Научная статья на тему 'Модель психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза'

Модель психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHENOMENON / INNOVATIVE CAPACITY OF A UNIVERSITY TEACHER / MODEL OF DEVELOPMENT / LEVEL OF STAFF / SCIENTIFIC AND INNOVATIVE POTENTIAL OF TEACHING STAFF / ФЕНОМЕН / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / УРОВЕНЬ КАДРОВОГО / НАУЧНОГО И ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова И.В.

В статье рассматривается один из важнейших феноменов в научной области педагогического знания это инновационный потенциал личности преподавателя вуза. Рассмотрен методологический конструкт, который аккумулирует базовую основу, представляя взаимосвязь и взаимодействие научных подходов к решению исследуемой проблемы. В статье изучены уровни кадрового, научного и инновационного потенциала, распределение преподавателей по стажу педагогической работы и возрастной состав преподавателей экономического университета. Предложены вопросы анкетирования преподавателей для выявления начального уровня контрольной группы, инновационного потенциала личности преподавателя вуза. Сформулирована научная задача построения практически пригодной модели психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя вуза в условиях профессиональной педагогической деятельности экономического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF A TEACHER IN AN ECONOMIC UNIVERSITY

The article discusses one of the most important phenomena in the field of pedagogical knowledge -the innovative potential of a personality of university teachers. The researcher studies a methodological construct, which accumulates the basic framework, representing the relationship and interaction between the scientific approaches to the research problem. In the research the levels of human, scientific and innovative potential, distribution of teachers by years of teaching and age analysis of teachers of an economic university are observed. The author of the paper proposes questions for a survey of teachers to identify the initial level of the control group, the innovative potential of the personality of university teachers. The author formulates a scientific task of building a practically useful model of psycho-pedagogical support of development of innovative potential of university teachers in the context of professional pedagogical activity of a university.

Текст научной работы на тему «Модель психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза»

4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Москва, 1998.

5. Марачковская О.Л. Воспитание поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов в системе внеаудиторной работы университета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2010.

References

1. Kondrashova L.V. Vneauditornaya rabota po pedagogike vpedagogicheskom institute Odessa: Vischa shkola Golovnoe izdatel'stvo, 1988.

2. Petrovich V.S. Gumanizaciya pozaurochnoi' diyal'nosti uchniv Gumanizaciya ta gumanitarizaciya profesijnoí osviti: Nauk.-metod. zb. Kiev: ISDO. 1996: 118 - 121.

3. Popova V.I. Razvitie professional'no-pedagogicheskoj napravlennosti studentov vo vneauditornoj deyatel'nosti: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 1997.

4. Mitina L.M. Psihologiya professional'nogo razvitiya uchitelya. Moskva, 1998.

5. Marachkovskaya O.L. Vospitanie povedencheskoj gibkosti buduschih organizatorov-metodistov v sisteme vneauditornoj raboty universiteta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.02.16

УДК 378

Mironova I.V., postgraduate, Department of Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),

E-mail: mironovaiv@yandex.ru

A MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF A TEACHER IN AN ECONOMIC UNIVERSITY. The article discusses one of the most important phenomena in the field of pedagogical knowledge -the innovative potential of a personality of university teachers. The researcher studies a methodological construct, which accumulates the basic framework, representing the relationship and interaction between the scientific approaches to the research problem. In the research the levels of human, scientific and innovative potential, distribution of teachers by years of teaching and age analysis of teachers of an economic university are observed. The author of the paper proposes questions for a survey of teachers to identify the initial level of the control group, the innovative potential of the personality of university teachers. The author formulates a scientific task of building a practically useful model of psycho-pedagogical support of development of innovative potential of university teachers in the context of professional pedagogical activity of a university.

Key words: phenomenon, innovative capacity of a university teacher, model of development, level of staff, scientific and innovative potential of teaching staff.

И.В. Миронова, аспирант каф. психологии образования Московского педагогического государственного

университета, E-mail: mironovaiv@yandex.ru

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматривается один из важнейших феноменов в научной области педагогического знания - это инновационный потенциал личности преподавателя вуза. Рассмотрен методологический конструкт, который аккумулирует базовую основу, представляя взаимосвязь и взаимодействие научных подходов к решению исследуемой проблемы. В статье изучены уровни кадрового, научного и инновационного потенциала, распределение преподавателей по стажу педагогической работы и возрастной состав преподавателей экономического университета. Предложены вопросы анкетирования преподавателей для выявления начального уровня контрольной группы, инновационного потенциала личности преподавателя вуза. Сформулирована научная задача построения практически пригодной модели психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя вуза в условиях профессиональной педагогической деятельности экономического вуза.

Ключевые слова: феномен, инновационный потенциал преподавателя вуза, модель развития, уровень кадрового, научного и инновационного потенциала педагогического коллектива.

Актуальность темы исследования. Современная концепция поиска инновационной личности - как более широкой и синергетической категории, которая обозначена в стратегии инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года, ставит перед научным сообществом новые цели, задачи и поиск решения проблем развития научного феномена инновационного потенциала [1]. Преподаватели вуза с инновационным подходом и активной профессиональной деятельностью являются главным достоянием и локомотивом прогресса высшего учебного заведения и общества. Каждый вид активности в профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза является, по мнению О.Б. Михайловой, «строительным материалом» из которого будет складываться педагогический стиль, авторский подчерк, техника и технология деятельности, следствием чего станет эффективное проявление личностных качеств преподавателя вуза в профессиональной педагогической деятельности и может рассматриваться как совокупность видов активности, детерминирующих и стимулирующих развитие инновационного потенциала личности преподавателя вуза [2, с. 85] Целесообразно внедрять диагностику и программы развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза уже в аспирантуре, продолжая непрерывно проводить различные программы диагностики развития в процессе профессиональной педагогической деятельности, как получение дополнительного психолого-педагогического образования, так и

подготовка и повышение квалификации педагогического состава вуза.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования - установить уровень развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза и предложить модель психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя в условиях профессиональной педагогической деятельности экономического вуза. Исходя из цели, определены следующие задачи для исследования:

1. Провести диагностику и выявить уровень инновационного потенциала преподавателя экономического вуза.

2. Спроектировать модель психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя вуза в условиях профессиональной педагогической деятельности экономического вуза.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез данных философской, социологической, психолого-педагогической литературы, тестирование, анкетирование, интервьюирование, обработка и интерпретация, моделирование.

Отображение тематики исследования в научной литературе. Учёными рассматривались психологические предпосылки изучения процесса развития потенциала личности и его деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев); исследование потенциала человека как субъекта деятельности принадлежит С.Л. Рубинштейну;

отношения и потребности человека как личностный и мотива-ционный потенциал изучал В.Н. Мясищев; формы адаптационного потенциала личности раскрыл А.Г. Маклаков; творческой потенциал личности рассматривали Е.Ф. Рыбалко, Л.Н. Кулешова, Т.В. Прохоренко; интеллектуальный потенциал исследовала Ж.А. Балаклашина. В области акмеологии о потенциалах развития личности писали Б.Г. Ананьев, И.В. Байер, Н.В. Васина, А.А. Деркач, И.Н. Семенов, В.Н. Толмачев, В.Н. Марков и др. Исследование инновационного потенциала было предпринято в теории систем, психологии (С.Ю. Степанов, М.В. Чигринова и др.), педагогики (В.А. Антипов, Т.М. Давыденко, А.Е. Капто, И.М. Курдюмова, О.Г. Хомерики, Т.К. Чекмарева, В.З. Юсупов и др.), подготовка к инновационной деятельности специалистов различного профиля (Н.Б. Березанская, С.И. Дворецкий, А.А. Деркач, Т.Ф. Золотарева, Е.И. Муратова); формирование готовности к отдельным видам профессиональной деятельности (Л.В. Абдалина, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Г.А. Ковалев, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Б.А. Соснов-ский). Психологическую теорию инновационного потенциала развивают Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева. Развитие инновационного потенциала у различных категорий работников, в т. ч. у преподавателей высшей школы, рассмотрено И.В. Резанович, Е.А. Пагнаевой, В.В. Сидоровым, В.Л. Моложа-венко и др. Методологические основы развития инновационного потенциала личности и коллектива рассматриваются в работах Ю.А. Власенко, О.Б. Михайловой, Т.Н. Разуваевой и др.

Такое большое количество научных публикаций, несомненно, подтверждает факт значимости выделенной нами научной тематики исследования и её детальную научную проработку. Вместе с тем, проблема развития инновационного потенциала преподавателя вуза в профессиональной педагогической деятельности целенаправленно и концептуально до настоящего времени практически не рассматривалась.

Основная часть. Анализ понятий «инновация», «потенциал», «личность» и их производных в социологических и психолого-педагогических исследованиях позволяет сделать вывод о том, что инновационный потенциал личности - это сложная синергетическая конструкция, в которой переплетаются и соотносятся личностные ценности (ценности-цели, ценности-отношения, ценности-образования, ценности-средства, ценности-качества), способности и возможности личности (объём и качество имеющихся знаний, умений и навыков, личный опыт), индивидуальные особенности личности различных психических процессов (внимание, память, мышление), биологически обусловленные особенности личности (темперамент, задатки, привычки, инстинкты и т. п.), устойчивость личности как постоянство и противодействие внешним и внутренним неблагоприятным воздействиям инновационной среды; целеполагание личности в достижении поставленных целей, ориентированной не на полезный результат, а характеризующейся, прежде всего, стремлением реализовать свой инновационный потенциал; индивидуальность личности как умение личности осуществлять саморазвитие и находить адекватные способы раскрытия и наращивание своих скрытых возможностей и способностей, накапливая личностный ресурс для решения какой-либо задачи и достижения определенной цели [3]. Ю.А. Власенко рассматривает инновационный потенциал личности как способность к восприятию новой информации; приращению своих профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей; нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач [4, с. 122].

В концепции создания и построения «модели» развития инновационного потенциала личности Т.А. Терехова, И.В. Пахно, выделяют пять параметров:

1. Природный (психофизиологические свойства личности).

2. Мотивы, потребности и интересы (побуждение к профессиональной деятельности).

3. Способность как личностный ресурс, фундамент знаний, умений, навыков, а также условия успеха.

4. Самооценка, которая выступает, с одной стороны, как показатель уверенности / неуверенности в себе, а с другой стороны в качестве «датчика» обратной связи эффективного процесса деятельности.

5. Коммуникация, дающая личности проявлять себя перед другими, и устанавливать с ними эффективные контакты для реализации совместных целей и здоровой конкуренции [5, с. 22-23].

Главная идея концепции понимания сущности инновационного потенциала личности объединяет три взаимосвязанные

конструкта: методологический, содержательный (социально-психологический), инструментальный.

Методологический конструкт аккумулирует базовую основу, представляя взаимосвязь и взаимодействие научных подходов к решению исследуемой проблемы, а именно:

1) аксиологического, который актуализирует мотивацион-но-ценностную сферу преподавателя вуза как движущую силу формирования личностно-профессиональных качеств, где инновационный потенциал выступает элементом внутренней структуры личности, который выражает ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям инновационной деятельности;

2) компетентностного, ориентированного на формирование деятельностно-ролевых характеристик (знаний, умений, навыков, отношений, опыта) и профессиональной позиции преподавателя вуза как интегративного образования и подготовки к инновационной деятельности, отражает готовность преподавателя вуза к профессиональному росту, овладение приемами самореализации новым видам профессиональной педагогической деятельности;

3) личностно-деятельностного, основанного на диалектическом сочетании задач профессиональной подготовки специалиста с его индивидуальной траекторией самореализации и развития личностно-профессиональных качеств, среди которых интегративной является профессиональная мобильность.

Содержательный (социально-психологический) концепт включает систему философских, социологических, психологических, культурологических, социально-психологических дефиниций, положенных в основу раскрытия содержания феноменологии инновационного потенциала личности, понимания данной категории как своеобразного личностного ресурса, лежащего в основе эффективного преобразования инновационной образовательной среды и личностью самой себя; системного многоуровневого явления, которое требует интегрированного, междисциплинарного подхода к исследованию; внутреннего (мо-тивационного, интеллектуального, волевого, адаптационного, коммуникативного) потенциала личности, лежащего в основе гибкой ориентации и деятельностного реагирования в динамических социальных и профессиональных условиях в соответствии с жизненными позициями, обеспечивающего готовность к изменениям и реализацию этой готовности инновационной жизнедеятельности; детерминирующего профессиональную активность, субъектность, творческое отношение к профессиональной деятельности, личностное развитие, способствующие эффективному решению профессиональных проблем.

Инструментальный концепт предусматривает разработку психолого-педагогического сопровождения формирования и развития инновационного потенциала личности на этапе его обучения и повышения квалификации, психолого-педагогических технологий, направленных на обеспечение положительной динамики инновационного образовательного процесса, обоснование критериев, показателей и степени сформированности инновационного потенциала в контексте их профессиональной переподготовки.

Основными методологическими тезисами исследования базовых основ инновационного потенциала личности могут служить следующие:

• инновационный потенциал личности как интегративный личностный ресурс может проявляться в поведенческом, когнитивном и интегративно - личностном компонентах;

• инновационный потенциал личности целесообразно исследовать во взаимосвязи с профессиональной идентичностью.

В различных исследованиях инновационный потенциал личности изучают в разных аспектах, таких как: гносеологический (когнитивный), аксеологический (ценностный), акмеологический (профессионально-личностный), праксеологический (поведенческий) аспекты.

В Российском экономическом университете им Г.В. Плеханова, проводилась диагностика «Уровня развития инновационного потенциала преподавателя экономического университета». В исследовании принимали участие три кафедры факультета бизнеса: кафедра «Государственного финансового контроля, бухгалтерского учёта и аудита» - 32 человека, кафедра «Анализа хозяйственной деятельности» - 32 человека, кафедра «Экономической промышленности» - 37 человек. Общее число преподавателей 101 человек, из них: ассистент кафедры - 5 человек, старший преподаватель - 14 человек, доцент кафедры -56 человек, профессор кафедры - 26 человек. Из общего числа преподавателей 35 человек - мужчины, что составляет 35 %.

Рис. 1. Уровеникадровогипкяеноиалр факуиьметабизиесьэкономичеткуго уиивексатета

Уровень научного потенциала

I"

25 20 15 10

5

У

Преподаватель без степени Доцент, к.э.н. Профессор, д.э.н.

К аф &дра уч ета б 15 11

Кафедра анализа 5 21 6

Кафедра экономической пром ыш еннос^н 5 22 9

I Кафедра учета

I Кафедра анализа

Кафедра экономической промышленности

Должность, ученая степень преподавателя вуза

Рис. 2. Уровень научного потенциала факультета бизнеса экономического университета

Распределение преподавателей по стажу

работы

■111111

до 5 &-Ю 11-15 1&-2.0 2.1-30 30-35 3&-40 ДОлет лет лет лет лет лет лет лет и более

Педагогический стаж преподавателе вуза

I Кафедра учета

I Кафедра анализа

Кафедра экономической проглышлен н ости

Рис.3.Распределение преподавателей попедагогическомустажуработы

Рис. 4. Возрастной состав педагогического коллектива экономического вуза

На основании анкетирования преподавателей, как видим из рис. 1 и 2, был установлен уровень кадрового и научного потенциала преподавателей экономического вуза.

Как видим из диаграммы на рис. 3, в университете незна-чительныйпроцентмолодых специалистов ипреподавателей со стажем до 5 лет. Одну четвертую часть от общего количества рабовающихсоспавляют преполвватпли со стажем от11 роПО лет, такой же процент приходится на преподавателей, имеющих ппдагогическвйптаж 21- Цр лес СрвднеПепзнсст преотдапато-

лей кафедры учёта - 47 лет, кафедры анализа - 48 лет, кафедры экономической промышленности - 51 год.

Преподавателям вуза предлагалось ответить на вопросы анкеты разработанной на основе видов профессиональной педагогической деятельности преподавателя экономического вуза и выделения элементов инновационный черт для развития инновационного потенциала (представленной в таблице 1): используете ли Вы при подготовке к лекциям, практическим и лабораторным занятиям инновационные образовательные технологии,

Таблица 1

Элементы инновационного потенциала в профессиональной педагогической деятельности преподавателя экономического вуза (напримередоцентакафедры «Государственного финансовогоконтроля, бухгалтерскогоучетаиаудита»

РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Виды деятельности Содержания профессиональной педагогической деятельности(извлечение) Элементы инновационногопотенциала

1 2 3

Учебно-методическая работа Подготовка к лекционным, практическим, лабораторным занятиям, в том числе: на русском языке, на английском языке Готовность к инновациям, Инновационныйстиль (подход)

Организационно-методическаяработа Подготовка и проведение круглых столов, олимпиад, выставок,ярмарокидр.). Оригинальность, Творческий подход, Креативность, Самостоятельность

Научно-исследовательская работа Формирование перспективной тематики научных исследований идр; Интерескинновациям, выход за рамки стереотипов, шаблонов, клише,трафарета, стандарта

Научно-организационная работа Организация научной работы: руководство НИР аспирантов и студентов (научные конференции, семинары, круглые столы, симпозиумы, олимпиады, научные публикации, научные кружки) Осваивать,обобщать,обогащать, распространять передовой педагогический инновационныйопыт

Инновационная деятельность Участие в работе малых инновационных предприятий (МИПах), бизнес-инкубаторе и Центре инноваций; Инициативность,открытостьновому опыту, перенос знаний и умений в новые условия, склонностькриску

Издательская деятельность Экспертиза рукописей, научной, учебной, учебно-методическойлитературы истатей. Толерантность к инновациям коллег

Общественная деятельность Участие в социальных сетях интернета Социальная (инновационная) роль

Воспитательная работа Работа куратора Инновационная активность

методы, способы обучения; используете ли Вы при подготовке и проведению круглых столов, олимпиад, выставок, ярмарок оригинальные идеи, творческий подход, креативные идеи; проявляете ли Вы самостоятельный интерес к образовательным инновациям при формировании перспективной тематики научных исследований; готовы ли Вы осваивать, обобщать, обогащать и распространять передовой педагогический инновационный опыт при организации научных работ аспирантов и студентов, научных конференций, семинаров, круглых столов, симпозиумов, олимпиад, научных публикаций, научных кружков; проявляете ли Вы инициативность и открытость новому опыту при организации работы малых инновационных предприятий (МИПах), бизнес-инкубаторах и центре инноваций; готовы ли Вы толерантно относиться к инновациям коллег при экспертизе рукописей, научной, учебной, учебно-методической литературы и статей; чувствуете ли Вы потребность в социальной (инновационной) роли при участии в социальных сетях интернета; проявляете ли Вы инновационную активность при работе куратором.

На основании проведённого исследования установлен первоначальный высокий уровень развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза, а также было отмечено, что они чувствуют себя вполне готовыми к освоению новшеств, как в содержании и технологии обучения 26%. Средним уровнем инновационного потенциала характеризуется - 49% преподавателей, низким - 25%. Преподаватели вуза считают, что росту их инновационного потенциала помогает обмен опытом с передовыми преподавателями - инноваторами, взаимное посещение занятий коллег для обмена опытом и повышения квалификации, совместное обсуждение результатов; также необходимо на их взгляд активизировать дополнительную методическую подготовку и психолого-педагогическое сопровождение педагогических кадров вуза (курсы, лекции, методические семинары).

В результате анкетирования контрольной группы преподавателей экономического вуза был установлен начальный уровень (таблица 2) и определены элементы для дальнейшего развития инновационного потенциала преподавателя вуза такие как: индивидуальный инновационный стиль (авторский подход), оригинальность, творческий и креативный подход к образованию, интерес к инновациям, освоение, обобщение, обогащение, распространение передового педагогического инновационного опыта, инициативность открытость новому опыту, готовность воспринимать инновации коллег, высокая социальная (инновационная) роль, высокая инновационная активность.

Инновационный потенциал личности преподавателя вуза как сложное структурированное, многогранное образование может иметь разные уровни развития. На основании выделенных элементов инновационного потенциала личности преподавателя вуза на базе основных видов профессиональной педагогической деятельности представленных в таблице 1, можно выделить три основных уровня развития инновационного потенциала личности преподавателя вуза в профессиональной педагогической деятельности.

Низкий уровень развития инновационного потенциала личности преподавателя вуза, характеризуется следующими показателями: частичные знания в инновационной педагогической деятельности, несформированный интерес к инновационной деятельности, несформированная система ценностных ориента-ций и низкая нацеленность на успех; не принимается участие в инновационных образовательных мероприятиях по личной инициативе; низкие навыки коммуникации и сотрудничества; прояв-

ляется равнодушие к меняющимся условиям профессиональной педагогической деятельности. Наблюдается низкий уровень мотивации в инновационной педагогической деятельности, о чём свидетельствует полное отсутствие мотивов или наличие одно-го-двух мотивов, не представляющих социальной ценности.

Средний уровень развития инновационного потенциала личности преподавателя вуза характеризуется следующими показателями: стремление профессионально развиваться и совершенствоваться, инновационными знаниями в профессиональной сфере, средним уровнем коммуникации, участие в инновационных образовательных мероприятиях вуза, адекватный анализ внешних условий. Интеллектуальная активность проявляется в рамках инновационной педагогической деятельности. В структуре мотивации присутствуют побуждения разного плана. Результативность использования инновационных технологий педагогической работы не является постоянной. Проявляется затруднения в определении стратегии и тактики инновационной педагогической деятельности в заданной ситуации. Интерес к инновационным способам педагогической работы ситуативный.

Высокий уровень развития инновационного потенциала личности преподавателя вуза характеризуется следующими показателями: глубокими знаниями в инновационной профессиональной деятельности, стремление профессионально развиваться и совершенствоваться, высоким уровнем умений выбирать формы, методы и технологии инновационной педагогической работы, активное участие в инновационных образовательных мероприятиях вуза и за его пределами, умение оценивать свои возможности, увлечённость инновационной педагогической деятельностью, целеустремленность создания конечного инновационного продукта, высокий порог требований, предъявляемых у качестве самооценки профессиональной деятельности.

Выделим основные направления психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза в профессиональной педагогической деятельности:

1. Изучение условий и факторов, влияющих на эффективность педагогического труда преподавателя экономического вуза.

2. Изучение динамики профессионального и личностного роста и инновационные варианты его профессионального развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Формирование и развитие мотивационного, личностного и деятельностного компонента в профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза.

Психолого-педагогическая модель сопровождения состоит из содержательных и детерминированных во времени этапов, включающий различные методы (тестирование, анкетирование, интервьюирование, вебтренинги), направленные на актуализацию инновационных черт личности преподавателя вуза, способствующих развитию инновационного потенциала преподавателя вуза.

Модель психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя вуза включает в себя реализацию следующих этапов.

I этап - Диагностика уровня развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза.

Цель - выявление преподавателей с различным уровнем инновационных потенций и выбор методов развития инновационного потенциала для каждой группы.

Таблица 2

Уровень развития инновационного потенциала преподавателей экономического вуза (%) контрольная группа

----Кафедра Уровень Учета Анализа Экономической промышленности

Низкий 25% 28% 24%

Ниже среднего 13% 6% 16%

Средний 31% 25% 25%

Выше среднего 9% 13% 8%

Высокий 22% 28% 27%

II этап - Проведение курса подготовки и повышения квалификации «Основы инновационной деятельности преподавателя вуза».

Цель - активизация личностного ресурса через обучение на основе «Учебно-тренировочной площадки» системой погружения в инновационное содержание и технологии профессиональной педагогической деятельности преподавателя экономического вуза.

III этап - Сопровождение адаптации инновационной деятельности в профессиональную педагогическую деятельность преподавателя экономического вуза.

Цель - создать условия для эффективной реализации инновационного потенциала в профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза.

Библиографический список

Выводы и предложения.

В результате реализации данных этапов у преподавателя экономического вуза актуализируются все компоненты инновационного потенциала (инновационная индивидуальность, инновационная компетентность, инновационная витальность), связанные с их профессиональной реализацией и самовыражением.

При реализации модели развития инновационного потенциала преподавателя вуза особая роль отводится психолого-педагогической службе, обладающей методическим, техническим и профессиональным инструментарием, учитывающей уровень молодых преподавателей на начальном этапе становления и выбора содержания и технологий обучения студентов и преподавателей с большим опытом работы при адаптации с инновационными технологиями образования.

1. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза. Диссертация ... доктора психологических наук. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013.

2. Михайлова О.Б. Развитие инновационного потенциала личности в практике высшей школы. Актуальные проблемы психологического знания. 2013; 1: 85 - 93.

3. Ситникова М.И. Культура самореализации преподавателя вуза в педагогической деятельности: монография. Москва; Белгород: Издательство БелГУ, 2007.

4. Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного потенциала личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Симферополь: Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, 2003.

5. Терехова Т.А., Пахно И.В. Инновационный потенциал личности (психологические исследования). Хабаровск: КГБОУ ДПО ХКИППКСПО, 2014.

References

1. Shmeleva E.A. Razvitie innovacionnogo potencíala lichnosti v nauchno-obrazovatel'noj srede pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2013.

2. Mihajlova O.B. Razvitie innovacionnogo potencíala lichnosti v praktike vysshej shkoly. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. 2013; 1: 85 - 93.

3. Sitnikova M.I. Kul'tura samorealizacii prepodavatelya vuza v pedagogicheskoj deyatel'nosti: monografiya. Moskva; Belgorod: Izdatel'stvo BelGU, 2007.

4. Vlasenko Yu.A. Psihologicheskij analiz innovacionnogo potenciala lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Simferopol': Tavricheskij nacional'nyj universitet im. V.I. Vernadskogo, 2003.

5. Terehova T.A., Pahno I.V. Innovacionnyjpotencial lichnosti (psihologicheskie issledovaniya). Habarovsk: KGBOU DPO HKIPPKSPO, 2014.

Статья поступила в редакцию 09.02.16

УДК 378.01

Mueller O.Y., Head of Scientific-Methodical Office of Library, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: olga_megion@mail.ru

Rasskazov F.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Professional Education (Surgut, Russia), E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

Rotova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher of additional education, Surgut Natural Science Lyceum (Surgut, Russia), E-mail: rotowa.n@yandex.ru

THE CLUSTER APPROACH IN FORMING INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A NORTHERN CITY. The article highlights the need to use a cluster approach to form inclusive educational environment in conditions of a city situated in the area of the northern part of a country. It clarifies the definition of a cluster of scientific and educational character in nature. The authors present details of its implementation through the network structure, the development of social partnership as intersubjective interaction. The research is bsed on the results of monitoring during which the authors have analyzed the presence of common signs of a cluster, identified further tasks of the education system of a northern city in this direction.

Key words: cluster approach, inclusive environment, innovation, scientific and educational cluster.

О.Ю. Муллер, зав. научно-методическим отделом библиотеки, БУВО Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, E-mail: olga_megion@mail.ru Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., проф. каф. «Теория и методика профессионального образования», БУВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет» г. Сургут, E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

Н.А. Ротова, канд. пед. наук, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, Сургутский естественно-научный лицей, г. Сургут, E-mail: rotowa.n@yandex.ru

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО ГОРОДА

В статье освещается вопрос о необходимости использования кластерного подхода для формирования инклюзивной образовательной среды северного города. Уточнено определение кластера, имеющего научно-образовательный характер. Подробно представлена его реализация через сетевые структуры, развитие социального партнерства как межсубъектного взаимодействия. На основе результатов мониторинга проанализировано наличие общих признаков кластера, определены дальнейшие задачи системы образования северного города в рассматриваемом направлении.

Ключевые слова: кластерный подход, инклюзивная среда, инновации, научно-образовательный кластер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.