УДК 378.146:358.4 ББК 74.480 Е 27
Ю.Л. Евтушенко
Кандидат исторических наук, доцент кафедры тактики и общевоинских дисциплин Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова; E-mail: [email protected]
С.Н. Сирик
Кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры тактики и общевоинских дисциплин Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова; E-mail: Siriksn@ mail.ru
А.П. Линник
Кандидат военных наук, доцент кафедры тактики и общевоинских дисциплин Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова; E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ
(Рецензирована)
Аннотация. В настоящее время развитие российской системы военного образования во многом определяется идущими в нашей стране процессами демократизации, гуманизации, стандартизации, информатизации, цифровизации и техноло-гизации. Основным критерием качества образовательной деятельности военных вузов становится выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов. Однако с внедрением в практику военных вузов требований к реализации ФГОС ВО и сокращением количества времени, выделяемого на обучение курсантов военно-профессиональным дисциплинам, появилась необходимость в разработке новых подходов к организации военно-профессиональной подготовки. В сложившейся ситуации проведение исследований, направленных на оптимизацию профессиональной подготовки курсантов военных авиационных вузов, приобретает особую актуальность. Оптимизация военно-профессиональной подготовки в настоящее время является одной из значимых проблем военного образования. Её смысл заключается в приведении образовательного процесса к наилучшим качественным показателям результативности посредством целенаправленного педагогического воздействия на его базовые параметры и показатели. Для выявления перспективных направлений оптимизации нами изучена структура и функциональные компоненты сложившейся педагогической системы военно-профессиональной подготовки, вскрыты её недостатки, показаны достоинства. В ходе опытно-экспериментальной работы, проведённой в 2016-2020 учебных годах на базе Краснодарского ВВАУ лётчиков, было установлено, что реализация в модели всех требований к уровню подготовленности курсантов является основой для эффективной организации учебного процесса по военно-профессиональной подготовке будущих военных авиационных специалистов.
Ключевые слова: педагогическая система, модель оптимизации, военно-профессиональная подготовка, курсанты военных вузов.
Yu.L. Evtushenko
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Tactics and Basic Military Disciplines, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov; E-mail: Evtuchenko_ [email protected]
S.N. Sirik
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Tactics and Basic Military Disciplines, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov; E-mail: [email protected]
A.P. Linnik
Candidate of Military Sciences, Associate Professor of the Department of Tactics and Basic Military Disciplines, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov; E-mail: [email protected]
MODEL DESIGN FOR OPTIMIZATION OF TRAINING SYSTEM FOR MILITARY AVIATION UNIVERSITY CADETS
Abstract. At present, the development of the Russian system of military education is largely determined by the processes of democratization, humanization, standardization, informatization, digitalization and technologization in our country. The main criterion for the quality of educational activities of military universities is the fulfillment of the requirements of the Federal State Higher Education Standard (FSHES) and the Qualification Requirements for Military Professional Training of Graduates of Military Universities. However, there is a need to develop new approaches to the organization of military professional training due to the introduction in the practice of military universities of requirements to implement the FSHES and because of a reduction in the amount of time allocated for training students in military professional disciplines. In the current situation, research aimed at optimizing the professional training of cadets of military aviation universities is gaining special relevance. The optimization of military vocational training is currently one of the significant problems of military education. Its meaning is to bring the educational process to the best quality indicators of performance through a focused pedagogical impact on its basic parameters and indicators. To identify promising areas of optimization, we studied the structure and functional components of the existing pedagogical system of military professional training, revealed its shortcomings, and showed the advantages. During the experimental work carried out in 2016 through 2020 on the basis of the Krasnodar Higher Military University of Pilots, it has been established that the implementation in the model of all requirements for the level of training of students is the basis for the effective organization of the educational process for military-professional training of future military aviation specialists.
Keywords: pedagogical system, optimization model, military-professional training, cadets of military universities.
Возрастание роли офицерских кадров в эффективности выполнения боевых задач авиации обусловливается рядом причин, связанных с изменениями международной обстановки и концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-воздушных
сил РФ (ВВС РФ) в частности, совершенствованием структуры и задач объединений, соединений и частей ВВС, переходом к новым принципам комплектования личным составом, поступлением на вооружение частей современной авиационной техники. Профессия офицера относится к
группе, требующей высокой профессиональной компетентности, в которой трудно заранее запрограммировать все виды профессиональной деятельности, а степень выполнения профессиональных обязанностей определяется наличием высокого уровня военно-профессиональных компетенций, творческих способностей, высокой ответственности, умения работать в сложных условиях боевой обстановки. Поэтому для обеспечения профессионального соответствия офицеров-выпускников требованиям войск необходим комплексный подход к организации учебного процесса в военном вузе, направленный в первую очередь на формирование профессионализма военного специалиста. При этом в организации учебного процесса необходимо учитывать, что государственный заказ формируется на фоне большого реального некомплекта офицеров [1].
Все это предъявляет повышенные требования к уровню сформиро-ванности профессионально-важных качеств, необходимых офицеру с самого начала самостоятельной военно-профессиональной деятельности в войсках. Эти качества в основном формируются в процессе изучения военно-специальных, военно-технических, тактических и общевоенных дисциплин в военном вузе. В дальнейшем обучение по указанным группам дисциплин будем называть военно-профессиональной подготовкой (ВПП).
В научной литературе имеется ряд фундаментальных исследований, посвящённых различным аспектам проблемы организации учебно-воспитательного процесса в вузе (А.А. Аристова, С.И. Архангельский, А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин, В.А. Якунин и др.), в частности, по особенностям организации военно-профессиональной подготовки в военных вузах (А.В. Барабанщиков,
М.А. Вознюк, Я.С. Ицхоки, Э.Н. Ко-ротков, П.А. Корчемный, В.С. Красавцев, Ф.П. Тонких и др.). Проблеме проектирования профессиональной деятельности посвящены научные труды О.С. Анисимова, B.C. Безру-ковой, В.П. Беспалько, В.В. Гузеева,
A.Т. Глазунова, Е.С. Заир-Бека,
B.В. Краевского, А.И. Нижникова, В.М. Монахова, В.И. Слободчикова и др.
В настоящее время развитие российской системы военного образования во многом определяется процессами гуманизации, стандартизации, информатизации, цифровизации и технологизации. Основным критерием качества образовательной деятельности становится выполнение требований государственного образовательного стандарта.
Однако с внедрением в практику военных вузов требований к реализации Государственного образовательного стандарта ВО и сокращением количества времени, выделяемого на обучение курсантов военно-профессиональным дисциплинам, появилась необходимость в разработке новых подходов к организации военно-профессиональной подготовки. Результаты анализа отзывов из войск на выпускников Краснодарского ВВАУ лётчиков за последние четыре года показывают, что училище не в полной мере обеспечивает профессиональное соответствие офицеров-выпускников быстро изменяющимся требованиям к военно-профессиональной деятельности в частях ВВС РФ. В то же время в вузе отсутствует научно обоснованный подход к организации военно-профессио-нальной подготовки курсантов в условиях значительного дефицита времени, отводимого на неё учебными планами и программами, разработанными на основе Государственного образовательного стандарта высшего образования.
В сложившейся ситуации проведение исследований, направленных на оптимизацию профессиональной подготовки курсантов военных
авиационных вузов, приобретает особую актуальность. Оптимизация военно-профессиональной подготовки в настоящее время является одной из значимых проблем военного образования. Её смысл заключается в приведении образовательного процесса к наилучшим качественным показателям результативности посредством целенаправленного педагогического воздействия на его базовые параметры и показатели [2, 3]. Темпы прироста научно-технической и учебной информации, усложнение авиационной техники, сокращение норм учебного времени в образовательных стандартах на ее изучение и усвоения курсантами актуализируют поиски педагогическими коллективами военных вузов авиационного профиля путей оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Под оптимизацией военно-профессиональной подготовки будущих военных лётчиков нами понимается целенаправленная деятельность педагогического коллектива военного вуза, обеспечивающая разработку и реализацию наиболее эффективных, по сравнению с общепринятыми, педагогических форм, методов и содержания обучения и профессионального воспитания, которые способствуют достижению курсантами высокого уровня военно-профессиональной готовности. В ходе исследования нами установлены критерии оптимизации военно-профессиональной подготовки курсантов военного вуза включающие:
а) новизну процесса построения военно-профессиональной подготовки, целесообразность её логики, структуры и содержания;
б) качество военно-профессиональной подготовки будущих военных летчиков, обеспеченное без превышения нормы времени, учебного плана вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Для выявления перспективных направлений оптимизации нами изучена структура и функциональные
компоненты сложившейся педагогической системы военно-профессиональной подготовки, вскрыты её недостатки, показаны достоинства. На основе анализа служебной деятельности офицеров ВВС в войсках, отзывов о выпускниках, должностных инструкций и перечней функциональных обязанностей и ряда других документов нами определены перспективные направления профессиональной деятельности военного специалиста авиационного профиля; перечень решаемых им задач; специфика функциональных должностных обязанностей; типы деятельности, знания, умения и компетенции, индивидуальные и профессионально-важные качества личности, обеспечивающие эффективность военно-профессиональной деятельности. С учётом полученных результатов нами разработана модель оптимизации системы профессиональной подготовки курсанта по направлению 25.05.04 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов. Квалификация выпускника: «Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов». Модель проектировалась на основе положений синергетического и системного подходов к построению структуры учебного процесса в военном училище. Опора на позиции синергетического подхода позволила рассматривать модель оптимизации образовательного процесса в военном авиационном училище как открытую для развития, сложную по своей организационной структуре, динамически развивающуюся систему. Использование позиций и положений системного подхода послужило основанием для определения взаимосвязи структурных компонентов проектируемой модели как педагогической системы, обеспечивающей эффективную реализацию процесса военно-профессиональной подготовки курсантов [4-6].
На основе анализа нормативно-правовых документов, служащих руководством по организации,
обеспечению и проведению образовательного процесса, нами определены направленность и структурные компоненты, составляющие основу модели. При этом показано, что содержание модели обучения определяется ФГОС ВО, а также квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке, предъявляемыми к выпускнику как офицеру и авиационному специалисту. Проектируемая модель имеет иерархически организованную структуру, определяемую спецификой целей и задач военно-профессиональной подготовки курсантов.
В основу модели обучения положен дидактический принцип непрерывности подготвки будущих офицеров к исполнению функциональных обязанностей, реализуемый посредством механизма поэтапного формирования у курсантов знаний, умений и компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в войсках. Результативность этого механизма характеризуется степенью достижения курсантами промежуточных и конечных целей военно-профессиональной подготовки. При проектировании модели мы исходили из предположения о том, что существенную роль в эффективной организации учебно-воспитательного процесса военного вуза выполняют главные, ведущие компоненты педагогической системы. К таким компонентам, в частности, относятся: направленность образования, отражающая цели и задачи подготовки; содержание обучения (реализуемое через соответствующие учебные дисциплины и виды учебной работы, представленные в учебном плане и учебных программах); формы и методы обучения; средства обучения; специфика учебной деятельности курсантов и особенности организации обучающей деятельности преподавателей; способы оценки качества военного образования. Эти компоненты образовательного процесса военного
вуза составляют ядро педагогической системы и находятся в состоянии устойчивой взаимосвязи, которая обеспечивается реализацией содержания её структурно-функциональных компонентов, а также посредством управления движением многообразного потока учебной информации.
Необходимость наличия соответствующей методики оценки соответствия модели обучения курсантов по военно-профессиональной подготовке требованиям к выпускнику послужила предпосылкой для разработки двухуровневой комплексной методики оценки эффективности военно-профессиональной подготовки по основным компонентам педагогической системы в соответствии с конкретной специальностью. Общим критерием оценки эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов выступает степень соответствия офицера-выпускника требованиям военно-профессиональной деятельности. Показано, что этот критерий является критерием первого уровня. На этом уровне можно оценить эффективность учебного процесса в целом, но нельзя определить, в каком звене учебного процесса допущен «брак», влияющий на эффективность подготовки курсантов. Поэтому нами предложена комплексная оценка второго уровня, основанная на критерии полноты реализации в модели требований, предъявленных к военно-профессиональной подготовке офицера-выпускника. Разработанные критерии в совокупности отражали профессиональное соответствие курсантов критериям, сформулированным в «Квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников» по указанному направлению подготовки.
С учётом предложенных критериев двухуровневой комплексной системы оценки эффективности учебного процесса военного вуза по военно-профессиональной
подготовке нами разработана методика оценки качества обучения и проведен анализ эффективности существующей в настоящее время в Краснодарском ВВАУ лётчиков системы военно-профессиональной подготовки курсантов. В ходе опытно-экспериментальной работы, проведённой в 2016-2020 учебных годах на базе Краснодарского ВВАУ лётчиков, было установлено, что реализация в модели всех требований к уровню подготовленности курсантов является основой для эффективной организации учебного процесса по военно-профессиональной подготовке будущих военных авиационных специалистов.
В процессе исследования выявлены и апробированы педагогические условия, определяющие успешность оптимизации военно-профессиональной подготовки курсантов и, как следствие, достижения конечной цели их образования. В качестве педагогических условий определяем:
- обеспечение целенаправленности процесса оптимизации военно-профессиональной подготовки;
- формирование у курсантов мо-тивационно-ценностного отношения к военно-профессиональной подготовке и реализацию мотивацион-ной поддержки процесса обучения курсантов;
- повышение информативной емкости образовательного процесса;
- организацию индивидуально-дифференцированного подхода к освоению курсантами содержания образования;
- готовность преподавателей к проектированию учебной деятельности курсантов;
- широкое использование в учебном процессе активных форм, методов и приёмов обучения, компьютеров и технических средств, позволяющих повысить качество учебного процесса.
Результаты эксперимента показали, что применение авторского подхода к проектированию модели оптимизации системы военно-профессиональной подготовки курсантов значительно повышает качество образовательной деятельности военного вуза, о чём свидетельствуют позитивные отзывы из войск об уровне военно-профессиональной готовности выпускников училища.
Перспективы дальнейших исследований в контексте рассматриваемой проблемы связаны с проектированием индивидуальных траекторий профессионально-личностного развития курсанта и оптимизации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса военного вуза -курсантов и преподавателей.
Примечания:
1. Михайловский В.Г., Маркитан Р.В. Основы концепции управленческой подготовки курсантов в военно-учебных заведениях ВВС. М.: ВАД, 2015. 196 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методологические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
3. Комаров К.Б., Демкина Е.В. Содержание рзультатов экспериментальной апробации модели развития кадрового потенцила образовательной организации // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 11. С. 44-54.
4. Евтушенко Ю.Л., Сирик С.Н. Проблема целеполагания в профессиональной подготовке курсантов военных авиационных вузов: теоретико-методологический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2019. Вып. 3. С. 43-48.
5. Карнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. № 3. С. 43-48.
6. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 321 с.
7. Карпов О.И., Друкарев A.A. Основы управления повседневной деятельностью частей и подразделений (отделов и служб) в мирное время. М.: МО, 2018. 238 с.
References:
1. Mikhailovsky V.G., Markitan R.V. Fundamentals of the concept of managerial training of cadets in the military schools of the Air Force. M.: VAD, 2015.196 pp.
2. Babansky Yu.K. Optimization of the educational process: methodological foundations. M.: Prosveshchenie, 1982. 192 pp.
3. Komarov K.B., Dyomkina E.V. The content of the results of experimental testing of the model of the personnel potential development of the educational organization // Social and humanitarian knowledge. 2016. No. 11. P. 44-54.
4. Evtushenko Yu.L., Sirik S.N. The problem of goal setting in the training of cadets of military aviation universities: a theoretical and methodological aspect // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2019. Iss. 3. P. 43-48.
5. Karnetov G.B. Paradigms of basic models of the educational process // Pedagogy. 1999. No. 3. P. 43-48.
6. Jones J.K. Design Methods. M.: Mir, 1986. 321 pp.
7. Karpov O.I., Drukarev A.A. Fundamentals of control of the daily activities of units and divisions (departments and services) in peacetime. M.: MO, 2018. 238 pp.