УДК 378.4
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕНЕДЖМЕНТА
М. А. Арзамасцева Научный руководитель - М. В. Хайруллина
Новосибирский государственный технический университет Российская Федерация, 630092, г. Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20 Е-mail: [email protected]
Представлены попытки анализа данных о бизнес-инкубаторах России. Собрана значимая информация об их количестве и результатах деятельности. Большое внимание уделяется проблемам управления бизнес-инкубатором на базе университета и вариантам решения некоторых из них.
Бизнес-инкубатор, университет, предпринимательство, менеджмент.
BUSINESS INCUBATOR IN ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES OF UNIVERSITY:
TOPICAL MANAGEMENT ISSUES
M. A. Arzamastseva Scientific Supervisor - M. V. Khayrullina
Novosibirsk State Technical University 20, Karl Marks Av., Novosibirsk, 630092, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In the article attempts are made to analyze data about business incubators. The text gives valuable information on their amount and results of operating. Much attention is given to problems of universities' business incubators management and solutions to some of them.
Business incubator, university, entrepreneurship, management.
Развитие малого инновационного предпринимательства - драйвер роста экономики регионов, что, в свою очередь, ведет к повышению международной конкурентоспособности страны. Динамичный рост предпринимательства обеспечивается наличием инновационной инфраструктуры, и, как показывает опыт зарубежных стран, наиболее значимая роль принадлежит бизнес-инкубаторам. В России идея их создания пришла в 1990-х гг., когда новый российский бизнес только начинал зарождаться [7].
В настоящее время, согласно законодательству, бизнес-инкубатор - это «организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать своё дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей» [2].
ОАО «Российская венчурная компания» (далее - ОАО «РВК») в целях анализа текущей ситуации в российской системе бизнес-инкубаторов и технопарков привлекла компанию ООО «Ernst & Young Global», выпустившую в 2010 году независимый обзор бизнес-инкубаторов России. В ходе исследования выявлялись наиболее актуальные проблемы и подходы к их решению, результаты опубликованы в 2014 году.
Точную информацию о количестве бизнес-инкубаторов в российской статистике найти сложно, но, основываясь на существующих открытых данных [2], автором составлена табл. 1. Онлайн-анкету в рамках первой стадии анализа полностью или частично заполнили представители 53 бизнес-инкубаторов (почти 50 % от общего числа потенциальных респондентов), в результате чего выяснилось, что 28 % из них управляются администрацией университета или аффилированы к тому или иному университету.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Таблица 1
Общая информация о бизнес-инкубаторах в РФ за 2013-2014 гг.
Год Количество бизнес-инкубаторов, единиц Общая площадь бизнес-инкубаторов, м2 Количество субъектов малого предпринимательства - резидентов бизнес-инкубатора, единиц Общее количество работников субъектов малого предпринимательства - резидентов бизнес-инкубатора, человек
2013 133 280922,1 2140 10624
2014 139 303983,1 2319 10178
Также в ходе исследования ОАО «РВК» и ООО «Ernst & Young Global» стало известно, что, несмотря на очевидный интерес к бизнес-инкубированию со стороны инвесторов и возможных резидентов, начинающих предпринимателей, российские инкубаторы по эффективности на выходе (количество успешных проектов) отстают от Европы и США - 27 %, в то время как в Европе и Америке -88 % [3].
Российская версия журнала «Forbes» (АО «АС РУС МЕДИА», 2010 год) представила результаты работы 5-ти лучших бизнес-инкубаторов России (табл. 2) [4].
Таблица 2
Список лучших бизнес-инкубаторов России по версии журнала «Forbes» и результаты их деятельности (2010 г.)
Наименование бизнес-инкубатора Результаты деятельности
Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ В год инкубатор выпускает 4-6 проектов. Всего в потоке около 50 проектов
Бизнес-инкубатор РАНХиГС «1пСиЬе» Всего с инкубатором связаны 120 стартапов
Бизнес-инкубатор «Ингрия» Резидентами стали 40 инновационных проектов.
Бизнес-инкубатор МГУ им. М.В. Ломоносова Ежегодно отбирается около 20 проектов, на инвестиционный комитет выходят не более 10 проектов. В год выпускается 5 жизнеспособных проектов
Бизнес-инкубатор РЭУ им. Плеханова Ежегодно инкубатор объединяет вокруг себя 40-45 проектов. За 1,5 года выпущено 6 стартапов
Заметим, что предпринимательская деятельность в вузе представляется не только одним из способов повышения качества образования и развития кадрового потенциала, но и источником финансирования отдельных направлений развития, о чем свидетельствуют многие успешные примеры [5]. Бизнес-инкубатор является реальным драйвером развития, особенно если он основан на базе университета, где работает с контингентом студентов и молодых специалистов. Для получения высокой результативности работы бизнес-инкубатора в вузовской среде необходимо решить следующие ключевые проблемы:
1. Отсутствие стратегии, долгосрочного прогноза развития бизнес-инкубатора (на ближайшие 10-20 лет).
2. Отсутствие четких критериев оценки деятельности бизнес-инкубатора, вследствие этого -неполная база для контроля результатов.
3. Низкая осведомленность студентов (потенциальных резидентов) о возможностях и выгодах работы, обучения и развития в бизнес-инкубаторе.
4. Слабая технологическая оснащенность инкубатора или отсутствие доступа студентов к высокотехнологичному оборудованию по причине риска поломки (особенно актуально для студентов технических направлений подготовки).
5. Недостаточный уровень образования/квалификации сотрудников инкубатора.
6. Отсутствие обучающего центра (площадки) для сотрудников и студентов, где существует возможность не только получения знаний для развития проектов (бизнеса), но и общения, обмена опытом и идеями.
7. Отсутствие системы проведения мероприятий по привлечению потенциальных инвесторов, партнеров и других заинтересованных лиц.
На основе вышеизложенных проблем можно сгенерировать ряд рекомендаций для управления бизнес-инкубатором вуза, которые, являясь в некотором роде тривиальными, не теряют своей актуальности. В первую очередь, разработка продуманной концепции и стратегии развития бизнес-инкубатора, включающих все его функции, направления работы и взаимосвязи (взаимодействия) со всеми потенциальными участниками образовательного, исследовательского и проектного процессов. Далее, например, проведение академических занятий студентов всех направлений подготовки в помещениях бизнес-инкубатора и организация командной работы (межфакультетской, междисциплинарной). В результате одновременно повышается осведомленность студентов о его работе, расширяется круг общения резидентов с возможными коллегами и идей для начала новых проектов, формируется восприятие бизнес-инкубатора как подразделения-интегратора в вузе и т. д. Данная структура открыта не только для студентов с их стартапами. Окончив вуз, каждый выпускник имеет возможность продолжить сотрудничество с инкубатором. К тому же положительной стороной может служить привлечение к его работе преподавателей, которые могут приобрести таким образом звание практика своего дела.
При грамотном управлении бизнес-инкубатор может стать не только коммерчески выгодным предприятием, но и эффективным инструментом реализации предпринимательской функции любого вуза.
Библиографические ссылки
1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015 : стат. сб. M. : Росстат, 2015.
2. Электронная версия журнала «Forbes» [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/ svoi-biznes/startapy/59358-pyat-luchshih-rossiiskih-biznes-inkubatorov (дата обращения: 25.03.2016).
3. Charles E. Eesley, William F. Miller. Stanford University. Impact: Stanford University's Economic Impact via Innovation and Entrepreneurship. 2012. С. 103.
4. Кукарцев А. В., Самсонова М. В., Харитонов М. М. Разработка версии образовательной программы с фокусированием на развитии личностной компетентности менеджера // Вестник Междунар. ин-та менеджмента ЛИНК. 2007. № 19. С. 194-199.
5. Кукарцев А. В. Обзор практики внедрения процессного подхода к управлению на российских предприятиях // Вестник СибГАУ. 2007. № 4(17). С. 149-152.
© Арзамасцева М. А., 2016