Научная статья на тему 'Изучение самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития'

Изучение самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
737
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / OLDER MENTALLY RETARDED TEENAGERS / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ТИПЫ ЗАВИСИМОСТИ КОММУНИКАЦИИ ОТ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ / TYPES OF DEPENDENCE OF COMMUNICATION ON SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пешкова Наталья Александровна, Кузьмина Татьяна Владимировна

В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей развития самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что самооценка влияет на развитие коммуникации старших подростков с задержкой психического развития; адекватная самооценка способствует успешной коммуникации данной категории детей. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из восьми учащихся 9-го класса с задержкой психического развития в возрасте 15-17 лет на базе ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4». Диагностическая программа состояла из следующих методик: «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова), «Тест коммуникативных умений» (Михельсон, в адаптации Ю.З. Гильбуха), «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер), методика измерения самооценки Дембо Рубинштейн (Дембо Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан), «Самооценка личности» (О.И. Мотков в модификации Б.А. Сосновского), методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси). В результате условно выделены 4 типа зависимости коммуникации от самооценки личности подростков с задержкой психического развития: вялый, скромный, прогрессивный и смешанный. Использование специальной коррекционно-развивающей программы позволяет оптимизировать самооценку и тем самым повысить уровень коммуникативных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SELF-ASSESSMENT AS A FACTOR OF SUCCESSFUL COMMUNICATION OF OLDER MENTALLY RETARDED ADOLESCENTS

The article shows the results of an empirical research of features of development of self-assessment as a factor in the successful communication of older mentally retarded adolescents. The authors theoretically substantiated and empirically confirmed that self-esteem affects the development of the communication of older mentally retarded adolescents; self-esteem contributes to the successful communication of this category of children. An empirical study was conducted on a sample of eight grade 9 mentally retarded students at the age of 15-17 years on the basis of Public Educational Establishment Tula school for handicapped children No. 4. The diagnostic program consists of the following methods: «Detection of communicative aptitudes of pupils» (R.V. Ovcharova), «Discovery of communicative skills of children» (Michaelson, as adapted by Y.Z. Gilbukh), «Diagnostics of communicative control» (M. Schneider), a method of measuring self-evaluation by Dembo-Rubinstein (as modified by A.M. Prikhozhan), «Self-identity» (O.I. Coils as modified by B.A. Sosnovsky), and research methodology of self-identity by S.A. Budassi. As a result, 4 conditional types were found according to the communication from the self-identity of mentally retarded adolescents: sluggish, modest, progressive and mixed type. The use of special correctional and developmental program makes it possible to optimize the self-esteem and thereby increase the level of communication skills.

Текст научной работы на тему «Изучение самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития»

УДК 159.9.072

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пешкова Наталья Александровна — кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»; пр. Ленина, 125, г. Тула, Россия, 300026; e-mail: na_peshkova@mail.ru

Кузьмина Татьяна Владимировна — студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»; пр. Ленина, 125, г. Тула, Россия, 300026; e-mail: tatyana_kuzmina_95@mail.ru

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей развития самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что самооценка влияет на развитие коммуникации старших подростков с задержкой психического развития; адекватная самооценка способствует успешной коммуникации данной категории детей. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из восьми учащихся 9-го класса с задержкой психического развития в возрасте 15-17 лет на базе ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4». Диагностическая программа состояла из следующих методик: «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова), «Тест коммуникативных умений» (Михельсон, в адаптации Ю.З. Гильбуха), «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер), методика измерения самооценки Дембо — Рубинштейн (Дембо — Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан), «Самооценка личности» (О.И. Мотков в модификации Б.А. Сосновского), методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси). В результате условно выделены 4 типа зависимости коммуникации от самооценки личности подростков с задержкой психического развития: вялый, скромный, прогрессивный и смешанный. Использование специальной коррекционно-раз-

вивающей программы позволяет оптимизировать самооценку и тем самым повысить уровень коммуникативных способностей.

Ключевые слова: старшие подростки с задержкой психического развития, самооценка, коммуникация, типы зависимости коммуникации от самооценки личности.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время много внимания уделяется проблемам обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья [2; 8]. Объясняется это социально-гуманистическими тенденциями в современном обществе, в том числе и в России. Собрано достаточное количество научных фактов, позволяющих говорить о возможности выделения такой области акмеологического знания, как акме-ология развития; следовательно, постепенно проблема развития детей с ограниченными возможностями здоровья становится и акмеологической проблемой. «Эта область акмеологического знания изучает основные закономерности прогрессивного развития человека в онтогенезе; проблемы деятельности как основания акмеологического развития субъекта; механизмы становления и развёртывания процесса самореализации как содержания акмеологического развития; качественное своеобразие и характеристики личности, сознания и деятельности в различные возрастные периоды, обеспечивающие эффективность процесса достижения акме и самоосуществления человека» [7].

Подростковый период — один из важнейших переходных возрастных этапов от детского возраста

к взрослой жизни. На этом этапе завершается формирование характера. Появляется чувство собственного достоинства, подросток осознаёт себя человеком, которого не следует подавлять, унижать и лишать права на самостоятельность и независимость. Именно в данный период совершается переход от характерного для раннего возраста вида взаимоотношений взрослого и ребёнка к качественно новому виду, специфическому для общения взрослых людей.

Общение приобретает для подростков особый смысл и становится важной сферой самореализации среди сверстников и взрослых. Они ждут от собеседника понимания, откровенности, отзывчивости. Для них важно, чтобы человек, которому они доверились, умел хранить их тайны и был надёжной опорой. Общение подростков с другими людьми становится более интимным и избирательным.

Применительно к старшим подросткам с диагнозом «задержка психического развития» можно сказать, что коммуникация у них имеет свои специфические особенности, выражена незрелость данной сферы. Они малообщительны, у них очень слабое стремление к установлению эмоциональных контактов. Предпосылкой неблагополучия в взаимоотношениях зачастую становится завышенная самооценка, что делает подростка невосприимчивым к критике и требованиям сверстников. Именно по этой причине адекватное формирование самооценки имеет особое значение в становлении полноценной личности. Стремление индивида к самопознанию, самооценке — центральная часть коммуникативной потребности, её природа. Благодаря самооценке происходит регуляция поведения человека в обществе, так как взаимоотношения с другими людьми играют важную роль на протяжении всей жизни. Общение также является важным компонентом и процессом взаимодействия между людьми, благодаря ему формируются самосознание и сознание, развиваются все стороны личности.

Изучением особенностей коммуникации занимались многие выдающиеся психологи: Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, Р.В. Овчарова и другие [4; 5; 9; 12—15]. В современной психологии существует значительное количество работ, посвящённых изучению самооценки; среди них работы Б.Г. Ананьева, Н.Л. Белопольской, И.Ю. Кулагиной [1; 3; 10].

Вопросы коммуникации, самоотношения, межличностных отношений и самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья рассмотрены в работах А.Б. Добрович, З.С. Курбановой, Н.А. Пешковой, Н.А. Степановой, Р.Д. Тригер [6; 11; 16-18].

Проблема нашего исследования — актуальная необходимость разрешения противоречия между отсутствием целостного представления об особенностях коммуникативной деятельности старших подростков с задержкой психического развития, в зависимости от уровня сформированности их самооценки, и необходимости разработки эффективных методов оптимизации самооценки и коммуникации этих подростков.

Цель исследования — коррекция и развитие самооценки и, как следствие, оптимизация коммуникативных навыков и склонностей старших подростков с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования — самооценка влияет на развитие коммуникации старших подростков с задержкой психического развития; адекватная самооценка способствует их успешной коммуникации.

Задачи разработанной нами программы:

1) снятие эмоционального напряжения;

2) развитие у старшего подростка с задержкой психического развития адекватного понимания самого себя и собеседника, освоение методов релаксации;

3) развитие у таких подростков адекватной самооценки, положительной Я-концепции.

Программа строилась на 12 психолого-педагогических принципах организации деятельности:

1) принцип добровольного участия во всем тренинге и в отдельных упражнениях;

2) принцип мотивационной готовности;

3) принцип целостности материала;

4) принцип учёта возрастных особенностей участников;

5) принцип соответствия методам познания;

6) принцип диалогизации взаимодействия;

7) принцип обратной связи;

8) принцип самодиагностики;

9) принцип оптимизации развития;

10) принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер;

11) принцип постоянного состава группы;

12) принцип произвольности.

Данные, полученные по результатам диагностики, послужили основой для реализации коррек-ционно-развивающей программы по оптимизации самооценки и коммуникации старших подростков с задержкой психического развития.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4». Респондентами были учащиеся 9-го класса с задержкой психического развития в возрасте 15—17 лет. В связи со спецификой контингента таких учащихся выборку составили 8 человек, что не даёт возможности сделать статистические выводы, но позволяет получить некоторые интересные результаты.

Диагностическая программа состояла из методик двух блоков.

Первый блок (диагностика сформированно-сти коммуникаций): «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова), «Тест коммуникативных умений» (Михельсон, в адаптации Ю.З. Гильбуха), «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер).

Второй блок (диагностика самооценки): методика измерения самооценки (Дембо — Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан), методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков, в модификации

Б.А. Сосновского), методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Констатирующий этап

Результаты, полученные по методике «Выявление коммуникативных склонностей учащихся», показали, что у двух респондентов (25 %) наблюдается низкий уровень выраженности коммуникативных склонностей. Средний уровень выявлен у трёх респондентов (37,5 %). Высокий уровень выявлен у одного респондента (12,5 %). Результат выше среднего уровня сформированности коммуникативных склонностей также у одного респондента (12,5 %).

При обследовании детей с помощью методики «Тест коммуникативных умений» мы выявили, что у одного респондента (12,5 %) наблюдается агрессивный уровень коммуникативных умений. Обычно такие люди стараются подавить партнёра по общению. Зависимый тип выявлен у двух респондентов (25 %) (характерно неуверенное поведение и потеря внутренней свободы). У трёх респондентов (37,5 %) выражена самая оптимальная — компетентная, позиция. Также у двух человек (25 %) была выявлена смешанная компетенция, в которой у одного респондента сочетается зависимый и компетентный уровень коммуникативных компонентов, а у другого — зависимый и агрессивный.

Результаты обследования по методике «Диагностика коммуникативного контроля»: у большинства респондентов (62,5 %) — средний коммуникативный контроль. Это свидетельствует о том, что в общении все они непосредственны, искренне относятся к другим. Но это также показывает их сдержанность в эмоциональных проявлениях и соотношении своей реакции с реакцией окружающих. Высокий уровень коммуникативного контроля у двух опрашиваемых (25 %). Для таких людей характерно постоянное слежение за собой, управление своими эмоциями. У одного респондента (12,5 %) выявлен низкий коммуникативный контроль, что говорит о его импульсивности в общении и о том, что его поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения.

По результатам методики измерения самооценки (Дембо — Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан) было выявлено, что двое опрошенных (25 %) имеют низкую самооценку. У одного респондента (12,5 %) выявлен очень высокий уровень самооценки. Слишком высокий, так же, как и слишком и низкий, уровень самооценки является неблагоприятным фактором для личностного развития. Нормальную самооценку для данного возраста имеют пять человек — высокий показатель у трёх респондентов (37,5 %), средний показатель — у двух (25 %).

Использовав методику «Самооценка личности», мы выявили, что один респондент (12,5 %) имеет низкий уровень самооценки. Средний уровень самооценки имеют пять опрашиваемых (62,5 %). Высокий уровень самооценки имеют два респондента (25 %).

Применение методики исследования самооценки личности (С.А. Будасси) показало, что все респонденты имеют адекватную самооценку с различными уровнями сформированности. Высокий уровень самооценки имеет 50 % опрашиваемых. Средний показатель самооценки имеют три респондента (37,5 %). Один респондент (12,5 %) имеет низкую самооценку, но онам в рамках адекватной сформированности. Чрезмерно высоких и чрезмерно низких уровней самооценки выявлено не было.

Развивающий этап

Данные, полученные по результатам диагностики, послужили основой для реализации коррек-ционно-развивающей программы по оптимизации самооценки и коммуникации старшеклассников с задержкой психического развития.

В общий цикл были включены 16 занятий продолжительностью 40—50 минут, которые проводились 2 раза в неделю.

Каждое занятие состояло из трёх этапов.

1. Вводный этап. Актуализирующий.

Упражнения, способствующие активизации

участников, их вхождению во взаимодействие друг с другом.

2. Основной этап. Реконструирующий.

Занятия, включающие в себя игры и упражнения, способствующие развитию самооценки и оптимизации коммуникативных навыков.

3. Заключительный этап. Рефлексия занятия.

В конце каждого занятия обязательным условием было обсуждение проведённого тренинга и подведение итогов.

Контрольный этап

С целью отслеживания результативности кор-рекционно-развивающей программы был проведён контрольный этап. Сравнительные результаты, полученные на этом этапе, позволяют сделать следующие выводы.

1. При обследовании по методике «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» уровень сформированности коммуникативных склонностей изменился в положительную сторону: низкий уровень отсутствует. Сформированность коммуникативных склонностей с уровня «ниже среднего» повысился до 25 %. Уровень «выше среднего» также изменился с 12,5 до 25 %.

2. При обследовании по методике «Тест коммуникативных умений» зависимый тип общения снизился с 25 до 12,5 %. Компетентный тип общения повысился с 37,5 до 62,5 %. Однако агрессивный тип общения возрос с 12,5 до 25 %. Это можно объяснить тем, что у одного респондента смешанный тип общения (зависимый + агрессивный) преобразовался в агрессивный. В данном случае это является неплохим результатом, так как выведя подростка из зависимого поведения, агрессию можно снять в процессе дальнейшей индивидуальной психокоррекционной работы. Смешанного типа общения после контрольного этапа не наблюдалось.

3. При обследовании по методике «Диагностика коммуникативного контроля» коммуникативный контроль повысился, низкого уровня теперь не наблюдается, средний уровень остался тем же, а высокий уровень возрос с 25 до 37,5 %.

4. При обследовании по методике измерения самооценки (Дембо —Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан) уровень самооценки имеет положительную динамику. Высокий уровень снизился с 37,5 до 25 %, а средний уровень повысился с 25 до 50 %. Низкий уровень самооценки отсутствует.

5. При обследовании по методике «Самооценка личности» высокий уровень самооценки вырос с 25 до 50 %. Средний уровень снизился с 62,5 до 50 %, низкий уровень — с 12,5 до 0 %. Чрезмерно высокий уровень самооценки отсутствует.

6. При обследовании по методике исследования самооценки личности (С.А. Будасси) высокий уровень самооценки составил 50 %. Средний уровень повысился с 37,5 до 50 %, а низкий уровень снизился с 12,5 до 0 %.

ВЫВОДЫ

В результате проведения констатирующего этапа обследования подростков с задержкой психического развития были выделены 4 типа зависимости их коммуникации от самооценки личности: вялый, скромный, прогрессивный и смешанный.

1. Вялый тип. Характеризуется низкими или средними коммуникативными склонностями и коммуникативным контролем, а также низкой самооценкой, зависимым или смешанным способом коммуникативных умений.

2. Скромный тип. Характеризуется нормальными / выше среднего / ниже среднего коммуникативными склонностями и коммуникативным контролем, средней самооценкой, зависимым или компетентным способом коммуникативных умений.

3. Прогрессивный тип. Характеризуется средними или высокими показателями проявления коммуникативных склонностей и коммуникативного контроля, высокой самооценкой и компетентным способом коммуникативных умений.

4. Смешанный тип. Характеризуется различными уровнями всех показателей.

Анализ результатов контрольного этапа обследования показал, что после проведения коррекционно-развивающей работы в рамках выделенных типов у 6 старших подростков с задержкой психического развития прослеживается зависимость коммуникации от уровня самооценки — чем выше этот уровень, тем выше коммуникативные навыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на констатирующем этапе обследования было установлено, что старшие подростки с задержкой психического развития имеют различные уровни самооценки — от низкого до очень высокого. Коммуникативные навыки также варьируются: некоторые респонденты малоразговорчивы,

агрессивны в коммуникативном поведении, другие, наоборот, любят находиться в центре внимания, компетентны в коммуникации.

На основании полученных результатов выделены вялый, скромный, прогрессивный и смешанный типы зависимости коммуникации подростков с задержкой психического развития от их самооценки.

На контрольном этапе, после проведения кор-рекционно-развивающей работы, были получены положительные результаты: уровень самооценки оптимизировался, уровень коммуникативных навыков у большинства испытуемых повысился.

Также мы выявили, что успешно скорректированная самооценка способствует успешной коммуникации у старших подростков с задержкой психического развития.

ССЫЛКИ

[1]. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.— 288 с.

[2]. Апалькова Е.В., Хаидов С.К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков // Акмеология. 2015. № 4(56). — С. 185-190.

[3]. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. — М.: Когито-Центр, 2002.— 48 с.

[4]. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008.— 464 с.

[5]. ВыготскийЛ.C. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003.— 656 с.

[6]. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 2007.— 205 с.

[7]. Деркач А.А. Актуальные проблемы акмеологии развития // Акмеология. 2009. № 3(31). — С. 10-16.

[8]. Исаев Е.И., Галушкин П.А. Психологические типы самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья // Акмеология. 2015. № 2(54). — С. 84-88.

[9]. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980.— 432 с.

[10]. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.— 464 с.

[11]. Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Известия Южного федерального университета. 2006. № 13.

[12]. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Академия, 2005.— 352 с.

[13]. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. — СПб.: Питер, 2009.— 320 с.

[14]. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для педагогических вузов. — М.: Высшее образование, 2007.— 460 с.

[15]. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.— 345 с.

[16]. Пешкова Н.А. Развитие межличностных отношений у слабослышащих младших школьников // Акмеология. 2016. № 1(57). — С. 155-159.

[17]. Степанова Н.А., Лобанова А.В. Диагностика отклоняющегося поведения: Учебно-методическое пособие. — Тула: Контур, 2010.— 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[18]. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008.— 192 с.

STUDY OF SELF-ASSESSMENT AS A FACTOR OF SUCCESSFUL COMMUNICATION OF OLDER MENTALLY RETARDED ADOLESCENTS

Natalya A. Peshkova, Candidate of Psychological Sciences, Department of Special Psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University; 125 ul. Lenina, Tula, 300026, Russia; e-mail: na_peshkova@mail.ru

Tаtyana V. Kuzmina, student of the Faculty of Psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University; 125 ul. Lenina, Tula, 300026, Russia; e-mail: tatyana_kuz-mina_95@mail.ru

ABSTRACT

The article shows the results of an empirical research of features of development of self-assessment as a factor in the successful communication of older mentally retarded adolescents. The authors theoretically substantiated and empirically confirmed that self-esteem affects the development of the communication of older mentally retarded adolescents; self-esteem contributes to the successful communication of this category of children. An empirical study was conducted on a sample of eight grade 9 mentally retarded students at the age of 15-17 years on the basis of Public Educational Establishment Tula school for handicapped children No. 4. The diagnostic program consists of the following methods: «Detection of communicative aptitudes of pupils» (R.V. Ovcharova), «Discovery of communicative skills of children» (Mi-chaelson, as adapted by Y.Z. Gilbukh), «Diagnostics of communicative control» (M. Schneider), a method of measuring self-evaluation by Dembo-Rubinstein (as modified by A.M. Prikhozhan), «Self-identity» (O.I. Coils as modified by B.A. Sosnovsky), and research methodology of self-identity by S.A. Budassi. As a result, 4 conditional types were found according to the communication from the self-identity of mentally retarded adolescents: sluggish, modest, progressive and mixed type. The use of special correctional and developmental program makes it possible to optimize the self-esteem and thereby increase the level of communication skills.

Keywords: older mentally retarded teenagers, self-esteem, communication, types of dependence of communication on self-esteem.

REFERENCES

[1]. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Of People as piece of knowledge]. SPb., 2001.— 288 s.

[2]. Apal'kova E.V., Haidov S.K. Specifika projavlenija, korrekcii i razvitija jemocional'no-volevoj sfery u slabosly-shashhih podrostkov [The specificity of expression, correction and development the emotional and volitional sphere among hard hearing adolescents]. Akmeologija [Acmeology], 2015, № 4(56), S. 185-190.

[3]. Belopol'skaya N.L. Polovozrastnaya identifikaci-ya. Metodika issledovaniya detskogo samosoznaniya [Gender and age identification. Technique of research of children's consciousness]. M.: Kogito-Centr, 2002.— 48 s.

[4]. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v det-skom vozraste [Fundamentals of defectology]. SPb.: Piter, 2008.— 464 s.

[5]. Vygotskij L.C. Osnovy defektologii [Fundamentals of defectology]. SPb.: Lan', 2003.— 656 s.

[6]. DobrovichA.B. Vospitatel' o psihologii i psihogigiene obshcheniya [Is a tutor about psychology and psychohygiene of communication]. — M., 2007.— 205 s.

[7]. Derkach A.A. Aktual'nye problemy akmeologii raz-vitiya [Actual problems of akmeology of development] // Ak-meologiya [Acmeology], № 3(31), 2009. S. 10-16.

[8]. Isaev E.I., Galushkin P.A. Psihologicheskie tipy samorealizacii lichnosti s ogranichennymi vozmozhnost-jami zdorov'ja [Psychological types of self-realization of personality with disabilities]. Akmeologija [Akmeology], 2015, № 2(54), S. 84-88.

[9]. Kon I.S. Psihologiya starsheklassnika [Psychology of the senior]. — M., 1980.— 432 s.

[10]. Kulagina I.Yu. Vozrastnaya psihologiya. Polnyj zhiznennyj cikl razvitiya cheloveka [Age psychology. Full life cycle of development of the person]. — M.: Sfera, 2001.— 464 s.

[11]. Kurbanova Z.S. Problema razvitiya samoocenki lichnosti podrostka pod vliyaniem vzaimootnoshenij so sverst-nikami [A problem of development of a self-assessment of the identity of the teenager under the influence of relationship with peers]. Izvestiya yuzhnogo federal'nogo un-ta [News southern federal un-that]. 2006, № 13.

[12]. Leont'evA.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. — M., 2005.— 352 s.

[13]. Lisina M.I. Formirovanie lichnosti rebenka v obsh-chenii [Formation of the identity of the child in communication]. SPb.: Piter, 2009.— 320 s.

[14]. Obuhova L.F. Vozrastnaya psihologiya: uchebnik dlya ped. Vuzov [Age psychology: the textbook for higher education institutions]. M., 2007.— 460 s.

[15]. Ovcharova R.V. Tekhnologii prakticheskogo psi-hologa obrazovaniya [Technologies of the practical psychologist of education]. M.: SFERA, 2000.— 345 s.

[16]. PeshkovaN.A. Razvitie mezhlichnostnyh otnoshenij u slaboslyshashchih mladshih shkol'nikov [Development of the interpersonal relations in hearing-impaired younger school students]. Akmeologija [Acmeology], 2016, № 1(57), S. 155-159.

[17]. StepanovaN.A., LobanovaA.V. Diagnostika otklo-nyayushchegosya povedeniya: Uchebno-metodicheskoe poso-bie [Diagnostics of deviant behavior: Educational and methodical grant]. Tula: Kontur, 2010. 128 p.

[18]. Triger R.D. Psihologicheskie osobennosti social-izacii detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Psychological features of socialization of children with a delay of mental development]. SPb.: Piter, 2008. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.