Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая образовательная среда / инфокоммуникационная профессионально ориентированная среда / военное образование / военно-учебные заведения / digitalization / digital educational environment / infocommunication professionally-oriented environment / military education / military educational institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Ларина, О.Н. Склярова

В статье рассматриваются особенности перехода военных вузов на цифровое образование, анализируется современное состояние развития инфокоммуникационной профессионально ориентированной среды военно-учебного заведения в рамках цифровизации военного образования. Показано, что целью стратегии цифровизации военно-учебных заведений является решение задачи по дальнейшему развитию принципов смешанного обучения, достижению содержательного и персонифицированного профессионально-личностного обучения курсантов и слушателей в рамках развивающейся учебно-материальной базы военных вузов. Представлена динамика развития учебно-материальной базы на примере Военно-воздушной академии г. Воронежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Ларина, О.Н. Склярова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DIGITALIZATION PROCESS IN RUSSIAN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses features of transition of military universities to digital education, analyzes the current state of the infocommunication professionally-oriented environment development of a military educational institution within the framework of digitalization of military education. It is shown that the goal of the strategy of military educational institutions digitalization is to solve the problem of further development of the mixed education principles, to achieve meaningful and personalized professional and personal training of cadets and post-graduate student within the developing educational and material base of military educational institution. The article presents the dynamics of training and material base development on the example of the Air Force Academy in Voronezh. The authors conclude that the ministry of defense’s approach in the transformation of military education provides a guaranteed reduction in the risks of digitalization of educational programs in military specialties and specializations in the process of forming the professional and personal competences of future military specialists to independent activities in the troops on the basis of the gradual development of the training and material base.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ»

цита времени), когда выход из ситуации становится возможным только благодаря личностной мобилизации в виде активной рефлексии, противоречий между стереотипами опыта и требованиями ситуации. Перспективный вид личностной рефлексии диалогического обсуждения эталонных схем выступает, когда рефлексия позволяет соотносить собственный опыт инновационной деятельности в профессии с научными представлениями о развития отрасли или отдельных ее составляющих. Ретроспективный вид личностной рефлексии активизируется в процессе самоотчета согласно принятому решению. Однако при этом следует обращать внимание студентов на актуализацию не только ошибок, но и ситуаций собственного успеха, мотивировать их и предостерегать от снижения самооценки.

Таким образом, создание рефлексивной среды в учебном процессе вуза позволяет формировать у студентов профессиональную направленность, способствует формированию ценностных ориентаций, профессиональных позиций

Библиографический список

в соответствии с требованиями новой образовательной парадигмы. Тем самым происходит осознание возможности переноса рефлексивного опыта в профессиональную сферу В создании рефлексивной среды активной силой должен выступать преподаватель, он должен быть способным активизировать рефлексивно-инновационные процессы в мышлении, общении, деятельности студентов через активизацию собственных рефлексивных позиций; знакомить студентов со способами рефлексии разных видов учебно-профессиональной деятельности, в частности классической лекции, которая становится основой для генерирования инновационных идей без боязни критики и наказания за ошибку. При этом успешность партнерской деятельности преподавателя и студента зависит от умения педагога нивелировать статусные барьеры, поощрять студента к продуктивному диалогу. Рефлексивная среда способствует активизации общей деятельности не только личного опыта, но и опыта других участников, выступая перед нами как функция рефлексии во взаимодействии и кооперации.

1. Кант И. Критика чистого разума. Санкт-Петербург, 2005.

2. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография. Оренбург, 2014.

3. Тюков А.А. Фундаментальные законы образования человека. Рига, 2017.

4. Семёнов И.Н. Духовность и рефлексивность в становлении профессионала. Тамбов, 2017.

5. Степанов В.А. Педагогическая исследовательская рефлексия в системе формирования самооценочной деятельности будущего учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2007.

6. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. Москва, 2009.

7. Кулюткин Ю.К., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. Санкт-Петербург, 2012. References

1. Kant I. Kritika chistogo razuma. Sankt-Peterburg, 2005.

2. Sokolova L.B. Stanovlenie kul'turypedagogicheskojdeyatel'nosti uchitelya: monografiya. Orenburg, 2014.

3. Tyukov A.A. Fundamental'nye zakony obrazovaniya cheloveka. Riga, 2017.

4. Semenov I.N. Duhovnost'irefleksivnost' vstanovleniiprofessional. Tambov, 2017.

5. Stepanov V.A. Pedagogicheskaya issledovatel'skaya refleksiya v sisteme formirovaniya samoocenochnoj deyatel'nosti buduschego uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2007.

6. Vul'fov B.Z., Har'kin V.N. Pedagogika refleksii. Moskva, 2009.

7. Kulyutkin Yu.K., Mushtavinskaya I.V. Obrazovatel'nye tehnologii i pedagogicheskaya refleksiya. Sankt-Peterburg, 2012.

Статья поступила в редакцию 29.10.20

УДК 378.1

Larina T.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Educational Scientific Center of the Air Force "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh, Russia), E-mail: tanialar2008@yandex.ru

Sklyarova O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Educational Scientific Center of the Air Force "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh, Russia), E-mail: tanialar2008@yandex.ru

FEATURES OF DIGITALIZATION PROCESS IN RUSSIAN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article discusses features of transition of military universities to digital education, analyzes the current state of the infocommunication professionally-oriented environment development of a military educational institution within the framework of digitalization of military education. It is shown that the goal of the strategy of military educational institutions digitalization is to solve the problem of further development of the mixed education principles, to achieve meaningful and personalized professional and personal training of cadets and post-graduate student within the developing educational and material base of military educational institution. The article presents the dynamics of training and material base development on the example of the Air Force Academy in Voronezh. The authors conclude that the ministry of defense's approach in the transformation of military education provides a guaranteed reduction in the risks of digitalization of educational programs in military specialties and specializations in the process of forming the professional and personal competences of future military specialists to independent activities in the troops on the basis of the gradual development of the training and material base.

Key words: digitalization, digital educational environment, infocommunication professionally-oriented environment, military education, military educational institutions.

Т.В. Ларина, д-р пед. наук, зав. каф, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: tanialar2008@yandex.ru О.Н. Склярова, канд. пед. наук, доц., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: tanialar2008@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

В статье рассматриваются особенности перехода военных вузов на цифровое образование, анализируется современное состояние развития инфоком-муникационной профессионально ориентированной среды военно-учебного заведения в рамках цифровизации военного образования. Показано, что целью стратегии цифровизации военно-учебных заведений является решение задачи по дальнейшему развитию принципов смешанного обучения, достижению содержательного и персонифицированного профессионально-личностного обучения курсантов и слушателей в рамках развивающейся учебно-материальной базы военных вузов. Представлена динамика развития учебно-материальной базы на примере Военно-воздушной академии г Воронежа.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая образовательная среда, инфокоммуникационная профессионально ориентированная среда, военное образование, военно-учебные заведения.

Развитие Вооруженных Сил Российской Федерации в интересах национальной безопасности страны требует дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки выпускников военных вузов к самостоятельной деятельности в качестве будущих военных специалистов. Поставленная задача

предопределяет приоритетность поэтапного формирования профессионально-личностной компетентности курсанта в период его обучения, которая базируется на становлении его самостоятельной деятельности. При этом центральное место в образовательном процессе военного вуза должна занимать стратегия

опережающей подготовки таких кадров, основу которой составляет интенсификация учебного процесса. В целом процесс обучения в военном вузе направлен на познание профессии будущих военных специалистов. В 2016 году был дан старт реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [1]. Он направлен на создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2] фактически определяет пространственный вектор совершенствования и развития инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды военного вуза, позволяющего формализовать концептуальную модель самостоятельной деятельности будущих военных специалистов и обеспечить интенсификацию процесса подготовки высококвалифицированных профессиональных военных кадров [1].

Формирование инфокоммуникационной профессионально ориенти рован-ной среды военно-учебного заведения в рамках цифровизации военного образования предопределяет некоторый экономический базис, который формируртвяв рамках бюджета страны. Военно-учебные заведения России относятся к категории казенных организаций, что ограничивает поступление финансовых ре ср|вссв вне государственного бюджета, выделяемого для Министерства обороны. Поэтому прогнозирование направлений развития инфокоммуникационной првфес-сионально ориентированной среды и тенденций содержания технологических изменений невозможно без анализа динамики фактического состояния соответствующей учебно-материальной базы военных вузов России и экономических форм цифровизации.

Российская система образования традиционно является консервативным социальным институтом со временем интеграции. Это позволяет избежавасе-рьезных просчетов при ее трансформации, связанных с переходом на новые образовательные стандарты. Тренды обновления системы военного образования однозначно связаны с развитием экономики страны и вопросами ее безопасности. Решение их прогностической составляющей на современном этапе досри-гается за счет реализуемых в вузах страны вариаций инновационных подходов. Многообразие инновационных подходов позволяет в рамках нормапьногорас-пределения трендов находить рациональные составляющие дальнейшегоааз-вития образовательных структур в рамках национальной программы цифриваза-ции. Общепринято считать, что границ цифровизации практически не суще ствуат. Это вызывает определенную обеспокоенность государственных образовательных структур, в том числе и МО РФ. Обладать критериальными составляющиас данного процесса призвана разработанная Концепция развития управления и регулирования в рамках национальной программы «Цифровая экономиквРом сийской Федерации» [4].

Следует отметить, что Министерство обороны РФ сумело пред варена данное положение и предприняло шаги к реформированию военного профессионального образования путем интеграции родственных военно-учебн схза-ведений. Так, например, Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина объединила профильные военные вузы Иркутска, Ставропоня в Воронежа, дислоцируясь в г. Воронеже. Возросший суммарный педагогический и научный потенциал новой академии позволил более эффективно использовать значительно обновленную творческую энергию профессорско-преподавательского состава, условия и возможности для раскрытия талантов курсантов-слушателей в процессе их самореализации. Практически переходный процесс обновления новой образовательной структуры закончился в год столетсяоб-разования Военно-воздушной академии. Академия подтвердила свой высокий статус достижениями в педагогическом и научном плане, занимая лидирующос позиции в министерстве на протяжении ряда последних лет. Тем не менее современные темпы развития оборонного потенциала страны определяют несб-ходимость поиска новых современных практик для развития образовательных программ в интересах подготовки высококвалифицированных военных кадров, обладающих профессионально-личностными компетенциями. Однако это не обнуляет в образовательном процессе принципы смешанного обучения в военном вузе интегрированного типа. На наш взгляд, наоборот, цифровизация образовательных технологий позволит углубить персонализацию обучения, возможность более широкого выбора курсантами вариативных индивидуальных траекторий, направленных на достижение гарантированного уровня обучения, формирования профессионально-личностных компетенций. Психологи и педагоги считают что именно личностный контакт педагога и курсанта позволяет строить самые эффективные «субъект-субъектные» отношения [5].

Для исключения ошибок в ходе развития цифровизации высшего военного образования, связанных с внедрением моделей дешевого и некачественного контента, характерного для начального этапа цифровизации образовательных структур за рубежом, Министерством обороны России определена стратегия цифровизации военно-учебных заведений. Целью данной стратегии является решение задачи по дальнейшему развитию принципов смешанного обучения, достижению содержательного и, с гарантированным качеством, персонифицированного профессионально-личностного обучения курсантов и слушателей в рамках развивающейся учебно-материальной базы военных вузов. На наш взгляд, именно смешанное обучение наиболее приемлемо в военно-учебных заведениях страны и имеет перспективу дальнейшего развития. Это определяется пре-

жде всего спецификой подготовки будущих военных специалистов, призванных использовать в служебной профессионально-личностной деятельности знания закрытого характера, приобретенные навыки и умения, способности учитывать проявление психологических факторов военной среды.

Данный подход позволяет наиболее эффективно использовать психологическую составляющую процесса профессионального обучения курсантов за счет вовлечения в этот процесс психофизической составляющей педагога и курсанта [6]. Опрос преподавателей академии позволил установить, что эмоциональный настрой преподавателя, поддержанный многообразием новых информационных технологий, способами работы с информацией и формами ее организации в сДюрмиюованнойинфовоумусикациоона- профессносалвеодваеют-аоваасой среде военного вуза, позволяет повысить усвоение учебного материала по тех-нтчеакнмдикцсаланоаOoлрeаeм гаВ^ОУо^ааса^т оДрасной реакции куасюсва. Вполне понятно, что это не предел. Перспектива определяется совершенство-вртиеспдвфтссиональной реауподготоави пррфессоpвl<0-пвeп0ДaвaтeлР0квгд состава академии с учетом цифровизации развивающейся учебно-материальной аазываенных врзов.

Очевидно, что создание такой учебно-материальной базы потребует ааавитеаьныхсерваратальнук ксуиoaльваlаолажeaиквeоивфаecаpдктаpй: создание локальных информационных сетей, снабженных современной вы-аиeлинрлвнвссeонокой иобсал икееерв-фессионального программного обеспечения и специальной службы поддержки инфофмационаых сатей в межв^нвскоеиуфармаци-

онное пространство; формирование электронных библиотек с образователь-н ымаФстeаиовaмипытcщмапааиРыьтocояу о—мтноя, ваом чств вмздщнкв современных электронных учебников и учебных пособий, онлайн-курсов и методнсесаих 1ааое|аиалоа. унсерорно,ото межд^а^дасяв^асийсвар^аи-тика университетов в деле создания онлайн-курсов по целевому предназна-чдную аасматс^^с^т двн№<всда. щомвос сворона, г эво щмсаовыемтд|аытые онлайн-курсы (МООС), которые доступны всем заинтересованным лицам, а с мДугой сио|еомы - змкса1аыеоедаан-аурсв1 -ыбфC),мpиднтирввавныдннст<юго ограниченный профессиональный круг лиц. Портал Министерства науки и выс-шегообразования РФ «Соо°рменнаяцифроваяоброзовательная средр 6ф-в нaатнкщeмврамямбуйкемиидет б стнуытвм аосиуер 1й 560 oнмaао-кдpcнкИЗ вeвyмкдвазoнcтаины с исиолвм втоиесевыкн ыб олст-^с^^1\к [х].Д^и< ныноoзaфыаыaрнлaан-мyкаaм в ^■^ктсой^е^итв Ври эаом если

для открытых онлайн-курсов доступны интернет-ресурсы, то для курсов вида МООФ ИФeюаыpктвпвкУламыc их ушлeнвllаонcнвocсpaнрвиаlс.

В МО РФ эту задачу возлагают на специальные закрытые информационные ксеалсс кидирувaеуeф кок^^зымн^^о тиав,

каналов требует серьезных капитальных финансовых вложений. При этом зада-за у нивдрсксьв^К^ д остапеорти-онаеотаввак их сттясаешметсо я уте мвнмдвкнис соответствующих технических требований, в частности использования программ ШеnRпvMшрkФO¡аe и SuнЮavTаs-Mff¡сеУ—ттс-беннрсбям ссидаетоавосаи: и^т^а-итивность навигации, обеспечивающей быстрый поиск требуемой информации, мгвоврнньр пдр^^^о к новой теме или учебному вопросу; возможность фиксирования курсанта в образовательном пространстве контента; наличие двусто-роннргосрарвого взаимодеастаия преподавареля снотсаавроп.Припосароении моделей «цифрового» контента следует реализовывать принципы, приведенные ра рас.! Oaвывффнpeаци хо^^н^ы^^ тря г-урвы, бвъщд и^^евб^^ г^щя г paкeуам-нотипности, и интуитивно понятны.

вквepзвaтФяачeOаo-мaоeтрaдуеoC 6ксЫ.ыдсоммвркммик эмоку поступления оргтехники (ПЭВМ, ноутбук, нетбук, мультимедиа проектор, принтер, скинер, мфуеввдзмсмф рЩ зд после-аре деояпмлдтие ни пнкмдвe ^(рквоммг душной академии. Статистическая информация о поступлении оргтехники пред-атaтлcaогиитофaммшlCйсaреpнмPДД но х,ммимми

Рис. 1. Принципы реализации модели «цифрового» контента

Формирование инфокоммуникационной профессионально ориентированной среды военно-учебного заведения невозможно бе соответствующего ин-

струментария в виде персональных вычислительных средств: ПЭВМ.ноутб^ов и нетбуков (рис. 2).

У 32У T

V

1

................... У = 355,9i; ,21x

L la 1 1 1: . « = ■0:3 и....

I ПЭВМ Экспоненциальная(ПЭВМ)

I Ноутбук, нетбук

■ Экспоненциальная (Ноутбук. нет£>ук;

Рис.2.Поступление оргтехники:ПЭВМ,ноутбук, нетбук

Поступление средств вычислительной техники в первой половине исходного десятилетия ознаменовано доминирующим наличием персо- 250 нальных компьютеров (ПЭВМ), основное предназначение которых - со- 200 здание развернутой сети компьютерных классов на каждой кафедре академии. Фактически, на начало 2015 года каждый кафедральный ком- 150 пьютерный класс был оснащен 10-15 стационарными ПЭВМ. На про- 100 филирующих кафедрах академии по согласованию с руководством были созданы по два компьютерных класса. Кроме этого, и преподавательский 50 состав был полностью обеспечен соответствующими вычислительными 0 средствами, что дало мощнейший толчок в освоении профессорско-преподавательским составом новейших IT-технологий, разработки электронного контента учебных дисциплин созданием электронных учебных пособий и учебников, различных презентаций. Дальнейшее оснащение учебных аудиторий и специализированных классов средствами вычислительной техники, мультимедийными проекторами и электронными досками определили высокую динамику процесса внедрения IT-технологий в учебный процесс. Интеграция средств вычислительной техники в рамках единого информационного пространства вуза определила новый, качественный скачок и начало процесса цифровизации военного образования в целом. Для организации выхода постоянного и переменного состава академии в интернет-пространство были открыты специализированные абонентские пункты, доступ к которым регламентируется соответствующим руководящимидокументамиМоРФ.

Следует отметить, что параллельно в военные вузы поступали ноутбуки. На них возлагалась дополнительная задача по внедрению новейших IT-техно-логий в образовательный процесс, где аудиторный фонд не в полной мере был укомплектован стационарными ПЭВМ. Как видно из анализа статистического распределения, линия тренда для ПЭВМ носит убывающий экспоненциальный характер. Начиная с 2015 года, возросли поставки ноутбуков и нетбуков. Линия тренда для этой группы средств вычислительной техники носит возрастающий экспоненциальный характер. Следует отметить, что за последние три года сильно увеличились поставки в военные вузы страны нетбуков с операционной системой LINUX. Активизация поставок таких мобильных средств вычислительной техники направлена на дальнейшее развитие информационных систем военно-учебных заведений. Такой подход позволил факультетам обеспечить курсантов выпускных курсов персональными вычислительными средствами при разработке выпускных квалификационных работ Это определило в академии новый качественный уровень учебного процесса - формирование инфокоммуникационной профессионально ориентированной среды, реализующей модульность, гибкость и адаптируемость, интегрируемость и асинхронность, массовость и возможность индивидуализации обучения, а также самостоятельную деятельность курсантов и слушателей по всем специальностям и специализациям. Формирование каче-

Библиографический список

ственной стороны смешанныхформ обученияввоенно-учебном заведении призваны обеспечить устройства типа мультимедийных систем, сканеров, принтеров и ММФ(рзе.З)'

Вначяло анавизирвемего дфсноееесиязылеоерев о мельвимеечйвмссрсдем былв крмричлснчо,чтомо преинеФмо ее I ссри^есрне иепосвиввк.Это был эеан широксго кчядоеввя оовыхПЧеехело-исооНразмнасраьныйифацеср впмнных вузов. По мере укомплектованности аудиторного фонда академии тренд поста-иок р.^дапьныачс^роны р

стаоистзсе сослоьок зсвФсмлдьие тв и годасвязмзысразьитиемоисРво-ыеоерр-альной базы академии и вводом в строй новых аудиторных фондов. Формиро-ьание ррабна-метовичсеиих кolснлзкcовоpaмвту ^вбчогопрацеси авадемии оызлoженонaснeзьфизecкеш нес нвку - зpинзесеl, сзане-ы и MФЫ.Oчсвианл, что внутренний документооборот военного вуза в целом возможен в рамках его нифopмaциoннo-ма^змyкмкхрконрысрнтыз.(рмоaрo, очрpываоcеeиифииy рзхо-ноции невннoвЗЧебныxнеорденфй, Фнхзвзеaзoвocрlинезмoжнмю удсыовиоств учебных территорий, передача информации ограниченного доступа по открытым мнфопмзсзoннб-квммpникaциoкным сетям недопустима. Кроме того, органи-

ll ll il ■

■ Мультиедийные системы I

• Линейная (Мультиедийные системы) ■

I Принтер, сканер, МФУ ■ Линейная (Принтер, сканер, МФУ)

Рис.З.Поступлениеоргтехники: мультимедийныесистемы,сканер, принтер, МФУ

зация образовательного процесса период военных действий невозможна без наличия твердых копий соответствующих документов. Как видно из анализа динамики поставок техники копирования и размножения документов, тренд носит убывающий характер. Это связано с тем, что поставки сетевых устройств такого типа резко уменьшились из-за снижения потребности в них в связи с достаточной укомплектованностью кафедр и подразделений академии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Реализуемый Министерством обороны подход в трансформации военного образования обеспечивает гарантированное снижение рисков цифровиза-ции образовательных программ по военным специальностям и специализациям в процессе формирования профессионально-личностных компетенций будущих военных специалистов к самостоятельной деятельности в войсках на основе поэтапного развития учебно-материальной базы.

2. Военное образование в России устойчиво и целенаправленно трансформируется по пути дальнейшего внедрения электронного обучения и новейших информационных технологий в рамках цифровизации развивающей учебно-материальной базы военных вузов и совершенствования профессиональной переподготовки профессорско-преподавательских кадров.

3. На ближайшее время следует прогнозировать дальнейшее развитие смешанной системы обучения в военно-учебных заведениях страны, основанной на трансформации характера межличностных коммуникаций на уровне субъект-субъектных отношений в образовательном процессе между преподавателем и курсантом и проявления психологических факторов военной среды.

1. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации. Приоритетный проект (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол № 9 от 25.10.2016). Available at: http://ivo.garant.ru/#/doclist/13665

2. Цифровая экономика Российской Федерации. Национальная программа, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г № 1632-р. Available at: https://base.garant.ru/71734878

3. Склярова О.Н. Концептуальная модель проектирования самостоятельной деятельности будущих военных специалистов в условиях инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018; № 2: 88 - 92.

4. О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г № 1030. Available at: http://base.garant.ru/71755404

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие. Москва, 2002.

6. Ларина Т.В., Неровная Н.А., Калгина Е.А. Повышение качества обучения курсантов военных вузов с учетом гендерного подхода. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 252 - 254.

7. Современная цифровая образовательная среда в РФ. Портал Министерства науки и высшего образования РФ. Available at: https://online.edu.ru/public/promo

References

1. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii. Prioritetnyj proekt (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, protokol № 9 ot 25.10.2016). Available at: http://ivo.garant.ru/#/doclist/13665

2. Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii. Nacional'naya programma, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r. Available at: https://base.garant.ru/71734878

3. Sklyarova O.N. Konceptual'naya model' proektirovaniya samostoyatel'noj deyatel'nosti buduschih voennyh specialistov v usloviyah infokommunikacionnoj professional'no-obrazovatel'noj sredy. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2018; № 2: 88 - 92.

4. O sisteme upravleniya realizaciej programmy «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii». Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 avgusta 2017 g. № 1030. Available at: http://base.garant.ru/71755404

5. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.

6. Larina T.V., Nerovnaya N.A., Kalgina E.A. Povyshenie kachestva obucheniya kursantov voennyh vuzov s uchetom gendernogo podhoda. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 252 - 254.

7. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v RF. Portal Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF. Available at: https://online.edu.ru/public/promo

Статья поступила в редакцию 02.11.20

УДК 371

Madaev U.M., postgraduate, Department of Decorative and Applied Arts, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: radjabov-izo@mail.ru

CREATIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN FORMATION WITH USING DECORATIVE AND APPLIED ARTS. The article examines various aspects of primary school children creative activity organization process with using decorative and applied arts. The first part of the article examines the state of modern Russian society and, in particular, the system of primary general education, on the basis of which it is concluded that there is a need for a wider arts and crafts introduction in the primary schools educational process. Special attention is paid to the development of this aspect of the educational process in the Republic of Dagestan. Its cultural environment can provide a wealth of material for study. The researchers study a set of pedagogical conditions that make it possible to effectively primary school students development by with decorative and applied arts. The process of studying decorative and applied arts is considered as introducing younger students to the universal through the national.

Key words: decorative and applied arts, formation of creative activity, primary school students, art lessons in primary school.

У.М. Мадаев, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: radjabov-izo@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В настоящей статье подвергаются рассмотрению различные аспекты процесса организации творческой деятельности младших школьников с использованием декоративно-прикладного искусства. В первой её части исследуется состояние современного российского общества, в частности системы начального общего образования, на основании чего делается вывод о необходимости более широкого внедрения занятий декоративно-прикладным искусством в образовательный и воспитательный процесс начальной школы. Особое внимание уделяется развитию данного аспекта образовательно-воспитательного процесса в Республике Дагестан, культурная среда которой может предоставить богатейший материал для изучения. Далее исследуется комплекс педагогических условий, делающих возможным эффективное развитие творческой сферы учащихся начальной школы средствами декоративно-прикладного искусства. Процесс изучения декоративно-прикладного искусства рассматривается как приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям через национальные.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, формирование творческой деятельности, младшие школьники, уроки изобразительного искусства в начальной школе.

В русле метаморфоз, на протяжении последних трёх десятилетий фиксирующихся в системе современного отечественного образования, особую актуальность приобретает развитие всесторонней творческой личности [1 - 15]. Для современной стадии развития российского социума, как известно, характерен плюрализм социальных ориентиров. Подобная разноречивость представлений об окружающей общественной и культурной действительности сочетается с доступом к практически неограниченным объёмам информации, порождающим иллюзию осведомлённости у современных учащихся начальной школы. Охарактеризованная тенденция делает весьма актуальными педагогические поиски цельности и различные формы упорядочения наличествующих у ребёнка знаний [7]. С учётом подобных факторов у современного педагога начальной школы возникает необходимость обратиться к историческому прошлому. Это помогает осмыслить педагогический процесс в сложной взаимосвязи и взаимовлиянии особенностей современного этапа развития образования и тенденций прошлых лет, которые внесли свой достойный вклад в становление отечественной системы образования [2].

В такой обстановке изучение проблем приобщения школьников, в т.ч. младших, к культуре, к произведениям декоративно-прикладного искусства приобретает определённую важность [6; 10; 11; 13; 14]. При этом достаточно остро встают вопросы, касающиеся влияния декоративно-прикладного искусства на развитие художественного творчества учащихся, а также привития школьникам желания приобщиться к национальной художественной культуре.

В свою очередь, одним из наиболее эффективных путей достижения данного личностного результата является изучение народного искусства. Инноваци-онность и традиционность, креативность и устремленность в перспективу развития делают этот феномен важной составляющей социальной и культурной жизни современного общества (табл. 1.) [4, с. 45].

Изучение декоративно-прикладного искусства, в т.ч. на ступени начального общего образования, будет способствовать расширению и дальнейшему развитию у учащихся духовных потребностей, а также будет закладывать основы художественных представлений о народном фольклоре, художественных традициях своего народа [14].

Изучение декоративно-прикладного искусства также способствует развитию у учащихся младшей школы нравственности и морали, патриотизма и граж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного общества

Функции декоративно-прикладного искусства Краткая характеристика функций

Историко-социальная Представляя собой продукт социально-исторического развития, народное творчество связано с известным слоем культурных традиций

Интеграция в окружающую среду По мере сближения мастера декоративно-прикладного искусства с природной средой ему становится ближе коллективный опыт хранения традиций, в его творчестве ярче и сильнее выражается народный характер

Бытовая Важной составляющей декоративно-прикладного искусства является его функциональная составляющая, также обусловливающая необходимость его произведений [10]

данственности. Приобщение к народной художественной культуре благотворно действует на процесс формирования морально-нравственных качеств. В этой связи вполне закономерным выглядят высказывания ряда авторов об огромном воспитательном потенциале народного декоративно-прикладного искусства в процессе формирования личности младшего школьника [13].

При этом приходится констатировать, что в современной системе начального общего образования образовательный и воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного искусства реализуется недостаточно [6, с. 76]. Прежде всего, это объясняется отсутствием целенаправленного использования декоративно-прикладного искусства в целях организации творческой деятельности младших школьников. Следовательно, необходимо расширять использование декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе. При этом необходимо учитывать «гармоничное сочетание региональных и национальных традиций, а равно общепедагогические требования» [5, с. 12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.