Научная статья на тему 'Бизнес-инкубатор как объект инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства'

Бизнес-инкубатор как объект инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1917
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАУКОЕМКИЙ БИЗНЕС / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / BUSINESS INCUBATOR / COMPETITIVENESS / KNOWLEDGE-INTENSIVE BUSINESS / ASSESSMENT OF EFFICIENCY / IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM / TECHNOLOGICAL BUSINESS INCUBATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козырев Александр Александрович, Борисов Александр Владимирович

В статье рассматривается практика функционирования технологического бизнес-инкубатора, задачи и особенности технологического бизнес-инкубирования. Особое внимание уделяется спектру услуг, который должен оказываться резидентам технологического бизнес-инкубатора в Санкт-Петербурге. Затрагивается проблема отбора субъектов малого предпринимательства для инкубирования. Методологией исследования выступает сравнительный анализ соответствия действующей нормативной и методической базы сложившейся практике деятельности бизнес-инкубатора. По результатам проведенного исследования сделан вывод об эффективности деятельности Первого городского бизнес-инкубатора как объекта инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства. В целях повышения качества и точности оценки эффективности работы управляющей бизнес-инкубатором организации, разработаны рекомендации, направленные на совершенствование его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козырев Александр Александрович, Борисов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business Incubator as a Part of SME Support State Infrastructure

This article describes technological business incubator’s function and activity, goals and objectives. Specially noted are various services that providing to the residents of St. Petersburg technological business-incubator. In addition, this article reports about the case of selecting small enterprises for incubation. The methodology of the research is a comparative analysis of compliance of the current normative and methodical base the culture of a business incubator. According to the results of the conducted research the conclusion about the effectiveness of the First city business incubator as object of infrastructure of state support of entrepreneurship. As a conclusion, developed series of recommendations aimed to improve business incubator effectiveness. These recommendations will lead to improving performance assessment of the business incubator managing company.

Текст научной работы на тему «Бизнес-инкубатор как объект инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства»

<

Козырев А. А., Борисов А. В.

Бизнес-инкубатор как объект инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства*

Козырев Александр Александрович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) о

Профессор кафедры стратегии, территориального развития и качества жизни Кандидат экономических наук, доцент kosyrew@mail.ru

Борисов Александр Владимирович

АО «РЭО Сервис» (Санкт-Петербург)

Заместитель генерального директора, управляющий менеджер Первого городского бизнес-инкубатора Магистрант 2 года обучения факультета Государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС (Санкт-Петербург) borisov@start-business.ru

РЕФЕРАТ

В статье рассматривается практика функционирования технологического бизнес-инкубатора, задачи и особенности технологического бизнес-инкубирования. Особое внимание уделяется спектру услуг, который должен оказываться резидентам технологического бизнес-инкубатора в Санкт-Петербурге. Затрагивается проблема отбора субъектов малого предпринимательства для инкубирования.

Методологией исследования выступает сравнительный анализ соответствия действующей нормативной и методической базы сложившейся практике деятельности бизнес-инкубатора.

По результатам проведенного исследования сделан вывод об эффективности деятельности Первого городского бизнес-инкубатора как объекта инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства.

В целях повышения качества и точности оценки эффективности работы управляющей бизнес-инкубатором организации, разработаны рекомендации, направленные на совершенствование его деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

бизнес-инкубатор, конкурентоспособность, наукоемкий бизнес, оценка эффективности, совершенствование системы управления, технологический бизнес-инкубатор

Kozyrev A. A., Borisov A. V. Business Incubator as a Part of SME Support State Infrastructure

Kozyrev Aleksandr Aleksandrovich

North-Western institute of Management — branch of the Russian President Academy of National Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian Federation) Professor of the Chair of Strategy, Territorial Development and Quality of Life PhD in Economy, associate Professor kosyrew@mail.ru

Borisov Aleksandr Vladimirovich

JSC «REo Service» (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Deputy General Director, the operating manager of the first city business incubator

* Статья публикуется на основе результатов научно-исследовательской работы на тему: «Проведение оценки эффективности деятельности Первого городского бизнес-инкубатора Санкт-Петербурга», выполненной на основе договора от 05.10.2015 № 03-15 между СЗИУ РАНХиГС и Управляющей компанией Первого городского бизнес-инкубатора Санкт-Петербурга «РЭО „Сервис"».

< Master's student of the 2nd year of faculty of the Public and municipal management of North-Western institute of x Management — branch of the Russian President Academy of national Economy and Public Administration

S (Saint-Petersburg, russian Federation)

0 borisov@start-business.ru

1

2 ABSTRACT

This article describes technological business incubator's function and activity, goals and objectives. Specially noted are various services that providing to the residents of St. Petersburg technological h- business-incubator.

< In addition, this article reports about the case of selecting small enterprises for incubation.

^ The methodology of the research is a comparative analysis of compliance of the current norma-

tive and methodical base the culture of a business incubator.

According to the results of the conducted research the conclusion about the effectiveness of the First city business incubator as object of infrastructure of state support of entrepreneurship.

As a conclusion, developed series of recommendations aimed to improve business incubator effectiveness. These recommendations will lead to improving performance assessment of the business incubator managing company.

KEYWORDS

business incubator, competitiveness, knowledge-intensive business, assessment of efficiency, improvement of the management system, technological business incubator

Оценка эффективности функционирования субъектов наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики является важной задачей обеспечения, на основе экономики знаний, устойчивого экономического роста1. В Санкт-Петербурге формируется технологическая инфраструктура, основной целью функционирования которой является поддержка инновационной деятельности за счет развития существующих и создания новых технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, инжиниринговых центров и центров коллективного пользования, технополисов, отраслевой и универсальной специализации. Экономической базой является госпрограмма «Развитие предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга»2.

Бизнес-инкубатор — «организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей»3. Бизнес-инкубатор, без сомнения, может стать центром структуры и связующим звеном, которое способно обеспечить инновационный рост субъекта малого предпринимательства, в последующем интегрируемого в региональную экономику. На программу «Бизнес-инкубатор» из городского бюджета в 2015 г. выделено 70 млн руб., которые планируется увеличить к 2020 г. до 84,1 млн руб.

Хотелось бы выделить специализированный класс бизнес-инкубаторов — технологические бизнес-инкубаторы. Основная их специализация — развитие инновационных технологий. Задача таких структур состоит в содействии коммерциализа-

1 Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. [Электронный ресурс] URL: http://spbstrategy2030.ru/ (дата обращения: 26.11.2015 г.).

2 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. № 554 «О государственной программе Санкт-Петербурга „Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ URL: http://base.garant.ru/22914139/ (дата обращения: 26.11.2015).

3 Постановление Росстата № 104 от 20.12.2007 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса» [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=74748 (дата обращения: 26.11.2015).

ции научных разработок, создании и внедрении технологий, повышении конкурен- g тоспособности региональной промышленности. Появление технологических | бизнес-инкубаторов способствует развитию наукоемкого бизнеса, который имеет о существенное значение для развития региональной экономики. о

Цель инкубации — стимулирование развития фирм, занимающихся передовыми m технологиями. Структура технологического бизнес-инкубатора способна предоста- х вить компаниям не только низкую арендную ставку, но и спектр услуг по развитию н и внедрению технологий, выпуску произведенной продукции. Специфика предо- «с ставляемых технологическим бизнес-инкубатором услуг может различаться вслед- m ствие многообразия деятельности его резидентов. Так или иначе, для любых инкубируемых организаций важными услугами являются следующие:

• предоставление помещений (офисов, мастерских, лабораторий и учебных залов);

• услуги общих служб, включающих работу секретариата, городской телефон и факс, доступ в сеть Интернет и локальную сеть, услуги службы охраны, помощь в почтовой рассылке, общий доступ к офисной технике, комнате для проведения переговоров, предоставление конференц-зала и выставочной площадки;

• поддержка в разработке и реализации бизнес-плана, сопровождение бухгалтерии, предоставление консультаций маркетолога, юриста, помощь в лицензировании деятельности, обмен финансовым опытом;

• предоставление доступа к финансовым ресурсам, включая финансирование на раннем этапе формирования организации, помощь в получении грантов и льготное кредитование;

• консультирование по технологическим вопросам, помощь в доступе к результатам исследований и организации контактов со специалистами, представителями исследовательских центров и университетов;

• налаживание деловых отношений среди инкубируемых компаний технологического бизнес-инкубатора, обмен информацией о произведенных резидентами товарах на международных и национальных рынках [2, с. 76-77]. Государственная политика большинства динамично развивающихся экономик

нацелена на формирование и развитие инновационной составляющей экономики. Поддерживается устойчивое взаимодействие малых, средних и крупных предприятий, их контакты с образовательными и научными учреждениями. Развиваются сообщества малых и средних предприятий, формирующихся на основе производственно-технических, научно-технических и коммерческих связей вокруг крупных компаний региона. Консолидация усилий фирм позволяет им интенсивно развиваться и повышать свою конкурентоспособность.

Конкуренция — сложное, многогранное экономическое явление [1, с. 34]. Формирование научно-технологических связей между предприятиями и научными институтами, несмотря на свою очевидную стратегическую эффективность, в России пока является скорее исключением, чем правилом.

В Санкт-Петербурге «Первый городской бизнес-инкубатор» представляет собой бизнес-инкубатор технологического типа. В 2012 г. при нем был создан «Открытый R&D центр» — коммуникационная площадка для объединения опыта, результатов научно-технической деятельности и научно-технологической базы малых и средних инновационных предприятий, вузов и НИИ для удовлетворения потребностей в развитии технологий. Была создана технологическая база партнеров.

Существенное место при формировании технологического бизнес-инкубатора в Санкт-Петербурге занимает проблема выбора субъекта малого предпринимательства для дальнейшего инкубирования. Выделим следующие критерии отбора:

• точность следования правилам оформления документов на конкурс;

• компания работает не более года;

2 • соответствие вида деятельности компании профилю технологического бизнес-^ инкубатора;

о • представлен бизнес-план компании, в котором подтверждается целесообразность о ее инкубирования.

го Острым вопросом также является разработка разумных и гибких условий опла-х ты и срока аренды площадей. Срок размещения резидентов технологического н- бизнес-инкубатора ограничен тремя годами, существует возможность продлить < договор по результатам экспертного заключения комиссии «Центра отбора и кон-т троля проектов» до пяти лет. Арендная ставка в трехлетный период инкубации оплачивается в размере: 1-й год — 25%, 2-й год — 40%, 3-й год — 80%. Если договор продлевается, то 4-й год — 80%, 5-й год — 100% [2, с. 77-78].

Важная задача функционирующего бизнес-инкубатора состоит в создании базы помещений для офисов и производства, а также мест общего пользования технологического бизнес-инкубатора. Все площади технологического бизнес-инкубатора состоят из четырех категорий: офисы; производство (включая мастерские и лаборатории); места общего пользования (конференц-залы и презентационный зал, переговорные, копировальный центр и др.); коллективный центр прототипирования, который представляет собой производственную площадку с высокотехнологичным оборудованием, для выпуска прототипов.

Существенная проблема также состоит в формировании эффективной программы предоставления услуг, максимально способствующих инкубированию резидентов. Резидентам «Первого городского бизнес-инкубатора» предоставляется [2, с. 79]: оборудованные офисные помещения (офисная мебель, оргтехника, телефонная связь, интернет); доступ к местам коллективного пользования (конференц-залы, переговорные, копировально-множительный центр, презента-ционно-выставочный зал); оснащенные лабораторные и сборочные мастерские (оборудованные специализированной мебелью, освещением, вентиляцией); доступ к электронным справочно-правовым базам; участие в централизованных выставках, конференциях и прочих тематических мероприятиях, организуемых в рамках программы; учебные мероприятия, организуемые в рамках программы (учебные мероприятия направлены на обучение руководителя (руководителей) резидентов самостоятельному ведению бизнеса, совершенствование управленческих навыков, законодательства в объеме, установленном учебной программой); коммуникации с профильными организациями и структурами; внешнее бухгалтерское сопровождение и консультирование; юридическая поддержка (консультирование); доступ к партнерской сети (сеть производственных партнеров программы, поставщиков компонентов, база заказов).

«Первый городской бизнес-инкубатор» в обязательном порядке проводит контроль деятельности компаний резидентов, что способствует развитию резидентов и самого бизнес-инкубатора. Промежуточный контроль развития проекта производится «Центром отбора и контроля проектов» не позднее шести месяцев с момента размещения компании. Резидент обязан предъявить показатели развития своей организации.

По результатам промежуточного контроля «Центром отбора и контроля проектов» может быть сформировано ходатайство в адрес Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли о возможности выделения целевого гранта. В процессе проведения промежуточных контрольных мероприятий «Центром отбора и контроля проектов» могут быть привлечены представители инвестиционных структур: венчурные фонды, потенциальные заказчики, иные представители и потенциальные резиденты технологического бизнес-инкубатора. Контрольные проверки производятся решением «Центра отбора и контроля проектов» не менее одного раза в год.

Непосредственное развитие созданного бизнес-инкубатора тесно связано с по- 2 иском новых субъектов малого предпринимательства. Их поставщиками могут стать | фонды развития, вузы, НИИ, частные инициативы. о

Технологический бизнес-инкубатор ориентирован на привлечение и отбор рези- о дентов, занимающихся инновационными разработками. Непосредственные парт- т нерские взаимоотношения с вузами и НИИ являются стратегическим направлени- х ем развития инновационного бизнеса и дают возможность [2, с. 80]: н

• научным работникам открывать свои компании для производства продукции, «с основанной на их исследованиях; т

• прогрессивным молодым специалистам вовлекаться в область инновационной промышленности и коммерциализировать свои идеи;

• обеспечивать доступ предпринимателей к вузовской инфраструктуре, источникам информации, возможностям научно-технической базы;

• обеспечивать консультации и обмен идеями;

• поднять статус технологического бизнес-инкубатора.

Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска товаров, работ и услуг в Санкт-Петербурге возрастет к 2030 г. до 30%1. Для достижения этого целевого показателя необходимо поддерживать и развивать сеть инновационных кластеров и необходимой для их деятельности инновационной инфраструктуры. Одной из подобных структур является технологический бизнес-инкубатор, который создается с целью реализации и коммерциализации начинающими субъектами малого предпринимательства наукоемких проектов в области электроники и приборостроения, а также поддерживает и развивает эту отрасль в целом.

Для повышения эффективности деятельности бизнес-инкубатора ежегодно проводится регулярный мониторинг со стороны авторитетных представителей экспертного сообщества. Научно-исследовательскую работу (НИР) на тему «Проведение оценки эффективности деятельности "Первого городского бизнес-инкубатора Санкт-Петербурга"» за 2014 г. проводил Северо-Западный институт управления РАНХиГС.

Целью данной НИР являлось проведение работ по оценке эффективности деятельности Первого городского бизнес-инкубатора Санкт-Петербурга на предмет соответствия деятельности организации стандартам, установленным Конкурсной документацией для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 г. предоставлялись субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации (утверждена приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 220 и от 01 июля 2014 г. № 411), качества менеджмента и действующих в бизнес-инкубаторе технологий и бизнес-процессов.

Первый городской бизнес-инкубатор, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, лит. А, является объектом инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга. Первый городской бизнес-инкубатор создан Правительством Санкт Петербурга Постановлением № 1425 от 22. 11. 2006 «О мерах по созданию бизнес-инкубатора по адресу: ул. Седова, д. 37» совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и является проектом по поддержке и развитию малого инновационного наукоемкого бизнеса в Санкт-Петербурге путем предоставления субъектам малого предпри-

1 Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 496 от 23.06.2014 «О государственной программе Санкт-Петербурга „Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] 11Я_: Ь|И:р://сес11р1:.8рЬ.ги/ир!оас1/Экономиче-ское0/о20развитие°/о20и0/о20экономика°/о20знаний.рс1Т (дата обращения: 26.11.2015 г.).

2 нимательства на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубатора и ком-^ плекса услуг на безвозмездной основе.

о Деятельность бизнес-инкубатора регламентируется Положением о деятельности о бизнес-инкубатора, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, го лит. А, утвержденным Распоряжением Комитета по развитию предпринимательства х и потребительского рынка от 09. 12. 2013 г. № 3262-р «О бизнес-инкубаторе, рас-н- положенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, лит. А» (далее — Рас-< поряжение Комитета от 09. 12. 2013 г. № 3262-р).

т Общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная организация «Сервис» является управляющей организацией бизнес-инкубатора на основании Распоряжения Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 01. 11. 2013 г. № 2560-р «О признании результатов конкурсного отбора на право оказания услуг по управлению бизнес-инкубатором».

Бизнес-инкубатор является объектом инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга и не является юридическим лицом, в связи с этим не имеет Устава. Помещения бизнес-инкубатора, предназначенные для размещения субъектов малого предпринимательства, материально-техническое и программное оснащение бизнес-инкубатора должны отвечать требованиям специальной программы «Бизнес-инкубатор», утвержденной распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 28. 08. 2013 г. № 1610-р (далее — Распоряжение Комитета от 28. 08. 2013 г. № 1610-р).

Бизнес-инкубатор, по характеру услуг, оказываемых размещенным в нем субъектам малого предпринимательства, является общим (офисным). Основной специализацией бизнес-инкубатора является сфера инноваций, информационных и высоких технологий, научно-технической и внедренческой деятельности. Оценка эффективности деятельности проводилась путем осуществления:

• проверки и анализа учредительных, регистрационных, регламентирующих, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности, правильности и эффективности осуществляемых бизнес-инкубатором действий и процессов;

• сличения представленных бизнес-инкубатором документов и данных с соответствующими документами и данными, находящимися в иных открытых источниках информации.

Градация уровня эффективности, качества и обоснованности, как отдельных финансово-хозяйственных операций, так и отдельных процессов (процедур), устанавливалась Исполнителем путем формальной, арифметической, логической, экономической, нормативно-правовой и встречной проверок документов, контрольного сличения, обратного счета, аналитической проверки отчетности, сравнения и др.

В процессе проведенного исследования было выяснено, что деятельность бизнес-инкубатора осуществляется в четком соответствии с Положением, утвержденным Распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 09. 12. 2013 г. № 3262-р. Согласно п. 11 данного Положения субъектам малого предпринимательства, размещенным в бизнес-инкубаторе, оказывается весь спектр предусмотренных услуг.

Анализ деятельности бизнес-инкубатора свидетельствует о том, что он выступает организатором и принимает участие в мероприятиях, посвященных работе с молодежью.

Выявлены также направления взаимодействия бизнес-инкубатора с вузами Санкт-Петербурга. К ним можно отнести следующие направления.

Во-первых, работа непосредственно со студентами. Знакомство с Первым городским бизнес-инкубатором, его резидентами, с программами поддержки пред-

принимательства в Санкт-Петербурге в целом — это получение информации в ми- g ниатюре о предпринимательской деятельности. Здесь у студентов есть возможность | не просто узнать о бизнес-инкубаторе, но увидеть работу предпринимателя «из- о нутри», попробовать себя в качестве его помощника, понять задачи, которые перед о ним стоят, проблемы, которые ему приходится решать, изучить новые продукты m и услуги, которые он предлагает рынку. Такое знакомство с предпринимательской х деятельностью дает возможность будущему специалисту «найти себя», опробовать н профессию еще в студенческие годы, даже открыть свое дело или прийти к этому «с в своей жизни позже. m

Во-вторых, взаимодействие с вузами, представляющее собой хороший способ решения вопроса кадрового обеспечения, как непосредственно бизнес-инкубатора, так и его компаний. Талантливые, активные студенты вовлекаются в работу, могут предложить новый, свежий взгляд на проблему, взять на себя решение части задач.

В-третьих, это возможность объединить базу научной школы и теоретических знаний с реальной практикой создания новых, высокотехнологичных продуктов, товаров и услуг. Это воспитание не только предпринимательской культуры молодежи, но и формирование вовлеченности молодых специалистов в инновационную среду.

Первый городской бизнес-инкубатор взаимодействует с четырнадцатью вузами Санкт-Петербурга. В течение 2014 г. в перечень партнеров бизнес-инкубатора вошли Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина). Кроме того, в течение года проводятся:

• экскурсии в Первый городской бизнес-инкубатор для студентов вузов (группами по 15-30 студентов в сопровождении преподавателя с посещением компаний-резидентов). В 2014 г. Первый городской бизнес-инкубатор с экскурсиями посетили около 200 студентов;

• прохождение в Первом городском бизнес-инкубаторе производственной практики и стажировки. Как правило, в течение года практику проходят до 100 студентов из крупнейших вузов Санкт-Петербурга;

• участие студентов в мероприятиях Первого городского бизнес-инкубатора как в рамках прохождения практики, так и вне ее. Основной формой такого участия является работа студентов на выставочном стенде бизнес-инкубатора в рамках крупнейших российских и международных форумов (в 2014 г. студенты привлекались к участию в VII Петербургском Международном инновационном форуме, проходившем с 1 по 3 октября, и в XII Форуме субъектов малого и среднего предпринимательства, проходившем 10 и 11 декабря), а также участие в мероприятиях — выставках, форумах, конференциях, где бизнес-инкубатор выступает в качестве партнера и размещает стенд;

• конкурс бизнес-кейсов «Web-decision» — в 2014 г. Первый городской бизнес-инкубатор совместно с агентством цифровых коммуникаций Molinos проводили конкурс бизнес-кейсов «Web-decision» и другие мероприятия.

Анализ процессов оценки перспективности проектов бизнес-инкубатора в рамках конкурсов на предоставление нежилых помещений для начинающих предпринимателей показал, что оценка осуществляется в соответствии с приказом ФАС России от 10. 02. 2010 г. № 67 и Положением о деятельности бизнес-инкубатора. Конкурсная комиссия состоит из представителей руководства бизнес-инкубатора и Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. Победители конкурса становятся резидентами бизнес-инкубатора. По завершению периода инкубирования (3 года) работа с предпринимателями не прекращается.

2 Успешные предприниматели-выпускники делятся своим опытом с существующими ^ резидентами бизнес-инкубатора в рамках различных семинаров и бизнес-встреч, о участвуют в выставках, организованных бизнес-инкубатором.

о В целом организационную эффективность, а также процессы и технологии, при-го меняемые организацией, управляющей деятельностью бизнес-инкубатора, можно х считать соответствующими требованиям Приказа Минэкономразвития России от ^ 01. 07. 2014 г. № 411.

< Проанализировав предоставленные данные о кадровом потенциале бизнес-инку-т батора, можно констатировать, что квалификация руководящего состава и сотрудников в целом соответствует требованиям приказа МЭР РФ № 411 от 01. 07. 2014 г., равно как и сами сотрудники соответствуют требованиям к занимаемым должностям.

Исследование финансово-экономических показателей эффективности деятельности бизнес-инкубатора и его резидентов показало следующее:

• годовой оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе, за 2014 г. составил 231 280 500 руб. (для сравнения, в 2013 г. — 223 147 690 руб.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• размер налоговых платежей, уплаченных резидентами бизнес-инкубатора, за 2014 г., составил 14 776 140 руб. (для сравнения, в 2013 г. — 20 772 375 руб.);

• размер налоговых платежей, уплаченных управляющей компанией за 2014 г., составил 10 517 760,72 руб. (для сравнения, в 2013 г. — 10 077 330 руб., в 2012 г. — 7 586 090,93 руб.).

Таким образом, в целом продолжает наблюдаться положительный тренд роста финансово-экономических показателей деятельности как бизнес-инкубатора, так и оборотов его резидентов. По данному показателю бизнес-инкубатор можно считать эффективным.

Активно ведется работа бизнес-инкубатора по выстраиванию партнерской сети, популяризации предпринимательства и повышению бизнес-активности населения в регионе, работе с молодежью, разработке и проведению обучающих программ, как для потенциальных, так и для существующих предпринимателей, а также для сотрудников инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Таким образом, по показателям бизнес-инкубатора как объекта инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства его можно считать эффективным.

В целях повышения качества и точности оценки эффективности работы организации, управляющей деятельностью Первого городского бизнес-инкубатора, а также разработки аналитических инструментов поддержки принимаемых ею управленческих решений, целесообразно в дальнейшем [3, с. 55-56]:

1) для повышения качества отбора резидентов Первого городского бизнес-инкубатора — провести детальный анализ содержания заявок и результатов деятельности резидентов бизнес-инкубатора с 2007 г. с целью выявления факторных зависимостей и методических рекомендаций по отбору резидентов;

2) для оценки экономической эффективности работы Первого городского бизнес-инкубатора — провести детальный анализ состава затрат организации, управляющей деятельностью Первого городского бизнес-инкубатора (с 2007 г.), с выявлением экономической зависимости между проведенными бизнес-инкубатором затратами и полученными резидентами бизнес-инкубатора и бюджетами всех уровней результатами (капитализация патентов и изобретений, зарегистрированных резидентами бизнес-инкубатора на этапе инкубирования, динамика выручки компании-резидента бизнес-инкубатора, объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, уплаченных компаниями-резидентами бизнес-инкубатора);

3) для оценки организационной эффективности работы организации — разработать детальную маршрутную схему бизнес-процессов, осуществляемых организацией,

управляющей деятельностью Первого городского бизнес-инкубатора, с привяз- 2

кой реализуемых бизнес-процессов к рабочему месту конкретного исполнителя |

и обоснованием временных нормативов на осуществление каждого бизнес-про- о

цесса; о

4) для оценки кадровой эффективности работы организации — уточнить содержа- т

ние должностных инструкций работников организации, управляющей деятель- х

ностью Первого городского бизнес-инкубатора, с выработкой КР1, «привязанных» н

к результатам деятельности обслуживаемых компаний-резидентов бизнес-инку- «с

батора, и разработкой предложений по созданию системы материального сти- т мулирования.

Литература

1. Козырев А. А. Конкуренция как экономический феномен: основные направления исследований // Управленческое консультирование. 2014. № 10. С. 29-35.

2. Козырев А. А., Борисов А. В. Наукоемкий бизнес как конкурентное преимущество региона // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. Т. 5. Вып. 2(14). С. 7582.

3. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы на тему: «Проведение оценки эффективности деятельности Первого городского бизнес-инкубатора Санкт-Петербурга». СПб. : СЗИУ РАНХиГС, 2015. 56 с.

References

1. Kosyrew A. A. Competition as an economic phenomenon: the main directions of research [Kon-kurentsiya kak ekonomicheskii fenomen: osnovnye napravleniya issledovani] // Administrative Consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2014. N 10. P. 29-35.

2. Kosyrew A. A., Borisov A. V. Knowledge-intensive business as competitive advantage of the region [Naukoemkii biznes kak konkurentnoe preimushchestvo regiona] // Scientific works of Northwest Institute of Management of the RANEPA [Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKhiGS]. V. 5. Issue 2(14). P. 75-82.

3. The report on research work : "Assessment of the efficiency of activities of the First city business incubator of St. Petersburg" [Otchet o vypolnenii nauchno-issledovatel'skoi raboty na temu: «Provedenie otsenki effektivnosti deyatel'nosti Pervogo gorodskogo biznes-inkubatora Sankt-Peterburga»]. SPb. : NWIM of the RANEPA [SZIU RANKhiGS], 2015. 56 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.