Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
119
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GIFTEDNESS / GIFTED SCHOOLCHILDREN / SOCIAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна

Результаты исследований в области психолого-педагогической науки и наша практическая работа свидетельствуют о наличии у одаренных школьников ряда трудностей в сфере взаимодействия с микросоциумом. Зачастую эти трудности связаны с социальной идентичностью данной категории детей. В статье рассмотрены особенности социальной идентичности одаренных детей в рамках исследования обучающихся в Многопредметной школе Костромского государственного университета. В процессе изучения социальной идентичности были использованы разнообразные диагностические материалы, включая методику оценки отношений подростка с классом, методику коммуникативных и организаторских способностей (КОС), методику самооценки лидерства. В результате исследования выявлены особенности социальной идентичности одаренных обучающихся в Многопредметной школе Костромского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL IDENTITY OF GIFTED SCHOOLCHILDREN

Psychological and pedagogic research and our own practical experience indicate that gifted students tend to experience difficulties in their interaction with microcommunity. These difficulties have roots in the social identity of gifted students. The article focuses on the features of the social identity of the gifted children who attend the Multidisciplinary School of Kostroma State University. The empirical study presented in the paper involved the assessment of the relationship between the teenager and the class, the students' communicative and organizational skills, leadership abilities. The study resulted in determining the social identity profile of gifted students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»

Рубрика:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

особенности социальной идентичности одаренных школьников

И. Н. Грушецкая

Результаты исследований в области психолого-педагогической науки и наша практическая работа свидетельствуют о наличии у одаренных школьников ряда трудностей в сфере взаимодействия с микросоциумом. Зачастую эти трудности связаны с социальной идентичностью данной категории детей. в статье рассмотрены особенности социальной идентичности одаренных детей в рамках исследования обучающихся в Многопредметной школе Костромского государственного университета. в процессе изучения социальной идентичности были использованы разнообразные диагностические материалы, включая методику оценки отношений подростка с классом, методику коммуникативных и организаторских способностей (КОС), методику самооценки лидерства. в результате исследования выявлены особенности социальной идентичности одаренных обучающихся

в Многопредметной школе Костромского государственного университета.

Ключевые слова: одаренность, одаренные школьники, социальная идентичность. Об авторе:

DOI:10.47929/2305-7327_2020.01_70-74 ГрУшец,кая

Ирина Николаевна

Исследование выполнено при финансовой поддержке

РФФИ, проект № 20-013-00656 канд. пед. наук' доцент ка-

федры Психолого-педагогического образования Костромского государственного университета

Формулирование научной проблемы

На сегодняшний день в качестве национальной ставится задача создания благоприятных условий для стимулирования ребенка к различным видам деятельности, для учебы и труда, обеспечение психолого-педагогической под- E-mail: держки. Стоит отметить, что проблема развития одаренных напрямую связана с рядом новых условий и требований изменяющегося общества и государства. в своем развитии одаренные дети наряду с рядом особенностей обладают и от-

ББК 88.6

личительными характеристиками. Для психолого- удк 376545

Адрес для переписки: Россия, 156012 г. Кострома, п. Новый, 1

i-grushetskaya@ksu.edu.ru

педагогической практики особую актуальность и значимость приобретает понимание детьми и подростками себя, осознания себя в среде сверстников и взрослых людей. Большинство исследователей определяют особенности и в связи с этим трудности социализации такой категории, как одаренные дети. На основе диагностических материалов нами выявлены особенности социальной идентичности одаренных школьников.

Характеристика степени изученности проблемы и обоснование необходимости ее дальнейшего исследования

вопросы развития детской одаренности в условиях среды и целенаправленного педагогического воздействия требуют специального рассмотрения. в ранее проведенных нами исследованиях были отмечены некоторые особенности и связанные с ними трудности социального развития и воспитания одаренных детей (трудности взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами) [Грушецкая, Захарова, Щербинина, 2019].

По мнению отечественных исследователей (Д. б. богоявленская, А. И. Савенков, в. С. Юркевич и др.), одаренными детьми являются ребята, демонстрирующие высокие достижения, отличающиеся рядом выдающихся способностей. Перспективы развития таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: академических достижений, интеллектуальной деятельности, творческого мышления, лидерства и общения [Савенков, 2019].

вопросы социализации одаренных детей также рассматривались рядом авторов, например, изучению закономерностей социализации одаренных детей было уделено внимание в трудах Р. А. Литвак, Т. в. бондарчук и других.

Несмотря на обширную практику работы с одаренными детьми, эффективную деятельность организаций, функционирующих на федеральном и региональном уровнях, на сегодняшний день существуют трудности не только в выявлении и поддержке одаренных детей, но и вопросах их успешной социализации. Обладающие повышенными способностями в той или иной области, такие ребята не в полной мере могут реализовать свои задатки, полноценно решить возрастные задачи развития и самореализоваться.

Перечисленные трудности свидетельствуют о необходимости особого внимания к организации педагогической работы и социального воспитания одаренных детей.

Социально-психологический аспект идентичности личности рассматривался в трудах Г. М. Андреевой, которая отмечает, что становление социальной идентичности напрямую связано с освоением социального опыта, оценок и ожиданий окружающих [Андреева, 2011].

Социальная идентичность одаренных школьников может проявляться через сложности самооценки, наличия принадлежности к тем или иным социальным группам или отстраненности, дистанцированно-

сти от них, дифференцированного отношения к ее представителям, принятие осознанных решений по отношению к представителям группы [Грушецкая, Захарова, Щербинина, 2019].

Полученные результаты

в Костромской области ежегодно растет количество ребят, принимающих участие в олимпиадно-конкурсном движении городского, областного федерального и даже международного уровня. Поиск, выявление и развитие одаренных детей, работа с ними являются одним из важнейших аспектов деятельности учреждений образования различного типа. Необходим как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие детей и подростков различных видов одаренности. Такие ребята нуждаются в особом воспитании, индивидуальных образовательных учебных программах, наличии специальных образовательных маршрутов, реализуя которые педагоги должны учитывать возможности одаренного, ставить перед ними такие задачи, преодолевая которые дети будут развиваться согласно своим способностям.

выявление особенностей социальной идентичности одаренных школьников осуществлялось на базе Многопредметной школы для одаренных школьников Костромского государственного университета. Участниками исследования стали подростки 8-9 класса (п = 20). в качестве диагностического инструментария выступили методики оценки отношений подростка с классом, коммуникативных и организаторских способностей (КОС), самооценки лидерства.

По результатам обработки данных первичной диагностики одаренных школьников в начале учебного года с помощью методики оценки отношений подростка с классом мы выявили наличие у 50 % опрошенных «индивидуалистического» типа восприятия коллектива. Это говорит о том, что подросток воспринимает коллектив нейтрально, группа сверстников не является значимой и не представляет ценности, что может проявляться в уклонении от совместных форм и различных видов учебной и внеучебной деятельности, объяснять значимость индивидуальной работы и ограничение контактов.

30 % школьников выбрали «коллективистский» стиль, что может свидетельствовать о том, что коллектив воспринимается им как ценность, подросток заинтересован в группе, участвует в решении ее проблем и различного рода задач, стремится внести свой вклад в общегрупповую деятельность.

20 % из числа опрошенных школьников отметили значимым для себя «прагматический» стиль, при котором школьник воспринимает группу как средство для достижения собственных целей, выбирает ту или иную группу исходя из личностной значимости.

Таким образом, по результатам первичной диагностики с помощью методики оценки отношений подростка с классом большинством одаренных детей все же используется «индивидуалистический» стиль.

Результаты диагностики с помощью методики КОС показали, что у 60 % опрошенных одаренных школьников низкий уровень в области

развития коммуникативных способностей, средний уровень развития коммуникативных способностей выявлен у 40 % опрошенных респондентов.

в области организаторских способностей высокий уровень продемонстрировали 20 % респондентов, 60 % одаренных школьников показали средний уровень организаторских способностей, также 20% из числа опрошенных ребят обладали на момент первичной диагностики низким уровнем развития организаторских способностей.

Методика самооценки лидерства показала, что высоким уровнем самооценки лидерства обладали 60 % из числа опрошенных, средним уровнем - 40 %, низкий уровень участники исследования не продемонстрировали.

При выполнении диагностического упражнения «Зато...», направленного на снижение уровня фрустрации, одаренные школьники также описывали ситуации, которые для них являются проблемными и затруднительными. в ходе работы два школьника назвали в качестве проблемы сложные взаимоотношения с педагогами и два подростка говорили о серьезных недопониманиях со стороны сверстников.

Для решения обозначенных проблем социализации и социальной идентичности одаренных школьников в Многопредметной школе Костромского государственного университета разработана и реализуется программа «Саморазвитие - путь к успеху», основная цель которой - интеграция одаренных школьников в систему социальных отношений на основе саморазвития. Участие в программе позволяет одаренным подросткам совершенствовать навыки взаимодействия, формируя социальную идентичность.

Выводы по итогам исследования

Полученные результаты свидетельствуют о ряде особенностей социальной идентичности одаренных школьников, участников исследования.

в результате анализа полученных данных первичной диагностики одаренных подростков Многопредметной школы нами были выявлены следующие особенности социальной идентичности данной категории детей: индивидуалистический стиль восприятия группы сверстников, зачастую низкий уровень развития коммуникативных способностей, недопонимание со стороны сверстников и педагогов; трудности оценивания себя.

Данные наших исследований говорят о наличии трудностей социальной идентичности одаренных детей. Так, наряду с высоким интеллектом, высокими требованиями к себе и окружающим, креативностью у данной категории школьников существует чрезмерный контроль над эмоциями, агрессивность в отстаивании собственной точки зрения, неуступчивость и конфликтность. Личностные особенности подростков с признаками одаренности отличают их от обычных сверстников и могут выступать в качестве факторов, вызывающих затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

Обеспечивая работу с одаренными, важно не только содействовать участию ребят в интеллектуальных, творческих и спортивных соревнованиях, олимпиадах, но и организовывать психолого-педагогическую деятельность (помощь, поддержку, сопровождение) в целях консультирования по преодолению трудностей их социального развития.

Педагоги и родители зачастую определяют развитие школьника, поэтому именно от их участия зависит становление ребенка в обществе. в связи с этим важно знать особенности развития одаренного ребенка, возможные трудности и уделять внимание сфере социального развития. Среди основных направлений в психолого-педагогической деятельности с одаренными детьми должны быть: создание комплекса диагностических методик, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей; создание системы непрерывного сопровождения одаренных детей, а также взаимодействия системы образовательных организаций различного типа (школа, центры дополнительного образования, колледж, институт).

Таким образом, эффективная социально-педагогическая работа с одаренными школьниками позволит обеспечить системную последовательную деятельность, способствующую их социальной идентичности.

Список литературы

1 Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. -2011. - № 6(20). - С. 1.

2 Грушецкая И. Н., Щербинина О. С. Содержание социально-педагогической работы по преодолению трудностей социального развития одаренных школьников: науч.-метод. рекомендации для педагогов и специалистов общеобразовательных организаций. - Кострома: Костром. гос. ун-т, 2018. - 66 с.

3 Грушецкая И. Н., Захарова Ж. А., Щербинина О. С. Особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в условиях современных образовательных организаций // Science for Education Today (предыдущее название - Вестник Новосибирского государственного педагогического университета). - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 27-42.

4 Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник. - 2-е изд, испр. и доп. - М.: Изд-во «Юрайт», 2019. - 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.