Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / GIFTEDNESS / GIFTED CHILD / JUNIOR SCHOOL STUDENT / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIALIZATION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK / GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербинина Ольга Станиславовна

В условиях активизации воспитательной работы в современных образовательных условиях, повысилось внимание к работе с особыми категориями детей, в том числе, с одаренными детьми. Особое внимание в работе с одаренными детьми уделяется развитию их способностей и созданию условий для достижений в интересующей ребенка области, тогда как решение задач социализации и социального развития остается подчас без должного внимания педагогов. Именно это, на наш взгляд, может стать причиной виктимизации и неуспеха взрослых людей, проявлявших в детстве признаки одаренности. С данной нестандартной категорией детей имеет значение работа на каждом возрастном этапе, но младший школьный возраст как период адаптации к общеобразовательной организации имеет особую ценность для создания условий успешной социализации и социального развития одаренного ребёнка младшего школьного возраста. В данный период закладывается не только фундамент знаний и учебных умений, но и формируются будущие социальные взаимоотношения с коллективом детей и педагогами. Важно обращать внимание на социальную составляющую развития одаренного обучающегося младшего школьного возраста. Таким образом, особое значение приобретает социально-педагогическая работа с одаренными детьми в начальной школе. Нами было проведено изучение особенностей и трудностей социального развития данной возрастной категории, которые легли в основу разработки содержания социально-педагогической деятельности с одаренными обучающимися младшего школьного возраста. Цель представленного исследования: проанализировать результаты изучения особенностей социального развития одаренных детей младшего школьного возраста и сформулировать особенности социально-педагогической работы с данной категорией учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербинина Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-PEDAGOGICAL WORK WITH GIFTED STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE

In the context of increasing educational work in modern educational conditions, attention to working with special categories of children, including gifted children, has increased. Special attention in working with gifted children is paid to the development of abilities and the creation of conditions for achievements in the field of interest to the child, while solving problems of socialization and social development remains sometimes without the proper attention of teachers. That is, in our opinion, can be a cause of victimization and the failure of adults who in childhood characteristics of giftedness. Work at each age stage is important for this non-standard category of children, but primary school age as a period of adaptation to a General education organization is of particular value for creating conditions for successful socialization and social development of a gifted Junior school student. During this period, not only the Foundation of knowledge and learning skills is laid, but also future social relationships with the team of children and teachers are formed. At this time, it is important to pay attention to the social component of the development of a gifted Junior school student. Thus, social and pedagogical work with gifted children in primary schools is of particular importance. We studied the features and difficulties of social development of younger students, which formed the basis for the development of the content of socio-pedagogical work with gifted younger students. The purpose of this research is to analyze the results of studying the features of social development of gifted primary school children and formulate the features of socio-pedagogical work with this category of students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 376.545

О. С. Щербинина http://orcid.org/0000-0001-8203-0489

Особенности социально-педагогической работы с одарeнными обучающимися младшего школьного возраста

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00656

Для цитирования: Щербинина О. С. Особенности социально-педагогической работы с одаренными обучающимися младшего школьного возраста // Социально-политические исследования. 2020. № 2 (7). С. 92-101. Б01 10.20323/2658-428Х-2020-2-7-114-123

В условиях активизации воспитательной работы в современных образовательных условиях, повысилось внимание к работе с особыми категориями детей, в том числе, с одаренными детьми. Особое внимание в работе с одаренными детьми уделяется развитию их способностей и созданию условий для достижений в интересующей ребенка области, тогда как решение задач социализации и социального развития остается подчас без должного внимания педагогов. Именно это, на наш взгляд, может стать причиной виктимизации и неуспеха взрослых людей, проявлявших в детстве признаки одаренности.

С данной нестандартной категорией детей имеет значение работа на каждом возрастном этапе, но младший школьный возраст как период адаптации к общеобразовательной организации имеет особую ценность для создания условий успешной социализации и социального развития одаренного ребёнка младшего школьного возраста. В данный период закладывается не только фундамент знаний и учебных умений, но и формируются будущие социальные взаимоотношения с коллективом детей и педагогами. Важно обращать внимание на социальную составляющую развития одаренного обучающегося младшего школьного возраста. Таким образом, особое значение приобретает социально-педагогическая работа с одаренными детьми в начальной школе.

Нами было проведено изучение особенностей и трудностей социального развития данной возрастной категории, которые легли в основу разработки содержания социально-педагогической деятельности с одаренными обучающимися младшего школьного возраста. Цель представленного исследования: проанализировать результаты изучения особенностей социального развития одаренных детей младшего школьного возраста и сформулировать особенности социально-педагогической работы с данной категорией учащихся.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, младший школьный возраст, социальное развитие, социализация, социально-педагогическая работа, общеобразовательная организация.

© Щербинина О. С., 2020

114

О. С. Щербинина

O. S. Shcherbinina

Features of socio-pedagogical work with gifted students of primary school age

In the context of increasing educational work in modern educational conditions, attention to working with special categories of children, including gifted children, has increased. Special attention in working with gifted children is paid to the development of abilities and the creation of conditions for achievements in the field of interest to the child, while solving problems of socialization and social development remains sometimes without the proper attention of teachers. That is, in our opinion, can be a cause of victimization and the failure of adults who in childhood characteristics of giftedness.

Work at each age stage is important for this non-standard category of children, but primary school age as a period of adaptation to a General education organization is of particular value for creating conditions for successful socialization and social development of a gifted Junior school student. During this period, not only the Foundation of knowledge and learning skills is laid, but also future social relationships with the team of children and teachers are formed. At this time, it is important to pay attention to the social component of the development of a gifted Junior school student. Thus, social and pedagogical work with gifted children in primary schools is of particular importance.

We studied the features and difficulties of social development of younger students, which formed the basis for the development of the content of socio-pedagogical work with gifted younger students. The purpose of this research is to analyze the results of studying the features of social development of gifted primary school children and formulate the features of socio-pedagogical work with this category of students.

Key words: giftedness, gifted child, junior school student, social development, socialization, social and pedagogical work, General educational organization.

Введение

Для определения содержания социально-педагогической работы с одаренными обучающимися, значимым является выявление особенностей и трудностей социального развития одаренных детей на разных возрастных этапах [Богоявленская, 2004, с. 46].

Одним их важных возрастных периодов является младший школьный возраст, когда ребенок адаптируется к общеобразовательной организации, к новому виду деятельности [Лейтес, 2003, а 13].

Методология. Нами было проведено исследование среди участников смен образовательного центра «Сириус». Нашим исследованием были охвачены 34 обучающихся направления «Хореография» в возрасте 9-11 лет. Диагностическим инструментарием для детей младшего школьного возраста выступила Методика изучения сформированное™ образа «Я» и самооценки (Эльконин, Венгер, 1987).

Результаты исследования. Первая серия методики проводилась по следующим вопросам:

Особенности социально-педагогической работы с одаренными обучающимися младшего школьного возраста

115

Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

18 одаренных детей ответили, что в будущем они хотели бы стать похожими на своих педагогов, у которых они занимаются на данный момент или у которых занимались когда-либо, иметь такой же опыт в построении занятия и для передачи знаний подрастающему поколению; обучающиеся хотели

стать такими же уважаемыми как свои педагоги.

15 обучающихся назвали известных балерин в качестве своих кумиров и объяснили это тем, что в будущем они хотят быть частью большого балета, гастролировать по миру и иметь большую силу воли, выдержку для поддержания себя в форме и стабильных нагрузок и тренировок.

Одна девочка в качестве примера назвала свою маму, перечисляя все её положительные качества (доброта, поддержка в трудных ситуация, понимание со стороны мамы).

14

12

10

Я - хороший

Я - самокритичный

К Содержательное представление о себе

8

6

4

2

0

Рис. 1. Изучение сформированности образа «Я» и самооценки младших школьников (п=34)

1. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел

бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хо-

116

О. С. Щербинина

тел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

Отвечая на данный вопрос, обучающиеся не назвали определенного человека, они лишь перечисляли отрицательные, по их мнению, качества личности (лицемерие, чрезмерная гордыня, ненадежность, невозможность положиться на человека, непонимание, злость, агрессивность, жадность), утверждая, что такими они никогда не хотели бы стать.

Вторая серия методики направлена на изучение соответствия реальной самооценки себя и идеальной.

Проанализировав ответы обучающихся по вопросам второй серии, мы получили следующие результаты:

26 обучающихся имеют высокую самооценку. У 8 обучающихся дифференцированная самооценка (девочки считали, что они могут быть лучше, выносливее, старательнее чем на данный момент). У 2 обучающейся выявлен самокритичный уровень представления о себе, в ходе дальнейшей беседы установлено, что данная позиция ребенка связана с полученной травмой из-за которой девочка не может тренироваться в полную силу.

Анализ содержания проблемы в соответствии с целью исследования

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Поступивший в общеобразовательную организацию ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у

него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений [Мешкова, 2015, а 26].

Младший школьный возраст - это период впитывания информации, накопления знаний [Попова, 2009, с. 103]. В данном возрасте дети демонстрируют доверчивое подчинение авторитету, повышенную восприимчивость, наивно-игровое отношение к происходящем, впечатлительность, которые способствуют успешному выполнению познавательной функции. Для одаренных детей младщего школьного возраста характерно сочетание возрастных факторов, идущих от разных периодов детства (например, младшего и среднего школьного возраста), что обуславливает усиление предпосылок общего развития.

Процесс психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младщего школьного возраста включает в себя решение актуальных трудностей, возникающих у ребенка и профилактику сложностей в обучении и развитии. Решение представленных задач может осуществляться только совместными усилиями всех специалистов службы социально-психолого-педагогического сопровождения общеобразовательной организации.

В качестве компонентов содержания деятельности службы психолого-педагогического сопровождения можно обозначить:

Особенности социально-педагогической работы с одаренными обучающимися младшего школьного возраста

117

— диагностику особенностей и трудностей развития ребенка (психического, личностного, социального);

— изучение и анализ возможностей образовательной среды общеобразовательной организации;

— совместную разработку специалистами индивидуальных образовательных маршрутов и реализацию программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности.

Приоритетным направлением психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младще-го школьного возраста является предупреждение познавательных, психологических и личностных отклонений в развитии: проблемы социальной дезадаптации, неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация, недоразвитие отдельных психических процессов [Лепешев, 2018, а 138].

В качестве условий успешного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младщего школьного возраста можно назвать:

— четкие представления администрации общеобразовательной организации о «команде» учителей будущих первых классов уже к середине учебного года;

— преемственность между дошкольными образовательными организациями и начальной школой;

— осознание значимости психолого-педагогического сопровождения как направления деятельности

общеобразовательной организации, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды.

Не менее важным в процессе сопровождения является обеспечение преемственности между начальным и общим образованием, а также серьезная работа в период адаптации к начальной школе:

— учет психологических особенностей первоклассников и уровень познавательной деятельности каждого;

— анализ причин трудностей адаптации и создание условий для коррекции проблем адаптационного периода.

Мы можем сформулировать следующие особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми младщего школьного возраста в общеобразовательном учреждении:

1. Необходимость и значимость оказания помощи в учебной и внеучебной деятельности и в поиске материала. Одаренные дети более нуждаются в помощи, более уязвимы при попытке самостоятельной учебной деятельности и результативны при оказании помощи;

2. Дифференцированный подход. Здесь речь идет именно о дифференциации, а не о послаблении со стороны педагога. Упор делается на те предметы, которыми одаренный ребёнок заинтересован в большей степени;

3. Включенность ребенка в поисковую и проектную деятель-

118

О. С. Щербинина

ность. Здесь, наоборот, упор необходимо делать на общность одаренного ребенка с коллективом. Одаренные обучающиеся имеют возможность создавать проекты и защищать их в социальных группах с обычными детьми;

4. Оказание помощи при трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Данная особенность, актуальная для одаренных детей разных возрастов, становится особо значимой в младшем школьном возрасте в связи с необходимостью адаптации ребенка в общеобразовательной организации и новом коллективе;

5. Необходимость организации проблемного обучения как максимально стимулирующего развитие одаренного ребенка младшего школьного возраста [Захарова, 2019, с. 27].

В период младшего школьного возраста накапливаются знания и вырабатываются навыки. Здесь помощником родителей в создании условий для полноценного развития становятся педагоги, но родители не должны рассчитывать на то, что общеобразовательная организация будет удовлетворять всем интересам ребенка. Если ребенок чем-либо особенно интересуется, проявляет склонности, способности в данной сфере, то его развитие становится общей задачей семьи [Смирнов, 2017, с. 42].

Школа - любая, даже для высокоодаренных детей - ставит ребенка в фиксированные рамки общих для его сверстников знаний и уме-

ний [Леутина, 2014, с. 154]. Уникальность одаренного ребенка должна развиваться дальше дома или на дополнительных занятиях [Guez A., Peyre H., Le Cam, 2018]. Родителям нелегко подбирать подходящие книги, материалы для экспериментов или правильные формы помощи [Davis, J. L., Robinson, S. A., 2018]. Но не следует доводить дело до слишком узкой специализации. Ребенок должен иметь разнообразные возможности открывать для себя и другие области знаний. И здесь определенную помощь могут оказать учителя-предметники и другие специалисты общеобразовательной организации, посредником в контакте с которыми могут стать педагог-психолог и социальный педагог [Грушецкая, 2018, с. 136].

Одной из социально-педагогических проблем на данном этапе может стать низкая мотивация одаренного ребенка к посещению общеобразовательной организации [Хазова, 2013, с. 105]. В этом случае родители совместно с социальным педагогом должны объяснить, что школа существует не только для учебы, но и для того, чтобы быть вместе со сверстниками, и что взаимоотношения со сверстниками также важны для жизни, как и знания, поскольку они являются частью жизни [Юркевич, 2018, с. 33]. Даже самый одаренный ученый нуждается в команде, а талантливейший музыкант работает с оркестром.

Особенности социально-педагогической работы с одаренными обучающимися младшего школьного возраста

119

Можно говорить о следующих целях психолого-педагогического сопровождения обучающихся

младшего школьного возраста:

— повышение уровня психологической готовности детей к обучению, развитие коммуникативных способностей;

— повышение готовности педагогов к работе с новым контингентом детей;

— адаптация учебной программы, нагрузки и образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников;

— создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе и образовательной организации в целоме;

— установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками образовательного процесса;

— выработка единых и последовательных требований;

— формирование и сплочение классного коллектива.

Названные цели определяют направления психолого-

педагогического сопровождения:

1. Психолого-педагогическая диагностика:

— изучение школьной мотивации;

— исследование эмоционально-волевой сферы: самооценка, эмоционально-психологическое состояние, школьная тревожность, агрессивность, произвольность деятельности и саморегуляции;

— исследование социально-психологической сферы: интерперсональные особенности обучаю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щихся младшего школьного возраста, особенности развития классного коллектива.

2. Организационная работа -создание единого информационного поля общеобразовательной организации, ориентированного на всех участников образовательного процесса, создание и обеспечение деятельности службы психолого-педагогического сопровождения, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями.

3. Повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

4. Реализация профилактических программ, направленных на предотвращение проблем межличностного взаимодействия, и проблем во взаимоотношениях в системах «ребенок - родители», «ребенок - педагог»;

5. Реализация коррекционно-развивающих программ, направленных на решение проблем в школьной адаптации и трудностей в обучении.

Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности:

1. Наличие и реализация программы психодиагностического обследования одаренных детей;

2. Создание банка данных по одаренным обучающимся общеобразовательной организации;

3. Разработка и ведение дневника индивидуального развития одаренного обучающегося, куда заносятся результаты диагностики,

120

О. С. Щербинина

успехи, достижения ребенка, содержание работы специалистов с данным учащимся;

4. Разработка и реализация индивидуальных программ для одаренных обучающихся:

5. Ведение профилактической работы в группах по предотвращению трудностей взаимоотношений одаренного учащегося и сверстников;

6. Создание оптимальных условий эффективной деятельности кабинета психолога.

Выводы

Итак, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации представляет собой деятельность, направленную на создание социально-психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.

Особенности социально-

педагогической работы по преодолению трудностей социального развития одаренных обучающихся младшего школьного возраста заключаются в следующем:

- создание условий для адаптации одаренного ребенка в школьном коллективе, работа на сплочение коллектива, развитие умений работать в группе;

- профилактика сложностей в бучении и развитии ребёнка;

- создание условий для развития способностей и самореализации одаренного ребёнка младшего школьного возраста во время классной и внеурочной работы;

— повышение психолого-педагогической компетентности учителей начальных классов в работе с одаренными детьми;

— предоставление родителям одаренных детей небанальной информации об их детях;

— предупреждение познавательных, психологических и личностных отклонений в развитии: проблемы социальной дезадаптации, неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация, недоразвитие отдельных психических процессов [Щербинина, 2019, с. 153].

Библиографический список

1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46-68.

2. Захарова Ж. А. Особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в условиях современных образовательных организаций / Ж. А. Захарова., И. Н. Грушецкая, О. С. Щербинина // Science for Education Today (предыдущее название - Вестник Новосибирского государственного педагогического университета). 2019. Том 9. № 1. С. 27-42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658.

3. Грушецкая И. Н. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития / И. Н. Грушецкая, О. С. Щербинина // Перспективы Науки и Образования. 2018. № 5 (35). С. 136-144. DOI: http://dx.doi.Org/10.32744/pse.2018.5.15.

Особенности социально-педагогической работы с одаренными обучающимися младшего школьного возраста

121

4. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 13-19.

5. Лепешев Д. В. Методы диагностики одаренных детей / Д. В. Лепешев, А. А. Караулова // Вестник Омского регионального института. № 3. 2018. С. 138-142.

6. Леутина Л. А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях// Вопросы образованияю. 2014. №3. С. 152-173. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-152-173

7. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект // Современная зарубежная психология. 2015. Т.4. № 1. С. 26-44.

8. Панов В. И. Одаренность: от парадоксов к развитию субъектости // Известия Московского государственного технического университета МАМИ 2014. № 4. Том 5. С. 129-137.

9. Попова Л. В. Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. C. 101-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12991708. (Дата обращения: 20.05.2020).

10. Смирнов В. А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации / В. А. Смирнов, С. А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2017. Т. 23. № 5. С. 39-43.

11. Хазова С. А. Одаренный подросток как субъект межличностного взаимодействия // Вестник Костромского государственного университета им.

H. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 2. С. 102-107.

12. Щербинина О. С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: монография / О. С. Щербинина ; науч. ред. М. И. Рожков. Кострома : Костромской государственный университет, 2019. 179 с.

13. Юркевич В. С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 28-38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203.

14. Davis, J.L., Robinson, S.A. Being 3e, a new look at culturally diverse gifted learners with exceptional conditions: An examination of the issues and solutions for educators and families // Twice Exceptional: Supporting and Educating Bright and Creative Students with Learning Difficulties. 18 January 2018. Pages 278-289. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/oso/9780190645472.003.0017

15. Guez, A., Peyre, H., Le Cam, M., Gauvrit, N., Ramus, F. Are high-IQ students more at risk of school failure? // Intelligence. 2018. Volume 71. Pages 32-40. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2018.09.003.

Bibliograficheskij spisok

1. Bogojavlenskaja D. B. Rabochaja koncepcija odarennosti // Voprosy obrazovani-ja. 2004. № 2. S. 46-68.

2. Zaharova Zh. A. Osobennosti social'no-pedagogicheskoj raboty s odarennymi shkol'nikami v uslovijah sovremennyh obrazovatel'nyh organizacij / Zh. A. Zaharova.,

I. N. Grusheckaja, O. S. Shherbinina // Science for Education Today (predydushhee

122

О. С. Щербинина

nazvanie - Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta). 2019. Tom 9. № 1. S. 27-42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658.

3. Grusheckaja I. N. Vzaimodejstvie odarennyh shkol'nikov s mikrosociumom kak uslovie ih social'nogo razvitija / I. N. Grusheckaja, O. S. Shherbinina // Perspektivy Nauki i Obrazovanija. 2018. № 5 (35). S. 136-144. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2018.5.15.

4. Lejtes N. S. O priznakah detskoj odarennosti // Voprosy psihologii. 2003. № 4. S. 13-19.

5. Lepeshev D. V. Metody diagnostiki odarennyh detej / D. V. Lepeshev, A. A. Karaulova // Vestnik Omskogo regional'nogo instituta. № 3. 2018. S. 138-142.

6. Leutina L. A. Socializacija detej v sovremennyh pedagogicheskih issledovanijah// Voprosy obrazovanijaju. 2014. №3. S. 152-173. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-152-173

7. Meshkova N. V. Zarubezhnye issledovanija odarennosti: social'no-psiholo-gicheskij aspekt // Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. 2015. T.4. № 1. S. 26-44.

8. Panov V. I. Odarennost': ot paradoksov k razvitiju sub#ektosti // Izvestija Mos-kovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta MAMI 2014. № 4. Tom 5. S. 129-137.

9. Popova L. V. Obrazovatel'nye programmy dlja odarennyh detej v stranah Evropy // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2009. № 4. C. 101-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12991708. (Data obrashhenija: 20.05.2020).

10. Smirnov V. A. Opyt realizacii programmy razvitija lichnostnyh resursov dlja odarennyh starsheklassnikov v ramkah psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija processa socializacii / V. A. Smirnov, S. A. Hazova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2017. T. 23. № 5. S. 39-43.

11. Hazova S. A. Odarennyj podrostok kak sub#ekt mezhlichnostnogo vzai-modejstvija // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekra-sova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. 2013. T. 19. № 2. S. 102-107.

12. Shherbinina O. S. Preodolenie trudnostej social'nogo razvitija odarennyh detej: monografija / O. S. Shherbinina ; nauch. red. M. I. Rozhkov. Kostroma : Kostromskoj gosudarstvennyj universitet, 2019. 179 s.

13. Jurkevich V.S. Intellektual'naja odarennost' i social'noe razvitie: pro-tivorechivaja svjaz' // Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. 2018. T. 7. № 2. S. 28-38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203.

14. Davis, J.L., Robinson, S.A. Being 3e, a new look at culturally diverse gifted learners with exceptional conditions: An examination of the issues and solutions for educators and families // Twice Exceptional: Supporting and Educating Bright and Creative Students with Learning Difficulties. 18 January 2018. Pages 278-289. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/oso/9780190645472.003.0017

15. Guez, A., Peyre, H., Le Cam, M., Gauvrit, N., Ramus, F. Are high-IQ students more at risk of school failure? // Intelligence. 2018. Volume 71. Pages 32-40. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jintell.2018.09.003.

Особенности социально-педагогической работы с одаренными обучающимися младшего школьного возраста

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.