на западных рубежах (Украина, Беларусь) и в Закавказье (Грузия, Азербайджан) переживают ощутимый кризис.
What has been left from the social and cultural ties of the former Soviet republics? On the basis of numerous public opinion surveys conducted in countries of the post-Soviet area the article compares attitudes of their publics to other countries of ex-USSR.
А.А. Пархимович ПЛАНЫ И НАДЕЖДЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Как это ни печально признать, но неотъемлемой частью повседневной жизни постсоветской России стали беспризорные дети. Они лишились дома и семьи, живут на улице и выживают за счет попрошайничества, криминала. По данным правительства, число детей, оставшихся без попечения родителей, на начало нового века составило более миллиона, а по оценкам МВД, Генпрокуратуры и Совета Федерации, эта цифра достигает почти 5 млн. Как правило, воспитанники приютов, детских домов и интернатов — это дети "при живых родителях", лишенных родительских прав. По данным официальной статистики, численность социальных сирот уже превысила 700 тыс. человек. Эта цифра включает усыновленных детей; сирот, находящихся под опекой и попечительством, а также детей, проживающих в интернатных учреждениях разного типа (дома ребенка, детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты и пр.).
Автору довелось лично столкнуться с некоторыми из этих ребят, прожить с ними под одной крышей два месяца в 2008 г. в летнем оздоровительном лагере "Кругозор" в г. Сергиев Посад. Работа с подростками-сиротами старшей возрастной группы, совместная трудовая и досуговая деятельность с ними и их воспитателями мотивировали на проведение исследования на тему: "Жизненные установки детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в сиротских учреждениях". При этом задача определить точные статистические параметры сиротства не ставилась. Изучались лишь те признаки, которые способны служить показателями устойчивых тенденций, "подсказать" причины явления и описать его.
Исследование проводилось в марте-апреле 2008 г.в форме анкетирования (иногда полуформализованного интервью) детей-сирот и их воспитателей. В опросе приняли участие 150 подростков и 30 взрослых. Чтобы показатели и отображаемые ими тенденции носили максимально устойчивый характер, опрос был районирован: опрошены дети в восьми сиротских учреждениях разного типа (детские дома, школы-интернаты, приюты, коррекционные учреждения) в Москве, Московской и Владимирской областях.
В ходе исследования использовался метод кластерной выборки, при котором случайным образом выбирались группы (то или иное сиротское учреждение), а внутри них проводился сплошной опрос. Выборка определялась методом стихийного отбора, т.е. имела дело с максимально доступными единицами исследования, иначе говоря, количество субъектов исследования не отбиралось пропорциональ-
ПАРХИМОВИЧ Анна Александровна — ассистент Агентства исследований в сфере недвижимости и строительства.
но количеству детей в различных группах (детских домах, приютах, интернатах), соответствующих статистическим данным по России. Этот тип выборки можно объяснить спецификой объекта исследования, в частности, закрытостью сиротских учреждений, их нежеланием посвящать "чужих" в свою работу, боязнью проверок и недоверием со стороны воспитателей. Некоторые ребята отказывались участвовать в опросе, ссылаясь на то, что им просто лень, а другие на то, что они не видят смысла в проведении подобных исследований, им все равно никто не поможет. Многие подростки пишут неграмотно и неразборчиво, не в состоянии долго фокусировать внимание на прочтении вопросов и не понимают смысла суждений. Поэтому с ними приходилось проводить полуформализованное интервью.
В целом анкетированию подлежали подростки в возрасте от 11 до 18 лет. В составе опрошенных оказалось 45% юношей и 55% девушек. Ребятам было предложено заполнить разработанную автором статьи анкету из 42 вопросов, содержащую закрытые (альтернативные и неальтернативные), открытые и полузакрытые вопросы, а также вопросы на ранжирование. Анкета состояла из четырех блоков: общие вопросы о личности респондента, его личностных качествах и интересах; вопросы о взаимоотношениях детей-сирот с ближайшим окружением (друзьями, одноклассниками, воспитателями, учителями); вопросы о будущем респондентов, о планах и целях на дальнейшую жизнь; социально-демографические характеристики респондента. Воспитателям предлагалось заполнить бланк с полярнопротивоположными суждениями о воспитанниках.
Полученные данные были перевзвешены и обработаны с помощью программы ЭРБЭ. Кроме того, использовались факторный анализ и метод семантического дифференциала.
Согласно результатам исследования, большинство ребят попадают в сиротские учреждения в возрасте 6-13 лет. Пик приходится на 8-9 (18% и 12% респондентов соответственно) и 13 лет (13%), что противоречит общепринятому мнению, согласно которому большинство сирот — это отказники с младенческого возраста. Лишь 12% опрошенных ответили, что они круглые сироты. Фактически у 88% респондентов родители по тем или иным причинам лишены родительских прав: пьянство, рукоприкладство, инвалидность, отказ от ребенка и невыполнение свои родительских обязанностей. Таким образом, абсолютное большинство детей, проживающих в сиротских учреждениях (равно как и тех, кто принял участие в опросе), — это социальные сироты, т.е. сироты "при живых родителях".
Практически каждый третий респондент (28%) отказался отвечать на вопрос о причинах, по которым он попал в сиротское учреждение (табл. 1). По-видимому, ребята не хотят заново вспоминать пережитые ими беды и проблемы.
Таблица 1.
По какой причине Вы попали в детское учреждение? (открытый вопрос)
Причины сиротства %
Не хочу говорить 28
Пьянство родителей 24
Родители лишены родительских прав 18
Смерть одного из родителей 13
Смерть обоих родителей, сирота 12
Отказались родители 11
Родители в тюрьме, инвалиды 9
Ушел (ушла из дома) 8
Рукоприкладство родителей 3
Дети, оставшиеся без попечения родителей, обычно плохо учатся, уклоняются от выполнения домашних заданий. И если сами они обычно утверждают, что учатся на "хорошо" (39%) и реже "удовлетворительно" (28%), то, по словам воспитателей, многие ребята плохо усваивают учебную программу. Чаще других отвечают, что учатся на "отлично" (40%) и "хорошо" (35%), дети из коррекционных учреждений, где обучение ведется по программе, которая значительно легче обычной. В их учебном плане минимум общеобразовательных дисциплин, а упор делается на ручной труд и развитие прикладных навыков (для девочек — это швейное, а для мальчиков — столярное дело).
В целом познавательные способности детей-сирот достаточно низкие. Систематическое пребывание в среде себе подобных, имеющих невысокий уровень социальных притязаний, формирует заниженные жизненные стандарты. Более чем скромная степень когнитивного развития подростка-сироты не позволяет ему самостоятельно конструировать правила и нормы поведения, чтобы впоследствии руководствоваться ими в обществе. Ребята мало читают, не любят посещать театры и музеи. В то же время их коммуникативные особенности уникальны. Они очень общительны и открыты для контактов с окружающими, у них много знакомых и друзей. Причина в том, что на улице и вне родного дома может выжить лишь тот, кто умеет общаться с другими людьми и найти к ним подход. 26% опрошенных не испытывают трудностей в общении, 30% предпочитают общаться с ребятами старшего возраста, а четверть респондентов отмечает, что им интересно общаться с ровесниками, живущими вместе с ними. При выборе друзей для таких ребят важна территориальная близость. Однако самыми важными показателями при выборе друзей для сирот являются личностные (69%) и интеллектуальные качества (34%).
Абсолютное большинство респондентов позитивны в оценке своего здоровья: около трети (35%) утверждают, что всегда чувствуют себя отлично, а более половины опрошенных (55%) отмечают, что у них хорошее здоровье и они лишь изредка болеют. Однако, по статистике, а также по мнению воспитателей, практически все ребята, проживающие в сиротских учреждениях, имеют хронические заболевания.
Что касается личностных качеств подростков (рис. 1), то многие отмечают, что они весьма терпеливы (43%) и великодушны (40%). Дети-сироты считают себя самостоятельными, ответственными (38%) и скромными (38%). Условия проживания и негативный опыт заставляют их быстро адаптироваться к любым переменам и учиться жить в коллективе, помогать ближнему (29%). Между тем воспитатели, напротив, отмечают, что дети-сироты несамостоятельны и не стремятся помогать товарищам, ставят в большинстве ситуаций личные интересы в ранг приоритетных. Примечательно, что по многим качествам оцененные показатели у девушек превосходят подобные у ребят. Так, девушки, по их собственным оценкам, более великодушны (48%), терпеливы (46%) и скромны (46%), а юноши чаще отмечают в себе такие качества, как самостоятельность и ответственность (41%), инициативность (36%).
Активность детей-сирот невелика. Значительное число респондентов (37%) участвуют в мероприятиях детского учреждения, только когда их попросят или заставят взрослые. Особенно нуждаются в подобном стимулировании юноши (37% против 24% у девушек).
Воспитатели отмечают, что дети-сироты любят заниматься спортом и физически развиты. Сами ребята также подтверждают, что им нравится заниматься спортом и играть в спортивные игры.
Рисунок 1.
Отметьте те качества, которыми Вы, на Ваш взгляд, обладаете (многовариантный вопрос), %
Деловитость (практическое отношение к чему-либо)
Терпимость к людям, иным взглядам
Индивидуализм (стремление к выражению своей личности)
Инициативность, предприимчивость (активность) Коллективизм (взаимопомощь) Готовность к переменам Скромность
Самостоятельность, ответственность
Великодушие, доброта Терпение, выдержка
П12
“]13
Х12
~| 22
] 29
І 24 22
22
] 27 ]28
29
Т30
Ц36
29
33
31
36
38
29
46
38
36
41
40
31
48
43
39
46
□ Юноши □ Девушки □ Всего
Однако многие подростки, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, были замечены при употреблении алкогольных, наркотических средств или курении. Более 40% подростков указывают, что часто конфликтуют со старшими из-за вредных пристрастий. Значительное число сирот пользуются ненормативной лексикой. В целом же воспитатели утверждают, что сироты психически неуравновешенны, а их нервная система весьма расшатана (рис. 2). Данные, полученные в результате опроса воспитателей и обработанные с помощью факторного анализа и метода семантического дифференциала, представлены в виде шкалы, где 1-3 — это положительные характеристики воспитанников (1 — сильно выражены, 3 — слабо выражены), 4 — нейтральный показатель, 5-7 — отрицательные характеристики воспитанников (5 — слабо выражены, 7 — сильно выражены).
Рисунок 2.
Мнение воспитателей о состоянии морального и физического здоровья детей-сирот
1 2 3 4 5 6 7
Активно занимаются спортом и физкультурой Мало занимаются спортом, физически неразвиты
и
Ребята здоровы, практически не имеют заболеваний Часто плохо себя чувствуют, имеют множество заболеваний
с
Ведут здоровый образ жизни, не склонны к аддиктивным формам поведения Были замечены в принятии алкогольных и наркотических средств, курении
0
Не склонны употреблять ненормативную лексику Употребляют ненормативную лексику
пи
Психически уравновешены Психически неустойчивы
Одним из социальных пространств, в рамках которого подросток-сирота выражает свои личные интересы и стремления, — сфера досуга. Полноценная досуговая деятельность позволяет сформировать у подростка такие качества, как инициативность, самостоятельность, духовность, внутренняя культура и эстетическое мировоззрение, судя по полученным данным, досуговая деятельность сирот весьма бедна. Объективными причинами такого положения являются многочисленные запреты, четкая регламентация распорядка дня и ограниченные возможности сиротского учреждения.
В свободное время воспитанники предпочитают гулять и общаться с друзьями (73%), смотреть телевизор (51%) и сидеть за компьютером (37%), делать уборку и приводить в порядок свои личные вещи (35%), посещать кружки и секции (28%). Реже подростки читают книги, общаются со взрослыми или занимаются дополнительно учебой. Юноши в 2 раза чаще, чем девушки, проводят время за компьютером, а девушки значительно чаще приводят в порядок комнату и личные вещи, читают книги, общаются со взрослыми и воспитателями и занимаются дополнительно учебой (рис. 3).
Проведенное исследование подтверждает, что сироты — трудные и конфликтные подростки. Многие опрошенные не могут найти общий язык со сверстниками из-за различия характеров (54%) или интересов (47%), а также ситуаций, когда им кажется, что их личность оскорблена (52%). С воспитателями у ребят чаще всего возникают конфликты из-за успеваемости (57%) и вредных привычек (курение — 47%, употребление алкогольных напитков — 27% и наркотических веществ — 7%). Вызывающее поведение по отношению друг к другу (30%), к старшим (24%) или факты нарушения общественного порядка (35%) — также частые причины споров со взрослыми.
Большинство детей-сирот занимают в споре активную позицию, отстаивая свою точку зрения (43%), и стремятся доказать свою правоту другим участникам конфликта (25%). Такой стиль поведения чаще выбирают дети, живущие в при-
Рисунок 3.
Чем из перечисленного ниже Вы предпочитаете заниматься, если у Вас появляется свободное время? (многовариантный вопрос), %
Гуляю, общаюсь с друзьями Смотрю телевизор Сижу за компьютером Привожу в порядок комнату и личные вещи Посещаю кружки и секции Читаю книги
Общаюсь со взрослыми (воспитателями) Делаю домашние задания (дополнительно)
Другое
Ц25_
Т20"
П 28 □ 29
Ш
] 15
гт^
] 19
Цэз
Ло
11
22
Т47
] 54
Ц53
Ц47
И 75
171
□ Юноши □ Девушки
ютах. Возможно, это объясняется тем, что они не так давно лишились семьи и жили в относительной свободе, а значит — привыкли, что с их мнением должны считаться, и пытаются донести свою точку зрения до других.
Значительное число опрошенных ведет себя в конфликте конструктивно: сдерживаются, чтобы не обидеть оппонента (28%), понимают, что взгляды могут расходиться (22%), выслушивают мнение каждого и готовы изменить свою точку зрения (14%).
Каждый десятый опрошенный разрешает спор с помощью силы (12%) или получает удовольствие, наблюдая как спорят другие (9%). Агрессивный тип поведения в конфликте в большей степени характерен для воспитанников детских домов. Так, 36% из них привыкли разрешать спор кулаками, тогда как среди респондентов из других сиротских учреждений этот показатель не превышает 8%. В целом дети-сироты, проживающие в детских домах, имеют большое количество выборов по всем вариантам ответа. Наверное, это объясняется тем, что они больше других открыты для контактов с окружающим миром: учатся в обычной школе с детьми, живущими в семьях, не имеют серьезных ограничений по здоровью, и их воспитатели активно включают их в различную общественную деятельность. Поэтому они дифференцируют конфликты и могут по-разному вести себя в различных жизненных ситуациях.
Анализ полученных данных позволяет утверждать, что у детей-сирот отсутствует позиция социально и политически активного гражданина своей страны. Практически никто из ребят не интересуется политикой, экономикой и экологией. Они мало обсуждают подобные темы в своих личных беседах, не хотят в будущем заниматься политической, экономической или культурной деятельностью. Их куда больше заботят собственные проблемы и неблагополучие, поэтому они в первую очередь думают о том, как устроить свою личную жизнь, найти работу, наладить быт и пр.
Обратимся к ценностным ориентациям подростков-сирот, выявленным в процессе исследования (рис. 4). Судя по результатам опроса, для подростков-сирот главной жизненной ценностью является счастливая семейная жизнь. Так ответи-
Таблица 2.
Как Вы обычно поступаете в ситуации конфликта? (многовариантный вопрос), %
Варианты ответа Всего Школа- интернат Тип учреждения Детский Приют дом Коррекционное учреждение
Активно отстаиваю свою точку зрения 43 45 48 50 25
Стремлюсь, чтобы другие приняли мою 25 36 21 23 13
точку зрения Веду себя сдержанно, чтобы не обидеть 28 28 24 31 29
Выслушиваю мнение каждого и готов 14 9 15 19 17
изменить свою точку зрения Понимаю, что мнения могут расходиться 22 19 21 23 25
и каждый может быть по-своему прав Мне нравится наблюдать, как спорят другие 9 6 15 8 8
Стараюсь сгладить конфликт 29 30 30 23 33
Разрешаю спор с помощью силы 12 2 36 4 8
Отмалчиваюсь, т.к. мне не нравятся 14 9 21 19 8
конфликты Другое 4 0 6 8 4
ли 59% опрошенных. Многие ребята имеют негативный опыт семейных отношений на примере родителей и хотят в будущем не повторить их ошибок и иметь благополучную семью. Установка на крепкую и благополучную семью есть у подавляющего большинства детей (75%). Вот только взрослые с сожалением замечают, что лишь немногие из них смогут создать полноценную семью, поскольку дети-сироты, не имевшие перед глазами позитивного примера родительских отношений, не смогут успешно преодолевать супружеские конфликты и трудности взаимного приспособления.
На второе и третье место по значимости дети-сироты ставят успешную профессиональную деятельность (55%) и крепкое здоровье (50%). Для 47% подростков, оставшихся без попечения родителей, важную роль играет достижение материального благополучия. Сказывается на сиротах и специфика проживания в сиротских учреждениях — закрытость и обособленность от общества. Возможно, поэтому многие из них считают главной ценностью в жизни полноценное общение с людьми, доброжелательное окружение (43%). Для подростка, социальный статус которого не определен, достигнуть признания окружающих — одна из основных жизненных целей.
На мой взгляд, подростки-сироты в приоритет жизненных ценностей ставят то, чего были лишены в детстве. Большинство респондентов не желают, чтобы их дети повторили их судьбу, а хотят быть хорошими и любящими родителями, которых у них не было. Четверть опрошенных (26%) считает важнейшей жизненной ценностью развитие своих способностей, а некоторые (14%) намерены в будущем вести активную культурную жизнь.
В целом же планы на будущее у опрошенных весьма размыты. Многие хотели бы учиться дальше, примерно половина всех участников опроса (61% юношей и 43% девушек) после окончания школы планирует продолжить обучение в техникумах и училищах. Каждый третий подросток-сирота мечтает поступить в вуз, при этом девочек, желающих продолжить свое обучение в вузе, гораздо больше,
Рисунок 4.
Укажите наиболее значимые для Вас жизненные ценности
(закрытый вопрос, не более трех вариантов ответа), %
Счастливая семейная жизнь Успешная профессиональная деятельность Крепкое здоровье Достижение материального благополучия Полноценное общение с людьми Воспитание детей Развитие своих способностей Активная культурная жизнь Успешная политическая карьера
]47
□ 14
]8
чем юношей (36% против 22%). Есть респонденты, которые думают окончить после школы курсы и стать специалистами в определенной области. Такой ответ также чаще дают девушки (19% против 8%), которым хотелось бы окончить курсы парикмахеров, массажистов и дизайнеров. Примечательно, что если большинство воспитанников детских домов (79%) хотят поступать именно в средне-специальные учебные заведения, то более половины учащихся школ-интернатов планируют в будущем окончить вуз (62%), что свидетельствует о более зрелой жизненной позиции и более высоких притязаниях в жизни у данной категории сирот.
В числе основных мотивов дальнейшего обучения ребята называют желание стать специалистом в определенной области (45%) и получить высокооплачиваемую работу (39%). Около трети опрошенных отмечают, что дальнейшей учебы требует выбранная ими профессия (34%) и что им хотелось бы получать новые знания (32%). Гораздо реже среди причин получения образования подростки указывают на желание получить диплом (24%), стремление к саморазвитию (15%), получение определенного статуса в обществе (12%) и желание получить одобрение окружающих (11%).
На вопрос о том, в какой профессии ребята видят себя в будущем, около четверти опрошенных затруднились дать ответ (рис. 5), причем такая неопределенность свойственна как девушкам (24%), так и юношам (19%). Среди девушек наиболее популярны педагогические (учитель, воспитатель, психолог — 19%), творческие (дизайнер, актриса, парикмахер — 18%) и экономические (бухгалтер, менеджер, маркетолог — 12%) специальности, а также такие профессии, как повар, врач и швея (13%). Многие ребята желают стать врачами или поварами (12%), однако большинство молодых людей мечтают работать с машинами (водителями, автомеханиками и пр. — 27%). Рассматривают они в числе возможных для себя и строительные специальности (маляр, мастер ЖКХ, столяр, плотник — 12%). В целом результаты исследования указывают на то, что профессиональное самоопределение детей-сирот находится в рамках жесткой распределительной
Рисунок 5.
В какой профессии Вы себя видите в будущем? (открытый вопрос), %
Актриса, дизайнер, парикмахер
Учитель, психолог, воспитатель
Врач, повар, швея Автомеханик, водитель Экономические специальности
Строительные специальности Спорт, цирк
Затруднились ответить Другое
□ Девушки
□ Юноши
□ 18
□ 19
■13 М2
Ц27
□ 12
19
Ц24
7
5
0
3
4
7
10
системы, ограничивающей круг выбираемых профессий. Будущее подростков-си-рот предопределено в 95% случаев в силу того, что их дальнейшей судьбой и трудоустройством занимаются взрослые. Дети, как выяснилось, не всегда противятся этому, поскольку не очень заинтересованы в получении знаний и навыков, а настроены на получение материальных благ.
Дети, пережившие столько катастроф в жизни и постоянно критикуемые окружающими их взрослыми, смотрят в будущее без оптимизма. Многие боятся, что не смогут обеспечить материально свою семью (45%), у многих нет уверенности, что они правильно выберут профессию (37%), многие боятся смерти близких и своей смерти (37%). Обделенные родительской заботой и вниманием, подростки-сироты имеют заниженную самооценку, множество комплексов и уверены, что не обладают внешней привлекательностью. Это порождает соответствующие страхи: около трети опрошенных опасаются, что у них не сложится личная жизнь и они останутся одни.
Четкая регламентация любых действий и поступков детей в условиях воспитательного учреждения, требования соблюдать дисциплинарные нормы и правила, проживание на полном государственном обеспечении сдерживают естественную познавательную активность ребенка. Он слишком мало знает об обществе, членом которого ему предстоит стать, у него формируется потребительское отношение к жизни и он даже не пытается противостоять давлению взрослых и вырастает еще более ленивым и неподготовленным к жизни в обществе, чем избалованные дети, воспитывающиеся в полноценных семьях.
Большинство сирот считают, что государство должно всячески опекать их и в дальнейшем. Многие (60%) хорошо осведомлены о том, что в дальнейшем им положена отдельная жилплощадь, каждый третий опрошенный уверен, что ему полагаются льготы и материальная помощь от государства (32%). Некоторые респонденты убеждены, что общество и государство должны сделать их жизнь интересной и обеспеченной (27%), и лишь 8% детей-сирот говорят, что не нуждаются в помощи государства. Стоит отметить, что у воспитанников детских домов самое большое количество выборов по всем перечисленным показателям. Ребята из приютов чаще, чем другие, отмечают, что в будущем им должны помочь с трудоустройством, а воспитанники школ-интернатов и коррекционных сиротских учреждений хотят, чтобы взрослые и чиновники сделали их дальнейшую жизнь интересной и обеспеченной.
Завышенные требования дети-сироты предъявляют и к своим воспитателям, которые, по их мнению, должны не только учить и воспитывать (69%), но и обеспечивать одеждой и едой (49%), наладить быт (42%), дать профессию (36%), организовать отдых (31%), любить и заботиться о них (28%). О потребительском отношении к жизни своих воспитанников говорят и воспитатели. По их мнению, дети-сироты несамостоятельны и не готовы к жизни в обществе, они привыкли, что все проблемы за них решают окружающие — воспитатели, учителя, государство. Стоит отметить, что, несмотря на то, что у большинства воспитанников сиротских учреждений наблюдаются потребительское отношение к жизни и завышенные требования к окружающим, все же многие подростки осознают, что и у них имеются определенные обязательства перед взрослыми. Так, большинство признают, что они обязаны соблюдать правила поведения (73%), помогать воспитателям (69%), хорошо учиться (53%). Среди прочих обязанностей выделяются уборка и благоустройство территории учреждения (43%), забота о малышах (35%), ремонт личных вещей (32%), украшение помещения детского дома своими творческими работами (25%).
64% опрошенных считают, что они должны быть честными и порядочными гражданами своей страны, причем 63% юношей видят своей основной задачей защиту Родины. 36% опрошенных подростков уверены, что необходимо помогать более слабым, в том числе старикам, инвалидам и больным. Возможно, так они хотят проявить заботу о людях, которые, как и они сами, сталкиваются в жизни с лишениями. Ведь эти дети не понаслышке знают, что значит страдать и быть обделенными.
Таким образом, несмотря на позитивные ценностные установки, многие подростки вряд ли смогут успешно реализовать их в будущем. Культивируемый в сиротских учреждениях низкий порог самоуважения, подавление взрослыми желаний ребенка, жизнь в условиях постоянных санкций, коллективная форма совместного существования формируют конформистский психологический тип личности, неспособный противостоять пагубному воздействию окружающей среды. Скажется это и на обществе. Оно вынуждено будет расплачиваться за свое невнимание и незаинтересованность в судьбе этих детей, которые, возможно, будут пополнять ряды преступников среди подростков и молодежи. Наиболее приемлемый способ предохранить сирот от подобных последствий общественного воспитания — приближение образа жизни в сиротских учреждениях к образу жизни семьи; повышение квалификации персонала таких учреждений и создание факультетов, специализирующихся на подготовке соответствующих кадров. Представляется, что действенной мерой в решении этой проблемы может стать изменение законодательства: укрупнение сиротских учреждений и приоритет семейных разновозрастных детских учреждений, упрощение процедуры усыновления и удочерения в нашей стране, а также активная пропаганда опекунства и патроната среди россиян. Сегодня большинство наших сограждан не осознают, что забота о детях-сиротах в современном обществе должна стать приоритетной.
The author describes problems of orphans, especially "social orphan", in orphanages; children's aspirations, hopes to get interesting professions, success in life.
Я.З. Гарипов, Р.В. Нуруллина ЧЕМ ЖИВЕТ МУСУЛЬМАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ ПОВОЛЖЬЯ
С 22 по 29 июня 2008 г. в Республике Татарстан прошел II Фестиваль мусульманской молодежи Приволжского федерального округа. В его организации принимали участие Министерство по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан, Совет по делам религии при кабинете министров РТ, Духовное
ГАРИПОВ Ягфар Закирович — кандидат философских наук, доцент.
НУРУЛЛИНА Роза Вагизовна — старший преподаватель.
Авторы работают в Камской Государственной инженерно-экономической академии, г. Набережные Челны.