Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов в условиях инновационной площадки'

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов в условиях инновационной площадки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лямина Л.В.

В статье рассматриваются особенности создания инновационной площадки студенческого бизнес-инкубатора как формы проектной деятельности студентов и организации их психолого-педагогического сопровождения. Инновационная площадка это форма особой организации инновационной деятельности, способствующая развитию способностей в условиях проектирования, включающая элементы стратегирования, консультирования, экспертизы. Описывается опыт создания в 2011 году в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы инновационной площадки студенческого бизнес-инкубатора, основной целью которого является поддержка инновационных проектов студентов, включающих в себя два стратегических направления: образовательное и инвестиционное. Анализируется позитивный опыт формирования креативного мышления студентов в процессе деятельности инновационной площадки, так как именно в ней есть возможность создания ресурсов для обогащения субъектного опыта студента. Обозначены условия для развития креативной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лямина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE INNOVATION AREA

The article discusses the features of the creation of innovative platforms student business incubator as a form of design activity of students and the organization of their psycho-pedagogical support. The innovative platform a form of a special organization of innovative activity, promoting the development of skills in terms of design, including elements of the strategy development, consulting, expertise. The experience of the creation in 2011 at the Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla innovation platform a student business incubator, whose main purpose is to support innovative projects of students, including two strategic areas: education and investment. Analyzes the positive experience of the formation of creative thinking of students in the area of innovation activities, because in it there is the possibility of creating resources for the enrichment of the subjective experience of the student. Outlined the conditions for the development of creative activity of students.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов в условиях инновационной площадки»

УДК 159.9

Л.В.ЛЯМИНА 1

'Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности создания инновационной площадки -студенческого бизнес-инкубатора как формы проектной деятельности студентов и организации их психолого-педагогического сопровождения. Инновационная площадка - это форма особой организации инновационной деятельности, способствующая развитию способностей в условиях проектирования, включающая элементы стратегирования, консультирования, экспертизы. Описывается опыт создания в 2011 году в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы инновационной площадки -студенческого бизнес-инкубатора, основной целью которого является поддержка инновационных проектов студентов, включающих в себя два стратегических направления: образовательное и инвестиционное. Анализируется позитивный опыт формирования креативного мышления студентов в процессе деятельности инновационной площадки, так как именно в ней есть возможность создания ресурсов для обогащения субъектного опыта студента. Обозначены условия для развития креативной деятельности студентов. Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационный проект, психолого-педагогическое сопровождение.

L.V. LIAMINA 1

' Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla, Ufa

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE INNOVATION AREA

Annotation: The article discusses the features of the creation of innovative platforms - student business incubator as a form of design activity of students and the organization of their psycho-pedagogical support. The innovative platform - a form of a special organization of innovative activity, promoting the development of skills in terms of design, including elements of the strategy development, consulting, expertise. The experience of the creation in 2011 at the Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla innovation platform - a student business incubator, whose main purpose is to support innovative projects of students, including two strategic areas: education and investment. Analyzes the positive experience of the formation of creative thinking of students in the area of innovation activities, because in it there is the possibility of creating resources for the enrichment of the subjective experience of the student. Outlined the conditions for the development of creative activity of students.

Keywords: innovation, innovation process, innovation project, psychological and pedagogical support

В российскую образовательную систему в настоящее время достаточно активно внедряются разнообразные инновационные технологии. Образование в современном мире, как отмечают исследователи М.В. Кларин, С.Д. Поляков, Н.Р. Юсуфбекова и другие, невозможно представить без инновационных процессов. В.И. Слободчиков выделил это как одну из основных характеристик: «По сути, стержнем модернизации образования прямо объявляются инновационные преобразования практически во всех его составляющих»[3].

Инновация, как нововведение, связана с деятельностью, направленной на создание нового, с изменением и внедрением. В своем исследовании А. Я. Найн рассматривает инновацию не как процесс, а как принципиально новый подход, изменивший образовательные технологии. И таким образом инновационный процесс рассматривается как процесс развития, являющимся эффективным, если он позволяет решать задачи развития в образовании (А. Н. Малинин, Г. М. Тюлю, Т. И. Шамова). Предметом изменений становятся как цели, условия, содержание, так и средства, методы и формы организации образовательного процесса. Новшества могут обеспечивать частичное изменение (модифицирующие), сочетать в себе традиционные элементы (комбинированные), а также совершенно новые (радикальные).

Т. И. Шамова и Г. М. Тюлю полагают, что специфичность инноваций в образовании проявляется в том, что они содержат новое решение актуальной проблемы, а их внедрение вызывает качественные изменения разнообразных компонентов системы образования и, как следствие приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся.

Инновационный процесс - это комплексная деятельность по созданию и разработке новшеств, предполагающий новый вариант решения актуальной проблемы, и которая строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности. Изменения происходят в контексте реализации разработанной модели организации деятельности студентов, обусловливающие новое содержание, и носят системный и целенаправленный характер, и приводят к новому уровню качества интеллектуального и психолого-социального развития личности.

Наше время характеризуется серьезными социально-экономическими изменениями, в том числе и изменениями на рынке труда. Молодым людям приходится профессионально самоопределяться и осуществлять жизнедеятельность в постоянно меняющихся условиях. А для этого жизненно необходимо смотреть вперед: анализировать экономическую ситуацию в стране, прогнозировать ее изменения, осуществлять проектно-программную деятельность. Ведь тот, кто программирует и планирует свою деятельность, анализирует ситуацию, строит жизнь «под себя», находится в более выгодной позиции, чем тот, кто живет в логике реагирования.

Изменить ситуацию неопределенности, структурировать ее позволяет именно специально организованная деятельность студентов. Инновационная площадка - это форма особой организации инновационной деятельности, способствующая развитию способностей в условиях проектирования, включающая элементы стратегирования, консультирования, экспертизы.

В 2011 году в БГПУ им.М.Акмуллы была создана инновационная площадка -студенческий бизнес-инкубатор, основной целью которого является поддержка инновационных проектов студентов, включающий в себя два стратегических направления: образовательное и инвестиционное. Образовательное направление предполагает формирование профессиональных компетенций, таких как развитие способности самостоятельно ставить цели, самоопределяться в окружающей действительности, анализировать ситуацию и применять рефлексивные техники в коммуникации. Основной задачей образовательного направления является формирование у молодежи интегрирующей способности к самоорганизации. Инвестиционное направление позволило молодежи получить опыт разработки и реализации собственных дел в различных областях практики. Для нас важно не только и не столько создание собственного дела, сколько простраивание собственной карьеры, собственного вектора развития, налаживание коммуникаций, реализацию собственных идей и, в конечном итоге, - созидательное пространство, в котором живет человек [5].

Реализация этой деятельности невозможна без психолого-педагогического сопровождения, системы организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий проектирования. Важно

сказать, что в процессе психолого-педагогического сопровождения специалист создает условия и оказывает студенту поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам», поиск скрытых ресурсов личности, опора на внутренние возможности и создание условий для развития [1].

Особенность внедрения данного подхода в том, что он не регламентирует формальную сторону процесса обучения - конкретные способы и технологические приемы работы. Он требуют четкого обозначения конечного результата. Психолого-педагогическое сопровождение процесса проектирования призвано повысить рефлексию участников в отношении его собственной деятельности при проектировании условий получения заданного результата.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение психологической поддержки и развитие психологической готовности студента к инновационной деятельности.

Мы обратили внимание на то, что на сегодняшний день в различных сферах деятельности возросла потребность инновационного подхода, повысилась необходимость в людях творческих, обладающих креативным мышлением. Однако если отсутствует представление природы творчества, когда не проанализированы отличия между креативной деятельностью и творческим процессом, то на практике мы увидим привычный процесс копирования форм и методов, созданных другими людьми.

Мы считаем, что творческий процесс - это целенаправленная обработка невербальных данных с отсутствием участия в нем внимания и памяти, а мышление - это целенаправленный процесс обработки вербальных данных, но с участием внимания и памяти. Творческий процесс как механизм неизменен, а способность человека при освоении данного процесса подлежит развитию. Осваивая опыт работы в творчестве, студенты юношеского возраста моделируют разнообразные методы и способы обеспечения состояния творчества. Творчество является безразличным к содержанию обрабатываемых данных, в нем отсутствует разделение на ценность для будущего, упор делается на осуществление поставленной задачи, некой цели разума, с тем, чтобы в конечном результате приобрести готовый продукт творчества[6].

С целью формирования креативного мышления должна реализовываться целенаправленная деятельность, планирование, проектирование, проводиться специально предназначенный подбор творческих компонентов, возникающих в творческом процессе. Это, безусловно, идеальный вариант формирования опыта создания креативной деятельности и мышления. Но на практике креативность приводит лишь к подражанию творчеству. Нередко, минуя творческий процесс, студент способен развивать креативные качества и создавать креативные продукты самостоятельно.

Формирование креативного мышления студентов рассматривается в процессе деятельности инновационной площадки, так как именно в ней есть возможность создания ресурсов для обогащения субъектного опыта студента. Условием перехода от подражания к независимому и самостоятельному творчеству является личностная идентификация с примером творческого мышления и действия, и кроме того, ответственность субъекта за индивидуальные изменения в направлении формирования креативности. Результаты такого рода деятельности чаще всего наблюдаются в творчестве, которое создается по инициативе самих студентов юношеского возраста.

Специалистами по психологии уже давно подтверждено, что в основе любой деятельности лежат мотивы, активизирующие человека и заставляющие его сконцентрироваться на решении задачи. Механизм формирования мотивов тесно связан с осознанием потребностей, приданием им индивидуального значения, называемым опредмечиванием [3].

Итак, мы подобрали наиболее подходящие, с точки зрения психологии, условия развития креативного мышления личности в юношеском возрасте. Первое условие

эффективного формирования креативных возможностей раннее начало. Чем раньше личность начнет расширять свой кругозор знаний, тем насыщеннее и богаче будет ее опыт, который в дальнейшем поможет успешно обучаться. Второе немаловажное требование -постараться создать такую среду и социальные отношения, которые бы активизировали и подталкивали к творческой деятельности. На третьем месте, важное требование эффективного развития креативного мышления вытекает из процесса творчества, требующего максимально приложенных усилий. Оказалось, что способности креативного человека успешнее развиваются тогда, когда человек очень часто в своей деятельности достает «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает его выше. Четвертое условие заключается в необходимости направляющей помощи и поддержки более опытных и взрослых людей.

Мы выделили еще одну небольшую, но значимую для нашей исследовательской работы, классификацию условий развития креативного мышления. Она состоит из трех категорий, взаимодополняющих друг друга: первая категория - обстоятельства, связанные с субъектами формирования и саморазвития (с юношей или девушкой, их особенностями); вторая категория - целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение по развитию креативного мышления в юношеском возрасте; третья категория включает в себя социальную ситуации развития, то есть воздействие общества на формирование креативного мышления.

Таким образом, мы выяснили, что признание роли психолого-педагогического сопровождения, при котором формируется необходимость развития креативного мышления в юношеском возрасте, способствует формированию проектной деятельности студентов в условиях инновационной площадки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.

2. Асмолов А. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. Москва: «Смысл», ИЦ «Академия», 2001.

3. Красило Т.А. «Социально-психологические аспекты развития творческих споосбностей человека в процессе образования» // Психологическая наука и образование. 2013. № 2. С. 518

4. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Москва - Екатеринбург, 2009.

5. Лямина Л.В. Подходы к изучению личности предпринимателя // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы личности и характера», ПГСГА, 2013 .

6. Лямина Л.В. Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Уфа, 2009.

7. Лямина Л.В. Психологические особенности влияния творчества на социализацию развития личности ребенка // Наследие М. Акмуллы: взгляд через века Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ, Министерство образования Республики Башкортостан, БГПУ им. М. Акмуллы. 2006. С. 6264.

8. Лямина Л.В. Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара, 2009.

9. Рацен М.Ю., Лямина Л.В. Детско-родительские отношения как один из факторов, влияющих на эффективность адаптации первоклассников к школе //Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по психоло-педагогическому образованию Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое образование: развитие профессиональных, общекультурных и социально-личностных компетенций" - Х Психологические чтения БГПУ. 2013. С. 71-73.

10. Назиров Р.М., Лямина Л.В. Аддиктивное поведение в студенческом возрасте // Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по психоло-педагогическому образованию Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое образование: развитие профессиональных, общекультурных и социально-личностных компетенций" - Х Психологические чтения БГПУ. 2013. С. 218-220.

11. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности: Сборник тезисов научно-исследовательских работ обучающихся, научных и методических статей студентов, аспирантов и преподавателей педвуза, учителей, руководителей школ и отдела образования. 2014.

12. Лямина Л.В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. №4-4. С. 939-943.

13. Лямина Л.В., Минияров В.М. Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. №2-2. С. 375-379.

14. Челнокова А.В. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности. Екатеринбург, 2009. 20 с.;

15. Amabile T.M., Collins M.A.Creatine // Manstead A.S.R., Hewstone M.(eds.) The Blackwell encyclopedia of social psychology.-Oxford: Blackweli Publ., 1996.-P. 142-144.

16. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the psychology of discovert and invention.-N.Y.: Harper Perennial, 1997.-79p.

17. Moneta G.A model of scintisfs creative potential//Phylosof. Psychol. 1993. V.6(1).-P.23-37. REFERENCES

1. Aleksandrovskaja Je.M., Kokurkina N.I., Kurenkova N.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie Shkolnikov: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij [Psychological support of students: Textbook. allowance for students. Executive. ped. Proc. institutions]. Moscow, Izdatel'skij centr "Akademija", 2002. 208 p. (In Russian)

2. Asmolov A. Psihologija lichnosti. Principy obshhepsihologicheskogo analiza [Personality Psychology. Principles of general psychological analysis]. Moscow, «Smysl», IC "Akademija" Publ., 2001. (In Russian)

3. Krasilo T.A. «Social'no-psihologicheskie aspekty razvitija tvorcheskih spoosbnostej cheloveka v processe obrazovanija» ["Social and psychological aspects of the development of creative spoosbnostey person in the educational process"]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2013, no. 2, pp. 5-18 (in Russian).

4. Slobodchikov V.I. Antropologicheskaja perspektiva otechestvennogo obrazovanija [Anthropological perspective of national education]. Moscow- Ekaterinburg, 2009. (In Russian)

5. Ljamina L.V. Podhody k izucheniju lichnosti predprinimatelja [Approaches to the study of the individual entrepreneur]. Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problemy lichnosti i haraktera» [Materials of regional scientific-practical conference "Problems of personality and character"]. PGSGA Publ., 2013. (In Russian)

6. Ljamina L.V. Psihologicheskaja podderzhka mladshih shkol'nikov v preodolenii konfliktnyh vzaimootnoshenij. Diss. kand. psih. nauk [Psychological support of younger schoolboys in overcoming conflict relations. Cand. sychology. sci. diss.]. Ufa, Povolzhskaja gosudarstvennaja social'no-gumanitarnaja akademija Publ., 2009. (In Russian)

7. Ljamina L.V. Psihologicheskie osobennosti vlijanija tvorchestva na socializaciju razvitija lichnosti rebenka [Psychological characteristics of the influence of art on the socialization of the child's personality]. Nasledie M. Akmully: vzgljad cherez veka Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo obrazovanija i nauki RF, Ministerstvo obrazovanija Respubliki Bashkortostan, BGPU im. M. Akmully [Heritage M. Akmulla: look through the centuries Proceedings of the International scientific-practical conference. The Ministry of Education and Science, Ministry of Education of the Republic of Bashkortostan, BSPU. M. Akmulla]. 2006, pp. 62-64. (In Russian)

8. Ljamina L.V. Psihologicheskaja podderzhka mladshih shkol'nikov v preodolenii konfliktnyh vzaimootnoshenij. Diss. kand. psih. nauk [Psychological support of younger schoolboys in overcoming conflict relations. Cand. sychology. sci. diss.]. Samara, Povolzhskaja gosudarstvennaja social'no-gumanitarnaja akademija Publ., 2009. (In Russian)

9. Racen M.Ju., Ljamina L.V. Detsko-roditel'skie otnoshenija kak odin iz faktorov, vlijajushhih na jeffektivnost' adaptacii pervoklassnikov k shkole [Parent-child relationship as one of the factors that influence the effectiveness of adaptation of first-graders to school/. Uchebno-metodicheskoe obedinenie vuzov Rossijskoj Federacii po psiholo-pedagogicheskomu obrazovaniju Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie: razvitie professional'nyh, obshhekul'turnyh i social'no-lichnostnyh kompetencij". X Psihologicheskie chtenija BGPU [Educational and methodical association of universities of the Russian Federation on the psycho-pedagogical education Collected materials of All-Russian scientific-practical conference "Psycho-pedagogical education: professional development, general cultural and socio personal competencies ". X Psychological reading BSPU]. 2013, pp. 71-73. (In Russian)

10. Nazirov R.M., Ljamina L.V. Addiktivnoe povedenie v studencheskom vozraste [Addictive behavior in the student's age]. Uchebno-metodicheskoe obedinenie vuzov Rossijskoj Federacii po psiholo-pedagogicheskomu obrazovaniju Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie: razvitie professional'nyh, obshhekul'turnyh i social'no-lichnostnyh kompetencij". X Psihologicheskie chtenija BGPU [Educational and methodical association of universities of the Russian Federation on the psycho-pedagogical education Collected materials of All-Russian scientific-practical conference "Psycho-pedagogical education: professional development, general cultural and socio personal competencies ". X Psychological reading BSPU]. 2013, pp. 218-220. (In Russian)

11. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detskoj odarennosti [Psycho-pedagogical support of children's odarennosti]. Sbornik tezisov nauchno-issledovatel'skih rabot obuchajushhihsja, nauchnyh i metodicheskih statej studentov, aspirantov i prepodavatelej pedvuza, uchitelej, rukovoditelej shkol i otdela obrazovanija [Sbornik abstracts of research works of students, academic and methodological papers of students and teachers of teacher training, teachers, school administrators and the department of education]. 2014. (In Russian)

12. Ljamina L.V. Formirovanie sposobnosti k razresheniju konfliktov u detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Formirovanie ability to resolve conflicts among children of primary school age]. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, 2009, T. 11, no. 4-4, pp. 939-943 (in Russian).

13. Ljamina L.V., Minijarov V.M. Psihologicheskaja podderzhka mladshih shkol'nikov v preodolenii konfliktnyh vzaimootnoshenij [Psychological support of younger schoolboys in overcoming conflict relations]. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, 2011, T. 13, no. 2-2, pp. 375-379 (in Russian).

14. Chelnokova A.V. Lichnostno-motivacionnye faktory i pol kak determinanty kreativnosti [Personal-motivational factors and gender as determinants of creativity]. Ekaterinburg, 2009. 20 p. (In Russian)

15. Amabile T.M., Collins M.A.Creatine. Manstead A.S.R., Hewstone M.(eds.) The Blackwell encyclopedia of social psychology. Oxford: Blackweli Publ., 1996. P. 142-144.

16. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the psychology of discovert and invention. N.Y.: Harper Perennial, 1997. 79p.

17. Moneta G.A model of scintisfs creative potential. Phylosof. Psychol. 1993. V.6(1). P.23-37.

© Лямина Л.В. ,2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Лямина Л.В. - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Уфа

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Liamina L.V .- Ph.D., assistant professor of psychology, education and development of Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla, Ufa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.