Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / КУРСАНТ / УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ / КАЗАРМА / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сперанская Александра Владимировна

Время обучения в ведомственном ВУЗе выступает сензитивным для развития навыков самоменеджмента у курсантов. Для успешного освоения ими служебной и учебной деятельности необходимо иметь развитое чувство времени. В ходе исследования было выявлено, что основная масса испытуемых не имеет хорошо развитой компетенции управления собственным временем. Условия проживания курсантов способствуют развитию данной компетенции. Проживание в казарме дает очень маленькие возможности для обучающихся самостоятельно планировать свое время для выполнения ими различных видов деятельности. Курсанты, арендующие городские квартиры, имеют больше возможностей для формирования самоменеджмента. Была установлена связь между различными условиями проживания, особенностями самоменеджмента и успеваемостью курсантов. Проживающие в казарме обучающиеся демонстрируют худшую успеваемость по сравнению с курсантами, проживающими вне расположения института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сперанская Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TIME MANAGEMENT IN CADETS OF DEPARTMENTAL UNIVERSITY WITH DIFFERENT ACADEMIC PERFORMANCE, HAVING DIFFERENT LIVING CONDITIONS

The time of study at a departmental university is sensitive for the development of self-management skills among cadets. For the successful development of their official and educational activities, it is necessary to have a developed sense of time. In the course of the study, it was revealed that the majority of the subjects do not have a well-developed competence in managing their own time. The living conditions of the cadets contribute to the development of this competence. Living in a barracks provides very little opportunity for cadets to plan their own time for various activities. Cadets who rent city apartments have more opportunities to form self-management. A connection was made between the different conditions, characteristics of self-management and academic performance of students. Cadets who live in the barracks show worse academic performance compared to cadets who live outside the institute's location.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ»

деятельности [3-5]. Психолого-педагогическими условиями успешной реализации формирования инновационного потенциала студентов педагогического вуза является создание инновационно насыщенной среды; обеспечение инновационной направленности мышления студентов; применение в образовательном процессе инновационных технологий, способствующих интеллектуальному, психическому и социальному развитию студентов; проектирование индивидуальных траекторий развития инновационного потенциала каждого обучающегося с учетом его интеллектуальных особенностей.

Литература:

1. Быкова Е.А. Инновационная деятельность в представлении студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №2. - С. 288-291.

2. Каримулаева Э.М., Курбанова А.М., Алиева У.Г. Сущность и особенности дистанционного обучения в современной образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). -С. 79-81.

3. Клушина Н.П., Рощупкина В.В. Социальное предпринимательство как фактор формирования инновационного мышления у студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). -С. 66-68.

4. Медведева Н.И., Юнгман И.В. К проблеме формирования психологической готовности будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях образовательной среды вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №3. - С. 387-389.

5. Никульников А.Н. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: от условий к эффективному результату // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 120-122.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ

Аннотация. Время обучения в ведомственном ВУЗе выступает сензитивным для развития навыков самоменеджмента у курсантов. Для успешного освоения ими служебной и учебной деятельности необходимо иметь развитое чувство времени. В ходе исследования было выявлено, что основная масса испытуемых не имеет хорошо развитой компетенции управления собственным временем. Условия проживания курсантов способствуют развитию данной компетенции. Проживание в казарме дает очень маленькие возможности для обучающихся самостоятельно планировать свое время для выполнения ими различных видов деятельности. Курсанты, арендующие городские квартиры, имеют больше возможностей для формирования самоменеджмента. Была установлена связь между различными условиями проживания, особенностями самоменеджмента и успеваемостью курсантов. Проживающие в казарме обучающиеся демонстрируют худшую успеваемость по сравнению с курсантами, проживающими вне расположения института.

Ключевые слова: тайм-менеджмент, самоменеджмент, курсант, условия проживания, казарма, успеваемость.

Annotation. The time of study at a departmental university is sensitive for the development of self-management skills among cadets. For the successful development of their official and educational activities, it is necessary to have a developed sense of time. In the course of the study, it was revealed that the majority of the subjects do not have a well-developed competence in managing their own time. The living conditions of the cadets contribute to the development of this competence. Living in a barracks provides very little opportunity for cadets to plan their own time for various activities. Cadets who rent city apartments have more opportunities to form self-management. A connection was made between the different conditions, characteristics of self-management and academic performance of students. Cadets who live in the barracks show worse academic performance compared to cadets who live outside the institute's location.

Keywords: time management, self-management, cadet, accommodation conditions, barracks, academic performance.

Введение. Для успешного выполнения любой деятельности требуется ее грамотное планирование и организация. У некоторых людей самостоятельно складывается достаточно эффективный индивидуальный стиль деятельности, который позволяет им в установленные сроки представлять продукты труда высокого качества. У некоторых людей их индивидуальный стиль деятельности можно признать как неэффективный. Такие люди постоянно нарушают сроки выполнения заданий, хотя они прикладывают немало усилий, чтобы выполнить требуемую работу. На помощь подобному типу людей может прийти обучение основам тайм-менеджмента. Тайм-менеджмент позволяет эффективно организовать свое время, чтобы использовать его с максимальной результативностью [3]. С помощью тайм-менеджмента происходит формирование умения сознательно и рационально контролировать количество времени, затрачиваемое на ту или иную деятельность, ведущее к значительному повышению общей производительности [7]. Многие исследователи указывают на наличие устойчивой связи между умением эффективно управлять собственным временем и успехом личности в различных сферах, ее самореализацией, удовлетворенностью достижениями и жизнью в целом [6]. В научной литературе указан значимый эффект от применения техники правильного использования времени - лучшая организация труда, выполнение работы с минимальными расходами времени и ресурсов, уменьшение загруженностью работой, снижение спешки и стрессов, что ведет к повышению качественных продуктов труда [5].

ВУЗ предъявляет серьезные требования к умению обучающихся правильно планировать и организовывать свою учебную деятельность, особенно это касается самостоятельной подготовки к занятиям. Только развитое чувство времени, умение эффективно управлять им может помочь справиться с огромной учебной нагрузкой и достичь успеха в учебе. Специфика ведомственного ВУЗа заключается в том, что курсанты занимаются не только учебной деятельностью, но и служебной подготовкой. Кроме этого, в ВУЗе

имеется строго установленный распорядок дня, который предполагает очень незначительное количество времени на свободное времяпрепровождение, поэтому курсантам очень важно уметь грамотно распорядиться этим временем, чтобы успеть подготовиться к учебным занятиям. Кроме этого, первокурсники пребывают в институте круглые сутки, так как они находятся на казарменном положении. Курсанты старших курсов в зависимости от учебных успехов имеют возможность проживать вне расположения института.

Жизнь курсантов, живущих на территории института и за его пределами, имеет значительные отличия. Такие отличия можно проследить и в организации времени. На первый взгляд, у курсантов, проживающих в расположении института, нет необходимости планировать свою деятельность, распределять время на различные дела. Проживающие в казарме курсанты являются, своего рода, заложниками распорядка дня. Так, зная, что день распланирован заранее, многие курсанты не используют неожиданно появляющиеся окна в расписании, а просто тратят время впустую. У ребят, которые проживают за пределами ВУЗа, имеется больше свободного времени. Собственный практический опыт показывает, что многие курсанты не умеют рационально использовать время, что выступает проблемой для успешного осуществления ими учебной деятельности.

Было решено провести исследование с целью установления причин неэффективного использования свободного времени и особенностей его проведения курсантами. Данная работа была проведена в рамках научно-исследовательской работы Дворецкой Ю.П. под моим непосредственным руководством.

Изложение основного материала статьи. Исследование было проведено в Вологодском институте права и экономики ФСИН России Дворецкой Ю.П. под моим непосредственным руководством [4]. В качестве испытуемых выступили курсанты 1-3 курса психологического факультета. Общее количество участников составило 40 человек, которые были разделены на 2 равные группы по критерию проживания: казарма (ЭГ-1) и арендованные квартиры (ЭГ-2). Было проведено тестирование с помощью «Теста персональной компетентности во времени» [2] и полустандартизированное интервью, направленное на выявление особенностей проведения свободного времени курсантами. Кроме этого, были соотнесены результаты успеваемости курсантов с разными условиями их проживания. Были учтены результаты успеваемости курсантов за текущий месяц и результаты экзаменационных сессий.

Тестирование выявило отсутствие у испытуемых высокого уровня компетентности во времени. Основная масса курсантов имеют средний уровень развития указанной компетентности (80% - ЭГ-1, 70% -ЭГ-2). Низкий уровень компетентности во времени продемонстрировали 20% ребят, живущих в казарме, и 30% - в квартирах. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности представлений о самоменеджменте у всех участников исследования. Низкие баллы указывают на наличие сложностей в организации деятельности и распределении времени. Имеет место прокрастинация, которая не позволяет обучающимся достичь поставленных целей. Однако к полученным результатам необходимо отнестись осторожно, не стоит утверждать о несформированном умении ребят управлять собственном временем. На ответы испытуемых могла повлиять их ориентация на установленный в институте распорядок дня, которого они вынуждены придерживаться. В связи с этим и возникла потребность в проведении опроса испытуемых для выяснения особенностей использования и управления ими своего свободного времени.

В результате проведенного опроса было установлено следующее. При ответе на вопрос «Используете ли вы органайзер или записную книжку?» по 40% испытуемых обеих групп отметили, что «используют», 35% курсантов, проживающих в казарме, держат планы в голове, 20% - хотели бы начать использовать. При этом курсанты, живущие в квартирах, держат планы в голове - 40%, 15% хотели бы использовать.

На вопрос «Сколько свободного времени у вас каждый день?» 100% испытуемых, проживающих в казарме, отмечают, что в их распоряжении 2-3 часа свободного времени. 30% городских курсантов, отмечают такой же период времени, однако большинство курсантов указывают, что имеют 5-6 часов свободного времени в день.

Для испытуемых ЭГ-2 был задан отдельный вопрос, направленный на изучение организации свободного времени курсантов. 100% испытуемых на вопрос «Как вы проводите свободное от занятий время?» отмечают, что сначала занимаются домашними делами, после чего выполняют задания по самостоятельной работе. Такие результаты можно объяснить тем, что у испытуемых есть дела, связанные с решением бытовых проблем - уборка квартиры, стирка вещей, приготовление еды и т.д. Выполнив домашние дела, они готовятся к учебным занятиям. Смена деятельности может выступать своеобразным ресурсом для восстановления сил.

Отвечая на вопрос «Распорядок дня в институте мешает или помогает эффективно организовывать деятельность?» курсанты из обеих экспериментальных групп дали 3 категории ответов. «Распорядок дня помогает» ответили 25% респондентов ЭГ-1 и 15% - ЭГ-2. «Помогает, но нет времени на личные дела» отмечают 50% курсантов, проживающих в казарме и 35% курсантов, проживающих в городе. «Помогает, но на учебу времени не хватает» отмечают 25% курсантов, проживающих в казарме и 50% проживающих в городе курсантов.

На вопрос «Как вы распределяете время, готовясь к учебным занятиям?» 25% курсантов, проживающих в квартирах, отметили категорию ответа «бывает, делаю на неделю вперед, бывает - за день», 25% - всегда готовятся наперед, 15% - готовятся по мере поступления, оставшиеся 35% испытуемых отметили, что их подготовка зависит от настроения. В свою очередь, 25% испытуемых ЭГ-1 ответили «бывает, делаю на неделю вперед, бывает - за день». 40% опрошенных отмечают, что всегда готовят учебные задания наперед. У четверти респондентов подготовка зависит от настроения, 10% курсантов готовятся по мере поступления заданий.

Ответы на вопрос «Как вы распределяете время при подготовке к экзамену?» распределились следующим образом: половина курсантов, проживающих в расположении института, отмечают «готовлюсь в последний день», 10% курсантов стараются готовиться каждый день, 40% готовятся не каждый день. Курсанты, проживающие в квартирах, ответили иначе: 15% готовятся в последний день, 60% стараются готовиться каждый день и 35% используют для подготовки не все дни.

Среди ответов на вопрос «Что вы делаете, когда есть сводное время?» встречаются следующие варианты: 10% курсантов, проживающих в казарме, занимаются делами по мере их поступления, 40% -стараются готовиться к учебным занятиям, 50% - отдыхают. Курсанты, проживающие в квартирах, в количестве 40% занимаются делами, если это необходимо, 30% стараются делать уроки, остальные 30% отдыхают.

Опрос позволяет констатировать, что городские условия проживания способствуют лучшему формированию компетентности в управлении своим временем. Это можно объяснить тем, что ребята имеют больше свободного времени и вынуждены планировать его сами. Следовательно, условия проживания являются решающим фактором в эффективном распределении времени по подготовке учебных заданий. В свою очередь стоит отметить, что проживающие на территории института обучающиеся очень часто привлекаются внепланово к различным видам работ в ВУЗе, и то, что они заранее не планируют свое свободное время, рационально его не используют, осложняет им качественную подготовку к занятиям.

Интервьюирование также позволило выявить различные стратегии в подготовке к занятиям. С опережением чаще выполняют учебные задания курсанты, проживающие в казарме. Это можно объяснить тем, что времени на самостоятельную подготовку в распорядке дня выделено мало, поэтому они стараются выполнять учебные задания каждый день, чтобы не копились долги и большое количество невыполненных заданий. Испытуемые ЭГ-2 могут варьировать подготовку к учебным занятиям - выполняют ее или с опережением или непосредственно перед занятием. Можно сказать, что испытуемые относительно свободны в определении количества времени к подготовке занятий.

Вполне закономерно, что время на подготовку к экзаменам лучше распределяют курсанты, проживающие в городе, используя для подготовки каждый день. Можно объяснить это тем, что во время сессии курсанты, живущие в квартирах, меньше привлекаются к мероприятиям по служебной подготовке и в домашней обстановке могут посвящать время только подготовке к экзаменам, тогда как проживающие в казарме курсанты вынуждены придерживаться распорядка дня, чаще внепланово привлекаются к выполнению различных служебных дел и в связи с этим, возможно, чаще предпочитают отдых учебе.

Свои выходные дни испытуемые также организуют по-разному. Половина испытуемых, проживающих в городе, в выходные дни занимается домашними делами. Почти половина испытуемых, проживающих в казарме, в выходные дни отдыхает, но по необходимости готовится к учебным занятиям. Наиболее эффективным можно считать времяпрепровождение курсантов, проживающих в городе.

Сопоставление условий проживания курсантов с их учебной успеваемостью выявило более слабую успеваемость у курсантов, проживающих в казарме, по сравнению с курсантами, живущих в городских квартирах (распределение оценок: у ребят, арендующих квартиры, «отлично» - 45% и «хорошо» - 55%, у тех, кто проживает в казарме, «хорошо» - 15% и «удовлетворительно» - 85%).

Объективная оценка использования тайм-менеджмента к выполнению учебных заданий в свободное время с помощью анализа успеваемости подтвердила большую эффективность использования тайм-менеджмента курсантами, живущих в квартирах. Это можно объяснить тем, что у курсантов, проживающих за пределами территории института, больше свободного времени на подготовку к учебным занятиям, и они эффективнее это время используют.

Выводы. При изучении тайм-менеджмента у курсантов важно учитывать то, что при поступлении в ведомственный вуз все курсанты сначала проживают в казарме. По мере обучения начинает учитываться их успеваемость, которая позволяет получить право обучающимся проживать за пределами института. Обучающиеся, имеющие разный опыт проживания (в казарме и в арендуемых городских квартирах), могут сравнить разные условия проживания и возможность рационального использования свободного времени. Собственный длительный опыт работы с курсантами показывает, что большинство из них относится к проживанию за пределами института как к ценности, они не хотели бы снова вернуться в казарму, так как в этих условиях они видят вероятность того, что не смогут справляться с освоением учебной программы.

Условия проживания выступают важным моментов в формировании умения эффективного управления собственным временем. Чем меньше курсанты зависимы от внешних условий, тем быстрее и лучше у них начинает складываться самоменеджмент своей деятельности. Это важный момент в формировании будущего успешного сотрудника ФСИН, поскольку дефицит времени, многозадачность и наличие внеплановых срочных дел выступают спецификой деятельности в пенитенциарной системе.

В процессе обучения в ВУЗе важно организовать деятельность курсантов таким образом, что бы они смогли самостоятельно определять приоритеты, ставить цели и задачи, были способны грамотно планировать и распоряжаться своим временем. Педагоги должны способствовать овладению обучающимися приёмами повышения собственной эффективности в образовательной среде ВУЗа. Можно рекомендовать ввести дополнительную тему по самоменеджменту в курс «Введение в профессию» или в другие учебные курсы. Подобные темы по самоменеджменту могут способствовать развитию компетенций карьерного самоменджмента [1].

Литература:

1. Богдан Н.Н. Развитие компетенций карьерного самоменеджмента у студентов // Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества: Материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2018. - С. 13-18.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - Спб: Питер, 2009. - С. 189.

3. Данияров С.Б., Дегтярев Б.Н. Самоорганизация и навыки умственного труда студентов. - Фрунзе: Мектеп, 2015. - С. 63.

4. Дворецкая Ю.П. Представления курсантов о самоменеджменте // Пермский период: сборник материалов VI Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов (Пермь, 13-18 мая 2019 г.). - Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2019. - С. 65-67.

5. Зайцева Н.А. Научно-практические аспекты применения тайм-менеджмента для повышения профессиональной конкурентоспособности выпускников вузов // Российские регионы: взгляд в будущее. -

2016. - № 3. - С. 4.

6. Косинская Е.А. Формирование у студентов навыков самоменеджмента // Научный вестник Крыма. -

2017. - № 2. - С. 8.

7. Самоменеджмент и тайм-менеджмент: Электронный ресурс. - URL: https://pandia.ru/text/80/078/29601.php (дата обращения: 20.01.2021).

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Торикова Елена Федоровна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Аннотация. Статья посвящена анализу результатов экспериментального исследования профессионального стресса учителей и воспитателей специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната и обоснованию эффективности организационно-психологических условий его профилактики.

Ключевые слова: профессиональный стресс педагога, специальная общеобразовательная (коррекционная) школа-интернат, профилактика, организационно-психологические условия.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the results of an experimental study of professional stress of teachers and educators of a special general education (correctional) boarding school and substantiation of the effectiveness of organizational and psychological conditions for its prevention.

Keywords: professional stress of a teacher, special general education (correctional) boarding school, prevention, organizational and psychological conditions.

Введение. Развитие стресса в процессе профессиональной деятельности определяется как важный аспект научных исследований в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и общее состояние здоровья специалистов. В качестве последствий профессиональных стрессов, в том числе краткосрочных, но перешедших в разряд хронических, выделяют соматические и психические заболевания, нарушение эффективности и надежности работы, профессиональные и социальные конфликты.

Профессиональный стресс как разновидность стресса - это стресс, связанный с выполнением человеком как субъектом труда своей профессиональной деятельности. Профессиональные стрессоры - это стрессоры (объективные и субъективные), связанные с профессиональной деятельностью, в том числе - и с ее субъектом, т.е. субъектом труда. В профессиональном стрессе выделяют психофизиологическую и психологическую составляющие, а также такие компоненты как информационный, эмоциональный и коммуникативный.

К настоящему времени реализовано большое количество исследований профессионального стресса в различных видах профессиональной деятельности: операторской, медицинской, спортивной, педагогической и других. В тоже время, профессиональный стресс педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната фактически еще не стал предметом систематического изучения в области психологии. Особенности профессионального стресса педагогов, работающих с умственно-отсталыми детьми в коррекционной школе-интернате, экспериментально изучались Е.В. Шеметковой [3].

Изложение основного материала статьи. Специфика труда педагога специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната делает приоритетными следующие стресс-факторы: 1) сам по себе контингент образовательной организации детей - в силу специфических особенностей предмета данного труда; 2) школьный класс коррекционной школы-интерната - по причине системной организации и интеграции стрессогенных особенностей каждого отдельного ребенка [2]. В качестве основных направлений деятельности по профилактике профессиональных стрессов у представителей любых профессий как правило определяют следующие: устранение причин и источников стресса, а также повышение индивидуальной стресс-устойчивости работников. Полное устранение причин и источников стресса в работе воспитателей и учителей коррекционной школы-интерната в силу их связи со спецификой контингента воспитанников не возможен. В этой связи важным является полноценная реализация направления профилактической работы, повышающего психологическую устойчивость к воздействию стресс-факторов.

Реализованное нами исследование было направлено на разработку и внедрение организационно-психологических условий профилактики профессиональных стрессов у педагогов одной из специальных общеобразовательных (коррекционных) школ-интернатов в Ставропольском крае.

Выборку составили 24 человека, которая включила в себя 14 учителей и 10 воспитателей.

На момент исследования учителя обладали следующей квалификационной категорией:

- высшей - 6 человек (43%),

- 1 категорией - 3 человека (21%),

- соответствие занимаемой должности - 5 человек (36%).

В составе воспитателей - 2 человека (20 %) имели первую категорию; 8 человек (80%) - соответствие занимаемой должности.

Для выявления наличия состояний профессионального стресса применялся следующий диагностический инструментарий:

- «Шкала профессионального стресса» (автор Д. Фонтана);

- «Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности» (авторы Леонова А.Б., Величковская С.Б.);

- «Опросник трудового стресса» (Job stress survey, Spielberger - русскоязычная версия А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской).

Изложим результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе эксперимента.

В соответствии со схемой анализа и интерпретации результатов диагностики по методике «Шкала профессионального стресса» (автор Д. Фонтана) было получено следующее распределение педагогических работников выборки исследования:

- «стресс не является проблемой» - 33%;

- «умеренный уровень стресса» - 54%;

- «стресс представляет безусловную проблему» - 13%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.