References
1. Shashkin M.B., Bagachuk A.V. Formirovanie issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah realizacii kompetentnostnogo podhoda. Krasnoyarsk, 2006.
2. Shahnazarova P.T., Vezirov T.G. Nekotorye aspekty professional'noj podgotovki bakalavrov po profilyu «Muzyka i mirovaya hudozhestvennaya kul'tura» s ispol'zovaniem interaktivnyh sredstv obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 102-104.
3. Shihmurzaeva A.B., Vezirov T.G. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy v razvitii IKT-kompetentnosti buduschih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6: 122-123.
4. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 26-28.
Статья поступила в редакцию 06.02.15
УДК 371
Pirmagomedova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
Nagieva A.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
Suleymanova G.K., assistant teacher, Department of Physical Training, Branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF SELF-ESTEEM OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE AND FACTORS AFFECTING ITS DEVELOPMENT. The article is of great interest in theoretical and practical research of the category of "self' and factors of formation of psychological consciousness of children of primary school age in the study of the formation of self-esteem. The authors of the research paper mark the most favorable conditions for the development of positive self-evaluation, including the emotional involvement of parents in a child's life, that do not hinder the development of his self-dependence. The authors show how the following basic concepts relate to each other: "self-esteem", "self-assessment", "frustration", "identity", "the assessment of one's achievements", "the emergence and influence of reflections", "adequate self-esteem", "inadequate self-esteem", which are considered in the framework of the general theory of the development of self-esteem and psycho-pedagogical research.
Key words: formation of self-esteem, personal development, adequate self-esteem, inadequate self-esteem, self-perception, factors of development of self-esteem.
Э.А. Пирмагомедова, канд. психол. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии, филиал ФГОБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, E-mail: [email protected] А.Т. Нагиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии, филиал ФГОБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, E-mail: [email protected]
Г.К. Сулейманова, ассистент-преподаватель кафедры физической культуры, филиал ФГОБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» в г. Дербенте. E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЁ РАЗВИТИЕ
Статья представляет большой интерес в теоретической и практической сфере исследования категории «самооценки» и факторов формирования психологического сознания детей младшего школьного возраста при изучении формирования самооценки. Обозначены наиболее благоприятные условия развития позитивной самооценки, в том числе эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующая, развитию его самостоятельности. Приведены взаимосвязи основных понятий: «самооценка», «самооценивание», «фрустрация», «самосознание», «оценка своих достижений», «появление и влияние рефлексий», «адекватная самооценка», «неадекватная самооценка», которые рассматриваются как в рамках общей теории развития самооценки, так и в психолого-педагогических исследованиях.
Ключевые слова: формирование самооценки, личностное развитие, адекватная самооценка, неадекватная самооценка, самовосприятие, факторы развития самооценки.
Традиционно главным институтом воспитания считается семья: в ней закладываются основы личности ребёнка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семейные условия, род занятий, материальный и образовательный уровни родителей являются определяющими для жизненного пути ребёнка. На него воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Поэтому формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребёнком отношения к нему со стороны родителей. Исследование Э.В. Пахальяном связи между формой общения школьника в семье и степенью адекватности и устойчивости его самооценки показало, что у детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная и устойчивая самооценка, а для детей из семей с регламентированным (жёстким) типом общения более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка. Высокая самооценка сочетается с доверительными отношениями между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной при относительной автономии ребенка. Школьники с низкой самооценкой, выраженным чув-
ством собственной изолированности и ненужности имели негативный опыт внутрисемейных отношений: наказание как основной способ воздействия, отсутствие чёткой воспитательной программы [1].
Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлечённость родителей в жизнь ребёнка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности.
Самооценка ребёнка до определенного периода складывается под влиянием отношения к нему значимых взрослых, прежде всего родителей. Он усваивает параметры оценок и самооценок, нормы, которыми пользуются родители, и далее сам оценивает себя. Вместе с тем по одному только характеру родительского отношения нельзя однозначно предсказать, как это отразится на внутреннем мире ребенка. Экспериментальные исследования показывают, что данные о восприятии ребёнком родительских установок могут более достоверно объяснить развитие самооценки ребёнка, чем объективная оценка родительского отношения.
Е.Т. Соколова и И.И. Чеснокова предприняли попытку описать взаимосвязь самооценки, ожидаемой (воспринимаемой) родительской оценки и реальной родительской оценки. Согласно результатам эксперимента, подавляющее большинство родителей (примерно 74%) относились к своим детям без уважения. При этом дети знают о недостаточном уважении к ним со стороны родит лей и противопоставляют ему собственную самооценку и собственные эталоны самооценивания, формирующиеся на основе личного опыта социального взаимодействия [2]. Полученные данные также показывают, что самооценка ребёнка значительно теснее связана с ожидаемой, чем с реальной родительской оценкой. Этот факт авторы объясняют тем, что уважающий и принимающий себя человек склонен ожидать аналогичного отношения от окружающих, что обеспечивает ему чувство безопасности и открытости в межличностном общении.
Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснова говорят о двух тенденциях в развитии самооценки: с одной стороны, тесная связь самоотношения с родительским отношением на аффективном и когнитивном уровнях, с другой - начинающаяся «отстройка» в самооценке от отношения родителей, прежде всего по параметру «уважение». При этом в неблагоприятной семейной ситуации при неуважительном и отвергающем отношении родителей этот процесс может привести к формированию таких особенностей самооценки, которые характеризуются конфликтностью образа «Я» у ребенка, конфликтностью в сфере принятия себя, отношения к себе, в структуре ценностей. Эти варианты конфликтного образа «Я» можно рассматривать, с одной стороны, как продукт конфликтных взаимоотношений в семье, а с другой - как попытку ребёнка разрешить этот конфликт, снизить напряженность и тревожность, возникающие фрустрации значимых потребностей [2].
Можно предположить, что для формирования адекватной самооценки учебной деятельности ребёнка необходимо наличие у него позитивного эмоционально-ценностного отношения к собственному «Я», что возможно только при соблюдении в отношениях между ребёнком и родителями следующих условий:
1) преобладание поощрения над порицанием, содействие развитию инициативы, самостоятельности ребёнка, подтверждение веры в силы и возможности ребёнка;
2) чёткое дозирование и обоснование ограничений и требований к ребёнку, предъявляющихся не в форме директив, а в форме совместно выработанных в процессе дискуссии;
3) вовлечение ребёнка в жизнь семьи не только путём расширения круга обязанностей, но и прав;
4) в ситуации необходимого порицания оценивание поступка, а не самого ребёнка и безусловный отказ от всякого рода уничижительных оценок.
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От того, как окружающие относятся к ребёнку, зависит и его отношение к самому себе. От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в деятельности коллектива.
Как известно, различают адекватную (или реальную) самооценку и неадекватную - завышенную или заниженную. Адекватная самооценка (или объективное отражение собственной личности) ведёт, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определенный уровень притязаний личности. Неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью. Попытки компенсации заниженной самооценки могут привести к аддик-тивному поведению.
Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов, она имеет тенденцию изменяться.
Исследователи, изучавшие отношение к себе первоклассников, отмечают, что самооценка большинства детей, как правило, завышена. Отдельные попытки адекватно воспринимать себя относятся лишь к прогностической оценке (оценке своих возможностей перед выполнением предстоящей деятельности) и появляются только к концу первого класса. Общая оценка себя ребёнком имеет тенденцию к завышению и характеризуется относительной устойчивостью и независимостью от обстоятельств.
Ближе к концу первого класса, как отмечает ряд исследователей, многие дети начинают давать себе адекватную оценку применительно к каким-либо конкретным видам деятельности. Однако, как отмечает Е.З. Басина, «существуют принципиальные различия между способностью более или менее адекватно оценивать себя в конкретной деятельности при внешнем провоцировании самооценки и склонностью осмысливать себя самостоятельно, спонтанно, причем не в сфере конкретных занятий, а в целом» [3].
Экспериментальное изучение самооценки на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов свидетельствует, что именно в этот период происходит качественный скачок в изменении отношения ребёнка к самому себе. Если самооценка до школьника целостна, т. е. ребёнок различает себя как субъекта деятельности и себя как личность, то самооценка младших школьников уже более объективна, обоснована, рефлексивна и дифференцирована.
По данным исследований (А.В. Захаров, А.И. Липкина и др.), основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, являются: школьная оценка; чувство компетентности; оценка своих достижений; особенности общения учителя с учащимися; стиль домашнего воспитания; появление и влияние рефлексий [4].
Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
В этом возрасте идёт интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Её организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.
Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определённое расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К IV классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.
Педагогическая практика показывает, что некоторые учителя не всегда осознают роль своих оценочных суждений в формировании самооценки младших школьников - одного из важнейших средств воздействия на развитие личности, поэтому совершенствование оценочной деятельности учителя, изучение её механизмов является одним из резервов повышения эффективности воспитательной работы, повышения общественной активности юных граждан.
С поступлением в школу в жизни ребёнка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами. Теперь уже именно это определяет его лицо и место среди других людей. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т. е. его самооценку. Психологи и педагоги специально изучают влияние, которое оценки учителя оказывают на ребёнка.
Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается.
Наш опыт работы показал, что для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, должны стремиться не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.
Отношение учащихся к процессу учения, к его трудностям и их преодолению непосредственно связано с оценкой своих достижений. Значение этого аспекта в процессе обучения подчеркивается специалистами. Так, А.И. Липкина пишет о необходимости «учитывать при анализе продвижения ребёнка в учении не только его интеллектуальные качества и особенности усвоения системы знаний, но и те сложные опосредования умственной работы ребёнка, личностные характеристики, которые в концентрированной форме выражены в его самооценке». Самооценка ребёнка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других [5].
Как показывают исследования, ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Если ребёнок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.
Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе - более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить её уровень крайне сложно.
Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески.
Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.
На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Как правило, дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (но не завышенную) самооценку, внимание к личности
Библиографический список
ребёнка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, по сути, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям.
Формирование правильного самовосприятия у ребёнка -сложная задача, потому что требования жизни постоянно меняются по мере того, как ребёнок растет и развивается. Решение этой задачи, например, обучение чтению, не обязательно разовьет самоуважение, потому что психические и социальные задачи могут казаться бесконечными. И возможно, что подростку, который был вполне уверен в себе в более раннем возрасте, когда начинал ходить, теперь требуется помощь, потому что ему трудно учиться в школе. Многие дети продолжают нуждаться в помощи и поддержке других людей, особенно родителей, когда начинают искать себя. Помогать ребёнку, обрести устойчивое, правильное самовосприятие - наиболее важная и благодарная задача родителей (психическое здоровье).
Помощь, оказанная ребёнку в обсуждении его чувств, может способствовать тому, что в дальнейшем ему будет легче решать различные проблемы. Такое раннее обучение не только содействует лучшему управлению своими эмоциями, но и поможет в будущем устанавливать хорошие взаимоотношения с людьми.
Научившись распознавать и обсуждать чувства, ребёнок будет лучше справляться с ними. Дети не склонны контролировать сильные эмоции, даже если они их распознают. Для родителей очень важно научить своих детей как-то контролировать свои эмоции.
Предположим, что ребёнок никак не может справиться с иррациональным страхом и боится чудовищ. Родители должны объяснить ребенку, что в доме не водятся никакие чудовища, и предложить вспомнить об этом или громко сказать это вслух, когда снова возникнет страх. Или, если подросток влюблен в учительницу, родители должны тактично предложить ребёнку выбрать более достижимый объект для своих чувств. Они должны также найти ребёнку какие-то занятия, которые отвлекли бы его от мучительной влюбленности. Однако необходимо помнить, что контроль над чувствами не означает их отрицания или смягчения. Правильнее будет сказать, что контроль над чувствами должен не позволить им доминировать в мыслях или поведении. Если ребёнок поймет, что чувства естественны, но в то же время и преходящи, и, что ими можно управлять своими мыслями и поведением, он приобретает необходимую интуицию и силу.
Дети готовы демонстрировать свои эмоции родителям, другим членам семьи и друзьям. Спорный вопрос состоит не в том, показывать ли чувства, а в том, как это делать. У детей есть выбор. Ребёнок, который, к примеру, злится на приятеля, может вопить и кричать на родителей. Альтернативой может быть угрюмое поведение в следующие несколько дней. Наиболее конструктивный поступок в этой ситуации - прийти к приятелю и объяснить, как он себя чувствует, или освободиться от напряжения с помощью какой-нибудь полезной физической нагрузки, например бега или велосипедной прогулки. Чтобы знать о путях выхода из положения и использовать их, детям нужен совет и понимание родителей.
Чтобы помочь ребёнку правильно себя вести, необходимо найти золотую середину между его потребностями, мечтами и правами окружающих. Один очевидный и популярный путь -объяснить, что другие люди тоже имеют права, и научить ребёнка уважать эти права, насколько это позволяет его развитие.
Имеющиеся авторские подходы к проблеме самооценки младшего школьника свидетельствуют о том, что, несмотря на большую к ней заинтересованность, многие вопросы остаются нерешёнными. Недостаточно разработана теоретическая проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы. Вследствие этого экспериментальные исследования ограничиваются либо обусловленным возрастом, либо изучением отдельных качеств личности. В этой связи появляется необходимость исследовать проблему самооценки младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
1. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте. Новые исследования в психологии. 2003; 2 (29).
2. Соколова Е.Т., Федотова Е.О. Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки. Вестник МГУ. 1986; Серия 14, Психология.
3. Басина Е.З. Становление самооценки и образа «Я». Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Москва: Педагогика, 1998.
4. Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника. Вопросы психологии. 2008; 4.
5. Липкина А.И. Самооценка школьника. Москва, 2006.
References
1. Bocmanova M.'E., Zaharova A.V. Pokazateli i urovni refleksii v samoocenke kachestv lichnosti v mladshem shkol'nom vozraste. Novye issledovaniya vpsihologii. 2003; 2 (29).
2. Sokolova E.T., Fedotova E.O. Vliyanie motivacionnyh konfliktov i kognitivnoj nedifferencirovannosti na ustojchivost' samoocenki. Vestnik MGU. 1986; Seriya 14, Psihologiya.
3. Basina E.Z. Stanovlenie samoocenki i obraza «Ya». Osobennostipsihicheskogo razvitiya detej 6-7 letnego vozrasta. Moskva: Pedagogika, 1998.
4. Zaharova A.V. Issledovanie samoocenki mladshego shkol'nika. Voprosypsihologii. 2008; 4.
5. Lipkina A.I. Samoocenka shkol'nika. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 26.02.15
УДК 378
Saygushev N.Ya., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy of Professional Education, Magnitogorsk State Technical University n.a. G. I. Nosov (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]
Saygusheva L. I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Preschool Education, Magnitogorsk State Technical University n.a. G. I. Nosov (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]
Melekhova Yu.B., teacher, Department of English Language and Theory of Teaching Foreign Languages, Magnitogorsk State Technical University n.a. G. I. Nosov (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE TECNOLOGY OF REFLECTIVE PROGRESS OF HIGHER SCHOOL STUDENTS DURING THEIR PROFESSIONAL TRAINING. The article is devoted to the technology of higher school students' progress during their professional training through reflective and pictographic tasks. This type of tasks is considered to be a means of effective professional pedagogical training of higher school students. This new type of tasks is visual and easy to understand for future teachers. Doing the task, students don't have to keep it in mind as it is constantly in view. This is a "here" and "now" situation. The authors mention the contents of a book "The collection of pictographic pedagogical tasks" that has been published by the authors. It contains a variety of tasks and algorithms explaining how to do the pictographic pedagogical tasks. Doing these tasks promotes a reflective progress of a future teacher.
Key words: reflection, task, pictography, reflective pictographic pedagogical tasks, higher school training, future teachers.
Н.Я. Сайгушев, д-р. пед наук, проф. каф. педагогики профессионального образования МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]
Л.И. Сайгушева, канд. пед. наук, проф. каф. дошкольного образования МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]; Ю.Б. Мелехова, ст. преп. каф. английского языка и теории обучения иностранным языкам МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается технология рефлексивного продвижения студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки посредством рефлексивно-пиктографических педагогических задач. Данный тип задач рассматривается в качестве средства эффективной профессионально-педагогической подготовки студентов. Как новый тип задач - они наглядны и просты для восприятия будущих учителей. При решении задачи студенту нет необходимости удерживать ее в уме, она постоянно перед его глазами. Это ситуации «здесь» и «сейчас». Издан «Сборник задач по пиктографической педагогике», где дан веер задач и дано несколько алгоритмов работы с ними. Решение задач активизирует рефлексию (рефлексивные продвижения) будущего учителя.
Ключевые слова: рефлексия, задача, пиктография, рефлексивно-пиктографические педагогические задачи, профессиональная подготовка в вузе, будущие учителя.
Изменение социально-экономических ориентиров в обществе привело к необходимости создания эффективной системы подготовки будущего учителя. Это в свою очередь предполагает внедрение новых технологий в подготовке специалистов с учётом их личностных возможностей.
В процессе профессионально-педагогической подготовки преподавателю вуза необходимо решать со студентами такие задачи, чтобы её цель и условия способствовали эффекту профессионального образования и продвижения будущего учителя.
Для профессионально-педагогической подготовки будущего учителя издан ряд сборников педагогических задач, авторами которых являются: Л.Л. Додон (1968г.), Л.Ф. Спирин, М.А. Степин-ский, М.Л. Фрумкин (1974 г.), Т.М. Куриленко (1978 г.), М.М. Поташник, Б.З. Вульфов (1983 г.), Л.В. Кондрашова (1987 г.), В.Л. Омельяненко, Л.П. Вовк, С.В. Омельяненко (1993 г.) и др.
Бесспорным является и то, что все анализируемые нами задачи вносят определенную лепту в профессионально-педагогическую подготовку будущего учителя, но, однако, сами преподаватели педагогики, решая со студентами различные типы педагогических задач, не включают субъектный опыт студентов, и данные задачи не активизируют рефлексию (рефлексивные продвижения) будущего учителя. И в то же время следует заметить, что студенты решают педагогические задачи, составленные уже кем-то, а не ими же самими.
Все задачники, которые нами были проанализированы, содержат морально устаревшие задачи. Данные задачи (имеющийся в них текст) содержат уже не существующие, неактуальные педагогические ситуации, категории, явления.
В настоящее время остро встала проблема разработки нестандартных задач, которые были бы вне времени, были бы ак-