Научная статья на тему 'Подготовка к самостоятельному сопровождаемому проживанию лиц с интеллектуальной недостаточностью (опыт Республики Беларусь)'

Подготовка к самостоятельному сопровождаемому проживанию лиц с интеллектуальной недостаточностью (опыт Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
272
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психоневрологические дома-интернаты / самостоятельное сопровождаемое проживание / молодые люди с интеллектуальной недостаточностью. / neuropsychiatric nursing homes / accompanied by an independent accommodation / young people with intellectual disabilities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лисовская Т. В.

В данной статье приводится анализ полученных результатов анкетирования лиц, проживающих в психоневрологических домах-интернатах Республики Беларусь. Целью анкетирования, которое проводилось в различное время: 2007–2015 гг., было выяснение взглядов проживающих на возможности самостоятельного сопровождаемого проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лисовская Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION FOR INDEPENDENT ACCOMPANYING THE RESIDENCE OF PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES (EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF BELARUS)

The article provides the analysis of questioning results of adolescents and young people living in the psycho-neurological boarding of the Belarus Republic. The survey was conducted from different times: 2007–2015 years. The survey goal was to seek the views of residents on the possibility of independent accompanied living.

Текст научной работы на тему «Подготовка к самостоятельному сопровождаемому проживанию лиц с интеллектуальной недостаточностью (опыт Республики Беларусь)»

V_/

Лисовская Т.В.,

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ СОПРОВОЖДАЕМОМУ ПРОЖИВАНИЮ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

ЛИСОВСКАЯ Т.В. АКУЛИЙ ЕТИШМОВЧИЛИГИ МАВЖУД ШАХСЛАРНИ НАЗОРАТ ОСТИДА МУСТАКИЛ ЯШАШГА ТАЙЁРЛАШ (БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАСИ ТАЖРИБАСИ)

Маколада Беларусь Республикасидаги психоневрологик уй-интернатларда яшовчи усмир ва ёшлар уртасида суровномалар утказиш натижасида олинган маълумотлар тах,лил килинган. Суровнома утказишдан максад бундай интернатларда яшовчиларнинг назорат остида мустакил яшаш х,акидаги фикрларини билишдан иборат булиб, тадкикот 2007-2015 йиллар давомида олиб борилган.

Таянч суз ва тушунчалар: психоневрологик уй-интернатлар, назорат остида мустакил яшаш, аклий етишмовчилиги мавжуд шахслар.

ЛИСОВСКАЯ Т.В. ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ СОПРОВОЖДАЕМОМУ ПРОЖИВАНИЮ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

В данной статье приводится анализ полученных результатов анкетирования лиц, проживающих в психоневрологических домах-интернатах Республики Беларусь. Целью анкетирования, которое проводилось в различное время: 2007-2015 гг., было выяснение взглядов проживающих на возможности самостоятельного сопровождаемого проживания.

Ключевые слова и понятия: психоневрологические дома-интернаты, самостоятельное сопровождаемое проживание, молодые люди с интеллектуальной недостаточностью.

LISOVSKAYA T.V. PREPARATION FOR INDEPENDENT ACCOMPANYING THE RESIDENCE OF PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES (EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF BELARUS)

The article provides the analysis of questioning results of adolescents and young people living in the psycho-neurological boarding of the Belarus Republic. The survey was conducted from different times: 2007-2015 years. The survey goal was to seek the views of residents on the possibility of independent accompanied living.

Keywords: neuropsychiatric nursing homes, accompanied by an independent accommodation, young people with intellectual disabilities.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 10

В современных условиях жизни общества подготовка к самостоятельной жизни подростков и взрослых с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) приобретает большое значение, так как является необходимым условием их полноценной интеграции в общество.

Особенно остро этот вопрос обстоит тогда, когда речь идет о подростках и взрослых с интеллектуальной недостаточностью, проживающих не в семье, а в домах-интернатах.

Детям и молодым людям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь предоставлена возможность получать образование в соответствие с имеющимися у них возможностями и потребностями на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия педагогов и детей. В Кодексе об образовании Республики Беларусь (2011 г.) определены правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования, которые направлены на создание необходимых условий для получения образования, социальной адаптации и интеграции указанных лиц в обществе1.

Жизнь взрослого человека, несмотря на тяжесть имеющихся нарушений, должна быть связана с трудовой деятельностью. Ведущим типом учреждения, предлагающим сопровождение, по-прежнему, остается психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов - стационарное учреждение, основной задачей которого, согласно Положения о психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденному постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания», является организация ухода, бытового обслуживания и медицинской помощи гражданам, которые признаны недееспособными2. Однако, ставя задачи включения, а не просто по-

1 Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 242. - Минск: «Амалфея», 2011. -С. 496.

2 «Положение о психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов», утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.expert.by/EC/monitorings/193778.txt - Дата доступа: 29.01.2013.

мещения взрослого человека с тяжелыми нарушениями развития, в интернатное учреждение, необходимо ставить новые, а именно, образовательные задачи, связанные с возможностью реализации профессионального обучения, подготовки взрослого человека к максимально независимому, но профессионально сопровождаемому проживанию.

При финансовой поддержке Швейцарского офиса по сотрудничеству в Республике Беларусь (2007-2010 гг.), благотворительной общественной организацией «Мир без границ» (2011-2012 г.г.), благотворительной общественной организацией «Голос сердца» (2015 г.) было организовано и проведено анкетирование лиц, проживающих в различных психоневрологических домах - интернатах республики.

Анкетирование проводилось с целью определения социально-эмоционального статуса опрашиваемых, выяснения образовательных потребностей и, в какой-то мере, возможностей (первая часть анкет); выяснения взглядов подростков и взрослых с интеллектуальной недостаточностью на возможности самостоятельного проживания, на трудовую и профессиональную деятельность (вторая часть анкет).

Респондентами стали 140 человек: девушки (46%) и юноши (54%) в возрасте 16-20 лет (23%), 20-29 лет (65 %), в возрасте 30-32 года (8%), 33-45 лет (4%). У большинства (92%) имеются интеллектуальные нарушения в легкой степени тяжести, у 5-6 % в умеренной степени, у менее 3% первичны психические нарушения. Расстройства эмоциональной и поведенческой сферы наблюдаются у более половины опрошенных. Надо отметить, что больше 20% опрошенных затруднялись назвать свой возраст. Но, однако, называли год своего рождения. Некоторые (37,5%) смогли самостоятельно записать свой возраст цифрами, но путали написание цифр, записывали либо зеркально, либо перевернутыми, либо путая последова-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 10

тельность, например, вместо 38 писали 83. Остальные называли свой возраст.

Приведем список вопросов, которые содержались в анкете для проживающих в домах-интернатах.

1. Как ты чувствуешь себя в доме-интернате?

2. Какое событие за последнее время тебя порадовало?

3. Есть ли у тебя друзья?

4. С кем ты обсуждаешь свои трудности?

5. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

6. Как ты будешь проводить выходные?

7. Хочешь ли ты учиться?

8. Для чего ты хочешь учиться?

9. Учился ли ты раньше?

10. Если ты учился раньше, то где?

11. Чему ты хочешь научиться?

12. Умеешь ли ты читать?

13. Умеешь ли ты писать?

14. Умеешь ли ты считать?

15. Умеешь ли ты правильно вести себя?

16. Всегда ли ты понимаешь других людей?

17. Умеешь ли ты ухаживать за собой?

18. Умеешь ли ты пользоваться бытовой техникой?

19. Какой бытовой техникой ты умеешь пользоваться?

20. Какие профессии ты знаешь? (свободный ответ)

21. Кем бы ты хотел работать? (свободный ответ)

22. Смог бы ты работать самостоятельно?

23. Как часто ты хотел бы учиться?

24. Как долго по времени ты бы мог учиться?

25. Сколько ты хочешь, чтобы было уроков в день?

26. Как бы ты хотел учиться?

27. Хотел бы ты получать отметки за уроки, как в школе?

28. Как бы ты учился?

29. Что нужно тебе для хорошей учебы?

30. Смог бы ты учиться сам, без помощи учителя?

31. Хотел бы ты получать после уроков задания для самостоятельного выполнения?

32. Сможешь ли ты объяснять задания другим?

33. Как ты считаешь, все ли смогут учиться?

34. Нравится ли тебе жить в интернате?

35. Хотел бы ты жить самостоятельно?

36. Смог бы ты жить самостоятельно?

37. С какой целью ты хочешь жить самостоятельно?

38. Твой пол: мужской, женский

39. Запишите или назовите: возраст, фамилию, имя, отчество

40. Сколько лет ты живешь в интернате?

Приведен полный перечень вопросов анкеты. Каждый вопрос, за исключение вопросов №№ 20 и 21 предполагал выбор из нескольких готовых вариантов ответов, а также предлагал «свой вариант ответа».

Большинство опрошенных затруднялись ответить на вопрос «Укажи свой пол: мужской, женский». Только при оказании помощи в виде подсказки «Кто ты, мужчина или женщина?» отвечающие справлялись с заданием. Однако три человека при заполнении анкеты указали другой пол, например, Галина написала мужской, а Сергей и Дима написали женский. Большинство из опрошенных проживают в доме-интернате более 10 лет, некоторые указывали, что проживают больше 30 лет. После уточнения выяснилось, что они посчитали и годы проживания в детском доме-интернате. Если опрашиваемые затруднялись сразу ответить на вопрос о своем возрасте, отвечая «не помню», «надо посмотреть» (при этом ответе смотрели куда-то за дверь), «я родилась в 1980 году, посчитайте сами», то на вопрос «Сколько лет ты живешь в доме-интернате?» большинство отвечали сразу, не задумываясь, и сами могли написать это число.

Анкетирование проводилось в первой половине дня, в свободное от других занятий время. Группа проживающих одновременно рассаживалась за столы по два человека, и после предварительной краткой инструкции, в которой разъяснялась цель анкетирования, кто проводит анкетирование, как надо заполнять анкету, обсуждались варианты обозначения выбранных ответов (обвести в кружок, подчеркнуть, поставить крестик, галочку или любой другой знак напротив выбранного варианта ответа), также объяснялось, что правильных вариантов ответов может быть несколько. При предварительном вопросе экспериментатора «Кому сложно прочитать?

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 10

Кто нуждается в помощи, поднимите руку» ситуация в разных домах-интернатах происходила по-разному. Так, например, в Чер-венском доме-интернате подняли руки 3,7%, признавшись открыто, что не умеют читать, при проведении анкетирования выяснилось, что таких человек 10%. Но они постеснялись поднять руку. В Лидском доме-интернате эта же ситуация развернулась совсем иначе: 3,7% подняли руки, сказав, что они не смогут сами прочитать, однако при оказании незначительной помощи оказалось, что все трое и читать, и писать умеют, только сомневались в своих возможностях. То есть всего так называемых «полностью безграмотных» оказалось 23,7% человек. В их число вошли все те, которые не смогли целиком прочитать слово, даже читая по слогам, но, не понимая, что они прочитали. Они же и не пишущие, но некоторые из 23,7% (6,2%) умеют копировать (переписывать), однако прочитать скопированное письмо не могут.

В ходе анкетирования респондентам оказывалась индивидуальная помощь: прочтение вопроса и вариантов ответа на них, пояснения некоторых вопросов, которые вызывали трудность, пояснение некоторых вариантов ответов, при этом каждый экспериментатор (два-три человека одновременно), старался не подсказывать вариант ответа, терпеливо дожидался, когда опрашиваемый сам выберет тот вариант ответа, который считает наиболее подходящим, запись под диктовку проживающего ответов, которые предполагали свободный ответ. Надо отметить, что половина опрошенных использовала возможность своего варианта ответа.

Проживающие с большой радостью встречали интервьюеров, высказывали заинтересованность, в том, что они будут делать, с охотой шли на контакт, были терпеливы, когда помощь требовалась одновременно нескольким людям. В большинстве молодые люди не стеснялись общения с новым незнакомым для них человеком, легко шли на контакт.

При анализе первой части анкет были получены следующие результаты:

На вопрос «Какты чувствуешь себя в доме-интернате?» были получены следующие ответы: чувствую заботу и любовь - 27%; чувствую большое внимание ко мне - 35%; ощущаю без-

различие и неприязнь ко мне - 20 %; ощущаю злость и агрессию ко мне - 18% респондентов. Таким образом, полученные ответы дают основание констатировать, что респонденты чувствуют и понимают различное отношение к себе со стороны окружающих: как положительное, доброжелательное, так и негативное или безразличное. Наличие последнего свидетельствует о необходимости проведения просветительской работы среди обслуживающего персонала домов-интернатов по вопросам адекватного отношения к проживающим и понимания потребностей и возможностей молодых людей с интеллектуальной недостаточностью.

В рамках опроса выяснялось, какое событие за последнее время порадовало молодых людей с интеллектуальной недостаточностью. Были получены следующие ответы: праздник - 38 %; спортивные соревнования - 31%; подарок - 38%; концерт - 38%. Среди прочих ответов, молодыми людьми, проживающими, например, в Богушевском доме-интернате, были указаны такие события в их жизни, как поездка на Славянский базар в Витебск (1%), поездка в Могилев (2%), поездка в Польшу (4%). Один молодой человек отметил, что подарки должны быть как для взрослых, а не как для маленьких детей. Одна девушка отметила, что ей больше всего запомнилось празднование дня рождения, так как на него приезжала мама. Следует отметить, что во многих ответах опрошенных молодых людей присутствует указание на приезд либо желаемую встречу с родными и близкими, что позволяет сделать вывод о необходимости тесного взаимодействия с семьями проживающих.

На вопрос «Есть ли у тебя друзья?» 100 % респондентов ответили положительно, причем два человека пояснили: «друзья есть, но немного», «есть один». Данные ответы свидетельствуют о том, что молодые люди с интеллектуальной недостаточностью имеют представление о дружбе, хотят иметь друзей, стремятся к общению со сверстниками, но не всегда способны устанавливать длительные партнерские отношения. Этот факт указывает на необходимость организации работы с молодыми людьми, используя сюжеты литературных произведений, кинофильмы, инсценировки по ориентировочным темам «Что такое

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 10

дружба», «Зачем нужны друзья», «Мой друг» и др. Целесообразно обсуждение поведения героев произведений, реальных поступков товарищей. Организуется обучение подростков и взрослых пониманию и установлению причинно-следственных связей между эмоциональным состоянием человека, его поступком и ответной реакцией окружающих.

Исследователей интересовали ответы молодых людей на вопрос «С кем ты обсуждаешь свои трудности?». Были получены следующие данные: с работниками интерната - 20%; с родственниками - 31%; с друзьями - 38%; ни с кем - 23%. Анализ ответов позволяет сделать вывод, что достаточно большой процент молодых людей обсуждают возникающие проблемы с окружающими людьми. Вместе с тем отмечено, что 48% процентов опрошенных чувствуют себя в доме-интернате одинокими и не всегда могут разрешить свои проблемы посредством общения, обсуждения с другими людьми. Данный факт еще раз подтверждает необходимость формирования у лиц данной категории навыков социального взаимодействия. Ответы на этот вопрос свидетельствуют также о низком статусе доверия к специалистам, с которыми не хотят делиться своими переживаниями. Настораживает тот факт, что проживающие предпочитают утаить проблему (ответ - «не обсуждаю ни с кем» 23%), чем поделиться ею (8%). Считаем, что работникам дома-интерната необходимо пересмотреть стратегию и тактику своего общения с подростками и молодыми людьми, организовывать неформальные досуговые формы взаимодействия с молодыми людьми, например, «Вечернее чаепитие», «Расскажи, чем запомнился день», «Обсудим любимый сериал».

Умение организовывать свой досуг - важное условие самореализации личности.

На следующий вопрос анкеты «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» поровну выпал выбор на ответы «смотреть телевизор» (48,7%) и «общаться с друзьями» (48,7%), самое большое количество выборов пришлось на ответ «гулять на улице» (70%). Никто из проживающих не выбрал ответ «ничего не делать» и «не знаю». Два человека записали «вышивать» и «работать». Результаты ответов еще раз свидетельствуют о том, что для проживающих очень важен процесс общения с

другими людьми. Данный факт подчеркивает актуальность формирования у них навыков общения. Вместе с тем, можно порекомендовать специалистам использовать свободное время молодых людей более рационально, например, обучать подростков некоторым профессиональным умениям - выращиванию цветочной рассады, вышиванию, вязанию, помощи в быту и т.д.

Экспериментаторов интересовала также проблема, как и с кем проведут выходные и праздничные дни подростки и взрослые с интеллектуальной недостаточностью. На вопрос «Как Вы будете проводить выходные?» были получены следующие ответы: «Буду смотреть телевизор» - 41,6%, «Буду делать уборку в комнате» - 25%, «Приглашу друзей в гости» - 33,3%, «Пойду сам (а) в гости» - 33,3%, «Пойду в кафе» - 0%, «Навещу друзей в доме-интернате» - 41,6%, «Другие занятия (напишите какие)». Молодые ребята высказались, что еще им интересно в свободное время: «пойду на рыбалку, делать бумажных лебедей, украшать дом, ухаживать за скотом, ягоды и грибы собирать, плести из бисера».

В психоневрологических домах-интернатах не предполагается предоставление образовательных услуг. Тем не менее, молодые люди видят необходимость в обучении этим навыкам при самостоятельном проживании, отсюда и появляются такие варианты ответа.

На вопрос анкеты «Хочешь ли ты учиться?» большинство (82,5%) ответили положительно, один из них поставил восемь восклицательных знаков, один написал до конца строчки знаки «+», 6,2% человек выбрали вариант «нет», 2,5% из которых пояснили тем, что уже учились, 1,2% (один человек) из них написал, что учился в Академии, написав это слово с большой буквы, еще один ответил, что ему много лет, чтобы учиться, остальные никак не прокомментировали, 11,2% человек ответили -«не знаю».

На вопрос анкеты «Для чего ты хочешь учиться?» примерно поровну распределился выбор между ответами «чтобы быть самостоятельным» (25%), «чтобы жить самостоятельно (не в интернате)» (21,2%), «чтобы чему-нибудь научиться» (17,5%), но большинство выбрали ответ «чтобы пойти работать» (31,2%), 13,7% человек ответили «чтобы зарабатывать день-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 10

ги» и 7,5% ответили «не знаю». Один человек выбрал «свой вариант ответа» - «Сама боюсь». Некоторые из прошенных (около 15%) выбирали несколько вариантов ответов. В основном их выбор был среди таких вариантов «чтобы жить самостоятельно (не в интернате)», «чтобы пойти работать».

Как показало анкетирование, большинство проживающих (91,2%) учились раньше, вариант «нет» выбрали только 5%, вариант «не знаю» - 2,5% и один человек в своем варианте ответа написал - «не помню». Большинство ответили, что учились «в школе» (58,7%), 31,2% человек ответили, что учились в детском доме-интернате, еще 10% написали, что учились в училище. Некоторые из опрашиваемых даже вспоминали, как звали их учителей, некоторые говорили, что закончил только 5 классов, или только 3 класса, потом «мамка умерла, и меня отдали в детдом, а там я уже не учился». Но были и ответы о том, что закончил ПТУ (профессионально-техническое училище). Так, называли такие ПТУ, как «в Могилеве училась на штукатура-маляра», «в Червени №80», «в Клецке на овощевода», «в Гродно на обувщика» и др.

На вопрос анкеты «Чему ты хочешь научиться?» большинство (42,5%) выбрали ответ «научиться какой-нибудь профессии», следующий по количеству ответов был выбран вариант «научиться читать и писать» (27,5%), практически поровну распределился выбор между следующими вариантами ответов «научиться правильно себя вести в различных ситуациях» (20%), «научиться понимать других людей» (21,2%), поровну, по 13,7% ответов, распределились ответы между вариантами «научиться считать и решать задачи» и «научиться ухаживать за собой», причем при выборе ответа «научиться ухаживать за собой» пояснили «можно, но я это умею», а при выборе ответа «научиться считать и решать задачи» - не люблю я это, и в школе было плохо с задачами. Ответ «не знаю» выбрали 5% и 2,5% человека написали свой вариант: «Все умею», «Боюсь».

На вопрос «Что ты умеешь делать?» большинство ответили «делать уборку комнаты» (70%), затем ответы распределись следующим образом: мыть посуду - 65%; стирать белье - 62,5%; гладить белье - 33,7%; готовить еду - 15%. Ответ «не знаю» не выбрал никто,

а также было много своих вариантов ответов «класть кирпич», «штукатурить», «сажать цветы», «пропалывать», «обрезать деревья».

Последующие два вопроса «Какие профессии ты знаешь?» и «Кем бы ты хотел работать?» предполагали свободный ответ. В большинстве случаев проживающие сами справились с ответами, самостоятельно записали, сделав ошибки в названии некоторых профессий, но, однако названия профессий писали самостоятельно. Ответы проживающих показали, что они знают, в основном, те профессии, с которыми встречаются в доме-интернате. Большинство называли (писали) медицинские профессии: врач, медсестра, санитарка. Были даже такие ответы, как хирург и стоматолог. На втором месте по частоте записей встречаются следующие профессии: столяр, плотник, строитель, повар, электрик, дворник, бухгалтер, водитель, тракторист, парикмахер, библиотекарь, инструктор, грузчик, почтальон, Т.е. - это все те профессии, с которыми сталкиваются проживающие в стенах домов-интернатов. Профессия «учитель», «воспитатель» была названа только дважды, «психолог» встречается в трех анкетах и 5% записали профессию «инструктор», предполагая инструктора по труду. Вообще надо сказать, что само слово «профессия» сначала у большинства вызвало вопросы «А что это?». Когда была оказана помощь в виде примеров, то проживающие справлялись, однако тоже не все, понимая, в первую очередь, что ему необходимо знать, что этот человек может делать, т.е. его функциональные обязанности, только после оказания помощи опрашиваемые начинали самостоятельно записывать те профессии, которые они знают.

Среди редких профессий были записаны такие, как кинолог, химик, банкир, писатель, художник-декоратор, адвокат, летчик, инженер, агроном, кондитер, биолог, геолог, машинист, экскурсовод, фотограф. Причем на вопрос «Кто такой кинолог?», ответ был получен правильный.

На второй свободный вопрос «Кем бы ты хотел работать?» большинство записали или назвали адекватные своим возможностям профессии, либо места занятости, например: работать в саду, на поле работать, навоз выгружать, семена собирать, работать в колхозе,

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 10

сушить травы, сажать овощи, в прачке, работать на кухне, помогать в столовой, мыть посуду, огурцы солить и класть в банку, капусту квасить, хочу шить, разные работы могу выполнять. Половина из отвечающих называли именно вид деятельности, а не название профессии. Были и такие ответы, как «кондуктором, как моя сестра», «почтальоном, как мой папа». Но были записаны и названия профессий: дворником, строителем, садоводом, огородником, санитаркой, скотником, посудомойкой, грузчиком, дояркой, штукатуром, подсобным рабочим, уборщицей, цветоводом. 13,7% ответили: библиотекарем, продавцом, кинологом, фотографом, фермером, кладовщиком, водителем, геологом, художником-декоратором, поваром, экскурсоводом. Данные ответы не считаем неадекватными, т.к. отдельного более подробного разговора о том, что бы ты мог делать, работая, например, художником-декоратором, не проводилось. Возможно, услышав ответ на такого рода вопрос, можно было бы оценить его адекватность (неадекватность) возможностям проживающих. Четыре ответа отличались от большинства: один ответ был «ни кем», один - «не хочу работать», один - «не смогу работать» и еще один - «без разницы». Большинство же отвечающих записывали или называли виды деятельности либо профессии в соответствии своим возможностям.

Большинство опрошенных (83,7%) на вопрос «Смог бы ты работать самостоятельно?» ответили «да», ответ «нет» выбрали только 6,2% и 10% ответили «не знаю».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На вопрос «Хотел бы ты жить самостоятельно?» однозначное большинство ответили «да» (83,7%), 6,2% выбрали ответ «нет», 10% человек ответили «не знаю».

На вопрос «Смог бы ты жить самостоятельно?» большинство (85%) ответили положительно, 7,5% ответили «нет» и еще 7,5% выбрали ответ «не знаю».

На вопрос «С какой целью ты хочешь жить самостоятельно?» практически поровну распределились ответы между «чтобы иметь свою семью» (33,7%), «чтобы работать и получать зарплату» (41,2%). Ответ «чтобы работать и получать зарплату» получил на три голоса больше. 16,2% выбрали ответ «чтобы жить не в интернате», 7,5% ответили «не знаю», 1,2%

написал «хочу жить только в интернате». Исследователи обратили внимание на то, что женщины, в основном, выбирали ответ ««чтобы иметь свою семью», а мужчины - «чтобы работать и получать зарплату».

На вопрос анкеты «Что ты планируешь делать в будущем?» также были получены интересные ответы. Так, 27% молодых людей ответили, что хотят «жить со своей семьей, своими друзьями»; столько респондентов (27%) хотят «уехать из интерната»; 15 % «хотят жениться или выйти замуж»; 12 % хотят «учиться, чтобы получить профессию». Среди прочих ответов были пожелания молодых людей «хоть один раз съездить в Минск или в Санкт-Петербург»; «разыскать родных»; «найти маму, «петь»; «готовить себе еду»; «научиться работать на компьютере»; «научиться считать деньги читать, писать без ошибок»; «иметь собственную комнату». Полученные ответы свидетельствуют о пробуждении у людей с интеллектуальной недостаточностью осознания своей значимости. Подобные ответы положительно свидетельствуют о повышении самооценки у воспитанников.

В данной статье приведен анализ ответов только на некоторые вопросы анкеты, на наш взгляд, наиболее показательные.

Результаты проведенного анкетирования позволили определить социально-эмоциональный статус опрашиваемых, отношение проживающих к образованию, выяснение их образовательных потребностей, взглядов на трудовую и профессиональную деятельность, на возможности самостоятельного проживания. В некотором роде анкетирование позволило, частично, провести своеобразное тестирование молодых людей и взрослых с интеллектуальной недостаточностью: умение назвать (записать) свой пол, возраст, фамилию, имя, отчество, где учился раньше (если учился), сколько классов закончил и др.

1. Основная группа отобранных администрацией психоневрологических домов-интернатов для анкетирования людей оказалась в возрасте от 23 до 35 лет, немного больше было мужчин, чем женщин, большинство из них имеют интеллектуальные нарушения.

2. Проживающие в психоневрологических домах-интернатах очень любят общаться, од-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 10

нако не всегда доверяют свои проблемы работникам домов-интернатов.

3. Большинство проживающих рационально могут организовать свой досуг, многое уметь делать своими руками. Никто из проживающих не выбрал вариант ответа «ничего не делать».

4. Однозначное большинство опрошенных хотели бы учиться, несмотря на то, что многие из них где-то учились раньше.

5. Основную цель обучения проживающие видят, во-первых, том, чтобы пойти работать, во-вторых - быть более самостоятельным, в-третьих - жить самостоятельно (не в интернате).

6. В силу различных жизненных обстоятельств не все смогли получить обязательное в нашей стране базовое образование и приобрести элементарные учебные навыки: читать, писать, считать, ориентироваться в окружающем, понимать временные и пространственные изменения.

7. Небольшое количество опрошенных (10%) закончили не только вспомогательную школу, но и профессионально-техническое училище и получили такие профессии, как: штукатур-маляр, обувщик, овощевод, цветовод, швея и др. При создании защищенных условий труда (сопровождение на рабочем месте, сокращенный рабочий день, наличие дополнительных перерывов, своевременное оказание психологической и медицинской помощи) позволили ли бы этим людям жить не в интернате и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

8. Большинство опрошенных, в-первую очередь, хотели бы получить какую-нибудь профессию, во-вторых, проживающие хотели бы научиться читать и писать, и в-третьих, хотели бы научиться правильно себя вести. Половине проживающих нравится жить в интернате, но практически все из опрошенных хотели бы жить самостоятельно, чтобы иметь свою семью, работать и получать зарплату.

9. Практически все проживающие отвечали, что умеют и читать, и писать, и считать, и правильно себя вести, и ухаживать за собой, хорошо понимают других, умеют пользоваться различной бытовой техникой, умеют многое делать (убирать комнату, мыть посуду, стирать, готовить). Наблюдения во время анкетирова-

ния показали, что отобранные проживающие «лучшие из лучших» очень хотели, чтобы их отобрали в группу для дальнейшего обучения, поэтому, предположительно, завышали свои возможности. Также известно по различным исследованиям в области коррекционной педагогики, что лица с интеллектуальными нарушениями чаще всего именно завышают свои реальные возможности. Однако неоспоримым остается тот факт, что проживающие испытывают огромное желание учиться. Каждый отвеченный вопрос вызвал у них радость от успеха.

10. Большинство проживающих адекватно выбирали виды деятельности и профессии, которыми бы они хотели заниматься. В основном, это те виды деятельности, которые есть или были в их личном опыте.

Результаты проведенного в 2007-2008 годах анкетирования детей с интеллектуальной недостаточностью, проживающих в домах-интернатах позволили определить содержание и методику коррекционно-педагогической работы с ними1.

В парадигме непрерывного (пожизненного) образования, совершенствования процесса подготовки к самостоятельному проживанию лиц с интеллектуальной недостаточностью, на наш взгляд, в первую очередь необходимо предпринять следующие шаги:

- создание условий для осуществления образовательных услуг в домах-интернатах для взрослых с интеллектуальной недостаточностью: создание учебного плана для домов-интернатов и его программно-методическое обеспечение; нормативно закрепленное право на составление индивидуальной программы развития и сопровождения данной категории лиц;

- подготовка специалистов, готовых и способных к реализации задач образования и сопровождения подростков и взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью; с этой целью необходим пересмотр образователь-

1 Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов. / И.К. Боровская [и др]; под ред. Т.В. Лисовской. - Минск: НИО, 2007. -С. 216; Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием / И.К. Боровская [и др]; под ред. Т.В. Лисовской. - Минск: НИО, 2008. -С. 435.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 10

ных стандартов подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников, разработка соответствующей учебной, программной и методической документации;

- создание условий для трудового обучения подростков и взрослых с интеллектуальной недостаточностью, проживающих в домах-интернатах с целью реализации их права на труд: отказ от диагнозного подхода в определении меры дееспособности человека; согласованная межведомственная разработка программно-методического обеспечения процесса подготовки к социальной, бытовой и трудовой занятости; создание защищенных рабочих мест на рынке труда;

- разработка стандарта непрерывного образования и сопровождения, как пускового механизма качественной реализации Закона о социальном обслуживании населения.

Сегодня в Беларуси разрабатывается концепция Государственной программы социальной интеграции инвалидов на 2016-2020 годы. Предполагается совершенствование нормативной правовой и нормативной технической базы, а также разработка механизма межведомственного взаимодействия. Идет широкое обсуждение данной концепции, надеемся, что обозначенные проблемы и возможные пути их решения найдут место в государственной программе.

Литература:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011г. № 242. - Минск: «Амалфея», 2011. -С. 496.

2. «Положение о психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов», утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. expert.by/EC/monitorings/193778.txt. - Дата доступа: 29.01.2013.

3. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов. / И.К. Боровская [и др]; под ред. Т.В. Лисовской. - Минск: НИО, 2007. -С. 216.

4. Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием. / И.К.Боровская [и др]; под ред. Т.В. Лисовской. -Минск: НИО, 2008. -С. 435.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.