Волков Игорь Викторович, Тогашов Денис Анатольевич ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В ТРАКТОВКАХ ...
УДК 331.1
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В ТРАКТОВКАХ
УЧЕНЫХ-ЭКОНОМИСТОВ
© 2016
Волков Игорь Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организации и менеджмента» Тогашов Денис Анатольевич, магистрант Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (606340, Россия, Княгинино, улица Октябрьская, 22а, e-mail: [email protected])
Аннотация. В реальное время перед Россией стоит важная задача - повышение конкурентоспособности экономики. Пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство РФ ещё не стало конкурентоспособной отраслью экономики. Данная неувязка остается насущной, и все усилия, нацеленные на поддержание малого предпринимательства, обязаны исходить из данной прерогативы. Чтобы повысить конкурентоспособность российской экономики нужно принимать на вооружение рыночные механизмы, обеспечивающие быстрое обновление, внедрение и обширное распространение современных технологий, повышение выпуска конкурентоспособной продукции на мировом рынке. Без сомнения, для эффективного развития малого предпринимательства очень важна поддержка и одной из таковых форм поддержки считаются бизнес-инкубаторы. В особенности принципиальным для финансовой среды считается создание значительного числа БИ. Бизнес-инкубаторы в классическом понимании - организации, оказывающие поддержку недавно появившимся фирмам на этапе их учреждения и развития. Они выделяют мелким организациям помещения, инфраструктуру и особый набор услуг, способный расширить их возможности в организации работы на начальном этапе их становления. В данной научной статье мы провели теоретический обзор мнений разных авторов понятия бизнес-инкубатор. Теоретической основой исследования послужили теории управления в бизнес-инкубаторах, научные труды и публикации отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области инновационных процессов, в частности, бизнес-инкубирования, законодательные и нормативные документы федеральных органов власти по исследуемой проблеме. Указанные трактовки в научной статье различны, но имеют общий смысл, поэтому было предложено определение «бизнес-инкубатор» с целью преодоления разногласия между существующими определениями.
Ключевые слова: бизнес-инкубатор, инкубатор бизнеса, бизнес, инкубатор, государство, предпринимательство, малый бизнес, малое предпринимательство, малое предприятие, поддержка предпринимателей, продвижение бизнеса, развитие бизнеса.
THE STUDY OF THE CONCEPT OF BUSINESS INCUBATORS IN THE INTERPRETATION OF ECONOMISTS
© 2016
Volkov Igor Viktorovich, candidate of economical science of «Organization and management»
Togusov Denis Anatolevich, master Nizhny Novgorod state engineering-economic University (606340, Russia, Nizhny Novgorod region, Кпyaginino, Oktyabrskaya str., 22а, e-mai:l [email protected])
Abstract. Real-time Russia faces the important task of improving the competitiveness of the economy. Through a certain path of development, small entrepreneurship of the Russian Federation has not yet become the competitiveness of the commencement sector of the economy. This problem remains urgent, and all efforts aimed at maintaining small business, are obliged to assume this prerogative. To improve the competitiveness of the Russian economy need to adopt market mechanisms that would system update, the introduction and extensive distribution of modern technologies, increase production of competitive products on the world market. Without a doubt, for the effective development of small business support is very important and one of those forms of support are considered to be business incubators. Especially crucial for the financial environment is the creation of a significant number of BI. Business incubators in the classic sense, an organization providing support to recently poyavivshis Xia firms at the stage of their establishment and development. They emit small organizations premises, infrastructure tour and a special set of services that can empower them in the organization of work at the initial stage of their formation. In this research article, we conducted a theoretical review of opinions of different authors the concept of a business incubator. The theoretical basis of the study consists of the theory of management in business incubators, scientific-ing the works and publications of domestic and foreign scientists and experts in the field of innovative processes, in particular, business incubation, legislative and normative documents of Federal authorities on an investigated problem. These interpretations of the article are different, but have common sense, therefore, it was proposed to determine tion of the "business incubator" to overcome the differences between existing definitions.
Keywords: business incubator, incubator business, business incubator, government, entrepreneur-ship, small business, small business, small business, support of entrepreneurs, promotion proposal business development business.
Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. Однако наибольшее распространение особенно после 1983 года инкубаторы бизнеса получили в США. За последние десять лет в США их число выросло с нескольких десятков до 600, а в мире их насчитывается уже более 4000, лидерами являются Китай, США и Евросоюз. Основные причины, которые способствовали их быстрому распространению в мире [1]:
- проблема возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов. Инкубаторы, создаваемые в рамках этой схемы, открывались на свободных производственных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в общем, в любых помещениях, которые можно было приспособить для офисных или офисно-производствениых помещений. Эти инкубаторы выполняли в основном, функцию создания новых рабочих мест и были связаны, в основном, с нетехнологич-Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)
ным бизнесом;
- поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Инкубаторы, появление которых было вызвано этой причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства;
- инициативы по открытию инкубаторов, предпринятые для создания привлекательных условий частным инвесторам - «бизнес-ангелам». Удобство инкубаторной схемы для венчурных капиталистов в том, что они, таким образом, могут контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству.
Первые бизнес-инкубаторы в России появились в 1990-х годах. В рамках Морозовского проекта - мас-
93
Волков Игорь Викторович, Тогашов Денис Анатольевич экономические
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В ТРАКТОВКАХ ... науки
штабной программы подготовки кадров для рыночной экономики, поддержки и развития малого предпринимательства - в России в 1993 -1997 г.г. их было открыто 13 инкубаторов, а при поддержке Фонда Сороса в эти же годы было открыто более 50 в разных регионах России. Один из первых бизнес-инкубаторов был создан в Зеленограде при поддержке и на основе опыта Канады.
Несмотря на количество и многообразие первые российские инкубаторы испытывали нехватку площадей, необходимого оборудования, финансирования, подготовленных команд менеджеров и, в большинстве своем, не являлись реально действующими структурами, направленными на поддержку инновационных предприятий.
Для активизации процессов развития малого предпринимательства в 1996 году было создано некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ), которое объединило более 50 бизнес-инкубаторов и объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (технопарки, учебно-деловые центры, инновационно-технологические центры и др.), а так же предприятия, чья деятельность связана с созданием и развитием малых предприятий [2].
Позже, в 2007 году, под эгидой Минэкономразвития России было создано некоммерческое партнерство «Институты развития малого и среднего бизнеса» (ИРМСБ), целями которого являлось обеспечение методической поддержки всех элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и объединение в единое движение российских бизнес-инкубаторов, созданных при поддержке Минэкономразвития России. В 2008 году было создано некоммерческое партнерство «Ассоциация бизнес-икубаторов России» (АБИР), задачей которого также является объединение бизнес-инкубаторов [2].
Стратегической целью развития России является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции [3].
В настоящее время лидерство страны и преимущество в конкурентной борьбе определяется не размерами и объемом запасов природных ресурсов, а скоростью освоения новых знаний и достижений, возможностью трансформировать их в самые современные технологии и продукцию. В ближайшие годы лидирующие позицию займут те страны, которые смогут обеспечить наиболее полное проявление талантов и профессиональных способностей своих граждан. Для достижения этого необходимо использовать эффективные рыночные механизмы, обеспечивающие быстрое обновление, внедрение и широкое распространение передовых технологий, увеличение объема выпуска конкурентоспособной продукции на мировом рынке.
Ядром структурных изменений как в технологически развитых странах, так и бурно развивающихся является государственная инновационная стратегия и активная научно-техническая политика предприятий и регионов, направленная на создание и развитие прорывных технологий [4].
Критическими проблемами инновационного развития сегодня является создание мотивации для инновационного поведения всех субъектов экономики и их кооперация с сектором научно-исследовательских разработок, с опорой на созданную инновационную инфраструктуру. Развитие малого предпринимательства является тем самым толчком, который и дает сбалансированный экономический рост. Поддержка бизнеса в России - это цель строительства государства с развитой конкурентоспособной экономикой. Поддержка данной сферы экономики отнесена к важнейшим задачам страны [5].
Малые предприятия более уязвимы и поэтому нуждаются в большей поддержке со стороны государства.
Основными проблемами предприятий являются:_
1. Недостаток финансовых ресурсов, особенно в период становления малого предпринимательства.
2. Повышенная чувствительность к макроизменениям (инфляция, рыночная конъюнктура и пр.).
3. Невысокий уровень компетенции руководства малых предприятий в вопросах управления.
Для эффективного инновационного развития предпринимательства в регионах необходимо создание соответствующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Как показал мировой опыт, наиболее полную поддержку малое предпринимательство получает в, так называемых, бизнес-инкубаторах [6].
В настоящее время в нашей стране бизнес-инкубирование, как форма поддержки малого бизнеса особенно актуальна из-за специфических условий развития бизнеса (экономический кризис, пробелы в законодательстве и т.д.).
Роль бизнес-инкубатора проявляется в поддержке и создании новых малых предприятий и в инкубации startup компании. За счет профилирования бизнес-инкубатора и процедуры конкурсного отбора малых фирм для размещения на его территориях, органы региональной власти и местного самоуправления могут предоставить поддержку предприятиям, деятельность которых подходит приоритетам развития региона.
Существующая на сегодня в России нормативно-правовая база не дает четкого определения понятия «бизнес-инкубатор». В литературе существует множество определений термина «бизнес-инкубатор». Часто при описании бизнес-инкубатора используются термины-синонимы, такие как, технологический центр, центр пуска новых компаний, центр технологий и начинающих компаний, центр инноваций и начинающих компаний, научный парк, технологический парк, парк коммерции и торговли. Тем не менее, во всем многообразии определений прослеживаются общие черты, которые и формируют это понятие [7].
Анализ существующих определений представляет возможным выделить несколько различных подходов к видению сущности бизнес-инкубатора.
Как видно из определений, указанных в таблице 1 инкубатор представляется как некий объект недвижимости (имущественный комплекс), предназначенный для поддержки начинающих предпринимателей в тех сферах деятельности, которые имеют социально-экономическую значимость и являются экономически приоритетными.
В большинстве источников приведены определения, характеризующие бизнес-инкубатор как конкретный хозяйствующий субъект, организацию, созданную для оказания поддержки начинающим предпринимателям.
Однако, имеются также определения, в которых бизнес-инкубатор выступает как некое абстрактное понятие - благоприятная среда, внешняя оболочка или катализатор процесса развития малых предприятий.
Несмотря на различие подходов, при определении бизнес-инкубатора является тот факт, что основной целью его деятельности является оказание поддержки начинающим предприятиям при организации их деятельности и выходе на рынок [7-10]. Особенностью данного типа поддержки является то, что такая структура занимается совершенствованием не конкретного товара или услуги, а самого хозяйствующего субъекта. Конечным результатом деятельности бизнес-инкубатора является полноценная организация идеально адаптированная к условиям современного рынка.
Мы предлагаем рассматривать бизнес-инкубатор не только как объект инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на начальной стадии их деятельности путем оказания широкого спектра услуг, а в первую очередь, как инструмент совершенствования и продвижения бизнеса, особенно на первоначальном этапе функционирования start-up компании.
Волков Игорь Викторович, Тогашов Денис Анатольевич ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В ТРАКТОВКАХ ...
Так же предлагаем следующую трактовку термину «бизнес-инкубатор» - инструмент развития и продвижения бизнеса, осуществляющий помощь предпринимателям на ранней стадии их деятельности путем оказания консалтинговых и юридических услуг, основной целью которого является создание условий для ускоренного развития малых инновационных компаний, которые, в свою очередь, создают новые рабочие места и ценности, укрепляют экономику и оживляют общество.
Таблица 1 - Определение понятия «бизнес-инкубатор»
Определение Источник Характерные признаки понятия
Аренда g £ i ! I и | У sis Ils = S * 1 Подд вржка мал ого предприятия 11 |i £ В-
1. Бизнес-инкубатор - организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности (субъект малого предпринимательства зарегистрирован н действует менее 3 лет), осуществляемой путем предоставления в аренду помещений и оказания необходимых для ведения предпринимательской деятельности услуг, б том числе консультационных, бухгалтерских и юридических. Официаль- Мннэконом- развития России - -
2. Бизнес-инкубатор — это организация, которая предоставляет производственные и офисные площади малым «офицерским» предприятиям, а также обеспечивает их разделенным офисным сервисом и услугами по развитию бизнеса, такими как доступ к финансированию: маркетинг и менеджмент. О. В. Айги- + -
3. Бизнес-инкубатор - катализатор процесса создания и развития предприятий. Он обеспечивает предпринимателей поддержкой специалистов, связями н инструментами, необходимыми для успешного развития их бизнеса. В. А. Фети-
4. Бизнес-инкубатор представляет собой организацию, которая обеспечивает малые предприятия различными помещениями и сооружениями на основе совместного использования, доступом к техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса в качестве единого вполне интегрированного и вполне приемлемого по стоимости А В. Бары- + + -
5. Business incubators nurture the development of entrepreneurial companies, helping them survive and grow during the start-up period, when they are most vulnerable. (Бизнес-инкубатор стимулирует и помогает в создании н росте новых предприятий малого бизнеса, обеспечивает поддержку, что снижает вероятность банкротства.) Сайтнацио- соцнацни инкубаторов США -
б. Инкубатор бизнеса — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помеще- Аверченков В.И. -
7. Бизнес-инкубатор — это организация, способствующая становлению и развитию малого и среднего бизнеса, как правило, в высокотехноло- консалтннгового сопровождения, предоставления офисных, бухгалтерских, правовых и иных услуг. Янчевский В. Г. *
8. Бизнес-инкубатор-это организация,которая предоставляет производственные и офисные площадималым предприятиям на льготных условиях, а также обеспечивает их разделенным офисным сервисом нуслугамнпо развитию биз- Э. Маркварт - -
9. Бизнес-инкубатор - создание и поддержка (инкубация)малых предприятий, выполняющих инновационные проекты, наранней стадии их деягельностнпутем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных мебелью и техникой, и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочихуслуг. Миса.тьЕ.Ф. - - +
10. Бизнес-инкубатор — это организация, которая создает благоприятные условия для стартового р азвнтия малых пр едприягий пут ем пр ед о ставл е-ння комплекса услуги ресурсов,включающего обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием,проводит обучение пер с онал а, о казыва ет коне а лтинго вые у слуги ИТ д. Сайтнацио- дружества инкубаторов - *
Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах, снижение расходов на аренду помещений и управленческий аппарат. В бизнес-инкубаторе сотрудники малых предприятий, отдельные предприниматели и члены научных и внедренческих коллективов работают рядом, общаются, апробируют новые подходы к организации собственной дела, перенимают опыт и делятся оригинальными мыслями. Таким образом, в бизнес-инкубаторе возникает своеобразный микроклимат, благоприятный для раскрытия творческого потенциала и становления цивилизованного предпринимательства. Тем самым достигается главная цель бизнес-инкубатора - создание «тепличных» условий для быстрого и эффективного развития малых компаний и вывода их на рынок
[11].
В качестве основных элементов поддержки и внимания к нуждам start-up компаний необходимо назвать наличие в бизнес-инкубаторе оборудованных площадей для малых предприятий, стабильные условия аренды, доступ к кредитованию и обучению, консалтингу и другим профессиональным услугам (юридическим, бухгалтерским, маркетинговым). К тому же инкубатор является настоящей школой бизнеса: на сравнительно малом пространстве инкубатора собирается вся необходимая информация, зачастую первыми клиентами малого предприятия, становятся компании, которые также размещаются на площадях инкубатора. В итоге все это значительно увеличивает шансы предприятия на выживание и сокращает затраты на его создание и организационную деятельность.
Отдельным, выше упомянутым научным проблемам посвятили свои труды такие научные сотрудники как Мистраль Е. Ф. [13], Чекалдин А. М. [14], Капранова Л. Д. [17], Придворная А. Б. [19] и другие ученые [12; 1516; 18-22].
В качестве резюме можно заключить, что в существующих условиях развития экономики нашей страны создание бизнес-инкубаторов позволят эффективно использовать имеющийся трудовой ресурс нашей области, создать благоприятные условия для населения предрасположенного к предпринимательской деятельности направленных на результативность их бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айгистова О. В., Горубунов В. Л., Каганов
B. Ш. Основы построения бизнес-инкубаторов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 124 с.
2. Маркварт Э. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и зарубежный опыт. М.: ИПИ, 2001. 160 с.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Головина А.С. Стратегическое управление деловой активностью субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. 2013. №18 (240). С. 20-33.
5. Фетисов В. А. Бизнес-инкубатор в России (На примере Белгородской области) // ФЭН-НАУКА. 2015. №1 (40) . С. 21-24.
6. Буньковский В.И. Роль бизнес-инкубаторов в инновационном развитии и малого предпринимательства регионов / В. И. Буньковский // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 1. С. 13.
7. Афанасьева М.С. Информационно-консультационное обслуживание малого аграрного бизнеса с привлечением бизнес-инкубаторов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12).
C. 13-16.
8. Григорян Е.С. Роль бизнес-инкубаторов в условиях инновационного развития экономики региона // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 154-159.
9. Ковлягина К.А., Павлов А.Ю., Салмина Е.В., Ясаревская О.Н. Деятельность бизнес - инкубаторов за рубежом и в России (по материалам ОЭСР) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 409-413.
10. Палаткин И.В., Афанасьева М.С. Организация информационно-консультационной службы для сельхозтоваропроизводителей на базе сети муниципальных и региональных бизнес-инкубаторов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 59-61.
11. Тормышева Т. А. Концептуальные основы создания бизнес-инкуаторов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал . 2012. № 5
Волков Игорь Викторович, Тогашов Денис Анатольевич
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В ТРАКТОВКАХ ..
(41). С. 34.
12. Завиваев Н.С., Шамин Е.А. Определение оценки конкурентоспособности в сфере инфокоммуникацион-ных услуг // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 41-51.
13. Миссаль Е.Ф. Роль бизнес-инкубатора в малом инновационном предпринимательстве // Ученые записки Орловского государственного университета. 2012. № 4. С. 58.
14. Чекалдин А.М. Процессный подход к управлению качеством на предприятиях // Вестник НГИЭИ. 2015. № 7 (50). С. 79-82.
15. Ломоносова Т. В. Основы создания бизнес-инкубаторов для поддержки малого предпринимательства в России. М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999. 108 с.
16. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Черемухин А.Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 99-107.
17. Капранова Л. Д. Бизнес-инкубаторы и их роль в развитии малого бизнеса в России // Экономика. Налоги. Право. 2015. №2. С. 49-55.
18. Игошин А.Н., Черемухин А.Д. Сущность экономического роста, его типы и измерители // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 52-58.
19. Придворная А.Б. Роль бизнес-инкубаторов в системе поддержки малого бизнеса // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 32. С. 23.
20. Шайдуллова А.И., Быкова Н.Н. Роль малого бизнеса в экономике России // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 93-96.
21. Гарькин И.Н., Гарькина И.А. Бизнес-инкубатор как инструмент поддержки малого бизнеса // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 149-151.
22. Вуллакотт М. Руководство по бизнес-инкубации. Н. Новгород, 2005. 120 с.