Научная статья на тему 'Перспективы развития студенческого спорта в Иркутской области'

Перспективы развития студенческого спорта в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / РОССИЙСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ / АССОЦИАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ РОССИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / STUDENT SPORT / CONCEPT OF STUDENT SPORT DEVELOPMENT / EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / IRKUTSK REGION / RUSSIAN STUDENT SPORTS UNION / ASSOCIATION OF STUDENT SPORTS CLUBS OF RUSSIA / STUDENT SPORTS CLUB

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казанцева Надежда Владимировна, Казанцев Виктор Сергеевич, Вайнер-кротов Андрей Владимирович, Яловенко Ольга Владимировна, Кривенков Максим Юрьевич

В статье представлен анализ деятельности органов исполнительной власти Иркутской области в части развития студенческого спорта. Представлены роль и статус общественных спортивных организаций в развитии студенческого спорта. Определены основные направления и перспективы развития студенческого спорта в Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Казанцева Надежда Владимировна, Казанцев Виктор Сергеевич, Вайнер-кротов Андрей Владимирович, Яловенко Ольга Владимировна, Кривенков Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of students’ sport development in the Irkutsk region

The article presents the analysis of the activities of the executive authorities of the Irkutsk region in the development of student sports. The role and status of the public sports organizations in the development of the student sports are presented. The main directions and prospects of development of the student sports in the Irkutsk region are determined.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития студенческого спорта в Иркутской области»

подготовительный (формирование устойчивой потребности в регулярных занятиях массовым спортом), адаптационный (освоение ценностей физической культуры и спорта), формирующий (успешное развитие здоровья, качества здорового образа жизни) и творческий (формирование творческого подхода к составлению индивидуальной траектории оздоровления, самостоятельного ведения здорового образа жизни).

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что для успешного повышения сегодняшнего состояния физического и психологического здоровья, качества здорового образа жизни студентов-сирот, обеспечивающего их жизненно-профессиональную подготовку в российской системе профессионального образования необходима новая организационно-педагогическая технология сопровождения студентов-сирот в процессе пред-выпускного и постинтернатного периодов спортивно-ориентированного физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байер, Е.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях государственной поддержки детства / Е.А. Байер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 4. - С. 15-18.

2. Исмиянов, В.В. Социально-педагогический анализ проблемы организации физического воспитания студентов-сирот в обеспечении здорового образа жизни / В.В. Исмиянов, В.С. Балан, Л.Д. Рыбина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 106-110.

3. Исмиянов, В.В. Проблемы развития физического и психологического здоровья студентов-сирот в современной системе физического воспитания / В.В. Исмиянов, Т.О. Преин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 126-130.

REFERENCES

1. Bayer, E.A. (2008), "Health care technologies in educational institutions of state support of childhood", Physical education, education, training, No. 4, pp. 15-18.

2. Ismiyanov V.V., Balan V.S. and Rybina, L.D (2018), "Social-pedagogical analysis of the problem of organization of physical education for students-orphans in ensuring a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 106-110.

3. Ismiyanov, V.V. and Prein, T.O. (2018), "Physical and psychological health developing problems of orphan-students at physical education modern system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 165, No. 11, pp. 126-130.

Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.01.2019

УДК 796.078

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В ИРКУТСКОЙ

ОБЛАСТИ

Надежда Владимировна Казанцева, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский Юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (ИЮИ (ф) УПРФ), Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия (ВСФ РГУП); Виктор Сергеевич Казанцев, старший

преподаватель, Иркутский Юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (ИЮИ (ф) УПРФ); Андрей Владимирович Вайнер-

Кротов, старший преподаватель, Ольга Владимировна Яловенко, старший преподаватель, Максим Юрьевич Кривенков, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИрНИТУ)

Аннотация

В статье представлен анализ деятельности органов исполнительной власти Иркутской области в части развития студенческого спорта. Представлены роль и статус общественных спортивных организаций в развитии студенческого спорта. Определены основные направления и

перспективы развития студенческого спорта в Иркутской области.

Ключевые слова: студенческий спорт, Концепция развития студенческого спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, Иркутская область, Российский студенческий спортивный союз, Ассоциация студенческих спортивных клубов России, студенческий спортивный клуб.

PERSPECTIVES OF STUDENTS' SPORT DEVELOPMENT IN THE IRKUTSK

REGION

Nadezhda Vladimirovna Kazantseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the prosecutor's office of the Russian Federation, East Siberian Branch of the Russian State University of Justice; Viktor Sergeevich Ka-zantsev, the senior teacher, Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the prosecutor's office of the Russian Federation; Andrey Vladimirovich Weiner-Krotov, the senior teacher, Olga Vladimirovna Yalovenko, the senior teacher, Maxim Yuryevich Krivenkov, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University

Annotation

The article presents the analysis of the activities of the executive authorities of the Irkutsk region in the development of student sports. The role and status of the public sports organizations in the development of the student sports are presented. The main directions and prospects of development of the student sports in the Irkutsk region are determined.

Keywords: student sport, Concept of student sport development, executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation, Irkutsk Region, Russian Student Sports Union, Association of Student Sports Clubs of Russia, student sports club.

В конце 2015 года в Российской Федерации в целях реализации основных направлений молодёжной политики в РФ Министерством спорта России и долгосрочных перспектив развития студенческого спорта разработана Концепция развития студенческого спорта в РФ на период до 2025 года [4]. В направлениях Концепции основное место занимает модернизация системы физического воспитания и развитие массового студенческого спорта в вузах и ссузах. Соответственно предполагается обеспечение учебных заведений современной спортивной инфраструктурой, внедрение в работу вузов студенческих спортивных клубов и лиг при тесном взаимодействии с общественными организациями, занимающимися развитием студенческого спорта - «Российским студенческим спортивным союзом» (РССС) и «Ассоциацией студенческих спортивных клубов России» (АССК России).

В Концепции планируется к 2025 году достигнуть следующих результатов: до 90% увеличить долю количества студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом; до 80% увеличить долю количества студентов, выполнивших нормативы ГТО; до 100% увеличить долю вузов и ссузов, имеющих в структуре студенческие спортивные клубы; до 80% увеличить долю субъектов РФ, принимающих участие в финальных соревнованиях Всероссийских универсиад и фестивалей студенческого спорта; в два раза увеличить число студенческих спортивных лиг по видам спорта (с 16 до 30 лиг).

Итак, на сегодняшний момент можно в некоторой степени оценить первые шаги по реализации данной Концепции в системе государственной поддержки развития студенческого спорта в РФ. Приоритетным направлением развития студенческого спорта является создание на базе учебных заведений студенческих спортивных клубов, призванных координировать и организовывать спортивную работу в вузе. Внедрение студенческих спортивных клубов, контроль и помощь в организации их работы, по замыслу законодателей, должны осуществлять общественные спортивные организации, такие как «Ассоциация студенческих спортивных клубов России» и «Российский студенческий спортивный союз». В 2018 году в закон «О физической культуре и спорте» были внесены изменения, в которых закреплялся особый статус и роль «Российского студенческого союза» как особого координатора и участника в развитии студенческого спорта на территории РФ при осуществлении деятельности Союза в соответствии с законодательством РФ об общественных

объединениях [10].

Так, по итогам 2016 года в целом по России доля вузов и ссузов, имеющих студенческие спортивные клубы составила 37,1% [8], а в 2017 году этот показатель согласно ежегодному отчёту [9] составил 45,8%. Согласно докладу министра спорта Павла Колобкова, в четверти вузов страны студенческие клубы входят в штатную структуру вуза, а в пятой части высших учебных заведений спортклубы функционируют как органы студенческого самоуправления [2].

Теперь необходимо отдельно рассмотреть организацию сети спортивных студенческих клубов в России под эгидой общественных спортивных молодёжных организаций АССК и РССС. В настоящее время в АССК зарегистрировано всего 296 клубов вузов России - это треть общей численности вузов в России (на конец 2017 года в России функционируют 896 вузов). На первый взгляд цифра кажется немаленькой, однако если развести данный показатель по федеральным округам - картина несколько меняется. На конец 2017 года в Центральном федеральном округе создано 56 спортивных студенческих клубов; в Сибирском - 41; в Уральском - 37; в Северо-Западном - 37; в Приволжском - 39; в Южном - 26; в Северо-Кавказском - 13; в Дальневосточном - всего 11 [5]. Очевидно, что периферия не может похвастаться развитой сетью спортивных клубов. Если анализировать динамику создания клубов, то можно увидеть, что последнее время она идёт на спад. Особый рост приходился на 2014-2015 год (с 79 до 208 вузов). Все клубы созданы при крупных вузах в крупных городах РФ (всего 67 городов). Если посмотреть на динамику создания клубов, вступивших в АССК России на примере Иркутской области, то картина и вовсе довольно печальная - на всю область действуют всего 3 студенческих клуба трёх самых крупных вузов г. Иркутска: Сибирские медведи (ИГУ), ССК Байкал (БГУ) и ССК Байкальские нерпы (ИрГАУ). Судя по данному показателю, имеет место недостаточная заинтересованность вузов в контакте с общественными молодёжными организациями.

Что касается деятельности РССС, ставшей приемником ДСО Буревестник» на постсоветском пространстве, то детальная информация в форме отчётов о работе этой организации на официальном сайте отсутствует, дана только общая информация ознакомительного характера о вовлечении более, чем 600 вузов страны в систему организации РССС [1]. Но более детальных данных, позволяющих проанализировать и оценить работу организации по годам и по регионам, к сожалению, не представлено. В настоящее время действует закон об открытости работы государственных органов и органов местного самоуправления [7]. Данным законом установлен единый порядок, основные принципы и способы обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, определены формы предоставления информации, права и обязанности пользователей информации. Желательно было бы установить соответствующий контроль по предоставлению и доступу к информации о деятельности таких общественных организаций, как РССС, решающих государственные задачи и наделённые для этого особым статусом, закреплённым законодательно.

Интересно будет оценить показатели эффективности работы органов исполнительной власти в субъектах РФ по развитию студенческого спорта на примере Иркутской области. Так согласно отчётам Министерства спорта Иркутской области за 2013-2017 гг. [3] информация о количестве вузов, имеющих спортивные клубы, не указана. Анализируется только показатель общей численности и доли населения, занимающихся физической культурой и спортом на регулярной основе. Так, в указанных отчётах определены доли и численность населения области, занимающихся физической культурой и спортом на регулярной основе, что позволяет проследить положительную динамику этого показателя (14,2%, 20,5%, 22,5%, 23,1% и 25,5% соответственно). Этот показатель рассматривается как один из пяти показателей эффективности деятельности в сфере физической культуры и спорта и постоянно отслеживается. Для сравнения в целом по России динамика этого показателя с 2013 года по 2017 год выросла с 27% до 32% [4]. Сравнительный анализ показывает более

значительный рост показателя в динамике по региону. Но при этом последние данные по региону не дотягивают даже до показателя пятилетней давности по России в целом. Это говорит о том, что изначально ситуация в регионе по критериям развития физической культуры и спорта была довольно сложной по сравнению с общероссийскими.

Ещё одним показателем эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является показатель доли количества студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Этот критерий оценки появляется только в отчёте за 2017 год с динамикой периода 2015-2017 гг. (48,9%, 52,3%, 53% соответственно). Динамика несущественная, хотя и положительная. Чтобы достичь целевого показателя 80% к 2025 году, обозначенного в Концепции федерального уровня, необходимо значительно ускориться. Также считаем нужным проанализировать ещё один вид работы, призванный развивать студенческий спорт, а именно, организацию и проведение соревнований среди студентов в зачет спартакиады вузов Иркутской области. Согласно отчётам за период 2013-2017 гг. межвузовские Спартакиады проводились ежегодно. Однако показатели оценки данного мероприятия в отчётах разных лет разнились, что не позволяет в достаточной мере оценить динамику развития студенческого спорта по эффективности организации данного мероприятия. В 2013 году в мероприятии приняли участие 2024 студента; в 2014 году - 2200 студентов; в 2015 году - 1615 студентов; в 2016 году показатель отсутствует; в 2017 году - снова 1615 студентов. С 2016 года появляется ещё один показатель оценки - количество вузов, участвующих в межвузовской Спартакиаде - а именно 10 образовательных организаций высшего образования Иркутской области. В 2017 году цифра не меняется. По данным показателям участия студентов в Спартакиаде динамика отрицательная. По данным Министерства образования Иркутской области по состоянию на 1 октября 2017 года в Иркутской области функционирует 10 образовательных организаций высшего образования (8 государственных и 2 негосударственных) и 10 филиалов государственных вузов с общей численностью студентов 69560 человек [6]. Таким образом, существует перспектива вовлечения в участие в межвузовской Спартакиаде филиалов государственных вузов.

Что касается непосредственного анализа работы по реализации Концепции, то согласно анализируемым отчётам можно увидеть, что только в отчёте за 2017 год была представлена информация о начале работы по разработке проекта Концепции развития физической культуры и массового спорта на территории Иркутской области, которая будет интегрирована в долгосрочную стратегию развития Иркутской области до 2030 года с определением приоритетных направлений развития физической культуры и спорта. Таким образом, на окончание 2017 года не было предпринято в регионе не только первых шагов в реализации Концепции федерального уровня, но даже не разработан проект Концепции «на местах». Это говорит о крайне инертной системе внедрения и развития новых проектов в сфере законодательства в горизонтали власти.

Анализ деятельности органов исполнительной власти Иркутской области, отвечающих за сферу развития студенческого спорта, и работы отельных организаций позволили определить следующие тенденции и перспективы развития в этой сфере:

1. Регулирование предоставления последовательной информации динамики критериев эффективности работы исполнительных органов субъекта РФ в сфере развития студенческого спорта.

2. Организация мер, призванных повысить заинтересованности вузов во взаимодействии с общественными молодёжными организациями по созданию на базе учебных заведений студенческих спортивных клубов, призванных координировать и организовывать спортивную работу в вузе.

3. Установление контроля предоставления и доступа к информации о деятельности общественной спортивной организации «Российский студенческий спортивный союз», как особого координатора и участника в развитии студенческого спорта на территории РФ.

4. Повышение темпов прироста доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом путём создания новых и поддержки функционирующих студенческих спортивных секций при вузах с акцентом на развитие массового студенческого спорта. В данном направлении необходимо предусмотреть: своевременный ремонт и строительство новой, отвечающей современным требованиям, инфраструктуры; финансовую и методическую поддержку тренерского состава; разработку мер стимулирования студентов к необходимости систематических занятий физической культурой и спортом без акцента на результат, а на систематические занятия.

5. Вовлечения в межвузовские соревнования филиалов государственных вузов, как потенциальных участников развития студенческого спортивного движения в рамках межвузовского сотрудничества.

6. Повышение ответственности исполнительных органов субъектов РФ в части внедрения и развития новых проектов в сфере законодательства. Для этих целей предлагаем законодательно закрепить сроки разработки и внедрения новых законодательных актов, призванных реализовывать государственные программы на уровне субъектов Российской Федерации и меры ответственности за неисполнение этих сроков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деятельность РССС // Российский студенческий спортивный союз : офиц. сайт.- Режим доступа : http://studsport.ru/deyatelnost (дата обращения: 27.12.2018).

2. Доклад Павла Колобкова на заседании «Правительственного часа» в Совете федерации Федерального собрания Российской Федерации // Министерство спорта Российской Федерации : офиц. сайт. - Режим доступа : https://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/30626/ (дата обращения: 28.12.2018).

3. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. сайт - Режим доступа : http://irkobl.ru/sites/minsport/working (дата обращения: 27.12.2018).

4. Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года: приказ Минспорта России от 21 нояб. 2017 г. № 1007. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283321 (дата обращения: 27.12.2018).

5. Общероссийская молодежная общественная организация «Ассоциация студенческих спортивных клубов России: Клубы в регионах // АССК России : офиц. сайт - Режим доступа : http://studsportclubs.ru/sportclubs?field_re-

gion_of_club_tid=%D0%98%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1% 8F+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1 %81%D1%82%D1%8C#i1 (дата обращения: 27.12.2018).

6. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: Федер. закон от 18 апр. 2018 г. № 79-ФЗ. - Режим доступа : https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/71826030 (дата обращения: 27.12.2018).

7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (№8-ФЗ): Федер. закон от 09 февр. 2009 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602 (дата обращения: 28.12.2018).

8. Отчёт о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2016 год // Министерство спорта Российской Федерации : офиц. сайт. - Режим доступа : https://www.minsport.gov.ru/activities/reports/9/32033/ (дата обращения: 27.12.2018).

9. Отчёт о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2017 год // Министерство спорта Российской Федерации : офиц. сайт. - Режим доступа : https://www.minsport.gov.ru/2018/0tchetGP_FCP1705_2017.pdf (дата обращения: 27.12.2018).

10. Справка о состоянии системы образования в Российской Федерации // ЕИС Минобразования и науки РФ : офиц. сайт. - Режим доступа : eis.mon.gov.ru (дата обращения: 28.12.2018).

REFERENCES

1. Activities of the RSSU, "Russian Student Sports Union", available at: http://stud-sport.ru/deyatelnost (accessed 27 December 2018).

2. Report of Pavel Kolobkov at the meeting of the "Government Hour" in the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation, available at: https://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/30626 (accessed 28 December 2018).

3. Official site of the Ministry of Sports, available at: http://irkobl.ru/sites/minsport/working/ (accessed 28 December 2018).

4. Order of the Russian Ministry of sports of 21 November 2017 № 1007 "On approval of the concept of development of student sports in the Russian Federation for the period up to 2025", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283321 (accessed 27 December 2018).

5. Clubs in the regions, "Association of student sports clubs of Russia", available at: http://stud-sportclubs.ru/sportclubs?field_re-

gion_of_clubJid=%D0%98%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1% 8F+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C#i1 (accessed 27 December 2018).

6. Federal law No. 79-FZ of 18 April 2018 on amendments to the Federal law "Onphysical culture and sport in the Russian Federation", available at: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71826030/ (accessed 27 December 2018).

7. Federal Law of February 9 2009 "On ensuring access to information on the activities of state bodies and local self-government bodies", available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_84602/ (accessed 28 December 2018).

8. Report on the implementation of the state program of the Russian Federation «Development of physical culture and sport» for 2016, available at: https://www.minsport.gov.ru/activities/reports/9/32033 (accessed 27 December 2018).

9. Report on the implementation of the state program of the Russian Federation "Development of physical culture and sport" for 2017, available at: https://www.minsport.gov.ru/2018/0tch-etGP_FCP1705_2017.pdf (accessed 27 December 2018).

10. Information on the state of the education system in the Russian Federation, available at: eis.mon.gov.ru (accessed 28 December 2018).

Контактная информация: Kazanseva.inet@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2019

УДК 796:378.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Надежда Егоровна Калинина, кандидат биологических наук, профессор, Марина Николаевна Жегалова, кандидат педагогических наук, доцент,

Анжелла Владимировна Скивко, доцент, Волгоградский государственный технический университет, (ВолгГТУ)

Аннотация

В статье излагаются результаты педагогического эксперимента, направленного на разработку и научное обоснование средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов, обучающихся в гражданском вузе по специальности «Пожарная безопасность». Представлены специфические средства физической культуры для формирования прикладных двигательных умений и навыков и развития физических способностей. Доказана целесообразность разработанной автором технологии.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка; пожарная безопасность; прикладные двигательные умения и навыки; физические способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.