Научная статья на тему 'САМООТНОШЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМ'

САМООТНОШЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербинина О.С.

На современном этапе развития системы образования значительно увеличилось внимание к такой нестандартной категории, как одаренные дети. Одаренные дети являются одной из категорий групп социального риска. Это связано с наличием у них особенностей и трудностей в личностном и социальном развитии, таких как специфика самоотношения, коммуникативные трудности, сложности самопрезентации и самореализации и др. Эти особенности могут стать причиной сложностей во взаимоотношениях таких детей с коллективом сверстников, что влечет за собой непринятие в детский коллектив или даже изоляцию. Данные факты говорят о необходимости особой организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных организациях на основе понимания специфики их развития. Цель работы - охарактеризовать особенности самоотношения одаренных детей. В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения и социального развития младших школьников с признаками одаренности, одаренных подростков и одаренных старшеклассников. Диагностическим инструментарием выступили следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС), методика изучения сформированности образа «Я» и самооценки (Д.Б. Эльконин, А.Б. Венгер, 1987), опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова), опросник «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ATTITUDE OF GIFTED CHILDREN AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM OF

At the present stage of the development of the education system, attention to such a non-standard category as gifted children has significantly increased.Gifted children are one of the categories of social risk groups. This is due to the presence of their characteristics and difficulties in personal and social development, such as the specifics of self-attitude, communication difficulties, difficulties of self-presentation and self-realization, etc. These features can cause difficulties in the relationship of such a child with a group of peers, which leads to rejection in the children's group or even isolation. These facts indicate the need for a special organization of psychological and pedagogical support for gifted children in educational organizations based on an understanding of the specifics of their development.The purpose of the work: to characterize the features of self-attitude of gifted children. The article presents the results of a study of the features of self-attitude and social development of younger schoolchildren with signs of giftedness, gifted adolescents and gifted high school students. The diagnostic tools were the following methods: The method of studying the self-attitude of S. R. Pantileev ( MIS); the method of studying the formation of the image of «I» and self-esteem (D.B. Elkonin, A.B. Wenger, 1987); The questionnaire «School situation» (V.K. Zaretsky, A.B. Kholmogorova); The Questionnaire«Subject position» (V.K. Zaretsky).

Текст научной работы на тему «САМООТНОШЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМ»

188

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба чевского. Сери я: Социальные науки, 2021, № 4 (64), с. 188-196

УДК 37.015.323

DOI 10.52452/18115942_2021_4_188

САМООТНОШЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© 2021 г. О.С. Щербинина

Щербинина Ольга Станиславовна, к.пед.н.; доц.; доцент кафедры психолого-педагогического образования Костромского государственного университета

shcherbinina-olga@list.ru

Статья поступола вредакцою 10.06.2021 Статья пронята к публокацоо 30.10.2021

На современном этапе развития системы образования значительно увеличилось внимание к такой нестандартной категории, как одаренные дети. Одаренные дети являются одной из категорий групп социального риска. Это связано с наличием у них особенностей и трудностей в личностном и социальном развитии, таких как специфика самоотношения, коммуникативные трудности, сложности самопрезентации и самореализации и др. Эти особенности могут стать причиной сложностей во взаимоотношениях таких детей с коллективом сверстников, что влечет за собой непринятие в детский коллектив или даже изоляцию. Данные факты говорят о необходимости особой организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных организациях на основе понимания специфики их развития. Цель работы - охарактеризовать особенности самоотношения одаренных детей. В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения и социального развития младших школьников с признаками одаренности, одаренных подростков и одаренных старшеклассников. Диагностическим инструментарием выступили следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС), методика изучения сформированности образа «Я» и самооценки (Д.Б. Эльконин, А.Б. Венгер, 1987), опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова), опросник «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий).

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, социальное развитие, социализация, психолого-педагогическое сопровождение, самоотношение.

Введение

На современном этапе развития системы образования в России важными задачами являются организация и осуществление работы с одаренными детьми как научным, интеллектуальным и творческим потенциалом страны. Для успешного становления системы работы с данной категорией важно определить условия и средства, способствующие развитию одаренного ребенка.

В Российской Федерации работа с одаренными детьми преимущественно организуется по трем направлениям: работа в общеобразовательных организациях, работа в организациях дополнительного образования и олимпиадно-конкурсное движение.

Система олимпиадно-конкурсных мероприятий способствует выявлению детей с признаками одаренности. Эта работа охватывает разнообразные виды одаренности: от интеллектуальной до творческой, представляя широчайший спектр конкурсов и олимпиад разного уровня (от муниципального до международного) для детей от дошкольного возраста до 18 лет.

Сопровождение детей, проявивших свои потенциалы, осуществляется в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования.

Общеобразовательные организации (школы, лицеи и гимназии) нередко выделяют одаренных детей как особую категорию своей воспитательной работы. В школах создаются условия для развития способностей и разрабатываются программы сопровождения; однако, как показывают практика и результаты проведенных нами исследований, общеобразовательные организации преимущественно ориентированы на школьные успехи детей и их победы в конкурсах и олимпиадах. Создание условий для социального развития одаренных детей и своевременная социализация не являются для них приоритетной задачей.

При этом результаты изучения обозначенной проблемы демонстрируют неадекватную самооценку, сложности самореализации и самопрезентации своих разработок у одаренных детей, трудности выстраивания коммуникации с взрослыми и сверстниками, что влечет за собой социальную изоляцию таких детей [1].

Одной из причин, порождающих эти сложности, становится самоотношение одаренных детей.

Самоотношение можно понимать как целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. С ним тесно связано понятие «самооценка», трактуемое как эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Самооценка является изменчивой структурой. Тогда как самоотношение - относительно устойчивый феномен, синтезирующий множество самооценочных характеристик.

Наша работа направлена на изучение особенностей самоотношения одаренных детей.

Задачи исследования:

1) изучение самооценки и самоотношения младших школьников;

2) изучение самоотношения одаренных подростков;

3) исследование самоотношения одаренных старшеклассников;

4) разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с учетом выявленных особенностей самоотношения.

Методология

Современная психолого-педагогическая литература имеет значительное количество научных трудов, посвященных изучению проблем одаренности и одаренных детей.

Весомый вклад в изучение сущности одаренности и психологии одаренных детей внесли такие российские ученые, как Д.Б. Богоявленская, Т.В. Бондарчук, А.А. Вербицкий, Л.А. Венгер, К.М. Гуревич, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, В.А. Лазарев, Н.С. Лейтес, Л.А. Леутина, Р.А. Литвак, A.M. Матюшкин, В.И. Панов, В.А. Петровский, А.И. Савенков, М.А. Холодная, В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич и другие [2-5].

Теоретико-методологической основой в изучении проблем социального развития и социализации одаренных детей становятся работы Л.С. Выготского, М.А. Галагузовой, О.И. Иванова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, М.М. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна [6].

Социальная составляющая жизни одаренных детей также привлекает внимание зарубежных психологов в течение длительного времени. Среди зарубежных исследований интересными представляются подходы M.A. Joyce, P.J. Schwanenf-lugel к проблеме изучения детской одаренности, актуализации внимания к трудностям в развитии одаренного ребенка [7]. Результаты иссле-

дований J.L. Davis, S.A. Robinson подтверждают подверженность одаренных детей буллингу и говорят о необходимости специальной работы с их психоэмоциональной сферой, что требует высокой компетентности специалистов, работающих с одаренными детьми [8]. Высокие риски неудач в школе у одаренных детей в сравнении со сверстниками засвидетельствованы в работах A. Guez, H. Peyre, M. Le Cam, N. Gauvrit, F. Ramus [9; 10].

Особую значимость для нас имеют результаты исследования Е.Н. Волковой, А.В. Микляе-вой, А.Н. Кошелевой, В.В. Хороших по проблеме отношения к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы [11].

Вопросы самоотношения изучались в трудах отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики, акмеологии. В своем исследовании мы отталкиваемся от понимания самоотношения как компонента системы отношений человека и как компонента самосознания. Являясь компонентом системы отношений, самоотношение, с одной стороны, обеспечивает процессы самоопределения и самореализации человека, а с другой стороны, выступает как их результат. Как компонент самосознания, оно обеспечивает оценку своих характеристик. Наряду с этим оно способствует или препятствует самоопределению и самореализации и одновременно эмоционально-ценностному принятию себя.

В исследовании обобщены данные, полученные в разные периоды времени с 2016 до 2021 гг.

Выборочную совокупность исследования составили 104 одаренных ребенка (участники обр азовательных программ ОЦ «Сириус» г. Сочи и участники Многопредметной школы Костромского государственного университета для одаренных школьников). В исследовании использовался комплекс диагностических методик: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС); методика изучения сформированности образа «Я» и самооценки (Д.Б. Эльконин, А.Б. Венгер, 1987); опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова); опросник «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий).

Результаты и их обсуждение

Практический опыт работы и результаты исследований с одаренными детьми разного возраста подтвердили имеющиеся у нас на данный момент сведения о наличии у ряда одаренных

15

10

0

Я -

хороший

Рис. 1. Изучение сформированности образа «Я» и самооценки младших школьников (и=34)

школьников трудностей в коммуникации со сверстниками и педагогами (развитие коммуникативных способностей, наличие навыков взаимодействия и решения конфликтных ситуаций), трудностей, связанных с неадекватной самооценкой (завышенной и заниженной), тревожностью в ситуациях общения со сверстниками (недопонимание, травля со стороны одноклассников) и т.д. Мы предположили, что одной из причин обозначенных трудностей может стать самоотношение одаренного ребенка. В связи с этим нами было проведено исследование для изучения особенностей самоотношения и социального развития одаренных детей, в котором приняли участие младшие школьники с признаками одаренности, одаренные подростки и одаренные старшеклассники.

Результаты диагностики младших школьников (и=34) проводились с помощью методики «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» (Д.Б. Эльконин, А.Б. Венгер, 1987) (рис. 1).

Первая серия методики проводилась по следующим вопросам.

1. Представь себе человека, который бы тебе так нраволся, что ты хотел бы быть таком, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каком бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожом?

18 одаренных детей ответили, что в будущем они хотели бы стать похожи на своих педагогов, у которых они занимаются на данный момент или у которых занимались когда-либо, иметь такой же опыт в построении занятия и для передачи знаний подрастающему поколению; обучающиеся хотели бы стать такими же уважаемыми, как их педагоги.

15 обучающихся назвали известных балерин в качестве своих кумиров и объяснили это тем, что в будущем они хотят быть частью большого балета, гастролировать по миру и иметь большую силу воли, выдержку для поддержания себя в форме и стабильных нагрузок и тренировок.

Одна обучающаяся в качестве примера назвала свою маму, перечисляя все её положи-

тельные качества (доброта, поддержка в трудных ситуация, понимание со стороны мамы).

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нраволся, что ты но за что не хотел бы быть таком, как он, не хотел бы быть на него похожом. Какой это человек? Каком бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожом?

При ответе на данный вопрос обучающиеся не назвали определенного человека, они лишь перечисляли отрицательные, по их мнению, качества личности (лицемерие, чрезмерная гордыня, ненадежность, невозможность положиться на человека, непонимание, злость, агрессивность, жадность), утверждая, что такими они никогда не хотели бы стать.

Вторая серия методики направлена на изучение соответствия реальной самооценки себя и идеальной.

Проанализировав ответы обучающихся по вопросам второй серии, мы получили следующие результаты:

- 26 обучающихся имеют высокую самооценку;

- у 8 обучающихся дифференцированная самооценка (девочки считали, что они могут быть лучше, выносливее, старательнее, чем на данный момент):

- у 2 обучающихся выявлен самокритичный уровень представления о себе (в ходе дальнейшей беседы установлено, что данная позиция ребенка связана с полученной травмой, из-за которой девочка не может тренироваться в полную силу).

Для изучения особенностей социального развития одаренных подростков мы взяли опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова) (табл. 1).

По результатам проведенного исследования большинство одарённых подростков с удовольствием ходит в школу, и отношения с педагогами-предметниками и классными руководителями они оценивают как хорошие. При этом значительное число респондентов считает многие школьные предметы ненужными и, не стесняясь, пропускает многие уроки. В качестве причины пропусков называются дела вне школы. Из-за проблем в школе у половины респондентов возникают трудности во взаимоотношениях с родителями.

На вопрос «Есть ли у тебя друзья в школе?» все опрошенные ответили «да», или «скорее да, чем нет». Однако практически все говорят о наличии врагов или недоброжелателей в классе. Кроме того, почти у половины респондентов возникают конфликты с родителями из-за учебы.

5

На основании полученных данных мы можем зафиксировать хорошее отношение к школе в целом и у опрошенных подростков. Однако многие школьные предметы оцениваются респондентами как ненужные и вызывают у них сложности.

Большинство опрошенных говорят о наличии как друзей, так и врагов в их школьном сообществе.

Исследование мы продолжили с помощью опросника «Субъектная позиция» (В.К. Зарец-кий) (табл. 2).

По результатам опроса, одаренные школьники ходят в школу потому, что так надо, по мнению родителей и учителей. Однако при решении поставленных школьных заданий они часто идут собственным, а не традиционным путем. И им очень хочется найти свой способ решения задачи.

Для половины опрошенных важна похвала взрослых при выполнении задания. И почти все опрошенные отметили, что любят решать трудные проблемные задачи.

По результатам применения «Методики исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева в диагностике подростков мы увидели, что большинство респондентов проявляет закрытость. Это свидетельствует о выраженном защитном поведении личности, желании соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми.

Шкала «самоуверенность» демонстрирует низкие показатели у опрошенных, что может говорить о недостаточном уважении к себе и

быть связано с неуверенностью в своих возможностях и сомнением в своих способностях. Это может приводить к избеганию контактов с людьми, глубокому погружению в собственные проблемы, внутренней напряженности.

Значительное число респондентов получило высокие баллы по шкале «саморуководство». Это может свидетельствовать о восприятии себя подростками как главного источника развития своей личности, регулятора достижений и успехов.

Большая часть выборки показала низкие баллы по шкале «внутренняя конфликтность». Это, как правило, говорит о положительном отношении к себе, ощущении баланса между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, удовлетворенностью сложившейся жизненной ситуацией и собой. В данном случае возможно отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя.

По результатам диагностики у большинства респондентов получены низкие баллы по шкале «самообвинение», что свидетельствует о тенденции к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. При этом защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели.

Изучение особенностей самоотношения и социального развития одаренных старшекласс-

Таблица 1

Результаты опроса подростков с помощью опросника «Школьная ситуация» _(В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова), и=26___

Вопросы Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

Хорошие ли у тебя отношения с учителями в целом? 18 6 2 0

Есть ли один учитель, с которым у тебя очень хорошие отношения? 23 3 0 0

Хорошие ли у тебя отношения с классным руководителем? 21 4 1 0

Нравится ли тебе учиться в школе? 15 9 2 0

Много ли предметов ты считаешь бессмысленными? 20 3 2 1

Считаешь ли ты, что учеба в школе пригодится тебе в будущем? 3 14 7 2

Часто ли ты пропускаешь занятия в школе без уважительных причин? 0 1 3 22

Строго ли контролируется в школе посещение уроков? 24 0 2 0

Связаны ли твои пропуски с теми или иными проблемами в школе? 0 0 0 26

Связаны ли твои пропуски с какими-либо делами, интересами вне школы, которые для тебя важнее учебы? 21 5 0 0

Есть ли у тебя в классе друзья? 19 6 1 0

Окончание таблицы 1

Вопросы Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

Есть ли у тебя в классе враги и недоброжелатели? 0 1 1 24

Дружный ли у вас класс? 2 12 9 3

Есть ли у тебя друзья за пределами класса, с которыми тебе интереснее, чем с ребятами из класса? 23 3 0 0

Посещаешь ли ты кружки и секции в школе? 11 0 0 15

Часто ли ваш класс собирается, чтобы вместе провести праздники, другие мероприятия? 13 6 3 4

Нравится ли тебе принимать участие в классных мероприятиях? 3 18 4 1

Есть ли среди учителей кто-то, с кем тебе и твоим одноклассникам нравится проводить свободное время и внеклассные мероприятия? 4 6 15 1

Есть ли предметы в классе, по которым тебе особенно трудно учиться? 1 4 13 8

Есть ли предметы, которые ты настолько запустил, что самому тебе уже не наверстать упущенное? 2 5 11 8

Помогает ли тебе кто-либо в семье, если у тебя возникают трудности в учебе? 16 4 5 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть ли учителя, к которым ты можешь обратиться за помощью, если у тебя возникают трудности в учебе? 22 1 3 0

Интересуются ли родители твоей учебой? 18 4 3 1

Есть ли у твоих родителей контакт с классным руководителем? 26 0 0 0

Часто ли у тебя возникают конфликты с родителями из-за учебы? 1 10 12 3

Часто ли учителя жалуются на тебя родителям? 1 2 20 3

Таблица 2

Результаты диагностики одаренных подростков с помощью опросника «Субъектная позиция» _(В.К. Зарецкий) ___

Вопросы Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

Родители и учителя говорят, что очень важно учиться, поэтому я учусь и хожу в школу 17 6 2 1

Я решаю примеры только так, как говорит учитель 7 2 3 14

Если на уроке я что-то не понял, я обязательно постараюсь разобраться в этом 15 4 6 1

Я обязан ходить в школу и выполнять все требования учителей 24 1 0 1

Когда я выполняю задание, самое важное, чтобы меня похвалили 9 4 9 4

Мне часто хочется найти свой способ решения задачи 17 4 4 1

Обычно я не делаю домашнее задание 0 2 5 19

Мне нравится справляться с трудными задачами 16 6 4 0

Я иногда пропускаю занятия 9 1 6 10

Когда мы проходим новую тему, мне хочется разобраться в непонятных вопросах 19 7 0 0

Можно сказать, что сорванный урок - это развлечение 0 0 0 26

Я не стал бы ходить на дополнительные занятия по трудному для меня предмету 7 1 12 6

ников (и=32) проводилось нами с помощью тех же диагностических методик (как у подростков).

Опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова) показал, что одаренные старшеклассники в целом хорошо относятся к школе, к учителям и к классным руководителям, но, как и подростки, воспринимают многие предметы как бессмысленные (табл. 3).

У большинства опрошенных есть друзья в школе; отрицательно ответили на вопрос о

наличии друзей 18% одаренных старшеклассников. При этом все опрошенные считают, что в классе у них есть враги. 56% респондентов ответили, что имеют друзей за пределами школы.

Наряду с этим свои классы дети оценивают как дружные. Классы достаточно часто собираются для совместных дел и мероприятий.

32% опрошенных ответили, что у них есть предметы, по которым трудно учиться и которые являются запущенными.

Таблоца 3

Опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова)__

Вопросы Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

Хорошие ли у тебя отношения с учителями в целом? 32 0 0 0

Есть ли один учитель, с которым у тебя очень хорошие отношения? 32 0 0 0

Хорошие ли у тебя отношения с классным руководителем? 28 4 0 0

Нравится ли тебе учиться в школе? 14 8 10 0

Много ли предметов ты считаешь бессмысленными? 18 2 10 2

Считаешь ли ты, что учеба в школе пригодится тебе в будущем? 22 8 2 0

Часто ли ты пропускаешь занятия в школе без уважительных причин? 0 0 0 32

Строго ли контролируется в школе посещение уроков? 32 0 0 0

Связаны ли твои пропуски с теми или иными проблемами в школе? 0 0 0 32

Связаны ли твои пропуски с какими-либо делами, интересами вне школы, которые для тебя важнее учебы? 32 0 0 0

Есть ли у тебя в классе друзья? 18 8 6 0

Есть ли у тебя в классе враги и недоброжелатели? 0 0 12 20

Дружный ли у вас класс? 24 8 0 0

Есть ли у тебя друзья за пределами класса, с которыми тебе интереснее, чем с ребятами из класса? 12 6 6 8

Посещаешь ли ты кружки и секции в школе? 0 0 0 32

Часто ли ваш класс собирается, чтобы вместе провести праздники, другие мероприятия? 22 4 0 6

Нравится ли тебе принимать участие в классных мероприятиях? 24 4 0 4

Есть ли среди учителей кто-то, с кем тебе и твоим одноклассникам нравится проводить свободное время и внеклассные мероприятия? 14 14 4 0

Есть ли предметы в классе, по которым тебе особенно трудно учиться? 8 6 4 14

Есть ли предметы, которые ты настолько запустил, что самому тебе уже не наверстать упущенное? 6 4 12 10

Помогает ли тебе кто-либо в семье, если у тебя возникают трудности в учебе? 4 8 12 8

Есть ли учителя, к которым ты можешь обратиться за помощью, если у тебя возникают трудности в учебе? 22 8 2 0

Интересуются ли родители твоей учебой? 32 0 0 0

Есть ли у твоих родителей контакт с классным руководителем? 32 0 0 0

Часто ли у тебя возникают конфликты с родителями из-за учебы? 2 4 8 18

Часто ли учителя жалуются на тебя родителям? 0 2 12 18

Конфликты с родителями из-за учебы возникают у 81% опрошенных. При этом все пишут, что родители интересуются их учебой и у родителей есть контакт с классным руководителем.

Опросник «Субъектная позиция» (В.К. За-рецкий) (табл. 4) продемонстрировал тот факт, что дети учатся потому, что так надо и так говорят взрослые. В отличие от подростков, старшеклассники не так склонны к поиску новых путей решения и делают задачи таким путем, который показал учитель. Однако похвала взрослых становится для них не так важна, как для подростков. Они более самодостаточны.

Большинство из них не делает домашнее задание. У них уже нет тяги к проблемным задачам, однако в новых темах они стремятся разобраться.

Полученные результаты показывают больший конформизм и социальную пассивность у одаренных старшеклассников, в отличие от подростков.

По результатам «Методики исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева (рис. 2) большинство одаренных старшеклассников демонстрирует открытость. Такие показатели могут говорить о внутренней честности, открытости

Таблица 4

Опросник «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий) __

Вопросы Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

Родители и учителя говорят, что очень важно учиться, поэтому я учусь и хожу в школу 18 14 0 0

Я решаю примеры только так, как говорит учитель 22 2 8 0

Если на уроке я что-то не понял, я обязательно постараюсь разобраться в этом 12 8 2 10

Я обязан ходить в школу и выполнять все требования учителей 28 4 0 0

Когда я выполняю задание, самое важное, чтобы меня похвалили 6 4 16 6

Мне часто хочется найти свой способ решения задачи 2 2 18 10

Обычно я не делаю домашнее задание 6 2 14 10

Мне нравится справляться с трудными задачами 8 4 16 4

Я иногда пропускаю занятия 14 6 0 12

Когда мы проходим новую тему, мне хочется разобраться в непонятных вопросах 30 2 0 0

Можно сказать, что сорванный урок - это развлечение 0 0 0 32

Я не стал бы ходить на дополнительные занятия по трудному для меня предмету 18 2 8 4

отношений человека с самим собой, о достаточно развитой рефлексии и глубоком понимании себя.

Шкала «самоуверенность» у большинства одаренных старшеклассников демонстрирует высокие показатели в сравнении с данными подростков, что может говорить о выраженной самоуверенности, ощущении силы собственного «Я», высокой смелости в общении. Наряду с этим полученные результаты могут говорить о том, что респонденты уважают себя, довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы.

Одаренные старшеклассники, вслед за одаренными подростками, продемонстрировали высокие баллы по шкале «саморуководство», свидетельствуя о восприятии себя как главного источника развития своей личности, регулятора достижений и успехов.

Большинство респондентов показало высокие баллы по шкале «зеркальное «Я», что говорит об их восприятии себя как принятых окружающими людьми. Такие люди чувствуют, что их любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Они ощущают в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов.

Шкала «самопринятие» у 75% респондентов демонстрирует высокие баллы, свидетельствуя о склонности воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Это говорит о положительном общем фоне восприятия себя. Человек ча-

сто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать себя плохим человеком.

Одаренные старшеклассники, как и одаренные подростки, продемонстрировали низкие баллы по шкале «внутренняя конфликтность», что свидетельствет о положительном отношении к себе, ощущении баланса между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, удовлетворенностью сложившейся жизненной ситуацией и собой.

Шкала «самообвинение» у одаренных старшеклассников имеет низкие баллы, что говорит об их склонности отрицать собственную вину в конфликтных ситуациях. При этом защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели.

Полученные результаты были учтены нами при разработке программы работы с одаренными школьниками «Саморазвитие - путь к успеху». Ее цель - разработка одаренным школьником программы интеграции в систему социальных отношений на основе саморазвития. В процессе занятий дети учатся выделять приоритеты при планировании своих жизненных перспектив на основе позитивного самоотношения и самопринятия, осознания себя в социуме.

Программа реализуется нами четыре года в Многопредметной школе для одаренных школьников Костромского государственного университета.

Рис. 2. Результаты диагностики одаренных школьников с помощью методики исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (и=12)

Эффективность работы по программе под-

одаренные подростки демонстрируют не-

тверждается как качественными, так и количественные данными. Диагностическим инструментарием для оценки эффективности работы выступают несколько методик, одной из которых является «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева.

Полученные результаты диагностики фиксируют изменения показателей «замкнутость», «саморуководство», «самоценность», «самопривязанность» у одаренных школьников -участников Школы одаренных школьников КГУ, что свидетельствует, на наш взгляд, об эффективности работы в решении поставленной цели программы.

Выводы

По результатам диагностики мы выявили следующие особенности самоотношения и социального развития младших школьников с признаками одаренности:

- большинство одаренных младших школьников имеет высокую самооценку;

- в качестве своих идеалов младшие школьники с признаками одаренности видят своих педагогов и тренеров, на которых ориентируются в процессе подготовки.

Проведенное исследование позволило выявить следующие особенности самоотношения и социального развития одаренных подростков:

- большинство одарённых подростков с удовольствием ходит в школу, и отношения с педагогами-предметниками и классными руководителями они оценивают как хорошие;

- большинству одаренных подростков свойственны закрытость, выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми;

уверенность в своих возможностях, сомневаясь в своих способностях;

- выявлены тенденции к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях у одаренных подростков (при этом защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели).

Результаты диагностики особенностей самоотношения и социального развития одаренных старшеклассников позволяют сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- одаренные старшеклассники в целом хорошо относятся к школе, к учителям и к классным руководителям; но, как и одаренные подростки, воспринимают многие предметы как бессмысленные;

- одаренные старшеклассники не стремятся к проблематизации в обучении;

- похвала взрослых становится для этой категории детей не так важна, как для одаренных подростков, они более самодостаточны;

- у большинства одаренных старшеклассников превалирует открытость как внутренняя честность, открытость отношений человека с самим собой;

- по шкале «самоуверенность» большая часть опрошенных имеет высокие показатели, демонстрируя выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении;

- так же как одаренные подростки, одаренные старшеклассники в большинстве ответов показали высокие баллы по шкале «саморуководство», что говорит о восприятии себя как главного источника развития своей личности, регулятора достижений и успехов;

- по шкале «самопринятие» 75% опрошенных продемонстрировали высокие баллы, что

говорит о склонности воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений.

Полученные результаты расширяют представления об особенностях самоотношения одаренных детей, которые важно учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения данной нестандартной категории детей. Эффективность данной работы подтверждает успех реализации программы «Саморазвитие - путь к успеху» на базе Многопредметной школы Костромского государственного университета для одаренных школьников.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00656.

Список литературы

1. Щербинина О.С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: Монография / Науч. ред. М.И. Рожков. Кострома: Костромской государственный ун-т, 2019. 179 с.

2. Психология одаренности и творчества / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. М.: СПб.: Нестор-История, 2017. 288 с.

3. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 28-38.

4. Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в социокультурных условиях [Электронный ресурс] // Современные

исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1(09). URL: www.sisp. nkras.ru (дата обращения: 15.02.2021).

5. Леутина Л.А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 152-173.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 200 с.

7. Joyce M. A., Schwanenflugel P.J. Development of Metacognitive Concepts about Thinking in Gifted and Nongifted Children: Recent Research // Learning and Individual Differences. 1996. Vol. 8. № 4. Р. 305-325.

8. Davis J.L., Robinson S.A. Being 3e, a new look at culturally diverse gifted learners with exceptional conditions: An examination of the issues and solutions for educators and families // Twice Exceptional: Supporting and Educating Bright and Creative Students with Learning Difficulties. 2018. 18 January. Р. 278-289.

9. Guez A., Peyre H., Le Cam M., Gauvrit N., Ramus F. Are High-IQ Students more at Risk of School Failure? // Intelligence. 2018. Vol. 71. Р. 32-40.

10. Peyre H., Ramus F., Melchior M., Forhan A., Heude B., Gauvrit N. Emotional, Behavioral and Social Difficulties among High-IQ Children during the Preschool Period: Results of the EDEN mother-child cohort // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 233. 17 October. Р. 333-337.

11. Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. C. 49-63.

SELF-ATTITUDE OF GIFTED CHILDREN AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM OF

O.S. Shcherbinina

Kostroma State University

At the present stage of the development of the education system, attention to such a non-standard category as gifted children has significantly increased.

Gifted children are one of the categories of social risk groups. This is due to the presence of their characteristics and difficulties in personal and social development, such as the specifics of self-attitude, communication difficulties, difficulties of self-presentation and self-realization, etc. These features can cause difficulties in the relationship of such a child with a group of peers, which leads to rejection in the children's group or even isolation. These facts indicate the need for a special organization of psychological and pedagogical support for gifted children in educational organizations based on an understanding of the specifics of their development.

The purpose of the work: to characterize the features of self-attitude of gifted children. The article presents the results of a study of the features of self-attitude and social development of younger schoolchildren with signs of giftedness, gifted adolescents and gifted high school students. The diagnostic tools were the following methods: The method of studying the self-attitude of S. R. Pantileev ( MIS); the method of studying the formation of the image of «I» and self-esteem (D.B. Elk-onin, A.B. Wenger, 1987); The questionnaire «School situation» (V.K. Zaretsky, A.B. Kholmogorova); The Questionnaire «Subject position» (V.K. Zaretsky).

Keywords: giftedness, gifted child, social development, socialization, psychological and pedagogical support, self-attitude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.