УДК 159. 923
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-233-239
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
Н. А. Буравлева
Томский государственный педагогический университет, Томск
Развитие инновационного потенциала студентов в высшем учебном заведении является актуальной задачей современного образовательного процесса. Для ее осуществления необходима развивающая образовательная среда, которая во многом определяется культурой вуза, целевыми и ценностными установками, ориентацией на инновационные технологии обучения. Эффективное функционирование инновационной инфраструктуры вуза невозможно без психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Оно должно быть направлено на формирование инновационных компетенций студентов, становление их личности, расширение возможности самообразования, помощь в приобретении опыта участия в разработке, распространении и внедрении инноваций. При развитии инновационного потенциала студенты переходят на качественно новый уровень с помощью саморазвития, профессионального совершенствования.
Ключевые слова: инновационный потенциал, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, личность.
В настоящее время вектор развития государства смещается в сторону инновационных изменений. В концепции долгосрочного преобразования страны первостепенными считаются задачи построения научно обоснованной системы взглядов, принципов и приоритетов по формированию и развитию инновационной активности граждан. В этих стратегических установках важнейшая роль отводится молодежи, которой предстоит претворять в жизнь планы усовершенствования многих сторон жизни социума.
С точки зрения создания эффективной инновационной системы в стране, особенно важна сфера высшего образования, готовящая молодых людей к профессиональной деятельности. Но здесь существует противоречие между потребностью общества в инновационно ориентированных работниках и уровнем готовности выпускников высших учебных заведений к инновационной профессиональной деятельности. Это порождает вопрос: как организовать образовательный процесс, чтобы помимо приобретения будущими специалистами знаний, умений, навыков, у них развивались компетенции инновационной деятельности, инновационный потенциал личности?
Как известно, важным условием в подготовке студентов к инновационной деятельности является образовательная среда высшего учебного заведения. Она во многом определяется культурой вуза, целевыми и ценностными установками, ориентацией на инновационные технологии обучения. Сегодня есть насущная необходимость создания в вузе развивающей инновационной научно-образовательной среды, которая обеспечивала бы формирование инновационных компетенций студентов, становление их личности, расширяла возможности их самообразования, помогала приобретать опыт участия в разработке, распространении и внедрении инноваций. Она призвана создавать условия для молодых людей в генерировании креативных идей, проектировании новых технологий, участии в исследовательской работе [1].
Используя возможности среды, обучающийся более успешно развивается и саморазвивается, полнее актуализирует свои резервные способности, реализует личностный и инно-
вационный потенциал. Отличительными особенностями развивающей среды являются высокие по содержанию и интенсивности характеристики совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенная атмосфера сотрудничества и созидания [2].
Эффективное функционирование инновационной инфраструктуры вуза невозможно без психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В его основе лежит интегративный подход, который помогает кумулировать эффекты личностного, профессионального роста и преобразования среды. Для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса инновационной направленности необходимы оценочно-диагностический компонент, а также прогнозирование инновационной деятельности, диагностика саморазвития. Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в настоящее время является развитие инновационного потенциала обучающихся.
При осуществлении психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в вузе необходимо учитывать, что в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования акцент сделан на личностном развитии студентов, раскрытии их ресурсов, профессиональной идентификации. В соответствии с вызовами времени в образовательном процессе важно сформировать у будущего специалиста осознание необходимости инновационной деятельности, потребности участия в ней. Результатом этого процесса должна быть сформированная готовность выпускников вуза к осуществлению инновационной деятельности, параметрами которой будут мотивы, компетенции, культура творчества.
В соответствии с этим психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в вузе должно быть направлено на создание и реализацию программ и технологий, которые бы способствовали личностному развитию обучающихся, формированию у них мотивации к инновационной деятельности, установок и образовательных инициатив к исследовательской работе, на возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в профессиональной подготовке. Очень важно, чтобы психолого-педагогическое сопровождение было сосредоточено на проектировании авторской системы деятельности студента при овладении основами своей профессии. Эта теоретическая и практическая модель осуществления учебной деятельности должна проектироваться студентом под руководством преподавателя и способствовать развитию инновационного потенциала обучающегося, давать возможность применять свои знания и практические умения в процессе решения моделируемых, имитационных или реальных задач.
Потенциал личности представляет собой ее ресурсный фонд, и психолого-педагогическое сопровождение развития инновационного потенциала студентов должно быть нацелено на то, чтобы актуализировать и задействовать его для достижения определенного результата при благоприятных условиях развития способностей личности, а также реализовать возможности обучающихся в деятельности [3].
К определению понятия «инновационный потенциал личности» существует несколько подходов, но все они подчеркивают его сложность, интегративность, выделяют в нем личностные ценности, способности, индивидуальные особенности человека, целеполагание, стремление к саморазвитию, раскрытию своих возможностей. Немаловажной характеристикой инновационного потенциала личности является умение порождать нестандартные идеи, находить оригинальные алгоритмы решения задач, творческий характер познания [4].
По мнению Е. Г. Каменского, это понятие отражает одновременно динамическое свойство личности как субъекта, инициатора практической инновационной деятельности, и в то же время характеристику восприятия человеком новой информации, адаптации к преобразованиям как объекта инновационной системы. С одной стороны, инновационный потен-
циал личности можно рассматривать как свойство осуществлять преобразовательный способ взаимодействия с миром, а с другой - как способность осмысленно и дифференцированно воспринимать нововведения и адаптироваться к ним [1].
Вклад в тематику психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала обучающихся в ходе образовательного процесса внесли многие ученые. Так, например, о развитии личности в деятельности писали А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский; о человеке как субъекте деятельности размышлял С. Л. Рубинштейн [5-7]; потенциал развития личности изучали Б. Г. Ананьев и А. А. Деркач [8, 9]. Значимость саморазвития человека подчеркивает в своих работах А. Г. Асмолов [10]. Развитию инновационного потенциала молодежи посвящены исследования Э. В. Галажинского, В. Е. Клочко, С. А. Богомаза, И. В. Атамановой [3, 4, 11, 12].
Важнейшим аксиологическим принципом психолого-педагогического сопровождения является безусловная ценность внутреннего мира каждого обучающегося, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося в образовательном процессе подразумевает учет логики его естественного развития на каждом возрастном и социокультурном этапе, опору на достижения, которые у него есть в данный момент. Кроме этого, психолого-педагогическое сопровождение подразумевает создание условий для самостоятельного творческого освоения обучающимися системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым студентом лич-ностно значимых жизненных выборов. Г. А. Берулава подчеркивает, что объектом психолого-педагогического сопровождения является не та или иная специализированная деятельность, а сама жизнедеятельность в целом: процесс развертывания и осуществления всех потенций человека [13].
Системообразующим фактором в развитии инновационного потенциала студентов является процесс самореализации, саморазвития. Он во многом определяет развитие таких личностных качеств будущего специалиста, как креативность, открытость новому опыту, поисковая и исследовательская активность, лидерство, целеустремленность. В основе этого процесса лежит положение культурно-исторической концепции об интериоризации, т. е. формировании внутренних структур психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта [6].
Модель психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала обучающихся включает в себя несколько компонентов: мотивационно-целевой, содержательный, деятельностно-практический и оценочно-диагностический. Они объединяют цели, задачи, особенности инновационной деятельности в образовательной среде. Для того чтобы эта модель работала, необходим учет инновационных потребностей и возможностей субъектов образования, а также создание базы данных новаторских проектов, готовых к реализации, наличие экспериментальных площадок, информационная поддержка развития инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде высшего учебного заведения. Модель должна работать на развитие инновационного мышления участников образовательного процесса, совершенствование их мотивации, повышение качества самостоятельной и командной работы, выработку установки на саморазвитие.
Так как развитие инновационного потенциала личности во многом определяется теми социальными условиями, в которых находится человек, то для образовательного учреждения очень важно понимание и принятие необходимости проектирования индивидуальных образовательных сред, соотносимых, с одной стороны, с мотивами, установками, направленностью личности, а с другой - с теми запросами, которые существуют в обществе. В психолого-педагогическом сопровождении развития инновационного потенциала обучаю-
щихся необходимо учитывать проектирование авторской системы деятельности студентов, развитие у них профессионально значимых новообразований, инновационных компетенций. Работа молодых людей над проектами, выполнение реальных прикладных заданий помогают им объединить теорию с практикой, применить свои знания при самостоятельном решении задач, что так необходимо в подготовке к профессиональной деятельности.
Инновационная научно-образовательная среда вуза характеризуется наличием образовательных программ, индивидуальных учебных маршрутов, обучающих программных средств, ориентированных на формирование инновационного потенциала обучающихся, получение и практическое использование инновационных продуктов. При осуществлении психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала студентов следует одновременно учитывать перспективные потребности социума, потенциальную гибкость и инновационную направленность научно-образовательной системы, единение научной, учебной и инновационной деятельности в вузе.
Успешное развитие инновационного потенциала студентов в образовательном процессе невозможно без активных форм обучения. К ним можно отнести социально-психологический тренинг, проектную деятельность, дискуссии, моделирование, ролевые и имитационные игры, которые содержат в себе такие составляющие инновационного процесса, как генерация идей, их концептуализация, оптимизация и осуществление. Они помогают развивать у обучающихся коммуникативные компетенции, творческие и организаторские способности, личностную и профессиональную идентичность.
Психолого-педагогическое сопровождение развития инновационного потенциала студентов основывается на деятельностном подходе, утверждающем, что личность развивается в деятельности в результате включенности в различные системы отношений. При рассмотрении процесса развития инновационного потенциала обучающихся важно учитывать качество внешней (педагогической, стимулирующей) и внутренней (познавательной, психической) деятельности личности. Психолого-педагогическое сопровождение развития инновационного потенциала обучающихся должно основываться на принципе перевода возможного в актуальное, опираться на зону ближайшего развития молодых людей. Значимо, чтобы стратегия психолого-педагогического сопровождения была ориентирована на прогнозирование, диагностику и обратную связь с исследуемыми явлениями. В психолого-педагогическом сопровождении развития инновационного потенциала обучающихся необходимо учитывать наличие цели обучения, адекватность содержания процесса цели, качество формирования инновационной активности субъектов образования, выбор методов управления развитием.
Основанием в развитии инновационного потенциала студентов служит ведущий вид деятельности. Как известно, в юношеский период таковой является учебно-профессиональная. В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, перестраиваются психические процессы. В рассматриваемом случае именно в учебно-профессиональной деятельности должны формироваться инновационная активность и устремленность молодых людей к самоопределению как личности, включенной в общественное производство. Этому во многом способствует научно-исследовательская работа студентов, ориентированная на практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности. Кроме этого именно научно-исследовательская работа является связующим элементом в определении оснований для объединения студентов и преподавателей в научно-исследовательском поиске, развитии инновационного потенциала обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение развития инновационного потенциала студентов должно быть нацелено на развитие их рефлексии, понимание социальной и личностной значимости инновационной деятельности, необходимости овладения инновацион-
ными компетенциями. К ним прежде всего относятся умение работать самостоятельно в высококонкурентной среде, готовность к риску, к взаимодействию в команде, понимание необходимости непрерывного образования; мотивация к постоянному совершенствованию, высокая профессиональная мобильность, открытость опыту и знаниям, умение ориентироваться в условиях неопределенности, критически мыслить.
Развитие инновационной активности будущего специалиста в рамках образовательной среды - это переход обучающегося на качественно новый уровень с помощью саморазвития, профессионального совершенствования, постоянного самообразования. При этом его инновационная активность отражает не только поведенческую характеристику, но и глубинное личностное качество.
Актуальность постановки вопроса о психолого-педагогическом сопровождении развития инновационного потенциала студентов связана с вызовами времени, усложнением профессиональной деятельности и необходимостью повышения инновационной активности специалистов. Вместе с тем следует отметить, что несмотря на значимость этого вопроса, система подготовки обучающихся не везде характеризуется достаточной гибкостью программ, направленностью на подготовку инновационно мыслящих и действующих специалистов. Инновационная составляющая в их подготовке зачастую формируется стихийно, иногда имеет статус частного опыта. Все это определяет весомость исследования особенностей психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала студентов вуза, формирования современной инновационной личности - Homo Innovaticus, подготовки специалистов, готовых к совершенствованию всех компонентов общественной жизни.
Список литературы
1. Каменский Г. Е. Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к обучению // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 4 (17). С. 72-81.
2. Котлярова Н. Г. Развитие инновационной личности в образовательном процессе // Вестник ЮУрГУ Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. № 6 (2). С. 84-91.
3. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения. Томск: Том. гос. ун-т, 2009. 240 с.
4. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 146-151.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
6. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
7. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. 224 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания психологии. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
9. Деркач А. А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессиональ-ного развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 1. С. 11-16.
10. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2001. 416 с.
11. Атаманова И. В., Богомаз С. А. Личностная готовность современной вузовской молодежи к деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. Ярославль: ЯГПУ, 2018. Ч. I. С. 134-137.
12. Богомаз С. А. Инновационный потенциал личности и его оценка // Социальный мир человека. Серия: «Lingua Socialis»: сб. ст. / под ред. Н. И. Леонова. Томск, 2014. С. 275-279.
13. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. М.: Высшая школа, 2003. 64 с.
Буравлева Наталья Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.04.2020.
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-233-239
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS' INNOVATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT
N. A. Buravleva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The state's development vector is currently aimed at innovative transformations. To create an effective innovation system in the country, it is important to prepare University students for professional activities and develop their innovative potential. An important condition in preparing students for innovation is psychological and pedagogical support. Support should be aimed at the formation of innovative competencies of students, personal development, expansion of self-education, assistance in the development and implementation of innovations. It is important that psychological and pedagogical support is focused on the design of the author's system of student activity when mastering the basics of the profession. Psychological and pedagogical support in the educational process takes into account the logic of the natural development of the student at this age and socio-cultural stage. The model of psychological and pedagogical support for the development of innovative potential of students includes several components: motivational, informative, practical, evaluative, and diagnostic. The model combines the goals, objectives, and features of innovation in the educational environment. It should be focused on the development of innovative thinking, improving motivation, improving the quality of independent and team work, and self-development of students. When developing the innovative potential of students, it is necessary to use active forms of education: training, project activities, discussions, modeling, role-playing and simulation games. Active forms of education help to develop students communicative competence, creative and organizational abilities, personal and professional identity. Psychological and pedagogical support for the development of innovative potential of students should be based on the principle of transition of opportunity to relevance. With the development of innovative potential, students move to a qualitatively new level through self-development and professional improvement. Scientific and research work, which is focused on the practical implementation of the results of intellectual activity, is of great importance in the preparation of students.
Keywords: innovative potential, psychological and pedagogical support, educational environment, personality.
References
1. Kamenskiy G. E. Innovatsionnyy potentsial lichnosti: teoreticheskiye osnovaniya i podkhody k obucheniyu [Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledo-vaniy kul 'tury - International Journal of Cultural Research, 2014, vol. 4 (17), pp. 72-81 (in Russian).
2. Kotlyarova N. G. Razvitiye innovatsionnoy lichnosti v obrazovatel'nom protsesse [Development of innovative personality in the educational process]. Vestnik YUUrGU. Seriya «Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki» - Bulletin Of SUSU. Series "Education. Educational science", 2014, vol. 6 (2), pp. 84-91 (in Russian).
3. Klochko V. E., Galazhinskiy E. V Psikhologiya innovatsionnogopovedeniya [Psychology of innovative behavior]. Tomsk, Tomskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2009. 240 p. (in Russian).
4. Klochko V. E., Galazhinskiy E. V. Innovatsionnyy potentsial lichnosti: sistemno-antropologicheskiy kontekst [Innovative potential of personality: system-anthropological context]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta - Tomsk State University Journal, 2009, vol. 325, pp. 146-151 (in Russian).
5. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Smysl Publ., 2005. 352 p. (in Russian).
6. Vygotskiy L. S. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, EKSMO-Press Publ., 2000. 1008 p. (in Russian).
7. Rubinshteyn S. L. Chelovek i mir [Man and the world]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2012. 224 p. (in Russian).
8. Anan'ev B. G. Chelovekkakpredmetpoznaniyapsikhologii [Man as a subject of knowledge of psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p. (in Russian).
9. Derkach A. A. Psikhologo-akmeologicheskiye osnovaniya i sredstva optimizatsii lichnostno-professional'nogo razvitiya konkurentosposobnogo spetsialista [Psychological and acmeological bases and means of optimization of personal and professional development of a competitive specialist]. Akmeologiya - Acmeology, 2013, no. 1, pp. 11-16 (in Russian).
10. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti. Kul 'turno-istoricheskoyeponimaniye razvitiya cheloveka [Personality psychology. Cultural and historical understanding of human development]. Moscow, Smysl Publ., 2001. 416 p. (in Russian).
11. Atamanova I. V., Bogomaz S. A. Lichnostnaya gotovnost' sovremennoy vuzovskoy molodezhi k deyatel'nosti [Personal readiness of modern university youth for activities]. Sistemogenez uchebnoy i professional'noy deyatel'nosti. Chast'I: materialy VIIIvserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 19-20 noyabrya 2018 g. Pod red. prof. Yu. P. Povarenkova [Systemogenesis of educational and professional activities. Part I.: Proceedings of the VIII Russian National Scientific and Practical Conference, November 19-20, 2018]. Yaroslavl, YSPU Publ., 2018. Pp. 134-137 (in Russian).
12. Bogomaz S. A. Innovatsionnyy potentsial lichnosti i ego otsenka [Innovative potential of a person and its assessment]. Sotsial'nyy mir cheloveka. Ser. «LinguaSocialis»: sb. st.; pod red. N. I. Leonova [Social world of a person. Ser. "Lingua Socialis": collection of articles; edited by N. I. Leonov]. Tomsk, 2014. Pp. 275-279 (in Russian).
13. Berulava G. A. Metodologicheskiye osnovy deyatel'nosti prakticheskogo psikhologa [Methodological bases of practical psychologist's activity]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2003. 64 p. (in Russian).
14. Manannikov V. Yu. Psikhologicheskiye osobennosti innovatsionnoy napravlennosti lichnosti sovremennogo spetsialista [Psychological features of innovative orientation of the modern specialist's personality]. Vestnik TGU-Tambov University Review, 2011, no. 10 (102), pp. 109-112 (in Russian).
Buravleva N. A., candidate of pedagogy, associate professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]