Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GIFTEDNESS / GIFTED CHILD / IDENTITY / PERSONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербинина Ольга Станиславовна

Основываясь на собственной практике работы с одаренными детьми, автор предполагает, что источником проблемного поля для данной категории учащихся нередко становится несвоевременное решение ими задач социализации. Эти задачи преимущественно затрагивают сферу саморазвития, самореализации, самоутверждения и самоопределения одаренного ребенка, сферу идентичности, социальных взаимоотношений. В статье представлено эмпирическое исследование личной идентичности одаренных подростков, которое проводилось на базе Многопредметной школы Костромского государственного университета для одаренных школьников в рамках эксперимента по сопровождению личностного развития одаренных школьников. Исследование позволило определить основные характеристики самоидентификации одаренных подростков с группой и социумом и определить возможности психолого-педагогической корректировки этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербинина Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONAL IDENTITY OF GIFTED ADOLESCENTS IN THE SOCIAL ENVIRONMENT

The author suggests that the practical problems of gifted children are frequently connected with their tendency to untimely address socialization issues. Socialization is increasingly connected with the processes of self-development, self-realization, self-assertion and self-determination of a child, as well as with the spheres of identity and social relationships. An empirical study of gifted adolescents’ personal identity is presented in the article. The study was conducted in the Multidisciplinary School for Gifted Schoolchildren at Kostroma State University as part of a pilot program for personal development support of gifted schoolchildren. The results include the definition of self-identification characteristics of gifted adolescents, including their identification with the group and the community. The psychological and pedagogical correction methods are proposed to support the process of self-identification in gifted adolescents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

О. С. Щербинина

Основываясь на собственной практике работы с одаренными детьми, автор предполагает, что источником проблемного поля для данной категории учащихся нередко становится несвоевременное решение ими задач социализации. Эти задачи преимущественно затрагивают сферу саморазвития, самореализации, самоутверждения и самоопределения одаренного ребенка, сферу идентичности, социальных взаимоотношений. В статье представлено эмпирическое исследование личной идентичности одаренных подростков, которое проводилось на базе Многопредметной школы Костромского государственного университета для одаренных школьников в рамках эксперимента по сопровождению личностного развития одаренных школьников. Исследование позволило определить основные характеристики само-идентифи-кации одаренных подростков с группой и социумом и определить возможности психолого-педагогической корректировки этого процесса.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, идентичность, личная идентичность.

DOI:10.47929/2305-7327_2020.01_75-81

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00656

Постановка научной проблемы

Об авторе:

Работа с одаренными детьми обладает особой актуальностью. К этой проблеме приковано Щербин^на

Ольга Станиславовна

внимание как ученых в области педагогики и психологии, так и практиков в разных областях дея- канд. пед. наук, доцент ка-тельности. Данное направление деятельности ФедрыПсихолого-педаго-

находит поддержку на федеральном и региональ- г"ческого образования

Костромского государст-ном уровнях в нормативно-законодательных венного университета

актах, в том числе в законе «Об образовании

в РФ», Постановлении Правительства РФ от Адрес дляпереписки:

23 мая 2015 года № 497 «О Федеральной целе- Россия' 156012г Ко'

- строма, п. Новый, 1

вой программе развития образования на 2016- Е-таИ-

2020 годы». Несмотря на повышенное внимание shcherbinina-oiga@iist.ru к проблеме, недостаточно изученным остается целый ряд вопросов. Одним из ключевых из них, на наш взгляд, является вопрос, почему при высоком проценте одаренных, ярких, успешных

детей мы не получаем такого же процента ода- ББК 886

УДК 376.545

ренных взрослых, самореализовавшихся, успешных, достигших ими же поставленных целей и вершин?

Результаты наших исследований и анализ практического опыта показывают, что нередко одаренные дети, имеющие по сравнению со сверстниками особенности развития, сталкиваются с трудностями в решении задач социализации на разных возрастных этапах: личной и социальной идентичности, личностного, социального и профессионального самоопределения и т. д.

Личная идентичность человека как достаточно широкое понятие включает в себя ряд составляющих. Эти компоненты будут зависеть от точки зрения на феномен идентичности.

В современном мире возможностей и сетевого пространства, на наш взгляд, все большую актуальность приобретает вопрос: с какой социальной группой идентифицирует себя человек? Насколько принимает ее ценности? Каковы цели его взаимодействия с этой группой? Какое место он в ней занимает?

Особое значение социальная идентичность как поиск ответов на вопросы «кто Я?» и «С кем Я?» имеет в подростковом возрасте.

В течение ряда лет мы занимаемся вопросами изучения социализации и социального развития одаренных детей и подростков, где аспект социальной и личной идентичности занимает значительное место в исследованиях.

Цель статьи - охарактеризовать особенности личной идентичности одаренных подростков в значимой для них социальной среде.

Характеристика степени изученности проблемы и обоснование необходимости ее дальнейшего исследования

Исследования современных отечественных и зарубежных ученых говорят о необходимости нового взгляда на работу с одаренными детьми, на образовательную среду современных образовательных организаций для развития субъектности одаренных детей и создания условий для их социализации. Данная проблема освещена в работах Н. В. Бордовской, С. А. Хазовой, В. И. Панова, В. С. Юркевич [Бордовская, 2013; Панов, 2014; Смирнов, Хазова, 2017; Юркевич, 2018]. Проблеме самоопределения одаренных старшеклассников посвящены работы D. Ozcan ^сап, 2017 ].

Это свидетельствует о необходимости усиления социально-педагогической работы по созданию условий для успешного решения задач социализации и социального развития одаренных школьников, развития их экзистенциальной сферы [Щербинина, 2019]. Данные утверждения подтверждают положения в работах Л. А. Леутиной, которая акцентирует внимание на преобладание адаптационного подхода над деятельност-ным в процессе социализации подрастающего поколения в современном обществе [Леутина, 2014]. Эти идеи прослеживаются в исследовании В. В. Казариной, направленном на изучение психолого-

педагогического сопровождения развития социальной компетентности одаренных подростков [Психология одаренности..., 2017].

Значительное количество авторов говорят о необходимости пересмотра условий развития и воспитания одаренных детей, создания условий для их самореализции, социального становления, личностной и социальной идентификации.

Характеристика источников информации по проблеме

Теоретико-методологические подходы к социализации в социально-педагогическом и психолого-педагогическом аспекте рассмотрены в известных психолого-педагогических трудах. Вопросы социализации одаренных детей также изучались рядом авторов. Так, закономерностям социализации одаренных детей уделялось внимание в трудах Р. А. Литвак, Т. В. Бондарчук [Литвак, 2012].

В рамках рассмотрения теории социализации мы опираемся на социально-педагогическую концепцию А. В. Мудрика, который акцентирует внимание на то, что социализацию и развитие можно назвать успешными, если индивид в процессе жизнедеятельности решает естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. По мнению автора, если та или иная группа задач не будет в полной мере решена, то это отразится на развитии личности или же будет причиной его неполноценности [Мудрик, 2000].

В зависимости от успешности решения групп задач социализации растущий человек определяется с жизненной стратегией и жизненным сценарием.

Огромную значимость имеет решение всех групп задач. Но особый акцент можно сделать на социально-психологической группе, где подростки и юноши решают задачи самоопределения и идентификации. Очень важно ответить для себя на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?», «С кем Я?», «Кем Я буду?». Успешное и своевременное решение задач самоопределения, личной и социальной идентификации позволяет найти себя, предотвратить возможный процесс виктимизации в современном мире, стать в жизни «Победителем».

В вопросах определения жизненных сценариев нам близка позиция Э. Берна, который называет сценарии «Победитель», «Непобедитель», «Побежденный» [Берн, 2015], что, на наш взгляд, довольно удачно характеризует варианты развития жизненных перспектив взрослого человека - бывшего одаренного ребенка. К сожалению, процент взрослых людей, которые выросли из одаренных детей, выбравших и реализующих жизненный сценарий «Победитель» очень невысок, что объясняет определение проблемы для изучения.

Анализ содержания предмета или проблемы в соответствии с целями исследования

Наше исследование было проведено на базе Многопредметной школы для одаренных школьников Костромского государственного уни-

верситета [Дьяков, Щербинина, 2019]. Данная школа была организована нами в 2017 году как проект, отвечающий на запрос Министерства образования и науки по созданию условий для преемственности в работе с одаренными школьниками региона, прошедшими обучение по программам ОЦ «Сириус» (г. Сочи). С 2018 года нами были расширены рамки приема, и контингент школы составили не только ребята, завершившие обучение по программам ОЦ «Сириус», но и другие одаренные школьники города Костромы.

В ходе психолого-педагогического блока работы школы реализуется программа «Саморазвитие - путь к успеху» для одаренных школьников, целью которой является разработка одаренным школьником программы интеграции в систему социальных отношений на основе саморазвития.

Реализация данной программы психолого-педагогической работы является частью эксперимента по изучению сопровождения одаренных школьников в процессе социального развития. Эффективность работы отслеживается нами на основе ряда критериев и показателей успешности социального развития (выделенные критерии: взаимодействие со сверстниками; взаимодействие со взрослыми; овладение правилами, нормами микросоциума; организация самостоятельной деятельности).

В процессе исследований мы применяли следующий диагностический инструментарий:

• наблюдение за одаренными детьми;

• анкетирование одаренных детей и педагогов, работающих с ними;

• социометрия;

• «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантилеева;

• методика «Коммуникативные и организаторские способности

(КОС)» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин);

• «Методика оценки отношений подростка с классом» (Е. И. Рогов,

2003);

• опросник ценностных ориентаций М. Рокича;

• опросник «Школьная ситуация» (В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова);

• опросник «Субъектная позиция» (В. К. Зарецкий) и др.

Наше исследование по проблеме самоопределения и личной идентичности одаренных обучающихся было проведено в 2019/20 учебном году. Исследованием были охвачены две группы участников школы: одаренные школьники 8-9-х классов (п = 34) и участники старшей группы школы, учащиеся 10-11-х классов школ города Костромы (п = 15).

Ведущим методом работы при решении данной исследовательской задачи выступил метод диагностических ситуаций (по В. И. Загвязинскому). Этот метод связан с использованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения владения определенными знаниями и практическими умениями. Такие ситуации позволяют не только диагностировать знания и умения, но и жизненные установки, направленность, ценностные ориентации, умение сделать выбор, дать оценку. Эти возможности метода позволили нам использовать его при изучении проблемы самоопределения и личной идентичности одаренных школьников.

Вначале ребятам предлагалось классическое упражнение в рамках работы по созданию условий для самоопределения личности и подготовки к написанию «жизненного плана» - написать десять ответов на вопросы «Кто Я?» и «Какой Я?».

Неожиданно и сразу мы столкнулись с проблемой: школьники не знают и не хотят писать ответы. При всей благожелательности эмоциональной атмосферы в группе на занятиях они не сразу ответили, почему не хотят. Они не знали ответа на этот вопрос.

Особенно остро проблема встала в младшей группе, где занимаются ребята 14-15 лет. Итогом их ответов в большинстве случаев стало перечисление их социальных ролей и статусов (человек, ученик, сын, внук, ученик класса, школы, землянин, гимназист, друг и т. д.).

Вторая группа ответов одаренных школьников 14-15 лет касалась определения себя с точки зрения их интересов: «увлекающийся программированием; добивающийся своих целей; тот, кто любит поболтать; спортсмен, биолог, православный человек; ролевик; геймер и т. д.».

Надо отметить, что участники старшей группы (10-11 класс, 16-17 лет) отвечали на вопрос легче и быстрее, что объяснимо их возрастными особенностями и более успешным решением задач личностного и социального самоопределения. В их ответах также прослеживалась идентификация себя с перечнем своих социальных ролей; своих увлечений. Помимо этого, появилась группа ответов, где ребята идентифицируют себя по личностным характеристикам (агрессор; симпатяшка; приятный собеседник; «пыль»; фантазер и др.).

Изменению сложившейся ситуации способствовало проведение дальнейшей работы и реализация ряда диагностических ситуаций. Примеры:

«Объявление об объявлении». Ведущий предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информации об авторе.

«Я уверен в себе, когда я ...». Все сидят в круге и по очереди бросают друг другу мяч, первоначально сказав фразу «Я уверен в себе, когда я ...».

Рисунок «Я такой, какой я есть». Каждый участник должен нарисовать себя, но так, чтобы никто не видел. Когда все рисунки готовы, их нужно перемешать и обменяться впечатлениями по каждому творению: что видят участники на каждом рисунке и чего, по их мнению, в нем недостает.

«Любим - не любим». Участники тренинга сидят, вытянув руки ладонями вверх. Каждый по очереди называет то, что он любит или не любит.

«Скульптура». Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая - человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного члена группы, которому все участники группы придают необходимую позу, «создают» мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсо-

вода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

«Ода о себе». Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, учебе, любви и всего остального. Форма изложения - небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах.

Представленные примеры работы давали диагностическую информацию об изменениях во взглядах детей, а также способствовали постепенному раскрепощению участников, заставляли задумываться и искать ответы на вопросы «Кто Я?» и «Какой Я?».

Основной тезис. В ходе работе по созданию условий для успешного решения задач социализации одаренными школьниками и их социального развития мы столкнулись с проблемой личностной идентификации многими одаренными школьниками, особенно в период подросткового возраста. Выборку составили способные дети, но обучающиеся в обычных школах города и обычных классах. Мы предполагаем, что этот факт является одним из причин проблемы.

Развернутая аргументация тезиса. Проблема личностной идентификации одаренных детей не является нашей прямой исследовательской задачей. Представленные данные мы получили в ходе реализации программы «Саморазвитие - путь к успеху» на базе многопредметной школы Костромского государственного университета для одаренных школьников. В перспективе мы планируем изучить эту проблему глубже.

Можно предположить, что причиной возникших у детей проблем являются сложности в самоопределении.

«Кто этот ребенок?», «Каким он хочет быть?». Подчас дети затрудняются с ответом, так как их не вполне устраивает социальная ситуация, в которой они находятся. Несмотря на мнение коллег (педагогов и психологов) о том, что процент социально неуспешных одаренных школьников невысок, наша практика показывает, что эта проблема более актуальна, чем принято говорить. Эти дети очень успешны внешне: они прекрасно учатся, они - пример, они - гордость образовательной организации. Но почему многие из них, раскрываясь на наших занятиях, говорят о давлении со стороны сверстников как о самой болезненной своей проблеме? О случаях несправедливости со стороны взрослых, их невнимании? Почему мамы обращаются с вопросом, «что делать с их успешным ребенком, так как он просит перевести его на индивидуальное обучение»?

Находясь в такой ситуации недопонимания, разных интересов со сверстниками, одаренные школьники не вполне понимают, какими они хотят быть? Такими как сейчас? Но они не приняты микросоциумом. Тогда какими? Тогда кто они? А с кем они хотят быть? В этой ситуации это тоже проблемный вопрос.

Названные проблемы требуют специально организованной в этом направлении деятельности. Проводимая нами работа говорит о возмож-

ности решения проблем. Об этом свидетельствуют данные диагностики, наблюдения за детьми во время выполнения диагностических ситуаций, отзывы педагогов и родителей.

Выводы по итогам исследования. Полученные результаты свидетельствуют об активном протекании процесса идентификации в старшем подростковом и юношеском возрасте. В 16-17 лет одаренные дети уже более четко могут соотнести себя с определенной группой и ролью, они уже готовы в большинстве своем к ответу на вопрос «Кто Я?» Но это не касается всех участников выборки.

Проведенная работа показала сложность протекания процесса личностного самоопределения и личной идентификации у одаренных старшеклассников. Одаренные дети не всегда готовы задумываться над этим вопросом, более того, иногда отказываются над этим думать.

Таким образом, создание условий для личностного самоопределения - важная задача социально-педагогической и психолого-педагогической работы с одаренными школьниками, способствующая их личной идентификации и построению будущих планов с опорой на сформированные представления.

Список литературы

1 Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Эксмо, 2015. - 256 с.

2 Бордовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 4-11.

3 Дьяков И. Г., Щербинина О. С. Организация работы с одаренными школьниками на базе университета // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 1 (106). - С.23-29.

4 Леутина Л. А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 152-173.

5 Литвак Р А., Бондарчук Т. В. Закономерности социализации одаренных детей в социокультурных условиях [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 1 (09). - URL: www.sisp.nkras.ru.

6 Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сласте-нина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

7 Панов В. И. Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2014. - Т. 5.- № 4. - С.129-137. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23028561.

8 Психология одаренности и творчества / под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. - М.; СПб.: Нестор-История, 2017. - 288 с.

9 Смирнов В. А., Хазова С. А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. - № 5. - С. 39-43. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32728541.

10 Щербинина О. С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: монография / науч. ред. М. И. Рожков. - Кострома: Костромской государственный университет, 2019. - 179 с.

11 Юркевич В. С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. - 2018. - Т. 7. - № 2. - С. 28-38. - DOI: 10.17759/jmfp.2018070203.

12 Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African journal of education. - 2017. - Vol. 37. - Issue 4. - Special issue SI. - Article number 1521.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.