Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МОЛОДЕЖИ КАК КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МОЛОДЕЖИ КАК КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООЦЕНКА / Я-КОНЦЕПЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООЦЕНКА И КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Туяков Гибрат Тургунбаевич, Тимофеев Илья Анатольевич

В статье выделена проблема самосознания в структуре сознания. Выделены основные подходы к исследованию рассматриваемого вопроса в зарубежной, российской и казахстанской науке. Подчеркнута актуальность психологического обеспечения обучающихся. Рассмотрены особенности самооценки студентов в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Туяков Гибрат Тургунбаевич, Тимофеев Илья Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МОЛОДЕЖИ КАК КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ»

УДК 159.923.

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МОЛОДЕЖИ КАК КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ

Кукубаева А.Х., Туяков Г.Т., Тимофеев И.А. Кокшетауский университет им.А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье выделена проблема самосознания в структуре сознания. Выделены основные подходы к исследованию рассматриваемого вопроса в зарубежной, российской и казахстанской науке. Подчеркнута актуальность психологического обеспечения обучающихся. Рассмотрены особенности самооценки студентов в системе высшего образования.

Ключевые слова: сознание, самосознание, психологическое обеспечение, профессиональное самооценка, Я-концепция, учебная деятельность, самооценка и качество личности, личность студента.

Сознание выступает предпосылкой и результатом процесса осознания мира человеком. Человек, по мнению С.Л. Рубинштейна, выступает как существо, осознающее мир, как субъект процесса (деятельности) осознания мира» [1 ].

Особой формой сознания является самосознание, имеющее рефлексивную природу, как и сознание. Только сознание направлено на объективный мир в целом, а объектом самосознания является сама личность, ее внутренний мир. В самосознании человек действует и как субъект, и как объект познания. Самосознание - это, прежде всего, процесс, в котором человек познает себя и соотносится с собой, но оно также характеризуется его продуктом -Я-концепцией.

Оценочной составляющей самосознания является самооценка. В рамках исследования проблемы самосознания самооценка характеризуется как основа этого процесса, как одна из форм ее проявления. Она как психологический механизм саморегуляции выступает в качестве решающего фактора повышения эффективности деятельности человека. Самооценка - это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику, осознание своего места среди людей.

Содержание самооценки многомерно и охватывает все ее нравственные ценности, отношения и возможности. Каждая из составляющих самооценки имеет свою линию

развития, отражающую в них степень познания окружающего мира и зрелости личности.

Само понятия «самооценка» неразрывно связано с такими фундаментальными понятиями, как «сознание», «самосознание», «Я-концепция», что позволяет нам обратиться к трудам ученых, которые внесли существенный вклад в разработку феноменов сознания, самосознания и Я-концепции.

Существуют различные подходы к изучению самооценки личности. К рассмотрению аспектов психологии

самооценки обращались зарубежные ученые. Здесь можно сослаться на работы Р.Бернс, К. Роджерса [2-3]. Психологи Г. Салливен, 3. Фрейд, Э. Фромм и К. Хорни рассматривали самооценку как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида по отношению к себе и требований к внешним окружающим их условиям, как функцию целостной личности и связывали ее с аффективно-потребностной сферой индивида [4-5].

У. Джеймс определял самооценку как отношение уровня притязаний к уровню достижения. Куперсмит определяет самооценку как личностное суждение о собственной ценности, выражаемое в установках индивида. М. Розенберг рассматривает самооценку как совокупность всех представлений индивида о себе, позитивную или негативную установку, направленную на специфический объект - «Я» [Там же].

Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, самоценности и позитивного отношения ко всему тому, что относится к его «образу Я».

В российской науке самооценка рассматривалась как субъективное и

личностное_образование психики, которое

формируется при активном участии самой личности и отражает его уровень развития.

В своих научных работах такие ученые как Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, А.В. Захарова, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, А.И. Липкина, Т.Л. Миронова, Р.Д. Лэнг, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, СЛ. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин и другие [6] уделяли внимание не только анализу сущности самосознания и самооценки, но и структуре самооценки, ее функциям, возможностям и закономерностям

формирования.

Исследования в плоскости самооценки личности представлены в работах А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, В.И. Савонько, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагина и др. [7]. Самооценка представляет собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания. Она выступает как центральный компонент личности, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Существование разных подходов к определению понятия самооценки вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, её включенность в развитие особенностей личности.

Казахстанские ученые также обращались к вопросам изучения самосознания и самооценки. Предметом их исследований были подходы к изучению осмысления себя личностью и этноса в целом, структура самосознания, представления об этнической принадлежности как часть образа «Я» [8], а также вопросы формирования

профессиональной самооценки будущего специалиста в процессе различных видов деятельности [9-10], в сфере межнациональных отношений [11-12], с учетом особых образовательных потребностей и др. [13].

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» [14] говорится, что образование, право на получение которого закреплено Конституцией Республики Казахстан [15], должно быть ориентировано на формирование, развитие и профессиональное становление личности, развитие ее творческих, духовных и физических возможностей, путем создания условий для развития индивидуальности.

Характерные для нашего времени глубокие общественные преобразования и перемены не могли не затронуть области высшего профессионального образования. Возросли требования к уровню профессиональной подготовки выпускников вузов, что предполагает придание содержанию обучения практической направленности, повышение интенсивности учебного процесса.

При этом становится очевидным возрастание роли психологического

обеспечения обучения обучающихся. В современном обществе возрастает роль исследований в области профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического профиля, что определяется востребованностью их услуг в различных областях общественной жизни.

Психологическое обеспечение

профессионального обучения включает своего рода психологическую подготовку будущих специалистов. Психологическая подготовка рассматривается как формирование личности будущего специалиста, психологическая готовность к успешному овладению профессиональной деятельности. И во многом задача высших учебных заведений заключается в развитии профессиональной направленности молодежи.

С момента выбора будущей профессии начинается процесс профессионализации личности, который длится всю трудовую деятельность человека. И здесь главное значение приобретает процесс

профессионального самосознания, который выражается в становлении профессиональной Я-концепции. Одной из существенных проблем психолого-педагогического образования, на наш взгляд, является выявление и формирование определенного уровня самосознания и его компонентов у представителей конкретной профессии будущего специалиста.

Для профессионального самосознания существенную значимость приобретают сенситивные периоды. Одним из первых крупных периодов является время обучения в вузе. Именно в это время будущий специалист приобретает основные компетенции будущей профессии, позволяющие студенту осознавать свою определенную принадлежность к учебной деятельности.

Главной фигурой учебного процесса становится сам студент, берущий на себя ответственность за свое продвижение в учебной и научной деятельности. Роль педагога сводится к роли помощника, советчика, консультанта. Он подводит обучающего к самостоятельной работе по индивидуальному планированию учебных действий с учетом достигнутых успехов, активизируя внутренний потенциал студента.

Самооценка способствует более осмысленному обучению. В результате включения студента в оценочную деятельность приобретается навык искать причины в самом себе в случае неудачи, а не в плохом преподавании.

Современные исследования говорят в пользу влияния самооценки на продуктивность учебной деятельности (А.И. Захаров, А.В. Захарова, А.И. Липкина, Л.В. Баруздина, Е.С. Рощина) [16]. Изучение особенностей самооценки в условиях учебной деятельности позволяет выявить характер проявления регулирующей функции оценки личности.

Что касается психологического сопровождения на стадии профессионального образования, то его технология оказывается различной для разных этапов обучения в вузе, когда вначале происходит адаптация к учебному процессу вузовской системы образования, на последующих курсах наблюдается интенсификация процесса обучения, а на старших курсах -идентификация молодежи с будущей профессией.

В этих условиях профессиональной подготовки выпускников вузов значимым является возрастание роли психологического обеспечения обучения студентов

В связи с тем, что в современном обществе осуществляется переход от профессионального образования к

непрерывному образованию, закономерно

меняется и среда обучения, которая все больше ориентируется на самостоятельную работу студентов. Актуализируется принцип саморазвития, увеличивается

продолжительность и усиливается значимость этапов самообразования в общей системе обучения, существенно возрастает объем самостоятельной учебной работы студентов.

В этом отношении большое значение приобретают вопросы формирования профессиональной самооценки студентов, то есть осознания и оценки ими своих способностей, возможностей и

профессионально важных качеств. Со всей очевидностью становится актуальными и вопросы изучения психологических факторов, влияющих на развитие профессиональной самооценки, а также значимость активного развития личности в процессе овладения будущей профессией.

Формирование потребности в оценивании себя как будущего специалиста, в повышении уровня профессионального самосознания становится важной задачей современного педагогического образования.

Самооценка является центральным компонентом личности, ядром системы ценностей человека как показатель индивидуального уровня развития студента. При самооценке студент сам себе дает содержательную характеристику своих результатов, анализирую свои положительные стороны и недостатки, ищет пути устранения последних. Она способствует развитию реального уровня притязаний молодого человека. Таким образом, самооценка выступает как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения.

Вместе с тем необходимо отметить, что самооценка не только позволяет молодому человеку увидеть сильные и слабые стороны своей деятельности, но и на основе осмысления этих результатов получить возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Таким образом, самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, позволяет обучающимся выстроить самостоятельный план действий.

Самооценка позволяет смотреть на себя со стороны, сравнивать свои качества с качествами других людей и выбирать на

основании этих вычислений наиболее удачные действия.

Кроме того, уровень самооценки детерминируется уровнем достижений индивида и степенью сформированности личностных качеств, степень важности которых устанавливается индивидом самостоятельно. Адекватность самооценки определяется результатом соотнесения разнообразных оценочных суждений индивида о себе с обладаемыми им качествами, а также результатом процесса самопознания.

В этом отношении большое значение приобретают вопросы формирования профессиональной самооценки студентов, то есть осознания и оценки ими своих способностей, возможностей и

профессионально важных качеств.

Психологическое обеспечение

профессионального становления предполагает создание определенной сферы

профессионального развития личности, укрепления профессионального "Я", поддержание адекватной самооценки, развитие саморегуляции.

Знание и правильная оценка человеком своих особенностей составляет основу сознательного или интуитивного управления и регулирования процессом этой деятельности, во многом определяя ее эффективность.

В системе образования актуальной становится проблема формирования

потребности в саморазвитии,

самосовершенствовании. Данный вопрос стоит особенно остро в процессе оценивания деятельности студента. Для его решения возможно использование самооценки в процессе учебной деятельности.

Реалии настоящего времени

предъявляют к каждому члену общества требования быть высокообразованной творческой личностью, способной к саморазвитию и максимальной самореализации.

В заключение следует подчеркнуть значимость формирования у индивида положительной Я-концепции, которая заключается в позитивном отношении к себе, самоуважении, уверенности в себе и своих силах, и способствует полной реализации индивида в жизни, в том числе обеспечивает успешность его профессиональной

деятельности.

Подход к самооценке, как к

сложноструктурированному системному

образованию, связан с реализацией

комплексного исследования - изучения

специфики самооценивания человека,

обеспечивающей ее эффективное формирование.

Библиографический список

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии. Издательство: Питер, 2002. - 720 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. М.: Прогресс, 1986. 420 с.

3. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии М.: Эксмо, 2002. -976 с.

4. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учебное пособие. — М., 1996. - 416 с.

5. Кавун Л. В. Психология личности. Теории зарубежных психологов. 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов. 2020. - 109 с.

6. Милорадова Н. Г. Психология. Учебное пособие для вузов. 2020. - 225 с.

7. Молчанова О. Н. Психология самооценки. 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов. 2020. - 308 с.

8. Кукубаева А.Х., Нысанбекова Ж.Н. К вопросу о самосознании личности и этноса //Наука и реальность. 2020. - №1. - С. 21-25 с.

9. Алимбаева С.К., Сабралиева Ж.Т. Формирование профессиональной самооценки будущего специалиста в процессе педагогической практики //Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Психология». - Т.65. - №4. -С. 107-112.

10. Мусихина Е.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов-психологов в системе высшего образования: Автореф. ... д-ра пс.н. - Алматы, 2010. - 53 с.

11. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1991, 24с.

12. Мусабаева З.Т. Психологическое самосознание и национальная идентификация

13. населения современного Казахстана //Матер. межд. научно-практ. конф.

«Актуальные проблемы теоретической и практической психологии. 2020. - С.416-421.

14. Сатова А.К., Калыкбаева А. Организация самоценивания детей с ООП как психолого-педагогическая проблема //Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Психология», №2(59) 2019 г. - С. 9-12.

15. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-Ш (с

изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.20г. за №351-VI (вводится в действие с 1 июля 2021г.) //ИПС «Эдалет»

16. Конституция Республики Казахстан. 30.08.95 г.

17. Психология самосознания. Хрестоматия /Ред.Д.Я.Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 672 с.

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Cоциально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, РеспубликаКазахстан).

е-mail: kukubaeva_2011@mail.ru

Туяков Гибрат Тургунбаевич, преподаватель кафедры «Cоциально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова. (г. Кокшетау, РеспубликаКазахстан).

е-mail: tuyakov.gibrat@mail.ru

Тимофеев Илья Анатольевич, студент 3 курса образовательной программы «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, РеспубликаКазахстан).

Дата поступления статьи: 10.12.2021

© Кукубаева А.Х., Туяков Г.Т., Тимофеев И.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.