Куприянова Г.В.,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей I квалификационной категории кафедры социально-культурной деятельности, заведующий отделом конкурсных программ и проектов ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»
Серебренникова Е.А., студентка специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность», ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»,
г. Нижний Тагил, Российская Федерация
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ УЧЕБНОГО БИЗНЕС-
ИНКУБАТОРА «ТУРБО@» 1
Аннотация
Авторы статьи обобщают опыт организации учебного бизнес-инкубатора на базе среднего профессионального учреждения педагогического профиля как площадки для развития студенческого предпринимательства. В статье приведен анализ опыта реализации бизнес-технологий инкубирования в России и других странах в общем и в образовательных организациях в частности. Практическую значимость в статье имеет описание реализуемой системы коммерциализации идей студентов на основе служб бизнес-инкубатора «ТУРБО@».
Ключевые слова: бизнес-инкубатор, учебный бизнес-инкубатор, технологии инкубирования, коммерциализация идеи, бизнес-проект.
Kupriyanova G. V.,
teacher professional disciplines and professional of the I qualifying category of the department of social and cultural activities, head of department of competitive programs and projects SBPEK SR «Nizhny Tagil training college № 1»
Serebrennikova E.A., a student majoring in 51.02.02 «Socio-cultural activity» of SBPEK SR «Nizhny Tagil training college № 1» Nizhny Tagil, Russian Federation
1 Статья публикуется в рамках реализации плана мероприятий в ГБПОУ СО «НТПК № 1» Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» (Некоммерческое партнерство «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР», Международная Гильдия финансистов при поддержке Банка России, Министерство финансов Российской федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации; оператором Программы - АНО «Институт Развития Финансовых Рынков»)
CREATING CONDITIONS FOR STUDENTS ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT THROUGH TRAINING OF THE BUSINESS INCUBATOR
«TURBO@»
Abstract
The authors summarize the experience of the educational business incubator on the basis of secondary professional institutions of the pedagogical profile as a platform for the development of student entrepreneurship. In article the analysis of experience of implementation of business technology incubation in Russia and other countries in General and in educational organizations in particular. Practical significance the article has a description of implemented system of commercialization of ideas of students on the basis of the services of the business incubator «TURBO@».
Keywords: business incubator, an educational business incubator, technology incubation, commercialization of ideas, business project.
На современном этапе развития мировой системы хозяйствования преимущество в глобальной конкурентной борьбе определяется не только уровнем запасов природных ресурсов страны, но и в первую очередь скоростью освоения и внедрения новых знаний и достижений в самые современные технологии и продукцию. В ближайшие годы лидирующие позиции займут государства, которые смогут наиболее полно развивать и использовать профессиональные способности и таланты своих граждан. Мировой экономический кризис на фоне глобализации мировой экономики привел к изменениям в характере мирового производственного процесса, поспособствовав вовлечению во внешнеэкономическую деятельность малых предприятий, созданных на посевной стадии учредителями, которые еще только осваивали профессиональные программы обучения. Гибкость и мобильность таких малых предприятий позволяют им оперативно перестраивать производственную специализацию, а закрепление на рынке в более ранний период при поддержке государства и образовательной организации создает условия для развития и масштабирования впоследствии. Таким образом, в современных условиях развития экономики России объективно возрастает необходимость стимулирования развития потенциала малых предприятий. Необходимость научного обобщения и анализа международного опыта их поддержки в экономической деятельности для разработки программ развития малого бизнеса при образовательных организациях, обеспечения их конкурентных преимуществ, а также внедрения комплекса мер поддержки, предусматривающей использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов обуславливает актуальность данного проекта на социально-научном уровне.
Одной из основных задач развития управленческого сектора в предпринимательской деятельности в нормативных документах определена как: «Сектор разработок и их эффективная коммерциализация - это основа конкурентоспособного производства. <...> Базовыми элементами этой системы являются создаваемые сегодня особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий, так называемые бизнес-инкубаторы» [1].
По данным Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов США за последние 10 лет количество бизнес-инкубаторов в мире выросло с 800 до 5000 единиц [3]. Бизнес-инкубаторы действуют в 67 странах, лидерами из которых являются: США - 981, Чили - 400, Германия - 380, Корея - 289, Япония - 269 [там же]. И одной из причин такой тенденции роста является то, что бизнес-инкубаторы, являются базовым элементом инфраструктуры, поддержки и сопровождения процесса развития малого предпринимательства. Так, например, статистика
Ассоциации бизнес-инкубаторов Великобритании показывает, что 85% размещенных в системе инкубирования малых предприятий выживает в течение первых 3 лет своей деятельности [2]. В настоящее время в РФ функционирует уже более 120 бизнес-инкубаторов, и количество таких структур увеличивается с каждым годом [4, с. 7]. Однако эффективность их деятельности, как правило, низка.. А между тем от уровня развития бизнес-инкубаторов и качества их функционирования зависит не только скорость осуществления инновационных преобразований в экономике и их эффективность, но и возможность реализации инновационных проектов в системе «научные центры - образовательные организации - производства -коммерческие структуры - органы управления» [5, с. 11].
Развитие программ бизнес-инкубирования на базе образовательной организации требует не только теоретического изучения и моделирования, но и выявления особенностей функционирования для совершенствования его деятельности.
Однако достаточного количества исследований данной проблемы нет в отечественных практических и теоретических работах, а проведения сравнительного анализа положительного опыта в ведущих странах мира представлен только в нескольких научных аналитических статьях и диссертационных исследованиях. Данные аргументы определяют актуальность проблемы проекта на научно-теоретическом уровне.
Учебный бизнес-инкубатор «Турбо@» основан функционирует на основе технологии адресной информационно-технической поддержки проектов деятельности студентов и сотрудников ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1» (далее - «НТПК № 1». Постоянно развиваясь, данная система инкубирования охватывает следующие основные процессы проектной деятельности:
- содействие информационному обеспечению проектных исследований студентов и сотрудников, пропаганде проектной и коммерческой деятельности молодежи, в том числе в средствах массовой информации;
- проектная и коммерческая работа со студенческим составом, начиная с приемной комиссии и заканчивая выпуском специалистов;
- поддержка проектной и коммерческой деятельности студентов и сотрудников во всех аспектах и на всех стадиях развития проекта;
- содействие развитию проектных команд и «НТПК № 1» с другими организациями (образовательными, коммерческими, общественными и др.) и представителями власти;
- консолидация усилий студентов и сотрудников «НТПК № 1» в разработке актуальных проектов, приносящих доход и социальные эффекты для развития самой организации;
- пропаганда новейших достижений науки и коммерческой сферы силами студентов и сотрудников «НТПК № 1»;
- подготовка электронных учебных курсов по обучению методики проектирования, конкурсной документации и грантовых предложений и т.д. в системе дистанционного обучения;
- управление информационными потоками;
- организация и проведение проектных и коммерческих мероприятий, научных конференций, семинаров, выездных школ и других мероприятий, в которых могут принимать участие студенты и сотрудники образовательных организаций педагогического профиля;
- проведение мониторинга диагностики эффективности организации проектной и коммерческой деятельности студентов и сотрудников «НТПК № 1»;
- обеспечение администрации «НТПК № 1» информацией о состоянии проектной и коммерческой деятельности студентов и сотрудников колледжа, формирование аналитических отчетов, связанных с комплексной независимой оценкой данной деятельности.
Особенностью работы системы работы учебного бизнес-инкубатора «Турбо@» является кардинально иной механизм взаимодействия всех участников проектной и коммерческой деятельности, предполагающий адресное сопровождение, поддержку и обслуживание каждого клиента через систему информационно-технических служб. Система служб включает в себя такие подразделения как: службу «Стол заказов»; службу «Организуем проект!»; служба «Коммерциализации!»; служба «Мой личный юрист!»; службу «Нужна публикация!»; службу «Ищу рецензию!»; службу «Вопрос дизайна и PR»; службу профессионального перевода «Translate, please!».
Данная система служб позволяет обеспечивать все направления проектной и коммерческой деятельности студентов и сотрудников «НТПК № 1», сохраняя при этом единое информационное пространство Колледжа. В настоящее время информационная система работы учебного бизнес-инкубатора включает около десятка различных подсистем. К основным из них относятся: система сбора информации; система проверки информации; система информационной поддержки и сопровождения; система технического
обслуживания; система обучения; система мониторинга; система аналитической отчетности.
Каждая из этих систем имеет свое подразделение в Студенческом парламенте «НТПК № 1». Информационная система снабжена комплексом инструментальных средств (электронная система on-line сообщений по внутренней электронной сети Колледжа, страницы сайта Коллежа, группы в социальных сетях, система рассылки через любые средства связи, система рассылки информации через отдел конкурсных программ и проектов, собственная программа и телетрансляция внутри Колледжа по радио «КоледжРМ» и в телерепортажах «Коледж1гуе», информационные стенды и т.д.), позволяющих всем студентам и сотрудникам участвовать в информационном наполнение системы работы учебного бизнес-инкубатора. Система работы бизнес-инкубатора «Турбо@» содержит унифицированный инструментарий для обеспечения информационно-технической проектной и коммерческой деятельности студентов и сотрудников «НТПК № 1»: разработанные макеты заявок; лист консалтинга; заключения по заказу, содержащие методические рекомендации выбора индивидуальной стратегии действий заказчика; отчетность о работе; информация о проведенном мониторинге эффективности проектной и коммерческой деятельности отдельных заказчиков служб, подразделений и всего «НТПК № 1» в целом; данные по самодиагностике результативности работы служб и всего учебного бизнес-инкубатора. Цикл работы на поиск и предоставление информации специалистами каждой службы: по индивидуальному заказу - 7 дней, по периодической рассылке - 1 раз в месяц. Работаю служб руководят сами студенты. Курируют работу на уровне подразделений «НТПК № 1» специалисты отдела конкурсных программ и проектов.
Вся деятельность инкубатора создана как единая система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, где выход одного процесса является входом другого. В основу описания процессов положен цикл организационного управления или Цикл Деминга-Шухарта. Определены следующие преимущества системы работы по данному циклу: направленный, контролируемый и регулируемый поток проверенной информации; возможность стратегического планирования индивидуального развития деятельности заказчика; сокращается время затрат на предварительную и текущую деятельность; минимизация затрат на ресурсы для работы служб; включение в обеспечение функционирования учебного бизнес-инкубатора всех участников проектной и коммерческой деятельности; разнообразие форм взаимодействия участников; развитие сетевых связей и партнерских отношений; включение образовательного компонента; возможность диагностики не только по количественным, но и по качественным показателям; возможность развития системы после цикличной самодиагностики.
По результат проектирования определены такие основные направления развития систем учебного бизнес-инкубатора «Турбо@» как: разработка электронной информационной сети, включающей работу личных кабинетов
клиентов службы и кураторов; разработка автоматизированной экспертной системы диагностики эффективности деятельности клиентов; открытие психологической службы «Все в твоих руках!» для индивидуальной и групповой работе с клиентами по подготовке к собеседованию с инвесторами, участия в конкурсах, развития лидерских качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аткинс Д. Практика бизнес-инкубирования: международный опыт // Доклад на Международной конференции «Взаимодействие малого и крупного бизнеса». URL: www.smb-support.org/nsbi/showPage.html?id=232& (дата обращения: 10.07.2017).
2. Берр X., Александрова Н. Бизнес-инкубаторы как инструмент содействия развитию экономики на муниципальном уровне. СПб., 2015. 61 с.
3. Волкова Е.А. Мультимедиа технологии: Учебно-методическое пособие. - Нижний Тагил : НТГСПИ (ф) РГППУ, 2016 - 100 с.
4. Горбунов B.JL, Ломоносова Т.В. Теория и практика построения бизнес-инкубаторов. М.: ФЭР «Созидание», 2010. 160 с.
5. Доклад рабочей группы «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста». Заседание президиума Государственного совета «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста», 27 марта 2015 года // Официальный сайт Управления делами Президента РФ. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2008/03/27/201303.shtml (дата обращения 17.07.2017).
6. Мащенко М.В. Информационно-образовательная среда для подготовки будущих учителей // Наука и перспективы. - 2017. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: nip.esrae.ru/14-113 (дата обращения: 15.09.2017).
7. Стенограмма заседания президиума Государственного совета Российской Федерации , 18 апреля 2008 года. Дубна // Официальный сайт Государственного совета РФ. URL http://www.qwas.ru/russia/pp-pss/id_100640/ (дата обращения: 15.07.2017).