Научная статья на тему 'Роль социальных служб в социализации и социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни'

Роль социальных служб в социализации и социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
417
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лазарева З. Н.

В статье рассматривается роль социальных служб в подготовке детей, воспитывающихся в сиротском учреждении, к самостоятельной жизни после достижения совершеннолетия, предлагаются методики работы, выявляются значимость и проблемы этого направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социальных служб в социализации и социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни»

0АОМЁ1АЁЁ Ё |1иО ЙЮЁАЁиМЁ ВААЮи

В I Ёи N I ОЁАЁи Г иО ЙЁО^А А N I ОЁАЁЁдАОЁЁ Ё N I ОЁАЁи Г I Ё АААТОаОЁЁ ААОАЁ^ЁВ I О Ё NА 1 I N0 I ВОАЁи Г I Ё ^Ёд Г Ё д. Г. Ёадабааа

А поаоиа ЭаппТаоЭеаааопу ЭТёи пТоеаёиТйо пёожа а УТааТоТаёа ааоаё, аШ'ёойаф-йёопу а пёЭТопёП о+ЭажааТёё, ё па! тоТуоаёш Тё жёдТё 'Тпёа атоёжаТёу пТааЭ-иаиТёаоёу, УЭааёааа^опу ТаоТаёёё ЭааТой, айуаёу^опу дТа+ёТТпои ё ''ЭТаёаш уоТаТ ТаУЭааёаТёу аауоаёиТТпоё.

В основе причин низкого уровня социализации детей-сирот к самостоятельной жизни лежат четыре обстоятельства: отрицательный опыт жизни в родительской семье; стереотипы поведения, которые формируются в условиях детского дома; несформирован-ность многих функциональных умений, важных для взрослого человека; отсутствие специальной социально-педагогической службы, способной помочь бывшим воспитанникам интернатных учреждений. Процесс социализации детей в сиротском учреждении не позволяет им сформировать адекватные представления о жизни общества и правилах функционирования в нем, что в дальнейшем становится источником разного рода жизненных проблем. Он характеризуется рядом особенностей — специфическими механизмами адаптивного поведения, наличием комплекса социальной неполноценности.

На наш взгляд, подготовка к самостоятельной жизни воспитанников детских домов с целью их успешной социализации, социальной адаптации в будущем должна вестись целенаправленно, систематически как в условиях социального учреждения, так и вне его (в замещающих семьях, в семейных воспитательных группах, в кровных семьях детей после их реабилитации в детских домах, реабилитационных центрах, детских приютах, а также после выхода детей-сирот из детских домов).

Эта подготовка должна вестись в следующих направлениях:

— формирование социальных знаний, умений, навыков;

— обучение хозяйственно-бытовым навыкам;

— помощь в получении профессионального образования, собственного жилья;

— правовое просвещение воспитанников интернатных учреждений;

— формирование правильного представления о благополучной семье, ценностных ориентаций на благополучную семью, семейных ценностей;

— формирование сознательного родительства;

— работа с замещающими семьями и на этапе их становления (подбор кандидатур приемных родителей, изучение качества жизни в потенциальной приемной семье, насколько оно соответствует нормам благополучной семьи) и после ее создания (консультирование; посредничество; своевременное оказание педагогической, психологической, социально-экономической, правовой помощи; контроль за содержанием ребенка в приемной семье, за тем, насколько правильно созданы условия в семье в плане их будущей успешной социализации и адаптации);

— постинтернатное сопровождение выпускников детских домов с целью оказания своевременной помощи и поддержки в трудных жизненных ситуациях.

На наш взгляд, в условиях детских домов и интернатов необходимо реализовывать целевые программы, направленные на социализацию детей-сирот. Например: «Я — семьянин», «Этика семейных взаимоотношений», «Сознательное родительство», «Уроки кулинарии», «Домашний мастер», «Семейное пра-

© £. Г. ЁадаЭааа, 2010

84

ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2010 | 1 2

во», «Семейные ценности», «Огородничество, цветоводство, садоводство», «Поиск работы» и др.

Подобную работу можно проводить в интернатных службах в форме клубной деятельности. Например, клуб родителей. Цель этого клуба — совместное времяпровождение кровных родителей со своими детьми, находящимися в социальном учреждении (например, шитье, вязание и т. п.); просмотр детских фотографий и поделок, совместные чаепития и праздники. Во время таких встреч члены семей имеют возможность получить консультацию психолога по их личным проблемам или проблемам общения с ребенком. Самым главным итогом работы с семьей воспитанника становится возможность появления у ребенка пусть очень небольшого, но социально правильного опыта семейного взаимодействия, маленького багажа собственных позитивных переживаний, которые лягут в основу строительства его взрослой жизни.

Клуб воспитанников детского дома может быть организован как структура с различными направлениями деятельности. Это как бы организационный центр свободного времени ребят, помогающий им в личностном и социальном развитии, где ответственные сотрудники изучают потребности и желания детей, на основе которых функционируют различные кружки по интересам, где воспитанники имеют возможность проявить себя в какой-то новой и непривычной роли, где царят естественная атмосфера и дух открытости. Организованные виды деятельности мобильны и могут изменяться в зависимости от того, что на данный момент вызывает больший интерес у детей. Для возможности формирования у ребят более правильных ориентиров в выборе, в организации и работе клуба предусмотрено участие профессионального психолога-консультанта. Работа клуба расширяет диапазон выбора занятий по интересам воспитанников, влияет на личностное и профессиональное самоопределение, дает уроки взаимодействия и общения между девочками и мальчиками. В работе клуба может быть узкоспециализированное направление, цель которого — просвещение в вопросах пола, предупреждение добрачных отношений, формирование правильного отношения к созданию семьи, рождению ребенка.

После выхода из стен детского дома его воспитанники нуждаются в особой помощи в плане их успешной социализации и адаптации. На наш взгляд, должна быть создана модель сопровождения выпускников социальных учреждений. Она может включать в себя такие аспекты, как:

— работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);

— коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т. д.);

— коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т. д.);

— коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

— работа над реконструкцией и поддержанием «социальной сети»;

— индивидуальное сопровождение выпускников и система профилактики социальной дезадаптации детей-сирот, обеспечивающие развитие у них навыков самообслуживания и социализации;

— поддержка трудоустройства выпускников и организация переподготовки кадров для работы с ними;

— организация социальных гостиниц, целевых программ молодежной ипотеки для детей-сирот;

— страхование воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чтобы по завершении пребывания ребенка в детском доме он получил определенную сумму, которую сможет потратить на учебу, лечение или приобретение жилья;

— организация на базе выпускающих домов-интернатов сопровождения выпускников в форме клубной деятельности. Цель клуба выпускников — предоставить выпускникам возможность встречаться и обмениваться опытом самостоятельной жизни, получая взаимоподдержку и дружеское тепло, что, как нам кажется, поможет им стать более открытыми, научиться помогать друг другу, а возможно, и младшим воспитанникам, которые пока еще живут в детском доме. Клуб — это и место встречи выпускников с бывшими воспитателями, ставшими для кого-то близкими людьми, с которыми им хочется поделиться новостями своей жизни, просто высказаться, попросить совета. На ежеквартальные встречи клуба выпускники могут приходить со своими семьями, детьми. Сотрудники при организации подобных встреч могут подготовить ряд занятий (например, творческие и психологические игры, позволяющие ребятам лучше понять себя, снять напряжение; моменты обучения самостоятельной жизни — распределение бюджета, экономия, приготовление пищи, уход и воспитание ребенка и др.), что позволит выпускникам увереннее чувствовать себя в социуме. Конечно же, такие встречи предполагают и празднич-

Йабёу «ЙТоёТёТаёч-апеёа Гаоеё»

85

ные варианты, совместные чаепития, раздачу небольших пакетов с достаточно символической поддержкой. Однако основная задача этих встреч — помочь ребятам научиться самостоятельно решать проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций.

В целях лучшей социализации, социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни могут создаваться центры по социальной адаптации выпускников. Такие, например, как созданный на базе Сенненской общеобразовательной средней школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Витебской области экспериментальный дом по социально-бытовой адаптации подростков. По словам директора центра, дом, расположенный на территории школы-интерната, рассчитан на одновременное проживание в нем 6 подростков.

Поступила 13.05.10.

Здесь группы из девушек и юношей старших классов поочередно, на протяжении месяца-двух, ведут фактически самостоятельный образ жизни. Ребята сами готовят, убирают, ведут хозяйство (приусадебный участок), рассчитывают имеющиеся доходы (зарплата за изготовленную продукцию, средства, выделяемые государством на питание) на определенное время. За преподавателями остаются только контролирующие и корректирующие функции.

Таким образом, роль социальных служб в успешной социализации и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот велика. Порой только сотрудники социальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются основным источником получения детьми социальных знаний, умений, навыков, образцом культуры, образа жизни, примером для дальнейшего подражания в будущем.

N0DАО I АА ГЁА — N I ОЁАЁи Г иЁ Ё ГN0Ё0C0 А NЁN0А 1 А N I ОЁАЁи Г I -ОВОА I АиО ЮМ 0АГЁЁ А. А. Ёбеамаа

А ааТТТё поаоиа аТаёёдё9о|эопу пойТТпои, ТЭёТОёш ё боТёоёё пТоёаёиТТ-оЭоаТайо ТоТТяаТёё. ЫТоёаёиТТа поЭаоТааТёа ЭапШ аоЭёаааопу ёаё ТаоаТёд! поааёёёдаоёё ё УЭёааТёу опоТё+ёаШё пТоёаёиТ Т-о9оаТай1 ТоТТ0аТёу1, а оаёжа ЭапёЭйаааопу ЭТёи пТоёаёиТТаТ поЭаоТааТёу а пёпоаТа пТоёаёиТТё дайёои ТапаёаТёу, а Таат'а+а-Тёё пТоёаёиТйо ё УЭТбаппёТТаёиТйо дайёоТйо 1аЭ То аТдИжТйо ЭёпёТа.

Международный опыт свидетельствует, что для обеспечения социального мира и удержания возникающих конфликтов в приемлемых для гражданского общества рамках необходимы социальные институты и механизмы достижения социального согласия и сотрудничества. Институты социального согласия становятся органической частью не только экономической, но и политической системы, налаживая и поддерживая прямые и обратные связи между государством и гражданским обществом, между различными общественными и профессиональными объединениями.

С точки зрения содержания, категории социологии — социальные процессы, соци-

альные институты, действующие в гражданском обществе, относятся к категории объективности [1, с. 13]. Они конкретизируют сущность и содержание времени, в котором функционирует индивидум гражданского общества. Именно при помощи этих категорий возможны описание и анализ таких процессов, как согласование тех или иных форм общественной жизни, форм политической власти, взаимодействие граждан с государством, особенности социально-трудовых отношений и т. п.

Как известно, система социально-трудовых отношений (СТО) есть совокупность взаимосвязанных организаций и институтов, представляющих интересы определенных со© А. А. ЁоёаТТаа, 2010

86

ААПОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ 6Гёаа5пёоаоа | 2010 | 1 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.