Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 49-58 Physical Education and University Sport, 2022, vol 1, iss. 1, pp. 49-58
https://sport-journai.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-49-58
Научная статья УДК 796.06-057.875
Стратегическое управление развитием видов спорта
в студенческой среде
Р. М. Ольховский1'2'3^, Е. А. Еремина4
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, г Санкт-Петербург ул. Политехническая, д. 29 2Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36 3Московский педагогический государственный университет, Россия, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88 4Университет ИТМО, Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит. А
Ольховский Роман Михайлович, кандидат социологических наук, доцент Высшей школы спортивной педагогики1; доцент кафедры физического воспитания2; старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта3, russia-sport@maii.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306
Еремина Екатерина Александровна, менеджер методического центра студенческого спорта, eremeaa@gmaii.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447
Аннотация. В настоящий момент возрастает значимость вопросов стратегического управления в общероссийских спортивных федерациях и студенческих спортивных лигах, которые содействуют развитию видов спорта в студенческой среде и участвуют в реализации ряда основных мероприятий Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года. С одной стороны, уже устоявшаяся практика разработки программ развития видов спорта общероссийскими спортивными федерациями требует актуализации в части развития студенческого спорта, с другой - к студенческим спортивным лигам предъявляются требования по разработке документов стратегического планирования. В статье приведено исследование программ развития видов спорта на предмет наличия положений о студенческом спорте, которое показало низкий уровень заинтересованности спортивных федераций в данном направлении, а также ряд проблем, связанных с разработкой программ. Сделан вывод, что основу для определения приоритетов развития видов спорта в студенческой среде составляют документы, разрабатываемые студенческими спортивными лигами, и их содержание может стать базой для включения положений о студенческом спорте в программы развития видов спорта. Даны рекомендации по разработке стратегий и программ развития студенческих спортивных лиг на основе принципа сбалансированности системы стратегического планирования.
Ключевые слова: стратегическое планирование, виды спорта, спортивные федерации, студенческий спорт, студенческие спортивные лиги
Для цитирования: Ольховский Р. М, Еремина Е. А. Стратегическое управление развитием видов спорта в студенческой среде // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 49-58. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-49-58
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Articie
Strategic management of sport types development in the student environment
R. M. Olkhovskiy12313, E. A. Eremina4
xPeter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 29 Poiitekhnicheskaya St., St. Petersburg 195251, Russia 2Piekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny iane, Moscow 117997, Russia 3Moscow Pedagogical State University, 88 Vernadsky Ave., Moscow 119571, Russia 4ITMO University, 49 iit. A Kronverksky Pr., St. Petersburg 197101, Russia
Roman M. Olkhovskiy, russia-sport@maii.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306 Ekaterina A. Eremina, eremeaa@gmaii.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447
Abstract. At the moment, the importance of strategic management issues in sports federations and student sports leagues is increasing for they contribute to the development of sports among students and participate in the implementation
of the Intersectorai Student Sports Development Programme up to 2024. The current practice of creating programmes of various sports development should be improved in terms of student sports. Moreover, student sports leagues are required to develop strategic planning documents. The article represents the study of various sports development programmes. The author analysed availability of regulations on the student sports. The results of the study show a iow ievei of interest of sports federations in student sports development, and reveal some problems with programme development. It is concluded that the documents developed by student sports leagues may determine the key priorities for promoting sports among students, and content of such documents may form a basis for including the regulations on student sports in various sports development programmes. Recommendations are given on the development ofstrategies and programmes of student sports leagues based on the principle of a balanced strategic planning system Keywords: strategic planning, sports, sports federations, student sports, student sports leagues
For citation: Oikhovskiy R. M., Eremina E. A. Strategic management of sport types development in the student environment. Physical Education and University Sport, 2022, voi. 1, iss. 1, pp. 49-58 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-49-58
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)
Введение
На сегодняшний день в системе студенческого спорта наблюдается качественный переход на новый уровень развития. Так, основной целью развития студенческого спорта на ближайшие три года является формирование социально и экономически эффективной системы студенческого спорта, которая предполагает взаимосвязанность и взаимодействие основных элементов. В данном случае такими элементами являются субъекты системы студенческого спорта - государственные и негосударственные организации, содействующие развитию студенческого спорта. Поэтому большое внимание в развитии студенческого спорта уделяется усилению межведомственного взаимодействия, и одним из направлений такого взаимодействия является развитие отдельных видов спорта в студенческой среде.
К негосударственным субъектам системы студенческого спорта, деятельность которых направлена на развитие отдельных видов спорта, относятся студенческие спортивные лиги и общероссийские спортивные федерации по видам спорта, значимость которых в системе студенческого спорта возрастает. С одной стороны, повышается роль студенческих спортивных лиг и спортивных федераций в реализации мероприятий Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года (далее - Межотраслевая программа) [1], с другой -приоритеты развития студенческого спорта указывают на необходимость совершенствования стратегического управления развитием видов спорта в студенческой среде.
Несмотря на возрастающую значимость общероссийских спортивных федераций и студенческих спортивных лиг в развитии студенческого спорта, научных исследований в дан-
ной области крайне мало. При этом существующие исследования рассматривают вопросы развития отдельных видов спорта в студенческой среде [2-5] либо общие вопросы развития студенческих спортивных лиг [6], но не касаются участия спортивных федераций в развитии студенческого спорта, стратегического развития спортивных федераций и студенческих спортивных лиг.
Целью исследования: формирование рекомендаций по актуализации и разработке стратегических и программных документов в части развития видов спорта в студенческой среде.
Материалы и методы исследования
В статье систематизированы положения нормативно-правовых, стратегических и программных документов по вопросу роли студенческих спортивных лиг и общероссийских спортивных федераций по видам спорта в развитии студенческого спорта.
Также авторами проведено исследование программ развития видов спорта, разрабатываемых общероссийскими спортивными федерациями, на предмет наличия положений о развитии студенческого спорта. Полученные результаты соотнесены с участием представителей видов спорта в деятельности Совета студенческих спортивных лиг Российского студенческого спортивного союза по состоянию на 2021 год.
Результаты и их обсуждение
Согласно Перечню поручений Президента Российской Федерации от 22 ноября 2019 г. № Пр-2397, приоритетной задачей до 2024 г. является обеспечение участия студенческих
спортивных клубов в соревнованиях, проводимых студенческими спортивными лигами [7].
Студенческие спортивные лиги являются значимым субъектом системы студенческого спорта, и целью деятельности лиг является содействие в популяризации и развитии видов спорта в студенческой среде, в том числе посредством проведения спортивных соревнований среди студентов. Поскольку развитием видов спорта в целом занимаются общероссийские спортивные федерации, с 2018 г. в правовом поле закреплена взаимосвязь студенческих спортивных лиг и спортивных федераций. Так, изменения в законодательстве о спорте в части понятия «студенческая спортивная лига» регламентировали необходимость учреждения лиг Российским студенческим спортивным союзом и (или) общероссийской спортивной федерацией по виду спорта [8]. С этого момента существенно возросла роль общероссийских спортивных федераций в развитии студенческого спорта, что нашло отражение в Межотраслевой программе. Помимо этого, на практике взаимодействие заинтересованных организаций, представляющих виды спорта, по вопросам развития студенческих спортивных лиг и видов спорта в студенческой среде осуществляется в рамках деятельности Совета студенческих спортивных лиг Российского студенческого спортивного союза (далее - Совет студенческих спортивных лиг).
В перечень основных направлений деятельности Совета студенческих спортивных лиг входят:
- координация деятельности всех заинтересованных сторон по вопросам создания, развития и продвижения деятельности студенческих спортивных лиг;
- выработка концептуальных предложений, решений, направленных на более эффективную деятельность студенческих спортивных лиг, защиту совместных интересов;
- выработка решений в рамках совместной работы по ряду направлений деятельности лиг, в том числе взаимодействию со спортивными федерациями [9].
Общероссийские спортивные федерации
Общероссийские спортивные федерации являются участниками Межотраслевой программы и участвуют в реализации мероприятий, направленных на развитие студенческих спортивных лиг, в том числе в части актуализации организационно-правовых форм и состава
учредителей лиг, мониторинга и оценки деятельности лиг, а также мероприятий по усилению роли студенческого спорта в подготовке спортивного резерва. Однако мероприятием, в котором общероссийские спортивные федерации указаны в качестве ответственного исполнителя, является актуализация программ развития видов спорта (в части студенческого спорта).
В отличие от студенческих спортивных лиг, вопросы стратегического управления в которых только начинают рассматриваться, разработка общероссийскими спортивными федерациями программ развития видов спорта строго регламентирована в нормативно-правовом поле. Программы развития видов спорта разрабатываются в соответствии с Приказом Минспорта России [10], который определяет структуру и содержание программ. Необходимо отметить, что действующая редакция Приказа не содержит положений о развитии студенческого спорта для их включения в Программы развития видов спорта. Вместе с тем, в предыдущей редакции Приказа предусматривалось формирование задач, мероприятий и целевых показателей в том числе по студенческому спорту [11].
В этой связи, несмотря на возрастающую роль общероссийских спортивных федераций в развитии студенческого спорта и необходимость актуализации программ развития видов спорта в части студенческого спорта, текущие требования к содержанию таких программ не учитывают вопросы студенческого спорта. Поэтому включение положений о развитии студенческого спорта в программы остается на усмотрение самой федерации, и в таком случае анализ содержания действующих программ развития видов спорта позволит выявить заинтересованность федераций в вопросах студенческого спорта.
Для того чтобы выявить, какими общероссийскими спортивными федерациями затрагиваются вопросы развития видов спорта в студенческой среде, авторами проанализированы 60 программ развития видов спорта, находящихся в открытом доступе.
Программы анализировались по следующим показателям:
- наличие раздела о развитии студенческого спорта;
- наличие задач по развитию студенческого спорта;
- наличие мероприятий, направленных на развитие студенческого спорта;
- наличие целевых показателей, направленных на развитие студенческого спорта;
- наличие положений, касающихся создания или развития студенческой спортивной лиги по виду спорта.
Результаты исследования показывают, что 45 программ из 60 включают не более 3 вышеуказанных показателей (рис. 1), что говорит о сохраняющемся низком приоритете студенческого спорта в деятельности спортивных федераций.
Рис. 1. Распределение программ развития видов спорта по наличию положений о студенческом спорте
Fig. 1. Distribution of various sports development programmes by the presence of regulations on student sports
Программы, содержащие более 4 указанных показателей
Все показатели по развитию студенческого спорта содержат программы по следующим видам спорта: акробатический рок-н-ролл, велосипедный спорт, гандбол, гольф, гребной спорт, регби, шахматы. При этом общероссийские спортивные федерации по велосипедному спорту и гандболу не участвуют в деятельности Совета студенческих спортивных лиг.
Также широко раскрываются вопросы развития студенческого спорта в программах по следующим видам спорта: баскетбол, бейсбол, го, керлинг, лыжные гонки, спортивный туризм, фитнес-аэробика, хоккей. Программы по указанным видам спорта содержат 4 показателя из 5. Наименее распространенным оказалось наличие целевых показателей по развитию студенческого спорта - такие показатели есть только в Программе развития го. При этом из указанных 8 видов спорта представители только 4 видов спорта участвуют в деятельности Совета студенческих спортивных лиг (баскетбол, керлинг, спортивный туризм, хоккей).
Программы, содержащие не более 3 показателей
3 показателя из 5 содержат программы по следующим видам спорта: американский футбол, волейбол, гребля на байдарках и каноэ, киокусинкай, лапта, парусный спорт, плавание, тяжелая атлетика, футбол, хоккей с мячом, художественная гимнастика. Из указанных видов спорта представители 5 видов спорта участвуют в деятельности Совета студенческих спортивных лиг (американский футбол, волейбол, плавание, футбол, хоккей с мячом).
2 показателя из 5 содержат программы по следующим видам спорта: биатлон, бокс, компьютерный спорт, настольный теннис, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина, самбо, серфинг, скалолазание, спортивная гимнастика, стрельба из лука, теннис, фигурное катание. Из них представители компьютерного спорта, настольного тенниса, бокса, самбо участвуют в деятельности Совета студенческих спортивных лиг.
1 показатель из 5 содержат программы по следующим видам спорта: автомобильный спорт, водное поло, воднолыжный спорт, горнолыжный спорт, дзюдо, легкая атлетика, скейтбординг, шашки. Из указанных видов спорта представители водного поло и дзюдо участвуют в деятельности Совета студенческих спортивных лиг. При этом во всех программах по указанным видам спорта отсутствуют положения по созданию или развитию студенческой спортивной лиги.
Отсутствие положений по развитию студенческого спорта
В данную группу входят программы по следующим видам спорта: авиамодельный спорт, бадминтон, бильярдный спорт, вертолетный спорт, гребной слалом, морское многоборье, прыжки на батуте, самолетный спорт, сноуборд, софтбол, спортивное ориентирование. Примечательно, что и в данной группе также есть виды спорта, представители которых участвуют в деятельности Совета студенческих спортивных лиг - бадминтон, спортивное ориентирование, тхэквондо.
Результаты проведенного анализа также позволяют определить ряд проблем, связанных со включением положений о развитии студенческого спорта в программы развития видов спорта.
Во-первых, заинтересованность спортивных федераций, участие в деятельности Совета студенческих спортивных лиг или факт созда-
ния студенческой спортивной лиги не влияют напрямую на содержание программ развития видов спорта, и наоборот - неучастие в деятельности Совета не означает отсутствия положений о студенческом спорте в программах развития видов спорта. Соответственно, содержание программ развития видов спорта в части студенческого спорта зачастую может не отражать реализуемую на практике деятельность по развитию вида спорта в студенческой среде.
Во-вторых, качественный анализ содержания программ развития видов спорта показывает, что включение положений о студенческом спорте в содержание программы зачастую не несет практической ценности, так как такие положения являются шаблонными и не характеризуют текущее состояние развития отдельных видов спорта в студенческой среде. Так, в ходе анализа содержания программ авторами было выявлено два вида типовых формулировок о студенческом спорте, включаемых в текст без каких-либо изменений, - такие формулировки встречаются и в программах, содержащих более 4 положений о студенческом спорте.
В-третьих, включение положений о студенческом спорте может ограничиваться узкими приоритетами - так, наиболее распространенным целевым показателем, связанным со студенческим спортом, является «завоевание медалей российскими спортсменами на крупнейших международных соревнованиях, в том числе Универсиадах». Такой показатель затрагивает вопросы студенческого спорта как части спорта высших достижений, однако, при отсутствии иных показателей по развитию студенческого спорта, не представляется возможным сделать вывод о приоритетности развития вида спорта в студенческой среде.
На сегодняшний день многие из программ развития видов спорта либо не включают положения о студенческом спорте, либо включают положения, не имеющие практической ценности для развития вида спорта в студенческой среде. Данный факт может быть обусловлен необходимостью учета многих аспектов и направлений развития вида спорта, что затрудняет процесс стратегического планирования. Принимая во внимание утвержденную структуру программ развития видов спорта и последовательные рекомендации по их разработке, учитывающие в первую очередь особенности развития видов спорта как систем, такие про-
граммы могут отражать лишь общие вопросы развития видов спорта в студенческой среде.
В таком случае целесообразным является не только создание студенческих спортивных лиг по видам спорта, но и последующее активное взаимодействие общероссийских спортивных федераций и студенческих спортивных лиг в части стратегического управления развитием видов спорта в студенческой среде.
Студенческие спортивные лиги
Студенческие спортивные лиги являются ключевым субъектом, развивающим виды спорта в системе студенческого спорта, поэтому определение направлений и целей развития, которые будут учитывать потребности студенческого спорта, является прерогативой именно студенческих спортивных лиг.
Особое внимание в Межотраслевой программе уделяется определению единого вектора развития студенческих спортивных лиг. Так, одной из задач Межотраслевой программы является методическое обеспечение и систематизация деятельности студенческих спортивных лиг. Также в числе целевых показателей Межотраслевой программы установлен показатель количества студенческих спортивных лиг, входящих в Реестр (перечень) студенческих спортивных лиг, число которых планируется увеличить до 30 к 2024 г. Для реализации поставленной цели мероприятиями Межотраслевой программы запланировано формирование и ведение Реестра (перечня) студенческих спортивных лиг [12].
В 2021 г. утвержден Порядок ведения такого реестра, и обязательным требованием для включения студенческой спортивной лиги в Реестр (перечень) студенческих спортивных лиг является наличие разработанных и утвержденных стратегии и программы развития студенческой спортивной лиги. При этом стратегия и программа развития студенческой спортивной лиги должны быть согласованы с Российским студенческим спортивным союзом и аккредитованной общероссийской спортивной федерацией по виду спорта, что также подчеркивает значимость взаимодействия [12].
Проведенное исследование структуры и содержания документов стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта позволяет определить различия стратегии и программы развития, которые могут быть применены для студенческих спортивных лиг.
Так, Стратегия развития студенческой спортивной лиги (далее - Стратегия) представляет собой документ, отражающий видение развития студенческой спортивной лиги в будущем, цели развития студенческой спортивной лиги, соответствующие им направления развития и задачи. Содержание Стратегии определяется текущим состоянием развития студенческой спортивной лиги и позволяет заинтересованным лицам и организациям получить информацию о приоритетах развития студенческой спортивной лиги.
В свою очередь, Программа развития студенческой спортивной лиги (далее - Программа) представляет собой документ, содержащий комплекс целевых показателей и мероприятий, взаимоувязанных по направлениям развития, целям и задачам. Программа содержит информацию о том, какие действия будут предприняты для реализации целей и задач развития вида спорта в студенческой среде.
Разработка документов стратегического планирования позволит подробно раскрыть текущее состояние развития видов спорта в студенческой среде, а также последовательно изложить цели и направления развития, основные задачи и мероприятия по развитию вида спорта. Однако это может стать сложной задачей как для существующих студенческих
спортивных лиг, так и для вновь создаваемых студенческих спортивных лиг.
Основная сложность заключается в том, что, с одной стороны, студенческая спортивная лига в своем развитии должна следовать направлениям развития студенческого спорта, а с другой - направлениям развития вида спорта в целом. Для того чтобы при разработке стратегий и программ развития студенческих спортивных лиг избежать проблем, выявленных у программ развития видов спорта, важно синхронизировать содержание документов со связанными документами стратегического планирования.
Соответственно, в первую очередь необходимо определить место стратегии и программы развития студенческих спортивных лиг в системе стратегического планирования в области физической культуры и спорта (рис. 2).
Система стратегического планирования, согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации», представляет собой механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования [13]. Важно отметить, что положения данного Федерального закона распространяются напрямую
Рис. 2. Взаимосвязь стратегий и программ развития студенческих спортивных лиг с документами стратегического
планирования в области физической культуры и спорта
Fig. 2. Correlation between strategies and programmes for the development of student sports leagues with strategic planning
documents in the field of physical education and sports
только на основные отраслевые документы стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта [14].
Однако принципы стратегического планирования, отраженные в Федеральном законе, могут быть применены и для разработки стратегий и программ развития студенческих спортивных лиг - в частности, принцип сбалансированности системы стратегического планирования. Под сбалансированностью системы стратегического планирования в данном случае подразумевается согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям и срокам реализации.
В целях обеспечения сбалансированности системы стратегического планирования основу для разработки стратегии и программы развития студенческой спортивной лиги могут составлять соответственно стратегические и программные документы в области развития студенческого спорта, развития вида спорта. Именно требования к обеспечению сбалансированности системы стратегического планирования становятся основой для формирования рекомендаций по разработке стратегий и программ развития лиг, их синхронизации с программами развития видов спорта, разрабатываемых спортивными федерациями.
Разработка документов стратегического планирования
Для обеспечения принципа сбалансированности при разработке Стратегии и Программы целесообразно ориентироваться на существующие документы стратегического планирования как по срокам реализации, так и по содержательному наполнению.
Что касается срока реализации, то, в соответствии с Порядком ведения Реестра студенческих спортивных лиг, Стратегия разрабатывается на срок не менее 4 лет, а Программа -на срок не менее 2 лет [12]. Учитывая данные требования, целесообразно синхронизировать срок реализации Стратегии развития студенческой спортивной лиги со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [14] с формированием двух этапов реализации. В таком случае Программа развития студенческой спортивной лиги может быть разработана для первого этапа реализации Стратегии, и срок реализации первого этапа может быть установлен до 2024 г., что соответствует срокам
и Межотраслевой программы [1], и большинства Программ развития видов спорта.
Помимо этого, содержательное наполнение Стратегии и Программы требует особой проработки. Для обеспечения принципа сбалансированности при определении приоритетных направлений развития, задач, целевых показателей и мероприятий важно ориентироваться на связанные документы стратегического планирования (см. рис. 2).
Кроме того, данные документы должны учитывать особенности каждой студенческой спортивной лиги - это позволит избежать типовых формулировок, не имеющих практической ценности. Для этого необходимо проведение качественного стратегического анализа развития вида спорта в студенческой среде.
Приоритетные направления развития вида спорта в студенческой среде, а также задачи, целевые показатели, мероприятия самостоятельно определяются каждой студенческой спортивной лигой - с одной стороны, на основе анализа текущего состояния развития вида спорта в студенческой среде, а с другой - с учетом приоритетов развития студенческого спорта и вида спорта в Российской Федерации.
Так, при выборе направлений развития студенческая спортивная лига может руководствоваться приоритетными направлениями реализации Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года [15], адаптировав их под текущее состояние развития вида спорта в студенческой среде. Предлагаются следующие возможные направления развития видов спорта в студенческой среде, учитывающие как тенденции развития студенческих спортивных лиг, так и тенденции развития студенческого спорта в целом:
- развитие вида спорта в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях;
- усиление роли вида спорта в студенческой среде в подготовке спортивного резерва;
- совершенствование системы студенческих физкультурных и спортивных мероприятий по виду спорта;
- цифровизация и повышение качества управления развитием вида спорта в студенческой среде;
- маркетинг и информационное обеспечение вида спорта в студенческой среде. Также в целях обеспечения единства и целостности стратегического планирования стра-
тегию и программу развития студенческой спортивной лиги целесообразно синхронизировать по приоритетам. Для этого в разделе направлений развития Стратегии важно отражать, посредством каких задач будет реализовано каждое направление развития, к каким количественным или качественным изменениям приведет реализация Стратегии, а Программу разрабатывать посредством последовательной детализации направлений развития, задач, целевых показателей и мероприятий.
В свою очередь, перечень показателей (индикаторов) Программы определяется содержанием отраженных в Стратегии направлений развития вида спорта и задач Программы, при этом показатели не должны противоречить показателям Межотраслевой программы. С учетом основных показателей Межотраслевой программы целесообразно включение следующих показателей в перечень:
- количество студентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, занимающихся видом спорта в студенческих спортивных клубах;
- количество образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, имеющих спортивные секции по виду спорта в студенческих спортивных клубах;
- количество студенческих спортивных клубов, представивших команды для участия в соревнованиях студенческой спортивной лиги;
- количество соревнований студенческой спортивной лиги, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских, международных физкультурных и спортивных мероприятий Минспорта России;
- количество образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, представивших команды для участия в соревнованиях по виду спорта в рамках летней (зимней) Всероссийской Универсиады. Что касается мероприятий Программы,
то перечень мероприятий также целесообразно составлять на основе плана реализации Межотраслевой программы, адаптировав мероприятия под особенности развития студенческой спортивной лиги и сгруппировав их исходя из направлений развития вида спорта в студенческой среде.
Выводы
Проведенное исследование показывает, что, несмотря на усиление взаимодействия общероссийских спортивных федераций, Российского студенческого спортивного союза и студенческих спортивных лиг по развитию видов спорта в студенческой среде, программы развития видов спорта зачастую не включают положения о развитии студенческого спорта.
С учетом того что большинство программ развития видов спорта уже разработаны и действуют до 2024 г., а также с учетом специфики требований к разработке таких программ, основу стратегического управления развитием видов спорта в студенческой среде могут составить документы стратегического планирования, разрабатываемые студенческими спортивными лигами.
Стратегии и программы развития студенческих спортивных лиг могут подробно раскрывать текущее состояние развития вида спорта в студенческой среде, определять направления развития, задачи, мероприятия, учитывающие как специфику вида спорта, так и приоритеты студенческого спорта. Для качественной разработки стратегий и программ развития студенческих спортивных лиг необходимо учитывать принцип сбалансированности системы стратегического планирования.
В таком случае, если в целях выполнения мероприятия Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года будут вноситься изменения в программы развития видов спорта в части студенческого спорта, включаемые в текст программ положения могут быть синхронизированы с приоритетами, отраженными в стратегиях и программах развития студенческих спортивных лиг, как вновь создаваемых, так и уже существующих. В случае, если планы по созданию студенческой спортивной лиги отсутствуют, приведенные рекомендации могут быть использованы спортивными федерациями для включения положений о студенческом спорте в программы развития видов спорта.
Данные меры позволят обеспечить системность и эффективность стратегического управления развитием видов спорта в студенческой среде.
Список литературы
1. Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 года, утв. Приказом Минспорта России, Минобрнауки России, Минпросвещения России
от 09.03.2021 г. № 141/167/90. URL: https://studsport. ru /10. 03. 2021 _ megotraslevaya _ programma _ razvitiya _ studencheskogo_sporta_do_2024_goda (дата обращения: 23.12.2021).
2. Свищев Д. А. Роль студенческой спортивной лиги в развитии керлинга в Российской Федерации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 11. С. 223-227.
3. Кутьин И. В., Андропова Е. М., Романенков А. И. Механизмы развития студенческого спортивного туризма в Российской Федерации // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 3. С. 25-28.
4. Алтынцева А. Г., Латыпов И. К., Гоголин В. А., Павлов С. Н. Проблемы и перспективы развития студенческой гребной лиги в России // Наука и спорт: современные тенденции. 2021. Т. 9, № 3. С. 49-57.
5. Чуб Я. В., Чуб А. Ю. Деятельность ассоциации студенческого баскетбола России в формировании физической культуры личности // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами : материалы международной научно-практической конференции. Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2016. С. 242-246.
6. Ольховский Р. М., Андрющенко О. Н., Аверясов В. В. Студенческие спортивные лиги - перспективные направления развития массового спорта // Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)» и массовый спорт в системе здорового образа жизни населения : материалы международной научно-практической конференции. Электронное издание. Владимир : Владимирский государственный университет, 2016. С. 219-225.
7. Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуре и спорта при Президенте Российской Федерации от 22.11.2019 г. № Пр-2397. URL: http:// kremlin.ru/acts/assignments/orders/62119 (дата обращения: 23.12.2021) .
8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038 (дата обращения: 25.12.2021).
9. Положение о Совете студенческих спортивных лиг Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз», утв. Президентом Российского студенческого спортивного союза 08.06.2021. URL: https://studsport.ru/ligi (дата обращения: 20.12.2021).
10. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30.06.2021 № 503 «Об утверждении порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта в Российской Федерации». URL: https://rulaws.ru/acts/ Prikaz- Minsporta- Rossii- ot- 30.06.2021- N- 503/ (дата обращения: 25.12.2021).
11. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 № 995 «Об утверждении порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта». URL: https:// base.garant.ru/71282214/ (дата обращения: 25.12.2021).
12. Порядок ведения Единого реестра студенческих спортивных лиг и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, утв. Президентом Российского студенческого спортивного союза 8 июня 2021 года. URL: https:// studsport.ru/ligi (дата обращения: 25.12.2021).
13. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 164841/ (дата обращения: 25.12.2021).
14. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р. URL: https://docs.cntd.ru/ document/566430492 (дата обращения: 24.12.2021).
15. Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21 ноября 2017 г. № 1007. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 555766975 (дата обращения: 24.12.2021).
References
1. Intersectoral programme for the development of student sports until 2024, dated 09.03.2021 No. 141/167/90 (in Russian). Available at: https://studsport.ru/10.03.2021_ megotraslevaya _ programma _ razvitiya _ studencheskogo _ sporta_do_2024_goda (accessed 23 December 2021).
2. Svishchev D. A. The role of the student sports league in the development of curling in the Russian Federation. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scholarly Notes of the University named after P. F. Lesgaft], 2017, no. 11, pp. 223-227 (in Russian).
3. Kut'in I. V., Andropova E. M., Romanenkov A. I. Mechanisms of student sports tourism development in the Russian Federation. Medicina. Sotsiologiya. Filosofiya. Prikladnye issledovaniya [Medicine. Sociology. Philosophy. Applied Research], 2020, no. 3, pp. 25-28 (in Russian).
4. Altyntseva A. G., Latypov I. K., Gogolin V. A., Pavlov S. N. Problems and prospects of for the development of the student rowing league in Russia. Nauka i sport: sovre-mennye tendencii [Science and Sport: Modern Trends], 2021, vol. 9, no. 3, pp. 49-57 (in Russian).
5. Chub Ya. V., Chub A. Yu. Activities of the Association of Student Basketball of Russia in the formation of physical culture of the individual. In: Strategiya razvitiya sportivno-massovoy raboty so studentami: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Strategy for the development of public sports work with students : Proceedings of the international scientific and practical conference], Tyumen', Tyumenskiy industrial'nyi universitet Publ., 2016, pp. 242246 (in Russian).
6. Olkhovskiy R. M., Andryushchenko O. N., Av-eryasov V. V. Student sports leagues as promising directions for the development of mass sports. In: Vserossiyskiy fizkul'turno-sportivny kompleks "Gotov k trudu i oborone (GTO)" i massovy sport v sisteme zdorovogo obraza zhizni naseleniya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferencii [The All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense (GTO)" and mass sports in the system of a healthy lifestyle of the population : Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical
Conference]. Vladimir, Vladimirskiy gosudarstvenny univer-sitet Publ., 2016, pp. 219-225 (in Russian).
7. List of Instructions of the President of the Russian Federation following the meeting of the Presidential Council for the Development of Physical Culture and Sports No. Pr-2397 dated 22 November, 2019 (in Russian). Available at: http:// kremlin.ru/acts/assignments/orders/62119 (accessed 23 December 2021).
8. On Physical Culture and Sports in the Russian Federation Act, No. 329 dated 04 December, 2007 (in Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_73038 (accessed 25 December 2021).
9. Regulations on the Council of Student Sports Leagues of the All-Russian Public Organization "Russian Student Sports Union" dated 08.06.2021 (in Russian). Available at: https:// studsport.ru/ligi (accessed 20 December 2021).
10. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated June 30, 2021 No. 503 "On approval of the procedure for the development and submission by All-Russian sports federations to the Ministry of Sports of the Russian Federation ofprograms for the development ofrelevant sports in the Russian Federation" (in Russian). Available at: https://rulaws. ru/acts/Prikaz-Minsporta-Rossii-ot-30.06.2021-N-503/ (accessed 25 December 2021).
11. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation No. 995 dated October 30, 2015 "On Approval of the Procedure for the Development and Submission of Sports Development Programs by All-Russian Sports Federations to the Ministry of Sports of the Russian Federation" (in Russian). Available at: https://base.garant.ru/71282214/ (accessed 25 December 2021).
12. Procedure for maintaining the Unified Register of Student Sports Leagues and providing information contained in this register dated 08 June, 2021 (in Russian). Available at: https://studsport.ru/ligi (accessed 25 December 2021).
13. On Strategic Planning in the Russian Federation Act, No. 172 dated28 June, 2014 (in Russian). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (accessed 25 December 2021).
14. Strategy of Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation until 2030, No. 3081-p dated 24 November, 2020 (in Russian). Available at: https://docs. cntd.ru/document/566430492 (accessed 24 December 2021).
15. Concept of Student Sports Development in the Russian Federation until 2025, No. 1007 dated 21 November, 2017 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 555766975 (accessed 24 December 2021).
Поступила в редакцию 19.01.2022; одобрена после рецензирования 26.01.2022; принята к публикации 01.03.2022 The article was submitted 19.01.2022; approved after reviewing26.01.2022; accepted for publication 01.03.2022