Научная статья на тему 'СAМООЦЕНКA ЛИЧНOСТИ В СТРУKТУРЕ САМОСОЗНAНИЯ'

СAМООЦЕНКA ЛИЧНOСТИ В СТРУKТУРЕ САМОСОЗНAНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Бекимова Жанара Эриковна

В статье содержится теоретический анализ зарубежных и oтечественных типологий «Я-концепции». Представлены и раскрыты уровни самооценки. Самооценка рассматривается как фoрма проявления самосознания и его отношения к своим способностям, возможностям, качествам, деятельности. Самооценка характеризуется как основа процесса совершенствования личности и показатель уровня его развития. Самооценка подростка является важным фактором саморегуляции личности, влияет на взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СAМООЦЕНКA ЛИЧНOСТИ В СТРУKТУРЕ САМОСОЗНAНИЯ»

УДК 159.923.2 Научная статья

САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ

Кукубаева А.Х., Бекимова Ж.Э.

Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация: В статье содержится теоретический анализ зарубежных и отечественных типологий «Я-концепции». Представлены и раскрыты уровни самооценки. Самооценка рассматривается как форма проявления самосознания и его отношения к своим способностям, возможностям, качествам, деятельности. Самооценка характеризуется как основа процесса совершенствования личности и показатель уровня его развития. Самооценка подростка является важным фактором саморегуляции личности, влияет на взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам.

Ключевые слова: самооценка, самоэффективность, самопознание, личность, саморегуляция

Для цитирования: Кукубаева, А.Х. Самооценка личности в структуре самосознания / А.Х. Кукубаева, Ж.Э. Бекимова //Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 10-14.

Самооценка - это общая оценка достоинства индивида, выраженная в положительной или отрицательной ориентации по отношению к нему. Синонимами термина "самооценка" являются чувство собственной важности, самоуважение, любовь к себе. Однако самооценка отличается от уверенности в себе и самоэффективности, которые включают убежденность в личных качествах и будущей деятельности.

Бранден [1] описывает самооценку следующим образом:

1. Самоуважение - это фундаментальная потребность человека; это часть жизненного процесса, необходимая для нормального и здорового саморазвития и жизненно важная для выживания.

2. Самооценка - это автоматическое и неизбежное следствие индивидуального выбора.

3. Самооценка - это часть или фон мыслей, чувств и действий индивида.

Самооценка - это часть нашей личности, и для того, чтобы повысить ее, нам нужно

иметь чувство личной ценности, исходящее из тех жизненных испытаний, которые демонстрируют наш успех.

Самооценка состоит из двух элементов - самопознания и самосознания. Она включала представления индивида о своих собственных сильных и слабых сторонах, способностях, установках и ценностях. Его развитие начинается с рождения и постоянно развивается под влиянием опыта.

Дети начинают осознавать свои личностные особенности на значительно более позднем этапе жизни. Процесс начинается, когда приобретены все моральные и социальные критерии для оценки. Это можно объяснить сложностью и неоднозначностью результатов проявления личностных качеств. Дети осознают свои личностные особенности и черт

характера в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Этот процесс самосознания наиболее активен в подростковом возрасте.

Подростковый возраст - это важнейший период в развитии личности, переходный период между детством и взрослостью в определенной культурной среде. Самооценка играет очень важную роль для развития в этот период. Высокая самооценка не оказывает положительного влияния на успеваемость в школе.

Самоуважение - это фундаментальный компонент самосознания. Она занимает ключевое место в структуре личности подростка, поскольку связана с психическим здоровьем и определением жизненных целей. Процессы, связанные с формированием и развитием самооценки, определяют границы взаимоотношений подростка с окружающим миром, способствуют развитию их компетентности и качеству выполняемой деятельности. Эти процессы не должны быть случайными; они должны быть плавными, чтобы подросток мог сформировать адекватную самооценку. Чем реалистичнее это будет, тем более адаптируемым будет подросток.

Самооценка является предметом исследования М. Розенберга [2]. Им было выявлено, что более высокая самооценка во многом определяется интересом родителей к собственным детям. Модель исследования самооценки, основанная на несоответствии между реальным и идеальным "я", рассматривает отсутствие соответствия между ними как результат наличия нереально высоких идеальных стандартов в данной области или как результат восприятия индивидом недостаточно хороших результатов в определенной области.

Социальная ситуация, от которой зависит психическое развитие подростка, во многом определяется семьей. Родители и старшие члены семьи должны знать специфику подросткового возраста и стремиться помочь ребенку преодолеть свои трудности, относясь к будущему полноправному гражданину с любовью, уважением и доверием. Родители должны помогать своим детям преодолевать трудности в обучении и общении; они должны давать честные и искренние ответы на многочисленные вопросы, связанные с интимными, социальными и моральными проблемами. Любовь и доверие, компетентные ответы и советы - это основной "инструмент" родителей, помогающий их детям стать взрослыми и равными им личностями. Способность понимать противоречивые факты и ситуации влияет на отношения между подростками и их родителями. Подростки сравнивают образы идеальных родителей с реальными родителями, которых они наблюдают каждый день. Они часто критически относятся к социальным институтам, включая семью и родителей.

И.Р. Перережь [3] говорит, что ребенок общается и рaстет как личность именно в коллективe, в который он включeн. Коллектив - это группа людей, объединенных на основе целенаправленной общественно значимой дeятельности и зaвисимостей. Для него харaктерна совместная таправленность на общественш значимые цели, способствующе формирoванию oбщих взглядoв и усташвок у его члeнов.

Издание ^манд и oбучение oтдельных ^трудников — это единый контролируeмый прoцесс. ^временное выявленда индивидуaльных склoнностей, стремлений и жeланий ребенга, соoтветствующих гачествам и особeнностям его индивидуaльной дeятельности, состaвляет основноe содержанж этого прощсса.

Личностное развитие и управление своими потребностями является основой возникновения, совершенствования и эффективности образовательных отношений, определяет содержание коллективной деятельности, а жизнь в коллективе является основой эффективного и личностного развития [3]. Команды необходимы для развития личности, пока у социально активной личности есть свои потребности, а деятельность необходима для формирования и развития команд.

Процесс создания и развития коллективов обеспечивает реализацию основных средств их формирования через обучение и внеучебную деятельность. Для того чтобы эта деятельность способствовала развитию коллектива, необходима ее правильная организация.

Команды являются лучшим средством развития характера только в том случае, если в них создается позитивная психологическая среда. Психологический климат - явление, существующее объективно. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально-психологическая атмосфера общества в целом. Второй фактор -микросоциальные условия. Особенности функционирования конкретной команды по отношению к разделению труда в обществе, степень изоляции команды от более широкой социальной среды и т.д. Оба этих фактора составляют состояние коллектива, называемое психологическим климатом. Климат в коллективе создается и проявляется в процессе общения, в котором реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты [4].

В этом процессе определенный характер приобретают скрытые содержательные условия взаимодействия людей: конкуренция или тайная конкуренция, товарищеская солидарность или круговая порука, насильственное давление или сознательная Дисциплина.

Здоровая социально-психологическая обстановка в классных коллективах характеризуется эффективностью учебного процесса, его организацией, отношениями с одноклассниками, учителями, сознательной дисциплиной, положительным отношением к школе, учащимся и их родителям [5]. Важным показателем успешности адаптации школьника и его личностного развития является сплоченность детского коллектива.

Каждый человек, который общается с другими, ведет себя определенным образом. Образ «Я» - это система мыслей человека о самом себе. Справедливость образа «Я» отражается на самооценке. Известно, что самооценка бывает и хорошей, и плохой. Неадекватная самооценка может привести к переоценке или недооценке. Люди с завышенной самооценкой склонны переоценивать себя в самых разных ситуациях. Такого человека можно закрыть. Низкая самооценка свидетельствует о развитии чувства неполноценности, неуверенности в себе и незащищенности. Адекватная самооценка характеризуется тем, что человек знает свои положительные и отрицательные стороны, выбирает свою деятельность в соответствии со своими возможностями и не создает барьеров в отношениях с окружающими [6]. Большое значение в развитии личности студента имеет характер связей и взаимоотношений внутри коллектива. Люди объединяются в группы с уникальными психологическими характеристиками.

Г.М. Андреева [6] отмечает, что малые группы всегда представляют собой единство социальных и личных связей и отношений. Преобладание деловых и эмоциональных отношений, своеобразный их состав формируют особую структуру отношений отдельных групп.

Лидерство - это процесс организации и управления малыми группами, процесс внутренней социально-психологической самоорганизации, самоуправление отношениями и деятельностью членов группы [7]. Некоторые ученые утверждают, что люди рождаются с качествами лидера, и что лидерство зависит, прежде всего, от формы и качества образования, ключевых фигур в группе и психологического климата общества.

Подростки обладают определенными психологическими чертами, облегчающими этот процесс и создающими среду, способствующую формированию личности лидера. Но их отсутствие или слабая представленность не делает бесполезной работу по формированию руководящих должностей [8]. Рациональное развитие имеющегося потенциала, истинное

честолюбие подростка, любовь к делу и формирование высокого уровня профессионализма и компетентности являются важнейшими условиями, ведущими к формированию лидера.

С помощью тренинга может формироваться и развиваться лидерская позиция человека, наглядно проявляющая элементы лидерства, взаимодействие лидера и группы [9]. Однако если человек занимает видное руководящее положение в группе и знаком с основами лидерства, это не означает, что он станет лидером группы. Только группе можно присвоить звание лидера по ее отношению к человеку. Лидер определяет нормы и ценности конкретной команды. Лидеры имеют прекрасную возможность вносить предложения благодаря авторитету своей должности. Детское подражание школьным руководителям исходит из самого факта доверия им. Психологическая обстановка в команде сильно различается в зависимости от того, кто является лидером.

Невозможно точно определить черты характера лидера. Это положительное явление, когда в команде много лидеров, потому что разнообразие лидеров гарантирует разнообразную жизнь коллектива, но при необходимом условии их моральные ценности не должны противоречить друг другу [9]. Индивидуальность каждого человека определяет разнообразие общения детей. Положение ребенка в коллективе напрямую зависит от того, какую группу он представляет.

Духовно-нравственные цели отражают смысл образовательного процесса, побуждая каждого ребенка возвышаться как личность в своих глазах и в глазах своего нового коллектива и вносить больший вклад в деятельность, важную для каждого члена [10]. Внутри коллектива он сам становится богаче как личность, его положение внутри коллектива становится ярче и комфортнее, повышается его человеческое достоинство.

В заключение можно отметить, что самоуважение занимает центральное место в том, что мы делаем со своей жизнью - верность, которую мы проявляем к саморазвитию и заботе о других, - и лежит в основе всего, чего подросток достигнет в своей жизни. Самооценка формируется в семье родителями, и родительское отношение имеет первостепенное значение. Самооценка будет влиять на успеваемость подростка в школе; она определит, насколько компетентным будет ребенок, в какой степени этот ребенок будет принят другими и какое признание они продемонстрируют в свою очередь.

Подростки склонны верить, что их поведение так же интересно другим, как и им самим. Они не умеют устанавливать границы между своими интересами и интересами других людей. Подростки крайне обеспокоены тем, что другие люди узнают об их недостатках. Идея о том, что другие люди постоянно наблюдают и оценивают их поведение, была названа воображаемой аудиторией. Это распространенная причина застенчивости и болезненной реакции на мнение других людей. Однако те, кто воспитывался в условиях пренебрежительного отношения к родителям, а также некоторые из авторитарных семей, демонстрировали низкий уровень самооценки. Снисходительные родители отличаются высокой теплотой и принятием, но низким уровнем контроля. Они склонны быть снисходительными и вряд ли используют силу дисциплины в своих подходах к воспитанию детей. Результат пренебрежительного воспитания, который заключается в том, что пренебрежительное воспитание повышает самый низкий уровень самооценки среди подростков.

Библиографический список

1. Александрова Ю.В. Общение подростков со сверстниками. [Электронный ресурс]. -URL: http://psyera.ru.

2. Новиченкова, Е.Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку / Е.Ю. Новиченкова. - М.: Феникс, 2015. - 449 c.

3. Бахолдина В.Ю., Ступина К.С., Ковылин В.А. Конституциональный тип и самооценка у детей и подростков // Вестник Московского университета. Серия 24. Антропология. 2010. №2.

4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. - 347 с.

5. Ковалевский В.Ю. Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценки / Ковалевский Владимир Юрьевич. - Москва: Наука, 2015. - 679 а

6. Бороздина Л.В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 11. Психология. 2013. №2.

7. Козлов, Алексей Как повысить самооценку. Способы воспитания здорового эгоизма (+ CD) / Алексей Козлов. - М.: Речь, 2017. - 176 а

8. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я концепцией // Вестник Московского университета. Серия 13. Психология. 2011. №1.

9. Коннова, Е. Г. РОСТ. Развитие, общение, самооценка, творчество. 3 класс. Курс внеурочной деятельности. Пособие для учителей и родителей / Е.Г. Коннова. - М.: Легион, 2017. - 479 а

10. Яровая, Е. А. Формирование самооценки учебной деятельности. Учись учиться! / Е.А. Яровая. - М.: Учитель, 2015. - 140 а

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры Социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет имени А.Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).

I-1: кикиЬаеуа_2011 @тail.ru

Бекимова Жанара Эриковна, магистр педагогики и психологии, Кокшетауский университет имени А.Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).

I г bekimovazhanara99@mail.ru Дата поступления: 11.01.2023

© Кукубаева А.Х., Бекимова Ж.Э., 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.