Научная статья на тему 'Развитие личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного образования'

Развитие личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЕЕ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФГОС / CONCEPT / PRINCIPLE OF NATURE-ORIENTED EDUCATION / PERSONALITY DEVELOPMENT AND THE PRESERVATION OF ITS HEALTH / PROFESSIONAL COMPETENCE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грицкевич Наталья Константиновна, Рождественская Алина Николаевна, Решотка Юлия Николаевна

Рассматриваются основные положения концепции природосообразного образования, подходы и принципы развития и сохранения здоровья личности обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. К ним относятся: развитие, саморазвитие личностного и адаптивного потенциала обучающихся; сохранение их здоровья; учет индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся при планировании образовательного процесса; развитие профессиональных компетенций педагогов, повышение качества обучения и качества подготовки специалистов к реализации ФГОС нового поколения. Учет этих особенностей является основанием для эффективного развития психических познавательных процессов памяти, воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, на основе которых развиваются способности и личностный потенциал в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грицкевич Наталья Константиновна, Рождественская Алина Николаевна, Решотка Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE CONCEPT OF NATURE-ORIENTED EDUCATION

The article considers main provisions of the concept of nature-oriented education, the approaches and principles of development and preservation of the health of the individual of learners within the framework of realization of Federal state educational standards of new generation. These include: development, self-development of the personal and adaptive potential of students; maintaining their health; taking into account individual psychophysiological and age characteristics of students when planning the educational process; development of professional competence of teachers, improving the quality of education and quality of preparation of specialists for the implementation of Federal state educational standards of new generation. The account of these features is the basis for effective development of mental cognitive processes memory, imagination, perception, attention, thinking, speech, which, in turn, develop talents and personal potential in general.

Текст научной работы на тему «Развитие личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного образования»

Вестник ТГПУ (ТБРББиПвИп). 2015. 11 (164)

УДК 159.922

Н. К. Грицкевич, А. Н. Рождественская, Ю. Н. Решотка

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются основные положения концепции природосообразного образования, подходы и принципы развития и сохранения здоровья личности обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. К ним относятся: развитие, саморазвитие личностного и адаптивного потенциала обучающихся; сохранение их здоровья; учет индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся при планировании образовательного процесса; развитие профессиональных компетенций педагогов, повышение качества обучения и качества подготовки специалистов к реализации ФГОС нового поколения. Учет этих особенностей является основанием для эффективного развития психических познавательных процессов - памяти, воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, на основе которых развиваются способности и личностный потенциал в целом.

Ключевые слова: концепция, принцип природосообразного образования, развитие личности и сохранение ее здоровья, профессиональные компетенции, ФГОС.

Введение ведеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения призвано модернизировать образование, ориентируясь прежде всего на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования. В стандарте нового поколения сделан акцент на то, что процесс обучения неразрывно связан с воспитанием, развитием личности.

Главное предназначение нового стандарта -формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне условий и требований, направленных на достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющего современными знаниями, навыками и компетенциями, воспитанного в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками [1].

Реализации заявленной в новом стандарте цели будет способствовать построение процесса обучения на основе учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся. В связи с этим большое значение, по нашему мнению, имеет решение трех взаимосвязанных проблем: развитие, саморазвитие личности обучающихся, сохранение их здоровья, повышение качества обучения, компетентности и качества подготовки специалистов в системах общего и профессионального образования. Это неразрывно связано с активностью личности в образовательном процессе, его эффективностью и реализацией основных положений и принципов концепции природосообразного образования.

Для реализации основных положений концепции в образовательном процессе необходимо, на наш взгляд, следующее:

1. Повышение психолого-педагогической квалификации в процессе подготовки педагогов.

2. Развитие у обучающихся научного мировоззрения, интеллектуальных, творческих, профессиональных способностей и по сформированности психологической готовности к деятельности в последующей образовательной системе или профессиональной сфере, развитию у обучающихся компетенций и компетентностей с использованием соответствующих средств контроля.

3. Реализация в системах общего и профессионального образования положений и принципов концепции природосообразного образования осуществляется посредством разработки и применения дидактических, программно-методических средств (электронных образовательных ресурсов) и информационных технологий обучения.

4. Сохранение здоровья и развитие личности обучающихся, повышение качества обучения, качества подготовки специалистов в условиях приро-досообразного образования, что обеспечивается при создании и реализации в образовательном процессе трех групп психолого-педагогических технологий обучения - исследования, проектирования, организации процесса обучения, а также при применении в учебном процессе специально разработанных, разнообразных дидактических, программно-методических средств обучения [2].

Всестороннее развитие личности обучающихся, организация образовательного процесса с учетом принципа природосообразности предъявляют новые требования к педагогам.

В современном образовательном пространстве педагог обязан непрерывно совершенствоваться и повышать уровень профессиональной и личностной компетентности. Освоение учителями компьютерной техники позволяет развивать педагогические технологии самообучения, приблизив реали-

Н. К. Грицкевич, А. Н. Рождественская, Ю. Н. Решотка. Развитие личности обучающихся.

зацию инновационных методов к реальной практике образовательных учреждений.

В реализации данных технологий огромную роль в последнее время играют дистанционные формы обучения, способствующие саморазвитию в самых разных научных направлениях. Общеизвестно, что формирование гармонично развитой личности обеспечивается за счет всестороннего развития ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей. Зная ресурсы организма ребенка, педагогу будет легче про-страивать траекторию его обучения.

Для педагогов и психологов был разработан спецкурс по методике оценки адаптивного потенциала с использованием компьютерных технологий, включающей теоретический анализ проблемы, результаты собственных исследований в образовательных учреждениях, а также программное обеспечение, реализованное в виде «электронного кейса», предназначенного для внедрения в педагогическую практику в системе повышения квалификации. Из всего многообразия подходов к оценке адаптивного потенциала детей были вычленены те из них, которые отличаются наибольшей достоверностью, основываясь на понятных механизмах и являясь простыми в интерпретации получаемых результатов и практическом использовании.

Так, например, методы наблюдения и психологического тестирования позволяют оценивать не только эмоциональность, но и в определенной мере такие факторы адаптивного потенциала, как активность и саморегуляцию. Аппаратные методы, оценивая выраженность вегетативных реакций на эмоциогенные воздействия, позволяют также определять адаптационную устойчивость организма детей к стрессогенным факторам.

Структура разработанного нами варианта электронного кейса содержит инвариантную и динамическую части. Инвариантная часть, включающая теоретические аспекты и методологию оценки адаптивности, практически постоянна; динамическая же часть содержит комплекс методик, которые выбираются исходя из поставленных целей, задач и возможностей пользователя [3].

По-нашему мнению, личностное развитие и сохранение здоровья обучающихся требуют реализации в учебном процессе:

- психологических концепций обучения - обучение на основе принципа высокого уровня трудности, развитие психических познавательных процессов, образного и пространственного мышления, дедуктивно-индуктивного мышления с преимуществом первого, формирование системного знания;

- принципов здоровьесбережения - следования законам развития природы, мироздания; гармонии

с окружающей средой; гармонии телесной, душевной и духовной природы человека; поисковой активности; аксиологический (ценностные ориентации); самореализации, самоидентификации [4].

Основной целью концепции природосообразно-го образования является обучение с учетом возрастных психофизиологических особенностей, сензитивных периодов развития личности при одновременном развитии функций полушарий головного мозга.

Левое полушарие является ведущим в процессах переработки зрительной информации на вербальном, семантическом уровне. Изучение восприятия целевых и игнорируемых зрительных стимулов показало, что наличие неосознаваемого изображения оказывает влияние на определение значимости включающего его комплексного стимула и эти влияния у детей 7 лет в большей степени опосредуются левым полушарием.

Доминирование правой руки при письме и выполнении бытовых операций положительно коррелирует с экстраверсией, активностью и эмоциональной стабильностью, низким уровнем ситуативной и личностной тревожности и нейротизма.

Правое полушарие играет ведущую роль в процессах переработки зрительной информации на наглядно-образном, перцептивном уровне. Правое полушарие успешнее справляется с задачами, связанными с оценкой пространственных свойств стимула, а именно определением месторасположения точки внутри фигуры или взаимного расположения нескольких точек, оценкой ориентации линии и кривизны. Правое полушарие лучше воспринимает трехмерную форму объектов и пространственное расположение объектов на плоском изображении, успешнее выполняет мысленную сборку фигуры из деталей. Сенсорный анализ неосознаваемого изображения при этом преимущественно связан именно с деятельностью правого полушария [5].

Учет этих особенностей является основанием для эффективного развития психических познавательных процессов - памяти, воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, на основе которых, в свою очередь, развиваются способности и личностный потенциал в целом.

Таким образом можно сформулировать основные принципы природосообразного обучения и значение их реализации в системах общего и профессионального образования:

1) обучение с учетом возрастных психофизиологических особенностей и сензитивных периодов развития личности, что обеспечивает активную позицию обучающихся в образовательном процессе и способствует сохранению их здоровья. Высокая эмоциональная чувствительность является основ-

Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 11 (164)

ным фактором развития неврозов у детей 6-7 лет при неблагополучном взаимодействии в системе учитель - ученик [6];

2) одновременное развитие функций правого и левого полушарий головного мозга обучающихся. Это особенно важно осуществлять в дошкольных учреждениях и начальной школе, а в средних и старших классах необходим перевод информации с языка образов на язык знаков и символов и наоборот. В свою очередь это способствует развитию функций полушарий головного мозга и, соответственно, развитию интеллектуального потенциала и творческой личности обучающихся;

3) обучение с учетом когнитивных (индивидуальных) стилей познавательной деятельности, способствующее развитию доминирующих полюсов когнитивных стилей и достижению результатов при меньших временных и энергетических затратах учащихся;

4) формирование мотивации к учебной, будущей профессиональной деятельности, развитие творческих, профессиональных и др. способностей обучающихся в соответствии с их склонностями к предметной, профессиональной деятельности;

5) представление учебной и иной информации по дедуктивному принципу как в знаковой, концептуальной, так и в обобщенной форме в виде схем, что обеспечивает эффективность восприятия информации обладателями разных свойств нервной системы, активизацию и эффективность познавательной деятельности, учебного процесса в целом;

6) реализация в учебном процессе дидактических принципов, что способствует повышению эффективности восприятия и переработки информации, развитию мотивации обучения. Дидактические принципы способствуют формированию мировоззрения и системного знания, развитию сознания, интеллектуального и творческого потенциала, мотивации обучения и направленности на решение значимых проблем.

Результаты собственных исследований и литературные данные указывают на тесную связь параметров личностного развития ребенка, характеризующих познавательную активность, со скорост-

ными, координационными и скоростно-силовыми способностями детей. Вероятно, это объясняется тем, что развитие любого двигательного качества связано, с одной стороны, с совершенствованием психической деятельности (улучшением психических функций: памяти, мышления, внимания, восприятия, без которых невозможна практическая деятельность, функциональными изменениями в костно-мышечной системе и т. д.), а с другой - с развитием центральных нервных механизмов, среди которых главную роль играют созревание коркового отдела двигательного анализатора и формирование его связей с другими отделами мозга.

На наш взгляд, именно этим обусловлен тот факт, что во ФГОС нового поколения и в современном обществе в целом особый акцент делается на развитие физической культуры подрастающего поколения, на такие характеристики личностного развития обучающихся, как самоопределение, развитие Я-концепции и самооценки личности, идентичности личности, формирование картины мира, рефлексивности, саморегуляции, смыслообразова-ния.

Перемены, происходящие на современном этапе развития нашего общества, требуют усовершенствования образовательного пространства, введения новых технологий и методов обучения и воспитания, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Сопровождение профессиональной деятельности педагогов в рамках реализации ФГОС нового поколения, развитие и совершенствование их профессиональных компетенций, использование дистанционных технологий в обучении, переподготовке и повышении квалификации стали неотъемлемой частью современной системы образования [7].

Результаты проведенных многолетних собственных исследований свидетельствуют о том, что даже частичная реализация принципов природосо-образного обучения способствует развитию личностного потенциала обучающихся, повышению эффективности образовательного процесса, сохранению здоровья школьников и студентов и созданию условий для всестороннего развития личности обучающегося.

Список литературы

1. Буравлева Н. А., Грицкевич Н. К. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 21-26.

2. Соколова И. Ю., Грицкевич Н. К. Развитие и сохранение здоровья личности обучающихся в рамках реализации концепции природосо-образного и культуросообразного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 45-51.

3. Грицкевич Н. К. Структурированные формы электронных средств обучения в системе вузовского и послевузовского образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). Вып. 7 (85). 2009. С. 118-121.

4. Овчинникова Ю. В., Гычев А. В., Грицкевич Н. К. Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 183-189.

Н. К. Грицкевич, А. Н. Рождественская, Ю. Н. Решотка. Развитие личности обучающихся...

5. Яхонтов С. В., Грицкевич Н. К., Шалагина Л. Ш. Адаптивный потенциал и полушарные асимметрии младших школьников. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2006. 145 с.

6. Яхонтов С. В., Грицкевич Н. К., Янковская И. В., Шалагина Л. Ш. Особенности адаптации функционально ослабленных детей к учебному процессу // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2003. Вып. 3 (35). С. 100-104.

7. Грицкевич Н. К., Рождественская А. Н. Использование принципа природосообразности в рамках реализации ФГОС нового поколения // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы». Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. С. 3-6.

Грицкевич Н. К., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: grickewichnk@tspu.edu.ru

Рождественская А. Н., магистрант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: tnalina92@mail.ru

Решотка Ю. Н., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: yuliya.reschotka@gmail.com

Материал поступил в редакцию 25.09.2015.

N. K. Gritskevich, A N. Rozhdestvenskaya, Yu. N. Reshotka

THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE CONCEPT OF NATURE-ORIENTED EDUCATION

The article considers main provisions of the concept of nature-oriented education, the approaches and principles of development and preservation of the health of the individual of learners within the framework of realization of Federal state educational standards of new generation. These include: development, self-development of the personal and adaptive potential of students; maintaining their health; taking into account individual psychophysiological and age characteristics of students when planning the educational process; development of professional competence of teachers, improving the quality of education and quality of preparation of specialists for the implementation of Federal state educational standards of new generation. The account of these features is the basis for effective development of mental cognitive processes - memory, imagination, perception, attention, thinking, speech, which, in turn, develop talents and personal potential in general.

Key words: concept, principle of nature-oriented education, personality development and the preservation of its health, professional competence, Federal state educational standard.

References

1. Buravleva N. A., Gritskevich N. K. Lichnostnoye razvitiye shkol'nikov v usloviyakh realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta novogo pokoleniya [Personality development of pupils in the implementation of the federal state educational standards of the new generation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 1 (142), pp. 21-26 (in Russian).

2. Sokolova I. Yu., Gritskevich N. K. Razvitiye i sokhraneniye zdorov'ya lichnosti obuchayushchikhsya v ramkakh realizatsii kontseptsii prirodosoobraznogo i kul'turosoobraznogo obrazovaniya [The development and preservation of health of students' personality within the process of realization of the concept of nature and culture corresponding education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 1 (142), pp. 45-51 (in Russian).

3. Gritskevich N. K. Strukturirovanniye formy elektronnykh sredstv obucheniya v sisteme vuzovskogo i poslevuzovskogo obrazovaniya [Structured forms of electronic means of teaching in the undergraduate and postgraduate education system]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol. 7 (85), pp .118-121 (in Russian).

4. Ovchinnikova Yu. V., Gichev A. V., Gritskevich N. K. Psikhologo-pedagogicheskiye sredstva razvitiya tvorcheskikh sposobnostey podrostkov v usloviyakh uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Psychological and pedagogical means for development of creative abilities of adolescents at institutions of extended education for children]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 6 (121), pp. 183-189 (in Russian).

5. Yakhontov S. V., Gritskevich N. K., Shalagina L. Sh. Adaptivnyy potentsial i polusharnye asymmetrii mladshikh shkol'nikov [Adaptive potential and hemisphere asymmetry of younger school students]. Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2006. 145 p. (in Russian).

EecmHUK ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 11 (164)

6. Yakhontov S. V., Gritskevich N. K., Yankovskaya I. V., Shalagina L. Sh. Osobennosti adaptatsii funktsional'no oslablennnykh detey k uchebnomu protsessu [Peculiarities of functionally weakened children's adaptation to educational process]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2003, vol. 3 (35), pp. 100-104 (in Russian).

7. Gritskevich N. K., Rozhdestvenskaya A. N. Ispolzovaniye printsipa prirodosoobraznosti v ramkakh realizatsii FGOS novogo pokoleniya [The use of the principle of nature-conformity in the framework of implementation of the FSES of new generation]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Innovatsii v obrazovanii: kontseptsii, problemy, perspektivy" [Proceedings of the International scientific-practical conference "Innovations in education: concepts, problems, prospects"]. Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2015. Pp. 3-6 (in Russian).

Grickevich N. K.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: grickewichnk@tspu.edu.ru

Rozhdestvenskaya A. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: tnalina92@mail.ru

Reschotka Yu. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: yuliya.reschotka@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.