Как видно, содержание компонентов структуры психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности отражает необходимость развития социального интеллекта как наиболее чувствительного и релевантного этому содержанию феномена.
Выводы. Ведущая роль социального интеллекта в формировании готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности обусловлена принципиальной социогенностью и эмоциональной потенциальностью профессии психолога, сущностной опорой результатов и самого процесса профессиональной деятельности на эффективность межличностных контактов и успешность межличностной коммуникации в целом, на прогнозирование её параметров в условиях социальных трансформаций.
Социальный интеллект выступает решающим фактором в формировании психологической готовности студента-психолога к профессиональной деятельности, обеспечивая понимание людей, способность продуктивного установления контактов, социальную приспособляемость и принятие социальных правил, социальную проницательность и интуицию, успешный поиск выхода из критических ситуаций, способствуя надёжности прогнозирования поведения людей и адекватному приспособлению в межличностных взаимодействиях, что является базой успешной профессиональной деятельности психолога.
Литература:
1. Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А. Ашихмина. - М., 2010. - 23 с.
2. Буянов А.А. Развитие профессионального самопонимания студентов-психологов в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Буянов. - М., 2012. - 26 с.
3. Егоренко Т.А. Роль социального интеллекта в процессе профессионального становления личности на этапе обучения в вузе / Т.А. Егоренко // Современная зарубежная психология. - 2018. - Том 7. - № 3. -С. 109-114.
4. Клочкова А.Е. Характеристика социального интеллекта студентов-психологов / А.Е. Клочкова // Человеческий капитал. - 2015. - № 8 (80). - С. 58-62.
5. Краснощёченко И.П. Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / И.П. Краснощёченко. - М., 2012. - 47 с.
6. Куприна О.А. Психологические детерминанты осмысленности жизни студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А. Куприна. - М., 2010. - 29 с.
7. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / Л.В. Лежнина. - М., 2009. - 40 с.
8. Лукьянов А.С. Психологические особенности профессионального самосознания студентов-психологов разных курсов / А.С. Лукьянов // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 1. - С. 325-329.
9. Росина Н.Л. Интегративная психологическая система формирования профессиональной обучаемости студентов-психологов в вузе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н.Л. Росина. - Нижний Новгород, 2012. - 49 с.
10. Филатова Л.Э. Психолого-педагогические условия формирования компетентности в профессиональном общении студентов-психологов: автореф. дис. . канд. психол. наук / Л.Э. Филатова. -М., 2012. - 21 с.
11. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Шипилова. - М., 2007. - 212 с.
12. Pinto J.C. Social Intelligence in Portuguese Students: Differences According to the School Grade / J.C. Pinto, L. Faria, M. do Céu Taveira // Procedía - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 116. - P. 56-62.
Психология
УДК 59
доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна
Федеральное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант Юнгман Ирина Вячеславовна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАК КРИТЕРИЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье проанализированы критерии готовности студента педагогического вуза к инновационной деятельности, раскрыты особенности развития инновационного потенциала будущих педагогов, мотивационных установок к восприятию новшеств. Автором проанализированы результаты констатирующего этапа эксперимента, которые позволили наметить комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие инновационного потенциала и творческого мышления у студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационная педагогическая деятельность, мотивационные установки, установки к новшествам, педагогический вуз.
Annotation. The article analyzes the criteria of the readiness of the student of the pedagogical university for innovation, revealed the features of the development of the innovative potential of future teachers, motivational attitudes to the perception of innovations. The author analyzed the results of the final stage of the experiment, which allowed to outline a set of measures aimed at the formation and development of innovative potential and creative thinking among students of pedagogical universities.
Keywords: innovative potential, innovative pedagogical activity, motivational settings, innovation settings, pedagogical university.
Введение. Постоянно меняющиеся потребности общества требуют модернизации современного российского образования, направленного на изменение целей, содержания и технологий обучения
подрастающего поколения. Задачей педагогических вузов является разработка новых технологий, обеспечивающих формирование готовности студентов к работе в изменяющихся условиях образовательной среды. В настоящее время проблема формирования готовности студентов педагогических вузов к инновационной деятельности приобрела достаточную актуальность, проведен ряд интересных исследований. Авторы концептуальных подходов к педагогическим инновациям Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, М.В. Кларин, Л.С. Подымова, Л.И. Пригожин, В.А. Сластенин обозначили теоретические основы инновационной деятельности. В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, Я.А. Пономарев теоретически и экспериментально обосновали значимость творческого потенциала в инновационной деятельности педагога.
Изложение основного материала статьи. Современной школе нужен творческий учитель, готовый к инновациям в педагогической деятельности, готовый к постоянному самосовершенствованию, самообразованию, готовый меняться в соответствии с обновляющимися требованиями общества, использовать достижения педагогической и психологической наук.
Педагогические вузы должны готовить выпускников в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, требованием которых является подготовка компетентного педагога, у которого необходимо сформировать способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики, способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития, а также компетенции, необходимые для инновационной деятельности: готовность к непрерывному образованию и постоянному совершенствованию, обучению, переобучению и самообучению; способность к критическому мышлению, креативности; готовность работать в высококонкурентной среде. Таким образом, нами отмечен возрастающий интерес к проблеме поиска потенциальной возможности формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности, обеспечивающей успешность их будущей профессиональной деятельности.
Анализ диссертационных исследований по проблеме показал, что формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности направлено на выявление критериев и уровней готовности будущих учителей к инновационной деятельности и на основе этого разворачивает процесс подготовки (И.Е. Пискарёв). Исследование О.Ф. Хараман направлено на изучение средств формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Автором разработан курс по выбору «Инновационная педагогика». В ряде исследований выявлены и обоснованы педагогические условия формирования готовности студентов педагогических вузов к инновационной деятельности (Ю.Г. Максимов, Г.Д. Кошелева). Нами отмечено, что современное образование нуждается в комплексном изучении процесса формирования готовности выпускников педагогических вузов к инновациям в педагогической деятельности, что требует разработки новых средств, условий и путей формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности. Теоретический анализ проблемы позволил нам выявить, что формирование готовности студентов к инновационной деятельности проходит в рамках вариативного компонента, при этом недостаточно обеспечена ценностная и операционально-деятельностная готовность.
Таким образом, выявлено противоречие между объективной потребностью современной системы общего образования в творческом, инновационно-ориентированном учителе, способном реализовать инновации в педагогическом процессе и реальной подготовкой студентов педагогического вуза к инновациям в профессиональной деятельности.
Названное противоречие свидетельствует об актуальном интересе к проблеме поиска потенциальной возможности формирования готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности, чтобы обеспечить успешность выпускника, способного критически мыслить, креативно работать в высококонкурентной среде. Нами обозначена проблема: каким образом организовать подготовку педагогических кадров в системе высшего профессионального образования, способствующей не только усвоению знаний и умений, но и направленной на формирование готовности выпускников к инновациям в профессиональной деятельности: готовность воспринимать, осваивать, осуществлять инновации в образовательном процессе в школе, уметь применить эффективные инновационные образовательные технологии, сформировать способность освоить, реализовать педагогические новшества, потребность в развитии собственного творческого потенциала.
В теоретических подходах к критериям определения готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности, мы опирались на представление о единстве ведущего личностного и профессионального. Нами определены этапы формирования готовности студентов к инновациям в педагогической деятельности.
На каждом этапе обучения в вузе необходимо развивать инновационный потенциал и творческую активность студента, что является значимыми личностными качествами и базовыми для формирования жизненной установки и модели поведения в будущей профессиональной деятельности.
Нам представилось достаточно важным экспериментально исследовать и проанализировать мотивационно-ценностную, содержательно-операциональную готовность студентов к инновационной деятельности, что является определяющими в развитии инновационного потенциала и творческой активности студента. Данный анализ помог нам в дальнейшем в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи к инновационной деятельности в условиях вуза. Выполняя социальный заказ подготовки конкурентоспособного специалиста в нашем регионе, мы особое внимание обратили на формирование ценностно-смыслового потенциала личности студента и его профессиональную компетентность. Студент, начинающий свое профессиональное обучение, в скором будущем станет специалистом в сфере образования, реализует свои профессиональные и личностные возможности. Особо востребованным станет на рынке труда специалист, обладающий не только профессиональными знаниями, но и имеющий высокий личностный потенциал, в том числе ценностно-смысловой и инновационный.
На этапе констатирующего эксперимента нами проведено обследование студентов старших курсов педагогического вуза. Предположив, что в основе инновационной деятельности лежат мотивы самосовершенствования инновационной деятельности; мотивы преодоления затруднений; восприимчивость к педагогическим инновациям, нами выявлено, что 85% студентов имеют низкий инновационный потенциал.
56% обследуемых не готовы к самореализации, у 45% студентов на низком уровне находится сформированность умений по реализации инновационных действий, 65% студентов не готовы к введению новшества в педагогический процесс, 45% к трансформации чужого инновационного опыта. Результаты,
полученные на этапе констатирующего эксперимента помогли наметить стратегические линии дальнейшей профессиональной подготовки в вузе.
Для развития инновационного потенциала и формирования инновационной активности студентов необходимо создание инновационной образовательной среды вуза, разработка психолого-педагогического обеспечения процесса формирования компетенций инновационной деятельности, направленной на становление личности и развитие инновационного мышления студентов. Именно образовательная среда вуза как совокупность устанавливающихся в педагогическом процессе организационно-дидактических условий и факторов, а также межличностных отношений, оказывает существенное влияние на инновационный творческий потенциал будущего педагога, формирование личности с заданными качествами.
Формирование инновационной активности студентов осуществляется процедурой поэтапно развивающейся учебной деятельности: начиная с формирования устойчиво положительной мотивации, ценностной ориентации на применение инновации в будущей профессиональной деятельности; освоения знаний о цели, содержании и структуре инновационной педагогической деятельности; формирования исследовательских и рефлексивных умений и навыков студентов. Формирование структуры готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности должно быть непрерывным, целостным и последовательным, с мониторингом на каждом этапе формирования.
Для достижения поставленных целей следует решить ряд задач: создание механизмов и систем, направленных на стимулирование инновационного поведения студентов; вовлечение студентов в сферу педагогических инноваций; предоставление возможностей для реализации своих инновационных идей и проектов. Для решения данных задач мы предлагаем внедрить комплекс мероприятий, создающих дидактические условия, целью которых является обогащение содержания дисциплин педагогического цикла знаниями из области педагогической инноватики.
Согласно требованиям стандарта внедрение цикла специальных дисциплин, посвященных инновационным процессам в образовании, меняет вектор подготовки современного учителя. Сегодня перед вузами стоит задача по формированию у студентов осознания значимости использования инноваций в профессионально-педагогической деятельности [4, с. 239].
В структуре этих дисциплин должны быть разработаны круглые столы, тренинги, деловые игры, теоретические дискуссии, кейс-методы, дебаты, проблемные дискуссии с разработкой и защитой проектов, способствующие развитию субъектной позиции студентов, их рефлексии, мотивации к инновациям в педагогической деятельности. Создание дидактических условий должно обеспечить целостную готовность выпускников к инновациям в педагогической деятельности.
Система современного педагогического образования предполагает многоуровневую подготовку специалистов, модель подготовки включает уровни бакалавриата, магистратуры, подготовку кадров высшей квалификации. В рамках многоуровневой подготовки значимыми являются интеграция содержания федеральных государственных стандартов и системы применения инновационных технологий в виде авторских спецкурсов педагогов-практиков, магистерских программ ведущих профессоров, усовершенствования программ практики и теоретических курсов в аспирантуре. Инновационный подход важен при разработке и создании концепций, обеспечивающих деятельность экспериментальных площадок, а также в условиях совершенствования базы для практической деятельности студентов.
Инновационная деятельность предполагает создание, освоение, использование и распространение фундаментально-прикладных исследований, опытных разработок с использованием различных нововведений для создания или усовершенствования образовательного продукта. На каждом уровне подготовки педагога в условиях вуза следует выделить два основных направления изучения готовности студентов к инновационной деятельности:
- проектирование развивающей среды для управления интеллектуальным и инновационным потенциалом студентов;
- актуализация его творческих возможностей.
Инновационный потенциал студентов педагогических вузов является значимым критерием и маркером готовности к инновационной педагогической деятельности. Он является важным ориентиром для проектирования системы профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. В основе понятия «инновационный потенциал студентов» мы положили представление о потенциале будущего специалиста, вбирающего совокупность постоянно восполняемых ресурсов, которые может использовать и приводить в действие человек для достижения намеченной цели или результата. Инновационный потенциал отражает единство достигнутого и возможного, наличие скрытых, не проявившихся возможностей или способностей в педагогической деятельности.
В нашем представлении инновационный потенциал студентов педагогических вузов представляет интегральную личностную характеристику, в которой отражена совокупность полученных в образовательной деятельности инновационных знаний, умений и отношений, резервных возможностей применения в будущей профессиональной деятельности. Инновационный потенциал студентов педагогических вузов включает способности, качества и характеристики, которые необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности в условиях инновационной деятельности. Инновационный потенциал студентов можно охарактеризовать как явный и скрытый. Явный потенциал составляют знания и умения студентов в области инновационной деятельности, инновационный опыт, которым овладевает студент в вузе в учебно-профессиональной деятельности. В скрытом потенциале можно выделить инновационное мышление; мотивацию студентов к освоению инновационных знаний и умений, способности к инновационной деятельности, личностные качества, способствующие приобретению интеллектуальных, психологических и социальных новообразований, необходимых для осуществления учебной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств, но для того, чтобы активно подключаться к инновационной деятельности, обучающиеся должны иметь чёткое представление о её особенностях, путях формирования, целях инновационного поведения и способах их достижения [1, с. 289].
Выводы. Формирование готовности студентов к инновационной деятельности является непрерывным, целенаправленным процессом внедрения в образовательную среду вуза комплексных мероприятий, личностной заинтересованности в саморазвитии и осознании адекватности выбора профессиональной
деятельности [3-5]. Психолого-педагогическими условиями успешной реализации формирования инновационного потенциала студентов педагогического вуза является создание инновационно насыщенной среды; обеспечение инновационной направленности мышления студентов; применение в образовательном процессе инновационных технологий, способствующих интеллектуальному, психическому и социальному развитию студентов; проектирование индивидуальных траекторий развития инновационного потенциала каждого обучающегося с учетом его интеллектуальных особенностей.
Литература:
1. Быкова Е.А. Инновационная деятельность в представлении студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №2. - С. 288-291.
2. Каримулаева Э.М., Курбанова А.М., Алиева У.Г. Сущность и особенности дистанционного обучения в современной образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). -С. 79-81.
3. Клушина Н.П., Рощупкина В.В. Социальное предпринимательство как фактор формирования инновационного мышления у студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). -С. 66-68.
4. Медведева Н.И., Юнгман И.В. К проблеме формирования психологической готовности будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях образовательной среды вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №3. - С. 387-389.
5. Никульников А.Н. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: от условий к эффективному результату // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 120-122.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна
Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)
ОСОБЕННОСТИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ
Аннотация. Время обучения в ведомственном ВУЗе выступает сензитивным для развития навыков самоменеджмента у курсантов. Для успешного освоения ими служебной и учебной деятельности необходимо иметь развитое чувство времени. В ходе исследования было выявлено, что основная масса испытуемых не имеет хорошо развитой компетенции управления собственным временем. Условия проживания курсантов способствуют развитию данной компетенции. Проживание в казарме дает очень маленькие возможности для обучающихся самостоятельно планировать свое время для выполнения ими различных видов деятельности. Курсанты, арендующие городские квартиры, имеют больше возможностей для формирования самоменеджмента. Была установлена связь между различными условиями проживания, особенностями самоменеджмента и успеваемостью курсантов. Проживающие в казарме обучающиеся демонстрируют худшую успеваемость по сравнению с курсантами, проживающими вне расположения института.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, самоменеджмент, курсант, условия проживания, казарма, успеваемость.
Annotation. The time of study at a departmental university is sensitive for the development of self-management skills among cadets. For the successful development of their official and educational activities, it is necessary to have a developed sense of time. In the course of the study, it was revealed that the majority of the subjects do not have a well-developed competence in managing their own time. The living conditions of the cadets contribute to the development of this competence. Living in a barracks provides very little opportunity for cadets to plan their own time for various activities. Cadets who rent city apartments have more opportunities to form self-management. A connection was made between the different conditions, characteristics of self-management and academic performance of students. Cadets who live in the barracks show worse academic performance compared to cadets who live outside the institute's location.
Keywords: time management, self-management, cadet, accommodation conditions, barracks, academic performance.
Введение. Для успешного выполнения любой деятельности требуется ее грамотное планирование и организация. У некоторых людей самостоятельно складывается достаточно эффективный индивидуальный стиль деятельности, который позволяет им в установленные сроки представлять продукты труда высокого качества. У некоторых людей их индивидуальный стиль деятельности можно признать как неэффективный. Такие люди постоянно нарушают сроки выполнения заданий, хотя они прикладывают немало усилий, чтобы выполнить требуемую работу. На помощь подобному типу людей может прийти обучение основам тайм-менеджмента. Тайм-менеджмент позволяет эффективно организовать свое время, чтобы использовать его с максимальной результативностью [3]. С помощью тайм-менеджмента происходит формирование умения сознательно и рационально контролировать количество времени, затрачиваемое на ту или иную деятельность, ведущее к значительному повышению общей производительности [7]. Многие исследователи указывают на наличие устойчивой связи между умением эффективно управлять собственным временем и успехом личности в различных сферах, ее самореализацией, удовлетворенностью достижениями и жизнью в целом [6]. В научной литературе указан значимый эффект от применения техники правильного использования времени - лучшая организация труда, выполнение работы с минимальными расходами времени и ресурсов, уменьшение загруженностью работой, снижение спешки и стрессов, что ведет к повышению качественных продуктов труда [5].
ВУЗ предъявляет серьезные требования к умению обучающихся правильно планировать и организовывать свою учебную деятельность, особенно это касается самостоятельной подготовки к занятиям. Только развитое чувство времени, умение эффективно управлять им может помочь справиться с огромной учебной нагрузкой и достичь успеха в учебе. Специфика ведомственного ВУЗа заключается в том, что курсанты занимаются не только учебной деятельностью, но и служебной подготовкой. Кроме этого, в ВУЗе