Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА КАК ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ'

САМООЦЕНКА КАК ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1288
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / САМОКОНТРОЛЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД / САМООЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Елисеев Алексей Константинович

Процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен мало. Для определения эффективных путей формирования правильной самооценки необходимо знать ее уровень, степень развития и характер, чтобы в данный момент организовать психолого-педагогическое воздействие для получения положительного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Елисеев Алексей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА КАК ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

УДК: 159.9

САМООЦЕНКА КАК ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Власенко С.В., Елисеев А.К. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен мало. Для определения эффективных путей формирования правильной самооценки необходимо знать ее уровень, степень развития и характер, чтобы в данный момент организовать психолого-педагогическое воздействие для получения положительного результата.

Ключевые слова: самооценка, самоконтроль, подростковый период, самооценочные суждения, восприятие.

Интерес подростка к своему " я " -к его характеристикам, способностям проявляется в каждом возрасте по-разному, и на каждом этапе жизни обогащается новым содержанием. "Я сделаю это сам!"- говорит трехлетний ребенок. А это значит, что он отличался от окружающего объективного мира, отличался от других людей.

Для нас эта разница очевидна, иначе быть не может, но для ребенка-это существенный шаг в развитии.

"Кто я?", "Что это?", "Что я могу сделать" - задается вопросом подросток; и это уже другая форма и другой уровень развития самосознания.

Самосознание-сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что она направлена на себя.

В процессе самосознания человек выступает как: Я- познающий и Я-познавающий.

Важным аспектом самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого компонента, как самооценка.

Самооценка, как определил Т. В. Барлас, -это оценка человеком самого себя: его качеств, способностей, особенностей своей

деятельности.

Самооценка формируется в единстве двух факторов, составляющих ее:

- рациональное, отражающее знание человека о себе;

- эмоционально, размышляя, как он воспринимает и оценивает это знание [1, С.48].

Общий результат (а диапазон здесь может быть очень широк-от веры в собственную идеальность до безрассудного

самоуничижения) складывается из

перечисленных показателей.

Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и проступков, их мотивов и целей, способности видеть и оценивать свои способности.

Самооценка, говорит В. Н. Куницына, имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, стабильной или неустойчивой.

Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка.

Подросток четко понимает и отождествляет те сферы жизни, те сферы деятельности, в которых он находится:

- сильный;

- может получить высокие результаты;

- преодолевать немалые трудности и те, в которых его способности посредственны [2, С.8].

На ранних стадиях развития подросток:

- оценивает главным образом их физические качества и способности («я большой», «я сильный»),

- тогда практические навыки, поступки и моральные качества начинают признаваться и оцениваться.

Самооценка начинает действовать как самый важный регулятор:

- поведение,

- деятельность в преподавании, работе, общении, самообразовании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным влиянием социальных факторов-прежде всего, общения подростка с окружающими

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем [3, С. 217].

Играть, практиковать, общаться:

- привлечь его внимание к себе;

- они поставили его в ситуацию, когда он должен сам себя контролировать.

При этом определяющим фактором является:

- оценить его способность делать что-то;

- соблюдать определенные требования и правила;

- выполнять действия, чтобы показать определенные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей его деятельности, его хода и его достижений [4, С. 125].

По словам И. Н. Малиновского, в любой возрастной период на формирование самооценки в первую очередь влияет деятельность, которую она ведет в этом возрасте:

- в школьном возрасте основной воспитательной деятельностью является обучающая деятельность;

- именно от его курса в решающей степени зависит формирование самооценки подростка, оно напрямую связано с его успеваемостью, успехами в преподавании.

Кроме того, психологические

исследования показывают, что:

- самооценка учащихся начальной школы не является независимой;

- в нем доминируют оценки других;

- во-первых, оценки учителя.

У хороших студентов сформировалась высокая, часто преувеличенная самооценка. В слабом студенте самооценка как правило -низкая, в основном преимущественно заниженная.

Слабые ученики постепенно начинают вырабатывать в себе:

- неуверенность;

- тревогу;

- застенчивость;

- они не чувствуют себя хорошо среди своих одноклассников;

- они опасаются взрослых.

Другой набор личных качеств начинает развиваться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Они отличаются самоуверенностью, часто переходящей в чрезмерную уверенность в себе, привычкой быть первым, образцовым [5, С. 13].

По мнению А. И. Кравченко, и недооценка, и переоценка собственной силы и способностей не являются безобидным явлением для школьника.

Привычка к определенному положению в классной команде-«слабой», «средней» или «сильной», устанавливающей тон в школе, -постепенно оставляет отпечаток на всех аспектах жизни подростка.

Также все отношения детей начинают развиваться под влиянием этого уже «узаконенного» деления класса по результатам воспитательной деятельности.

«Звезды», которые больше всего привлекают своих сверстников в начальной школе, - это те дети, в дневниках которых преобладают положительные оценки, преимущественно пятерки.

В процессе взросления и становления подростка отмечается:

- характер и особенности видения себя в обществе;

- восприятие общества;

- иерархия общественных отношений;

-меняются мотивы и степень их

адекватности социальным потребностям [4, С. 124].

Реан А. А. считает, что на первой стадии подросткового возраста, в 12 - 13 лет, наряду с общим принятием себя, ситуационно-негативное отношение подростка к себе остается, в зависимости от оценок других, прежде всего сверстников.

В то же время, критика подростка относительно себя, опыт неудовлетворенности сопровождается повышенной потребностью в самооценке и общим позитивным отношением как к личности.

У подростка в этот период развивается отношение к себе, когда самооценка теряет

свою зависимость от ситуаций успеха-неудачи и становится стабильной.

Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором самооценка относится к идеальному "Я".

Что касается собственного тела, то можно заметить, что степень удовлетворения или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит от того, как он выглядит и существенно влияет на его самооценку.

Структура самооценки представлена двумя составляющими: когнитивной и эмоциональной.

Первый отражает знание человека о себе, второй-его отношение к себе.

В процессе самооценки эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот, ни другой не могут быть представлены в чистом виде.

Человек приобретает знания о себе через общение с другими людьми.

Это знание неизбежно покрывается эмоциями, сила и интенсивность которых зависят от того, насколько значима полученная для индивида информация.

Качественная уникальность когнитивных и эмоциональных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.

Мельников В. М. выделил три уровня формирования когнитивной составляющей самооценки:

1. Самый высокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой:

- преобладающая ориентация подростков и обоснование самооценки на знание собственных особенностей;

- способность обобщать ситуации, в которых реализуются оцененные качества;

- причинно-следственная атрибуция, обусловленная внутренними условиями; глубокое и разностороннее содержание суждений о самооценке;

- использование их в основном в проблемных формах.

2. Средний уровень характеризуется непоследовательностью в проявлении реалистичных самооценок:

- ориентация подростков в обосновании самооценки в первую очередь на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и

ситуаций самооценки, причинно-следственной атрибуции, обусловленной внешними условиями;

-наличие суждений о самооценке относительно узкого содержания;

- их реализация как в проблемных, так и в категориальных формах.

3. Низкий уровень характеризуется преобладающей неадекватностью самооценки:

- обоснование самооценки для эмоциональных предпочтений;

- отсутствие подтверждения самооценки путем анализа реальных фактов;

- причинная атрибуция, обусловленная субъективно неуправляемыми условиями;

- поверхностное содержание суждений о самооценке и использование их главным образом в категорических формах [6, С. 42].

В период подросткового возраста многие исследователи отмечают постепенное повышение адекватности самооценки.

Это связано с тем, что подростки:

-ранжируются ниже по тем показателям, которые сами по себе определяют в категорию важных;

- это снижение указывает на их больший реализм, в то время как дети склонны переоценивать оценку своих качеств.

Кваде, В. П. Панцов представил данные по показателям различных видов самооценки подростков. Поэтому адекватная самооценка, по их мнению, предусматривает надежную и сильную ориентацию подростка на будущую профессию и высокую оценку учителями соблюдения норм нравственного поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гипертрофированная самооценка

заставляет подростка иметь низкую оценку поведения своих сверстников, а само чувство собственного достоинства вызывает низкую психологическую стабильность [7, С. 150].

Поэтому такая важная черта личности, как самооценка, сформировавшаяся в

подростковом возрасте, развивается во внутреннем мире подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Барлас Т.В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я» - М: Изд. центр «Академия», 1997. -158 с.

2.Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя: Метод. пособие в помощь лектору - Ленинград: О-во

«Знание» РСФСР. Ленингр. организация, 1972. - 117 с.

3. Психология подростка: Учебник /Под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. -480 с.

4. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях) - М.: Русское слово, 2002. - 318 с.

5. Малиновский И.Н. Формирование самооценки подростка // журнал Адукацыя i выхаванне -Минск: РУП «Издательство

«Адукацыя i выхаванне», 2004. - № 11. - С 12 -15.

6. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности -Издательство: Просвещение, 1985. -321 с.

7. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков // журнал Вопросы психологии. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2007. - № 3. - С. 149 -156.

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Елисеев Алексей Константинович, магистрант 2 курса образовательной программы «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: diser16@mail.ru

Дата поступления статьи: 04.03.2021

© Власенко С.В., Елисеев А.К., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.