Научная статья на тему 'Самообразование как один из факторов формирования музыкальной культуры студентов'

Самообразование как один из факторов формирования музыкальной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / КАК СТИМУЛ И ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ / SELF-EDUCATION AS A STIMULUS AND INDICATOR OF DEVELOPMENT / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамова Н. О.

В статье исследуется проблема формирования музыкальной культуры студентов на материале Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусства в процессе обучения игре на фортепиано. Автор рассматривает данную проблему в опоре на принципы самообразования, самовоспитания и саморазвития студентов, которые являются важным стимулом и главным показателем развитости их музыкальной культуры. Процессы музыкального самообразования, стимулируемые педагогом с помощью специальных познавательных методов обучения, позволяют современным студентам осваивать постоянно увеличивающийся объём музыкальных знаний, умений и навыков, способствовать сокращению необходимого для их изучения учебного времени и одновременно улучшать их качественное овладение. Другими словами, процесс самообразования, направленный на мобильность и эффективность приобретаемых студентом знаний, выступает как объективная необходимость современного высшего профессионального музыкального образования. Для развития музыкального самообразования в процессе занятий педагогу необходимо отдавать приоритет проблемным, поисковым, музыкально-познавательным методам, стимулирующим творческие проявления студентов, их познавательную активность. Рассматривая самообразование, как активное средство формирования музыкальной культуры студентов, можно определённо утверждать, что данная способность одновременно является и главным показателем уровня её развития и критерием оценки её качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамова Н. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION AS ONE OF THE FACTORS OF FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF STUDENTS

The article studies the problem related to development of students' musical culture on the basis of the documents of the Azerbaijan State University of Culture and Art in the process of learning to play the piano. The author considers this problem guided by the principles of self-education, self-education and self-development of students, which are an important stimulus and the main indicators of the development of their musical culture. The processes of musical self-education, stimulated by the teacher with the help of special cognitive methods of instruction, allow modern students to master the ever-increasing volume of musical knowledge, skills and abilities, to reduce the study time necessary for their study and at the same time to improve their qualitative mastery. In other words, the process of self-education, aimed at the mobility and effectiveness of the knowledge acquired by the student, is an objective necessity of modern higher professional musical education. For the development of musical self-education, in the course of lessons, the teacher must give priority to problematic, search, musical-cognitive methods that stimulate the creative manifestations of students, their cognitive activity. Considering self-education as an active tool for the formation of musical culture of students, the researcher states that this ability is both the main indicator of the level of its development and the criterion for assessing its quality.

Текст научной работы на тему «Самообразование как один из факторов формирования музыкальной культуры студентов»

УДК 37.372.878

Bayramova N.O., postgraduate, Baku Musical Academy n.a. U. Hajibeyli (Baku, Azerbaijan),

E-mail: [email protected]

SELF-EDUCATION AS ONE OF THE FACTORS OF FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF STUDENTS. The article studies the problem related to development of students' musical culture on the basis of the documents of the Azerbaijan State University of Culture and Art in the process of learning to play the piano. The author considers this problem guided by the principles of self-education, self-education and self-development of students, which are an important stimulus and the main indicators of the development of their musical culture. The processes of musical self-education, stimulated by the teacher with the help of special cognitive methods of instruction, allow modern students to master the ever-increasing volume of musical knowledge, skills and abilities, to reduce the study time necessary for their study and at the same time to improve their qualitative mastery. In other words, the process of self-education, aimed at the mobility and effectiveness of the knowledge acquired by the student, is an objective necessity of modern higher professional musical education. For the development of musical self-education, in the course of lessons, the teacher must give priority to problematic, search, musical-cognitive methods that stimulate the creative manifestations of students, their cognitive activity. Considering self-education as an active tool for the formation of musical culture of students, the researcher states that this ability is both the main indicator of the level of its development and the criterion for assessing its quality.

Key words: musical culture, students, self-education as a stimulus and indicator of development.

Н.О. Байрамова, соискатель Бакинской музыкальной академии имени У. Гаджибейли, г. Баку,

Е-mail: [email protected]

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В статье исследуется проблема формирования музыкальной культуры студентов на материале Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусства в процессе обучения игре на фортепиано. Автор рассматривает данную проблему в опоре на принципы самообразования, самовоспитания и саморазвития студентов, которые являются важным стимулом и главным показателем развитости их музыкальной культуры. Процессы музыкального самообразования, стимулируемые педагогом с помощью специальных познавательных методов обучения, позволяют современным студентам осваивать постоянно увеличивающийся объём музыкальных знаний, умений и навыков, способствовать сокращению необходимого для их изучения учебного времени и одновременно улучшать их качественное овладение. Другими словами, процесс самообразования, направленный на мобильность и эффективность приобретаемых студентом знаний, выступает как объективная необходимость современного высшего профессионального музыкального образования.

Для развития музыкального самообразования в процессе занятий педагогу необходимо отдавать приоритет проблемным, поисковым, музыкально-познавательным методам, стимулирующим творческие проявления студентов, их познавательную активность. Рассматривая самообразование, как активное средство формирования музыкальной культуры студентов, можно определённо утверждать, что данная способность одновременно является и главным показателем уровня её развития и критерием оценки её качества.

Ключевые слова: музыкальная культура, студенты, самообразование, как стимул и показатель развития.

Проблема самообразования в современной педагогике особо актуальна, так как постоянно увеличивающийся объём учебных знаний, стремительный рост информации, обуславливает необходимость применения таких методов обучения, которые могли бы способствовать сокращению необходимого для их изучения учебного времени и одновременно улучшать их качественное овладение. Актуальность данного направления в педагогике обусловлена её научным потенциалом и реальными возможностями, позволяющими самостоятельно приобретать более широкий спектр знаний, умений и навыков. Другими словами, процесс самообразования, направленный на мобильность и эффективность приобретаемых студентом знаний, выступает как объективная необходимость современного высшего профессионального образования. «...Целью вузовского обучения является не столько «наполнение» студента определённым объёмом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной и социальной деятельности» [1, с. 26].

Как отмечают исследователи проблем высшего образования, среди основных современных тенденций его развития ведущую роль играет:

- переход от информативных к активным методам и формам обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы - переход от школы воспроизведения к школе понимания, школе мышления;

- переход к активизирующим, развивающим интенсифицирующим, игровым способам организации учебного процесса;

- переход к такой организации взаимодействия педагога и обучаемого, при которой акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность обучаемого [2].

В многочисленных педагогических исследованиях подчёркивается что, самообразование - это специфическая позна-

вательная деятельность, движущей силой которой является противоречие между желанием (необходимостью решать определённые познавательные, художественные и эстетические задачи), и имеющимися у студента возможностями (А.К. Кромцева, Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин). Учёными исследована эффективность различных форм самообразования (А.П. Авдеев, Л.С. Колесник), выявлена роль самообразовательной деятельности в активизации развивающих функций обучения (И.А. Редковец). Например, исследователем Е.А. Дыгановой самообразование рассматривается, как «...систематическая, целенаправленная познавательная деятельность субъекта на основе сформировавшихся мотивов и добровольных побуждений, способствующая развитию личностных качеств, осуществляемая в учебное и свободное время» [3, с. 245].

Особо актуальна проблема музыкального самообразования (Э.Б. Абдулин, Ю.Б. Алиев, Г.М. Цыпин и другие). Концепция музыкального самообразования, его формы, средства и способы, активно развиваются. «В отечественной педагогике и музыкознании всё прочнее утверждается мысль, что необходимым условием эффективности воздействия музыки на нравственное становление личности служит стремление к самостоятельному продвижению на более высокий уровень восприятия и усвоения художественного содержания музыкального искусства, как средства эстетического выражения, познания и общения» [4, с. 158].

Исследователи рассматривают музыкальное самообразование «.как элемент самовоспитания посредством самостоятельного овладения ценностями музыкального искусства» [4, с. 161]. Главным стимулом музыкального самообразования выступает познавательная активность студентов, которую педагог способен развивать с помощью методов познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Представленные в их классификациях такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский,

могут активно стимулировать студентов к процессу самообразования в области музыкального обучения.

Например, исследователь А.Д. Алексеев отмечает: «В процессе теоретического осмысления исполняемой музыки целесообразно вводить проблемные ситуации, требующие от студента высокой степени внутренней активности и формирующие умение самостоятельно работать. Тем самым, в занятиях по специальности будет усиливаться роль проблемного метода, получившего признание в современной науке, как одно из самых действенных средств для повышения эффективности обучения и максимального развития лучших индивидуальных свойств творческой личности ученика» [5, с. 58].

Г.М. Цыпин, классифицируя принципы развивающего обучения в музыкальной педагогике, одним из основных считает самостоятельность и творческую активность студента. Учёный подчёркивает, что педагогу следует создавать такие условия обучения, при которых акцент переносится с пассивных и репродуктивных методов учебной деятельности на активные, стимулирующие инициативность и самостоятельность студента [6].

Процесс формирования музыкальной культуры современного студента, осуществляемый под руководством педагога немыслим без его собственных усилий и инициативы. Педагог не в состоянии передать весь объём необходимых культурных ценностей, поэтому одним из ведущих принципов педагогики высшей школы является принцип самообразования. Только в том случае, если студент способен самостоятельно расширять и обогащать свой культурный потенциал, можно говорить о его музыкальной воспитанности, развитости и образованности.

Познание музыкального искусства, его восприятие, исполнение предполагает активность познавательной деятельности и творческой самостоятельности. Студенческий возраст является наиболее благоприятным для развития навыков самообразования, так как отличительной особенностью данного периода является самостоятельность мышления, проявление индивидуальности, личностное самоутверждение, а так же осознанное становление художественных и музыкально-эстетических критериев (вкусов, идеалов, интересов). Учитывая эти важные факторы педагог, чётко и планомерно организовывая и управляя процессом самообразования способен достигать высоких результатов в формировании музыкальной культуры студентов. В сущности, без музыкального самообразования, самовоспитания и саморазвития, немыслим процесс формирования высокой и всесторонней музыкальной культуры современных студентов, так как ценность знаний, умений и навыков, приобретаемых самостоятельно всегда потенциально более значима, качественна и высока. Л.А. Баренбойм отмечал, что «Педагогика высшей школы переживает ныне, как мне представляется переходный период. Быть может, в музыкальных вузах это проявляется особенно явственно. С одной стороны, мы продолжаем ещё доверять методам «спешащей педагогики»; прибегаем к «перекачиванию» в головы студентов сведений и знаний без их, достаточного самостоятельного осмысления; надеемся, идя этими путями, добиться не только «сиюминутных», но и «долгосрочных» результатов. С другой же стороны, мы осознаём или начинаем осознавать великую правоту двух взаимосвязанных формул, к которым возвращаются уже в течение многих лет почти все пишущие о вузовской (и школьной) педагогике: обучить самостоятельно мыслить - вот основа всей работы; знание - ещё не мысль, а многознание -ещё не ум. С одной стороны, мы продолжаем проявлять неуважение к молодым людям и считать студентов школярами (а, что ещё хуже, приучаем их самих к этой мысли); полагаем, что должны регламентировать каждый шаг этих взрослых людей и

Библиографический список

окружать их поводырями по курсам, по классам, по потокам... С другой стороны, начинаем постигать, что только воспитание внутренней заинтересованности и ничто другое не способно привести к той учебно-трудовой «одержимости», без которой не может быть творческого обучения ни в вузе, ни в школе.» [7, с. 317 - 318].

Процесс вузовского музыкального обучения требует от студента огромного желания, энтузиазма и мастерства, терпения и настойчивости для качественного усвоения постоянно увеличивающегося объёма учебного материала. Поэтому, содержание и требование процесса вузовского обучения предполагает активность самостоятельной работы студента, которая заключается в умении самостоятельно работать над исполняемой программой, расширять объём учебного материала, проявлять творческую инициативу и самостоятельность. Другими словами, если студент способен подготовить собственную исполнительскую программу к зачёту, а также активно проявляет стремление к самовоспитанию, то вероятность того, что он способен не только самостоятельно и профессионально работать, но и владеет развитой музыкальной культурой.

Для развития музыкального самообразования, в процессе занятий, педагогу необходимо отдавать приоритет проблемным, поисковым, музыкально-познавательным методам, стимулирующим творческие проявления студентов, их познавательную активность, то есть проводить дискуссии, развивающие беседы, музыкально-творческие состязания. Например, в процессе музыкального урока ярким показателем уровня самообразования студентов является умение самостоятельно применять те или иные исполнительские знания, приобретённые умения и навыки на новом музыкальном учебном материале. Материалом для всестороннего самостоятельного развития могут служить самые разные источники: периодическая печать, книги, учебники, пособия, аудио и видеозаписи, впечатления от посещений концертов, открытых уроков и других культурных мероприятий.

Рассматривая самообразование, как активное средство формирования музыкальной культуры студентов, можно определённо утверждать, что данная способность одновременно является и главным показателем уровня развития их музыкальной культуры и ведущим критерием оценки её качества.

Стимулируя навыки самообразования у студентов в процессе музыкального обучения, педагог констатирует положительные факторы, которые активно способствуют формированию их музыкальной культуры. У студентов, проявляется желание знакомиться с музыкальной литературой различных стилей, жанров, эпох, слушать и изучать новый исполнительский репертуар, наблюдается более высокий уровень развития музыкального мышления. Процессы самообразования активно стимулируют их творческую самостоятельность, художественные интересы, музыкально-эстетические вкусы. Они начинают проявлять активность в выборе исполнительского репертуара, уверенно выражают свои творческие интересы, интересуются различными вариантами интерпретаций исполняемых произведений, задают множество вопросов по поводу тех или иных музыкальных произведений и учатся обоснованно высказывать своё мнение о них. В целом, наблюдается более сознательный подход к процессу изучаемых произведений и общий рост исполнительской культуры. Таким образом, активизация познавательных интересов студентов стимулирует процессы формирования навыков самовоспитания, саморазвития, которые, в свою очередь, оказывают самое положительное влияние на развитие их общей музыкальной культуры.

1. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. Москва: МГУ, 2003.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991.

3. Дыганова Е.А. Формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта, Вестник ТГГПУ. 2011; 3 (25): 245 - 250.

4. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников - подростков как дидактическая проблема. Москва: Издательство СГУ, 2012.

5. Алексеев А.Д. О музыкально-теоретическом образовании современного исполнителя. Актуальные проблемы музыкальной педагогики. 1977; Вып. XXXII 56 - 62.

6. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Москва: Просвещение, 1984.

7. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Ленинград: Советский композитор, 1989. References

1. Korzhuev A.V., Popkov V.A. Tradicii i innovacii v vysshem professional'nom obrazovanii. Moskva: MGU, 2003.

2. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.