Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 21-29 Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, pp. 21-29
https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-21-29
Научная статья
УДК 796.071+796-057.875(470+571)
Актуальные проблемы развития кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта
М. А. Ермакова
Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 460000, г. Оренбург ул. Советская, д. 6
Ермакова Марина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, ermakova-m@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0181-8368
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам развития кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта, отраженным в Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г. и в Межотраслевой программе развития студенческого спорта. Представлен опыт и анализ реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Организация спортивно-массовой работы в студенческом спортивном клубе» для специалистов студенческого спорта.
Ключевые слова: развитие кадрового потенциала, студенческий спорт, студенческий спортивный клуб, повышение квалификации, компетенции, модули обучения
Для цитирования: Ермакова М. А. Актуальные проблемы развития кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 21-29. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-21-29
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Current issues in human resources development of the subjects of the student
sports system
М. А. Ermakova
Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 6 Sovietskaya St., Orenburg 460000, Russia
Marina A. Ermakova, ermakova-m@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0181-8368
Abstract. The article is devoted to the current problems of the human resources development of the subjects of the student sports system. The issues under consideration are reflected in the Concept of the student sports development in the Russian Federation for the period up to 2025 and in the Intersectoral Programmemeofthe student sports development. The article presents the experience and analysis ofthe implementation ofthe additional professional training programmeme "Organization of mass sports work in a student sports club" for specialists in the field of student sports. Keywords: human resources development, university sports, student sports club, professional development, competencies, training modules
For citation: Ermakova М.А. Current issues in human resources development ofthe subjects ofthe student sports system. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, рр. 21-29 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-21-29
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)
Введение
В настоящее время в Российской Федерации принят ряд мер, направленных на формирование системы студенческого спорта, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы с обучающимися в системе профессионального и высшего образования [1-3].
Студенческий спорт в нашей стране регулируется Ф3-329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4]; Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» [5], Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р [6]; Концепцией развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21 ноября 2017 г. № 1007 [7]; Межотраслевой программой развития студенческого спорта до 2024 г., утвержденной совместным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 9 марта 2021 г. № 141/167/90 [8].
Одним из основных направлений развития студенческого спорта, согласно Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г., является развитие кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта [7]. Данная проблема отражена и в Межотраслевой программе развития студенческого спорта [8], разработанной и реализующейся во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, прошедшего 27 марта 2019 г.
В соответствии с Перечнем поручений Президента РФ № Пр - 2397 от 22 ноября 2019 г., необходимо обеспечить завершение создания к 2024 г. студенческих спортивных клубов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также участие таких клубов в спортивных соревнованиях, проводимых студенческими спортивными лигами [9].
Для эффективного выполнения данного поручения необходимы специалисты новой формации, способные не только организовывать образовательный процесс по физической культуре и спорту, но и обладающие управленческими компетенциями, способ-
ные руководить структурным подразделением по спортивной, физкультурной и оздоровительной работе, обеспечивать планирование, аналитическую и методическую деятельность, управлять консультированием и тестированием в области физической культуры и спорта, осуществлять стратегическое руководство деятельностью по сопровождению развития физической культуры и спорта в образовательной организации [10, 11]. Специалист современной формации должен быть харизматичной личностью, обладать способностью воздействовать на менталитет обучающихся с целью формирования осознанной потребности в физкультурной, спортивной и оздоровительной деятельности [12-15].
Таким образом, учитывая актуальность развития кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта, Российским студенческим спортивным союзом на основе партнерства с Московской государственной академией физической культуры при поддержке Министерства спорта Российской Федерации в рамках федерального проекта «Спорт -норма жизни» разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация спортивно-массовой работы в студенческом спортивном клубе» (далее - Программа), учитывающая квалификационные требования профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2015 г. № 798н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта"» Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2015 г. [16]).
Цель исследования: разработать и оценить эффективность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для специалистов студенческих спортивных клубов, проводимой в рамках реализации Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 г., в части развития кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе Московской государственной академии физической культуры. В исследовании приняли
участие 730 респондентов, сотрудников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Респонденты прошли обучение по Программе, содержание которой составлялось с учетом задач, стоящих перед студенческим спортивным клубом в современных условиях, и требований к компетенциям специалиста студенческого спортивного клуба, в объеме 150 часов.
Основные методы исследования: анализ нормативно-правовой и специальной литературы по проблеме исследования, обобщение опыта ведущих студенческих спортивных клубов, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, методы математической статистики.
Результаты и их обсуждение
Реализация Программы осуществлялась в период с 04.10.2021 по 10.11.2021 г. в дистанционном формате в электронной информационно-образовательной среде Московской государственной академии физической культуры.
Целью Программы было формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере профессионального образования, высшего образования и дополнительно-
го образования в области физической культуры и спорта.
В результате освоения программы у слушателей формируются следующие компетенции: способности осуществлять руководство физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью в образовательной организации; разрабатывать и утверждать текущие и перспективные планы работы, целевые показатели; осуществлять руководство методическим и информационным обеспечением деятельности в области физической культуры и спорта; управлять процессами проведения тестирования в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)»; осуществлять контроль и учет деятельности в области физической культуры и спорта в образовательных организациях; осуществлять контроль и учет исполнения планов, результатов информационного и методического обеспечения деятельности в области физической культуры и спорта.
Программа включала 5 модулей (таблица).
Состав слушателей распределился следующим образом: 57,47% - сотрудники кафедр физической культуры образовательных организаций высшего образования; сотрудники и активисты студенческих спортивных клубов (ССК) - 21,21; обучающиеся образовательных организаций высшего образования -
Содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Организация спортивно-массовой работы в студенческом спортивном клубе»
The content of the additional professional training program "Organization of mass sports work in the student sports club"
Модуль Содержание
Студенческий спортивный клуб в системе студенческого спорта - Нормативно-правовое регулирование студенческого спорта; - система студенческого спорта в Российской Федерации; - стратегические приоритеты развития студенческого спорта
Управление студенческим спортивным клубом - Особенности создания и организации деятельности студенческого спортивного клуба; - стратегическое управление развитием студенческого спортивного клуба; - текущее управление студенческим спортивным клубом; - управление человеческими ресурсами в студенческом спортивном клубе; - управление проектами в студенческом спортивном клубе
Управление процессами организации физкультурной и спортивной работы с обучающимися - Организация физкультурных и спортивных мероприятий (части 1 и 2); - организация работы спортивных секций и сборных команд; - организация проведения тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО)
Обеспечение деятельности студенческого спортивного клуба - Финансовое обеспечение студенческого спортивного клуба; - управление закупками в студенческом спортивном клубе; - управление объектами спорта в студенческом спортивном клубе
Маркетинг и медиа в студенческом спортивном клубе - Маркетинг студенческого спортивного клуба; - брендинг студенческого спортивного клуба; - медиа в студенческом спортивном клубе; - SMM в студенческом спортивном клубе
члены студенческих спортивных клубов - 5,52; сотрудники подразделений по учебной и воспитательной работе - 4,98; представители различных спортивных организаций - 4%, также слушателями курсов являлись представители общественных организаций (федерации по видам спорта), региональных отделений общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз» (РССС), органов исполнительной власти, организаций, не связанных со спортом, в общем количестве 6,82% (рис. 1).
Активность слушателей отражена на рис. 2.
По окончанию проведения обучения слушателям была разослана анкета обратной связи, по результатам анализа ответов определено среднее значение сложности Программы -5,78 баллов из 10 (рис. 3).
Содержательная составляющая Программы в среднем оценена слушателями на 45 баллов. Актуальность и применимость полученных знаний в практической деятельности оценили на 4,04 балла, качество проведения
Рис. 1. Состав слушателей Программы (цвет online) Fig. 1. The types of the Programmeme students
0 % онлайн ■ до 70 % онлайн ■ больше 70 % онлайн ■ В онлайн-формате ■ В записи 50 на 50
Рис. 2. Активность слушателей (цвет online) Fig. 2. Students' activity
Рис. 3. Среднее значение оценки сложности Программы на основе данных обратной связи (цвет online) Fig. 3. The average value of the Programmeme complexity evaluation based on the feedback data
занятий преподавателями - 4,36, информативность презентаций и дополнительных материалов к занятиям - 4,38, структурированность подачи материала - 4,35, охват основных тем в области развития студенческого спортивного клуба - 4,36, наиболее низкую оценку получил критерий «наличие новой информации и применимости полученных знаний в практической деятельности» - 3,87 (рис. 4). Тем не менее,
100 % респондентов отметили, что содержание Программы вдохновило их и позволило найти новые идеи для развития студенческого спортивного клуба и студенческого спорта в образовательной организации.
Респонденты отметили некоторые аспекты содержания Программы, которых им не хватило в процессе обучения: «...единые правила по всей стране для функционирования студен-
Рис. 4. Оценка содержательной составляющей Программы (цвет online) Fig. 4. Evaluation of the content component of the Programmeme
ческих спортивных лиг»; «...возможно кейсы зарубежных стран по развитию студенческого спорта»; «.как мотивировать администрацию образовательной организации на создание студенческого спортивного клуба как структурного подразделения»; «.хотелось бы более подробно узнать о критериях и возможностях создания центра спортивной подготовки на базе образовательной организации высшего образования»; «.побольше информации о массовом спорте и мотивации к занятиям в физкультурно-оздоровительных группах и вообще об организации физической культуры и спорта в образовательной организации. Чувствуется информационный голод на местах. Надо чаще встречаться с коллегами из других регионов и делиться опытом»; «.необходимо больше информации о киберспорте в рамках студенческих спортивных клубов и подготовке к нему в рамках фестивалей студенческого спорта»; «... вопрос разработки программы развития физической культуры и спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования» и т. д.
По форме обратной связи поступило большое количество положительных отзывов о Программе, приведем примеры наиболее конкретных комментариев о том, что понравилось в Программе: «.идеи финансирования студенческого спортивного клуба, порядок их функционирования, некоторые лекции и презентации были очень информативными и полезными»; «.понравилось, что можно пересмотреть лекции в любое удобное время»; «.очень много ссылок в презентациях на государственные документы, которые будут полезны в работе»; «.большое количество реальных кейсов в обсуждении тем курса»; «.очень понравился интерактивный формат, когда произошло разделение на команды и работа над созданием студенческого спортивного клуба»; «.обратная связь, возможность получить ответы на вопросы»; «.системность подхода, актуальный и структурированный материал, много ссылок на нормативные документы. Подборка актуальных документов и источников. Уровень программы и поддержка/диплом от МГАФК»; «.общение с коллегами из других регионов» и т. д.
Приведем примеры отрицательных отзывов респондентов: «.скучно про документы, но информация нужна»; «.достаточно сложной оказалась лекция про управление спортивными объектами»; «.невозможность реализовать все, что рассказывалось на лекциях,
в наших реалиях»; «.сложными были лекции, где разбирались статьи законов»; «.часть материала носит больше теоретический характер. Большой спектр рассматриваемых вопросов дает хорошее представление об отрасли в целом, но не позволяет проработать конкретные практические вопросы»; «.низкая активность слушателей. Считаю необходимым больше уделять внимания практическим примерам. Не хватает обмена положительными практиками»; «.к сожалению, пока на практике применить полученные знания не представляется возможным в связи со спецификой нашего образовательного учреждения» и т. д.
Несомненный интерес, с точки зрения содержательной составляющей, представляет анализ количества просмотров определенных тем Программы (рис. 5). Общее количество уникальных просмотров - 4951, что указывает на востребованность представленных в Программе модулей в среде специалистов в области физической культуры и спорта.
Наибольший интерес у слушателей Программы вызвали темы, связанные со стратегическими приоритетами развития студенческого спорта и его нормативно-правовым регулированием. Что примечательно, эти темы вызвали наибольшее затруднение на итоговом тестировании - 75% неправильных ответов. Сложности у слушателей также вызвали вопросы, касающиеся финансового обеспечения студенческого спортивного клуба - 66% неправильных ответов, более 50% неправильных ответов по двум и более вопросам: брендинг студенческого спортивного клуба, маркетинг студенческого спортивного клуба, организация физкультурных и спортивных событий, особенности создания и организации деятельности студенческого спортивного клуба, управление закупками студенческого спортивного клуба.
Таким образом, анализ реализации Программы показал наличие потребности в специальных знаниях по организации работы структурного подразделения «студенческий спортивный клуб», большое количество уникальных просмотров указывает на актуальность реализации Программы, итоги тестирования позволили определить круг наиболее востребованных тем для дальнейшего углубленного изучения, необходимость применения дополнительных цифровых инструментов в организации обучения (Kahoot, Mentimeter, Padlet, Miro), разработки новых подходов к итоговой аттестации (например, в формате защиты итогового проекта по развитию студенческого
Стратегические приоритеты развития студенческого спорта Нормативно-правовое регулирование студенческого спорта Организация физкультурных и спортивных мероприятий ССК (1) Особенности создания и организации деятельности ССК Стратегическое управление развитием ССК Организация физкультурных и спортивных мероприятий ССК (2) Система студенческого спорта в Российской Федерации Текущее управление ССК БММ в ССК
Управление активистами и волонтерами ССК Брендинг в ССК Управление закупками ССК Организация работы спортивных секций и сборных команд ССК
Медиа ССК Финансовое обеспечение ССК Маркетинг в ССК Управление человеческими ресурсами в ССК Организация и проведение тестирования ВФСК ГТО Зарубежный опыт развития студенческого спорта Управление объектами спорта в ССК Управление проектами ССК
■ 463 I 445 438
331
Рис. 5. Анализ просмотров содержания Программы (цвет online) Fig. 5. Analysis of the Programmeme content views
спортивного клуба в конкретной образовательной организации), оценка анкеты обратной связи показала значимость сбора и систематизации эффективных практик, проведение занятий в формате мини-групп для активного обсуждения проблем и обмена опытом, разделение слушателей на категории по уровню знаний, подготовки специальной учебной и учебно-методической литературы по актуальным проблемам развития студенческого спорта в Российской Федерации.
Список литературы
1. Ольховский Р. М., Ждановым Д. О., Еремина Е. А. Стратегические задачи развития студенческого спорта в Российской Федерации // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 144-151.
2. Ольховский Р. М., Ермакова М. А., Воронин Д. И., Еремина Е. А. Воспитание как приоритетная составляющая воспитательной работы с обучающимися // Культура физическая и здоровье. 2021. № 1 (77). С. 144-148. doi.oгg./10.47438/19993455_2021_1_144
3. Щенникова М. Ю., Костюченко В. Ф., Овсюк Т. М. Профессиональное образование и система профессиональных квалификаций в области физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П. Ф. Ле-сгафта. 2018. № 3 (157). С. 329-339.
4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-
ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 27.01.2022).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.01.2022).
6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. URL: http:// www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (дата обращения: 27.01.2022).
7. Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21 ноября 2017 г. № 1007. URL: http:// www. consultant. ru/document/ cons _doc_LAW_ 283321/ 2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 27.01.2022).
8. Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 г., утвержденная Приказом Минспорта России, Минобрнауки России, Минпросвещения России от 09.03.2021 г. № 141 /167/90. URL: https://minobrnauki. gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=30816 (дата обращения: 27.01.2022).
9. Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуре и спорта при Президенте Российской от 22.11.2019 г. № Пр-2397. URL: http://kremlin.ru/acts/ assignments/orders/62119 (дата обращения: 27.01.2022).
10. Щенникова М. Ю., Михайлова Е. Я., Овсюк Т. М. Государственная итоговая аттестация по программам высшего
образования в области физической культуры и спорта с учетом требований профессиональных стандартов // Теория и практика физической культуры. 2019. № 5. С. 3-6.
11. Свечкарев В. Г. Современные приоритеты развития государственной политики в области физической культуры и спорта // Научные известия. 2020. № 18. С. 57-61.
12. Андрющенко Л. Б., Шутова Т. Н., Высоцкая Т. П. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (173). С. 6-9.
13. Новопашина Л. А. «Стандарт против стандарта» // Тенденции развития образования : кто и как использует и оценивает образовательные стандарты? : материалы XIV международной научно-практической конференции. М. : Издательство МВШСЭН, 2017. С. 35-40.
14. Высоцкая Т. П., Везеницын О. В. Программа профессиональной переподготовки инструкторов по спорту : «Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением» // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения : сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Сургут : ИД «Россиздат» (ИП Казаченко Л. Ю.), 2019. С. 92-97.
15. Ерегина С. В., Тарасенко К. Н. Педагогические условия повышения квалификации инструкторов-методистов физкультурно-спортивных учреждений // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 4. С. 164-168.
16. Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2015 г. № 798 н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта») Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2015 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/420314865 (дата обращения: 27.01.2022).
References
1. Olkhovskiy R. M., Zhdanovich D. O., Eremina E. A. Strategic objectives for the student sports development in the Russian Federation. In: Aktual'nyie voprosy fizicheskogo vospitaniya molodezhi i studencheskogo sporta : sbornik trudov Vserossiyskoy nauchn-prakticheskoy konferencii [Current Issues of Physical Education of Youth and Student Sports]. Saratov, Saratovskiy istochnik Publ., 2020, pp. 144151 (in Russian).
2. Olkhovskiy R. M., Ermakova M. A., Voronin D. I., Ere-mina E. A. Personal development as a priority component of educational work with students. Physical Culture and Health, 2021, no. 1 (77), pp. 144-148. https://10.47438/19993455_ 2021_1_144 (in Russian).
3. Shchennikova M. Yu., Kostyuchenko V. F., Ovsyuk T. M. Professional education and the system of professional qualifications in the field of physical culture and sports. Uchenye
zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2018, no. 3 (157), pp. 329-339 (in Russian).
4. Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" dated 04.12.2007No. 329-FZ (as amended and supplemented). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (accessed 27 January 2022) (in Russian).
5. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended and supplemented). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 27 January 2022) (in Russian).
6. Strategy of the physical culture and sports development of physical culture and sports in the Russian Federation for the periodup to 2030, approvedby the order of the Government of the Russian Federation dated November 24, 2020. No. 3081-r. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040. html/ (accessed 27 January 2022) (in Russian).
7. The concept of the student sports development of student sports in the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated November 21, 2017 No. 1007. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_283321/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (accessed 27 January 2022) (in Russian).
8. Intersectoral programmeme for the student sports development until 2024, approved. By order of the Ministry of Sports of Russia, the Ministry of Science and Higher Education of Russia, the Ministry of Education of Russia of 09.03.2021 No. 141/167/90. Available at: https://minobrnauki.gov. ru/documents/?ELEMENT_ID=30816 (accessed 27 January 2022) (in Russian).
9. List of Orders of the President of the Russian Federation following the meeting of the Council for the Physical Education and Sports Development under the President of the Russian Federation of November 22, 2019 No. Pr-2397. Available at: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62119 (accessed 27 January 2022) (in Russian).
10. Shchennikova M. Yu., Mihaylova E. Ya., Ovsyuk T. M. Final state certification for higher education programmemes in the field of physical culture and sports, based on the requirements of professional standards. Theory and Practice of Physical Education, 2019, no. 5, pp. 3-6 (in Russian).
11. Svechkaryov V. G. Modern priorities of the state policy development in the field of physical culture and sports. Nauchnye izvestiya, 2020, no. 18, pp. 57-61 (in Russian).
12. Andryushchenko L. B., Shutova T. N., Vysockaya T. P. Development of an additional professional training programme for trainers. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2019, no. 7 (173), pp. 6-9 (in Russian).
13. Novopashina L. A. "Standart protiv standarta". Tendencii razvitiya obrazovaniya : kto i kak ispol'zyet i otsenivayt obrazovatel'nie standarty : materialy XIV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Trends in the Development of Education : Who and How Uses and Evaluates Educational Standards : materials of the XIV scientific practical conference], Moscow, MSSES Publ., 2017, pp. 35-40 (in Russian).
14. Vysotskaya T. P., Vezenicyn O. V. The programme of professional development of sports instructors : "Physical culture, recreation, and sports mass work with the
population". Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospi-taniya, sportivnoj trenirovki, turizma, psihologicheskogo soprovozhdeniya i ozdorovleniya razlichnyh kategorij nase-leniya : sbornik materialov XVIII Vserossiyskoy nauchn-prakticheskoy konferencii [Improving the System of Physical Education, Sports Training, Tourism, Psychological Support and Rehabilitation of Various Categories of the Population : Proceedings of the XVIII All-Russian scientific practical conference]. Surgut, ID "Rossizdat" (IP Kazachenko L. Yu.) Publ., 2019, pp. 92-97 (in Russian).
15. Eregina S. V., Tarasenko K. N. Pedagogical conditions of professional development of instructors-methodologists of physical culture and sports institutions. Uchenye zapiski
universiteta imeni Lesgafta, 2020, no. 4, pp. 164-168 (in Russian).
16. Professional standard "Head of an organization (subdivision of an organization) operating in the field of physical culture and sports" Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 29,2015 No. 798n "On approval of the professional standard «Head of an organization (subdivision of an organization) operating in field of physical culture and sports") Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on November 12, 2015. Available at: https://docs.cntd.ru/document/420314865 (accessed 27 January 2022) (in Russian).
Поступила в редакцию 21.01.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 01.03.2022 The article was submitted 21.01.2022; approved after reviewing28.02.2022; accepted for publication 01.03.2022