Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ДОШКОЛЬНИК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / GIFTEDNESS / GIFTED CHILD / PRESCHOOL CHILD / SOCIALIZATION / SOCIAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербинина О.С., Грушецкая И.Н.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения условий психолого-педагогического сопровождения дошкольников с признаками одаренности для своевременного решения ими возрастных задач социализации. Несвоевременность решения задач социализации (естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических) становится причиной появления признаков виктимизации, пагубно влияющих на жизнь одаренного ребенка и оказывающих воздействие на выбор жизненного сценария взрослеющего одаренного человека. В связи с этим нами проводится изучение особенностей и трудностей социализации одаренных детей на разных возрастных этапах, которые, на наш взгляд, лежат в основе их успешного будущего, выстроенного по жизненному сценарию «Победителя» (по Э. Берну). В статье представлены результаты первого этапа исследования среди дошкольников, позволяющие увидеть степень проявления познавательных потребностей и воображения в охваченной выборке. Данные получены с помощью тестирования детей, анкетирования педагогов и родителей. Статья предназначена для педагогов-психологов, социальных педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, а также ученых и практиков, заинтересованных проблемой работы с одаренными дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербинина О.С., Грушецкая И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE MANIFESTATIONS OF PRE-SCHOOL CHILDREN'S GIFTEDNESS IN THE FRAMEWORK OF A LONGITUDINAL STUDY OF THE SPECIFICS OF SOLVING SOCIALIZATION PROBLEMS

The relevance of the article is due to the need to study the conditions of psychological and pedagogical support of pre-school children with signs of giftedness in order to timely solve age-related socialization problems. The untimely solution of socialization tasks (natural-cultural, socio-cultural, socio-psychological) causes the appearance of victimization signs that adversely affect the life of a gifted child and affect the choice of the life scenario of a growing up gifted person. In this regard, we study the features and difficulties of socialization of gifted children at different age stages, which, in our opinion, are the basis of their successful future, built according to the life scenario of the "Winner" (according to E. Bern). The article presents the results of the first stage of the study among pre-school children, which allow us to see the degree of manifestation of cognitive needs and imagination in the covered sample. The data was obtained by testing children, interviewing teachers and parents. The article is intended for teachers-psychologists, social educators, and specialists of pre-school educational organizations, as well as scientists and practitioners interested in the problem of working with gifted preschoolers.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

ПСИХОЛОГИЯ Педагогическая психология

УДК 377

Изучение проявлений одаренности дошкольников в рамках лонгитюдного исследования специфики решения задач социализации

Studying the manifestations of pre-school children's giftedness in the framework of a longitudinal study of the specifics of solving socialization problems

Щербинина О.С., Костромской государственный университет, shcherbinina-olga@list.ru Грушецкая И.Н., Костромской государственный университет, i-grushetskaya@ksu.edu.ru

Shcherbinina O., Kostroma State University, shcherbinina-olga@list.ru Grushetskaya I., Kostroma State University, i-grushetskaya@ksu.edu.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.027

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20013-00656.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, дошкольник, социализация, социальное развитие, психолого-педагогическое сопровождение.

Keywords: giftedness, gifted child, pre-school child, socialization, social development, psychological and pedagogical support.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения условий психолого-педагогического сопровождения дошкольников с признаками одаренности для своевременного решения ими возрастных задач социализации. Несвоевременность решения задач социализации (естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических) становится причиной появления признаков виктимизации, пагубно влияющих на жизнь одаренного ребенка и оказывающих воздействие на выбор жизненного сценария взрослеющего одаренного человека. В связи с этим нами проводится изучение особенностей и трудностей социализации одаренных детей на разных возрастных этапах, которые, на наш взгляд, лежат в основе их успешного будущего, выстроенного по жизненному сценарию «Победителя» (по Э. Берну).

В статье представлены результаты первого этапа исследования среди дошкольников, позволяющие увидеть степень проявления познавательных потребностей и воображения в охваченной выборке. Данные получены с помощью тестирования детей, анкетирования педагогов и родителей.

Статья предназначена для педагогов-психологов, социальных педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, а также ученых и практиков, заинтересованных проблемой работы с одаренными дошкольниками.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the conditions of psychological and pedagogical support of pre-school children with signs of giftedness in order to timely solve age-related socialization problems. The untimely solution of socialization tasks (natural-cultural, socio-cultural, socio-psychological) causes the appearance of victimization signs that adversely affect the life of a gifted child and affect the choice of the life scenario of a growing up gifted person. In this regard, we study the features and difficulties of socialization of gifted children at different age stages, which, in our opinion, are the basis of their successful future, built according to the life scenario of the "Winner" (according to E. Bern).

The article presents the results of the first stage of the study among pre-school children, which allow us to see the degree of manifestation of cognitive needs and imagination in the covered sample. The data was obtained by testing children, interviewing teachers and parents.

The article is intended for teachers-psychologists, social educators, and specialists of pre-school educational organizations, as well as scientists and practitioners interested in the problem of working with gifted preschoolers.

Введение. Первой ступенью современной системы образования в России является дошкольная образовательная организация. Именно там дети получают первый опыт взаимодействия с группой сверстников (как позитивный, так и негативный), проявляют себя. В детском саду проводится работа по развитию способностей и задатков детей, создаются условия для их личностного и социального развития. Сложность организации работы состоит в том, что все дети разные: как с точки зрения личностных особенностей, особенностей характера, так и с точки зрения своих возможностей. Очень важно создать условия для развития всех категорий детей в дошкольной образовательной организации как для детей с нормальным уровнем развития, так и для детей с ОВЗ, инвалидностью, а также для особой группы детей, которых потенциально можно отнести к одаренным детям.

Дети, проявляющие особые способности по сравнению со сверстниками, подчас требуют к себе не меньше внимания педагогов. Не совсем правомерно назвать этих детей одаренными детьми, так это требует длительных исследований. Кроме того, в раннем возрасте яркие способности ребенка могут «выровняться» на уровень сверстников. В связи с этим будем называть эту категорию детей дети с признаками одаренности.

Среди сверстников такие дети, как правило, выделяются яркими успехами в одной или нескольких областях деятельности по сравнению со сверстниками [3]. Какие еще проявления свойственны дошкольникам с признаками одаренности?

1. Нередко проявления одаренности в дошкольном возрасте связаны с закономерностями возрастного развития. Этот возраст характеризуется особой сензитивностью к ряду видов деятельности. Дошкольники нередко очень любознательны, проявляют яркую фантазию, предрасположены к изучению языков.

2. Нельзя забывать о возможности «угасания» ярких проявлений способностей ребенка в связи с взрослением, под влиянием типа семейного воспитания, культурных особенностей социума. В данном случае речь идет не об одаренности, а просто о временной предрасположенности ребенка к определенному виду деятельности или об «обученности».

3. Для одаренных детей, в том числе и дошкольного возраста, может быть свойственная диссинхрония развития, то есть неравномерность развития разных сфер. Высокий уровень развития когнитивных способностей может сочетаться с

отставанием в развитии письменной речи (слабое развитие моторики); высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным эмоциональным развитием и т.д.

Можно говорить о ряде особенностей в протекании процесса социализации у дошкольников с признаками одаренности:

1. Такие дети, как правило, активно стремятся к удовлетворению своих познавательных потребностей. Сначала источником информации становятся взрослые, а затем он учится искать информацию самостоятельно: в книгах, в интернете, в энциклопедиях, через опыты и исследования [1].

2. Желая развивать своего ребенка, родители часто загружают все его свободное время дополнительным образованием, не давая заниматься естественными детскими играми. Это препятствует полноценному естественному развитию дошкольника.

3. Уже в детском саду у детей начинают проявляться разные игровые интересы, что препятствует установлению и закреплению дружеских отношений одаренных детей со сверстниками.

4. Дошкольники с признаками одаренности часто предпочитают играть и заниматься в одиночестве, не умея работать в парах и группе

[7].

В старшем дошкольном возрасте уже формируются предпочтения в выборе друзей и к концу старшего школьного возраста можно говорить о популярных и непопулярных, или даже «непринятых» в группе детях. К сожалению, для дошкольников с признаками одаренности проблема выстраивания взаимоотношений со сверстниками уже может становиться проблемой в связи с названными выше особенностями.

Эти проблемы могут помешать своевременному решению возрастных задач социализации, которые есть на каждом этапе развития (по А.В. Мудрику). Несвоевременность решения задач социализации (естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических) становится причиной появления признаков виктимизации, пагубно влияющих на жизнь одаренного ребенка и оказывающих воздействие на выбор жизненного сценария взрослеющего одаренного человека.

В настоящее время современная образовательная практика в работе с одаренными детьми ориентирована преимущественно на развитие специальных способностей, тогда как социально-педагогическая работа по созданию условий для своевременного решения естественно-культурных, социально-культурных,

социально-психологических задач социализации и преодолению затруднений, возникающих у одаренного ребенка на различных возрастных этапах, осуществляется недостаточно. В связи с этим мы видим внешне успешного ребенка, который является гордостью образовательной организации, но который при этом может страдать от трудностей в самоопределении, неумения самопрезентовать себя и свои наработки, тяготиться отсутствием смысла в жизни, сложными взаимоотношениями с микросоциумом и т.д.

Анализ психолого-педагогических

российских и зарубежных психолого-педагогических исследований по проблеме работы с одаренными дошкольниками позволил выявить ряд ключевых направлений в изучении данной проблемной области.

Ряд работ отечественных и зарубежных ученых посвящены выявлению и изучению детской одаренности. Действительно, проблема диагностики одаренности в дошкольном возрасте остается сложной и не до конца решенной. До 5 лет говорить об одаренности в дошкольном возрасте не имеет смысла, так как речь может идти о проходящей одаренности или о феномене «обученности» ребенка. При этом предположение о наличии одаренности, по мнению ученых, может строиться лишь на результатах лонгитюдных исследований и на основе результатов комплекса диагностических мероприятий.

В этом аспекте ученые имеют разные точки зрения. Так, ряд ученых делает акцент на изучение когнитивных характеристик (Hugo Peyre) [14]. Д.Б. Богоявленская ставит под сомнение обоснованность методов интеллектуального тестирования для выявления одаренности ребенка и оценки перспектив ее развития [10]. Диагностика творческих способностей рассматривается многими учеными как необходимая составляющая в выявлении одаренности (Белова Е.С.) [1]. Мазунова Л.К. и Губайдуллин М.И. представляют в своих работах морфонейронный генезис одаренности, представляют методологию системы диагностирования потенциала детской одаренности [5].

В области работы и сопровождения одаренных дошкольников представлены исследования, касающиеся подготовки педагогов к работе с одаренными дошкольниками (С. Petrovici) [13]; работы, касающиеся развития нравственных ценностей и целостного мировоззрения (И.Е. Куликовская) [12]; эмоциональных, поведенческих и социальных трудностей детей с высоким IQ (Hugo Peyre) [14];

развитие метакогнитивных представлений о мышлении у одаренных детей (Joyce M. Alexander) [11].

Несмотря на наличие работ в области одаренности и сопровождения одаренных дошкольников, можно сделать вывод о недостаточной изученности проблемы одаренности и ее проявлений в дошкольном возрасте, особенно проблемы социального развития и социализации дошкольников с признаками одаренности.

Наше исследование направлено на изучение особенностей и трудностей социализации одаренных детей на разных возрастных этапах. В данной статье мы представляем результаты исследования проблемы в среде детей дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования. В статье представлены результаты исследования, направленные на изучение проявлений одаренности дошкольников.

Методология исследования основывается на возрастном подходе в социальном воспитании как целенаправленном создании условий для развития человека с учетом и использованием особенностей и возможностей каждой возрастной группы. Возрастной подход позволяет выстроить социально-педагогическую работу в

образовательной организации так, чтобы создать условия для эффективного решения одаренным ребенком возрастных задач социализации.

Идеи экзистенциального подхода ориентируют нас в организации работы с одаренными детьми, направленной на поиск самого себя, смысла и способа существования в сложном мире, свойств его неповторимой личности. Решение этих задач осуществляется нами через применение в практике работы с одаренными детьми ситуаций социального выбора [8].

Теоретико-методологические подходы к социализации в социально-педагогическом и психолого-педагогическом аспекте

рассматривали С.С. Батенин, Л.С. Выготский, М.А. Галагузова, О.И. Иванов, И.С. Кон, А.В. Милехин, В. Момов, Б.П. Парыгин, М.М. Рубинштейн, Е.Н. Сорочинская, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов и др.

Вопросы социализации одаренных детей также рассматривались рядом авторов, так закономерности социализации одаренных детей рассмотрены в трудах Р.А. Литвак, Т.В. Бондарчук [4].

В рамках рассмотрения теории социализации мы опираемся на социально-педагогическую концепцию А.В. Мудрика, который акцентирует

внимание на то, что социализацию и развитие можно назвать успешными, если индивид в процессе жизнедеятельности решает естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. По мнению автора, если та или иная группа задач не будет в полной мере решена, то это отразится на развитии личности или же будет причиной её неполноценности [6].

В зависимости от успешности решения групп задач социализации, растущий человек определяется с жизненной стратегией и жизненным сценарием.

В вопросах определения жизненных сценариев нам близка позиция Э.Берна, который называет сценарии «Победитель»,

«Непобедитель», «Побежденный», что, на наш взгляд, довольно удачно характеризует варианты развития жизненных перспектив взрослого человека - бывшего одаренного ребенка. К сожалению, процент взрослых людей, которые выросли из одаренных детей, выбравших и реализующих жизненный сценарий

«Победитель», очень невысок, что объясняет определение проблемы для изучения [2].

В ходе исследования на данном этапе нами применялся следующий диагностический инструментарий:

- Методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова.

- Изучение познавательной потребности дошкольника (В.С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А. Барановой) [9].

- Исследование индивидуальных особенностей воображения.

В исследовании приняли участие три дошкольных образовательных организации. Общая выборка на данный момент составляет 208 человек 5 - 7 лет (старшие и подготовительные группы).

Результаты исследования. По результатам исследования с помощью методики изучения познавательной потребности дошкольника мы выявили, что высокий уровень познавательных потребностей прослеживается у 40% опрошенных.

При этом высокий уровень оригинальности и развития воображения показали лишь 4% дошкольников.

Рисунок 1. - Результаты изучения уровня познавательных потребностей у дошкольников (п=208)

Рисунок 2. - Результаты изучения уровня воображения у дошкольников (п=208)

Полученные данные позволяют зафиксировать невысокий процент детей, демонстрирующих яркое воображение и оригинальные рисунки.

На основании полученных результатов мы можем видеть процент детей, проявляющих высокие познавательные потребности и

воображение. Полученные данные будут дополняться результатами Методики «Карта одаренности» А.И. Савенкова и позволят определить выборку потенциально одаренных дошкольников для изучения особенностей решения ими задач социализации.

40 20

■ С высоким уровнем

познавательных потребностей и воображения

И С высоким уровнем

познавательных потебностей

0 Дети, не проявившие высоких познавательных потребностей и воображения

Подготовительная группа

Старшая группа

Рисунок 3. - Изучение уровня познавательных потребностей и воображения дошкольников (п=208)

Выявленные дети составят выборку следующего этапа исследования, где мы будем изучать особенности решения потенциально одаренными дошкольниками задач социализации: естественно-культурного, социально-культурного и социально-психологического блоков.

Заключение. Проведенное исследование позволило нам прийти к следующим выводам:

1. В психолого-педагогической литературе представлены результаты изучения одаренных дошкольников, направленные на их выявление, диагностику, характеристику индивидуальных особенностей и развития.

2. Наши исследования позволяют предположить, что успешность одаренного ребенка в процессе взросления зависит во многом от создания условий для своевременного решения им всех блоков задач социализации.

3. Современные исследования недостаточно рассматривают проблемы социализации и социального развития дошкольников с признаками одаренности.

4. Нами проведено исследование среди дошкольников (п=208), позволившее выявить процент детей с высоким уровнем познавательной потребности и воображения.

5. Выявленные дети составят выборку следующего этапа исследования, в ходе которого будут выявляться трудности своевременного решения задач социализации одаренными дошкольниками.

Таким образом, полученные результаты и представленные выводы являются

промежуточными в ходе изучения особенностей и трудностей решения задач социализации одаренными детьми на разных возрастных этапах.

Литература:

1. Белова Е.С. Выявление одаренных детей на этапе дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.С. Белова // Проблемы науки. - 2016. - № 25(67). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ уууау1ете-odarennyh-detey-na-etape-doshko1nogo-vozrasta

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - М.: Эксмо, 2015. - 256 с.

3. Леутина Л.А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях / Л.А. Леутина // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 152173.

4. Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в социокультурных условиях [Электронный ресурс] / Р.А. Литвак, Т.В. Бондарчук // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 1(09). - Режим доступа: www.sisp.nkras.ru

5. Мазунова Л.К., Губайдуллин М.И. Онтология детской одаренности: монография / Л.К. Мазунова, М.И. Губайдуллин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. - 152 с.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А.

Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

7. Психология одаренности и творчества; под ред. проф. Л.И. Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. -М.; СПб: Нестор-История, 2017. - 288 с.

8. Щербинина О.С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: монография / О.С. Щербинина; науч. ред. М.И. Рожков. - Кострома: Костромской государственный университет, 2019. - 179 с.

9. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь / В.С. Юркевич // Современная зарубежная психология. -2018. - Т. 7. - № 2. - С. 28-38.

10. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E., Zhukova E.S. On the Issue of Uncovering Giftedness in Early Childhood // Infant Behavior and Development. -Volume 19, Supplement 1, April 1996, P. 587.

11. Joyce M. A., Schwanenflugel P.J. Development of metacognitive concepts about thinking in gifted and

nongifted children: Recent research // Learning and Individual Differences. - Volume 8, Issue 4, 1996, pp. 305325.

12. Kulikovskaya I.E., Andrienko A.A.Fairy-tales for Modern Gifted Preschoolers: Developing Creativity, Moral Values and Coherent World Outlook // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - Volume 233, 17 October 2016, pp. 53-57.

13. Petrovici C., Masari G.-A. Aligning the Academic Teacher Training Curriculum for Preschool and Primary School Education to the Requirements of the RNCIS // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 14 August 2014. - Volume 142. - pp. 731-737.

14. Peyre H., Ramus F., Melchior M., Forhan A., Heude B., Gauvrit N. Emotional, behavioral and social difficulties among high-IQ children during the preschool period: Results of the EDEN mother-child cohort // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - Volume 233, 17 October 2016, pp. 333-337.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Belova E.S. Revealing gifted children at the stage of preschool age [Electronic resource] / E.S. Belova // Problems of Science. - 2016. - № 25 (67). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-odarennyh-detey-na-etape-doshkolnogo-vozrasta

2. Bern E. Games that people play / E. Bern. - M.: Eksmo, 2015. - 256 p.

3. Leutina L.A. Socialization of children in modern pedagogical research / L.A. Leutina // Education Issues. -2014. - № 3. - S. 152-173.

4. Litvak R.A., Bondarchuk T.V. The laws of socialization of gifted children in socio-cultural conditions [Electronic iesource] / R.A. Litvak, T.V. Bondarchuk // Modern studies of social problems (electronic scientific journal). - 2012. - № 1 (09). - Access mode: www.sisp.nkras.ru

5. Mazunova L.K., Gubaidullin M.I. Ontology of children's giftedness: monograph / L.K. Mazunova, M.I. Gubaidullin. - Ufa: RITs BashGU, 2017. - 152 p.

6. Mudrik A.V. Social pedagogy: Textbook. for stud. ped. universities / A.V. Mudrik; ed. V.A. Slastenin. -3rd ed., Rev. and add. - M.: Publishing Center "Academy", 2000. - 200 p.

7. Psychology of giftedness and creativity; ed. prof. L.I. Larionova, prof. A.I. Savenkov. - M.; St. Petersburg: Nestor-History, 2017. - 288 p.

8. Shcherbinina O.S. Overcoming the difficulties of social development of gifted children: monograph / O.S. Shcherbinin; scientific. ed. M.I. Rozhkov. - Kostroma: Kostroma State University, 2019. - 179 p.

9. Yurkevich V.S. Intellectual giftedness and social development: a contradictory connection / V.S. Yurkevich // Modern foreign psychology. - 2018. - T. 7. - № 2. - S. 2838.

10. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E., Zhukova E.S. On the Issue of Uncovering Giftedness in Early Childhood // Infant Behavior and Development. -Volume 19, Supplement 1, April 1996, P. 587.

11. Joyce M.A., Schwanenflugel P.J. Development of metacognitive concepts about thinking in gifted and nongifted children: Recent research // Learning and Individual Differences. - Volume 8, Issue 4, 1996, pp. 305325.

12. Kulikovskaya I.E., Andrienko A.A. Fairy-tales for Modern Gifted Preschoolers: Developing Creativity, Moral Values and Coherent World Outlook // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - Volume 233, 17 October 2016, pp. 53-57.

13. Petrovici C., Masari G.-A. Aligning the Academic Teacher Training Curriculum for Preschool and Primary School Education to the Requirements of the RNCIS // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 14 August 2014. - Volume 142. - pp. 731-737.

14. Peyre H., Ramus F., Melchior M., Forhan A., Heude B., Gauvrit N. Emotional, behavioral and social difficulties among high-IQ children during the preschool period: Results of the EDEN mother - child cohort / / Procedia - Social and Behavioral Sciences. - Volume 233, 17 October 2016, pp. 333-337.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.