Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова О.Н.

В статье проведено исследование педагогического потенциала инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды военного вуза при проектировании нелинейных индивидуальных траекторий профессионального развития курсантов. Рассмотрены системно-деятельностный и компетентностный подходы в процессе самостоятельной деятельности курсанта военного вуза. Решается задача формирования профессионально-личностных компетенций выпускников в условиях цифровизации образования. Ограничениями являются условия творческого инновационного обучения. Выделены и обоснованы слагаемые педагогического потенциала, направленные на интенсификацию профессиональной подготовки в рамках развития субъект-субъектной модели самостоятельной деятельности и психофизической поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE INFOCOMMUNICATION PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY

The article studies the pedagogical potential of the infocommunication professional and educational environment of a military university in the design of cadets professional development nonlinear individual trajectories. The system-activity and competence-based approaches in the process of independent activity of a military university cadet are considered. The problem of graduates professional and personal competencies formation in the conditions of education digitalization is solved. The limitations are the conditions of creative innovative learning. The components of the pedagogical potential aimed at the intensification of professional training within the framework of the independent activity and psychophysical support subject-subject model development are identified and justified.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА»

УДК 378.14

ГРНТИ 14.35.07

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА

О.Н. СКЛЯРОВА, кандидат педагогических наук, доцент

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье проведено исследование педагогического потенциала инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды военного вуза при проектировании нелинейных индивидуальных траекторий профессионального развития курсантов. Рассмотрены системно-деятельностный и компетентностный подходы в процессе самостоятельной деятельности курсанта военного вуза. Решается задача формирования профессионально-личностных компетенций выпускников в условиях цифровизации образования. Ограничениями являются условия творческого инновационного обучения. Выделены и обоснованы слагаемые педагогического потенциала, направленные на интенсификацию профессиональной подготовки в рамках развития субъект-субъектной модели самостоятельной деятельности и психофизической поддержки.

Ключевые слова: инфокоммуникационная профессионально-образовательная среда, педагогический потенциал, самостоятельная деятельность, курсант, индивидуальная траектория.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE INFOCOMMUNICATION PROFESSIONAL

AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY

O.N. SKLYAROVA, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article studies the pedagogical potential of the infocommunication professional and educational environment of a military university in the design of cadets professional development nonlinear individual trajectories. The system-activity and competence-based approaches in the process of independent activity of a military university cadet are considered. The problem of graduates professional and personal competencies formation in the conditions of education digitalization is solved. The limitations are the conditions of creative innovative learning. The components of the pedagogical potential aimed at the intensification of professional training within the framework of the independent activity and psychophysical support subject-subject model development are identified and justified.

Keywords: infocommunication professional and educational environment, pedagogical potential, independent activity, cadet, individual trajectory.

Введение. Дальнейшее развитие современного общества однозначно связано с уровнем образования человечества. Однако, современная мировая система, с одной стороны, характеризуется быстрым темпом приращения знаний, а с другой стороны - ограниченными возможностями их усвоения человеком. Это противоречие определяет трансформацию в образовании от целей всестороннего развития личности к развитию ее потенциальных способностей на протяжении всего жизненного пути, базирующихся на саморегуляции и самообразовании индивида.

Смена приоритетов образовательной парадигмы диктует педагогическому сообществу новые требования, направленные на развитие и совершенствование качества подготовки

будущих специалистов, в том числе, и военных специалистов, составляющих определенный слой населения. Перспектива решения данной проблемы, по мнению специалистов, определяется потенциальными возможностями творческого инновационного обучения за счет изменения технологий обучения, реализующих развитие профессионально-личностных компетенций индивидуумов на основе модернизации процесса образования и дальнейшего развития самообразования. Анализ научной педагогической и психологической литературы показывает, что одним из возможных путей инновационного развития личности является организация самостоятельной деятельности обучающихся с опорой на проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста, в том числе, и военного [1-3].

Актуальность. Формирование технологического типа культуры в мировом сообществе обусловило дальнейшие разработки методологических основ проектной деятельности. Центральное место в этом процессе отводится творчеству педагога и привлечению инновационных подходов. При этом педагога наделили новым качеством -мыследеятельностью.

Динамика развития проектирования в рамках мыследеятельности отражается в научных трудах ряда отечественных ученых (О.И. Анисимов, И.В. Бестужев-Лада, О.С. Газман, Ю.В. Громыко, Г.Л. Ильин, Н.И. Лапин, Н.А. Масюкова, С.Н. Поздняк, В.М. Розин, В.И. Слободчиков, А.В. Хуторский, Н.Г. Шумова, С.Ф. Фролов, Н.Ф. Яковлева и др.) и просматривается поэтапно в формировании методологии сначала общественных систем, затем управленческих подходов в решении практических задач, и, наконец, в области образования. Метод проектов, как педагогическая технология, получил свое дальнейшее развитие: проектное обучение, проектное воспитание, проективное образование. В рамках компетентностного образования применение метода проекта однозначно поддержано ведущими дидактами и психологами. В итоге образовательная среда за счет интеграции проектной среды существенно расширяет функциональные возможности. Использование педагогического потенциала данной технологии позволяет осуществлять инновационные подходы при проектировании индивидуальных траекторий профессионального развития будущего военного специалиста. При этом роль диагностики в таком процессе существенно возрастает [4].

По мнению Ю.В. Громыко смена парадигмы образования привела к рождению научности проектно-программного типа [5]. Мы согласны с тем, что в условиях цифровизации образовательной системы проектирование и программирование составляют базу педагогической деятельности. Такой подход позволяет осуществлять на творческом методологическом уровне разработку, формирование и создание перспективных систем образования.

Анализируя требования Министерства обороны России к подготовке офицерского состава И.А. Алехин считает, что «необходимо готовить не узкопрофессионального специалиста, а офицера со свойствами многогранной и творческой личности, целостно воспринимающей окружающую действительность, способной активно действовать в профессиональной и социальной сферах» [6, с. 177]. Развивая понятие профессионального развития личности Н.В. Бордовская констатирует, что это «процесс целостного развития личности как активного участника профессиональной деятельности (в том числе активного на этапе профессионального выбора и подготовки), обусловленный социальной ситуацией, ведущей деятельностью и творческими возможностями самого индивида» [7, с. 31].

Государственные образовательные стандарты России, начиная с третьего поколения, определяют компетентностный подход в качестве основы обучения в отечественной системе военного образования. Планирование, организация и реализация самостоятельной деятельности курсантов становятся важнейшей задачей в инновационном процессе обучения военного вуза.

Это однозначно определяет и актуальность проблемы разработки концепции проектирования самостоятельной деятельности будущих военных специалистов в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде военного вуза в условиях цифровизации.

Цель работы состоит в исследовании педагогического потенциала инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды в процессе самостоятельной деятельности курсанта военного вуза.

В нашем исследовании под инфокоммуникационной профессионально-образовательной средой понимается специально организованная интегрированная среда, обеспечивающая доступ курсантов к общим и специальным информационным образовательным ресурсам военного вуза, содержащая многовекторный контент [8].

По нашему мнению, инфокоммуникационная профессионально-образовательная среда призвана обеспечивать:

а) реализацию условий для осознания курсантами особенностей будущей профессиональной деятельности;

б) акцентирование внимания на развитии профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией защитника отечества;

в) формирование высокого уровня развития профессионально важных качеств у каждого курсанта;

г) построение вариативных нелинейных индивидуальных траекторий профессионально-личностного развития курсантов в процессе самостоятельной деятельности в период обучения [9].

В итоге, формируемая среда военного вуза перестает быть жестко ограниченна рамками регламентирующего характера и позволяет оперативно применять трансформируемые инновационные формы обучения. Фактически инфокоммуникационная профессионально-образовательная среда военного вуза проявляет свойства внешней организующей силы, направленной на повышение эффективности профессионально-личностного становления курсанта и развития будущего военного специалиста - офицера Вооруженных сил России.

В такой обучающей среде инновационные формы обучения в военном вузе становятся инвариантными и доступными для оперативного изменения. Иначе говоря, это внешняя организующая сила, стимулирующая процесс профессионального обучения и развития будущего военного специалиста - офицера Вооруженных сил России.

На концептуальном уровне проектируемая инфокоммуникационная профессионально-образовательная среда военного вуза может обладать определенным педагогическим потенциалом в процессе реализации самостоятельной деятельности курсантов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Слагаемые педагогического потенциала инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды в процессе самостоятельной деятельности курсанта военного вуза

и

В рамках данных ограничений целесообразно выделить следующие слагаемые педагогического потенциала:

1) реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов;

2) возможность интенсификации процесса обучения курсантов;

3) мотивационная направленность самостоятельной деятельности;

4) организация индивидуальной и коллективной/групповой самостоятельной деятельности;

5) вариативность нелинейных индивидуальных траекторий профессионального развития;

6) дифференцированность содержания контента образовательного ресурса;

7) психофизическая поддержка самостоятельной деятельности;

8) возможность развития ролевой мобильности выпускника;

9) возможность достижения гарантированных профессионально-личностных компетенций.

Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов с системных

позиций обладает возможностью дальнейшей интенсификации процесса обучения курсантов, что однозначно определяет мотивационную направленность его самостоятельной деятельности.

Именно личностная мотивационная направленность ряда курсантов позволяет организовать на кафедре военно-учебного заведения индивидуальную и, как вариант, коллективную или групповую их самостоятельную деятельность, объединяемую по личностным интересам. Управление этой деятельностью возлагается на преподавателя.

Следует подчеркнуть, что понятие «личностная мотивированная направленность» иногда сопрягают с понятием «выбор». В переводе с французского данный термин означает «альтернатива». В подтверждении исследований Т.В. Машаровой установлено, что курсант на младших курсах в процессе анализа практической задачи выбора научного направления или тематики предполагаемой самостоятельной деятельности находится в условиях неоднозначности и неопределенности (множество альтернативных подходов, недостаточность уровня знаний и личностной подготовки) и принимает решение либо осознанно, либо случайно. Внешние условия вузовской среды и внутреннее состояние курсанта как индивидуума - краеугольные условия выбора одной из возможных альтернатив самостоятельной деятельности. При этом личностные качества курсанта являются доминирующими и основополагающими в действии.

В контексте самостоятельной деятельности курсантов Е.Н. Ермишкина выделяет три вида такой ситуации: ситуацию выбора деятельности, ситуацию планирования деятельности, ситуацию оценки и самооценки деятельности [10, с. 146].

Психологи выделяют ряд вариативных действий личности в рамках личностной мотивированной направленности [11]. К ним необходимо отнести следующую совокупность действий:

1) рациональный поиск решения;

2) эмоциональный поиск;

3) бессознательный поиск;

4) поиск знаков судьбы;

5) действенный поиск решений (пробы, испытания и т.п.).

Опираясь на базовый учебный и научный потенциал курсантов, допустима вариативность индивидуальных образовательных траекторий каждого в процессе личностной самостоятельной деятельности. Однако психофизические особенности курсантов однозначно влияют на нелинейный характер вариативных индивидуальных траекторий профессионального развития. Известно, что степень нелинейного процесса существенно увеличивает ее вариативность в рамках индивидуальных траекторий профессионального развития. Это определяет дополнительные требования к степеням свободы формируемой инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды военного вуза. Данные функции возлагаются на руководителя конкретного научного направления. Последнее требует обязательного наличия «субъект-субъектной» модели самостоятельной деятельности курсантов, что определяет возможность дальнейшего развития ее форм и методов.

Очевидно, что такое развитие предполагает дифференцированность содержания контента образовательного ресурса. Полнота и глубина данного направления определяются творческим потенциалом: возможностями преподавательского и научного состава военного вуза. В рамках субъект-субъектных отношений преподавателя и курсанта обязательна психофизическая поддержка самостоятельной деятельности с опорой на условия успешности. Курсант в процессе самостоятельной деятельности должен реализовывать план своей творческой работы в сочетании с определенными формами отчетности. Например, доклад достигнутых результатов на научном семинаре, конференции, участие в конкурсах МО РФ по итогам научной деятельности - все это определяет успешность самостоятельной деятельности курсанта. Следует отметить, что по нашим оценкам развитие творческого потенциала самостоятельной деятельности курсантов невозможно без дискуссионного уровня взаимодействия индивидуальных субъектов (преподавателя и курсанта/творческих коллективов), который реализует следующие возможности: формирование различных точек зрения и обмена мнениями по ним; конструктивное обсуждение методических подходов по научным задачам, их сравнительный анализ; выбор оптимального решения поставленных задач; поэтапный рост творческого потенциала.

Динамика развития самостоятельной деятельности курсанта на протяжении всего учебного процесса в военном вузе направлена на реализацию возможности развития ролевой мобильности будущего выпускника. Начиная с младших курсов, курсант поэтапно развивается, приобретает новые знания, умения, навыки - формируя профессионально-личностные компетенции. Это позволяет, опираясь на приобретенный опыт, двигаться по иерархической лестнице ролевых ситуативных условий как в рамках военного вуза («хорошист», «отличник», победитель олимпиады, конкурса и т.п.), так и в будущей, дальнейшей военной службе (командир отличного взвода, роты, наставник молодежи и т.д.).

Основные теоретические положения концепции проектирования самостоятельной деятельности будущих военных специалистов в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде направлены на реализацию возможности достижения гарантированных профессионально-личностных компетенций курсантским составом военно-учебных заведений. В данном случае мы понимаем, что каждая личность обладает некоторым личностным потенциалом, который в процессе самостоятельной деятельности курсанта должен быть гарантированно достигнут, но при этом допустимо и его превышение за счет профессионально-личностного развития на основе мотивационной целеустремленности. Следует отметить, что данное положение существенно зависит от уровня личностной составляющей подготовки преподавательского состава кафедр, их умения привлечь, заинтересовать, научить и развить личностный потенциал курсантов в процессе самостоятельной деятельности.

Тем не менее, решение сформулированных задач при проектировании нелинейных индивидуальных траекторий профессионального развития курсантов в рамках самостоятельной деятельности все-таки возлагается на преподавателя. Мы согласны с мнением И.Ф. Бережной, что преподаватель должен обладать: креативностью, мобильностью, психологической устойчивостью и готовностью к педагогической деятельности в переменных условиях и конкуренции, к выполнению различных функций и ролей в образовательном процессе военного вуза [12, с. 32]. Обоснуем выбор приведенных показателей личностной подготовки преподавательского состава кафедр военного вуза.

Креативность преподавателя означает его умение творчески организовывать и планировать активные методы взаимодействия индивидуальных субъектов в лице курсантов (творческих коллективов) по сформулированной тематике при проведении самостоятельной деятельности.

Под мобильностью преподавателя мы понимаем его умение и способность к трансформации состояния между сферами действия в учебном процессе, откликаться и перестраиваться в рамках личностной мотивированной направленности курсантского состава

военного вуза, адекватно учитывать психологический настрой субъект-субъектных отношений процесса взаимоотношений, выбирать рациональные формы и методы управления.

В условиях цифровизации военного образования приобретает особенную важность психологическая устойчивость преподавателя и готовность к педагогической деятельности в переменных условиях и конкуренции. (Мы не рассматриваем ограничения работы преподавателя в особых условиях). В военных вузах ежегодно администрацией составляются официальные рейтинги преподавательского и научного состава, а также имеют место и неофициальные рейтинги, составляемые курсантами. Критерии в рейтингах носят как деятельностный, так и психологический характер. Важно, чтобы совокупность критериев носила комплексный характер и отражала все сферы деятельности преподавателя, учитывая, в первую очередь, его должностные обязанности.

Очевидно, что конкурентоспособность преподавателя должна проявляться при выполнении различных функций и ролей в образовательном процессе военного вуза вне рамок прямых должностных обязанностей. Принято выделять три слагаемых личностных качеств: психологические, профессиональные и социальные. Прежде всего преподаватель должен быть носителем позитивных ценностей и духовного уровня, норм культурного взаимоотношения и поведения, образцом для подражания в профессиональной деятельности будущих военных специалистов, уметь организовывать ретроспективную творческую самостоятельную деятельность курсантов начиная с младших курсов, формируя личностный образовательный продукт и профессионально-личностную компетентность. Это позволяет создать условия для творческой самостоятельной деятельности курсанта военного вуза в период обучения, устойчивого взаимодействия индивидуальных субъектов (преподавателей и курсантов).

Практика показывает, что итоговый результат предполагает опору и на соответствующую учебно-материальную базу конкретного вуза, и на создаваемую инфокоммуникационную профессионально-образовательную среду.

В целом, основой такого конечного результата является реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов при организации самостоятельной деятельности курсантов военных вузов в рамках сформированной инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды.

Выводы. Формируемая инфокоммуникационная профессионально-образовательная среда в условиях цифровизации образования военного вуза должна являться специально организованной интегрированной средой, что позволит в рамках проектируемой инновационной самостоятельной деятельности курсантов обеспечить высококвалифицированную профессионально-личностную подготовку будущих военных специалистов.

Проектирование нелинейных индивидуальных траекторий профессионального развития должно учитывать психофизические особенности курсантов при планировании самостоятельной деятельности, т.к. однозначно присутствует нелинейное ее влияние на характер и степень вариативности траектории. Степень нелинейного процесса существенно увеличивает ее вариативность и улучшает показатели профессионально-личностных компетенций будущих военных специалистов.

На концептуальном уровне проектируемая инфокоммуникационная профессионально-образовательная среда военного вуза в рамках реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов обладает определенным педагогическим потенциалом и позволяет в процессе реализации мотивационной направленности самостоятельной деятельности курсантов: интенсифицировать процесс индивидуальной и коллективной/групповой деятельности; существенно увеличить степень вариативности нелинейных траекторий и дифференцированности содержания контента образовательного ресурса; реализовать возможности развития ролевой мобильности и психофизической поддержки самостоятельной деятельности; обеспечивать достижение гарантированных профессионально-личностных компетенций будущих военных специалистов.

Для повышения эффективности педагогического потенциала проектируемой инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды преподавательский состав военного вуза должен обладать рядом показателей личностной подготовки, среди которых выделены: креативность, мобильность, психологическая устойчивость и готовность к педагогической деятельности в переменных условиях и конкуренции, к выполнению различных функций и ролей в образовательном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зибров Г.В. Повышение эффективности военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в вузах Министерства обороны Российской Федерации: дис... д-ра пед. наук. Москва, 2004.

2. Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки специалистов в университетах США // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сб. науч. статей / под ред. И.Ф. Бережной. Вып. 3. Воронеж, 2009. С. 17-24.

3. Склярова О.Н. Психолого-педагогическая проблема самостоятельной деятельности обучающегося в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. Режим доступа: https:/www/science-education.ru/ru/artide/view?id=27168 (дата обращения 20.11.2020).

4. Ларина Т.В. Психолого-педагогические особенности мониторинга, диагностики и контроля в образовательном процессе вуза / А.В. Белошицкий, Т.В. Ларина // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 73-75.

5. Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. М.: Независимый Методологический Университет, 1992. 191 с.

6. Алехин И.А., Тренин И.В. Требования дидактических принципов при интеграции информационных ресурсов в образовательный процесс военного вуза / Мир образования -образование в мире. 2016. № 1. С. 176-187.

7. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 145. С. 28-43.

8. Склярова О.Н. Характеристика самостоятельной деятельности будущих военных специалистов в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29852 (дата обращения 18.01.2021).

9. Склярова О.Н. Самостоятельная деятельность - путь формирования профессионально-личностных компетенций курсантов военного вуза // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 6-2. С. 374-379.

10. Ермишкина Е.Н. Организация самостоятельной деятельности курсантов в условиях конструктивного педагогического взаимодействия // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 145-147.

11. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2002. 176 с.

12. Бережная И.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе проектирования индивидуальной траектории профессионального развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 30-34.

REFERENCES

1. Zibrov G.V. Povyshenie 'effektivnosti voenno-professional'noj podgotovki oficerskih kadrov v vuzah Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii: dis... d-ra ped. nauk. Moskva, 2004.

теория и методика профессионального образования

2. Berezhnaya I.F. Individual'naya traektoriya professional'noj podgotovki specialistov v universitetah SShA // Aktual'nye problemy obucheniya i vospitaniya shkol'nikov i studentov v obrazovatel'nom uchrezhdenii: sb. nauch. statej / pod red. I.F. Berezhnoj. Vyp. 3. Voronezh, 2009. pp. 17-24.

3. Sklyarova O.N. Psihologo-pedagogicheskaya problema samostoyatel'noj deyatel'nosti obuchayuschegosya v infokommunikacionnoj professional'no-obrazovatel'noj srede. ['Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. № 6. Rezhim dostupa: https:/www/science-education.ru/ru/article/view?id=27168 (data obrascheniya 20.11.2020).

4. Larina T.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti monitoringa, diagnostiki i kontrolya v obrazovatel'nom processe vuza / A.V. Beloshickij, T.V. Larina // Vysshee obrazovanie segodnya. 2011. № 5. pp. 73-75.

5. Gromyko Yu.V. Organizacionno-deyatel'nostnye igry i razvitie obrazovaniya. M.: Nezavisimyj Metodologicheskij Universitet, 1992. 191 p.

6. Alehin I.A., Trenin I.V. Trebovaniya didakticheskih principov pri integracii informacionnyh resursov v obrazovatel'nyj process voennogo vuza / Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016. № 1. pp. 176-187.

7. Bordovskaya N.V. Professional'no-lichnostnoe razvitie buduschego specialista kak psihologo-pedagogicheskaya problema // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2012. № 145. pp. 28-43.

8. Sklyarova O.N. Harakteristika samostoyatel'noj deyatel'nosti buduschih voennyh specialistov v infokommunikacionnoj professional'no-obrazovatel'noj srede // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. № 3. Rezhim dostupa: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29852 (data obrascheniya 18.01.2021).

9. Sklyarova O.N. Samostoyatel'naya deyatel'nost' - put' formirovaniya professional'no-lichnostnyh kompetencij kursantov voennogo vuza // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2020. № 6-2. pp. 374-379.

10. Ermishkina E.N. Organizaciya samostoyatel'noj deyatel'nosti kursantov v usloviyah konstruktivnogo pedagogicheskogo vzaimodej stviya // Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016. № 2. pp. 145-147.

11. Butenko A.V., Hodos E.A. Kriticheskoe myshlenie: metod, teoriya, praktika. M.: Miros, 2002.

176 p.

12. Berezhnaya I.F. Vzaimodejstvie prepodavatelej i studentov v processe proektirovaniya individual'noj traektorii professional'nogo razvitiya // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2012. № 1. pp. 30-34.

© Склярова О.Н., 2021

Склярова Оксана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, oxi_us@rambler.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.