Научная статья на тему 'САМОМЕНЕДЖМЕНТ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

САМОМЕНЕДЖМЕНТ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персонализация / самоменеджмент / самоуправление / self-management / тайм-менеджмент / самоорганизация / студенты / высшее образование / personalization / self-management / self-management / self-management / time management / self-organization / students / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Наталья Викторовна

В статье предлагается к обсуждению проблема развития самоменеджмента как необходимой компетенции студента. Самоменеджмент (self-management, life-management) рассматривается как управление субъектом своей жизнью. Обосновано различие самоменеджмента, самоорганизации и тайм-менеджмента. Самоорганизация как интегральное качество является основой, самоменеджмента. Тайм-менеджмент можно считать техническим инструментом самоменеджмента. Отличие собственно самоменеджмента состоит в управлении не только временем, но и целями, ценностями, отношениями и др. В классической модели обучения студенты уверены, что занимаются самоменеджментом, но на практике это не всегда подтверждается. Показана возможность развития навыков самоменеджмента в условиях персонализированного высшего образования. Персонализация как условие свободного выбора образовательного пути является фактором развития навыков самоменеджмента. Наличие возможности делать выбор, быть субъектом позволяет управлять своей учебной деятельностью и отчасти будущей профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes to discuss the problem of self-management development as a necessary competence of a student. Self-management (self-management, life-management) is considered as the management of the subject of his life. The difference between self-management, self-organization and time management is substantiated. Self-organization as an integral quality is the basis of self-management. Time management can be considered a technical tool of self-management. The difference between self-management itself consists in managing not only time, but also goals, values, relationships, etc. In the classical learning model, students are sure that they are engaged in self-management, but in practice this is not always confirmed. The possibility of developing self-management skills in the conditions of personalized higher education is shown. Personalization as a condition for the free choice of an educational path is a factor in the development of self-management skills. Having the opportunity to make a choice, to be a subject allows you to manage your educational activities and partly future professional activities.

Текст научной работы на тему «САМОМЕНЕДЖМЕНТ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Особенности моделирования, представленные на рис. 1 предполагают серьезную и эффективную деятельность педагогического состава и обучающихся по патриотическому воспитанию.

Таким образом, грамотное использование в педагогическом процессе моделирования даст возможность избежать многих проблем и трудностей и определить оптимальные направления патриотического воспитания обучающихся.

Выводы. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что в условиях современных вызовов и угроз, велик риск утраты молодым поколением национальной идентичности и их попадания под влияние деструктивных идеологий. Решение проблем, связанных с оптимизацией патриотического воспитания обучающихся, является важным фактором дальнейшего прогресса в области современного образования и общества в целом.

Ключевыми направлениями патриотического воспитания в современном образовании являются гражданско-правовое воспитание, национально-патриотическое и интернациональное воспитание, а также военно-патриотическое воспитание.

Основными причинами, затрудняющими развитие патриотического воспитания в молодежной среде, с нашей точки зрения, являются трансформационные процессы в системе ценностей у молодого поколения; низкий уровень знаний российской истории; практическое обнуление роли семейного воспитания; деструктивное влияние СМИ и Интернет; недостаточное взаимодействие образовательных учреждений с семьями обучающихся; низкий уровень ориентации в политических ситуациях в мире.

Исходя из этого, в работе были раскрыты достоинства педагогического моделирования как эффективного средства патриотического воспитания в современном образовании.

Литература:

1. Быков, А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений / А.К. Быков // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. - 2018. -Выпуск 4 (808). - С. 47-60

2. Войтко, А.Д. Из опыта патриотического воспитания / А.Д. Войтко // Форум молодых учёных. - 2020. - № 11. -С. 42-46

3. Волкова, О.П. Система гражданско-патриотического воспитания в техникуме / О.П. Волкова // Образование, карьера, общество. - 2020. - № 2 (65). - С. 57-61

4. Дахин, А.Н. Моделирование в педагогике / А.Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2020. - № 1 (3). - Т.2.- С. 11-20

5. Исламов, P.P. Патриотическое воспитание обучающихся как ресурс эффективной образовательной организации / P.P. Исламов // Современная эффективная образовательная организация: новый дизайн: сборник материалов Всероссийской научно-практической оффлайн конференции, Уфа, 31 марта 2021 года. Том Вып. 1. - Уфа: Государственное автономное учреждение Дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан, 2021.-С. 177-180

6. Кузнецов, A.C. Сущность и природа патриотизма как педагогическая категория / A.C. Кузнецов, И.А. Маврина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 214-216

7. Латыйпова, В.М. Формирование этнокультурной идентичности молодежи средствами музыкально-игрового фольклора: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / В.М. Латыйпова. - Казань: Казанский государственный институт культуры, 2021. - 24 с.

8. Томилин, А.Н. Особенности моделирования процесса патриотического воспитания курсантов морского ВУЗа / А.Н. Томилин //Мир науки, культуры, образования. -2021. -№2. - С. 108-110

9. Фокина, H.H. Компетентностный подход к развитию профессиональной идентификации организатора работы с молодёжью / H.H. Фокина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 3 (82). - С. 110-112

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Савина Наталья Викторовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия» (г. Омск)

САМОМЕНЕДЖМЕНТ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье предлагается к обсуждению проблема развития самоменеджмента как необходимой компетенции студента. Самоменеджмент (self-management, life-management) рассматривается как управление субъектом своей жизнью. Обосновано различие самоменеджмента, самоорганизации и тайм-менеджмента. Самоорганизация как интегральное качество является основой, самоменеджмента. Тайм-менеджмент можно считать техническим инструментом самоменеджмента. Отличие собственно самоменеджмента состоит в управлении не только временем, но и целями, ценностями, отношениями и др. В классической модели обучения студенты уверены, что занимаются самоменеджментом, но на практике это не всегда подтверждается. Показана возможность развития навыков самоменеджмента в условиях персонализированного высшего образования. Персонализация как условие свободного выбора образовательного пути является фактором развития навыков самоменеджмента. Наличие возможности делать выбор, быть субъектом позволяет управлять своей учебной деятельностью и отчасти будущей профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: персонализация, самоменеджмент, самоуправление, self-management, тайм-менеджмент, самоорганизация, студенты, высшее образование.

Annotation. The article proposes to discuss the problem of self-management development as a necessary competence of a student. Self-management (self-management, life-management) is considered as the management of the subject of his life. The difference between self-management, self-organization and time management is substantiated. Self-organization as an integral quality is the basis of self-management. Time management can be considered a technical tool of self-management. The difference between self-management itself consists in managing not only time, but also goals, values, relationships, etc. In the classical learning model, students are sure that they are engaged in self-management, but in practice this is not always confirmed. The possibility of developing self-management skills in the conditions of personalized higher education is shown. Personalization as a condition for the free choice of an educational path is a factor in the development of self-management skills. Having the opportunity to make a choice, to be a subject allows you to manage your educational activities and partly future professional activities.

Key words: personalization, self-management, self-management, self-management, time management, self-organization, students, higher education.

Введение. Бурное течение жизни, в том числе студенческой, требует от человека определенных качеств, умений, компетенций. Сложная профессионально-учебная деятельность невозможна, если студент не выполняет всех требований, устает, не умеет распределять ресурсы, опаздывает и т.п. Возникает прокрастинация, хронический стресс и, как следствие -неуспешность в деятельности. Не все студенты оканчивают вузы. Не все, кто окончил обучение, обладают хорошим здоровьем. Иногда высокое напряжение и неумение управлять процессами приводит к профессиональной демотивации выпускников. Возникает вопрос о качествах личности, компетенциях, которые помогут студенту быть успешным в образовательном процессе. Одной из таких компетенций является самоменеджмент (самоуправление, self-management). Так, например, Университет Кентербери, Новая Зеландия в перечне качеств и навыков своих выпускников указывает и самоменеджмент [11]. Эту же мысль подтверждает международный исследовательский коллектив, делая вывод о большей вовлеченности в профессию тех выпускников, которые используют различные стратегии самоменеджмента [19].

Другой, но очень похожей компетенцией является самоорганизация. Самоорганизацию (иногда просто организованность как личностное качество) указывают и как часть самоменджмента, и как самостоятельный феномен. Требования к самоорганизации обозначены еще в Федеральном государственном стандарте начального общего образования [12]. В ФГОС высшего образования она обозначена как универсальная компетенция (УК-6): «Самоорганизация и саморазвитие: способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни, определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки» [17]. В общем виде организованность - это интегративное качество человека, включающее собранность, самодисциплину, умение действовать точно и планомерно. Неорганизованный человек не успевает выполнять намеченные дела и находится в постоянном стрессе, что влияет напрямую на здоровье и продолжительность жизни. Более точно, конечно, следует говорить о самоорганизации.

Проблема усложняется внедрением в практику высшей школы персонализированного подхода, обусловленного требованиями к подготовке специалистов. Персонализация образования позволяет обучающимся делать самостоятельный выбор в направлении, сроках, форматах обучения. Другими словами ставит студента в позицию субъекта, способного самостоятельно проектировать индивидуальную образовательную траекторию (НОТ). Образовательный процесс вуза подстраивается под каждого студента, что усложняет его организацию. Но и студенту приходится быть более активным.

Цель данного исследования - теоретическое обоснование значимости самоменеджмента для современного студента; обоснование персонализированного высшего образования как условия доя развития этой компетенции и выявления отношения к самоменеджменту у студентов - будущих педагогов. Исследование проводилось на идеях синергетического подхода (личность студента рассматривается как открытая система, реагирующая на окружающую среду и способная к перестройке своих элементов); акмеологического подхода (развитие студента как субъекта жизнедеятельности ориентировано на реализацию своих возможностей и достижение успеха). Использовались методы анализа, конкретизации, сравнения, обобщения, опроса, количественной и качественной обработки данных.

Изложение основного материала статьи. Понятия «самоменеджмент», «самоуправление», «self-менеджмент» используются достаточно часто. Обращение к поиску статей по этой тематике в основных электронных базах РФ Киберленинка и eLIBRARY показывает несколько сотен статей в каждой. Хотя конкретно самоменджементу студента в eLIBRARY посвящено только 16 статей за все время регистрации [18]. Самоменеджмент в названии статей или ключевых словах зачастую связан с понятиями «самоорганизация» и «тайм-менеджмент». Достаточно большое количество статей посвящено педагогам. Показаны проблемы, обоснованы технологии, методы самоменеджмента. Изданы учебные пособия для студентов по развитию самоменеджмента. С одной стороны, наличие широкого поля исследования по данному вопросу позволяет субъектам выбирать и использовать научно-методические разработки для практической деятельности. С другой стороны, возникает вопрос, какое определение самоменеджмента считать за базовое, основное. И на основе этого использовать конкретные инструменты. Тем более что условия образовательного процесса постоянно изменяются. Каким может быть самоменеджмент современного студента, обучающегося в условиях персонализации образования? Мы не ставили целью делать подробный анализ понятия «самоменеджмент». Обратимся к классикам вопроса и последним по времени исследованиям.

Первенство в создании термина самоменеджмент приписывают немецкому исследователю Лотару Зайверту. По его мнению «Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное, использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни» [5, С. 101. Здесь обратим внимание на важный аспект - управление жизнью, а не только временем, как это обычно считают. Точнее здесь прямо указывается на долгосрочное управление временем, в течение всей жизни. Также понимает самоменеджмент и американский автор Б. Трейси: «Одна из главных идей заключается в том, что тайм-менеджмент — это управление не только своим временем, но и своей жизнью» [16, С. 41. Стандартное же понимание управления временем (тайм-менеджмент) заканчивается управлением рабочим временем. Некоторые исследователи равняют понятия «самоменеджмент» и «самоорганизация». «За словом «самоменеджмент» скрывается понятие и умение самоорганизации», -считают немецкие авторы Анита и Клаус Бишоф [1, С. 4]. «Прежде всего, это (самоменеджмент): самоорганизация, искусство управления собой и руководство процессом управления во времени, пространстве, общении, деловом мире» [4, С. 123].

И тогда нужно обратиться собственно к сущности самоорганизации. «Самоорганизация применительно к личности -присущее личности как живой системе высокого уровня сложности способность к интегральной саморегуляции имеющихся психических и физических ресурсов, что проявляется в жизнедеятельности. Самоорганизация личности предполагает создание, воспроизводство и совершенствование элементов (слагаемых) структуры самоорганизующейся личности на пути к постижению субъектности» [3, С. 63]. Очень важное мнение, самоорганизация - это путь к субъектности, а значит, к активному преобразованию своей жизни.

По мнению Н.А. Заенутдиновой «Готовность к самоорганизации - это интегральное качество личности, проявляющееся в потребности, способности и решимости ее осуществлять упорядоченную сознательную деятельность по организации и управлению самой себя» [6, С. 71. Это утверждение объясняет, что самоменджмент и самоорганизация при всей похожести - разные феномены. Самоорганизация является первичной по отношению к самоуправлению/самоменджменту, она является инструментом для возможности управления своей жизнью. Мы проводили несколько исследований по этому вопросу, анализируя и обобщая мнения разных авторов. Это позволило сформулировать свое определение самоорганизации -«перестройка психических и физических ресурсов, которая позволяет человеку овладевать новыми видами деятельности, выполнять более сложные виды деятельности и/или много видов деятельности в единицу времени, большой объем работы и т.п.» [14, С. 128].

Отсюда возникает закономерный вопрос: какие условия необходимо создать в вузе для развития навыков самоорганизации и, следовательно, самоменджмента? Считаем, что именно персонализация, как современная организация образовательного процесса, особенно в высшей школе, обладает необходимыми возможностями для этого. Одним из ранее выделенных нами атрибутов персонализации являются, в том числе, «возможность управлять своей деятельностью, разработка личного образовательного трека» [13, С. 86]. То есть самостоятельно собирать набор учебных дисциплин, уровень их изучения, темп прохождения. Если для вуза важно изучение большого количества дисциплин в ядерной программе, то студент может иметь возможность выбирать не дисциплины, но уровень их освоение, темп изучения и, возможно преподавателя. Все это дополняется элективными курсами/майнорами/мини-профилями/проектами. Сегодня существует модель такой подготовки - ИОТ-консорциум 14 вузов России [8]. В этой модели есть возможность выбора и из ядра дисциплин. На четвертом курсе студент выходит на проектирование ВКР с максимальным уровнем индивидуализации. Усложняя и расширяя свои выборы, студент подходит к выпуску в профессиональную жизнь не просто специалистом (с наличием hard skills). Такой выпускник, наряду с достаточно традиционными soft skills - адаптивность, креативное мышление, многозадачность, коммуникабельность, командная работа - обладает позицией субъекта. Это же подтверждает в своих исследованиях Э.Ф. Зеер: «Результатом персонализированного образования является самореализация обучающихся в учебной деятельности и проектировании прогнозирования своего социально-профессионального будущего» [7, С. 112].

Начальник учебного управления МФТИ, одного из участников ИОТ-консорциума, Ирина Гарайшина показывает изменения субъектной позиции студентов по мере обучения: «Конечно, первокурсники еще не совсем понимают, как построить свою программу - им помогают рекомендации преподавателей и научных руководителей. Чем старше становится студент, тем выше его осознанность и желание. Так, в 2019 году на первом курсе бакалавриата возможностью обучаться по индивидуальному учебному плану воспользовались меньше 1 % студентов, а на 4 курсе уже около 40%. В магистратуре около 30% студентов обучаются по индивидуальной программе» [91. Это доказательный пример того, что в персонализированном образовательном процессе происходит повышение качества самоменеджмента студентов.

В ноябре 2023 года нами было проведено исследование мнений 52 студентов очной формы обучения Омского государственного педагогического университета, обучающихся по профилю «Начальное образование», 3 курс (п=30) и «Дошкольное образование», 2 курс (п=22) по вопросу знакомства с понятием и методами самоменджмента. Студенты обучаются в условиях классической университетской парадигмы, которая, по мнению идеологов ИОТ «больше не работает и не успевает за изменениями» [8]. Представим основные результаты опроса. 86,7% опрошенных знают определение самоменеджмента/самоуправления. Но при этом 83% из них не знакомы с понятием self-менеджмент. На вопрос: «Насколько процентов, по Вашему мнению, человек может управлять своей жизнью?» ответы варьировались от 35% до 90%. Среднее значение - 72%. То есть достаточное количество событий может быть управляемо человеком. Примерно такое же количество 76,6% респондентов считают, что управляют своей жизнью; 16,7% - иногда управляют; 6,7% - не управляют. И 90% опрошенных указали методы, которые им помогают заниматься самоменеджментом. Самый используемый - планирование (85,2%). На втором месте по популярности - контроль за выполнением дел (59,3%). И еще один используемый метод - запись дел, планов, дневника, органайзера, чек-листа (14,8%).

Из результатов опроса видно, что самоменеджмент будущие педагоги связывают с основными функциями менеджмента и методами тайм-менеджмента. Но, если вспомнить что в тайм-менеджменте не записанные планы не существуют, то студенты не используют методологию управления временем в полной мере (всего лишь 14,8% ведут записи). Здесь следует отметить, что эти студенты адаптированы к студенческой жизни (2 и 3 курс обучения). Четвертая часть студентов профиля «Начальное образование» учится на «хорошо» и «отлично» и с успехом принимает участие в нескольких мероприятиях за семестр (олимпиады, конкурсы, соревнования). Однако при этом из остальной части студентов этого профиля вместе со студентами второго профиля около 30% студентов имеют 20-40% пропусков по отдельным дисциплинам в семестре. 25% студентов регулярно опаздывают на занятия. Интересны причины опозданий: «Не пришла маршрутка», «Пробки на дорогах», «Не прозвонил будильник» и т.п. Наблюдается внешний локус-контроля. При этом все студенты соглашаются с тем, что при значительном денежном вознаграждении они бы смогли не опаздывать ни на одно занятие. Это важный, на наш взгляд, момент. Он показывает, что не сама деятельность является невозможной, а личностные механизмы (мотивация, самоорганизация) не действуют в полной мере, не запущены. Похожие выводы мы сделали при изучении различных аспектов самоорганизации педагогов [14]. И в таком случае одного тайм-менеджмента для самоменеджмента не достаточно. Нет сформированности мотивации на учебную деятельность, а это вопрос, который не в компетенции управления временем. О важности мотивации в самоменеджменте указывает и коллектив авторов: «Самомотивация играет особую роль в системе самоменеджмента студента в повседневной жизни» [10, С. 75]. Конечно, и мы рассматривали вопросы мотивации в технологии тайм-менеджмента через отдельные методы [15, С. 65-67]. Но считаем, что именно мотивация - слабое место методологии тайм-менеджмента. Он ориентирован на организацию деятельности, когда потребности и мотивы уже определены. Немотивированным людям тайм-менеджмент помогает не в полной мере. А вот персонализированный подход, в свою очередь, повышает мотивацию: «Одним из важнейших признаков персонализации педагоги считают мотивацию» [2, С. 5].

Из всего вышесказанного видно, персонализированный подход к организации образовательного процесса вуза является хорошим условием, чтобы студенты могли овладеть навыками самоменеджмента. Самоменеджмент относится к деятельности - к умениям, навыкам, компетенциям. На более простых его этапах, начиная с дошкольного возраста, ребенка обучают простым правилам планирования, следованию режиму дня. В школьном обучении управление учебной деятельностью и временем в течение дня становится потребностью ученика. Внешнее управление жизнью школьника переходит в управление внутреннее. Учебная деятельность студента вуза сложна. В условиях классического обучения студенты недостаточно точно представляют, что желание управлять своей жизнью не соотносится с реальными навыками самоменеджмента. И возможный полный переход в самоуправление реален в условиях персонализированного образовательного процесса. Здесь нужно заметить, что полного самоменеджмента в принципе быть не может - внешние условия всегда ограничивают человека. И решение проблемы разграничения возможного и невозможного для управления человеком своей жизнью - одна из задач психологии и педагогики.

Выводы. Подводя итог, констатируем значение самоменеджмента как ключевой компетенции современного студента и будущего специалиста. Самоменеджмент - это управление жизнью в целом. В английском языке это два понятия self-management и life-management. Управление своей жизнью позволяет прогнозировать возможные точки бифуркации на жизненном пути и предвосхищать правильный выбор. Смешение понятий «самоменеджмент», «самоорганизация», «тайм-менеджмент» не оправдано. Самоорганизация выступает как личностное качество, позволяющее управлять жизнью. Это основа самоменеджмента. Тайм-менеджмент не равен самоменеджменту, он технический инструмент. Самоменеджмент -это не только про управление временем. Это управление ценностями, эмоциями, принятием решений и др. Умение управлять своей жизнью, включая управление учебной деятельностью, требует развития на всех этапах воспитательного процесса. Студенты в процессе вузовского обучения наиболее активно овладевают навыками самоуправления. При этом

они уверены, что занимаются самоменеджментом, но на практике это не всегда подтверждается. Персонализация как условие свободного выбора образовательного пути является фактором развития навыков самоменеджмента. Достаточного уровня самоуправления студенты достигают к окончанию бакалавриата и реализуют эту компетенцию в магистратуре. Другими словами, наличие возможности делать выбор, быть субъектом позволяет управлять своей учебной деятельностью и отчасти будущей профессиональной деятельностью.

Литература:

1. Бишоф, А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально, пер. с нем. 2-е изд., доп. / А. Бишоф, К. Бишов. - М.: Омега-Л, 2006. - 127 с.

2. Булаева, М.Н. Персонализированный подход в образовании / М.Н. Булаева, Я.В. Зубкова, Д.Д. Мельников // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-3. - С. 4-6

3. Васильева, О.В. Психолого-акмеологическая сущность самоорганизации личности / О.В. Васильева// Акмеология. -№2.-2012.-С. 59-63

4. Герасименко, Н.А. Самоменеджмент: личная эффективность и управление временем / Н.А. Герасименко, Д.Т. Хежева // Управление экономическими и социальными системами региона: Сборник научных трудов. Том Выпуск VII. - Владикавказ, 2017. - С. 122-127

5. Зайверт, Л. Ваше время в ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время / Л. Зайверт. -М.: Экономика, 1990. -232 с.

6. Заенутдинова, Н.А. Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Заенутдинова Наталья Анатольевна. - Магнитогорск, 2000.- 159 с.

7. Зеер, Э.Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему. Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 104-114. DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-104-114

8. ИОТ-консорциум вузов: сайт. - 2023. - URL: https://iot-consortium.ru/ (дата обращения 07.11.23)

9. Индивидуальные образовательные траектории в российских вузах // Министерство науки и высшего образования РФ. Официальный сайт. - 2023. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21499/ (дата обращения 23.10.2023)

10. Книсарина, М.М. Самоменеджмент студента вуза / М.М. Книсарина, А.Д. Сыздыкова, Г.У. Бекешева, Г.К. Неталина, К.Б. Аданов // Западно-казахстанский медицинский журнал. - 2018. - № 59 (3). - С. 71-77

11. Качества выпускников и навыки готовности к работе. Сайт Кентерберийского университета. - 2023. - URL: https://www.canterbury.ac.nz/life/co-curricular-record-ccr/ccr-skills-and-attributes/ (дата обращения 14.11.2023)

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100); сайт. - 2023. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 15.11.2023)

13. Савина, Н.В. Методологические основания персонализации образования / Н.В. Савина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - Т. 14. - № 4,- С. 82-90

14. Савина, Н.В. Самоорганизация педагога дошкольного образования: значение и реальность / Н.В. Савина // Наука о человеке: гуманитарные исследования,-2022. - №17 (4). - С. 126-134. doi: 10.57015/issnl998-5320.2022.16.4.15

15. Савина, Н.В. Тайм-менеджмент в образовании: учебное пособие для вузов / Н.В. Савина, Б.В. Лопанова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 162 с.

16. Трейси, Б. Результативный тайм-менеджмент: Эффективная методика управления собственным временем / Б. Трейси. - М.: Омега-Л, 2008. - 79 с.

17. Федеральный государственный стандарт высшего образования (3++) по направлениям бакалавриата / Образование и педагогические науки: сайт. -2023. -URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94 (дата обращения 07.11.2023)

18. eUBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2000. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 13.10.2023). -Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

19. Self-management stratégies of graduate employees to enhance work engagement / N. Dhanpat, D. Danguru, O. Fetile, K. Kekana// SA Journal oflndustrial Psychology. -April 2021.-47:1-12. D01:10.4102/sajip.v47i0.1857

Педагогика

УДК 378

аспирант Савчук Маршалл Викторович

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г.Москва)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ

Аннотация. В данной статье представлен опыт применения метода кейсов в условиях курсов повышения квалификации руководителей школьных спортивных клубов. Определено, что кейс-метод способствует развитию профессиональной компетентности в области поиска решений ситуационных задач. Проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие эффективность опытной работы. Установлено, что повышение уровня профессиональной компетентности руководителей школьных спортивных клубов зависит от использования интерактивных форм в образовательном процессе. К числу таких относится кейс-метод. В опытно-экспериментальной работе доказана продуктивность данного метода в профессиональном развитии руководителей ШСК.

Ключевые слова: кейс-метод; профессиональная компетентность; руководители школьных спортивных клубов; повышение квалификации; школьные спортивные клубы.

Annotation. This article presents the experience of using the case study method in the context of advanced training courses for heads of school sports clubs. It is determined that the case method contributes to the development of professional competence in the field of finding solutions to situational problems. The experimental data confirming the effectiveness of the experimental work are analyzed. It is established that increasing the level of professional competence of school sports club leaders depends on the use of interactive forms in the educational process. This includes the case method. In experimental work, the productivity of this method in the professional development of SSC managers has been proved.

Key words: case method; professional competence; heads of school sports clubs; professional development; school sports clubs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.