Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кейс-метод / профессиональная компетентность / руководители школьных спортивных клубов / повышение квалификации / школьные спортивные клубы / case method / professional competence / heads of school sports clubs / professional development / school sports clubs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савчук Маршалл Викторович

В данной статье представлен опыт применения метода кейсов в условиях курсов повышения квалификации руководителей школьных спортивных клубов. Определено, что кейс-метод способствует развитию профессиональной компетентности в области поиска решений ситуационных задач. Проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие эффективность опытной работы. Установлено, что повышение уровня профессиональной компетентности руководителей школьных спортивных клубов зависит от использования интерактивных форм в образовательном процессе. К числу таких относится кейс-метод. В опытно-экспериментальной работе доказана продуктивность данного метода в профессиональном развитии руководителей ШСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савчук Маршалл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the experience of using the case study method in the context of advanced training courses for heads of school sports clubs. It is determined that the case method contributes to the development of professional competence in the field of finding solutions to situational problems. The experimental data confirming the effectiveness of the experimental work are analyzed. It is established that increasing the level of professional competence of school sports club leaders depends on the use of interactive forms in the educational process. This includes the case method. In experimental work, the productivity of this method in the professional development of SSC managers has been proved.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ»

они уверены, что занимаются самоменеджментом, но на практике это не всегда подтверждается. Персонализация как условие свободного выбора образовательного пути является фактором развития навыков самоменеджмента. Достаточного уровня самоуправления студенты достигают к окончанию бакалавриата и реализуют эту компетенцию в магистратуре. Другими словами, наличие возможности делать выбор, быть субъектом позволяет управлять своей учебной деятельностью и отчасти будущей профессиональной деятельностью.

Литература:

1. Бишоф, А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально, пер. с нем. 2-е изд., доп. / А. Бишоф, К. Бишов. - М.: Омега-Л, 2006. - 127 с.

2. Булаева, М.Н. Персонализированный подход в образовании / М.Н. Булаева, Я.В. Зубкова, Д.Д. Мельников // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-3. - С. 4-6

3. Васильева, О.В. Психолого-акмеологическая сущность самоорганизации личности / О.В. Васильева// Акмеология. -№2.-2012.-С. 59-63

4. Герасименко, Н.А. Самоменеджмент: личная эффективность и управление временем / Н.А. Герасименко, Д.Т. Хежева // Управление экономическими и социальными системами региона: Сборник научных трудов. Том Выпуск VII. - Владикавказ, 2017. - С. 122-127

5. Зайверт, Л. Ваше время в ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время / Л. Зайверт. -М.: Экономика, 1990. -232 с.

6. Заенутдинова, Н.А. Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Заенутдинова Наталья Анатольевна. - Магнитогорск, 2000.- 159 с.

7. Зеер, Э.Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему. Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 104-114. DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-104-114

8. ИОТ-консорциум вузов: сайт. - 2023. - URL: https://iot-consortium.ru/ (дата обращения 07.11.23)

9. Индивидуальные образовательные траектории в российских вузах // Министерство науки и высшего образования РФ. Официальный сайт. - 2023. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21499/ (дата обращения 23.10.2023)

10. Книсарина, М.М. Самоменеджмент студента вуза / М.М. Книсарина, А.Д. Сыздыкова, Г.У. Бекешева, Г.К. Неталина, К.Б. Аданов // Западно-казахстанский медицинский журнал. - 2018. - № 59 (3). - С. 71-77

11. Качества выпускников и навыки готовности к работе. Сайт Кентерберийского университета. - 2023. - URL: https://www.canterbury.ac.nz/life/co-curricular-record-ccr/ccr-skills-and-attributes/ (дата обращения 14.11.2023)

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100); сайт. - 2023. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 15.11.2023)

13. Савина, Н.В. Методологические основания персонализации образования / Н.В. Савина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - Т. 14. - № 4,- С. 82-90

14. Савина, Н.В. Самоорганизация педагога дошкольного образования: значение и реальность / Н.В. Савина // Наука о человеке: гуманитарные исследования,-2022. - №17 (4). - С. 126-134. doi: 10.57015/issnl998-5320.2022.16.4.15

15. Савина, Н.В. Тайм-менеджмент в образовании: учебное пособие для вузов / Н.В. Савина, Б.В. Лопанова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 162 с.

16. Трейси, Б. Результативный тайм-менеджмент: Эффективная методика управления собственным временем / Б. Трейси. - М.: Омега-Л, 2008. - 79 с.

17. Федеральный государственный стандарт высшего образования (3++) по направлениям бакалавриата / Образование и педагогические науки: сайт. -2023. -URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94 (дата обращения 07.11.2023)

18. eUBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2000. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 13.10.2023). -Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

19. Self-management stratégies of graduate employees to enhance work engagement / N. Dhanpat, D. Danguru, O. Fetile, K. Kekana// SA Journal oflndustrial Psychology. -April 2021.-47:1-12. D01:10.4102/sajip.v47i0.1857

Педагогика

УДК 378

аспирант Савчук Маршалл Викторович

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г.Москва)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ

Аннотация. В данной статье представлен опыт применения метода кейсов в условиях курсов повышения квалификации руководителей школьных спортивных клубов. Определено, что кейс-метод способствует развитию профессиональной компетентности в области поиска решений ситуационных задач. Проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие эффективность опытной работы. Установлено, что повышение уровня профессиональной компетентности руководителей школьных спортивных клубов зависит от использования интерактивных форм в образовательном процессе. К числу таких относится кейс-метод. В опытно-экспериментальной работе доказана продуктивность данного метода в профессиональном развитии руководителей ШСК.

Ключевые слова: кейс-метод; профессиональная компетентность; руководители школьных спортивных клубов; повышение квалификации; школьные спортивные клубы.

Annotation. This article presents the experience of using the case study method in the context of advanced training courses for heads of school sports clubs. It is determined that the case method contributes to the development of professional competence in the field of finding solutions to situational problems. The experimental data confirming the effectiveness of the experimental work are analyzed. It is established that increasing the level of professional competence of school sports club leaders depends on the use of interactive forms in the educational process. This includes the case method. In experimental work, the productivity of this method in the professional development of SSC managers has been proved.

Key words: case method; professional competence; heads of school sports clubs; professional development; school sports clubs.

Введение. Развитие системы школьных спортивных клубов в нашей стране на данный момент имеет массовый и обязательный характер. Согласно Приказа Минспорта России N 86 к 2024 году при школе должен быть открыт школьный спортивный клуб.

Согласно Мониторингу Единой информационной площадки [8] на данный момент происходит завершение формирования системы школьных спортивных клубов. В некоторых городах Российской Федерации данные достигают 100%.

Школьный спортивный клуб (далее - ШСК) - сосредоточие спортивной и воспитательной работы школы.

ШСК способствует привлечению школьников к физкультурным занятиям, популяризует здоровый образ жизни, что является крайне актуально в условиях последних лет: массовой изоляция общества, ограничения физической подвижности, появления новых вирусов, длительного нахождения взрослой и детской популяции в стрессе.

Однако ряд источников свидетельствует, что существует и масса проблем на пути формирования системы ШСК:

• слабая спортивная инфраструктура, отсутствие конкретной материально-технической базы,

• недостаток квалифицированных кадров, имеющих организационно-управленческие, экономические и юридические знания,

• загруженность физкультурных и педагогических кадров в течение дня,

• отсутствие целевого финансирования деятельности ШСК,

• низкая мотивация администрации школ и учителей физической культуры,

• недостаточная проработанность нормативно-правовых вопросов и учебно-методической литературы.[1; 3; 6].

По совокупности это приводит к тому, что ряд клубов создаются просто на бумаге [3].

В связи с этим актуальным становится решение проблем, связанных с кадровым обеспечением деятельности ШСК.

Отдельно стоит учитывать, что эта работа обычно возлагается на учителей физической культуры, а так же педагогов-организаторов, которых при этом не освобождают от прямых своих обязанностей, связанных с преподаванием и организации внеклассной воспитательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Обзор современных курсов повышения квалификации для руководителей школьных спортивных клубов показал необходимость поиска более эффективных интерактивных форм обучения в системе повышения квалификации руководителей школьных спортивных клубов. Ответом на данную проблему может быть методика кейсов - анализ конкретной ситуации в профессиональной деятельности специалиста.

Методика кейсов (case study) берет свое начало в американской системе высшего образования. В России данный метод стали применять с 1980-х в рамках обучения студентов в высших учебных заведения. На сегодняшний день кейс-технологии распространились повсеместно: их применяют в школах, вузах, курсах повышения квалификации и др. [7].

Применение методики кейсов в дополнительном профессиональном образовании изучали В.А. Савельев, P.A. Кутбитдинова, Уварова С.М., Г.В. Ханевская, О.В. Шварева [9; 10; 11; 12].

Метод кейсов - это метод анализа конкретных ситуаций, описание которых должно отражать не только какую-либо проблему, но и актуализировать у учащихся систему знаний, которую необходимо применить при разрешении данной проблемы.

В работе Савельева В.А. отмечается, что данный метод позволяет максимально приблизить обучение к реальным профессиональным ситуациям, активизировать взаимодействие участников, актуализировать их опыт решения профессиональных задач [9].

Е.С. Борисенкова, В.В. Логинов и А.Я. Найн пишут об использовании кейс-метода как фактора повышения уровня профессиональной компетентности бакалавров физической культуры. Выполняя кейс-задания, обучающийся в системе повышения квалификации формирует заранее план решений как стандартных задач, так и возникающих в непривычных условиях. Как показывает практика, чем больше таких заданий (особенно нестандартных) будет предоставлено в образовательном процессе бакалавру физической культуры, тем существенней будет его опыт доя работы в дальнейшем.

Данным коллективом авторов [2] были отмечены и значимые особенности подбора кейсов:

- преобладание практических кейсов для организации более успешной работы слушателями в будущем на местах;

- использование значительного количества кейс-заданий, которые должны опираться на события реальной практики, что позволит организовать эффективный взаимообогащающий диалог в рамках витагенного обучения;

- регулярное обновление ситуационных заданий в кейсах, поскольку материал достаточно быстро становится неактуальным;

- включение в кейсы заданий научно-исследовательского характера с целью развития теории и практики по виду спорта;

- использование кейсов, затрагивающих нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта, повышая при этом правовую грамотность слушателей.

С целью выявления результативности применения метода кейсов в рамках повышения квалификации руководителей школьных спортивных клубов нами была организована опытно-экспериментальная работа. Она проводилась на базе Межрегиональной общественной организации содействия развитию спорта «Возрождение».

В исследовании были задействованы руководители школьных спортивных клубов г. Москвы, Московской области, Калуги, Пензы и Новосибирска.

В рамках опытно-экспериментальной работы мы выделили следующие этапы работы над кейсом:

1. Подготовительный этап:

- подбор ситуаций для кейсов в рамках программы,

- выяснение запросов участников на разбор кейсов по конкретной тематике,

- сбор индивидуальных кейсов от участников.

2. Основной этап:

- разбор ситуации на занятии,

- мозговой штурм участников, предложение решения проблемы,

- анализ последствий решений.

3. Заключительный этап:

- применение на практике в реальных условиях,

- самоанализ, выявление ценности субъективного опыта.

В рамках занятий были освещены следующие темы:

- организационные основы работы ШСК,

- особенности реализации учебных программ в школах с малой наполняемостью,

- проведение спортивных мероприятий со школьниками на школьном, городском, региональном и т.д. уровнях,

- способы формирования мотивации учащихся к занятиям в ШСК,

- технологии создания символики ШСК,

- привлечение учеников, родителей и учителей к участию в мероприятиях ШСК,

- делегирование обязанностей в рамках ШСК,

- привлечение инвесторов,

- профориентационная составляющая работы ШСК,

- проектная работа учеников,

- психолого-педагогические особенности работы с детьми разного возраста.

В процессе прохождения обучения было опрошено 57 слушателей, из них 62,5% мужчины и 37,5% женщины.

География слушателей:

50% представляли ШСК города Москва,

19,6% представители Московской области,

12,5% города Пенза,

8,9% города Калуга,

7,1% города Новосибирск.

В начале прохождения обучения нами были собраны ожидания слушателей от курса.

На вопрос: «Каковы Ваши ожидания от курса?».

80,4% слушателей ответили - технологии организации ШСК.

69,6% - изучение практических методов работы.

40,4% - овладение новыми методами и способами работы.

Результаты опроса по завершению обучения показали следующее:

71,4% слушателей отметили высокую практическую значимость занятий,

48,2% - уже используют полученные знания и опыт в своей профессиональной деятельности,

51,8% - планируют использовать полученные знания в профессиональной деятельности (рис. 1).

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Каковы Ваши ожидания от курса?

Технологии организации ШСК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение практических методов работы

Овладение новыми

методами и способами работы

Рисунок 1. Результаты опроса слушателей

Выводы. Выявляя личный запрос участников обучения на разбор ситуаций из профессионального опыта участников, мы добились личной вовлеченности участников в процесс повышения квалификации. Участники курса получили уникальный опыт диалогового общения коллег из разных регионов, создали предпосылки для дальнейшего непрерывного повышения квалификации путем обмена личным опытом между участниками курсов.

Опытная работа по реализации кейс-методики в условиях повышения квалификации руководителей школьных спортивных клубов показала достаточно высокую эффективность. Применение данной методики показало большую вовлеченность аудитории в решение практических задач, основанных на личных ситуациях слушателей.

Литература:

1. Белова, Г.Б. Кадровое обеспечение деятельности школьных спортивных клубов в Пермском крае / Г.Б Белова, О.Л. Гмырина, К.Ю. Катаева // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20-21 апреля 2023 г. - Пермь: ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2023. - С. 41-45

2. Борисенкова, Е.С. Использование кейс-метода как фактора повышения уровня профессиональной компетентности бакалавров физической культуры / Е.С. Борисенкова, В.В. Логинов, А.Я. Найн // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - №1,- С. 20-25

3. Кандаурова, Н.В. Кадровые проблемы, влияющие на эффективность менеджмента спортивных и общеобразовательных школ / Н.В. Кандаурова, Н.И. Пронина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 3(97). - С. 88-92

4. Колесникова, И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования / И.А. Колесникова //Непрерывное образование: XXI век. -2013. -Вып. 1. -С. 2-18

5. Колесникова, И.А. Регуманитаризация образования: методологическая перезагрузка / И.А. Колесникова // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. - 2020. - №2. - С. 20-34

6. Котуранова, И.Д. Школьный спортивный клуб: проблемы и особенности / И.Д. Котуранова // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: Материалы докладов психолого-педагогических

секций, Калуга, 12-14 апреля 2022 года. - Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского", 2022. - С. 61-65

7. Кутбиддинова, P.A. Использование кейс-метода для подготовки будущих психологов / P.A. Кутбиддинова // Вестник ЮУрГГПУ. - 2014. - №9-1. - С. 50-55

8. Муниципальный мониторинг единого всероссийского перечня (реестра) школьных спортивных клубов субъектов РФ - М1рз://еип-фкис.рф/список-шск-в-муниципалитетах/ (Дата обращения 12. 12. 2023)

9. Савельев, В.А. Применение метода кейсов в дополнительном профессиональном образовании педагогов с использованием технологий дистанционного обучения / В.А. Савельев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2016. - №4 (29). - С. 62-68

10. Уварова, С.М. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к экспериментальной деятельности как фактор повышения их профессиональной компетентности / С.М. Уварова // Профессиональное мастерство: формирование, становление и развитие: межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. - С. 76-83

11. Ханевская, Г.В. Кейс-стади как вид современных педагогических технологий в физической культуре / Г.В. Ханевская // Символ науки. -2016. -№5-2. - С. 210-212

12. Шварева, О.В. Формы применения кейс-метода в процессе подготовки бакалавров педагогики / О.В. Шваварева // Вестник ТГПУ.-2015.-№ 1 (153). - С. 29-32

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Хамгоков Мурадин Мухамедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Сергеев Эдуард Виталиевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ ОГНЯ ИЗ РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ПО

ЗАМАСКИРОВАННЫМ ЦЕЛЯМ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы огневой подготовки в рамках повышения квалификации по программам, предусматривающим формирование необходимых компетенций у сотрудников правоохранительных органов, привлекаемых к несению службы (выполнению оперативно-служебных задач) в особых условиях. Проводится обсуждение стрелковых упражнений, выполняемых в рамках указанных программ. Также предлагаются пути совершенствования таких упражнений и используемых в них мишеней, для оптимизации образовательного процесса и более качественной подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в особых условиях.

Ключевые слова: огневая подготовка, правоохранительные органы, особые условия, мишень, автомат, пистолет, снайперская винтовка, пулемет, «гонг», «поппер», полицейский, камуфляж.

Annotation. The article discusses the issues of fire training in the framework of advanced training in programs providing for the formation of necessary competencies for law enforcement officers involved in service (performing operational tasks) in special conditions. There is a discussion of shooting exercises performed within the framework of these programs. It also suggests ways to improve such exercises and the targets used in them, to optimize the educational process and better prepare law enforcement officers to act in special conditions.

Key words: fire training, law enforcement agencies, special conditions, target, machine gun, pistol, sniper rifle, "gong", "popper", policeman, camouflage.

Введение. 24 февраля 2022 года Российская Федерация начала проведение специальной военной операции. В ходе указанных мероприятий в составе нашей страны появились вновь освобожденные территории (Луганская народная республика, Донецкая народная республика, Запорожская и Херсонская области), на которых министерству внутренних дел необходимо обеспечить законность и правопорядок. Эта задача осложняется тем, что деятельность правоохранительных органов на указанных территориях должна осуществляться с учетом повышенного уровня террористической опасности, особенно в прифронтовых зонах. Наряду с имеющимися у сотрудников правоохранительных органов компетенциями, возникла потребность в приобретении новых - компетенций, позволяющих выполнять свои обязанности в особых условиях (особых правовых режимах).

Современные условия противостояния правоохранителей террористическим и экстремистским угрозам заставили «силовые» ведомства уделить особое внимание совершенствованию профессиональной подготовки правоохранителей, касающейся деятельности в особых условиях. Правоохранители, несущие службу в вышеуказанных регионах и в приграничных зонах, испытывают повышенные экстремальные нагрузки, ежедневно рискуя своей жизнью и здоровьем [1, С. 238].

Для решения этой задачи МВД России было принято решение обучить сотрудников правоохранительных органов необходимым компетенциям, необходимым для несения службы в особых условиях (в условиях специальных правовых режимов) в рамках повышения квалификации.

Указанные программы направленны на приобретение и совершенствование таких важных компетенций, в частности: Способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, условиях режима чрезвычайного положения и в военное время;

Способность обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в повседневной служебной деятельности. Все указанные компетенции, безусловно, направлены на совершенствование умений и навыков для несения службы в регионах с особым правовым режимом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.