Необходимость разработки такого комплекса учебных упражнений будет способствовать реализации концепции языкового поликультурного образования в лингвистическом вузе на когнитивном уровне в овладении знаниями о культурных ценностях и моделях поведения в мировой культуре, изучении опыта социального взаимодействия отдельных стран и культур; на цен-ностно-мотивационном уровне - в формировании ценностных ориентировок и установок обучающихся к межкультурной коммуникации, а также развитии таких качеств, как эмпатия и толерантность по отношению к другим странам, культурам, народам и социальным группам; на деятельностном - в поведенческом выражении - активном социальном взаимодействии с представителями различных культур при сохранении собственной позитивной этнической и культурной идентичности.
В процессе обучения студент будет ознакомлен с культурными особенностями носителей изучаемого языка, знакомиться с культурными реалиями, отражение которых может не находиться в родной культуре, проводить аналогии и дифференцировать культурные феномены контактирующих культур, представлять культуру родной страны, определять сферы возможных кон-
Библиографический список
фликтов и недопониманий в процессе коммуникации, строить кросс-культурные отношения с представителями стран изучаемого языка.
Используемый в рамках учебного процесса комплекс учебных упражнений должен обладать методическим единством. При нарушении целостности данного комплекса, процесс развития поликультурных умений студентов может быть неэффективным, вследствие чего не может быть полностью реализовано в рамках обучения иностранному языку как учебной дисциплины. Поэтому основный акцент должен быть сделан на самостоятельную работу студентов, накопление опыта межкультурного общения и разработку соответствующей методики с учётом следующих методических условий: 1) владение иностранным языком не ниже уровня В1-В2 по общеевропейской шкале CEFR; 2) непрерывное развитие мотивации за счет использования заданий проблемного характера; 3) отбор аутентичных материалов обучения; 4) использование интерактивных технологий обучения; 5) использование комплекса учебных упражнений, учитывающих специфику производственно-практической деятельности будущих бакалавров лингвистических направлений подготовки [2, с. 77].
1. Овсянникова Т.В. Педагогические условия формирования межкультурной компетентности студентов. Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2011; 2 (5): 152 - 155.
2. Нарыкова О.Н. Актуальность и основные проблемы использования новых информационно-коммуникационных технологий в системе высшего профессионального образования. Иностранный язык в профессиональной самоиндентификации студентов современного гуманитарного университета: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, 24 - 25 марта 2011). Под редакцией В.В. Борщевой. Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011: 75 - 79.
3. Новикова Е.А. Инновации в учебном проектировании. Инновации в образовании. 2007; 4: 23 - 29.
4. Палагутина М.А., Серповская И.С. Инновационные технологии обучения иностранным языкам. Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной заочной научной конференции (г. Пермь, апрель 2011). Пермь: Меркурий, 2011; Т. I: 156 - 159.
References
1. Ovsyannikova T.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mezhkul'turnoj kompetentnosti studentov. Vektor nauki. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2011; 2 (5): 152 - 155.
2. Narykova O.N. Aktual'nost' i osnovnye problemy ispol'zovaniya novyh informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Inostrannyj yazyk v professional'noj samoindentifikacii studentov sovremennogo gumanitarnogo universi-teta: sbornik materialov mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Moskva, 24 - 25 marta 2011). Pod redakciej V.V. Borschevoj. Moskva: RIC MGGU im. M.A. Sholohova, 2011: 75 - 79.
3. Novikova E.A. Innovacii v uchebnom proektirovanii. Innovacii v obrazovanii. 2007; 4: 23 - 29.
4. Palagutina M.A., Serpovskaya I.S. Innovacionnye tehnologii obucheniya inostrannym yazykam. Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii (g. Perm', aprel' 2011). Perm': Merkurij, 2011; T. I: 156 - 159.
Статья поступила в редакцию 02.01.15
УДК 378; 159.9
Pirmagomedova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), Е-mail: [email protected]
Nagieva A.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), Е-mail: [email protected]
Kaibova A.A., senior teacher, Branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), Е-mail: [email protected]
THE STUDY OF SELF-ASSESSMENT IN THE ASPECT OF ETHNIC PSYCHOLOGY AND ETHNOPEDAGOGICS. The article is of great interest in theoretical and practical sphere in studying of self-development. The authors mark the most favorable conditions for the development of a positive self-concept, development of a personality in ethnic and cultural environment. The paper shows that the majority of researchers recognize the important role of ethnic culture in the process of human development. The work gives the relationship of the following basic concepts: "self-esteem", "self-consciousness", "psychology", "pedagogy", "ethnopedagogical culture", "ethno-cultural environment", "adequate self-assessment", "socio-cultural system", which was considered in the framework of the general theory of development of self-esteem and psycho-pedagogical research. The authors show factors for the development of the self-assessment, predetermined by the specificity of the ethno-cultural environment.
Key words: ethnopsychology, ethnopedagogics, personal development, adequate self-esteem, self-image, factors in development of self-esteem, ethnopedagogical culture.
Э.А. Пирмагомедова, канд. психол. наук, ст. преп., филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, Е-mail: [email protected]
А.Т. Нагиева, канд. пед. наук, ст. преп., филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, Е-mail: [email protected]
А.А. Каибова, ст. преп., филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, Е-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В АСПЕКТЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ И ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Статья представляет большой интерес в теоретической и практической сфере изучения формирования самооценки. Обозначены наиболее благоприятные условия развития позитивной самооценки, развития личности в этнокультурной среде, показано, что большинством исследователей признается важная роль этнокультуры в процессе развития человека. Приведены взаимосвязи основных понятий: «самооценка», «самооценивание», этнопсихология», «этнопедагогика», «этнопедагогиче-ская культура», «этнокультурная среда», «адекватная самооценка», «социокультурная система», которые рассматриваются как в рамках общей теории развития самооценки, так и в психолого-педагогических исследованиях. Показаны факторы, развития особенностей самооценки, детерминируемых спецификой этнокультурной среды.
Ключевые слова: этнопсихология, этнопедагогика, личностное развитие, адекватная самооценка, самовосприятие, факторы развития самооценки, этнопедагогическая культура.
Проблема развития личности в той или иной культуре разрабатывалась зарубежными исследователями в рамках психолого-педагогической антропологии. Первые исследования были связаны с выделением «основной личности», то есть такого типа личности, который составляет основную часть общества с определённой культурой.
Особую область изучения составляла проблема роли детства в развитии представителя определённой культуры. В рамках одного направления, опиравшегося на концепцию 3. Фрейда, разрабатывалась идея обусловленности культуры особенностями протекания психических процессов в детстве. Е.В. Суббот-ский пишет: «Хотя семейные отношения и являются главными в формировании личности, они не определяют культуру, а сами являются производными от культурных норм...» [1]. В настоящее время большинством авторов признаётся ведущая роль культуры в определении особенностей протекания детства.
Исследования этнопсихологического своеобразия народов в отечественной науке базировались на идеях Л.С. Выготского о роли культуры в развитии человека. Центральным положением культурно-исторической концепции, по мнению М. Коула, является утверждение о существовании глубинной связи между конкретным окружением, в котором существует человек, и фундаментальными, отличительными качествами человеческого разума [2].
Во многих современных исследованиях, как правило, проблема этнокультурной детерминации сводится к диаде: традиция - особенности личности. В работе О.И. Дреева показывается, что через систему национальных обычаев и традиций формируется два типа регуляции поведения. Первый тип регуляции поведения называется О.И. Дреевым «традиционным» и действует через механизм подражания, внушения, общественного мнения. Такой тип регуляции поведения носит внешний по отношению к человеку характер. Второй тип регуляции строится на основе внутренней, субъективной самостоятельности и активности [3].
В работах С.З. Канаева, Т. Атаева в качестве фактора, детерминирующего этнопсихологическое своеобразие среднеазиатских народов, рассматривается исламская религия. С.З. Ка-наев подчеркивает, что ислам через систему ритуалов и праздников, обычаев оказывает влияние не только на верующих, но и не верующих. Т. Атаев говорит о том, что не только религия влияет на развитие личности, но и сам выбор той или иной религии обусловлен особенностями образа жизни того или иного народа [4; 5].
Даже в служебной деятельности решающее значение имеют нормы, принятые в среде неформального общения, такие как: беспрекословное подчинение старшим, соблюдение этикета. И.И. Махмудов отмечает, что именно в семье каждый человек бывает и в роли старшего, и в роли младшего. Благодаря этому усваивается система «главенствования и подчинения». Кроме того, им выявлена особенность поведения детей подросткового возраста из отдаленных районов Узбекистана. У подростков в поведении отсутствуют показатели кризисного периода во взаимоотношениях с взрослыми [6].
В Дагестане народную педагогику и этнопедагогическую культуру Дагестана изучали такие учёные, как Д.М. Маллаев, А.М. Магомедов, Ш.А. Мирзоев и др. [7].
Анализ зарубежных и отечественных исследований развития личности в этнокультурной среде, показал, что большинством исследователей признаётся важная роль этнокультуры в процессе развития человека.
Существуют взаимосвязи между различными структурными характеристиками этой среды и качествами личности. Накоплен богатый материал об особенностях развития личности у разных
народов, как в нашей стране, так и за рубежом. Подчёркивается значение семьи как важнейшего института социализации ребёнка. В исследованиях, проведённых в азиатском регионе, выявился ряд общих особенностей в характеристике этнокультурной среды этих регионов. К этим особенностям относятся: ярко выраженная нормативность поведения, зависимость психологического состояния человека от мнения группы, главенствующее положение старших, относительно малая доля «личного участия» в планировании собственной жизни.
Таким образом, в большинстве современных исследований прослеживается связь между конкретной социокультурной системой общества и определёнными качествами личности, но вопрос о детерминации развития какого-либо общества, этноса в целом остается спорным.
Одной из основных задач является раскрытие специфики развития эмоционального и когнитивного компонентов самооценки в младшем школьном возрасте, в этнокультурной среде. Для её решения используется известная в психологической науке методика Дембо-Рубинштейна, основу которой составляет шкалирование испытуемыми качеств, предъявляемых для самооценивания.
С каждым ребёнком в ходе эксперимента проводится беседа, в которой выясняется понимание им оцениваемых качеств, критериев и способов оценивания. Перед проведением исследования на всех детей собираются развёрнутые характеристики, составленные учителями. По итогам беседы выявляется наличие и характер представлений ребёнка о себе, его ценностные суждения.
Эмоциональный компонент самооценок определялся высотой оценок по предложенным качествам. Интерпретация эмоциональных характеристик проводится с учётом индивидуальных особенностей детей. Показателями когнитивного компонента самооценки является мера реалистичности, способ обоснования, на который обращают особое внимание, потому, как это отражает наличие или отсутствие рефлексивности при самооценке. Под рефлексивностью в данном случае подразумеваются глубокие и разносторонние по содержанию, самостоятельные суждения с преимущественным употреблением их в проблематичных формах.
В наблюдении фиксируется тип поведения ребёнка:
• активное (конструктивное) с ориентировкой на предмет деятельности,
• или неконструктивное (защитное) с ориентировкой или без неё на участников эксперимента.
Таким образом, ребёнок может проявить личностную независимость в необычной для него ситуации без помощи взрослого. С помощью модификации методики Т.А. Репиной решается задача изучения развития особенностей самооценки личностных и учебных качеств младших школьников [8].
Содержание методики заключается в следующем. В индивидуальном порядке дети ранжируют по заданным качествам сверстников и себя. К первой группе относятся дети, у которых заданное качество выражено в большей степени (например, самый красивый, по мнению испытуемого); во вторую группу попадают дети с прямо противоположными характеристиками, а в третью - те, у кого заданное качество то проявляется, то нет. Каждый ребёнок классифицирует всю группу три раза.
Данная методика выявляет не только уровень самооценки ребёнка, но и степень его доброжелательности в отношении сверстников, выявляет детей с благоприятным и неблагоприятным положением.
Модификация метода состоит в следующем. Во-первых, используется методика для исследования особенностей самоо-
ценки детей младшего школьного возраста городских и сельских школ. Во-вторых, в соответствии с заданиями исследования, детей просят аргументировать каждый свой выбор. Это даёт возможность не только установить уровень раз вития самооценки того или иного ребёнка, но и проследить развитие эмоционального и когнитивного компонентов самооценки. Кроме того, оцениваемые детьми качества адаптированы к младшему школьному возрасту. К первой группе оцениваемых качеств отнесены те, которые воспринимаются непосредственно: внешняя привлекательность, сила, ловкость. Ко второй группе - нравственные качества, проявляющиеся в общении: доброта, отзывчивость, умение дружить с другими детьми, защищать слабых и т. п. К третьей группе отнесены воле вые качества: умение довести начатое дело до конца, способность выполнять не очень интересную, но нужную работу. В четвертую группу входят качества, обеспечивающие ребёнку успех в учебной деятельности, навыки чтения, письма, умение решать задачи и выполнять упражнения.
Эта методика используется для изучения следующих показателей самооценки: адекватность самооценки в ситуации выбора оценок; характер аргументаций; ссылки на качество выполненной работы или любая другая аргументация: особенности самооценки и аргументаций в процессе беседы. Особое внимание уделяется ответу на 3-й вопрос, поскольку он содержит в себе конфликт между адекватностью оценки и авторитетным мнением.
Следующая методика используется для исследования особенностей видов самооценки по специфике временной отнесенности - прогностической и ретроспективной. Адекватность ретроспективной оценки определяется путем сопоставления оценок, поставленных детьми, с оценками экспериментатора и учителя. Высота ретроспективной самооценки определяется по оценке детьми результатов своей деятельности - высокая, средняя, низкая.
Одним из традиционных методов изучения самосознания и самооценки является самоописание. У разных исследователей варьируются темы и условия проведения. Содержание метода самоописания заключается в устных или письменных ответах по темам: «Кто я такой?», «Что я знаю о себе» и т. д. Ответы могут ограничиваться определённым количеством или могут быть свободными, как по количеству, так и по времени.
В процессе обработки результатов обычно выявляются качества, которые значимы для индивида. Вообще метод самоописания используется для выявления тех сфер жизни и отношений субъекта, которые являются для него наиболее актуальными. Этот метод используется не только для выявления наиболее значимых для индивида качеств, но и для выяснения особенностей и направленности его знаний о себе, для выявления особенностей его самооценки.
На основе анализа содержания самоописаний выделяются особенности развития самооценки: характер эмоционально-
Библиографический список
го самоотношения, рефлексивность, специфика знаний о себе, ориентация этих знаний, проявляющаяся в аргументациях самоописаний.
Для задачи изучения особенностей когнитивного и эмоционального компонентов самооценки используется методика Дембо-Рубинштейна. Конструктивное поведение проявляется в активных, адекватных ситуациях, действиях: дети уточняют инструкцию, охотно рассуждают вслух, охотно выполняют задания.
Неконструктивное поведение проявляется в стремлении детей формально выполнить задание, в пассивности на протяжении всего эксперимента, что серьёзно осложняет его и увеличивает время проведения.
Этнокультурная среда, как составляющая социальной среды, определяет развитие личности, в том числе и развитие ее регуляторных процессов. Для того,чтобы выявить специфику развития самооценки в этнокультурной среде, исследуют детей младшего школьного возраста разной национальности, проживающих в Дагестане.
Основываясь на данных В.К. Шабельникова, А.Т. Малаевой о специфике формирования личности в системе традиционной культуры, можно сделать вывод, что на развитие самооценки будут влиять такие этнокультурные особенности среды, как психическая зависимость человека от социальной группы, наличие фиксированной системы меж человеческих связей и отношений, безусловная авторитетность старших. Экспериментальное исследование показывает, что для детей-националов младшего школьного возраста характерной является самооценка с высокой степенью удовлетворенности собой, а в аргументациях преимущественно используются ссылки на мнения других людей и эмоциональные предпочтения [9].
Кроме того, отличительной особенностью самооценки младших школьников разной национальности (дагестанской) является безусловная ориентировка на авторитетное заявление учителя, даже если эта оценка явно противоречит объективным результатам. Если же эта оценка критическая, то она принимается на уровне внешнего согласия, но реально игнорируется и не влияет на общую положительную самооценку детей. Самооценка младших школьников русской национальности основывается на использовании содержательных критериев оценок, что определяет отстаивание ими собственной позиции, а мнение взрослого может быть либо принято, либо отвергнуто.
Исследование особенностей самооценки выявляет наличие большого количества завышенных самооценок у младших школьников различной дагестанской национальности. Общая положительная самооценка основывается на соответствии их поведения нормам послушания, принятым в традиционной дагестанской культуре. Таким образом, выявляются этнопсихологические особенности самооценки младших школьников разной национальности, что позволяет по-новому осмыслить проблему развития личности в этнокультурной среде.
1. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Москва, 2001.
2. Коул М. Культурные механизмы развития. Вопросы психологии. 1995; 3: 5 - 20.
3. Дреев О.М. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ленинград, 1982.
4. Канаев С.З. Роль религиозного фактора в формировании национальной психологии. Москва, 2001.
5. Атаев Т. Особенности религиозной психологии верующих и тенденция ее эволюции. (На материале Туркменистана): Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Москва, 1992.
6. Махмудов И.И. Этнорегиональные и возрастные аспекты психологического климата педагогического коллектива. Ташкент, 2004.
7. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение народов России на основе общечеловеческих ценностей. Вопросы воспитательной работы. Махачкала. 2004: 32 - 39.
8. Шабельников В.К. Биосферная детерминация в развитии психологии народов. Национальные процессы в Казахстане. Алма-Ата, 2002: 71 - 74.
9. Репина ТА., Потащева Л.П. Зависимость положения ребёнка-дошкольника в группе сверстников от его роли в совместной деятельности. Тезисы всесоюзной научной конференции. Минск, 1991: 154 - 157.
References
1. Subbotskij E.V. Rebenok otkryvaet mir. Moskva, 2001.
2. Koul M. Kul'turnye mehanizmy razvitiya. Voprosy psihologii. 1995; 3: 5 - 20.
3. Dreev O.M. Rol' nacional'nyh obychaev i tradicij v social'noj regulyacii povedeniya: Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Leningrad, 1982.
4. Kanaev S.Z. Rol'religioznogo faktora v formirovaniinacional'nojpsihologii. Moskva, 2001.
5. Ataev T. Osobennosti religioznoj psihologii veruyuschih i tendenciya ee 'evolyucii. (Na materiale Turkmenistana): Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 1992.
6. Mahmudov I.I. 'Etnoregional'nye i vozrastnye aspekty psihologicheskogo klimata pedagogicheskogo kollektiva. Tashkent, 2004.
7. Mallaev D.M. Duhovno-nravstvennoe vozrozhdenie narodov Rossii na osnove obschechelovecheskih cennostej. Voprosy vospitatel'noj raboty. Mahachkala. 2004: 32 -39.
8. Shabel'nikov V.K. Biosfernaya determinaciya v razvitii psihologii narodov. Nacional'nye processy v Kazahstane. Alma-Ata, 2002: 71 - 74.
9. Repina TA., Potascheva L.P. Zavisimost' polozheniya rebenka-doshkol'nika v gruppe sverstnikov ot ego roli v sovmestnoj deyatel'nosti. Tezisy vsesoyuznoj nauchnoj konferencii. Minsk, 1991: 154 - 157.
Статья поступила в редакцию 09.03.16
УДК 371
Prokhorova G.N., postgraduate, Tula State Pedagogical University n. a. L. N. Tolstoy, teacher, Gymnasium № 1748 "Vertical"
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT "MILITARY EDUCATION" PROJECT. The article concerns problems of teaching foreign languages to students of cadet classes. Special attention is given to organization of students' independent work. The author emphasizes that the effectiveness of independent work will increase, in case all methodological conditions are followed and the military-oriented contents of the language material is a factor of cognitive activity motivation. The Handbook of military-directed content in a foreign language (English) for independent work of students of cadet classes is extremely important. The author concludes that effective implementation of independent work by students of cadet classes in the study of foreign languages will increase in mind the compliance requirements of teaching and professional orientation of contents of educational material as a factor of motivation of cognitive activity.
Key words: FLT, cadet education, independent work, methodological conditions, military-oriented contents, motivation.
Г.Н. Прохорова, аспирант Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, учитель
гимназии № 1748 г. Москвы «Вертикаль», E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В РАМКАХ ПРОЕКТА «КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В данной статье рассматриваются проблемы обучения иностранным языкам учащихся кадетских классов. Особое внимание уделяется вопросу организации самостоятельной работы. Автор подчёркивает, что результативность её осуществления учащимися кадетских классов повысится при условии соблюдения методических требований и профессиональной направленности содержания учебного материала по иностранному языку, как фактора мотивации познавательной деятельности. Автор делает вывод о том, что результативность осуществления самостоятельной работы учащимися кадетских классов при изучении иностранных языков повысится в виду соблюдения методических требований и профессиональной направленности содержания учебного материала, как фактора мотивации познавательной деятельности.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, кадетское образование, самостоятельная работа, методические условия, мотивация.
Открытие новых возможностей для школ и повышение качества образования в России в целом связано с утверждением в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего (полного) общего образования единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранному языку. На основании ФГОС для 5-9 классов от 1 сентября 2015 года изучение второго иностранного языка теперь также числится обязательным элементом программы. Это благоприятно сказывается на развитии умственных способностей, памяти школьников, что облегчит изучение других дисциплин, обогащении своих знаний культурой и историей других наций.
Используя иностранный язык в качестве средства обучения, мы решаем актуальную проблему современности - патриотическое воспитание. «...Необходимо усилить роль обучения иностранному языку в патриотическом воспитании, использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка как межпредметной учебной дисциплины, способствующей приобщению учащихся к мировой культуре и, тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры» [1, с. 243]. Вследствие этого, с 2014 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Москвы было открыто 72 кадетских класса [2].
Проблематичность ситуации заключается в том, что все изменения в системе образования, касающиеся иностранных языков, на практике наибольшим образом затрагивают именно кадет. В отличие от одноименных корпусов петровских времен, куда отбирали исключительно детей дворян, дьяконов, бояр и других чинов, набор учащихся в кадетские классы современной России осуществляется не всегда по результатам хорошей успеваемости по предметам, состоянию физического развития и здоровья. В настоящее время в такие классы принимают также и детей из многодетных или малообеспеченных семей, сирот. А зачастую некоторые родители пытаются направить своего ребёнка в кадеты, чтобы воспитать его в духе нравственности и патриотизма, сделать более дисциплинированным и ответственным. В дополнение к сказанному, уровень сформи-рованности знаний по иностранному языку у таких детей может быть на довольно невысоком показателе. Отсюда следует, что контингент учащихся кадетских классов многолик, уровень знаний настолько различный, что можно предугадать колоссаль-
ную работу преподавателей, чтобы по окончании обучения показать хороший результат.
Проект «Кадетское образование как форма подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной и государственной службе» закладывает в приоритетах довольно высокое качество образования. Ожидается, что не менее 90% выпускников должны набрать по результатам ЕГЭ по трем предметам, включая иностранный язык, более 200 баллов, а также не менее 75% выпускников должны поступить в профильные вузы патронатных силовых ведомств и служб. В настоящее время это довольно сложная задача для кадет.
Во-первых, количество часов по математике и истории в таких классах увеличено, в отличие от иностранного языка (3 часа в неделю). В книге В.М. Крылова «Кадетские корпуса и российские кадеты» [3, с. 34] приведены данные учебного плана кадетских корпусов конца 1780-х годов. В соответствии с ним, в подготовительном отделении (по аналогии, 4-5 классы) на изучение русского, французского и немецкого языков отводилось по 4 часа в неделю (математика - 3 ч., история политическая - 0 ч., военные науки - 0 ч.). На общем отделении (6-9 классы): иностранные языки и история - по 3 часа в неделю, математика -3-6 ч., военные науки - 0 ч., а на специальном отделении (10-11 классы): иностранные языки - 2 ч., математика - 3 ч., история политическая - 3 ч., военные науки - 7-8 часов. На изучение иностранных языков кадетам в 18 в. отводилось больше времени, чем современным учащимся общеобразовательных школ. Как прямое следствие вышеприведенного учебного плана, кадеты владели разговорным первым иностранным языком (французский), а на втором иностранном языке (немецкий) могли изъясняться простыми фразами, читать и переводить со словарем.
Во-вторых, занятия проводятся в режиме школы полного дня. Это означает, что после учебных занятий кадетам выделено время на освоение воинских обязанностей и самостоятельную подготовку к урокам, за которое они должны успеть выполнить домашнее задание не только по иностранному языку, но и другим предметам. «Рассчитывать на успех при ограниченном количестве часов можно только в том случае, если учащийся будет уметь работать самостоятельно» [4, с. 40]. Развить ответственность и организованность, творческий подход к решению разно-