценка зависит от социальной среды ребенка, в которой он растет и развивается, к ней можно отнести: семью, школу.

Данная проблема актуальна в наши дни, так как если у младшего школьника есть представление о себе, о своих личностных качествах, то на основе данных знаний и самооценивания возникает эмоционально - оценочное отношение к себе. Это отражается в

его поведении, отношении к учебной деятельности, взаимодействии со сверстниками и учителями.

Заинтересовавшись, данной проблемой мы провели исследование по выявлению особенностей самооценки младших школьников. Для изучения мы выбрали уровни самооценки. Испытуемыми были младшие школьники МКОУ «СОШ №10» г. Шадринска в количестве 50 человек: 1 «В» класс - 25 человек и 2 «А» класс - 25 человек.

Для изучения уровня самооценки у детей младшего школьного возраста нами были подобраны следующие методики:

1. «Лесенка» Щур В.Г.;

2. «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой);

3. «Дембо - Рубинштейн» (модификация М.А.Прихожан).

При проведении диагностики в 1 «В» классе мы получили следующие результаты. Высокий уровень самооценки имеет 17 человек, что составляет 68%, средний - 6 человек, что составляет 24%, низкий - 2 человека, что составляет 8%.

При проведении диагностики во 2 «А» классе мы получили следующие результаты. Высокий уровень самооценки имеет 16 человек, что составляет 64%, средний - 8 человек, что составляет 32%, низкий - 1 человек, что составляет 4%.

Детей с высоким уровнем самооценки отличает активность, стремление к достижению успеха в любом виде деятельности. Они самостоятельны. Дети уверены в том, что своими усилиями они добьются успеха, по натуре это оптимисты.

При среднем уровне самооценки дети в основном верят в свои силы, добиваются успехов в различных видах деятельности, но иногда сомневаются в своих способностях.

При низком уровне самооценки дети предпочитают выбирать легкую деятельность. Себя они недооценивают, а деятельность других переоценивают. У таких детей неуверенность в себе ярко проявляется в их поведении, неловкости.

Для выявления значимых различий в уровнях самооценки у младших школьников 1 «В» и 2 «А» нами был использован метод математической статистики, критерий Пирсона. Коэффициент корреляции составляет 0,3. Из чего мы можем сделать вывод, что коэффициент корреляции статистически не значим.

Из нашего исследования можно сделать следующие выводы: большинство детей младшего школьного возраста имеют высокую самооценку и значительных различий в самооценке между 1 «В» и 2 «А» классом не существует.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я - концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - №11. - С. 54-65.

2. Бортникова, Л. Г. Развитие рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции младшего школьника / Л. Г. Бортникова // Развитие личности дошкольника и младшего школьника : межвуз. сб. науч. тр. - Нижневартовск : НГПИ, 2003.

3. Веркаммен, Э. Самооценка - отличный инструмент / Э. Веркаммен // Управление школой. - 2008. -№ 14. - С. 16-17.

4. Бирюкевич, Е. А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов [Текст] / Е. А. Бирюкевич, Е. Е. Марченко // Психология обучения. -2012. - № 4. - С. 49-65.

5. Савинова, Е. Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников / Е. Ю. Савинова // Педагогическое мастерство : материалы междунар. науч. конф. - М. : Буки-Веди, 2012. - С. 178-180.

УДК 159.9.07

О.А. Спицына, О. С. Балашова, г. Шадринск

Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте

В статье дается определение феномена «эмпатия», рассматриваются особенности проявления его в младшем школьном возрасте, приведены результаты эмпирического исследования и их интерпритация.

Эмпатия, эмпатийное отношение, младший школьный возраст, сверстник.

O. A. Spitsynu, O. S. Balashova, Shadrinsk

Empathic attitude to peers in primary school age

The article gives a definition of the phenomenon "empathy", discusses the features of his manifestation in Junior school age, the results of the empirical study and their interpretation.

Keywords: Empathy, empathic attitude, primary school age, peers.

Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Эта проблема приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных и нравственных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми

Ребёнку не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость, способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризуются же обозначенные проявления посредством общения ребёнка с близкими взрослыми и сверстниками. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Изучению эмпатии как эмоциональной отзывчивости индивида на переживания других людей посвящено значительное число исследований (P.O. Агавелян, Е.Я. Басин, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Л.Н. Большунова, А.К. Бохарт, А.А. Валантинас, В.Вебер, Л.П. Выговская, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, Дж. Иган, Е.А. Ичаловская, Р.Б. Карамуратова, П.В. Козина, В.П. Кузьмина, Ю.А. Менджерицкая, В.А. Микаэлян, Л.Л. Надирова, А.Н. Насифулина, Н.Н. Обозов, К.Роджерс, В.В. Рябухин, Л.П. Стрелкова, О.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.